Служебная проверка: порядок проведения, срок, основания, результаты


Отдельные нюансы проведения служебных проверок

Участие всех лиц в служебной проверке может быть исключительно добровольным – работодатель обязан получить их письменное согласие

. Во время проверки также по письменному согласию может проводиться психофизиологическая экспертиза – применение полиграфа. К проведению проверок не запрещается привлекать третьих лиц на договорной основе.

В случае, если служебным расследованием было выявлено наличие признаков уголовного преступления, вся информация относительно этого расследования должна быть предоставлена в органы внутренних дел по решению работодателя.

Важный факт – служебное расследование не может включать в себя мероприятия, касающиеся жизни подозреваемого в совершении проступка сотрудника за пределами предприятия или вне времени исполнения рабочих обязанностей.

Проведение служебной проверки не является обязательным ни для работодателя, ни для сотрудников, однако оно может выступить решающим фактором при последующих судебных разбирательствах относительно применения или неприменения к сотруднику норм дисциплинарных взысканий, в особенности – прекращения трудовых взаимоотношений и увольнения по инициативе работодателя.

На любом предприятии рано или поздно происходит что-то, требующее провести служебное расследование и установить причины и виновников. Поэтому очень важно знать, как и в каких случаях оно проводится, а также как оформляются его результаты.

Понятие служебного расследования

В его ходе собирается комиссия, выявляет все обстоятельства, после чего принимает акт служебного расследования. При этом самого понятия «служебное расследование» в отечественном законодательстве нет, и потому оно обычно ведётся по правилам дисциплинарного производства, а детали в каждой организации прорабатываются на уровне внутренних правил.

Собственно, и само проведение расследования будет внутренним мероприятием, то есть наказание предусматривается рабочего характера. Если речь идёт о нарушениях более серьёзных, то делом займутся уже государственные органы.

Служебное расследование предполагает исключительно добровольное участие работника, это значит, запрещается заставлять его, например, проходить проверку на детекторе лжи или принудительный обыск.

Когда проводится

При мелких нарушениях его обычно не проводят – достаточно беседы с нарушителем. Его проведение затевают, если нарушение серьёзное, и сотрудник или вовсе отказывается признавать его, либо признаёт не все важные обстоятельства, отчего становится необходимым их прояснение.

Виды нарушений, при которых надо проводить расследование, устанавливаются самими работодателями. Обычно в списке присутствуют нарушения трудового распорядка, должностной инструкции, техники безопасности, неисполнение трудовой функции, нанесение ущерба компании.

Все эти нарушения можно разделить также на две основные категории: дисциплинарные проступки и причинение ущерба. Рассмотрим их подробнее.

Дисциплинарный проступок

Обычно по их поводу расследование не проводится, однако если проступок должен повлечь за собой наказание – например, увольнение, при этом сам сотрудник не признаёт, что его совершил, то расследование будет необходимо. К такого рода проступкам относится в первую очередь прогул.

Может расследоваться также уклонение от прохождения медицинского обследования, прохождения обучения и тому подобные.

Причинение ущерба

Если действия сотрудника нанесли серьёзный ущерб компании, также необходимо провести расследование по данному случаю, чтобы установить размер ущерба и определить виновен ли работник, и если именно он допустил или причинил ущерб, то какое наказание должен понести. Ущерб может быть как прямым, так и, к примеру, причинённым вследствие утечки коммерческой тайны, потому и необходимо задействовать комиссию, чтобы точно установить все сопутствующие обстоятельства.

Иногда действия провинившегося могут оказаться более тяжкими, подпадающими даже под статьи Уголовного кодекса, например, хищение. В таком случае работодатель не должен продолжать расследование самостоятельно, предписывается вместо этого обратиться в правоохранительные органы. Никаких полномочий вести следствие самостоятельно в подобных случаях компания не имеет, даже если у неё есть собственная служба безопасности.

Организация расследования

Как применяются дисциплинарные взыскания, устанавливает статья 193 Трудового кодекса. Именно на неё надо опираться, когда необходимо организовать расследование.

Сначала рассмотрим общую структуру принятия решений. Она будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении ущерба.

Мнение эксперта

Козлов Андрей Кириллович

Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Начнём с дисциплинарного проступка: после того, как он обнаружен, работодатель должен предоставить работнику возможность объясниться письменно. На то, чтобы оформить объяснение, работнику отводится двое суток.

Если он отказывается, необходимо будет оформить акт об отказе.

Затем работодатель решает, какие санкции применять, основываясь на объяснениях работника, докладах его руководителя, других документах. Опираясь на них, он издаёт приказ о наложении определённого взыскания.

Непосредственно служебное расследование здесь будет означать сбор документов, указывающих на:

  • факт совершения проступка;
  • степень вины работника в нём;
  • обстоятельства совершения, влияющие на определение меры наказания.

При причинении ущерба сотрудником алгоритм действий будет следующим:

  • приказом работодателя создаётся комиссия, включающая в себя минимум троих работников предприятия;
  • она выявляет детали нарушения;
  • определяется, какое наказание должен понести провинившийся.

Именно это и будет называться служебным расследованием в данном случае. С его помощью выявляется, по каким причинам нанесён ущерб, а также его размеры, определяется, какова степень вины работника, по отношению к которому проводится разбирательство. Далее мы будет рассматривать именно этот вариант, то есть полноценное расследование с комиссией.

В обоих рассмотренных выше случаях на работодателя возлагается выяснение всех обстоятельств перед определением наказания. Необходимо, чтобы они подтверждались документами, ведь наказанный сотрудник может обратиться в суд, и надо будет подтверждать свою позицию.

И если наказание не будет чётко обосновано, а вина работника доказана, то суд примет решение именно в его пользу.

Порядок проведения

Рассмотрим этапы, предшествующие началу расследования, а также этапы его проведения:

  1. Выявляется факт совершения проступка – сделать это может любой сотрудник компании, при этом как день обнаружения будет принят тот, в который данный сотрудник рассказал о нарушении руководителю, которому подчинён провинившийся сотрудник.
  2. Нарушение фиксируется в докладной записке на имя начальника.
  3. После рассмотрения записки начальник принимает решение о начале расследования (либо передаёт документ более высокопоставленному должностному лицу, если не имеет соответствующих полномочий).

На этом предшествующие расследованию этапы заканчиваются, и начинается непосредственно процесс:

  1. Приказом формируется комиссия – отметим, что непосредственный руководитель проверяемого в её состав не включается. Также, как и тот руководитель, который будет принимать итоговое решение.
  2. Комиссия проводит расследование – в его ходе необходимо выяснить, в чём состояло нарушение, кто его совершил, какими были причины и обстоятельства, размер причинённого ущерба. Для этого у провинившегося лица берётся объяснительная, а если оно не установлено, то у всех возможных виновников, затем собираются документы для прояснения обстоятельств.
  3. Составляется итоговый акт, подробно описывающий ход проверки и её заключение. В цели комиссии нередко включается и разработка мер для предотвращения подобного ущерба в будущем. Члены комиссии удостоверяют акт своими подписями, руководитель ставит на него печать.

Рассмотрим некоторые важные нюансы – форму служебной записки, оформление акта от дачи показаний, состав комиссии.

Служебная записка

Именно она становится основанием для проведения расследования, а с момента её принятия и фиксации в журнале документооборота будет отсчитываться время его начала.

Составляет записку работник компании, она подаётся на имя либо непосредственного начальника, либо руководителя всей компании. В ней указывается, какое именно нарушение отмечено, а также все его важные обстоятельства. Если ущерб был выявлен инвентаризацией, то к записке прилагается её акт.

Помимо служебной записки, в роли основания для проверки могут выступить и иные документы: обращения от потребителей со сведениями о проступке, претензии контрагента, заявление от самого работника.

Состав и полномочия комиссии

Осуществляет расследование в отношении работника служба безопасности, если в компании она есть; при её отсутствии – кадровый отдел. В комиссию входят сотрудники разных отделов – обычно это служба безопасности и кадровый, а также представитель профсоюза.

Чаще всего состав ограничивается именно тремя членами, но иногда в комиссию может входить и большее число людей.

Комиссия имеет право потребовать объяснения от каждого работника, который мог быть причастен к проступку. Это, впрочем, не означает, что работники обязаны их давать.

Также она может запрашивать любые документы и привлекать к делу сторонних специалистов. К примеру, такая необходимость возникает, если требуется определить, был ли работник пьян во время смены.

Допустимо и обращение за юридической, аудиторской, инженерной помощью.

Создание комиссии возможно, даже если компания не понесла ущерб, но действия работника могли к нему привести. Иногда она может быть постоянной, но чаще является временной.

Объяснительная записка и акт об отказе

После получения работником уведомления о необходимости предоставить письменное объяснение, ему даётся двое суток на оформление и предоставление. Если время вышло, а документ так и не был оформлен, это считается отказом в содействии проверке, о чём должен быть составлен письменный акт.

Законодательство не устанавливает форму для этого документа, как и для объяснения сотрудника, потому оформление свободное. Важно в первую очередь наличие подписей членов комиссии. Объяснительная или акт об отказе от неё обязательно подшиваются в дело.

Готовимся к камеральной проверке: на что обратить внимание?

Как проходит камеральная проверка? Какие документы необходимо представить? В какие сроки проводится проверка и чем заканчивается? Об этом и многом другом читайте в статье Екатерины Тощевой, старшего экономиста-консультанта.

С камеральной проверкой сталкиваются все компании и каждый индивидуальный предприниматель, независимо от выбранной системы налогообложения, присутствия убытка, показателей прибыльности. Такие проверки инспекция проводит регулярно на базе сданных деклараций и документов, полученных от налогоплательщиков.

О начале процедуры камеральной проверки предупреждать налогоплательщиков не будут. Проверка начнётся автоматически на основе представленной декларации/расчёта[1]. Вы поймёте, что в отношении вас проводится углублённая камеральная проверка, когда инспекция потребует представить документы, запросит пояснения. И тут налоговый орган не нарушает действующий закон, ведь нет норм Налогового кодекса, обязывающих ставить в известность о том, что они будут проводить углублённую проверку отчётности.

Права налогоплательщиков при проведении проверки

Часто в процессе проверки происходят нарушения прав налогоплательщиков. Чтобы этого не происходило, помните о своих правах.

  1. Право на проверку в рамках представленной отчётности. Как указано в пункте 1 статьи 88[2] НК РФ в рамках данной проверки проверяется тот налог, по которому представлена декларация, и только по периоду, указанному в данной отчётности.

Если налоговики принимают решение о привлечении вас к ответственности в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации, то смело направляйтесь в суд. Есть несколько примеров положительных решений: Постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7599/08-С2[3], ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 № А58-6343/06-Ф02-5686/07[4].

  1. Право на информирование о выявленных ошибках и направление пояснений. При проведении камеральной проверки плательщики имеют право[5]:

1) получить от налоговой инспекции информацию об обнаруженных ошибках, содержащихся в отчётности, несоответствиях между имеющимися у контролирующих органов сведениями и сведениями, которые направлены проверяемыми.

Тот момент, что проверяющие не сообщили налогоплательщику об обнаруженных ошибках, может быть принят в суде в качестве ещё одного доказательства в вашу пользу (Постановление[6] ФАС Московского округа от 23.03.2006 № КА-А40/2122-06).

2) представить пояснения по обнаруженным ошибкам, противоречиям и (или) несоответствиям.

Игнорировать своё право на направление пояснений и дополнительных документов не нужно. Если вы внесёте ясность в ситуацию при расчёте налога, то претензии со стороны налоговиков будут незначительны. И, соответственно, можно избежать штрафов.

Если налогоплательщик согласен с замечаниями инспекции, он вправе не направлять пояснения, а подать уточнённую декларацию.

Рассмотрим такую ситуацию. В процессе проведения камеральной проверки инспектор обнаружил ошибки и, позвонив по телефону, потребовал предоставить пояснения. Должна ли организация реагировать на устные требования сотрудников инспекции?

Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос о том, в какой форме направляется сообщение налогоплательщику об ошибках, выявленных в ходе камеральной проверки. Чтобы составить акт камеральной проверки, налоговому органу необходимо соблюдение данного процесса. Поэтому на практике налогоплательщику информация об ошибках направляется в письменной форме.

Таким образом, налогоплательщики обязаны исполнять только законные требования налоговых органов, исполнение же устных указаний сотрудников ведомства законодательством не предусмотрено.

  1. Право на соблюдение сроков проверки. В процессе проведения камеральной проверки проверяющие обязаны придерживаться установленных НК РФ ограничений по сроку проверки. Проверка не может длиться больше трёх месяцев с момента представления отчётности (п. 2 ст. 88[7] НК РФ).

Указанное ограничение инспекция не всегда соблюдает.

Но неутешительный вывод вытекает из пункта 14 статьи 101[8] НК РФ: нарушение данного срока не является причиной для отмены решения по итогам данной проверки.

Также вы имеете право на предоставление уточнённой налоговой декларации в процессе прохождения проверки[9], право на соблюдение порядка при проведении процедур налогового контроля, право на получение акта, составленного по окончании проверки[10], право на изучение данных проверки[11] и т. д.

Сроки проведения камеральной проверки

Здесь всё просто. Срок проведения камералки по налогу на добавленную стоимость – два месяца, по остальным налогам – три.

Указанный срок не может быть продлён, но имеется одно исключение. Это в каждом правиле. Сотрудники налоговой вправе продлить срок проведения камеральной проверки по НДС, то есть проверка будет составлять уже три месяца. Но это возможно лишь в случае, если будут выявлены несоблюдение норм действующего законодательства о налогах[12].

Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи отчётности [13].

Дата окончания в общем случае – соответствующее число через три месяца. К примеру, инспекция получила отчётность 1 августа. Следовательно, последним днём проверки будет 1 ноября.

Изменились ли сроки проведения камеральной налоговой проверки из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране? Ведь было много изменений: переносились сроки уплаты налогов для некоторых компаний, вводились запреты на проверки в это непростое время. Камеральные проверки проводятся в общеустановленные сроки без каких-либо продлений. На это указывают толкования ведомств[14].

Какие документы необходимо представить?

При камеральной проверке проверяющие могут затребовать дополнительные документы только в случаях, установленных НК РФ[15].

К примеру, документы вы должны представить, если:

  • не представили документы вместе с отчётностью, хотя НК РФ возлагал на вас эту обязанность. Допустим, вы зачли уплату налога на имущество за границей, но к декларации не были приложены подтверждающие документы[16];
  • претендуете на ту или иную налоговую льготу;
  • направили отчётность по НДС с налогом к возмещению;
  • в представленной декларации по НДС либо в декларации контрагента есть расхождения, что привело к недоплате налога либо к завышению возмещаемого НДС;
  • воспользовались пониженными тарифами по страховым взносам или указали в отчётности необлагаемые выплаты. У вас могут запросить документы, которые их подтверждают;
  • представили уточнённую отчётность, если прошло два года от представления первоначальной отчётности и в которой был уменьшен налог либо увеличен убыток;
  • воспользовались вычетами по налогу по системе tax free;
  • претендуете на инвестиционный вычет по налогу на прибыль.

Также можете представить документы по собственной инициативе, если знаете, что проверяющие в любом случае их запросят.

В рамках камеральной проверки сотрудники инспекции имеют право проводить широкий диапазон мероприятий налогового контроля. Но прибегают к ним реже, чем, допустим, при выездной проверке.

На практике в процессе камеральной проверки проверяющие:

  • истребуют у компании документы. Вправе только в случаях, рассмотренных нами выше;
  • запрашивают документы и информацию у контрагентов, так называемая встречная проверка[17];
  • вызывают в инспекцию на допрос, просят предоставить пояснения. Учтите, что за игнорирование вызова в налоговую инспекцию предусмотрена ответственность. Также в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией срок предоставления пояснений в процессе проверки декларации по НДС увеличивался на 10 дней. Но это относится только к требованиям, полученным с 1 марта по 30 июня включительно. Основание этому пункт [18] Постановления Правительства РФ от04.2020 № 409;
  • проводят осмотр территории проверяемого. Но такие случаи ограничены[19].

Оформление результатов камеральной проверки

Оформление результатов проведённой проверки зависит, выявлены ли нарушения или нет.

Если нарушения обнаружены, то проверяющие в течение 10 рабочих дней после окончания проверки должны составить акт[20]. Если вы не согласны с описанным в нём заключением, то есть возможность направить возражения. Для этого у плательщика есть одни месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ[21]).

В итоге проверяющие выносят окончательное решение.

Если законодательство вы не нарушали, то результаты проверки проверяющие не регистрируют. Оформления какого-либо документа в данном случае Налоговым кодексом не предусмотрено.

Ответственность налогоплательщиков

Ответственность может наступить в случае отказа от представления или несвоевременного представления документов, затребованных инспекций. Штраф в данном случае составит 200 рублей за каждый документ, направить который вы отказались (п. 1 ст. 126 НК РФ[22]).

Также должностных лиц организации за указанное нарушение могут привлечь к административной ответственности. А это штраф, размер которого варьируется от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ[23]).

К ответственности также привлекаются плательщики, не предоставившие пояснения в указанный инспекцией срок. Придётся заплатить 5 000 рублей. Если в течение года нарушение повторится, то размер штрафа составит уже 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ[24]).

В случае непредставления документов и пояснений имеется риск включения в план выездных налоговых проверок.

Будьте внимательны, предоставляйте пояснения только по ТКС, если на вас возложена обязанность подать декларацию по НДС в электронном виде. Направив пояснения на бумажных носителях, они будут расценены как непредставленные (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ[25]).

Для справки

Регламент проведения камеральной налоговой проверки определён статьёй 88 Налогового кодекса РФ[26].

Этот вид проверки проводится на территории самой инспекции, без выезда к налогоплательщикам. Для налогоплательщиков это не доставляет неудобств, они продолжают вести свою финансово-хозяйственную деятельность.

Сотрудники ведомства при проведении камеральной проверки опираются на статьи НК РФ. Также используют:

  • рекомендации по проведению камеральных проверок[27];
  • письма[28] ФНС России, которые являются необходимыми к применению нижестоящими налоговыми органами.

Итак, камеральная проверка начинается после представления любой декларации или расчёта. А может ли проверка проведения без представления декларации? Нет, здесь действия проверяющих будут являться незаконными. Ведь камералка начинается только после представления отчётности. На что прямо указывает пункт 1 статьи 88 НК РФ[29].

Если инспекция не располагает представленной отчётностью, она вправе провести иной вид налогового контроля, но не камеральную проверку[30]. Но, обратите внимание: из любого правила есть исключение. К примеру, если декларацию (расчёт) не направила в намеченную дату иностранная компания, которая подлежит постановке на учёт согласно пункту 4.6 статьи 83 НК РФ[31], проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе данных, которыми они располагают, а также данными о иных подобных налогоплательщиках.

Чтобы камеральная проверка завершалась с минимальными претензиями со стороны налоговых органов, знайте свои права и обязанности при проведении проверки.

[1] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[2] Ст. 88 НК РФ (часть первая)»от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[3] Постановление ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7599/08-С2 по делу № А76-4251/08 {КонсультантПлюс}.

[4] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 № А58-6343/06-Ф02-5686/07 по делу № А58-6343/06 {КонсультантПлюс}.

[5] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[6] Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2006 № КА-А40/2122-06 по делу № А40-45824/05-126-392 {КонсультантПлюс}.

[7] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[8] Ст. 101 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[9] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[10] Ст. 100 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[11] Ст. 101 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[12] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[13] Ст. 6.1 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[14] Вопрос: О сроках представления пояснений и документов (информации) на требования налогового органа в условиях распространения коронавирусной инфекции (Письмо ФНС России от 22.05.2020 № ЕА-4-15/8424) {КонсультантПлюс}.

[15] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[16] Ст. 386.1 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[17] Ст 93.1 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[18] Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (ред. от 11.07.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов) {КонсультантПлюс}.

[19] Ст. 92 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[20] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[21] Ст. 100 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[22] Ст. 126 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[23] Ст. 15.6 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[24] Ст. 129.1 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[25] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[26] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[27] Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (ред. от 13.02.2020) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» {КонсультантПлюс}.

[28] Письмо ФНС России от 27.07.2018 № ММВ-20-15/[email protected] «О сокращении сроков камеральной проверки» {КонсультантПлюс}.

[29] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[30] Ст. 82 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[31] Ст. 83 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

Сроки

Законодательство устанавливает чёткое ограничение по сроку, в течение которого можно расследовать дело – месяц, и до его истечения следует представить результаты. Отсчёт начинается со дня оформления приказа о начале расследования, либо с даты подачи служебной записки, если проверка начинается на её основании.

Но следует отметить, что в этот период не должно включаться время, когда сотрудник отсутствует, будучи в отпуске или находясь на больничном, а также требуемое на то, чтобы учесть мнение представительского органа работников. Это неучитываемое время в сумме не должно превышать 6 месяцев.

После истечения полугода же возможность применить дисциплинарное взыскание пропадает, кроме наказания за нарушения, выявленное ревизией или аудиторской проверкой – в его отношении этот срок составляет до 2 лет.

Процедура проведения

Выездная проверка начинается со дня вынесения решения. Согласно действующему законодательству, инспекция не обязана предупреждать налогоплательщика заранее о планируемых действиях. Уведомление о проверке вручается любым удобным способом – лично, по телефону, через ТКС или направляется почтой.

После получения уведомления налогоплательщику предоставляется 10 дней для сбора документации на проверку и передачи инспекторам ФНС. Если объем собираемых документов достаточно значителен, допускается подать ходатайство о продлении сроков. В течение 2-х дней налоговая должна вынести решение по этому поводу. Однако в таких ситуациях инспекторы поступают по собственному усмотрению. В просьбе может быть и отказано.

Объектом выездной налоговой проверки становится правильность начисления налогов, страховых взносов. Прочие дела организации или предпринимателя, не связанные с налогообложением, инспекторов ФНС не должны интересовать, за исключением следующих ситуаций:

  • проверяемый субъект работает в сфере региональных инвестиционных проектов;
  • налогоплательщик использует специальный режим налогообложения, право на применение которого потребуется доказать.

Проведение выездной налоговой проверки сопровождается рядом ограничений, среди которых:

  • глубина проверки не может превышать 3-х предыдущих отчетных периодов;
  • проверка проводится не чаще 2-х раз в год, повторная проверка одних и тех же документов не допускается;
  • мероприятия проводятся по адресу фактического местонахождения плательщика или на территории налоговой инспекции.

Действия инспекторов в рамках выездной проверки допускают проведение следующих процедур:

  1. Осмотр помещений налогоплательщика вне зависимости от места их нахождения. Речь идет о складских, офисных, торговых и прочих площадях.
  2. Запрос документации, необходимой для проверки деятельности проверяемого лица. Первоначальный пакет документов для получения информации инспекторы запрашивают вначале проверки. Далее дополнительные требования о предоставлении пояснений поступают по мере необходимости.
  3. Инвентаризация активов компании. Проводится обследование имеющихся у субъекта и используемых в предпринимательской деятельности материальных ценностей.
  4. Опросы свидетелей. В качестве вызываемых могут привлекаться наемные работники проверяемого лица. Также инспекторы вправе обратиться за получением нужной информации к прочим свидетелям.
  5. Проведение экспертизы и получение экспертного заключения. Сторонние специалисты могут привлекаться к оценке текущей ситуации дополнительно на договорной основе.
  6. Привлечение переводчика. При необходимости налоговики вправе воспользоваться услугами переводчиков для получения полной картины о состоянии финансовых дел проверяемого лица.
  7. Выемка документов. Изъятые документы служат доказательством об обнаруженном налоговом правонарушении.

В рамках проведения выездной налоговой проверки инспекторы стремятся полную информацию в следующих вопросах:

  • соблюдение норм законодательства при регистрации проверяемого лица;
  • проверяются документы учета в целях сверки реальной налогооблагаемой базы с заявленной;
  • анализируется полнота и своевременность уплаты налогов и взносов;
  • фиксируются выявленные в ходе проверки ошибки, неточности и искажения, влияющие на правильность исчисления налогов.

Помимо выявления обычных арифметических ошибок в расчетах, налоговые инспекторы уделяют внимание соответствию заполнения документов с требованиями законодательства. Отсутствие каких-либо обязательных реквизитов может стать основанием для признания имеющейся информации как неподтвержденной, что может негативно отразиться на налогооблагаемой базе.

Порядок обжалования

На предприятии могут быть предусмотрены различные процедуры по обжалованию результатов расследования, какие это будут процедуры, устанавливается локальными актами. Законодательством этот вопрос не регулируется, как мы уже упоминали, в нём вообще нет такого понятия, как служебное расследование, и тем более не установлены нюансы его обжалования.

А вот что можно обжаловать, так это принятое работодателем решение – в трудовой инспекции или сразу в суде. В таком случае он должен будет предоставить собранные в ходе расследования документы, чтобы доказать, что нарушение в самом деле было допущено, и тем самым лицом, на которое наложено наказание, а мера тяжести соответствует нарушению.

Решение налогового органа по результатам проверки

Акт составлен, возражения поданы. Что дальше? А дальше — процедура рассмотрения материалов проверки, предусмотренная ст. 101 НК РФ.

О некоторых спорных ее аспектах рассказывает эта статья.

Ее проводит руководитель проверявшей вас ИФНС или его заместитель.

Обратите внимание! Налоговики обязаны известить вас о времени и месте рассмотрения. Причем сделать это они должны в разумные сроки, чтобы у вас была реальная возможность присутствовать.

Подробнее см. здесь.

Результатом рассмотрения материалов будет итоговое решение по проверке. Контролеры укажут, были нарушения или нет, и решат, привлекать или не привлекать вас к ответственности. Вот это уже обязательный к исполнению документ, в отличие от акта.

О том, исполнять ли решение, если инспекция не вручила его в установленные сроки, вы узнаете из данной публикации.

До вынесения решения вы можете ознакомиться со всеми материалами проверки и даже скопировать их.

Об этом см. здесь.

Это поможет вам лучше подготовиться к дальнейшему обжалованию.

Оформление результатов

Документом, который должен подытожить результаты, является акт служебного расследования – его образец мы прилагаем к статье, здесь же коротко рассмотрим содержание.

Состоит этот документ из трёх частей:

  • вводная;
  • описательная;
  • резолютивная.

Во вводной излагается, о каком нарушении идёт речь, указывается дата совершения, состав комиссии, период, в течение которого велось расследование. Описательная углубляется в доказательства, на основании которых комиссия пришла к определённым выводам. Наконец, в резолютивной подводится итог – комиссия делает выводы относительно вины работника.

Затем следуют приложения, то есть документы, такие как служебные записки, объяснительные, акты инвентаризации, если речь о недостаче, заключения экспертов и тому подобные. Необходимо, чтобы каждый член комиссии подписал акт, а руководитель поставил печать.

Затем делу присваивается номер, указывается дата, когда оно было составлено – она же и дата завершения расследования.

Если у одного из членов комиссии мнение отличается от изложенного в документе, он всё равно должен поставить подпись, но может изложить свою позицию отдельно и приложить это изложение к другим материалам.

После этого руководителю даётся три дня на принятие решения, которое должно быть оформлено в виде приказа. Руководитель обязан ориентироваться на предписания комиссии, вместе с тем обычно сам может выбрать нужный вариант взыскания из допустимых по законодательству.

Работника необходимо ознакомить с приказом – на это отводится 3 рабочих дня после его издания. Если работник отказывается знакомиться с документом, составляется акт об отказе.

Как показывает практика, производственная деятельность на любом предприятии может сопровождаться различными дисциплинарными нарушениями со стороны сотрудников. В случае, если подобный проступок носит серьезный характер, влекущий тяжелые последствия, компания должна организовать особую служебную проверку (расследование) с целью выявления виновных субъектов и применения справедливого наказания.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Итак, КНП проводится в отношении всех попадающих к налоговикам деклараций. Если в декларации все в порядке, для налогоплательщика проверка проходит тихо и незаметно: решение о ее начале не выносится, никакие документы по ее итогам не составляются (кроме КНП по возмещению НДС).

Иначе обстоит дело, когда проверяющие выявляют нарушения. В этом случае по окончании проверки они обязаны составить акт.

Подробнее о том, что он должен содержать, как выглядит и каковы последствия того, что он не был составлен, читайте в этой статье.

Обратите внимание! На ход камеральной проверки можно повлиять путем подачи уточненки. Это существенно для тех, кто сам обнаружил ошибки в уже сданной декларации.

О том, как грамотно использовать уточнения и в чем можно поспорить с налоговиками, читайте в статьях:

  • «Уточненка, поданная после вручения акта КНП, не предотвратит решения по ней»;
  • «При принятии решения по проверке контролеры должны учесть “учтоненки”, поданные до его вынесения».

Еще одно важное пояснение: акт проверки, по сути, документ информативный. Сам по себе он не порождает для проверяемого никаких последствий, а только сообщает, что в ходе проверки обнаружены некие факты, которые могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком нарушений. А значит, то, что изложено в акте, вы пока обжаловать не можете. В то же время у вас есть возможность повлиять на решение по проверке посредством подачи возражений.

О том, как они оформляются, читайте в данной публикации. Там же есть готовый образец возражений на акт КНП.

Вся последующая процедура и действия с актом камералки схожи с теми, которые предусмотрены для актов выездных проверок. О них расскажем далее.

Понятие служебной проверки, ее нормативно-правовое регулирование

Под служебной проверкой понимается особый вид расследования, осуществляемый в рамках производственного процесса конкретного предприятия, в ходе которого определяется виновное лицо и степень его вины, а также выявляются детали правонарушения.

Зачастую подобное расследование характерно для государственных структур. Впрочем, управленцы коммерческих субъектов также вправе организовывать служебные проверки в рамках своих предприятий, если для этого имеются соответствующие основания.

Мнение эксперта

Козлов Андрей Кириллович

Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Практика демонстрирует, что подобное характерно для крупных компаний. При этом, в локальных нормативах организации должны быть отражены правила, с учетом которых будет осуществляться расследование.

В свою очередь, для государственных структур актуален ФЗ № 79 от 26.06.2017г., содержащий все особенности и нюансы реализации подобного мероприятия.

Для структур МВД РФ действителен Приказ МВД № 161 от 26.03.2013г.

Кроме того, цельная картина относительно проведения служебной проверки составляется на основании различных статей трудового законодательства РФ. Так, например, в ст. 193 ТК РФ четко прописан порядок применения дисциплинарных взысканий. Именно при наличии тяжкого дисциплинарного проступка в дальнейшем может быть начато служебное расследование.

Существует ряд общих принципов, на которых должна базироваться служебная проверка:

  • все факты, выявляемые в ходе проведения расследования, должны оцениваться объективно и беспристрастно. Личное эмоциональное отношение к тому или иному явлению не должно влиять на решение управленца, представителя комиссии или обвиняемого;
  • до тех пор, пока вина субъекта не доказана, он является невиновным. Вина устанавливается только по факту выявления очевидных и неопровержимых доказательств;
  • порядок действий членов комиссии должен строго соответствовать определенному в локальных нормативах регламенту. В противном случае подобные действия могут расцениваться, как противоправные.

Формирование акта по итогам выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки является итоговым документом, составленным на основании проведенных инспекторами ФНС мероприятий. В нем отражаются результаты проверки, в числе которых выделяются выявленные налоговые нарушения. Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев какие-либо ошибки в учете обнаруживаются, в акте прописываются суммы доначислений и штрафов.

Сразу после завершения проверки инспекторы выдают проверяемому лицу справку о завершении работы. Итоговый акт предоставляется налогоплательщику не позднее 2-х месяцев с момента окончания мероприятий.

После формирования акт о проведении выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку. При уклонении от получения документ отправляется по почте. Вносить изменения в акт после его вручения в одностороннем порядке не допускается. Однако по согласованию с проверяемым лицом могут быть внесены технические корректировки.

Основания для проведения служебной проверки

Служебное расследование должно иметь под собой веские основания. В частности, к причинам организации служебной проверки относятся:

  • осуществленный лицом проступок, влекущий за собой увольнение. Подобное, к примеру, справедливо для административных лиц, принявших какое-либо необоснованное управленческое решение, повлекшее за собой крупные финансовые потери. Более детально причины увольнения сотрудников описаны в ст. 81 ТК РФ;
  • нарушение правил оформления трудового соглашения, обозначенных в ст. 84 ТК, при составлении документа. Например, прописанные обязанности сотрудника в трудовом контракте не соответствуют действительной квалификации лица и, соответственно, не могут им исполняться;
  • наступление всех обстоятельств, оговоренных в законодательных нормативах, при которых проведение служебной проверки неизбежно. Например, подобное мероприятие должно осуществляться при несчастных случаях на производстве и т.д.

Порядок оформления результатов налоговой проверки

Порядок оформления результатов налоговой проверки зависит от 2 факторов:

  • вида проверки: камеральная или выездная;
  • собственно результата проверки: есть нарушения или нет.

Вся результирующая процедура четко прописана в ст. 100 НК РФ.

Полный текст статьи, а также комментарии по основным вопросам, которые вызывают ее положения, ищите здесь.

А сейчас вкратце остановимся на основных аспектах.

Основные задачи организации служебной проверки

Так как служебная проверка проводится только при наличии весомых причин, она обязательно должна преследовать конкретные цели. В частности, к главным задачам подобного мероприятия можно отнести:

определение факта совершения проступка, который влечет за собой наложение соответствующего дисциплинарного взыскания;

  • установление конкретного времени и обстоятельств совершения проступка, анализ происшествия, его последствий и выявление объема причиненного урона;
  • определение виновного лица, сбор и систематизация ряда доказательств относительно его непосредственной вины, либо непричастности к произошедшему;
  • установление степени виновности сотрудника;
  • анализ нюансов и особенностей произошедшего, выявление особых мотивов лица.

Порядок проведения служебной проверки

Для начала следует определить периодичность проведения служебной проверки. Это требуется, так как правомерное время, отведенное на наложение дисциплинарного взыскания, не увеличивается при расследовании.

Поэтому проверка и определение наказания должны проводиться в рамках установленного срока – одного календарного месяца с момента обнаружения правонарушения. Непосредственное приведение выбранной меры ответственности в действие, в свою очередь, не должно осуществляться позднее 6 месяцев с этой даты.

Если служебная проверка не обусловлена дисциплинарным нарушением сотрудника, ее рекомендуется проводить как можно скорее, но точных сроков не указано.

Служебная проверка проводится на основании распоряжения управленца. В нем необходимо отразить следующую информацию:

  • причины проведения расследования;
  • необходимость организации соответствующей комиссии и перечень всех субъектов, входящих в нее. Также необходимо отдельно выделить председателя комиссии;
    • деловые полномочия членов комиссии и прочих ответственных лиц;
    • периодичность осуществления служебной проверки;
    • порядок документального оформления результатов проведенного мероприятия.

    Служебная проверка должна быть завершена не позднее определенных выше сроков. По факту ее окончания представителями комиссии формируются соответствующие документы.

    Оформление результатов выездной налоговой проверки

    По итогам выездной проверки акт составляется всегда, независимо от того, были обнаружены нарушения или нет. Однако окончание проверки фиксируется не в нем, а в справке о проведенной ВНП. Именно со дня ее составления идет отсчет срока, отведенного на оформление акта.

    О том, кто, когда и как его оформляет, рассказывает эта статья.

    Так же как и при камералке, в случае несогласия с налоговиками можно подать возражения на акт выездной проверки.

    Составить их вам поможет данная статья.

    Однако и акт без замечаний, который вроде бы должен означать, что вы все делаете верно, еще не гарантия от санкций в будущем.

    Удивлены? Прочтите данную публикацию и узнаете, что мы имеем в виду.

    Права и обязанности членов комиссии в ходе служебной проверки

    Полномочия членов комиссии заключаются в следующем:

    • запрашивать у любых сотрудников компании объяснения по вопросам произошедшего и любую иную информацию;
    • оформлять полученные показания в письменном виде;
    • ознакомляться с документацией компании, которая имеет отношение к проводимому расследованию. Помимо этого, все документы, которые представители комиссии сочтут уместными, могут быть причислены к материалам расследования;
    • с согласия нанимателя привлекать к расследованию специалистов узких профилей, запрашивать в государственных и частных структурах требуемую информацию и приобщать подобные документы к материалам дела.

    К обязанностям представителей комиссии относятся:

    • осуществление различных мероприятий в ходе служебной проверки для установления обстоятельств происшествия и виновных лиц;
    • рассмотрение и принятие во внимание заявлений, поступающих в рамках текущего дела;
    • обеспечение конфиденциальности информации, получаемой в процессе проверки;
    • грамотное оформление итогов проверки.

    В свою очередь, к правам предположительно виновного сотрудника относится:

    • изложение в письменной форме своего взгляда на произошедшую ситуацию;
    • выдвижение требований к членам комиссии о приобщении к материалам служебной проверки бумаг и иных данных, поддерживающих позицию сотрудника, совершившего проступок;
    • право быть информированным о сведениях, собранных комиссией в ходе проведения расследования.

    Следовательно, предположительно виновное лицо вправе отстаивать свои взгляды и приводить документальные доказательства своей правоты.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: