Камеральная налоговая проверка: особенности, назначение, порядок и сроки проведения


Статья 88 НК РФ определяет камеральную налоговую проверку в качестве проверки закона о налогах и сборах на основании декларации и документации, которую плательщик подал в налоговую службу. К тому же статья 88 НК РФ определяет порядок проведения камеральной налоговой проверки.

В начале камеральной проверки плательщик налогов подаёт в ФНС декларацию либо расчёт. Чтобы её выполнить, не нужно какое-то особое решение руководства налоговой службы либо разрешения плательщика налогов. Последнему не отправляется уведомление о том, что проверка началась. На неё отводится три месяца после того, как в налоговый орган будет представлена декларация. Если при проведении проверки были обнаружены расхождения, ошибки либо несоответствия данных, налоговая служба уведомит об этом проверяемую компанию и потребует объяснить либо внести корректировки в декларацию.

Когда отправляется требование о предоставлении объяснений либо внесения корректировок

Налоговый инспектор может при проведении камеральной проверки обнаружить ошибки, расхождения либо неточности. В этом случае в соответствии с пунктом 3 статьёй 88 НК РФ он должен направить плательщику налогов соответствующие требования.

Пояснения к декларации разрешается предоставлять в письменном виде по почте, личной доставке или с помощью телекоммуникационных каналов связи с применением электронной подписи. На их предоставление отводится пять рабочих дней с момента получения требования.

При необходимости внесения корректировок в декларации за счёт подачи уточнённой декларации. Во время проведения камеральной проверки налоговая инспекция может запросить у плательщика налогов дополнительные данные либо документы:

  • информация о льготах;
  • данные о сумме НДС для возмещения;
  • декларация по НДФЛ либо корпоративному налогу предоставлена участником товарищества либо инвестиционного договора;
  • отчётность предоставляется по налоговым обязательствам, которые связаны с применением природных ресурсов.

Ст 88 нк РФ

8.1. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

Рекомендуем прочесть: Документы необходимые при продаже квартиры в 2021 году

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

Ключевые особенности камеральной налоговой проверки

В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка отличается:

  • проверка выполняется при подаче в ФНС декларации, однако может производиться и без неё;
  • камеральный контроль проводится в налоговой службе, но возможен приезд к плательщику налога с целью осмотра его имущества;
  • длительность проверки не может превышать 3 месяца;
  • проведение проверки является обязанностью налоговой системы, поэтому на неё не нужны специальные разрешения;
  • если по отчёту вопросов не возникает, тогда по проверке не будут составлены никакие документы;
  • проверка заключается в проверке грамотности использования льгот и ставок, арифметическом контроле, сверке с отчётами иных плательщиков налогов, сопоставлении сведений проверяемого отчёта, а также увязке с другой информацией, имеющейся у налоговой службы;
  • если будут обнаружены какие-то ошибки либо возникнут подозрения в занижении налогооблагаемой базы, тогда налогоплательщику будет предъявлено требование внести в отчёт изменения либо предоставить объяснения. Иногда нужно представить первичную документацию;
  • в случае если останутся вопросы и будет доказано нарушение, тогда ИФНС предоставляется десять дней на проверку, по завершении которой будет составлен акт;
  • в случае предоставления объяснений налоговая служба может решить прекратить проверку;
  • один и тот же отчёт запрещается проверять камералкой два раза.
  • Кто проводит камеральную проверку

    Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

    Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

    СПРАВКА. Решение руководителя или заместителя руководителя ИФНС о проведении камеральной проверки не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 88 НК РФ.

    Последствия отказа от предоставления декларации

    Статья 88 НК РФ камеральная налоговая проверка устанавливает, что при подаче декларации позже срока, это приравнивается к непредставлению декларации. Это может вызвать такие последствия:

  • Штраф 5% от величины налога, которая указана в декларации, за все месяцы после её предоставления (даже неполные). Минимальный размер – 1 тысяча рублей, максимальный – 30% от размера налога. КоАП РФ устанавливает штраф в 300-500 рублей для руководителя.
  • Через десять рабочих дней после завершения срока сдачи отчёта, но не позже трёх лет после них, прекращаются все операции по счетам. Это ограничение будет отменено сразу же после подачи декларации.
  • Декларация по НДС должна отправляться через ТКС, при нарушении этого требования накладывается штраф в 200 рублей. Руководителю придётся заплатить штраф от 300 до 500 рублей.
  • Проведение камеральной проверки без декларации по сведениям, которые есть у налоговой службы. Когда декларация будет подана, проверка закончится. Однако полученные в ходе её сведения будут применяться при анализе данного отчёта. При завершении подобной проверки до получения декларации, тогда принятое по ней решение, будет обязательным для плательщика налогов.
  • Сколько длится камеральная проверка

    Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

    Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

    Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

    Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

    О принятии решения по итогам камеральной проверки читайте в материале «Решение по камеральной проверке может быть принято до истечения трехмесячного срока».

    Полномочия налоговой инспекции при проведении камеральных мероприятий


    При проведении камеральной проверки сотрудники ИФНС могут:

  • запросить документацию и объяснения у проверяемого лица либо организации;
  • потребовать документы у других лиц (в числе которых иностранные банки и государства), они могут запрашиваться по всей цепочке сделки;
  • провести инвентаризацию имущества;
  • допросить свидетелей;
  • осмотреть предметы, документации, территории и помещения.
  • Запрос может быть отправлен почтой, по ТКС либо вручен лицу под роспись.

    Порядок и сроки проведения камеральной проверки

    ^К началу страницы

    Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.

    Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

    Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

    Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

    Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

    В каких случаях направляется требование о представлении пояснений или внесении изменений в декларацию?

    Если в ходе камеральной проверки налоговый инспектор выявил ошибки, расхождения или несоответствие сведений, он направляет налогоплательщику требование представить пояснения и/или внести изменения в налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Порядок представления пояснений

    Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Порядок внесения изменений в декларацию

    Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи уточненной декларации.

    В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

    • заявлена сумма НДС к возмещению;
    • заявлены льготы;
    • отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
    • декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

    Оформление результатов камеральной проверки

    ^К началу страницы

    Нарушения не выявлены:

    • камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

    Выявлены нарушения:

    • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
    • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
    • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
    • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

    В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных

    мероприятий налогового контроля

    .

    Департамент общего аудита по вопросу правомерности требований налогового органа

    Ответ При ответе мы исходим, что Организацией подана первичная (либо уточненная) налоговая декларация по НДС за 2 квартал без соответствующего возмещения суммы НДС из бюджета, т.е. к уплате (доплате) суммы НДС в бюджет.

    На основании подпункта 31 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

    На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

    Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать[1] у проверяемого лица необходимые для проверки документы

    Согласно пункту 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57[2] из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует,
    что истребование у налогоплательщика
    , его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов)
    документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки
    либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

    По нашему мнению, поскольку требование налоговым органом представлено в ходе проведения в отношении Организации камеральной проверки, то нормы пункта 1 статьи 93 НК РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьей 88 НК РФ.

    Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 НК РФ).

    Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость) (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

    На основании пункта 3 статьи 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения[3] или внести соответствующие исправления в установленный срок.

    При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

    Согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы,
    если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
    Таким образом, из совокупности изложенных норм следует, что камеральная проверка проводится налоговым органом на основании имеющихся у него документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, либо документов имеющихся у налогового органа, полученных в ходе мероприятий налогового контроля.

    При этом пунктом 7 статьи 88 НК РФ прямо указано, что налоговые органы при проведении камеральной проверки не праве требовать иные документы или сведения, если иное не предусмотрено указанной статьей.

    Кроме того, налоговый орган вправе потребовать пояснения от налогоплательщика, в случае если им в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах. Т.е. требования о предоставлении пояснений с формулировкой «при наличии расхождений» и в отсутствии подтверждения о выявленных расхождениях со стороны налоговых органов не соответствует действующим положениям статьи 88 НК РФ.

    Отметим положения статьи 88 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы при проведении камеральной проверки вправе на основании статьи 93 НК РФ истребовать иные документы и сведения:

    Пункт 6 статьи 88 НК РФ.

    При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

    Пункт 8 статьи 88 НК РФ

    . При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

    Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов[4].

    Пункт 8.1. статьи 88 НК РФ.

    При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

    Пункт 8.3. статьи 88 НК РФ.

    При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

    Указанный перечень не подлежит расширительному толкованию, что также подтверждается судебной практикой. Так, например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.16 № 10АП-7064/2016 по делу № А41-108119/15 отмечено, что суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговым органом не представлены доказательства наличия условий для выставления требования о представлении документов, подтверждающих сумму реализации, в рамках камеральной налоговой проверки, а именно выполнения инспекцией условий, предусмотренных п. п. 3 и/или 6, 7, 8, 8.1 ст. 88 НК РФ.

    Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина РФ от 13.10.15 № 03-02-07/1/58461:

    «Вопрос:

    Об истребовании налоговым органом документов (пояснений) при камеральной проверке.

    …Ответ:

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах (например, статьями 88, 89, 93, 93.1 Кодекса) от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

    При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы (пояснения) в случаях, указанных в статье 88 Кодекса.

    Если, по мнению заинтересованного лица, акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают его права, он вправе обжаловать их в порядке, установленном главой 19 Кодекса.».

    На наш взгляд, при указанных обстоятельствах, в Вашем случае, у налогового органа имеются основания для истребования документов по пункту 8.1 статьи 88 НК РФ.

    При этом, указанной нормой прямо отмечено, что налоговыми органами при проведении камеральной проверки могут быть истребованы документы, относящиеся к определенным (указанным) операциям в отношении которых выявлены противоречия (несоответствия) с данными содержащимися в налоговой декларации налогоплательщика (другого налогоплательщика).

    В Вашем случае налоговый орган запрашивает документы, позволяющие ему проверить Организацию в полном объеме, конкретный перечень запрашиваемых документов не определен, в некоторых случаях запрашиваются документы, не относящиеся к проверяемому периоду, либо предмету проверки, невозможно определить выявленные налоговым органом расхождения (ошибки). Изложенное, на наш взгляд, приводит к несоответствию указанного требования нормам статьи 88 и 93 НК РФ.

    Таким образом, по нашему мнению, Организация вправе не исполнять требование налогового органа в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

    Отметим, что изложенное нами, также подтверждается судебной практикой.

    В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07 по делу № А65-1455/2007-СА2-34 изложено следующее:

    «…Открытое акционерное общество «Булгарнефть» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее — инспекция) от 17.10.2006 N 649 ЮЛ/К о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 200 рублей штрафа за непредставление четырех видов документов:

    — договоров к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года;

    — актов приема-передачи, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006;

    — актов выполненных работ, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006;

    — документов о регистрации права по основным средствам, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006.

    При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за май 2006 года инспекция направила заявителю требование о представлении ряда документов.

    Общество направило в инспекцию часть запрошенных документов: книгу продаж за май 2006 года, журнал учета выставленных счетов-фактур за май 2006 года, карточки счетов, расчет удельного веса продукции, реализованной на экспорт в мае 2006 года, акт на передачу скважины бурения в эксплуатацию, приказ от 02.05.2006 N 66 — и указало, что счета-фактуры, полученные до 01.01.2006, были ранее представлены с письмом от 21.04.2006 N 505.

    Полагая, что документы представлены не в полном объеме, инспекцией был составлен акт проверки от 08.09.2006 N 604 ЮЛ/К и принято решение от 17.10.2006 N 649 ЮЛ/К о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в виде взыскания 200 рублей штрафа, в том числе за непредставление обществом документов о регистрации права по основным средствам.

    Суд первой инстанции сделал вывод о невозможности представления обществом всех документов, содержащихся в требовании инспекции, поскольку перечень этих документов нельзя признать определенным и установить достоверное количество документов невозможно. Истребование документов, названных в требовании инспекции, не соответствует целям камеральной налоговой проверки.
    Представленные обществом документы позволили ей провести проверку налоговой декларации в полном объеме,
    отсутствие ряда истребуемых документов не может служить основанием для отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.

    Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что вывод суда о неправомерности истребования инспекцией упомянутых документов в ходе камеральной налоговой проверки не основан на налоговом законодательстве.

    Суд кассационной инстанции согласился с этим выводом.

    Между тем данный вывод судов апелляционной и кассационной инстанций в части правомерности привлечения общества к налоговой ответственности является ошибочным ввиду следующего.

    По смыслу статей 88, 93 Кодекса требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки.
    Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, не имеется
    …».

    Из изложенного мнения суда можно сделать вывод, что требуемые документы, должны иметь отношение к предмету проверки (т.е. относится к периоду проверки и к налогу, в отношении которого проводится проверка), а также перечень документов должен содержать достаточно определенные данные о документах. При этом, как следует из текста Постановления, требование о представлении счетов-фактур, договоров, первичных документов, на основании которых произведен вычет за проверяемый период, не соответствует целям камеральной проверки и при таких обстоятельствах перечень документов не является определенным.

    Аналогичные выводы, со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07 по делу № А65-1455/2007-СА2-34 изложены Постановление ФАС Московского округа от 29.03.12 по делу № А40-66634/11-129-286, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.12 по делу № А05-13017/2011, Постановление ФАС Центрального округа от 05.09.2012 по делу N А35-14248/2011.

    В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.05.17 № Ф05-5617/2017 по делу № А40-190691/2016 суд указал, что требование инспекции представить документы должно содержать данные, которых будет достаточно для идентификации документов. Если реквизитов нет, такое требование можно квалифицировать только как истребование информации. В форме требования есть условие об обязательном указании реквизитов при их наличии. Поскольку в декларации налогоплательщика были номера и даты счетов-фактур, инспекция могла указать их. Суд пришел к выводу, что требование представить счета-фактуры на отгрузку, первичные, платежно-расчетные и иные документы не соответствует законодательству и не обязывает налогоплательщика подавать их. Суд учел позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 04.02.16 № 302-КГ15-19180, в котором отмечено, что недопустимо устанавливать размер штрафа исходя из предположения, что у налогоплательщика есть запрошенные документы.

    В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.05.16 № Ф02-1921/2016 по делу № А78-11476/2015 отмечена правильность выводов судов нижестоящих инстанций о том, что действия налогового органа при выявлении противоречий между данными налоговой деклараций и сведениями о налогооблагаемых операциях налогоплательщика, поступивших от его контрагентов, не соответствуют требованиям НК РФ. Запрашиваемые документы в нарушение пункта 8.1 статьи 88 НК РФ не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику, являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога.

    По мнению Минфина РФ изложенному в Письме от 10.08.15 № СД-4-15/[email protected] в случаях истребования документов в порядке, предусмотренном пунктом 8.1 статьи 88 НК РФ, налоговый орган в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставленные счета-фактуры.

    Коллегия Налоговых Консультантов, 22 августа 2021г.

    [1] Форма требования о предоставлении документов (информации) предусмотрена Приказом ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]

    [2] О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

    [3] Форма требования о предоставлении пояснений утверждена Приказом ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]

    [4] пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57

    Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
    Назад в раздел

    Ст 88 НК РФ

    6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса .

    Обратите внимание! Если при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль налоговым органом не обнаружено ошибок и противоречий, то он не вправе требовать от налогоплательщика представления любых оправдательных документов.

    Отражение ст. 88 НК РФ в судебных актах

    Однако не следует думать, что если какие-то документы не указаны в данной статье, а инспекция их потребует, то её действия в обязательном порядке будут признаны судами незаконными. Из материалов по делу № 301-КГ16-4166, определение по которому вынесено 10.05.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ, видно следующее…

    Предприниматель сочла, что налоговый орган нарушил ст. 88 НК РФ, что выразилось в истребовании обоснований размера полученного убытка при фактическом отсутствии текущих убытков. Однако довод был отклонен судами как несостоятельный, в силу того, что отсутствие в течение налогового периода убытка не может ограничить право налогового органа требовать пояснений о размере убытка, заявленного в декларации.

    Порядок проведения «камералки»

    Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

    Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

    ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

    Проведите автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами Подключиться к сервису

    Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: