Тест на тему: Выездные налоговые проверки: порядок проведения


Критерии для назначения налоговой проверки

Существует 12 критериев для выездной налоговой проверки, на основании которых налоговые контролеры планируют проведение выездных проверок. Чем больше совпадений по параметрам, тем выше вероятность назначения контрольного мероприятия.

Предприниматели и организации, которые соответствуют всем критериям, с наибольшей вероятностью могут быть включены в план выездных проверок, инициируемых налоговой службой.

Важными числовыми показателями являются налоговая нагрузка (критерий 1) и уровень рентабельности (критерий 11), которые обновляются каждый год.

Плановые выездные налоговые проверки

Связано это с тем, что к выездной проверке инспекция готовится заранее и проверяет существенный период деятельности налогоплательщика. Однако, если Вы считаете, что выездная налоговая проверка обязательно состоится в Вашей компании через 3 года после начала работы, то это не так.

Ресурсы налоговых органов ограничены и, в ситуации, когда на учете в каждой инспекции г. Москвы находятся десятки тысяч налогоплательщиков, понятно, что выездными проверками не могут быть охвачены все организации

.

Поэтому, для более эффективного отбора компаний на выездные проверки, разработан целый ряд критериев, по которым выбирают компании, подлежащие выездным проверкам.

Часть из этих критериев носит открытый характер и Вы можете с ними ознакомиться в письме «О критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок».

Самыми распространенными критериями для включения в план выездных проверок являются:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
  2. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Значительность определяется следующим образом: доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
  3. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов

принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части упрощенной системы налогообложения

– неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

  • Доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
  • Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;
  • Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;
  • Предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.

Итак, после того, как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под эти критерии, налоговым органам нужно обосновать предполагаемую сумму доначислений по выездной проверке. При этом, план выездных проверок – это тайна за семью печатями и, в отличие от проверок пожарных, трудовой инспекции и т.д., план выездных проверок никогда не публикуется в открытых источниках

.

Поэтому организации, как правило, о выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки

. При этом, в большинстве случаев решение на руки не выдается, а Вы лишь расписываетесь в том, что ознакомлены с таким решением.

Однако, зачастую, о предстоящей проверки можно узнать по косвенным признакам, поскольку перед включением в план проверок налоговая инспекция проводит предпроверочный анализ.

В частности, для сбора информации о компании налоговая инспекция направляет запросы о движении денежных средств по счетам в банках, пользуется открытыми источниками информации и т.д. Поэтому, если Ваш банк сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о движении денежных средств – это верный признак того, что Вы попали «в short list» проверяющих.

Определив «подозреваемое» предприятие на основании указанных способов анализа, налоговый инспектор должен внести его в план выездных проверок. Впоследствии сотрудник налоговой инспекции должен оценить, насколько целесообразно проводить проверки у контрагентов и аффилированных лиц проверяемой организации.

Также компания может попасть в график выездных проверок «вне плана» — по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по «дружеской наводке» конкурентов и т.д.

Как было сказано выше, самым первым «этапом» включения в план проверок является определение формальных признаков того, подходите ли Ваша организация для проведения проверки.

Налоговые проверки являются наиболее болезненным вопросом, возникающим при взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами. Сталкиваясь с тем, как налоговые органы проводят выездные проверки на практике, мы понимаем, что не можем объять необъятное текстом на сайте. Однако, Вы всегда можете направить нам свой вопрос, который волнует Вас больше всего в настоящий момент

.

Гарантируем, что наш специалист свяжется с Вами. Мы постараемся максимально четко ответить на Ваш вопрос и разъяснить все тонкости и возможные пути решения проблемы.

Другие виды налоговых проверок:

  • Встречная налоговая проверка

    Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

  • Камеральная налоговая проверка

    Это самый частый вид проверки. Чаще всего это только арифметическая проверка декларации.

Низкая налоговая нагрузка

Одной из причин включения в перечень организаций для проведения выездных проверок является уровень налоговой нагрузке ниже среднего показателя, который установлен для определенной отрасли субъектов хозяйствования.

Для расчета текущего уровня налоговой нагрузки применяется формула:

Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%

Расчетные показатели претерпели незначительные изменения. Для большинства отраслей, в среднем, они повысились/снизились на 1,5%.

К кому приедет инспектор — инициатива

Вчера на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) была опубликована концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Таким образом, теперь каждый налогоплательщик может понять, по каким принципам отбирают налоговики предприятия для своих визитов, тогда как раньше планирование выездных проверок являлось сугубо конфиденциальной процедурой.

Сам факт появления такой концепции можно оценить положительно, прокомментировал корреспонденту «РГ» документ ФНС замруководителя комитета по налоговой и бюджетной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Беляков. По его словам, бизнес давно ставил вопрос о том, что выездные проверки должны проводиться не наугад, а на основании результатов камеральных (то есть невыездных) проверок.

Напомним, что в прошлом году после долгих баталий были приняты поправки в Налоговый кодекс, призванные сделать налоговое администрирование более прозрачным и понятным. В них, в частности, было четко записано, что выездная налоговая проверка не может проводиться чаще, чем раз в год, а также были определены ее сроки. Однако у налогоплательщиков вызывало справедливые нарекания то, что алгоритм отбора объектов проверок оставался неясным. Теперь принципы отбора потенциальных клиентов названы.

Итак, прежде всего налоговики нагрянут с визитом на предприятия, в отношении которых у них есть сведения о применении схем ухода от уплаты налогов. При отборе потенциальных клиентов они намерены также анализировать динамику налоговых платежей и выявлять фирмы, у которых они уменьшаются. На карандаш попадут и налогоплательщики, слишком часто меняющие место прописки. При этом налоговая служба предлагает компаниям самостоятельно определить, могут ли они попасть в зону риска. И напоминает, что прозрачная деятельность и полная уплата налогов дают бизнесу шанс избежать выездных налоговых проверок.

Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях, предупреждает Беляков. Так, например, его возражение вызывает отнесение к группе риска предприятий, показывающих рентабельность ниже средней по отрасли. Или же тех фирм, где среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе. Налоговый инспектор должен оценивать деятельность предприятий исключительно с точки зрения налогового законодательства, не более того, поясняет эксперт. К тому же неизвестно, как рекомендации ФНС будут интерпретироваться на местах и не станут ли они очередным средством давления на бизнес, сомневается собеседник «РГ».

Как не попасть на выездную проверку: новые критерии отбора

Налоговая служба намерена перестроить всю систему проведения выездных налоговых проверок. И предлагает компаниям активно в этом поучаствовать. Каким критериям должна соответствовать компания, чтобы избежать прихода инспекторов в компанию, ФНС рассказала в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333), которая призвана ввести новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. По мнению специалистов ФНС, высказанному в Концепции, планирование выездных налоговых проверок-это открытый процесс, построенный на отборе плательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. А Концепция определяет алгоритм такого отбора.

Одновременно в концепции даны критерии, по которым компания сама сможет оценить, грозит ли ей выездная проверка. Зная о них, компания сможет построить свою деятельность так, чтобы максимально снизить риск проверки.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ

Налоговая служба перечислила в Концепции 11 критериев, которые будут использовать налоговые органы в процессе отбора кандидатов для проведения выездных проверок. По замыслу налоговиков, используя эти критерии, компания сможет самостоятельно оценить свои риски. Более того, в ближайшем времени на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) будут размещены необходимые данные, без которых компании не смогут качественно применить ряд критериев. В частности, данные о среднеотраслевой налоговой нагрузке, границы «значительных сумм налоговых вычетов», уровень рентабельности по сферам деятельности. Критерии следующие:

  1. Налоговая нагрузка у плательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. В бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. В налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление плательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением местонахождения («миграция» между инспекциями).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

При этом в Концепции не оговорено, какому количеству критериев надо соответствовать, чтобы инспекторы пришли с проверкой, а также об удельном весе каждого критерия для принятия такого решения. Кроме того, некоторые критерии оценочны и не позволяют точно определить, в какой ситуации они будут применяться. В частности, по мнению ФНС, спровоцировать проверку может ситуация, когда плательщик отражает суммы расхода, максимально приближенные к сумме дохода, или если значительно отклоняется уровень рентабельности. Между тем пороговое значение для этих критериев не установлено. Скажем, по мнению одного инспектора, расходы будут считаться максимально приближенными к доходам, если они составят 70 процентов, а по мнению другого-90 процентов.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Ирина КОМИССАРОВА,
консультант-аналитик ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало»»: — Интересен вопрос о количестве критериев, при которых организация подпадает под проверку. Если у нее только один критерий, но, по мнению налоговиков, «некрасивый», попадет ли она в план проверок? Концепция не дает ответа на этот вопрос.

Татьяна ЧЕРНЫШЕВА,

специалист по ведению бухгалтерского учета ООО «Сатурн-консалтинг» АРНИ Polaris International: — Я считаю, что была бы полезной публикация критериев оценки налогоплательщиков по отраслям деятельности. При такой системе налогоплательщик, оценивая свою экономическую деятельность, сможет с высокой степенью вероятности определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. Зная ответ, он примет соответствующее решение, например уточнит свои налоговые обязательства.

Елена ДИРКОВА,

аудитор, руководитель ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»: — Общедоступные критерии сформулированы в Концепции на качественном уровне. Но на практике отдельные критерии могут применяться лишь на основе количественных характеристик. Думаю, ФНС начнет публиковать для сведения налогоплательщиков среднеотраслевые показатели финансово-хозяйственной деятельности, на которые рекомендовано ориентироваться. Кроме того, налогоплательщикам необходимо разъяснить, что такое «налоговая нагрузка» и как определить свой уровень рентабельности. На нормативном уровне эти показатели не определены. Наконец, неясно, как вести расчеты налогоплательщику, осуществляющему несколько видов деятельности.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ИНСПЕКТОР

одной из налоговых инспекций по г. Москве: — Мое мнение такое-создание данных критериев направлено на подгонку всех без исключения компаний в определенной отрасли (или по другим критериям) под один показатель, что в принципе невозможно. Не существует двух абсолютно одинаковых организаций с одинаковыми показателями. Кроме того, исходя из данных критериев, в список претендентов на проверку попадут если не все, то большая часть компаний. На сегодняшний день проверки действительно направлены в первую очередь на организации, которые являются убыточными или предъявляют НДС к возмещению из бюджета. Однако когда на практике инспекторы выходят на проверки подобных организаций, все оказывается намного проще: находятся вполне разумные причины их убыточности в определенных периодах или превышения предъявленного к вычету НДС над исчисленным.

КАК БУДУТ ОТБИРАТЬ

Конечно, ФНС не собирается ориентироваться только на приведенные критерии. Безусловно, инспекторы будут вести и свою работу по отбору кандидатов на выездные проверки.

Во-первых, в Концепции особо указано: «Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях».

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ИНСПЕКТОР

одной из налоговых инспекций по г. Москве: — Данные методы уже применяются на практике, особенно при проведении выездных проверок. В принципе это некое ответвление по борьбе с «однодневками», которое уже сейчас приобретает все больший масштаб. Так, при анализе контрагентов проверяемой организации помимо направления «встречных проверок» проверяющие в первую очередь обратят внимание на контрагентов, состоящих на учете в их инспекции, а именно на их отчетность.

Например, с одним из контрагентов проверяемой организации заключен договор, по которому проверяемый налогоплательщик ставит затраты в расход в целях налогообложения прибыли, а контрагент должен отразить в доходах. Следовательно, если у данного контрагента в декларациях по налогу на прибыль отражены только нули, то это является первым основанием для того, чтобы усомниться в сделке. Даже если по документам она оформлена абсолютно правильно.

В результате если проверяемому подтверждаются данные расходы, то в график проверок ставится контрагент, который не отразил доходы по сделке. А если такая сделка не подтверждается, то в отношении контрагента начинаются более углубленные мероприятия контроля, которые в принципе также приведут к проверке.

Аналогично стали поступать и другие инспекции в отношении контрагентов, не состоящих у них на учете, но по результатам встречных проверок которых приходят ответы о том, что у них нулевая отчетность. Инспекции в письменном виде «рекомендуют обратить внимание» на данные организации и, например, увеличить им доходную часть.

Во-вторых, как известно редакции «ПНП», существуют еще и скрытые от компаний критерии для выбора кандидатов на проверку. В частности, в «дсп»-документах налоговики упоминают следующие показатели: участие схемах оптимизации налогов (например, как источника денежных средств*), убытки.

В-третьих, в Концепции отмечается, что невозможно обоснованно выбрать объекты для проведения выездной проверки без всестороннего анализа всей информации, которая поступает в налоговые органы из внутренних и внешних источников. В частности, к информации из внутренних источников относится информация о плательщиках, полученная налоговиками самостоятельно в процессе выполнения их функций. К информации из внешних источников относится информация о плательщиках, которую налоговики получили от контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также иная, в том числе общедоступная информация.

И конечно, будет проводиться анализ финансово-экономических показателей деятельности компаний. Он содержит несколько уровней.

Это анализ:

  • сумм исчисленных налогов и их динамики. Такие данные нужны, чтобы выявить плательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых платежей;
  • сумм уплаченных налогов и их динамики. Данный анализ будет проводиться по каждому виду налога (сбора), чтобы проконтролировать полноту и своевременность перечисления налогов;
  • показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности. На этом уровне налоговики будут определять значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонение от среднестатистических показателей отчетности аналогичных компаний за определенный промежуток времени. Также инспекторы намерены на этом этапе выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы. Более того, при выборе компании для проверки инспектор должен будет проверить не только ее деятельность в целом, но и аспекты отдельных сделок. А когда компания будет включена в план выездных проверок, инспектору надо будет принимать решение о целесообразности проведения выездных проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемой компании.

* Подробнее о том, как налоговики выявляют компании, являющиеся источником денежных средств в схемах с участием «однодневок», читайте в статье «Противодействие «однодневкам»: как выявляют организатора схемы» на стр. 67 этого номера «ПНП».

МНЕНИЕ ПРАКТИКА Сергей ЗИНЬКОВИЧ,

начальник налогового управления ЗАО «Северсталь-Ресурс»: — Полагаю, в Концепции даны скорее общие ориентиры при формировании списка претендентов на «скорую» проверку, нежели конкретные критерии выбора. Да и вызывает сомнения возможность налоговиков оценить изменение налоговой нагрузки в результате применения налогоплательщиками критериев оценки рисков. Важно, чтобы в таких обстоятельствах эта концепция не была воспринята как «руководство к действию», когда, например, добросовестному налогоплательщику настоятельно рекомендуют повременить с вычетами НДС при наличии их «значительных сумм».

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ИНСПЕКТОР

одной из налоговых инспекций по г. Москве: — Вызывают сомнение физические возможности налоговиков по проверке таких организаций при условии, что в первую очередь проверяются крупнейшие и основные, а их, например в московском регионе, много. Они-то из года в год и будут проверяться. На обычных налогоплательщиков, даже если они убыточны, нет времени в связи с нехваткой кадров.

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В документе ФНС косвенно признает, что налоговая проверка мешает работе компании. Чтобы проводить меньше выездных проверок, налоговики предлагают компаниям вести свою деятельность как можно прозрачнее. Со своей стороны чиновники также предлагают открытость и сотрудничество.

В связи с этим налоговики разработали принципы планирования выездных проверок и опубликовали их в Концепции.

Принципы такие:

  1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков. Для понимания термина «добросовестный налогоплательщик» и правильной оценки критериев добросовестности налоговики рекомендуют руководствоваться постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.06 №53, в котором сформулированы признаки получения необоснованной налоговой выгоды.
  2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений. Этот принцип понимается как подготовка к проверке заранее. Для чего проводится всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки к выездной проверке. Например, при получении деклараций и отчетности инспекторы проверяют соответствие показателей цифрам, полученным на основании анализа предварительно собранной информации.
    Тут же заметим, что иногда излишнее рвение налоговиков в подготовке может существенно затруднить работу компании. В качестве примера можно привести недавнее дело . Налоговики в феврале 2007 года потребовали от компании представить первичные документы по расчетам с абонентами для налогового контроля. Количество затребованных документов составило более 14 млн. При этом совокупные копировальные мощности наиболее крупных типографий на Дальнем Востоке не превышают 1,5 млн экземпляров в день.

    Получив заведомо невыполнимые требования налогового органа, компания обратилась к налоговикам с просьбой о принятии для ознакомления оригиналов истребованных документов либо о продлении сроков исполнения требований. В данных просьбах было отказано, и после истечения 5 дней фискалы подали иск в суд с требованием к компании выплатить 707 млн руб. (50 руб. за каждый непредставленный документ по ст. 93 НК РФ). В мае 2007 года вышестоящий орган (ФНС) отменил это решение.

  3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.
  4. Обоснованность выбора объектов проверки. Именно для реализации этого принципа, по мнению налоговиков, и выработана новая система отбора компаний для включения в план выездных налоговых проверок, которую налоговики озвучили в Концепции.
  5. Двухсторонняя ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Под этим принципом налоговики подразумевают следующее: плательщики стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а налоговые органы-к обоснованному отбору плательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА Сергей ЗИНЬКОВИЧ,

начальник налогового управления ЗАО «Северсталь-Ресурс»: — Сам по себе факт, что ФНС демонстрирует открытость в работе,-это уже положительный сигнал. Однако мероприятия налогового контроля не ограничиваются планированием выездных проверок. Во-первых, в открытом доступе должны быть и сами программы выездных проверок с изложением как перечня контрольных вопросов, так и состава необходимых и достаточных доказательств налоговых правонарушений. Нужно сводить к минимуму фантазию проверяющих в таких вопросах, как, например, определение «разумных экономических или иных причин построения финансово-хозяйственной деятельности». Во-вторых, не мешало бы обнародовать и Кодекс этики налогового контролера.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Игорь РЕКЕЦ,

исполнительный директор ЗАО «АСПЕКТ»: — Открыто опубликовав Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, ФНС России сделала серьезный стратегический шаг. Такого рода публикации означают «выход из тени» самой налоговой службы, которая переходит к открытым наступательным действиям в борьбе с неблагонадежными компаниями. Ведь не секрет, что ранее главными методами налоговиков были внезапность, быстрота и натиск, а само планирование выездных налоговых проверок являлось конфиденциальным и внутриведомственным мероприятием налоговых органов. По сути дела, впервые за столь продолжительный период существования налогового ведомства выработаны «правила игры», знание которых поможет и налогоплательщикам. Ведь главной задачей налогового ведомства является отнюдь не стремление выявить любыми путями и наказать как можно большее число налогоплательщиков, тем самым «улучшив» статистику своей работы. В числе приоритетных направлений деятельности налоговых органов должны быть профилактика и предупреждение налоговых правонарушений, стимулирование компаний к добросовестному исполнению своих налоговых обязательств.
Елена ДИРКОВА,
аудитор, руководитель ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»: — Новая концепция налогового администрирования напоминает кампанию налоговой амнистии. Этот документ адресован в равной мере как налоговым органам, так и налогоплательщикам. До сих пор чиновники напрямую к предпринимателям не обращались. А теперь компаниям открыто разъяснены приципы аналитической работы налоговых органов.

Примечательно, что в Концепции существование налогового риска в предпринимательской деятельности впервые получило официальное признание. И все же каждый из общедоступных критериев риска в принципе известен. На мой взгляд, массового деятельного раскаяния налогоплательщиков в форме уточненных деклараций ожидать не приходится. Как не принес пока что ощутимого экономического эффекта закон о легализации доходов физических лиц.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ИНСПЕКТОР

одной из налоговых инспекций по г. Москве: — На мой взгляд, опубликование Концепции и критериев является лишь тактикой «запугивания»: мол, если у вас не так, как мы написали, завтра к вам придем. И рассчитано это в первую очередь на мелких предпринимателей, которые и не сталкивались с выездной проверкой никогда. И чтобы и дальше такие компании с ней не сталкивались, налоговики «предлагают» им убрать расходы и лишние вычеты по НДС. А крупные компании по большому счету безразлично отнесутся к данным критериям. Так как, пусть даже убыток получен в двух или трех налоговых периодах, это не налоговое правонарушение, а часть мира бизнеса, в котором не всегда возможно получать прибыль.

ИТОГ

«Планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс»

В Концепции не оговорено, какому количеству критериев надо соответствовать, чтобы инспекторы пришли с проверкой

При выборе компании для проверки инспектор должен будет проанализировать не только ее деятельность в целом, но и аспекты отдельных сделок

Налоговики заявили: они стремятся к обоснованному отбору плательщиков для выездных проверок

Как проводится отбор налогоплательщиков для проверки?

Выбор объектов для проведения выездных проверок построен на тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. На этапе планирования анализу подлежат все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
При изучении финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика инспекция анализирует:

– суммы исчисленных налогов и их динамику с целью выявления тех налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых начислений;

– суммы уплаченных налогов и их динамику по каждому виду налога (сбора) в разрезе каждого вида с целью контроля за полнотой и своевременностью их перечисления;

– показатели налоговой и бухгалтерской отчетности с целью определения значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов;

– сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, и информация, которой располагает налоговый орган с целью выявления несоответствия и противоречий между ними;

– факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Кроме того, при выборе объектов для проверки обязательно учитывается информация, поступающая от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате заработной платы «в конвертах», неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений.

Тотальный налоговый контроль в 2021 году: миф или реальность?

В результате серьезной реформы налогового администрирования финансово-хозяйственная деятельность любого налогоплательщика становится объектом тотального контроля. Поэтому сегодня очень важно быть в курсе основных трендов налогового контроля в 2017 году.

На Конференции-Форуме 12 апреля в центре Москвы нас ознакомит с новеллами налогового контроля, основными претензиями инспекций и практикой разрешения налоговых споров эксперт-практик Наталюк Наталья Вячеславовна.

В преддверии масштабного мероприятия мы решили задать несколько актуальных вопросов лектору.

Наталья Вячеславовна, добрый день!

Вопрос: Мы наслышаны о серьезной трансформации налогового контроля, так за счет чего именно она произошла?

Ответ: Переход к современным информационным технологиям уже сказался на эффективности контрольной работы и, несомненно, будет способствовать дальнейшему росту доначислений. Так, благодаря АИС «Налог» налоговые органы могут принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме. Введение в эксплуатацию АСК «НДС» существенно повысила эффективность проверок возмещения налога. Полным

ходом идет объединение информсистем ФНС и таможенных органов для отслеживания импорта и экспорта товаров. Активно внедряются функции централизованного администрирования информации в отношении физлиц (Реестр населения), в том числе для сбора информации в отношении бенефициаров. НК РФ пополняется нормами, расширяющими полномочия инспекций.

То есть на данный момент, налоговый контроль строится на мощной законодательной и технологической платформе в виде автоматизированных систем, позволяющих в считанные минуты получить ценную информацию о физических лицах, о компаниях и их контрагентах, о движении финансовых и товарных потоков не только внутри страны, но и за ее пределами.

Весь бизнес становится прозрачным! Именно к этому стремится ФНС России.

Вопрос: Кстати, о расширении полномочий налогового органа на законодательном уровне. Могли бы Вы рассказать, в каких случаях НК РФ допускает погашение недоимки за налогоплательщика третьими лицами?

Ответ: С 30.11.2016 года НК РФ допускает уплату налога за налогоплательщика третьими лицами (п.1 ст. 45 НК РФ). Также это возможно при исполнении гражданско-правовых обязательств поручителем, гарантом (ст. 74 и 74.1 НК РФ).

Помимо добровольной уплаты налога в рамках противодействия избежания от налогообложения НК РФ установлены случаи принудительного взыскания задолженности налогоплательщика с иного лица, в том числе с дочернего и (или) основного общества по отношению к налогоплательщику (пп.2 п.2 ст. 45 НК РФ). Причем в качестве «иных лиц» могут выступать организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.

Вопрос: Получается, что за налоговые долги компании может ответить ее руководитель?

Ответ: Конечно! Задолженность по налогам можно взыскать с аффилированных лиц должника, поэтому если руководитель является таковым, например, является учредителем, долги компании могут взыскать с него (п. 2 ст. 45 НК РФ). Налоговые органы на сегодняшний день могут взыскать долги по налогам юридического лица со всех аффилированных лиц, без исключения.

Также, на практике не редки случаи, когда именно руководителя привлекаются к уголовной ответственности за неуплату налогов компанией. Особой популярностью пользуется ст. 199 УК РФ, количество уголовных дел, заведенных на руководителей по данной статье, увеличивается ежегодно. Усугубляется положение еще и тем, что правоохранительные органы не связаны трехлетним сроком охвата выездной налоговой проверкой, и могут расследовать преступления, совершенные и более трех лет назад!

Вопрос: Скажите, а сегодня вообще как-то можно обозначить зону налогового риска деятельности компаний, которую особо контролируют налоговые органы?

Ответ: Можно. Так, в зону высоких налоговых рисков входят компании, уклоняющиеся от уплаты налогов, применяющие агрессивные схемы минимизации налогов, использующие «фирмы-однодневки», подконтрольные организации. Также высокорискованными являются формальный документооборот при отсутствии реальности сделок и отсутствие ресурсов, для осуществления той деятельностью, которой компания якобы занимается.

Следует отметить, что работа с компаниями, входящими в высокую зону риска, основана на проведении качественных налоговых проверок с проведением инспекцией полного комплекса контрольных мероприятий и построением серьезной доказательственной базы. А судебные органы, при наличии указанных признаков, зачастую выносят судебные акты в пользу налоговых органов. Отстаивать интересы компании, входящей в высокую зону риска очень и очень не просто.

Поэтому на практике желательно избегать попадания деятельности зону особого налогового контроля иначе миллионных доначислений не избежать.

Вопрос: Подскажите, возможно ли заранее узнать о назначении выездной налоговой проверки?

Ответ: Налоговые органы не обязаны предупреждать заранее о назначении выездной проверки компании. Поэтому при желании инспекция может предупредить, позвонив накануне. Но чаще на практике это является «сюрпризом» для налогоплательщика.

Однако можно спрогнозировать риск назначения выездной проверки, оценив деятельность компании на основании критериев, обозначенных в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Рекомендую особо обратить внимание на такие критерии назначения выездной налоговой проверки, как низкая налоговая нагрузка (ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли) и ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Вопрос: Хотелось бы узнать, сейчас так же актуальна проверка контрагентов перед заключением договора или уже можно обойтись без этого?

Ответ: Проверка контрагентов, как и раньше актуальна. Не смотря на то, что ФНС активно работает с ЕГРЮЛ по его зачистке от фактически недействующих юридических лиц и компаний с недостоверной информацией об их руководителях и учредителях, адресах и пр., сам по себе факт установления действительности таких сведений, вовсе не исключает вероятность использования контрагентом различных налоговых схем, а это может крайне негативно отразиться на проверяемом налогоплательщике.

Налоговые и судебные органы также продолжают настаивать на наличии у налогоплательщиков доказательств этой осторожности и осмотрительности. Поэтому проявлять осмотрительность и осторожность в отношении контрагентов необходимо! Кстати, в уже упомянутой мной Концепции ФНС России перечислены признаки, свидетельствующие о высокой степени риска квалификации инспекцией контрагента, как проблемного, а сделки с ним — сомнительными.

Например, отсутствие у проверяемого налогоплательщика документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.).

Вопрос: Сейчас многих интересует вопрос возможности налогового контроля инспекцией уровня цен по неконтролируемым сделкам в ходе выездной проверки. Так это действительно возможно?

Ответ: С 01.01.12 раздел V.1 НК РФ сузил круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным, предоставив такие полномочия исключительно ФНС.

Однако в течение двух последних лет судебная практика на уровне ВС РФ пестрит судебными актами, согласно которым, инспекции на местах в рамках выездной проверки вправе проверять соответствие цен по сделкам уровню рыночных цен, если имеет место не контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а оценка сделки, как направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, выявлен факт уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми.

Получается, что на данный момент есть риск проверки инспекцией уровня цен по сделкам между взаимозависимыми лицами по неконтролируемым сделкам при наличии признаков получения компанией необоснованной налоговой выгоды.

При этом следует отметить, что отличие цены сделки от рыночной не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов. Но при наличии многократного превышения рыночной цены в совокупности с другими факторами у инспекции есть шансы отстоять свою позицию в суде.

Вопрос: Как вообще на сегодняшний день обстоят дела налогоплательщиков в арбитражных судах?

Ответ: Сразу хочу отметить, что судебная практика по налоговым спорам была всегда очень изменчива. Чаши весов Фемиды по налоговым спорам постоянно колеблются, то в пользу налогоплательщиков, то в пользу налогового органа.

На сегодняшний день, увы, перевес в пользу налоговых органов, а если быть более точной — около 80 % решений за 2021 год вынесено в их пользу.

Но это не значит, что надо сразу «опускать руки» и «падать духом»! Ни в коем случае! Выход есть из любой ситуации! Надо менять подход к отбору, проверке своих контрагентов, анализировать требования контролирующих и судебных органов и избегать попадания в опасную зону налогового риска, чтобы не оказаться в числе кандидатов на выездную проверку.

Также нельзя не отметить наличие положительной для компаний судебной практики и будем надеяться, что количество выигрышных дел будет только расти и по итогам 2021 года 80 % побед будет у налогоплательщиков!

Наталья Вячеславовна, большое спасибо.

Вопросов по налоговому контролю очень много и задать их все в рамках интервью невозможно. Поэтому ждем Вас на конференц-форуме в историческом центре Москвы в замечательном конгресс-зале Торгово-Промышленной Палаты РФ 12 апреля 2021 г.!

Уверены, что все участники, которые попадут на это профессиональное мероприятие, будут довольны и получат ответы на свои вопросы, узнают о новых реалиях налогового контроля.

WiseAdvice Consulting Group 8 (многоканальный) сайт: www.pravovest-audit.ru

Блог

ВЫЕЗДНАЯ – это проверка всей деятельности фирмы за определенный период (не более 3 лет).

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Связанный курс

Бухгалтерский и налоговый учет для руководителя

Узнать подробнее

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырёх месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки и вручает её налогоплательщику. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых.

Критерии для проведения ВНП:

Оценить вероятность включения организации в план выездных налоговых проверок помогут 12 общедоступных критериев.

Существует официальный документ от 14 марта 2011 года, в котором описано 12 критериев налоговых рисков.

В компьютерной системе налоговых органов заложена программа, которая автоматически отбирает налогоплательщиков.

Критерий (приложение 2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333) Характеристика критерия
Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли или виду деятельности Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов
Выручка (Показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приведены в приложении 3 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Сумму уплаченных налогов берут из налоговой отчетности, а выручку – по данным Росстата.)
Убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов Компания работает с убытком не менее двух лет
Значительные суммы вычетов по НДС Доля вычетов по НДС в сумме налога, начисленного за 12 последних месяцев, – 89 и более процентов
Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) Расходы растут быстрее, чем доходы.

Например, в 2021 году компания отразила в отчетности: – расходы – 100 000 руб.; – доходы – 50 000 руб. В 2021 году показатели такие: – расходы – 1 000 000 руб.; – доходы – 90 000 руб.

Среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности Информацию о среднем уровне зарплаты можно получить на официальных интернет-сайтах Росстата (www.gks.ru) и ФНС России (www.nalog.ru) (проверяющие учитывают информацию от граждан, организаций, предпринимателей и контролирующих ведомств о выплате зарплаты «в конвертах» и о фактах отказа от заключения трудовых договоров)
Неоднократное приближение показателей, дающих право применять спецрежим, к их предельному значению Если в течение года фактический показатель как минимум дважды отличается от предельного значения меньше чем на 5 процентов.

К примеру, средняя численность сотрудников компании на ЕНВД несколько раз за год превышала 95 человек

Заключение договоров с перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических и иных причин Проверяющие учитывают обстоятельства, которые имеют признаки необоснованной налоговой выгоды (Признаки необоснованной налоговой выгоды приведены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Например, если среди контрагентов компании есть организации-однодневки или организации, предоставляющие услуги, которые они не могут оказывать из-за отсутствия необходимых ресурсов, мощностей, персонала

Непредставление пояснений о выявленных инспекцией несоответствиях показателей деятельности, и (или) непредставление в инспекцию запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п. Компания: – не дает пояснений о выявленных в ходе камеральных проверок ошибках или противоречиях; – не обеспечивает сохранность учетных данных и документов, необходимых для расчета и уплаты налогов; – не восстанавливает документы, утраченные при форс-мажорных обстоятельствах
«Миграция» между налоговыми инспекциями (организация часто меняет свое местонахождение и переходит из одной инспекции в другую) Проверяющие обратят внимание: – если после госрегистрации организация дважды меняла свое местонахождение; – если организация сменила свое местонахождение во время выездной налоговой проверки
Отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня рентабельности по виду деятельности (Показатели среднеотраслевой рентабельности по основным видам экономической деятельности Показатели на каждый год ФНС утверждает в приложении 4 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и публикует на официальном сайте) Соотношение между прибылью и себестоимостью продукции (стоимостью активов компании) по данным бухучета меньше среднеотраслевого на 10 и более процентов
При отборе на выездную проверку налоговые инспекторы учитывают и другие обстоятельства. В частности, вероятность получения организацией необоснованной налоговой выгоды (разд. 4 Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Энциклопедия ПрофиРост 17.07.2020

Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих, вопросы налоговой, Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета, компенсации сотрудникам, Транспортный налог, ошибки бухгалтера, переходный период НДС, ставки НДС в 2021г, изменение НДС, инвентаризация, пересчет, в конце года

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: