Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Со дня выхода в свет Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «Обухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) претерпел множество изменений и уточнений. Пунктом 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ установлено, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ранее, то есть до 1 января 2013 года. По этой причине Минфин России публикует новые актуальные разъяснения для организаций — Информацию Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее – ПЗ-3/2015), опубликован на сайте Минфина России 3 июня 2015 года. Ранее уже был выпущен аналогичный документ — Информация Минфина России от 01.11.2012 № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее – ПЗ-3/2012). Существенных изменений не много, но разбираться есть в чем.

Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?

О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:

  • ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
  • упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).

Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный демо-доступ к системе К+ бесплатно.

Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.

ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте здесь.

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
  • ИП.

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета предусмотрены для коммерческих организаций (в том числе малых предприятий, не подлежащих обязательному аудиту и не являющихся микрофинансовыми организациями)? Ответ на этот вопрос см. в путеводителе по годовой отчетности в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Организации, применяющие упрощенные способы, в переходный период отчитываются «по полной»

Приказом Минфина России от 06.04.2015 № 57н нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету приведены в соответствие с Законом № 402-ФЗ. В соответствии с ним все организации с 1 января 2013 года обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Так как в ней отражаются данные за три предыдущих года, переходный период завершается в этом году.

Таким образом, организации, применяющие упрощенные способы обязаны до 31 марта 2021 года предоставить в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность в составе:

1. Бухгалтерский баланс

2. Отчет о финансовых результатах

3. Отчет о целевом использовании средств

Эти формы представлены в Приложение № 5 к приказу Министерства финансов РФ от 02.07.2010 г. № 66н. Теперь эти документы подписывает только руководитель организации.

Комментируемый документ:

Информация Министерства финансов РФ № ПЗ-3/2015 от 03.06.2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»

М.С. Подчуфарова

, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Нормативные акты с комментариями

Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день. Узнайте больше >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Не ошибиться в подсчете Чср поможет материал «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:

  • микрофирмы — 120 млн руб.;
  • малые компании — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:

  • «МСФО № 18 Выручка — особенности применения (нюансы)»;
  • «Основные правила, когда организация без НДС работает с организацией с НДС».

Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).

О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:

  • «Если кредитор не требует уплаты штрафных санкций, предусмотренных договором, нужно ли их включать в доходы?»;
  • «Какие доходы являются внереализационными?».

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:

  • забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
  • применять упрощенную систему учетных регистров;
  • отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
  • применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
  • не формировать резервы;
  • не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
  • не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).

Упрощенный бухучет имеют право применять организации на УСН. Как организовать бухгалтерский учет при данном спецрежиме, читайте в материале «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)».

Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:

  • сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
  • отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
  • раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
  • исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.

При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.

Ведение бухучета упрощенным способом

Для ведения бухгалтерского учета организация, применяющая упрощенные способы, по-прежнему может сократить количество синтетических счетов в принимаемом ей рабочем плане счетов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Как правомерно сократить счета

Счета, которые можно заменить Счет, которыми можно их заменить
07 «Оборудование к установке»,

10 «Материалы»,

11 «Животные на выращивании и откорме»

10 «Материалы»
20 «Основное производство»,

23 «Вспомогательные производства»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

28 «Брак в производстве»,

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу»
41 «Товары»

43 «Готовая продукция»

41 «Товары»
51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета»,

55 «Специальные счета в банках»,

57 «Переводы в пути»

51 «Расчетные счета»
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

75 «Расчеты с учредителями»,

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

79 «Внутрихозяйственные расчеты»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
80 «Уставный капитал»,

82 «Резервный капитал»,

83 «Добавочный капитал»

80 «Уставный капитал»
90 «Продажи»,

91 «Прочие доходы и расходы»,

99 «Прибыли и убытки»

99 «Прибыли и убытки»

Штраф за неведение бухгалтерского учета обойдется в кругленькую сумму: не менее 10 000 рублей за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов (ст. 120 НК РФ), не менее 2000 рублей на должностное лицо (ст. 15.11 КоАП), а также 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Исходя из этих рекомендаций, СМП:

  • не сможет обойтись без оформления учетной политики;
  • должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
  • может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).

Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:

  • организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
  • вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
  • построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.

О том, какие еще рекомендации выпускает для бизнесменов отечественный Минфин, расскажут статьи нашего сайта:

  • «Вышли традиционные рекомендации Минфина по годовому аудиту — есть полезные разъяснения»;
  • «Как прошить истребуемые документы — Минфин дает рекомендации».

Субъекты, которые не имеют права на применение упрощенных способов

Исключения составляют экономические субъекты, указанные в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. В частности Федеральным законом от 04.11.2014 № 344-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 344-ФЗ) установлены дополнительные ограничения. Так с 16 ноября 2014 года не имеют права на применение упрощенных способов:

  • эмитенты публично размещаемых ценных бумаг;
  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту (независимо от характера и масштабов деятельности).

В письме Минфина России от 19.11.2010 № 03-11-06/2/131 чиновники высказали мнение о том, что организация, применяющая по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых согласно законодательству не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации.

Составление бухгалтерской отчетности для организаций, применяющих спецрежимы налогообложения, существенно отличается от налоговой, так как предполагает учет всех фактов хозяйственной деятельности.

Итоги

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.

Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: