Прямые и косвенные расходы: что это?
Согласно ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
Прямые расходы | Косвенные расходы |
· расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); · расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика; · расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда; · суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. | Иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. |
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Стоит обратить внимание на порядок учёта расходов:
Прямые расходы | Косвенные расходы |
Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы. | Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. |
Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
В случае, если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.
Особенности учета транспортировки основных средств
Траты на доставку основных средств необходимо учитывать в составе расходов на приобретение и производство продукции. Это правило касается:
- средств, созданных предприятием;
- средств, купленных по договорам, не предполагающим оплату неденежными средствами;
- средств, приобретенных безвозмездно;
- средств, купленных по соответствующему договору.
Все перечисленные основные средства необходимо учитывать в качестве капитальных расходов.
Исключением будут траты на перемещение объектов, не нуждающихся в монтаже, внутри территории организации. Они будут отражаться в издержках производства.
Как можно оценить расходы на доставку?
Согласно ст. 320 НК РФ к прямым расходам относятся:
- стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
- сумма расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.
Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
- определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
- определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов;
4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
Для исчисления суммы прямых расходов в части транспортных расходов используются следующие формулы:
ТРТ(Н) = ОТ * <�ТР(%)>
ТРТ(Н) – транспортные расходы по непроданным товарам
ОТ – остаток непроданных товаров
<�ТР(%)> – средний процент транспортных расходов
<�ТР(%)> = (ТРо + ТРт) / (СТт + ОТ)
<�ТР(%)> – средний процент транспортных расходов
ТРо – транспортные расходы на остаток товара на начало месяца
ТРт – транспортные расходы в текущем месяце
СТт – себестоимость товаров, реализованных в текущем месяце
ОТ – остаток непроданных товаров
ТР = ТРо + ТРт – ТРТ(Н)
ТР – транспортные расходы, подлежащие списанию в текущем налоговом периоде
ТРо – транспортные расходы на остаток товара на начало месяца
ТРт – транспортные расходы в текущем месяце
ТРТ(Н) – транспортные расходы по непроданным товарам
Таким образом, в транспортные расходы на доставку относятся:
- расходы на доставку приобретенных основных средств;
- расходы на доставку сырья;
- расходы на доставку товаров покупателям.
Для учёта транспортных расходов в случае доставки товара покупателю необходимо оформление следующих документов:
- товарная накладная (ТОРГ-12);
- товарно-транспортная накладная (1-Т).
Что можно отнести к транспортным расходам?
Их можно разделить на 3 основных группы:
- Расходы на доставку приобретенного имущества. Когда вы приобретаете сырье или товары у сторонних компаний и заказываете их доставку до склада или офиса.
- Расходы на доставку покупателям товаров и продукции. Когда необходимо организовать доставку предлагаемой вами продукции.
- Расходы на обслуживание автопарка. Сюда входит содержание собственных транспортных средств, их обслуживание, ремонт, а также оплата арендованных автомобилей.
Учет транспортных расходов организации помогает оптимизировать расходы в целом. К примеру, для некоторых видов деятельности со временем может оказаться, что оплата аренды ТС или услуг транспортных компаний будет гораздо более выгодным, чем содержание собственного парка.
Как можно оценить расходы на транспорт?
Содержание транспорта включает в себя следующие виды расходов:
- расходы на ГСМ;
- расходы на приобретение запчастей для транспортного средства;
- расходы на ремонт транспортного средства;
- расходы на страхование (КАСКО, ОСАГО);
- расходы на парковку.
Расходы на содержание транспорта можно учесть следующим образом:
Расходы | Комментарий | Нормативный акт |
Расходы на ГСМ* | Прочие расходы, связанные с производством | ст. 264 НК РФ |
Прямые расходы | письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 | |
Приобретение запчастей и ремонт транспортного средства** | Косвенные расходы | ст. 260 НК РФ |
Страхование ОСАГО | Косвенные расходы | ст. 263 НК РФ , ст. 272 НК РФ |
Страхование КАСКО | Прочие расходы | ст. 263 НК РФ |
Парковка*** | Косвенные расходы | ст. 264 НК РФ |
Аренда транспортного средства**** | Прочие расходы – расходы связанны с производством и реализацией. Прямые расходы – транспортное средство использовано для основной цели. Косвенные расходы – обслуживание административного персонала | ст. 264 НК РФ |
Использование транспорта сотрудника | Косвенные расходы | ст. 317 НК РФ |
* В случае, если транспортное средство осуществляет доставку товара клиентам – расходы на ГСМ учитываются в материальных расходах, а если транспортное средство осуществляет транспортировку сотрудников – расходы на ГСМ относятся к прочим расходам и косвенным затратам.
** Расходы на ремонт транспортного средства производятся на основании следующих документов:
- акт выполненных работ;
- счёт-фактура;
- платежные документы;
- смета;
- накладная на отпуск запчастей со склада;
- акт списания изношенных запчастей.
*** Расходы на парковку можно учесть при наличии следующих документов:
- парковочный чек;
- кассовый чек;
- товарный чек;
- акт оказания услуг;
- договор аренды машиноместа.
**** Учёт расходов производится на основании следующих документов:
- договор;
- платёжные документы;
- акты приёма-передачи транспортного средства;
- путевые листы.
В случае, если по условиям компании работник должен пользоваться личным автомобилем для исполнения своих должностных или трудовых обязанностей – работодатель должен возмещать расходы на содержание транспортного средства. В соответствии со ст. 264 НК РФ работодатель в этом случае имеет право списывать расходы, но с некоторым ограничением:
Транспортное средство | Размер расходов (руб. в месяц) |
Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб.см включительно | 1200 |
Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб.см включительно | 1500 |
Мотоциклы | 600 |
Почему с нами надежнее и удобнее, чем со штатными сотрудниками?
- Вы работаете с целой командой, а не одним сотрудником. А значит любые действия дополнительно проверяются, а решения находятся быстрее и эффективнее.
- Наши проблемы не становятся вашими. Вам не нужно организовывать место, оплачивать больничные и отпуска. Если кто-то из команды заболел, вы этого даже не заметите — его тут же заменит другой сотрудник!
- У нас есть специалисты разных профилей. Юристы, специалисты по 1С — мы всесторонне подходим к бухгалтерскому учету и можем оптимизировать работу целого отдела.
Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте, или заполните форму обратной связи, чтобы мы смогли сориентировать по точной стоимости, подобрать наилучшее решение и рассказать, как начать сотрудничество!
Вопросы и ответы
- Сотруднику, работавшему на служебном транспорте выписан штраф за нарушение ПДД. К каким расходам мы можем их отнести?
Ответ: расходы на уплату штрафа за нарушение ПДД нельзя отнести ни к каким расходам – они не могут быть учтены в налоговой отчётности.
- За использование личного транспорта работнику выплачивается 8000 рублей ежемесячно в качестве компенсации. Можем ли все 8000 рублей учесть в транспортных расходах?
Ответ: На основании ст. 264 НК РФ вы можете списывать расходы следующим образом: на легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб.см включительно – 1200 рублей в месяц, на легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб.см включительно – 1500 рублей в месяц.
Как оптимизировать транспортные расходы в бухгалтерском учете?
Оптимизация расходов во многом зависит от квалификации и внимательности бухгалтера, который знает, как правильно распределить их, и способен вовремя сообщить руководителю об увеличившихся тратах. К сожалению, очень многие рядовые бухгалтера не имеют достаточного опыта или свободного времени для этого. Поэтому чаще они сами делают ошибки в учете, чем реально помогают делать эффективнее бизнес-процессы в компании.
В качестве выхода мы предлагаем вам обращаться к профессиональным организациям, занимающимся бухгалтерской и налоговой отчетностью. Именно к таким относится ООО “ПРОГРАММЫ 93”.
GLX Консалт
Иногда компании, принимая решение о выборе перевозчика либо же о перевозках собственным транспортом, действуют исходя из практической интуиции, а не экономических расчетов.
При этом понятно, что владельцам грузов важен не только сам факт доставки товара без лишних материальных потерь в конечный пункт – это должно быть сделано в установленные сроки и с гарантированным качеством доставки. Все эти факторы должны быть учтены в комплексе. Для этого компаниями применяется технология ранжирования операторов транспортных услуг.
Перевозчики чаще всего оказывают следующие виды услуг: • перевозку грузов и пассажиров; • погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, разгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции); • хранение грузов; • подготовка перевозочных средств; • предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката и др.
Как правило, критериями для сравнения транспортных компаний выступают: • качество предоставления услуг;l статистика потерь; • тарифная политика (ценообразование); • соблюдение сроков доставки; • скорость доставки; • слежение за грузом; • надежность перевозчика и др.
Основным принципом оптимизации затрат в логистике является комплексный подход – это означает, что затраты рассматриваются суммарно: затраты по закупке и поддержанию запасов, транспортировке и экспедированию, хранению и обработке грузов.
Если не учесть в расчете одну из составляющих логистики, возможна ситуация, когда вы сэкономите на одном из этапов, но перерасход на других перекроет всю достигнутую экономию. Поэтому для решения по оптимизации затрат при выборе способа транс- портировки необходимо иметь информацию, которая касается прогнозов годовых объемов продаж продукции, прогноза средних цен (закупочных и цен реализации), стоимости затрат на транспортировку, среднего размера запаса и стоимости его хранения на складе. При наличии такой информации для различных видов транспортировки наши расчеты будут выглядеть следующим образом.
Предположим, производитель высокотехнологичной продукции, имеющий порядка 100 клиентов в год, среднегодовой прогнозный объем продаж 2500 единиц продукции и цену $6000 за единицу, рассматривает два варианта доставки – почтой и авиа-экспрессом. Стоимость доставки, конечно, в пользу почты – $12 за единицу оборудования, включая расходы по таможне, в то время как авиа-экспрессом– $90 за единицу. Клиенты оплачивают продукцию на условиях консигнации, но в случае почтовой доставки, так как доставка осуществляется в течение 6 дней, каждому клиенту необходимо поддерживать запас в размере 3 единиц продукции. При этом затраты на хранение запасов составляют 12 %. В случае авиа-экспресс-доставки поддерживать запас нет необходимости, так как время доставки составляет 24 часа до любого места назначения. Из информации видим, что необходимый уровень запаса в случае доставки почтой будет составлять в целом по всей сети 300 единиц оборудования (100 клиентов по 3 единицы у каждого). Расходы на поддержание складского запаса при почтовой доставке составят: 300 единиц х $6000 х 0,12 = $216 000 в год. Транспортные расходы будут равны: 2500 единиц х $12 = $30 000 в год, общие затраты: $216 000 + $30 000 = $246 000 в год. А в случае с транспортировкой авиа-экспрессом, из-за отсутствия затрат на хранение запаса, годовые затраты будут формироваться только из транспортных затрат и составят 2500 единиц по $90 = $225 000. То есть, несмотря на значительную разницу в цене транспортировки, при рассмотрении всех затрат на логистику выгодным становится вариант, привлекательность которого при первоначальном взгляде неочевидна.
Затраты перевозчика • затраты на топливо; • затраты на смазочные материалы; • затраты на техническое обслуживание и ремонт; • затраты на восстановление износа шин; • затраты на амортизацию по восстановлению подвижного состава; • накладные расходы; • заработная плата водителей; • «суточные» и «квартирные» водителей; • дорожные сборы; • оплата платных магистралей, проезда через мосты и туннели, паромных переправ; • оплата услуг фирм-экспедиторов; • стоимость разрешения на проезд по иностранной территории; • затраты на приобретение таможенных документов; • затраты на приобретение накладной международного образца; • затраты на страхование.
Продолжая решение по этим же данным, мы можем ответить на вопрос, при каком объеме реализации компании будет выгодна доставка почтой (при этом оставляя неизменной политику по поддержанию товарных запасов на уровне 3 единиц для такой же клиентской базы в 100 клиентов), для чего надо составить простое уравнение: 216 000 + 12Х = 90Х. Решив это уравнение, получаем, что при объеме годовых продаж 2769 единиц продукции для компании затраты первым и вторым способом доставки будут одинаково равны, а при объемах продаж свыше этой цифры затраты почтовой доставкой становятся дешевле. Аналогичные рассуждения и расчеты должны применяться при выборе между доставкой собственным транспортом и внешним транспортом.
Методологической основой расчетов является разделение затрат предприятия на постоянные и переменные. В системе учета затрат, применяемой по украинским стандартам бухгалтерского учета, такая классификации затрат практически не используется. Это управленческий формат классификации затрат. Кроме того, для возможности принятия таких решений необходимо также применять процессный подход в отнесении затрат, то есть кроме традиционного в бухгалтерии разделения затрат на производственные, коммерческие и управленческие затраты, необходимо вести учет затрат по отдельным функциям и процессам.
Например, для того чтобы получить процент складских затрат, необходимо сгруппировать все затраты, возникающие при складировании, – заработная плата складского персонала со всеми налогами по заработной плате, затраты на амортизацию складских зданий и оборудования, затраты на содержание складских помещений и оборудования, включая коммунальные платежи и электроэнергию, затраты, связанные с администрированием складских работ, «усушка и утруска» материальных запасов (для некоторых материальных ценностей важным будет учесть уценку или моральный износ) и т. д. Все эти статьи затрат, взятые за год, необходимо разделить на величину среднего запаса на складе в денежном выражении. Если мы получили в расчете, например, 12 %, то это означает, что на каждый доллар (или гривню) хранения запаса приходится 12 центов (или копеек). При этом если подойти к вопросу совсем правильно, к полученному по реальным затратам проценту необходимо добавить еще и процент капитальных затрат (величина упущенной выгоды от вложения средств в материальный запас, а не в альтернативную возможность использования капитала – банковский депозит) или, по-другому говоря, это стоимость капитала для предприятия. И тогда процент затрат на хранение товарного запаса, сегодня для России, в долларовых расчетах будет равен 12 % + 6 % (7 %) = 18 % (19 %).
После проведения экономического анализа должны быть учтены все остальные факторы качества доставки: своевременность, сохранность и т. д. В таблице представлен перечень всех возможных критериев для оценки перевозчика , по которым проводится ранжирование и обоснованный выбор как способа транспортировки, так и конкретного провайдера услуг.
Разумеется, используя информацию из этой таблицы, можно провести оценку и собственного транспортного хозяйства. Принимая решение, учитывайте не только общие расходы на транспортировку, а также запаздывания поставок, последствия возможных потерь или получения товаров в непригодном виде как потребителем, так и производственной фирмой. Причем в последнем случае убытки могут стать особенно значительными в связи с угрозой остановки производства или ростом затрат на содержание запасов.
При этом не стоит часто менять перевозчика (экспедитора). Так же не целесообразно отдавать все перевозки в одни руки – это повышает риск операционной деятельности предприятия. Вы можете 40–50 % грузопотока доверить контрактному экспедитору, а остаток, 50–60%, распределить между другими перевозчиками.
На украинский транспортный рынок периодически выходят новые игроки, которые сначала предлагают низкие цены, лучшие условия, новые варианты. Эти возможности помогают экономить на транспортных расходах. А если «базовый» перевозчик захочет больший объем, пусть предлагает лучшие условия (но все равно не отдавайте в его ведение более 50 %). Таким образом, создается конкуренция между подрядчиками, и вы всегда имеете под рукой базу проверенных перевозчиков.
Сегодня для компаний, стремящихся к управлению своей стоимостью, основной акцент в улучшениях, перемещается из сферы рекламы и брендов в сферу более качественного сервиса. Как показывает опыт ведущих компаний, это всегда оптимизация сферы логистики. Компания, которая лучше организована, имеет преимущества перед более мощным и крупным конкурентом.