Принципы бухгалтерского учета, его предмет и объекты

В процессе функционирования хозяйствующий субъект осуществляет множество операций по различным направлениям, касающимся финансовой, производственной, хозяйственной, социальной и иных сфер деятельности. Все операции представляют собой единую систему, которая отражает активность субъекта и является предметом бухгалтерского учета, который можно обозначить как финансово-хозяйственную деятельность организации вне зависимости от ее формы собственности.

Объектами бухгалтерского учета являются экономические категории, которые непосредственно используются при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом. В ст.5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ указан конкретный перечень тех категорий, что являются объектом бухучета. В соответствии с данной нормой законодательства, к объектам бухгалтерского учета относятся:

  • активы и обязательства,
  • факты хозяйственной жизни,
  • доходы и расходы,
  • источники финансирования деятельности субъекта.

Предмет и объекты бухгалтерского учета кратко можно охарактеризовать как:

  • предмет – финансово-хозяйственная деятельность субъекта;
  • объекты – категории, входящие в финансово-хозяйственную деятельность субъекта.

Методы бухгалтерского учета представляют собой приемы, с помощью которых изучается предмет. Иными словами, это способы, используемые для того, чтобы изучить деятельность хозяйствующего субъекта. При этом методы могут быть количественные и качественные, позволяющие проводить учет, анализ и исследование объектов.

Сущность объектов бухучета: определение Минфина

Существует довольно много интерпретаций термина «объекты бухучета». Рассмотрим официальное его определение, приведенное в п. 4 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

Согласно этому документу под объектами бухучета следует понимать имущество предприятий, их обязательства, а также хозоперации, осуществляемые в процессе экономической деятельности.

Конкретный перечень объектов бухгалтерского учета на законодательном уровне определен положениями закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Окраина

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

По составу и характеру использования имущество организации подразделяют на три группы:

  • внеоборотные активы: основные средства, (здания, машины, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь), нематериальные активы, капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения;
  • оборотные активы: краткосрочные финансовые вложения (сырье, топливо, полуфабрикаты, готовая продукция, средства в расчетах и др.);
  • отвлеченные средства (налоги и прочие платежи от прибыли в бюджет и др.).

По своему назначению документы подразделяются:

  • на распорядительные: доверенности, наряды, приказы. Основанием для записи в бухгалтерские регистры распорядительные документы не служат. Они имеют большое значение для предварительного контроля за правильностью, т.е. юридической и экономической обоснованностью совершения операций;
  • оправдательные: приходные и расходные накладные, различные акты, кассовые чеки и др.;
  • бухгалтерского оформления: расчетная ведомость на заработную плату, расчет амортизационных отчислений, справки об ошибках, обнаруженных в учетных регистрах и подлежащих устранению посредством дополнительных записей, и т.п.;
  • комбинированные: распорядительное и оправдательное назначение имеют товарно-транспортные накладные, требования на получение материалов со склада.

По способу отражения хозяйственных операций документы делятся:

  • на первичные документы, составляющиеся в процессе совершения той или иной операции. Они становятся самым первым письменным свидетельством ее осуществления, например, кассовые ордера, платежные поручения, накладные, приемосдаточные акты, препроводительные ведомости к сумме с денежной выручкой и т.д.

В зависимости от количества зарегистрированных операций первичные документы делятся:

  • на разовые документы – документы (кассовый ордер, чек, требование, накладная), в которых фиксируют единственную, однократно совершенную операцию;
  • накопительные документы, в которых отражают несколько однородных хозяйственных операций по мере их совершения на протяжении некоторого промежутка времени;
  • сводные документы. Это первая ступень обобщения сведений, содержащихся в нескольких первичных документах, которая предшествует их бухгалтерской обработке. Сводными документами являются товарные отчеты материально ответственных лиц, кассовые отчеты кассира, отчеты подотчетных лиц об израсходовании ими денежного аванса.

Что относится к объектам бухгалтерского учета?

В соответствии с положениями ст. 5 закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:

  • факты хозяйственной жизни предприятия;
  • активы и пассивы предприятия;
  • источники финансирования;
  • доходы и расходы фирмы;
  • прочие объекты, определенные федеральным законодательством.

Под фактом хозяйственной жизни следует понимать любую сделку, операцию или иное значимое событие, которое оказывает или потенциально может оказать влияние на финансовое состояние предприятия, результаты его деятельности или движение капитала (ст. 3 закона № 402-ФЗ).

Активы и пассивы фирмы могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей: их корректная классификация может иметь значение при составлении бухгалтерского баланса — одного из ключевых источников бухгалтерской отчетности.

Эту классификацию можно подробно изучить, ознакомившись с положениями раздела IV приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ПБУ 4/99).

Источники финансирования деятельности фирмы могут быть представлены:

  • уставным капиталом;
  • доходом (в т. ч. выручкой);
  • кредитными средствами;
  • инвестициями;
  • поступлениями из бюджета.

В соответствии с п. 2 ПБУ 9/99 под доходами следует понимать не обусловленное действиями учредителей (собственников) увеличение экономических выгод предприятия по факту:

  • поступления активов (в виде денежных средств либо иного имущества);
  • погашения обязательств, вследствие чего капитал предприятия увеличивается.

В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 под расходами следует понимать не обусловленное действиями учредителей (собственников) уменьшение экономических выгод предприятия по факту:

  • выбытия активов;
  • появления обязательств, которые приводят к уменьшению капитала предприятия.

Активы, обязательства и источники финансирования

Определение 1

Активы – это имущество или ресурсы предприятия, которым оно владеет и распоряжается для осуществления своей деятельности, для достижения цели – получения прибыли. Рассматривая принципы российского бухгалтерского учета, мы говорим только об активах, которые принадлежат предприятию на правах собственности.

Обязательства – задолженность предприятия перед контраганетам, кредиторами, которую необходимо погасить к определенному периоду времени.

Главное различие между этими понятиями, что активы подразумевают под собой поступление денежных средств, а обязательства – их отток. В зависимости от срочности обращения активы и пассивы классифируются на краткосрочные, до 12 месяцев, и долгосрочные — больше года. Зависимость обязательств от принадлежности разделяет их на собственные и заемные. Активы и обязательства отражаются в балансе предприятия.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Источники финансирования деятельности предприятия –самые первые финансовые ресурсы, с которых начинается образование самого предпрития, они необходимы изначально для создания, а в дальнейшем для его существования и функционирования. В последующем они же является предметом инновационного развития и инвестиционных вложений.

Существует множество классификаций – перечислим основные виды источников финансирования: внешние, внутренние, привлеченные, заемные, краткосрочные и долгосрочные. Остатки на банковских счетах или в кассе предприятия на определенную дату – денежная форма выражения финансовых ресурсов компании.

Оценка объектов бухгалтерского учета как необходимое условие учетных процедур

Важнейшая операция, производимая в рамках бухучета с объектами бухгалтерского учета, — их оценка. Она представляет собой процедуру, результатом которой становится отражение стоимости того или иного объекта в рублях (ст. 12 закона 402-ФЗ).

Необходимость в оценке возникает в силу того, что отражение всех сведений об отмеченных объектах бухучета в учетных документах, а также в отчетности осуществляется именно в денежном выражении.

Основные принципы, по которым должна осуществляться оценка стоимости объектов бухучета, закреплены в п. 23 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, а также в ПБУ, регулирующих особенности учета тех или иных объектов бухучета.

Источники формирования ресурсов

Все имеющиеся в ООО источники можно разделить между двумя группами – собственным и заемным капиталом. В собственный капитал включают:

  • Уставной капитал общества, формируемый на начальном этапе образования ООО, данный капитал составляют учредители;
  • Резервный капитал – формируется ООО за счет отчисления доли нераспределенной прибыли, созданный резерв позволяет покрыть годовые убытки ООО;
  • Добавочный капитал – формируется по результатам переоценки за счет увеличения показателя стоимости оцениваемых активов;
  • Прибыль, не распределенная по итогам года, или не покрытый убыток.

В заемный капитал включают:

  • Заемные средства – кредиты долгосрочного и краткосрочного характера, взятые ООО для осуществления деятельности;
  • Кредиторская задолженность – средства, которые ООО должно своим контрагентам, сотрудникам, бюджету, фондам.

Итоги

Бухгалтерский учет, как и любые другие направления деятельности, связанные с управлением организацией, имеет объекты. Их сущность определена на законодательном уровне — в законе № 402-ФЗ, а также в положениях приказа Минфина № 34н.

Ознакомиться с иными полезными сведениями о бухгалтерском учете вы можете в статьях:

  • «Бухгалтерский учет в 2015–2016 годах (план счетов и принципы)»;
  • «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Доходы и расходы

Замечание 1

Доходы и расходы предприятия – самая сложный и противоречивый аспект в бухгалтерском и налоговом учете. Ведь именно от правил и принципов их учета, отражения в системе зависит финансовый результат деятельности всего предприятия, в конечном итоге количество денежных средств, поступающих в бюджеты государства. Разница между этими элементами учета образует прибыль, главная экономическая цель создания и существования хозяйствующего объекта.

Доходы – увеличение выгод, как результат поступления активов. Расход – соответственно, наоборот. Доходы, как и расходы, имеют общую классификацию, их подразделяют по источникам формирования на доходы и расходы:

  • От обычных видов деятельности –выручка для доходов; к расходам относятся затраты, относящиеся к обычным, основным видам деятельности при производстве товаров, оказании работ, услуг
  • Операционные – от продажи имущества, и проценты от использования, предоставления займов, кредитов; средства по патентам, интеллектуальной собственностью
  • Внереализационные – штрафы, пени за невыполнение условий договоров; убытки и прибыль прошлых лет; безвозмездная получение \ передача актива
  • Чрезвычайные – элементы хозяйственной деятельности, возникшие вследствие произошедших чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, пожар, аварии.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Хозяйственные средства

Хозяйственные средства являются основными объектами бухучета. Они подразделяются на оборотные и внеоборотные.

  • Оборотные средства образуют капитал фирмы. К ним можно отнести: материалы, ГСМ, детали, полуфабрикаты, незавершенное производство. Эти ресурсы объединяет то, что они полностью потребляются за один цикл производства. Стоимость, по которой они учитываются, полностью включается в себестоимость изготавливаемых товаров.
  • Внеоборотные средства формируют основной капитал фирмы. Их основное отличие состоит в том, что они могут использоваться в производстве многократно на протяжении длительного периода времени. Их стоимость переносится на себестоимость производимых товаров постепенно. К ним можно отнести: спецоборудование, транспорт, объекты недвижимости.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]