Особенности бухгалтерского учета в грузоперевозках

Компании, работающие в сфере логистики транспорта, такие как авиакомпании, железные дороги и судоходные компании, сталкиваются с рядом бухгалтерских и операционных проблем, которые могут повлиять на прибыль. Вот почему так важно соблюдать передовые методы бухгалтерского учета для управления их денежными потоками и ликвидностью. Пройти курсы бухгалтеров в Екатеринбурге.

Логистическим компаниям всегда приходилось сталкиваться с неопределенностью в отношении операционных затрат. Колебания цен на нефть и стоимости доставки могут сильно повлиять на их размер прибыли и прибыльность их расценок на фрахт.

Кроме того, судоходные компании испытывают сильное давление со стороны потребителей, чтобы они не отставали от меняющихся ожиданий в современном цифровом мире. Современный потребитель хочет мгновенного удовлетворения, и в результате наблюдается рост «доставка на следующий день» и даже «доставка в этот же день».

Пандемия Covid-19 потенциально ускорила движение в сторону предпочтения покупок в Интернете, что означает повышенный спрос на товары с доставкой в ​​короткие сроки.

Чтобы лучше справляться с растущим давлением и спросом, логистическим компаниям необходимо применять следующие передовые методы бухгалтерского учета:

Придерживайтесь международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

МСФО — это стандарты бухгалтерского учета, выпущенные Советом по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB). Их цель — дать рекомендации о том, как компании должны составлять и раскрывать финансовую отчетность, чтобы она была достоверной, справедливой и сопоставимой с другими аналогичными организациями по всему миру. Стандарты основаны на принципиальном подходе, который обеспечивает глобальную основу, которую многие считают передовой практикой.

Для логистических и транспортных компаний особенно важно соблюдать МСФО, поскольку многие из них работают на международном уровне и участвуют в трансграничных сделках. Кроме того, наличие общего набора стандартов бухгалтерского учета облегчает инвесторам понимание финансовой отчетности компании и возможность выявления инвестиционных возможностей.

Упрощенная система в грузоперевозках предусматривает два варианта уплаты налогов

В первом случае размер налоговой ставки составляет 6 %, в качестве объекта здесь является доход предприятия.

А во втором – объектом являются доходы транспортной компании за вычетом расходов, но ставка в этом случае составляет 15 % (сумма налога не может быть менее 1% от налоговой базы). При этом компания, осуществляющая грузоперевозки, может самостоятельно выбирать объект, а также менять его.

Плюсы данной системы:

Применяя упрощенную систему налогообложения, фирма-грузоперевозчик не платит следующие налоги: на прибыль (для индивидуального предпринимателя исключается необходимость уплаты налога на доход физического лица), на добавленную стоимость, на имущество.

В том случае, если фирма не выбирает самостоятельно налоговую систему и не извещает о выбранном способе налоговую инспекцию, то данная система налогообложения избирается автоматически и будет носить Основную систему налогообложения.

Отрицательные моменты:

Расходы при данном методе учета можно учитывать только из утвержденного списка расходов, согласно статье 346.16 НК РФ. Даже если ваши расходы составили большую часть над размером дохода, вам необходимо заплатить минимальный налог в размере 1% от полученного дохода.

Используйте современное бухгалтерское программное обеспечение

Многие компании сегодня по-прежнему полагаются на старое программное обеспечение для бухгалтерского учета, которое не может полностью удовлетворить потребности современного бизнеса. Компании имеют дело с растущим объемом данных, которые необходимо обрабатывать и регистрировать точно, чтобы предоставить значимую информацию всем заинтересованным сторонам, которые могут использовать эту информацию. Устаревшие системы бухгалтерского учета не справляются с большими объемами данных, и это может привести к неэффективному принятию решений.

Новое облачное программное обеспечение для бухгалтерского учета предлагает широкий спектр полезных функций, включая искусственный интеллект и бизнес-аналитику. Эти более развитые системы могут автоматизировать ручные задачи, способствовать сотрудничеству и интегрироваться с другими бизнес-системами для повышения эффективности. Облачные системы могут быть особенно полезными для фирм, работающих в логистической отрасли, которые имеют дело с разнообразным диапазоном и большим объемом транзакций.

Виды налогообложения в сфере транспортных услуг

Общая система – предполагает ведение бухгалтерской документации в полном объеме и уплату всех основных налогов, таких как НДС в размере 20%, налога на прибыль в размере 20%, налога на имущество в размере 2,2%. Компания, которая не может пользоваться упрощенной системой, применяет в своей деятельности общую систему уплаты налогов. ИП (грузоперевозки) налоги по этой системе платит налог и на доходы физических лиц, и на добавленную стоимость.

Плюсы данной системы:

Работаю с крупными поставщиками, вы можете учитывать в зачет НДС и уменьшать свой.

Отрицательные моменты:

Наиболее обременительной признают общую систему уплаты налогов, по возможности от нее рекомендуется переводиться на упрощенную.

Так как при данной системе необходимо вести полный налоговый и бухгалтерский учет, составлять и сдавать не только годовую, но и ежеквартальную отчетность и своевременно уплачивать налоги.

Ведение бухгалтерского учета ИП и ООО

Стоимость: 10 000 — 12 000 руб. (все включено)

  • Составление и сдача деклараций УСН и НДС, бухгалтерской отчетности и прибыли
  • Расчет заработной платы на сотрудников
  • Консультации по учету и налогообложению и т.д.
  • Ведение кадрового документооборота

Порядок заполнения 1-ТР

Инструкцию по заполнению и бланк формы можно найти в Приказе Росстата от 31.08.2017 № 564.

1-ТР состоит из титульного листа и трех разделов.

Наименование респондента, юридический и почтовый адрес с индексом отмечают на титульном листе. Первый лист уже содержит код по ОКУД, компании остается внести свой код по ОКПО.

Раздел 1

Сведения в разделе показывают по состоянию на конец года.

Весь транспорт, указанный в разделе, должен быть оприходован и зарегистрирован в ГИБДД. Тип автомобиля определяется по его техпаспорту.

Арендованный и лизинговый транспорт в данном разделе не учитывается.

В третьей графе фиксируют количество транспорта, в том числе находящегося в ремонте, в аренде. Технически исправные автомобили показывают в графе 4. Транспорт, который ожидает ремонта или находится в сервисе, машины без авторезины в графе 4 не учитываются.

Из общего количества машин по графам 5 и 6 выделяют число автомобилей, оборудованных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.

Строка 100 — это сумма строк 101-107. По указанным строкам показывают самосвалы, грузовые фургоны, цистерны, лесовозы и другие конструкции кузова. Пикапы и легковые фургоны не учитываются.

По строке 108 показывают автомобили-тягачи, предназначенные для постоянной работы с полуприцепом.

По строкам 109–112 (из строки 100) выделяют грузовые автомобили в зависимости от конструкции двигателя и вида топлива. В строке 109 нужно показать транспорт, работающий на бензине, в строке 110 — на дизельном топливе, а по строке 111 — на газу. В строке 112 отмечается транспорт, работающий на других видах топлива. Если сложить данные строк 109–112, то должна получиться цифра, указанная в строке 100.

По строкам 113-115 транспорт, зафиксированный в строке 100, распределяют по категориям в зависимости от максимальной массы транспортного средства (максимально допустимого веса снаряженного автомобиля вместе с грузом). Согласно ГОСТу выделяют три категории:

  1. Грузовой транспорт массой до 3,5 тонн.
  2. Грузовой транспорт массой от 3,5 тонн до 12 тонн.
  3. Грузовой транспорт массой более 12 тонн.

По строке 116 выделяют количество грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов. Если автомобиль перевозит грузы в другой город или страну, его нужно показать в строке 117.

По строке 120 отмечают количество малотоннажных грузовых и грузопассажирских автомобилей с кузовами, сконструированными на шасси легковых автомобилей.

По строке 130 показывают разные типы полуприцепов, которые соединены с седельными тягачами. Также в указанной строке следует учесть запасные полуприцепы (самосвальные, фургоны, контейнеровозы, цистерны и другие).

По строке 131 фиксируют количество полуприцепов-контейнеровозов, по строке 140 — количество автоприцепов (бортовых, самосвальных и т.п.), по строке 150 — количество транспортных средств специального назначения.

Раздел 2

Данный раздел заполняют даже те компании, у которых перевозка грузов не является основной деятельностью.

Учесть нужно грузовой автотранспорт в собственности, в аренде, в лизинге.

Автомобиле-дни приводятся в целых числах, остальные показатели — с одним десятичным знаком после запятой (с точностью до 0,1).

Перевозки и показатели эксплуатации грузовых машин отражаются в форме по видам перемещения: город, пригород, межгород и международное сообщение.

По строке 210 показываются дни пребывания транспорта в распоряжении компании отдельно по каждому автомобилю. Учитывают выходные и праздничные дни. Если машина работала в несколько смен в течение суток, то это время считается одним автомобиле-днем.

По строкам 220 и 240 показываются суммарные объемы перевозки грузов и грузооборота, выполненные по дорогам общего пользования.

Перевозки пассажиров в грузовых автомобилях в отчет не записываются.

Объем перевозок грузов по дорогам общего пользования в тоннах и тонно-километрах не учитывается:

  • при использовании автомобилей не для грузоперевозки, а для техобслуживания линий электропередач, трубопроводов;
  • при перевозке нетоварных грузов (снега, бытовых отходов, строительного мусора и т.п.);
  • при использовании автомобилей при научно-изыскательских, геологоразведочных работах;
  • если автомобиль перевозит почту, газеты, журналы.

Грузооборот равен сумме произведений веса груза по каждой ездке на расстояние перевозки по каждой ездке.

Пример расчета грузооборота:

14 мая 2021 года было выполнено 5 ездок:

  • первая ездка: 2 тонны на расстояние 16 км;
  • вторая ездка: 6 тонн на расстояние 25 км;
  • третья ездка: 5 тонн на расстояние 9 км;
  • четвертая ездка: 4 тонны на расстояние 11 км;
  • пятая ездка: 13 тонн на расстояние 22 км.

Перевозка грузов = 2 + 6 + 5 + 4 + 13 = 30 тонн.

Грузооборот = (2 т x 16 км) + (6 т x 25 км) + (5 т x 9 км) + (4 т x 11 км) + (13 т x 22 км) = 557 т.км

Из строк 220 и 240 выделяют перевозки за плату и отражают в строках 221 и 241.

В строках 222-234 отмечают перевозки отдельных видов сырья и материалов. Например, в строке 228 фиксируют перевозки цемента, а в строке 231 — зерно.

Также отдельной строкой выделяют опасные грузы (строка 235). Грузы, перевезенные в контейнерах, пакетах, полуприцепах записывают в строки 236-238 соответственно.

В строке 250 нужно показать пробег автотранспорта за год, а в строке 251 — пробег с грузом.

Общий пробег можно определить по одометру, кроме того, ежедневно пробег отражается в путевом листе машины.

Специфика затрат при перевозках

При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:

  • Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете: в балансе, если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.

О забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» расскажем в этой статье.

  • Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.

Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.

ВНИМАНИЕ! С января 2021 года, начиная с платежа за 2021 год, налоговики самостоятельно рассчитают сумму налога для вашей компании. Декларацию по транспортному налогу сдавать больше не нужно. Подробности — здесь.

Что делать, если с расчетом налоговой вы не согласны, описано в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе К+, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

  • Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.

Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.

  • Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
  • Непременными составляющими затрат станут расходы: на страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
  • периодический технический осмотр транспорта;
  • проведение регулярного технического обслуживания;
  • обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;

Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей».

  • оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
  • услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
  • оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]