Учётная политика организаций госсектора: важные изменения


Независимость учетной политики относительна

В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — 402-ФЗ) определено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами. В то же время в п. 14 ст. 21 Закона № 402-ФЗ установлено, что материнская компания вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами.

Поэтому в п. 5 ПБУ 1/2008 добавлен п. 5.1 с указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. При этом дочерняя компания формирует свою учетную политику исходя из стандартов головной компании.

Ранее в ПБУ 1/2008 такого положения не было.

Изменение общих положений

Согласно п. 2, положения, указанные в Инструкции №157н применяются одновременно со Стандартом №256н. Указано, что термины, определения которых даны в стандартах, используются в Инструкции №157н в том значении, в котором они используются в этих стандартах. Если иное не предусмотрено инструкциями по применению плана счетов, Минфин рекомендует руководствоваться стандартами.

Отражая объекты учета надо по самым консервативным оценкам – не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности) (п.3 Инструкции №157н).

В п. 6 Инструкции №157н уточнен перечень документов учетной политики. Начиная с 2021 г. обязательно должны быть утверждены:

  • правила документооборота;
  • технология обработки учетной информации;
  • график документооборота;
  • порядки проведения инвентаризаций активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

Согласно п.14 Инструкции №157н в рамках формирования учетной политики также необходимо утвердить порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета.

Утвержденные субъектом учета формы документов начиная с 2021 г. должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Стандартом №256н.

П. 25 Инструкции №157н отражать необменные операции следует по справедливой стоимости (это общее условие), в условной оценке 1 объект = 1 рубль (если не нашли данные о рыночной цене аналогичных или схожих объектов), по балансовой стоимости и амортизации, указанной передающей стороной (если получили имущество от организации госсектора). Определять справедливую стоимость необходимо методом рыночных цен. Определение необменных операций дано в п. 7 Стандарта №257н. Перечень необменных операций следует утвердить в учетной политике. Например: «Поступление выморочного имущества», «Безвозмездное получение НФА от физлиц».

П. 32 и 383 Инструкции №157н определены случаи, когда переданные в пользование объекты не надо учитывать по Стандарту №258н. Например, к такому имуществу может относится имущество организаций, отвечающих за организационно-технологическое обеспечение иных учреждений. Это применимо, если она передает имущество в безвозмездное пользование другим учреждениям, но при этом продолжает нести расходы на его содержание.

Порядок присвоения и нанесения инвентарных номеров указан в п.п. 46, 47, 49. Необходимо в учетной политике разработать порядок присвоения инвентарного номера неотделимым улучшениям, проведенным в объектах, полученных в операционную аренду. Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом, следует присвоить внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов. Он формируется как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

П. 71, 151.1, 141, 144, 333 определен порядок учета земельных участков и отдельных прав на них, в том числе:

  • на счете 103 00 «Непроизведенные активы» подлежат учету земельные участки, используемые на праве постоянного (бессрочного) пользования и участки, вовлекаемые уполномоченными органами в хозяйственный оборот, собственность по которым не разграничена
  • на счете 111 49 «Права пользования непроизведенными активами» – участки, полученные в операционную аренду
  • на счете 108 55 «Непроизведенные активы, составляющие казну» –числящиеся в составе казны
  • на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» – права ограниченного пользования чужими земельными участками.

Алгоритм формирования учетной политики уточнен

ПБУ № 1/2008–24/2011 признаны федеральными стандартами бухучета (далее — ФСБУ). Такие изменения в 402-ФЗ внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ, они действуют с 19.07.2017.

В п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ определено, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета организация делает выбор из числа способов, допускаемых ФСБУ. В обновленном ПБУ также термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «ФСБУ», а в п. 24 ПБУ 1/2008 термин «бухгалтерская отчетность» заменен на термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность».

В п. 7 ПБУ 1/2008 более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный ФСБУ. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них с учетом общих требований (п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008).

Если в ФСБУ ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. Разработать свой способ, последовательно применяя сначала МСФО, затем федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и только потом — рекомендации в области бухучета. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Контур.Норматив — справочно-правовая база для бухгалтера

Положение об учетной политике организации на 2021 год:

  • Общие положения: рабочий план счетов и аналитический учет, формы первичных документов, ПБУ 18/02 и др.
  • Учетная политика для целей бухучета и налогообложения
  • Типовые учетные политики организаций на ОСНО, на упрощенке, арендодателя, лизинговой, строительной компаний и т.д.

Чтобы начать работать в Нормативе, просто зарегистрируйтесь

Узнать больше

Новости

Корректируя учетную политику на 2021 год, полагаем, что нужно будет внести изменения в следующие разделы.

Рабочий план счетов. С 1 января 2021 года вступили в действие 5 федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора. С 2021 и 2021 годов планируют ввести еще больше стандартов. В связи с этим Минфин вынес на общественное обсуждение проект изменений Инструкции N 157н. Поправки коснутся не только плана счетов, но и порядка его применения, например:

  • Федеральным стандартом 2Основные средства2 предусмотрено выделение новой группы основных средств – «Инвестиционная недвижимость», в которую будут включаться объекты недвижимости (ее часть), полученные по договору аренды (имущественного найма) и предназначенные для последующей передачи в субаренду (поднаем) либо безвозмездное пользование. Полагаем, что учет объектов этой группы будет вестись на отдельном балансовом счете. Сейчас имущество, полученное учреждением по договорам безвозмездного или возмездного пользования (кроме лизинга), подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • Федеральным стандартом «Аренда», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 Г. № 258н, установлено отражение поступившего по договору операционной аренды имущества в составе нефинансовых активов (то есть на балансовых счетах) как самостоятельного объекта бухгалтерского учета – права пользования активом (сейчас учет арендованного имущества ведется на забалансовом счете 01).

Методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В данном разделе учетной политики на 2021 год можно прописать:

  1. порядок оценки справедливой стоимости актива. Пунктами 55, Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» установлено, что при определении справедливой стоимости актива нужно использовать метод рыночных цен или метод амортизированной стоимости замещения. В учетной политике следует отразить порядок применения данных методов;
  2. используемый метод начисления амортизации. Федеральным стандартом «Основные средства» вводятся несколько методов расчета суммы амортизационных отчислений: линейный метод, метод уменьшаемого остатка, метод расчета амортизации пропорционально объему продукции (п. 36). Метод начисления амортизации, который будет применять учреждение, закрепляется в учетной политике. При выборе метода начисления амортизации учреждение исходит из того, какой метод наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Учреждения в силу положений п. 6 и Инструкции № 157н должны самостоятельно разработать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации и осуществлять данные мероприятия в соответствии с утвержденным порядком.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты. На сайте Минфина размещен проект приказа об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты». Поэтому положения учетной политики, устанавливающие порядок отражения в учете событий после отчетной даты, начиная с даты вступления в силу названного стандарта, должны соответствовать ему.

Порядок присвоения инвентарных номеров. Пунктом 9 Федерального стандарта «Основные средства» установлено, что каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, предусмотренном учетной политикой субъекта учета, согласно положениям данного стандарта и Инструкции № 157н. Таким образом, в учетной политике следует определить порядок присвоения инвентарных номеров.

Оценка объектов основных средств. Пунктом 27 Федерального стандарта «Основные средства» определено, что в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания такого объекта. При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями настоящего стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) данного объекта. Этим же пунктом установлено, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений указанного пункта в отношении групп основных средств.

Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонта формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 Федерального стандарта «Основные средства» (п. 28). В этом же пункте сказано, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение положений данного пункта при ведении учета основных средств, групп основных средств.

Таким образом, в учетной политике необходимо указать группы основных средств, в отношении которых будут применяться п. 27, Федерального стандарта «Основные средства», либо отметить, что данные пункты не будут применяться.

В завершении отметим, что учетная политика — это важный внутренний (локальный) акт учреждения. Его всегда запрашивают при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому советуем внимательно отнестись к его составлению и учесть в нем все особенности деятельности учреждения, а также положения новых нормативных актов, регулирующих вопросы бюджетного учета.

Пономарева Татьяна Николаевна, ведущий консультант по бюджетному учету и вопросам заработной платы

Каждый день эксперты «Линии консультаций» помогают найти решение в неоднозначных правовых вопросах. Вашему вниманию — изменения, которые по мнению экспертов «Линии консультаций» важно учесть в работе уже сегодня.

Эксперты «Линии консультаций» рады проконсультировать вас по тел. 2-570-570, 8-800-7000-115 (звонок по краю бесплатный).

Появилось понятие несущественной информации

В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера (новый п. 7.4 ПБУ 1/2008).

При формировании такой информации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов.

Если применяется упрощенный учет

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность (п. 7.2 ПБУ 1/2008). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства независимо от выбранной ими системы налогообложения.

Такие компании, как и все прочие, обязаны применять способы учета, установленные ФСБУ, а при наличии нескольких способов выбирать один из них. Однако если в ФСБУ ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности. Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета.

Когда от ФСБУ можно отступить

В ПБУ 1/2008 добавлены специальные нормы о том, как поступать организациям в случае, если применение общего порядка не позволяет достоверно отразить всю финансовую деятельность компании. В п. 7.3 ПБУ 1/2008 уточняется, что нормы применяются только в исключительных случаях. Компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов. Однако при этом должны выполняться следующие условия:

  • установлены причины, которые мешают отражению в учете и отчетности объективной информации;
  • существует альтернативный вариант, который снимет проблему;
  • такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчетности;
  • экономический субъект надлежащим образом раскрыл информацию о том, что отступил от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.

Новый п. 20.2 ПБУ 1/2008 содержит требования к раскрытию информации об отступлении от общих правил. Компания должна указать наименование и краткое описание ФСБУ, от которого она отступила, причины, по которым его применение искажает финансовую картину, содержание альтернативного способа и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления информации. Плюс к тому она должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Если отчетность составляется по правилам МСФО

Ряд организаций обязан вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Также финансовую отчетность по правилам МСФО могут формировать компании, не создающие группы (п. 1 ст. 1, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).

В обновленной редакции п. 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только ФСБУ, но и МСФО. И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять. Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, как оно будет нарушено при взятии на вооружение российского способа ведения бухучета (новый п. 20.1 ПБУ 1/2008).

Изменения Единого плана счетов и его применения

Появились новые счета и аналитические группы бухгалтерского учета, в ряде ранее применяемых счетов и аналитических групп изменился порядок их применения либо они более не применяются.

Аналитическая группа 40 к счетам НФА переименована с «Имущество-предметы лизинга» на «Права пользования активами» и начиная с 2021 г. применяется для учета прав пользования при операционной аренде, а также при финансовой аренде. Лизинговые объекты надо учитывать по общим правилам, установленным Стандартом №258н. Оно теперь учитывается на тех же счетах, что и объекты на праве оперативного управления (п. 53 Инструкции №157н).

Аналитическая группа 90 переименована с «Издержки обращения» на «Имущество концессии» и начиная с 2021 г. применяется для учета переданного в концессию имущества и имущества казны. В связи с чем счет 109 90 «Издержки обращения» из плана счетов исключен.

Начиная с 2021 г. все нежилые помещения надо учитывать на едином счете 101 02 «Нежилые помещения (здания и сооружения)». На счете 101 03 «Инвестиционная недвижимость» учитываются только объекты, предназначенные для сдачи в аренду не используемые для выполнения своих функций (задания) учреждением. Счет 101 07 «Биологические ресурсы» предназначен для учета животных, растений, многолетних насаждений, контролируемых учреждением. Библиотечный фонд учитывается на счете 101 08 «Прочие основные средства» (п.53 Инструкции №157н).

Изменение характеристик объекта может привести к необходимости его перемещения в другую группу основных средств. Формирование с учетом положений Стандарта №257н входящего остатка на 1 января 2018 г. осуществляется операциями в межотчетный период через счет 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Оформляются такие операции Бухгалтерской справкой ф. 0504833.

Ретроспективное отражение изменения учетной политики уточнено

В п. 15 ПБУ 1/2008 определено, что последствия изменения учетной политики отражаются в бухучете, как правило, ретроспективно. Изменениями уточнено, что ретроспективное отражение заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса, на которые повлияли изменения. Корректировка производится на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату.

Изменения связаны с тем, что нераспределенная прибыль в процессе корректировок задействуется не всегда.

Уточнены проводки по реклассификации НФА

В п. 47 Инструкции №157н указано, что Инвентарный номер объектов основных средств при реклассификации объектов не изменяется.

Счет 104 40 «Амортизация прав пользования активами» используется для учета объектов операционной аренды согласно Стандарту №258н. При получении имущества в неоперационную (финансовую) аренду на счете 106 40 «Вложения в объекты финансовой аренды» формируется первоначальная стоимость актива в объеме арендных обязательств пользователя и первоначальных прямых затрат по заключению договоров.

Новый счет 111 00 «Право пользования активами» предназначен для учета объектов учета операционной аренды – прав пользования активами, осуществляемого пользователем (арендатором). Применяется в соответствии со Стандартом №258н.

По счетам 104 40 и 111 00 надо сформировать входящие остатки на начало 2021 г.

Новый счет 114 00 «Обесценение нефинансовых активов» предназначен для снижения стоимости активов в связи с их обесценением. Впервые применять его надо перед составлением отчетности за 2021 г.

Пояснительную записку составлять не нужно

В старой редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения ученой политики на год, следующий за отчетным.

Понятие «пояснительная записка» в обновленном ПБУ 1/2008 не используется.

Сведения об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета по-прежнему необходимо раскрывать, но не в пояснительной записке, а в бухотчетности. В каком именно документе и в каком виде будет раскрываться эта информация, компании решают сами. Например, это может быть текстовая часть Пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, где на положения соответствующих пунктов должны быть даны ссылки в перечисленных формах бухотчетности.

Воспользуйтесь мастером учетной политики для различных отраслей деятельности и систем налогообложения. Просто выберите параметры вашей организации

Узнать больше

Учетку можно закрепить стандартами

Ряд норм ПБУ приведен в соответствие с 402-ФЗ. Так, в п. 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов, как стандарты организации. Ранее были упомянуты только приказы и распоряжения.

Также напоминаем, что учетной политикой необходимо утвердить форму путевого листа. Которая изменилась в 2021 году. Читайте об этом подробнее в статье «Составляем путевые листы по-новому: инструкция для бухгалтера».

Если изменения ПБУ 1/2008 на вашей работе никак не отразились, проверьте свою учетную политику на предмет выбора допустимых способов учета с помощью нашей шпаргалки.

Людмила Фомина, аттестованный аудитор

Исправление ошибок прошлых лет

Для исправления в учете ошибок, допущенных в предыдущие годы введены специальные счета. Они применяются в зависимости от вида ошибки и периода ее совершения.

Если ошибка возникла в отражении финансового результата в году, предшествующем отчетному или остальных прошлых годах, то она отражаются на счетах 401 18 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному», 401 28 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному» или 401 19 «Доходы прошлых финансовых лет», 401 29 «Расходы прошлых финансовых лет» соответственно (п. 298 Инструкции №157н).

Если ошибка возникла в отражении консолидируемых расчетов в году, предшествующем отчетному или остальных прошлых годах, то она отражаются на счете 304 84 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному» или 304 94 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет» соответственно (п. 276 Инструкции №157н).

Если ошибка возникла в отражении иных операций в году, предшествующем отчетному или остальных прошлых годах, то она отражаются на счете 304 86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному» или 304 96 «Иные расчеты прошлых лет» соответственно (п.281 Инструкции №157н).

Устранено ранее присутствующее несоответствие в Приказе Минфина № 65н в части применения КОСГУ и Инструкции № 157н. В соответствии с статьями КОСГУ введены дополнительные аналитические счета к счетам 205 00 «Расчеты по доходам», 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам».

Согласно п. 227 Инструкции №157н учреждением, выполняющим функции администратора доходов бюджета, для отражения операций по уточнению невыясненных поступлений в бюджет, введены специальные счета 210 82 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному» и 210 92 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет». Отражаются эти операции в обособленном регистре (Журнале операций).

Забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» в соответствии с новой редакцией п.335 Инструкции №157н используется в том числе для учета материальных ценностей, не соответствующих критериям активов.

В учетной политике Минфин рекомендует указать порядок применения забалансового счета 29 «Представленные субсидии на приобретения жилья» (Письмо Минфина РФ от 22.01.2018 № 02-07-10/3079).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]