Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации. Задачи учета и учетная политика

  1. Определение и значение базовых принципов бухгалтерского учета
  2. Какие требования относятся к бухгалтерскому учету
      Документация экономических событий
  3. Сравнение финансовых показателей с плановыми
  4. Соблюдение полноты учетной информации
  5. Своевременная подача отчетности
  6. Требование к форме отчетности
  7. Точность данных
  8. Значимость
  9. Обоснованность информации
  10. Экономические показатели
  11. Основные правила бухгалтерского учета

Определение

Принцип бухгалтерского учета — это основное правило, которое необходимо соблюдать в измерении, оценки и регистрации хозяйственных операций, а так же их отображении в финансовой отчетности.

Отличительной чертой от основных положений естественных наук, принципы бухгалтерского учета реализуются людьми и могут не взаимодействовать в случаях, когда происходят значительные колебания в экономике. Общее использование принципов, непосредственно зависят от того, насколько они соответствуют трем важным критериям: уместность, объективность, осуществимость. Бывает несколько видов принципов это:

  • имущество предприятия;
  • действие предприятия на постоянной основе;
  • единица денежного измерения;
  • способы начисления

Как вести бухгалтерский учет?

Компании ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета используются для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной жизни устанавливается федеральными, отраслевыми стандартами по бухгалтерскому учета, а также методическими документами компании.

Все совершаемые в компании операции оформляются оправдательными документами, составленными в соответствии с требованиями законодательства РФ о бухгалтерском учете. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность компании.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах (объекты бухгалтерского учета), подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, а также регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие место факты хозяйственной жизни). Под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 170 ГК РФ).

Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, оценочные обязательства, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Такие требования к ведению бухучета установлены ч. 3 ст. 6, ч. 2 и 3 ст. 10, ч. 2 ст. 12 Закона № 402-ФЗ.

Важно! Микропредприятия и некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (то есть без применения двойной записи), прописав такой порядок в учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008, ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

Начиная с 2013 г. формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций) определяет руководитель экономического субъекта (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Это могут быть унифицированные формы либо собственные, разработанные с соблюдением обязательных реквизитов первичных документов. До названной даты при использовании унифицированных форм нельзя было удалять имеющиеся реквизиты таких документов, можно было лишь дополнять форму новыми строками или графами.

В то же время, как показывает практика, немногие экономичес­кие субъекты отказались от использования привычных унифицированных форм, под которые рассчитано большинство бухгалтерских программных продуктов.

И лишь для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов, компании самостоятельно разрабатывают необходимые формы документов, которые утверждаются отдельными распорядительными документами по компании (как правило, приложением к учетной политике компании).

Например, для учета затрат на производство используется маршрутный лист, который формируется в программном продукте «1С: Предприятие 8.3» и содержит следующую информацию:

  • номер заказа;
  • подразделение, осуществляющее выполнение заказа;
  • основание заказа (номер спецификации).

Первичные учетные документы могут составляться в электронном виде с применением электронной подписи в установленном порядке. Первичный учетный документ, составленный в электронном виде, может быть принят к учету, только если он подписан электронной подписью ответственных лиц с соблюдением требований и условий ст. 6 Федерального закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. №63-ФЗ.

Первичный учетный документ, подписанный неквалифицированной электронной подписью, может быть принят к учету, если использование такой подписи предусмотрено соглашением сторон (Письмо ФНС РФ от 24.11.2011 г. № ЕД-4-3/[email protected]).

В каких документах перечислены требования к бухгалтерскому учету?

Требования к бухучету установлены законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухучета…». При этом положения этих нормативных актов, хотя и перекликаются по смыслу в части установления требований к бухучету, все же имеют некоторые нюансы.

Так, закон 402-ФЗ главой 2 под названием «Общие требования к бухгалтерскому учету» устанавливает:

  • перечень объектов бухучета;
  • перечень лиц, которые обязаны вести бухучет, освобождены от него или имеют возможность вести бухучет в упрощенном варианте;
  • принципы организации ведения бухучета (на кого можно возложить обязанности ведения учета, какой квалификацией должно обладать лицо, отвечающее за ведение бухучета);
  • общие требования к учетной политике;
  • правила составления первичной документации;
  • порядок составления и ведения регистров бухучета;
  • общие требования к проведению инвентаризации;
  • правила денежного измерения объектов бухучета;
  • общие требования к бухотчетности;
  • разъяснения понятий «отчетная дата», «отчетный период»;
  • особенности составления бухотчетности при реорганизации и ликвидации юрлиц;
  • правила представления обязательного экземпляра бухотчетности;
  • обязанность по ведению внутреннего контроля хозсубъектом.

О том, что изучает бухгалтерский учет, читайте в публикации «Что является предметом бухгалтерского учета?».

В свою очередь, к требованиям ведения бухучета приказ № 34н причисляет:

  • необходимость использования двойной записи с помощью счетов бухучета;
  • правила утверждения рабочего плана счетов;
  • порядок денежной оценки объектов бухучета;
  • требования к языку, который используется для документирования фактов хоздеятельности в РФ;
  • краткие требования к учетной политике;
  • необходимость раздельного учета текущих и капитальных затрат.

Приказ № 34н также приводит правила (которые напрямую требованиями к бухучету не называет, в отличие от закона № 402-ФЗ):

  • документирования хозопераций;
  • составления и ведения регистров бухучета;
  • оценки и инвентаризации активов и обязательств;
  • составления и сдачи бухотчетности.

Таким образом, в целом рассмотренные нормативные акты составляют полную картину современных предъявляемых к бухгалтерскому учету требования. Рассмотрим их подробнее.

Кто полностью освобожден от ведения бухгалтерского учета?

Полностью освобождены от ведения бухгалтерского учета:

  • индивидуальный предприниматель (в том случае, если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей в порядке, установленном российским налоговым законодательством);
  • находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение компании, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства (в том случае, если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством).

Такие правила установлены п.1 и п.2 ст.6 Закона № 402-ФЗ.

1.1. Основные задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях

В настоящее время основные вопросы бухгалтерского учета в банках (кредитных организациях) регулирует Положение Банка России № 579-П от 27 февраля 2021 года «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения», зарегистрированное Министерством юстиции России 20 марта 2021 года № 46021.
Это Положение устанавливает единые правовые и методологические основы построения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории России. Данное Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О Центральном банке (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с этим Положением, основными задачами бухгалтерского учета, применительно к кредитным организациям, являются:

  • формирование достоверной, детальной и содержательной информации о всех видах хозяйственной деятельности кредитной организации, ее имущественном положении. Данная информация необходима, прежде всего, внутренним пользователям, к которым относятся – руководители банка, а также его собственники (учредители), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – крупным клиентам банка, держателям его векселей и облигаций, другим кредиторам, потенциальным клиентам, а также государственным контролирующим органам, в том числе налоговым;
  • выявление внутренних финансовых резервов кредитной организации для обеспечения полноценной устойчивости, минимизации всех видов возникающих рисков, а также точного и полного соблюдения обязательных экономических нормативов, устанавливаемых Банком России;
  • ведение достоверного бухгалтерского учета всех совершаемых финансовых и банковских операций, движения всех требований и обязательств кредитной организации, находящихся в ней денежных и иных ценностей, порядка использования кредитной организацией всех видом материальных и финансовых ресурсов, с целью предотвращения недостач, хищений, неправомерного использования любых видов ценностей;
  • обеспечивать полный внутренний контроль за движением всех видов материальных и финансовых ценностей, правомерности всех совершаемых кредитной организацией операций;
  • обеспечивать принятие эффективных управленческих решений руководством кредитной организации на основании данных бухгалтерского учета.

Кто может вести бухгалтерский учет упрощенным способом?

Упрощенный способом могут вести бухучет «малыши» (субъекты малого предпринимательства).

Однако ситуация меняется, если «малыши» подлежат обязательному аудиту. В этом случае компания сталкивается с необходимостью обеспечить ведение бухгалтерского учета в полном объеме, в том числе формировать на счетах учета различия между бухгалтерским и налоговым учетом (т.е. применять ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н), формировать резерв на оплату отпусков (т.е. применять ПБУ 8/2010, утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 г. № 167) и т.п.

Упрощенный способ могут применять организации, получившие статус участников проекта «Сколково» и некоммерческие организации (п. 4 и п. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ).

Итоги

Требования, которым должен отвечать современный бухгалтерский учет, направлены в первую очередь на повышение достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. Их должны придерживаться все лица, обязанные вести бухучет.

О том, кому могут быть интересны данные бухгалтерского учета, читайте в статье «Пользователи информации бухгалтерского учета — кто это?».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Доверьте ведение бухгалтерского учета профессионалам – специалистам !

Ошибки и невнимательное отношение руководства компании к вопросам ведения бухучета могут привести к штрафным санкциям. Крайне важно или обеспечить штат достаточным количеством специалистов с нужным опытом, или, что надежнее, проще и выгоднее для руководителя, передать решение этих задач сторонней организации.

Важно! предлагает услуги ведения бухгалтерского учета и решение других вопросов, связанных с работой бухгалтерии, с гарантией качества. Выберите современное предложение для своего бизнеса!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]