Камеральная проверка по НДС: какие документы могут быть проверены

Проводя камеральную проверку, специалисты ФНС основываются на данных деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком, и прочих документов, которые имеются в распоряжении налоговой службы. Такое правило установлено пунктом 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 31 НК РФ, ФНС может затребовать у налогоплательщика документы, служащие основанием для расчета и уплаты налога, а также документы, подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты. Обязанность же налогоплательщика, которая среди прочих вменяется ему статьей 23 НК РФ — такие документы в установленные сроки предоставить.

Какие же именно документы и в каких случаях может потребовать налоговая служба у компании при проверке по НДС? В августе текущего года ФНС привела разъяснения по этому вопросу, которые содержатся в письме ведомства №ЕД-4-15/[email protected]

Как узнать у контрагента

Нередко в ходе проверки у потенциального партнера просят предоставить

налогоплательщик

официальное подтверждение из Налоговой инспекции о том, что его организация является плательщиком НДС. Эта просьба ставит налогоплательщика в затруднительное положение.

Дело в том, что специальной формы информписьма, которое бы подтверждало факт применения общей системы налогообложения и уплаты НДС в бюджет не предусмотрено. Получить такое письмо могут только налогоплательщики на упрощенке и тем самым подтвердить правомерность выставления счетов без выделенного НДС.

Но у контрагента можно запросить другие документы у контрагента, официально указывающие на его статус плательщика НДС.

Это:

  • копия последней сданной декларации по НДС/ее титульного листа с отметкой Налоговой инспекции о ее принятии;
  • копия Книги продаж (далеко не все партнеры готовы предоставить этот документ и рассекречивать список своих партнеров и обороты);
  • регистрационные документы (в том числе, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП).

Также можно попросить у потенциального партнера письмо на ее фирменном бланке о применяемой системе налогообложения. Данное письмо составляется в свободной форме и содержит реквизиты организации, контактные данные и начало работы на ОСНО. Подписывается документ главным бухгалтером или руководителем.

Дополнительным подтверждением того факта, что контрагент не относится к числу фирм однодневок является справка об отсутствии задолженности перед бюджетом, полученная им в ФНС по месту регистрации.

Важно понимать, что предоставление всех указанных сведений контрагентом осуществляется на добровольной основе. Но обычно в бизнес-сообществе с пониманием относятся к подобным просьбам при заключении договора и предоставляют имеющиеся у них документы только если они не содержат сведений, представляющих коммерческую тайну.

Как будут проверять налог на добавленную стоимость в 2021 году

Чаще всего претензии налоговиков связаны с разрывами в НДС. Представим себе ситуацию: вы нашли контрагента, провели проверку, но система автоматического контроля выявляет разрыв в цепочке НДС, который произошел не у вас, а у вашего контрагента. Проверяют уплату НДС и разрывы в данном налоге автоматически. АСК НДС – это автоматическая система контроля, которая за короткое время отследит путь товара и расчетов – от производителя к конечному потребителю через цепочку продавцов-посредников. АСК НДС-3 сразу покажет порядок расчетов, выявит реальность хозяйственной деятельности участников сделки и установит признаки взаимозависимости контрагентов. Если присовокупить автоматическую выгрузку информации о сделках из книг покупок и продаж контрагентов, то становится очевидным отсутствие шансов на успех у компании, которая, не имея достаточных оснований, подала декларацию по НДС с заявленной к возмещению суммой налога.

С 2021 года применяется программный комплекс «Контроль НДС», который позволяет:

  • используя более совершенные способы контроля, «отлавливать» налогоплательщиков, которым ранее удавалось проходить автоматизированный контроль без замечаний;
  • отслеживать показатели в декларации НДС по налогоплательщикам, нарушающим законодательства;
  • обмениваться между подразделениями ФНС информацией и отчетными формами.

На этом этапе к системе сбора и обработки информации присоединяются банки. Это значит, что, кроме книг покупок и продаж, в онлайн-режиме будут отображаться и движения денег по счету компании. При этом банки и налоговый орган контролируют все виды расчетов с: физлицами, юрлицами, предпринимателями, самозанятыми.

Выгрузка древа НДС 5–6-го колена с небольшим количеством контрагентов физически занимает 40–50 минут времени. Таким образом, сотрудник налогового органа может за небольшое время посмотреть цепочки связей нескольких компаний и найти ошибки и разрывы в НДС. Ведь на практике как бы идеально вы ни старались вести деятельность, как бы ни собирали документы, проверить всех контрагентов просто невозможно. Как технически, так и в связи с отсутствием необходимых ресурсов.

К техническим изменениям можно отнести следующие. Появился отдельный модуль «Операции особого контроля». В первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы оптимизации, хотя может коснуться и не прибегающих к ним, но так или иначе работающих с контрагентами, которые используют эти схемы.

Под особый контроль налоговых органов попадает несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т. д.).

Сейчас показатель налогового разрыва по НДС составляет всего 0,43%, хотя еще четыре года назад он держался на уровне 8%. И с новыми программными продуктами подразумевается, что проверка будет проходит более тщательно.

Проверка движения денежных средств

Проверка движения денежных средств осуществляется с помощью банков, которые подгружают информацию в отношении прохождения оплаты. Программный продукт не проводит сверку оплат и счетов-фактур. Кроме юрлиц, в автоматическом режиме проходит проверка физлиц. С 1 сентября 2021 года подп. 1.1 ст. 86 НК РФ обязал банки сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов физлиц. С 1 июня 2021 года банки по запросам налоговых органов также обязаны предоставлять справки по счетам физлиц в драгметаллах.

В отношении непосредственно сделок и операций с НДС необходимо помнить, что в случае отсутствия оплаты или оплаты за товар в минимальном размере этот факт свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. Но часто отсутствие оплаты свидетельствует об отсутствии денег или нестандартных формах расчетов. Например, в виде векселя или отступного.

Проверка банковских гарантий

Проверка банковских гарантий используется при применении заявительного порядка возмещения НДС. При проверке поступающих в налоговые органы банковских гарантий, в том числе подписанных уполномоченным представителем банка, налоговыми органами может быть истребована доверенность, подтверждающая полномочия лица, подписавшего от имени банка банковскую гарантию. А также доверенности, связывающие доверителя с подписавшим данную банковскую гарантию уполномоченным лицом, и карточка образца подписи данного лица, если вышеуказанные документы не были запрошены и представлены ранее либо не содержатся в информационных ресурсах налоговых органов.

Также может быть запрошена генеральная лицензия банка на осуществление банковских операций, а в случае выдачи гарантии филиалом банка может быть направлено поручение о представлении копии положения филиала банка, предусматривающего возможность выдачи филиалом банковской гарантии, в целях установления факта реальности ее выдачи.

При этом к банковским гарантиям также будут применяться нормы гражданского и налогового законодательства, в связи с чем необходимо в случае подписания электронной банковской гарантии уполномоченным лицом одновременно с электронной банковской гарантией дополнительно представить доверенности в сканированном виде с УКЭП, связывающие доверителя с подписавшим данную электронную банковскую гарантию уполномоченным лицом (Письмо ФНС РФ от 06.11.2020 № ЕА-4-15/18187).

Проверка налоговых деклараций по НДС

Проверка налоговых деклараций по НДС является одним из видов налоговых проверок – видом камеральной проверки. Проверка декларации осуществляется в автоматическом режиме путем проверки контрольных соотношений. Вместе с тем целесообразно обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 06.10.2020 № ЕД-20-15/[email protected]

Первое, на что обращают внимание контролирующие органы, – дата представления декларации. Днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный п. 5 ст. 174 НК РФ для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС. Соответственно, несвоевременная сдача декларации влечет налоговые штрафы.

Второе, на что проверяется налоговая декларация, – это применение заявительного порядка для НДС. Не позднее 10 календарных дней со дня представления налоговой декларации по НДС осуществляется оценка на соответствие условиям:

а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

— налогоплательщик в соответствии с данными ПП «Контроль НДС» относится к низкому, среднему либо неопределенному (для ИП) уровню риска;

— возмещение НДС из бюджета РФ заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении подтверждения суммы НДС к возмещению составило более 70% от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;

— более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (ИП) уровней риска и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации.

Третье – налоговым органом оценивается соблюдение следующих условий:

  • отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий или несоответствий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее – расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет РФ или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ;
  • отсутствие признаков нарушений законодательства РФ о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет РФ.

Налоговики откажут в применении налогового вычета по НДС, в случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета РФ, установлены обстоятельства, свидетельствующие о:

  • наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни;
  • выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухучете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ);
  • несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в п. 2 ст. 54.1 НК РФ в рамках заключенных налогоплательщиком сделок;
  • наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ, налоговым органам в соответствии с положениями рекомендаций ФНС РФ по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018 № ЕД-5-2/307дсп@, незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в управление для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

При проверке деклараций налоговый орган также использует контрольные соотношения (Письмо ФНС РФ от 23.03.2015 № ГД-4-3/[email protected], ред. от 13.02.2020 «О направлении контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость»), с помощью которых можно себя перепроверить.

Применение нового регламента проверок НДС

Проведение проверок налогов осуществляется в строгом соответствии с регламентными процедурами. Но регламенты также не стоят на месте. Исходя из регламента проверки НДС, необходимо обратить внимание на то, что в регламенте выделены следующие операции особого контроля:

  • Расхождения по журналам. Теперь отслеживаются расхождения типа «разрыв» не только по разделу 3 декларации, но и по разделу 11 «Журнал учета полученных счетов-фактур».
  • Контрольные соотношения. Отслеживаются попытки отразить налоговые вычеты без начисления соответствующих налоговых обязательств.
  • Сомнительные начисления. Рассматриваются вычеты покупателя, сформированные при отсутствии оплаты обязательств продавцом. В этом случае в цепочке компаний разрывов нет, но нет и уплаты налога.
  • Несопоставляемые операции. Операции в декларациях с признаками риска, цель которых – избежать автоматизированного контроля. Будут пристально отслеживаться случаи дробления счетов-фактур (частичный вычет в разных периодах).

По новому порядку уже в течение 15 дней после наступления срока представления декларации по НДС в базе ФНС формируются два перечня с:

  • несоответствиями и противоречиями «технического характера»;
  • признаками «схемных» нарушений.

Систему раскрашивания цветом в АСК НДС-2 налогоплательщиков заменит (дополнит) система баллов, назначаемых по более чем 30 критериям, содержащимся в новом регламенте. Критериями для присвоения баллов станут размер внеоборотных активов, среднесписочная численность сотрудников и размер оплаты труда, наличие в собственности объектов для осуществления деятельности, записи о недостоверности сведений, информация по расчетным счетам, доля вычетов по НДС в общей сумме налога.

Применение оперативного контроля

Кассы передают в налоговую следующую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги. А также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д. Соответственно, по кассе виден объем ваших продаж и НДС, который соответствует реализуемой продукции.

Оперативный контроль является видом контроля при применении контрольно-кассовой техники. Однако одновременно оперативный контроль позволяет выявить случаи неначисления НДС. НК РФ дополняется новым разделом – «Оперативный контроль». Оперативный контроль планируют осуществлять как в форме мониторинга, так и оперативных проверок:

Мониторинг расчетов будет осуществляться ФНС с использованием автоматизированной информационной системы.

В ходе оперативных проверок будут проводить мероприятия налогового контроля, в том числе наблюдение и контрольные закупки. При проведении оперативной проверки налоговые органы смогут привлекать органы ФСБ. Оперативная проверка может быть назначена независимо от времени проведения предыдущей оперативной проверки за тот же период в случае поступления в налоговый орган обращений от физических лиц и организаций.

То есть фактически ФСБ будет проводить дополнительную проверку НДС посредством проверки кассовой дисциплины. Также при проверке контрольно-кассовой техники и НДС налоговый орган получит дополнительный способ приостановления деятельности компании. Если организация за год неоднократно нарушит обязанности фиксации расчетов и сумма незафиксированных расчетов превысит 1 млн рублей, ее деятельность могут приостановить на срок до 90 суток, а также ограничить доступ к ее сайтам, мобильным приложениям, страницам в соцсетях, аккаунтам мессенджеров, которые используются для предоставления информации о товарах и услугах в сети, а также их приобретения.

Оперативный контроль станет быстрее других форм налогового контроля. Организации обязаны предоставлять истребованные документы в ходе оперативной проверки в течение трех дней со дня получения соответствующего требования. Предусмотрено всего пять дней для представления необходимых пояснений или десять дней для внесения соответствующих исправлений после сообщения, поступившего от налогового органа о том, что при проведении мониторинга выявлены противоречия или несоответствия при фиксации расчетов.

Проверка НДС в сделках со взаимозависимыми лицами

Взаимозависимые лица подвергаются особому контролю, что неудивительно, поскольку в этом случае рисков необоснованной налоговой выгоды больше. Однако в рамках семейного бизнеса, бизнеса, построенного на развитии предпринимательских инициатив у персонала, варианты взаимозависимости встречаются достаточно часто.

Проверка осуществляется на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную либо камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.

Согласно подп. 4 п. 4 ст. 105.3 НК РФ одним из налогов, по которому в данной ситуации проверяется полнота исчисления и уплаты, считается НДС при условии, что одной из сторон сделки признается организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика по данному налогу.

К претензиям налоговиков можно отнести необходимость корректировки налоговой базы, которая может быть выявлена налоговым органом и при проверке полноты исчисления и уплаты налога на прибыль или НДФЛ (для ИП). В этом случае не имеет значения, признается ли другая сторона сделки плательщиком НДС (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 № 11АП-5243/2015 по делу № А72-1222/2014). Поэтому лучше не злоупотреблять сделками со взаимозависимостью, так как это будет автоматически критерием налогового риска.

Проведение осмотра помещений

Представим себе ситуацию: вы заявили НДС к вычету, но товар находится в пути или вы его не забрали со склада продавца, а может быть, ваш товар уникален и еще не произведен, но НДС вы уже заявили к вычету. Проведя осмотр, представители налогового органа не увидят товар, следовательно, могут сделать вывод о фиктивности сделки и, как результат, откажут в вычете в НДС.

Осмотр проводится только после уведомления налогоплательщика. Осматриваются только предметы и территории, которые принадлежат проверяемому, а не третьим лицам.

Осмотр может проводиться:

1) в рамках проверки:

а) выездной – во всяком случае;

б) камеральной – если проверяется декларация по НДС, в которой (либо-либо):

— заявлено право на возмещение налога;

— имеются несоответствия или сведения, которые противоречат сведениям декларации контрагента;

2) вне рамок проверки – могут быть осмотрены документы и предметы, если (либо-либо):

— они были получены инспекцией в результате ранее проведенных контрольных мероприятий;

— при согласии владельца этих предметов на их осмотр.

В статье 92 НК РФ не упомянуто только, что именно инспекторы могут осматривать. Этот пробел восполнен в подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ, где сказано, что в порядке ст. 92 проверяющие могут осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Дополнительно налоговый орган может осуществлять выемку документов и предметов. Если представители компании или любые другие лица не пускают проверяющих в офис, то они могут быть наказаны по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ штрафом в размере 10 тыс. рублей.

В заключение необходимо отметить, что налоговый орган имеет достаточно много оснований для проверки уплаты НДС. Нужно отметить, что налогоплательщики находятся в более невыгодном положении, поскольку налогоплательщик не может проверить всю цепочку контрагентов, гарантировать поставку товара на склад в срок, отсутствие задолженности. Но все нестандартные ситуации могут являться основанием для доначисления НДС и отказа в возмещении налога.

Самостоятельная проверка контрагента

Какие меры компания может предпринять, чтобы обезопасить себя от недобросовестных контрагентов и на что важно проверить контрагента?

В числе критериев, на которые стоит обратить внимание, можно отметить:

заполнение налоговой декларации

  • правильность указания реквизитов в полученном от компании счете-фактуре;
  • действительность ее регистрационных данных (не исключена ли компания из реестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей), не входит ли компания в список ликвидируемых;
  • проверка высшего руководства на предмет дисквалификации;
  • не является ли компания фирмой-однодневкой;
  • наличие задолженности по налогам и сборам;
  • форма налогообложения.

Сегодня существенный массив сведений о юридическом лице можно получить из электронных сервисов ФНС (они объединены в блоке «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?»).

Сервис «Сведения о госрегистрации юрлиц, ИП, крестьянских/фермерских хозяйств» (https://egrul.nalog.ru) позволяет понять, зарегистрирована ли компания в принципе, данные о ее руководстве и пр. Здесь же доступна для скачивания выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Сервис проверки счетов-фактур (https://npchk.nalog.ru) позволяет проверить корректность представленного счета-фактуры. Так как по новым правилам с 2015 года сведения в декларацию по НДС должны содержать данные из Книги покупок и продаж, то указанный ресурс позволит сэкономить время на выявление ошибок в декларации.

Поиск может вестись по ИНН/КПП организации.

Если заявлено о вычете

Налог на добавленную стоимость является не только одним из самых значимых для бюджета, но и самым сложным для исчисления и контроля. Поэтому при проведении камеральной проверки по НДС действуют особые правила. Даже если представленная декларация не содержит каких-либо ошибок и расхождений с другими участниками операций, специалисты налоговой службы могут затребовать у компании дополнительные документы для проверки правомерности налогового вычета. Конечно же, если об этом вычете было заявлено в декларации.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, налоговый вычет производится на основе выставленных продавцами счетов-фактур, а также документов, подтверждающих уплату налога в бюджет. Следовательно, именно эти документы и истребует налоговый инспектор, если решит проверить право компании на применение вычета.

Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц

(https://service.nalog.ru/disqualified.do) позволяет по ФИО, наименованию и реквизитам юрлица проверить, не входит ли руководитель в список дисквалифицированных.

предоставление налоговых льгот
Также можно поискать руководителя в перечне тех, кому запрещено руководство организацией.

Одними из признаков того, что компания является фирмой-однодневкой являются: то, что по ее юрадресу зарегистрировано сразу нескольких юридических лиц (так называемые «адреса массовой регистрации», проверка по данному критерию может вестись по адресу https://service.nalog.ru/addrfind.do); то, что ее руководитель является учредителем одновременно нескольких юрлиц (проверить эти данные можно по адресу https://service.nalog.ru/mru.do).

Сервис «Сведения о юрлицах, имеющих задолженность по уплате налогов/не представляющих отчетность» позволяет выявить юрлиц с задолженностью перед бюджетом. Если компания есть в данном списке, это повышает риски того, что она не перечислит НДС и его невозможно будет зачесть в дальнейшем.

Налоговый светофор

А теперь немного информации о том, в каких цветах в программе налоговиков выглядят налогоплательщики. Налоговики особенной фантазией в этом плане не отличились – используют цвета светофора. Цвет какой-то конкретной компании не присваивается навсегда, окрас может меняться каждый квартал (как правило, после камералки).
Что же для проверяющих обозначает их налоговый светофор?

1. Красный — компании с признаками однодневок. Это классика – компании, у которых, как правило, отсутствует офис, штат, стационарный телефон, не платят налоги или суммы платежей незначительны.

2. Зеленый – организации с реальной деятельностью, оборотами, активами, персоналом. Такие компании платят налоги, сдают отчетность, отвечают на запросы и требования налоговиков. Бухгалтерия таких организаций активно реагирует на претензии налоговиков, общается с ними, устраняет нарушения.

3. Желтый – все остальные компании, у которых бывают ошибки в реквизитах счетов-фактур, в налоговой декларации. Такие компании могут заявить вычет по контрагенту, который у налоговиков отмечен красным или также желтым цветом. В такой цвет окрашиваются, как правило декларации крупных компаний, которые отстаивают право на налоговый вычет даже тогда, когда у налоговиков имеются претензии к контрагентам.

Обращение в налоговую

Обращение в ФНС в целях уточнения информации, является ли поставщик плательщиком НДС и насколько добросовестно им исполняются его обязательства по уплате налогов и представлению отчетности, будет обычной тратой времени. ФНС не обязана разглашать подобные сведения по запросу налогоплательщиков и скорее всего оставит запрос без внимания. Подтверждением такой позиции налоговиков является распространенное им в 2015 году письмо о наличии всей информации, не представляющей коммерческую тайну, в открытом доступе.

В 2021 году Налоговая инспекция сообщила о своих планах сделать информацию о применяемых компанией спецрежимах общедоступной. Т.е. сервис позволит узнать, уплачивает ли налогоплательщик НДС или он освобожден от него на законных основаниях. Но пока данный ресурс не доступен рядовым налогоплательщикам.

Пользование землей общего пользования регулируется законодательством РФ.

Какие банки предлагают ипотеку на покупку земельного участка? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.

Иногда при покупке земельного участка требуется составить договор аванса. Как это сделать, вы можете узнать в материале.

Расхождения по НДС: что видят инспекторы

Расхождения по НДС вызывают нервную реакцию и у главбухов и у налоговиков. Как было сказано выше – налоговики не сами шлют бесконечные запросы – их составляет налоговый монстр – АСК НДС-2. Именно она настроена таким образом, что у всех контрагентов, по всей цепи должен сходиться НДС.
Я предлагаю вашему вниманию информацию о том, как работает этот монстр и расскажу, как уменьшить число требований, с тем, чтобы отвести от компании выездную проверку.

Итак, что же видят инспекторы в своей программе на камералке по НДС?

Инспектор видит расхождения между данными контрагентов, которые бывают двух видов:

  • расхождение вида «НДС» говорит о том, что у контрагентов не сошлись суммы налога;
  • расхождение вида «разрыв» сигнализирует проверяющим о том, что контрагент либо вовсе не отчитался, либо представил нулевую отчетность, а может быть его просто нет в ЕГРЮЛ. Вот это расхождение для налоговиков очень серьезный показатель.

Какова будет реакция налоговиков, понятно – в любом случае компания получит требование о даче пояснений или представлении уточненки. Первый вид расхождения, обычно, можно нивелировать пояснениями, а по «разрыву» придется подать уточненку. Если этого не сделать, то последствия, в принципе, предсказуемы: либо доначисления налога по камералке, либо прямое попадание компании в план выездных проверок.
По этому расхождению часто бывает так, что оно возникает не по причине неотражения налога одной из сторон сделки, а потому, что контрагенты отражают операцию в разных кварталах. «Письмо счастья» налогоплательщик получит и тогда, когда, являясь покупателем, отразит вычеты позже, чем продавец реализацию. И это, несмотря на то, что перенос вычета — законное право налогоплательщика (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Если вы сделали сверку с контрагентом, все сошлось, а налоговая все равно настаивает на своем, то обратитесь к инспектору, поскольку только они в своей программе могут увидеть, в чем ошибка, какие именно реквизиты не совпали.

Когда же компания отвечает на требование, то в программе инспекторов оно закрывается, как отработанное. Если были претензии по разрывам и доначисления налога, а налогоплательщик вовремя сдал уточненку, заплатил налог, то декларация автоматически отмечается зеленым цветом.

Что представляет собой «камералка»

Уже давно понятие камеральной проверки вышло за рамки контроля расчета суммы налога и срока его уплаты. Сегодня практически любая «камералка» включает в себя следующие процедуры:

  • сопоставление данных декларации за последний и предыдущий отчетный периоды;
  • увязка сведений проверяемой формы с другими декларациями, расчетами и формами бухгалтерской отчетности;
  • анализ всех имеющихся у налоговой службы данных для определения достоверности показателей налоговой декларации.

Если налогоплательщик относится к разряду крупных, в рамках камеральной проверки дополнительно проводится:

  • анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки компании, а также их сравнение со средними значениями соответствующих показателей по сфере деятельности и других схожих по параметрам налогоплательщиков;
  • выявление причин снижения налоговой нагрузки;
  • сравнение налоговой базы компании в текущем и прошедших налоговых периодах;
  • анализ сделок, которые привели к снижению налоговой базы;
  • выявление «проблемных» партнеров компании.

Когда выявлена ошибка

Итак, налоговая отчетность по НДС принята органом ФНС. Однако это еще не повод расслабляться, ведь процесс камеральной проверки начинается по окончании приема отчетных форм.

В первую очередь в автоматическом режиме проверяются контрольные соотношения между различными разделами декларации. При выявлении ошибки ФНС направляет в компанию требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям. Подтвердить его получение необходимо в течение 6-ти рабочих дней (пункт 5.1 статьи 23, статья 88 НК РФ). В случае проверки по НДС получение требования и подтверждение этого факта осуществляется через систему электронной отчетности.

Теперь у компании есть 5 рабочих дней на то, чтобы подготовить и направить в налоговую службу ответ на полученное требование. Тут возможны два варианта:

  1. компания признает ошибки, исправляет их и подает уточненную декларацию;
  2. компания по-прежнему считает, что данные декларации верны, и представляет соответствующее пояснение (в электронном виде либо на бумаге).

Второй этап проверки — сопоставление сведений отчетных форм контрагентов. При выявлении несоответствий в данных участников сделки компания получает электронное требование о предоставлении пояснений по расхождениям. Требование формируется в двух форматах — pdf и xml. Каждый из этих файлов содержит таблицу со счетами-фактурами, в которых обнаружены несоответствия. Ошибка каждого типа имеет собственный код: например, код 1 соответствует отсутствию контрагента, а код 4 — выявленному расхождению. При этом запись вида 4 (2,3) обозначает, что в данных 2-го и 3-го столбцов формы имеются несостыковки.

Как и на предыдущем этапе, ответить на указанное требование необходимо в течение пяти дней. Ответ должен содержать две таблицы: первая включает данные, которые налогоплательщик подтверждает, а вторая — которые исправляет. Вторая таблица, в свою очередь, состоит из двух столбцов, в первом из которых содержатся прежние сведения, а во втором — измененные. Тут есть важный момент: вносить правки допустимо лишь в те данные, изменение которых не повлияет на сумму НДС. В противном случае необходимо составить уточненную декларацию. Ответ можно сформировать как в электронном виде, так и на бумаге.

Как минимизировать риск расхождений

Оптимальный путь уменьшить вероятность несоответствия данных — предварительно сверяться с каждым контрагентом. Сделать это можно посредством специальных сервисов, например, Контур.Экстерн, который содержит модуль НДС+ (Сверка). Проверить соответствие своих форм с данными партнеров, выявить и исправить расхождения до подачи декларации — это основные, но далеко не все возможности модуля. С его помощью можно оценить благонадежность потенциального партнера, получить экспертную консультацию по вопросам формирования отчетности по НДС, а в случае получения требования от ФНС — оперативно составить и отправить ответ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: