Как проводится камеральная проверка расчета по страховым взносам

В общем случае плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ):

• в налоговый орган по месту нахождения организации;

• по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц;

• по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

По общему правилу расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Форма расчета по страховым взносам утверждена Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/[email protected]

Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам проводится по месту нахождения налогового органа на основе расчета и документов, представленных плательщиком, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа, с учетом установленных особенностей (п. п. 1, 10 ст. 88 НК РФ).

Организация выездных проверов ПФР.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закона от №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд. Первоначально Правлением ПФР (Распоряжение от 11.05.2010 № 127р) были утверждены Временные методические указания по организации проведения выездных проверок. Однако этот документ во многом повторял положения названного закона и не давал четкого представления об основных аспектах, подлежащих проверке и описанию в акте выездной проверки. В связи с этим для установления единообразной правоприменительной практики по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 №34р были утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации). Ранее действовавший документ, регулирующий порядок проверок, признан утратившим силу.

Обратите внимание: хотя Методические рекомендации были утверждены в 2011 году, данный документ применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 года.

Как выиграть суд у фонда пенсионного обеспечения?

Одержит ли победу лицо в споре с пенсионным фондом, зависит от отдельных обстоятельств.

Выиграть суд у ПФ РФ поможет четко и грамотно сформулированная позиция по делу, которая подтверждается конкретными доказательствами, а также нормами права.

При подготовке заявления в суд необходимо выявить и указать нарушения, которые были допущены при надзоре, какие права и законные интересы заявителя были нарушены, чем это подтверждается.

Если точка зрения заявителя уже нашла подтверждение в судебной практике по аналогичным спорам, следует сделать ссылки на такую судебную практику, поскольку не во всех моментах и не все судьи могут разбираться. Даже если подобной судебной практики не будет найдено, необходимо указать конкретные нормы права, которые подтверждают, что заявитель прав, а органы пенсионного обеспечения не правы.

Как определяются кандидаты на проверку?

Один из разделов Методических рекомендаций посвящен планированию выездных проверок. Оно включает отбор плательщиков страховых взносов на основе ряда критериев, в том числе показателей деятельности:

  • отнесение к числу крупнейших плательщиков;
  • несвоевременное представление индивидуальных сведений;
  • наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
  • применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
  • выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);
  • наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
  • уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
  • неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • периодичность проведения проверок плательщика не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
  • поступление от органов ФНС информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

К сведению: Письмом от 22.02.2011 №ПА-4-2/[email protected], №ТМ-30-25/1769 ФНС и ПФР сообщили, что заключили Соглашение ФНС России №ММВ-27-2/5, ПФ РФ №АД-30-33/04сог от 22.02.2011 «По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации». Согласно данному документу налоговые органы предоставляют органам ПФР на федеральном уровне информацию о налоговых агентах (организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доход.

Пояснения плательщика страховых взносов

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Это является не только правом, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-02-08/1322).

Вторым случаем запроса пояснений является проведение камеральной налоговой проверки на основе уточненного расчета, в котором уменьшена сумма взносов по сравнению с ранее представленным расчетом.

В указанном случае запрашиваются пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей расчета. Какой-либо отдельной формы для представления пояснений не предусмотрено, они составляются в произвольной форме, к ним целесообразно приложить копии подтверждающих позицию документов (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как составляется план-график проверок?

Пунктом 3 ст. 33 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрено, что территориальные органы ПФР и ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов таких проверок. Согласно Методическим рекомендациям ежегодный план-график проведения проверок формируется на основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируются проверки.

Территориальные органы ПФР при проведении выездных проверок осуществляют контроль за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Обратите внимание: в соответствии с Соглашением о взаимодействии ПФ РФ и ФСС РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов, заключенным 28.10.2009 № АД-30-35/10сог, № 02-43/07-2205П, план-график утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год.

Плановые и внеплановые проверки ПФ РФ

ПФ РФ вправе, как и иные надзорные и контрольные органы, проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки – это проверки, которые проводятся в соответствии с планом-графиком, разрабатываемым заранее.

Внеплановые же проверки ПФ РФ проводит, если поступили какие-то жалобы, либо если организация ликвидируется или реорганизуется.

ВАЖНО: плановые и внеплановые проверки могут быть выездные, а могут быть камеральные, также читайте про проверки ФСС на сайте нашего АБ «Кацайлиди и партнеры»

Решение о проведении выездной проверки.

Основанием для выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, ее обособленного подразделения или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной проверки выносится в двух экземплярах по форме 9-ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее – Приказ № 957н) (приложение 14):

  • первый экземпляр вручается для ознакомления проверяемому плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю) на его территории (в его помещении) или в помещении территориального органа ПФР – в зависимости от места проведения проверки;
  • второй экземпляр приобщается к материалам выездной проверки.

После того, как плательщик страховых взносов ознакомится с решением и подпишет его, должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее выездную проверку, вручает плательщику требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Данное требование составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную проверку, по форме 14, утв. Приказом № 957н (приложение 21).

Требования о представлении документов.

Органы контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов. Это предусмотрено ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ. Согласно ч. 2 данной статьи истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Отметим, что законодательство не предусматривает требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов.

К сведению: количество требований, выставляемых проверяющими плательщику страховых взносов в ходе выездной проверки, не ограничено. В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками всех документов, подлежащих проверке (ч. 4 ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ).

Документы, которые были истребованы в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ).

В ходе выездной проверки при выставлении требования о представлении документов, подлежащих проверке, следует руководствоваться:

  • Постановлением от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;
  • Постановлением от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»;
  • Постановлением от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Обратите внимание: в соответствии со ст. 48 Федерального закона №212-ФЗ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении выездной проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Как обжаловать решение внебюджетного фонда

Обжаловать решение можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. В отличие от решений налоговых инспекций подать жалобы можно одновременно: чтобы обратиться в суд, ждать заключения вышестоящего отделения фонда не нужно (ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 2 ст. 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Ситуация: как обжаловать решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ или ФСС России о привлечении страхователя к ответственности?

Решение территориального отделения внебюджетного фонда о привлечении к ответственности можно обжаловать как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Причем обратиться в суд и в вышестоящее отделение фонда можно одновременно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Обжалование в вышестоящем отделении фонда

Наименование вышестоящего органа, куда можно подать жалобу, и его местонахождение вы увидите в самом решении. Решение вступает в силу по истечении 10 дней с того момента, когда представитель организации получил его лично. Но подать жалобу можно и после этого срока. Главное, не позже трех месяцев с момента, когда страхователь (т. е. ваша организация) узнал о том, что его права нарушены. Как правило, это происходит уже по факту получения решения. Об этом сказано в частях 11, 12 статьи 39, части 2 статьи 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Жалобу в вышестоящее отделение фонда составьте письменной форме. В ней укажите:

  • какой фонд проводил проверку;
  • сведения о заявителе, то есть о вашей организации;
  • причину жалобы;
  • аргументы для обоснования возражений;
  • требования к вышестоящему отделению фонда.

Такой порядок, в частности, предусмотрен пунктом 55 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 18 сентября 2013 г. № 467н.

Отправить жалобу можно по почте, в электронном виде (в т. ч. через портал госуслуг) или лично отвезти в отделение фонда. Фонд рассмотрит ее в течение месяца. После чего примет одно из следующих решений:

  • оставит жалобу без удовлетворения;
  • отменит решение нижестоящего отделения полностью или частично;
  • изменит решение нижестоящего отделения или вынесет новое решение.

О принятом решении вышестоящее отделение фонда должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия.

Такой порядок изложен в части 1 статьи 55 и частях 2–4 статьи 56 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Место проведения выездной проверки.

Обычно выездная проверка проходит на территории проверяемых. Доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой взносов о проведении выездной проверки данного плательщика.

Обратите внимание: если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа ПФР.

Адвокат по проверкам в Екатеринбурге

Проверки ПФ РФ, как и проверки иных органов, могут беспокоить лицо, которое проверяют. В целях защиты прав лиц, которые проверяются ПФ РФ, наши адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» готовы оказать юридическую помощь при таких проверках. Обратившись к нашим адвокатам, Вы можете воспользоваться всем перечнем услуг по проверкам ПФ РФ или ограничиться только какими-то отдельными действиями.

Наши адвокаты окажут следующие юридические услуги:

  • проконсультировать по проверкам ПФ РФ
  • изучить документы, связанные с проверкой, и дать свое правовое заключение
  • участвовать от имени доверителя в проверках контрольного органа
  • обжаловать действия (бездействия), оспорить решения пенсионного фонда по проверкам, путем подготовки жалоб (заявлений)
  • представлять интересы доверителя при обжаловании действий и решений
  • оказывать иные юридические услуги

Периоды и сроки проведения выездной проверки.

Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР.

В разделе VI Методических указаний установлено:

  • в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки;
  • срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке, при этом проверка не может продолжаться более двух месяцев;
  • общий срок приостановления выездной проверки не может превышать шесть месяцев (ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ);
  • если в течение шести месяцев орган контроля за уплатой страховых взносов не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца.

На период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов по истребованию документов у плательщика взносов, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика, связанные с указанной проверкой.

Какие документы необходимо предъявлять по требованию проверяющих?

В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации может быть проведена сплошная или выборочная проверка. Проверке подвергаются:

  • при применении сплошного метода – все документы и информация, относящиеся к начислению страховых взносов;
  • при применении выборочного метода – выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, что позволяет сформировать выводы, касающиеся элементов всей статьи или группы операций.

К сведению: объем проверяемых документов и информации о деятельности плательщика страховых взносов должностные лица, проводящие проверку, определяют самостоятельно, исходя из объема данных, подлежащих проверке, состояния бухгалтерского учета плательщика, а также вероятности нарушений исчисления страховых взносов.

В соответствии с п. 7.4 Методических рекомендаций комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки, включает:

  • учредительные документы (устав и (или) учредительный договор, положение);
  • приказы об учетной политике;
  • разрешительные документы (лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.);
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период;
  • бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период (главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.);
  • аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам учета расчетов с персоналом по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, с подотчетными лицами, учета денежных средств;
  • карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов. Рекомендуемая форма приложена к Письму ПФ РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 № 02-03-08-56П;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц);
  • банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы);
  • первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы), в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц.

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.

Обратите внимание: возможный перечень документов, которые могут быть истребованы при выездной проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям.

Основные аспекты проверки и описания в акте выездной проверки.

К ним относятся:

  • категория проверяемого плательщика страховых взносов;
  • своевременность и полнота представления плательщиком взносов расчетов и индивидуальных сведений в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов;
  • проверка правильности определения плательщиком взносов объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления;
  • правильность определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, плательщиками взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
  • проверка правильности начисления и уплаты (перечисления) страховых взносов.

Что делают проверяющие в случае выявления нарушений?

Если в ходе выездной проверки были выявлены нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, территориальный орган ПФР в соответствии с требованиями Методических рекомендаций:

  • осуществляет подбор документов, подтверждающих отдельно каждый факт выявленных нарушений;
  • производит доначисление сумм страховых взносов;
  • формирует предложения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за правонарушение, а также об устранении выявленных нарушений.

По каждому выявленному факту нарушения законодательства к материалам проверки должны быть приложены копии соответствующих документов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: