Как защитить свои права при камеральной налоговой проверке


Для чего конкретно используют возражение на акт налоговой проверки

Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.

Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:

  1. процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
  2. нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).

Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.

Что не стоит обжаловать

Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.

Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:

  • сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
  • неточности в оформлении протокола,
  • небольшие процессуальные нарушения.

Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).

Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.

Как обосновывать возражение

Перед тем как «затевать дискуссию» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, удостоверяющих правоту организации, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.

Если в момент написания акта налоговой проверки у компании по каким-то причинам не хватало некоторых документов, но она в кратчайшие сроки успела восстановить их или смогла исправить небольшие неточности в имеющихся бумагах, в возражении это надо обязательно отразить.

Это позволит снизить размер доначисленного налога, если таковой был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.

Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая обстоятельства, приведшие к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство РФ в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты компании.

С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они, в случае чего, станут доказательной базой при обращении компании в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.

Как защитить свои права при камеральной налоговой проверке

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован нормами Налогового кодекса. Однако налоговые органы не всегда строго его соблюдают. Отступления инспекторов от установленных требований дают основания предпринимателям не просто защищать свои права, но и добиваться отмены результатов проверки. Назначение камеральной проверки Основными целями камеральной проверки (КП) являются контроль представленных налоговых деклараций и документов, на основе которых исчисляются и уплачиваются налоги, выявление ошибок, анализ налоговой отчетности, оценка достоверности представленных сведений. С начала 2007 года в процедуру проведения проверки внесены изменения. Камеральные проверки отличают следующие особенности:

  • контроль ведется в стенах налогового органа;
  • изучаются документы, которые представил налогоплательщик;
  • не требуется какого-либо специального решения руководителя налоговой инспекции;
  • результаты проверки используются для планирования и подготовки выездных налоговых проверок.

Сроки проведения камеральной проверки Установленный НК РФ трехмесячный срок на камеральную проверку отсчитывается со дня сдачи декларации в налоговую инспекцию (ст. 88 НК РФ). Ограничение срока проведения налоговой проверки служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика. Если потребуется представить в налоговый орган дополнительные документы, прилагаемые к декларации, срок будет исчисляться со дня их представления (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.03 г.). Чем грозит налоговому органу нарушение сроков проведения камеральной проверки? Проверки за пределами трехмесячного срока не являются основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности за выявленные нарушения и не препятствуют взысканию недоимки (письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.03 г. №71). Однако пропуск налоговыми органами установленного срока предоставляет возможность для признания недействительным требования об уплате налога (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.03 г., ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.03 г.). Обратите внимание! При привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности бремя доказывания совершенного правонарушения лежит на налоговой инспекции (ст. 65 АПК РФ). Доказательства, полученные с нарушением, использовать в суде запрещается (ст. 64 АПК РФ). Права проверяющих Согласно новой редакции ст. 88 НК РФ налоговые инспекторы при проведении камеральной проверки вправе требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие:

  • право на применение налоговых льгот;
  • правомерность применения вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  • правильность исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Дополнительное представление документов предусматривается, если выявлены ошибки в заполнении налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. Об этом факте сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. ПАМЯТКА: возможность истребования у налогоплательщика пояснений прямо предусматривается НК РФ. Они представляются в свободной форме с приложением документов, которые налогоплательщик сочтет необходимыми. Это его право, а не обязанность. Представить дополнительные документы необходимо в течение десяти дней со дня получения требования (пп. 6 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 93 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ пропуск установленного срока влечет за собой взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не- представленный документ. Однако штрафа можно избежать. П. 3 ст. 93 НК РФ дает право налогоплательщикам уведомлять налоговые органы о случаях, когда по каким-либо причинам (например, из-за большого объема истребуемых документов) нет возможности представить документы в установленный срок. Это делается в письменном виде в течение дня, следующего за днем получения требования, с указанием причины и сроков предоставления. В течение двух дней со дня получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на его основании продлить сроки представления документов или отказать в этом, о чем выносится отдельное решение. Очень важно! Налоговые органы вправе дополнительно запросить только документы, имеющие прямое отношение к обнаруженным в декларациях ошибкам (постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.12.05 г. по делу №А56-10700/2005, ФАС Поволжского округа от 25.10.05 г.) и которые у налогоплательщика действительно есть (постановления ФАС Уральского округа от 11.03.03 г.). Камеральная проверка не должна подменять собой выездную (постановления ФАС Уральского округа от 20.01.06 г., ФАС Поволжского округа от 12.01.06 г.). Требование налогового органа представить документы должно быть оформлено письменно (п. 3 ст. 88, п. 12 ст. 89 НК РФ). Его форма приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31.05.07 №ММ-3-06/338. Оно должно быть направлено не позже чем через три месяца со дня подачи декларации, если проводится камеральная проверка. Обратите внимание на то, как оно составлено. В своих запросах налоговые органы должны указывать, какие именно документы они хотят получить. Ответственность по ст. 126 НК РФ наступает за непредставление конкретных документов. Если истребуемые документы невозможно идентифицировать, налогоплательщик не обязан их представлять (Постановления ФАС Московского округа от 3.03.03 г. по делу №КА-А40/791-03, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.03 г.). Срок хранения документов установлен пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. Иногда налоговиков не смущает истечение этого срока. ПАМЯТКА: на устные требования налогового инспектора можно не реагировать (из п. 1 ст. 93 НК РФ). Совет налогового консультанта: запомните правило: «Нет точного перечня документов — нет штрафа». Получив «неконкретное» требование из налоговой, напишите в инспекцию письменный ответ с просьбой его расшифровать. Какие документы вправе запросить инспектор при проверке вашего контрагента? Конкретный перечень документов НК РФ не установлен. Главное, чтобы они были связаны с финансово-хозяйственными операциями, проводимыми между предпринимателем и контрагентом. Например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные документы, акты выполненных работ, выписки из книги покупок, отчет комиссионера (если заключен посреднический договор). Ограничения полномочий инспекторов Если в рамках камеральной проверки предприниматель не представил документы, то это не дает налоговым органам право проводить выемку документов в порядке ст. 94 НК РФ и осматривать помещения налогоплательщика (Постановления ФАС Поволжского округа от 17.01.06 г., ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.02 г.). Такая процедура производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п.1 ст.94 НК РФ). Часто на практике предприниматели подают уточненные налоговые декларации для уменьшения своих налоговых обязательств перед бюджетом. Срок представления уточненной налоговой декларации НК РФ не ограничивает. Вправе ли налоговый орган провести повторную камеральную проверку и по ее результатам вынести новое решение? Письмо Минфина РФ от 31.05. 07 г. № 03-02-07/1-267 разъясняет, что, несмотря на отсутствие в НК понятия «повторная камеральная проверка», чиновники допускают ее проведение в случае представления уточненной налоговой декларации. В соответствии со ст. 101 НК РФ по итогам проверки может быть вынесено решение о привлечении либо отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Ошибки проверяющих 1. Несвоевременное получение налоговым органом налоговой декларации, отправленной по почте. Вины ни налогоплательщика, ни налогового органа в работе почты нет. Но нередко налоговики забывают о том, что датой представления налоговой декларации является дата ее отправки по почте с описью вложения (а не момент получения инспекцией). В результате это может привести к блокировке расчетного счета налогоплательщика. Недоразумение улаживается в пользу налогоплательщика после его явки в инспекцию с почтовой квитанцией. 2. Инспектор, найдя нарушение, тут же пишет акт проверки. Для него все понятно и никаких разъяснений со стороны предпринимателя не требуется. Такая ошибка инспектора может быть на руку налогоплательщику в суде. Нарушено требование п. 3 ст. 88 НК РФ. Конституционный суд РФ в своем определении от 12.07.06 № 267-О отметил, что налоговые инспекторы не могут произвольно отказаться от дополнительных сведений и объяснений. 3. Забыли «пригласить» на рассмотрение возражений по акту проверки. Такая забывчивость может стоить налоговикам проигрыша в суде. Нарушено требование п. 2 ст. 101 НК РФ. Суд на основании п. 14 ст. 101 НК РФ может отменить любое решение по акту проверки. 4. Начислили штраф без камеральной проверки. В последнее время налоговики наладили между собой обмен информацией, которую стараются использовать для доначисления налогов. Но какие бы компрометирующие документы ни были у инспекции, камеральная проверка начаться не может. Они могут стать основой для проверки, но сам процесс начнется только после получения от плательщика налоговой декларации. К такому же выводу пришел и Президиум ВАС в постановлении от 26.06.07 г. № 1580/07. 5. Привлечение налогоплательщика к ответственности в случаях, когда нормы налогового права не должны применяться. Например, штраф за несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (один экземпляр которой сдается в налоговую инспекцию). Однако НК не обязывает представлять налоговикам эту декларацию. Поэтому ее несвое-временное представление не является налоговым правонарушением. Оформление результатов камеральной проверки Если в декларации не выявлены ошибки и противоречия, инспектор просто подписывает документ с указанием даты проверки на титульном листе. На этом камеральная проверка заканчивается. Если выявляется налоговое правонарушение, то составляется акт проверки. Этот документ должен быть готов в течение 10 дней после проведения ревизии. В акте по «камералке» обязательно указывается дата представления в инспекцию деклараций и прочих документов. ПАМЯТКА: В п. 3 ст.100 НК РФ поименованы обязательные реквизиты акта. Проверьте указанные в акте нарушения, выводы и предложения проверяющего, ссылки на статьи НК РФ. Предприниматель (его представитель) принимает акт под расписку, в которой указывает дату его получения. Однако он вправе не подписывать и не принимать акт. Это обязательно протоколируется. В этом случае акт отсылается по почте по месту жительства предпринимателя. Датой его вручения будет считаться шестой день с момента отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ). Если предприниматель не согласен с фактами, изложенными в акте, он вправе в течение 15 дней с момента получения акта представить в инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК) РФ. Возражения можно составлять в произвольной форме. Главное — кратко и четко изложить все претензии и представить веские аргументы (документы или ссылки на законодательство). Руководитель инспекции назначает дату рассмотрения представленных возражений. Об этом сообщают налогоплательщику, который может присутствовать на заседании. В итоге либо принимается решение о привлечении к ответственности налогоплательщика, либо нет. Оно вступает в силу через 10 рабочих дней с даты его вручения предпринимателю. Привлечение к ответственности по итогам проверки Согласно ст. 101 НК РФ по результатам КП налоговики могут привлечь налогоплательщика к ответственности. Несоблюдение налоговым органом требований ст. 101 НК РФ является основанием для отказа во взыскании с предпринимателя налоговых санкций. Если налоговая инспекция не известит налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки и наложит штраф, у него есть право обжаловать действия чиновников. Арбитражные суды считают, что порядок производства по делу о налоговом правонарушении, установленный ст. 101 НК РФ, следует применять и для камеральной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 1.04.03 г. по делу №А26-5383/02-26). Обжалование Добиться отмены незаконного решения должностных лиц налогового органа можно, обратившись в арбитражный суд либо в вышестоящий налоговый орган. Пока налогоплательщик может сам определять, идти сразу в суд или до этого обратиться в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ), но с 1 января 2009 года порядок досудебного обжалования решения инспекции станет обязательным (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, не пропустите срок, установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ. Он составляет три месяца со дня получения решения инспекции, а не его вынесения. Это касается и камеральной проверки. Однако налогоплательщики могут ходатайствовать о восстановлении срока в случае его пропуска. Очень важно! Право контролеров на взыскание штрафов во внесудебном порядке никто не о их исполнение, к исковому заявлению приложите ходатайство. В нем сошлитесь на возможность ревизоров бесспорно списывать деньги со счетов предпринимателя, что затруднит своевременно исполнять гражданские, налоговые и социальные обязательства. обсудить статью Эльмира Багаутдинова эксперт-налоговый консультант УЦ «Раздолье», член Палаты налоговых консультантов России

Куда и как подавать возражение

Возражение следует подавать на адрес территориальной налоговой службы, специалисты которой проводили проверку. Документ можно передавать:

  1. лично «из рук в руки»,
  2. направив его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Оба эти способа гарантируют то, что налоговики получат возражение своевременно.

Сегодня получил распространение еще один проверенный вариант доставки документа: через электронные сервисы, но только при условии, что организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись.

Основные нюансы в составлении возражения

На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.

При этом желательно учитывать некоторые нормы делопроизводства и правила написания деловой документации. В частности в возражении следует обязательно указать:

  • адресата, т.е. наименование, номер и адрес именно той налоговой службы, в которую отправляется возражение,
  • сведения об отправителе (название компании и адрес),
  • номер возражения и дату его составления.

В основной части следует обозначить

  • акт, в отношении которого составляется возражение,
  • подробнейшим образом описать суть претензии, с внесением всех наличествующих доводов и аргументов.

В документе обязательно нужно сослаться на законы, которые подтверждают правоту составителя возражения и указать все прикладываемые к нему дополнительные бумаги (отметив их как отдельное приложение).

Особенности обжалования актов налоговых проверок в вышестоящий налоговый орган

Дата публикации: 26.09.2019 07:38

Обжалованию в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд подлежат только акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Актом ненормативного характера является документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Обжалование в вышестоящий налоговый орган не вступивших в силу решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц предусмотрено главами 19, 20 НК РФ.

Вместе с тем, налоговым законодательством не предусмотрено обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых проверок, так как они не содержат обязательных для налогоплательщика предписаний, влекущих юридические последствия, а лишь констатируют фактические обстоятельства выявленного нарушения налогового законодательства, содержат предложения по устранению выявленных нарушений и применению к налогоплательщику мер ответственности.

Порядок обжалования актов налоговых проверок установлен п. 6 ст. 100 НК РФ, в соответствии с которым лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Таким образом, правомерность либо неправомерность выводов, изложенных в акте налоговой проверки, устанавливается не вышестоящим налоговым органом, а налоговым органом в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.

На что обратить внимание при оформлении документа

Ни ФНС в своих актах, ни закон никак не регламентируют оформление возражения. То есть его можно писать от руки или печать на компьютере на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании.

Неукоснительно важно соблюсти лишь одно условие: возражение должно быть подписано руководителем предприятия или уполномоченным на создание подобного рода документов сотрудника. Если бланк визирует доверенное лицо, в нем необходимо также указать номер и дату составления доверенности.

Удостоверять возражение печатью на сегодня не обязательно, поскольку с 2021 года предприятия и организации имеют полное право не использовать в своей работе штемпельные изделия (если только эта норма не прописала в локальных актах фирмы).

Документ следует составлять в двух экземплярах, один из которых передавать в налоговую инспекцию, второй, после проставления отметки у налогового специалиста о принятии документа, оставлять у себя.

Право на волокиту, или Бесконечный налоговый контроль

В определении Верховного Суда РФ от 29.08.2019 № 305-ЭС19-13947 как в капле воды отражен сформированный в последние годы подход налоговых органов и судов к срокам, установленным в Налоговом кодексе РФ: «Срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению налоговым органом фактов неуплаты налога».

Несмотря на то, что судебный акт ВС РФ вынесен по конкретному делу, и отказ в удовлетворении заявления связан в том числе и с тем, что затягивание сроков было обусловлено дополнительными мероприятиями налогового контроля, судом сделан обобщенный вывод о соблюдении сроков принятия решения по результатам налоговой проверки.

Вышеназванная формулировка оправдала ставшей массовой волокиту в налоговых проверках. Налоговые органы превышают сроки проведения налоговой проверки, сроки оформления ее результатов, сроки принятия решений. В адвокатском производстве автора есть несколько проверок, по которым акты налоговой проверки, а затем решения вынесены с задержкой от полугода до полутора лет либо не вынесены вовсе. Разумеется, в удовлетворении жалоб на волокиту получен отказ.

С точки зрения автора, институт процедурных сроков в Налоговом кодексе РФ сегодня нивелирован. Разберем конкретный кейс.

Налогоплательщику акт налоговой проверки направлен по истечении полугода с даты вынесения почтовым отправлением. Налогоплательщик ни акт, ни извещения о месте и времени рассмотрения акта налоговой проверки не получил, письма вернулись. Налоговый орган рассмотрел акт налоговой проверки без участия налогоплательщика, вынес решение о привлечении к налоговой ответственности. И в жалобах в вышестоящий налоговый орган, и в двух судебных инстанциях мы указывали на то, что налоговый орган допустил нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Нарушение сроков налоговым органом воспрепятствовало налогоплательщику в участии в рассмотрении акта налоговой проверки, ознакомлении с выводами проверяющих, представлении возражений. Налогоплательщик не уследил за почтой, но он и не обязан был больше полугода ждать писем из налоговой инспекции.

Однако ни налоговые органы, ни суды с нами не согласны. Основной довод: налогоплательщик всегда несет риск неполучения акта налоговой проверки и извещений по месту своего нахождения, указанному в ЕГРЮЛ.

И здесь возникает вопрос: неужели налогоплательщик – это Сольвейг, которая ждет Пер Гюнта до старости и хранит ему верность? Если налоговый орган затягивает сроки налоговой проверки и оформления ее результатов, то почему риски неполучения документов, направленных спустя длительное время, возложены на налогоплательщика? Если Сольвейг страдала из-за любви к Пер Гюнту, то должен ли налогоплательщик любить налоговую инспекцию и до какой степени?

К сожалению, сегодня процедурные сроки по Налоговому кодексу РФ – это односторонний инструмент воздействия на налогоплательщика со стороны налогового органа, но никак не наоборот.

Мы же отметим следующее. Одобрение волокиты вполне надежно обеспечивает деградацию и дискредитацию налоговой службы, создает благоприятную среду для проявления коррупции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: