Оформление результатов выездной налоговой проверки


Общие сведения

Формируется договор акта выездной проверки на основании ст. No100 НК России. Оформляется в течение 2 календарных месяцев с момента составления инспектором справки о проверке. Бланк фиксирует итоговые результаты инспекции. В нем подробно расписаны нарушения, выявленные во время анализа, и методы их устранения. Отметим, документ акт выездной проверки обязательно оформляется в нескольких случаях:

  1. После каждой выездной инспекции.
  2. В десятидневный срок после камеральной проверки, при которой были выявлены нарушения законодательства.
  3. После каждой выездной процедуры в отношении КГН.

На оформление акта отводится не более трех месяцев после составления справки об итогах инспекции. Форма акта выездной проверки утверждена Федеральной налоговой службой России. Подробная информация о структуре и содержании бланка описана в Приложении No24. Акт был принят еще в 2015 году и с тех пор не подвергался изменениям. По законодательству, лист акта выездной проверки заверяется специалистами, проводившими инспекцию хозяйственного субъекта, и самим налогоплательщиком. Обратите внимание: в случаях, когда проверяемый или его поверенный отказываются ставить подпись в документе, об этом делается отметка в бланке.

Акт камеральной налоговой проверки: что это и как его правильно заполнить

Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.
Предлагаем ознакомиться: Должностная инструкция директора по развитию образец
Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ).

Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение.

Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства.

Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство.

Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях.

Ответ: да, можно.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Как правильно составить

Шаблон акта выездной проверки составляется в двух вариантах: один остается у налогового инспектора, второй передается проверяемому. В некоторых случаях проверяющим оформляется три экземпляра бланков. Как правило, делается это при повторной или совместной проверке.

Готовый договор сотрудники ФНС обязаны вручить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней, после того, как акт был подписан. Как правило, бланк передается лично в руки проверяемому или его представителю. Выдается лист под расписку, где проставляется дата получения бумаги организацией. В случаях, когда предприниматель или его законный представитель уклоняются от получения бланка, инспектор заносит этот факт в акт проверки и отсылает его заказным письмом. В такой ситуации действуют такие правила:

  1. Отправляется документ по адресу компании, указанном в ЕГРЮЛ.
  2. Дата вручения оттягивается, т.е. передается акт не в течение 5 дней, а не позже 6 суток после отправки конверта.

Обратите внимание: компания имеет право обжаловать решение налогового инспектора, если не согласна с ним. В таком случае потребуется составить письменные возражения относительно всего акта и по отдельным его положениям. На обжалование дается 1 месяц с момента получения бланка. После, налогоплательщик уже не сможет ничего сделать. Отметим, проверяемому может быть вручен как оригинал документа, так и его копия. В обоих случаях договор считается действительным.

Как правильно заполнить

О том, как правильно составлять образец акта выездной проверки, подробно описано в статье 100 Налогового кодекса. В законодательном акте указано, что бланк должен состоять из трех разделов:

  1. Вступительный или общий. Здесь подробно расписаны вводные данные о налогоплательщике.
  2. Основной или описательный. В этой части детально перечислены виды нарушений.
  3. Заключительный – рекомендательный. Сюда включены советы инспектора относительно того, как можно исправить имеющиеся нарушения. Также в разделе содержатся предписания ИФНС.

Чтобы правильно заполнить пример акта выездной проверки, потребуется указать:

  • наименование формы, дату оформления и порядковый номер;
  • имена всех инспекторов (необходимо написать полностью инициалы, должность, подразделение ИФНС);
  • наименование организации или инициалы налогоплательщика (указываются данные полностью и сокращенно);
  • адрес, по которому расположена компания, или проживает налогоплательщик;
  • порядковый номер и дату решения по выездным мероприятиям;
  • перечень проверяемых официальных бумаг;
  • период, за который осуществляется инспекция;
  • время начала и конца проверки;
  • список налоговых сборов, по которым происходит проверка;
  • сведения относительно используемых контрольных программ;
  • отметку об отсутствии нарушений или факты, подтверждающие их наличие;
  • итоговые отметки и предписания относительно того, как нужно устранить правонарушения, ссылки при наличии мер ответственности.

По закону бумаги о проверке должны быть составлены в строго установленные сроки: в течение двух месяцев в обычных случаях, и трех для КГН. Отметим, если налоговыми инспекторами по каким-то причинам были нарушены сроки, результаты проверки не отменяются. Налогоплательщик, в свою очередь, может подавать обжалование в обычном порядке. Если налогоплательщик не согласен с выводами, сделанными в акте, он имеет право составить и подать возражение. Сделать это можно не позже 1 месяца с момента получения официальной бумаги.

Где можно найти заполненный образец акта ВНП

С заполненным образцом акта выездной налоговой проверки вы можете ознакомиться, скачав его по ссылке: Образец акта выездной налоговой проверки.

Акт ВНП состоит из 3 обязательных частей (п. 3 приложения 24).

Вводная часть содержит следующую информацию:

Дата
  • составления;
  • вынесения решения о проверке;
  • начала ВНП;
  • окончания ВНП
Номер
  • акта;
  • решения о проверке
Наименование
  • проверяемого лица;
  • проверяемого налога
Адрес
  • налогоплательщика
Перечень
  • представленных налогоплательщиком документов;
  • проведенных контрольных мероприятий

ВАЖНО! Отсутствие обязательной информации может повлечь за собой оспаривание результатов ВНП. Например, в деле № А56-64382/2016 арбитражный суд признал оформление результатов выездной налоговой проверки ненадлежащим, что выразилось в неуказании перечня документов, представленных налогоплательщиком (постановление 13-го ААС от 27.12.2017).

Образец акта выездной проверки

Напомним, акт проверки составляется даже в тех случаях, когда комиссией не было выявлено нарушений. Порядок оформления бланка подробно расписан в статье 100 НК РФ. Конечно же, на практике бывает все совершенно по-другому. Рекомендуем скачать акт выездной проверки и детально изучить структуру официальной бумаги и правила ее составления.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки в заключительной части акта

Последняя, итоговая часть должна содержать (п. 3.3 приложения 24):

  • данные о лицах, проводящих ВНП;
  • выводы по итогам проверки (в т. ч. ссылки на статьи НК РФ, начисленные суммы недоимки и пени);

ВАЖНО! В акте ВНП может содержаться информация о правонарушениях, предусмотренных ст. 116, 118, п. 1 ст. 119, ст. 19.2, 120, 122, 122.1, 123, п. 1 ст. 126, 129.2 НК РФ (п. 6.5 письма № АС-4-2/13622).

  • информацию о сроках представления возражений;
  • сведения о приложениях (документы передаются на основании указанного перечня).

ВАЖНО! Часть приложений, содержащих информацию о персональных данных, сведения о банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайне третьих лиц, представляется налогоплательщику в виде заверенных выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Акт ВНП должен быть подписан лицами, проводившими проверку (в т. ч. сотрудниками органов внутренних дел, входившими в группу), и представителем проверяемого лица (п. 7.1 письма № АС-4-2/13622).

ВАЖНО! Факт подписания акта со стороны налогового органа иным лицом расценивается как нарушение внутреннего регламента, а не требований НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: