световой короб для рекламы В век Интернета, информационных технологий человек получает львиную долю информации с монитора. Но и наружная реклама в многолюдном Краснодаре не теряет своих позиций, её читают тысячи горожан. Она украшает город, закрывает серые стены и унылые пейзажи.

Как обжаловать решение по налоговой проверке в вышестоящей инспекции и в суде

Главная — Статьи

Когда инспекция выставляет требование об уплате налога, пени или штрафа по результатам проверки, с ним все более или менее понятно: и суммы узнаваемы, и основания доначислений уже ясны. Но зачастую требование инспекции основано лишь на неких старых цифрах из вашей карточки «Расчеты с бюджетом» (карточка РСБ, бывшая карточка лицевого счета). В такой ситуации важно не растеряться и понять, что же с ним делать.

Последствия вступления решения в силу

Решение о привлечении к ответственности (подп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ), как и решение об отказе в привлечении к ответственности, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику, в отношении которого была проведена проверка (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ). Аналогичный срок вступления в силу предусмотрен и для решений, принятых в отношении консолидированной группы налогоплательщиков. В этом случае срок определяется с момента вручения решения участнику консолидированной группы.

Если инспекция не имеет возможности вручить решение налогоплательщику, то оно направляется по почте заказным письмом. Данные действия должны быть совершены налоговым органом в пределах пяти дней со дня вынесения решения. (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Датой вручения решения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Компании не стоит каким-либо образом уклоняться от получения решения по налоговой проверке. Поскольку это может привести к негативным последствиям в виде пропуска срока, установленного для апелляционного обжалования. В случае обжалования решения в апелляционном порядке оно вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. А также в необжалованной части со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Рассмотрим последствия вступления в силу решения о привлечении к ответственности. Выявив предполагаемую недоимку, инспекция выставляет требование об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование направляется в течение 20 дней с момента вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ). Требование об уплате налога может быть вручено налогоплательщику лично, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 69 НК РФ). При этом у компании есть восемь рабочих дней, чтобы исполнить требование в добровольном порядке. Однако инспекторы могут установить и более длительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае неисполнения требования фискалы имеют право взыскать недоимку, пени и штрафы в бесспорном порядке (ст. 46, 47 НК РФ). Решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Пропустив этот срок, инспекторы смогут взыскать задолженность только в судебном порядке (подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, после вступления решения в силу и вручения требования инспекция вправе принять обеспечительные меры, направленные на исполнение решения. Наиболее негативные из них — приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Во избежание ущерба…

При принятии таких обеспечительных мер, как приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта, суду необходимо оценивать, насколько непринятие таких мер может привести к причинению значительного ущерба заявителю. Так, согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами. Доказательством данных фактов могут быть бухгалтерский баланс, бухгалтерские справки о финансовом состоянии, кредитные договоры, договоры с контрагентами. Именно такие доказательства предоставил банк, которые были приняты судом во внимание. Банк обладает достаточным количеством активов для погашения недоимки и пени по решению налогового органа, что подтверждается данными его бухгалтерского баланса, согласно которому заявитель располагает достаточными средствами для незамедлительного исполнения оспариваемого решения. Валюта баланса составляет 2,5 млрд рублей.

Еще одним доводом в пользу принятия обеспечительных мер стали существенные временные затраты, связанные с возвратом из бюджета необоснованно взысканных с банка денежных средств, которые придется преодолевать банку в случае принятия решения по оспариваемому требованию в его пользу. Необоснованное отвлечение средств может не лучшим образом отразиться на всей деятельности банка вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.

Досудебное обжалование решения по налоговой проверке

Очевидно, что вступившее в силу решение о привлечении к ответственности несет достаточное количество негативных последствий вплоть до временной приостановки деятельности организации. Возникает вопрос: что делать компании после вынесения решения? Здесь есть два варианта действий. Если налогоплательщик согласен с претензиями контролеров, то лучше незамедлительно уплатить недоимку, пени и штрафы. Не стоит дожидаться выставления требования об уплате налога. Поскольку это чревато описанными выше последствиями.

Если компания не согласна с доначислениями, то необходимо обжаловать решение в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Если с первым вариантом действий все понятно, то обжалование решения вызывает вопросы. Прежде всего определимся с основными вариантами обжалования: досудебное обжалование не вступившего в силу решения, досудебное и судебное обжалование вступившего в силу решения.

Не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности обжалуется путем представления в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы. Эту жалобу можно подать до дня вступления в силу решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Решения, обжалованные путем представления в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы, вступают в силу в момент принятия вышестоящей инспекцией решения по жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ). Это означает, что во время рассмотрения жалобы фискалы не имеют права выставлять требование об уплате налога. И, соответственно, применять какие-либо обеспечительные меры.

Апелляционная жалоба подается в налоговый орган, вынесший решение. Инспекция, решение которой обжалуется, в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Органами, в полномочия которых входит рассмотрение апелляционных жалоб, выступают УФНС по субъекту РФ и ФНС России (приложение № 5 к приказу Минфина России от 17.07.14 № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах ФНС»).

Апелляционные жалобы на решения УФНС по субъекту РФ, межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам рассматриваются ФНС России. Апелляционные жалобы на решения территориальных инспекций ФНС России рассматриваются УФНС по субъектам РФ. При представлении жалобы компании стоит проконтролировать процесс ее отправки в вышестоящую инспекцию, узнать входящий номер. В этом случае компания сможет получать информацию о рассмотрении жалобы.

Вышестоящий орган рассматривает апелляционную жалобу в течение месяца со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ). Этот срок может быть продлен для получения документов от нижестоящих инспекций, но не более чем на один месяц. В то время, пока рассматривается апелляционная жалоба, решение инспекции не считается вступившим в силу.

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (https://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Жалоба на вступившее в силу решение

Порядок обжалования вступившего в силу решения по налоговой проверке во многом схож с описанным выше. Однако есть и отличия. Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности может быть подана в течение одного года с момента его вынесения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ). Эта жалоба также подается через налоговый орган, принявший решение, и направляется в инспекцию в течение трех дней с момента получения.

Основным отличием является то, что обжалование уже вступившего в силу решения не приостанавливает действия самого решения (п. 5 ст. 138 НК РФ). Это означает, что инспекция, несмотря на наличие жалобы, может выставить требование об уплате недоимки. При этом проверяющие имеют право применить обеспечительные меры и взыскивать с компании доначисления.

Однако есть способ избежать негативных последствий. Компания имеет право обратиться в вышестоящий налоговый орган с заявлением о приостановлении действия обжалуемого решения. Главное, чтобы имелись достаточные основания полагать, что такое решение не соответствует действующему законодательству (абз. 2 п. 5 ст. 138 НК РФ). К сожалению, Налоговый кодекс не содержит четкого порядка рассмотрения такого заявления и вынесения решения по нему. Это может существенно усложнить обжалование решения о приостановлении действия решения по проверке.

Стоит обратить внимание, что существует возможность обжалования принятого вышестоящей инспекцией решения в ФНС России. Такая жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения — через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на «инновационность» способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь — с заявлением или с жалобой. Главное — это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата — должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения —

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Судебное обжалование решения по наловой проверке

Исчисление срока для обращения в суд. Представление в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы является подтверждением соблюдения досудебного порядка в целях дальнейшего обращения в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). В настоящее время трехмесячный срок для обращения в суд исчисляется исключительно с момента принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Ранее фискалы настаивали, что налогоплательщик может обжаловать решение о привлечении к ответственности в суде в течение трех месяцев с момента вступления решения нижестоящей инспекции в силу. И некоторые суды их поддерживали (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.11 № А12-10342/2010). Поэтому на практике довольно часто встречалась ситуация, когда плательщик пропускал срок для обращения в суд в связи с тем, что не успевал пройти полный цикл досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Эта процедура, в отличие от возражений на акт проверки, является обязательной (п. 2 ст. 138, п. 6 ст. 100 НК РФ).

Эта ситуация породила большое количество судебных споров. Итогом формирования судебной практики в пользу налогоплательщиков стало постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.11 № 10025/11. Суд отметил, что жалоба на вступившее в силу решение инспекции подается в вышестоящий орган в течение года с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Этот срок не может быть сокращен из-за угрозы пропуска трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Указанный трехмесячный период не должен рассматриваться как препятствие для реализации налогоплательщиком права на внесудебное обжалование. Этот пробел был окончательно устранен вместе с вступлением в силу Федерального закона от 02.07.13 № 153 ФЗ.

Поскольку срок судебного обжалования составляет три месяца с того момента, когда налогоплательщикам стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ), то они зачастую откладывают представление заявления в суд. Такое поведение чревато негативными последствиями. Право на судебное обжалование не приостанавливает действие решения по проверке. Инспекция с момента утверждения вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе имеет полное право выставить требование об уплате налога.

Заявление о принятии обеспечительных мер. Для того чтобы избежать рисков, стоит как можно скорее представить заявление в суд (ст. 125, 126, 198 АПК РФ). При этом следует приложить заявление о принятии обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого решения до вступления в силу судебного акта (ст. 90 АПК РФ). Эти действия лишат инспекторов возможности заблокировать счета организации и наложить арест на имущество. Арбитражный суд рассмотрит указанное заявление не позднее следующего дня после его поступления (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

Для удовлетворения заявления нужно последовательно доказать, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный материальный ущерб компании и затруднит (или сделает невозможным) исполнение судебного акта. Также нужно доказать, что обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию. Суд может потребовать от компании встречное обеспечение. Например, в форме внесения на депозитный счет суда денежных средств либо путем предоставления банковской гарантии, поручительства на ту же сумму (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований компании. В случае неподтверждения озвученных фактов и непредоставления встречного обеспечения суд с большой долей вероятности откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (п. 3, 6 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.04 № 83). В свою очередь, в случае предоставления встречного обеспечения вместе с таким заявлением у суда отсутствуют основания для отказа в принятии обеспечительных мер (ч. 4 ст. 93 АПК РФ).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования — сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]