Особенности приостановления выездной налоговой проверки

Инспекция нередко принимает решение о приостановлении выездных налоговых проверок. Это означает, что прекращается исчисление ее срока. После возобновления мероприятия срок продолжает течь далее.

Руководство ФНС вправе приостановить выездную налоговую проверку, когда:

  1. нужно потребовать информацию согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
  2. надо получить данные от иностранных госорганов по международным договорам РФ;
  3. требуется экспертиза, иногда с привлечением эксперта – согласно ст. 95 НК РФ;
  4. необходимо перевести на русский язык иностранную информацию, которая предоставляется налогоплательщиком. Тогда на основе п. 1 ст. 97 НК РФ можно привлекать переводчика.

Список оснований для приостановки выездной налоговой проверки считается закрытым. Ее приостановку и продолжение необходимо оформить в виде соответствующего решения руководства налоговой инспекции, выполняющего такой контроль.

Что собой представляет приостановка проверки

Приостановка проверки может выполняться только при наличии оснований, указанных в законе. Как правило, основанием является потребность в дополнительных материалах. То есть в процессе паузы представители налоговой не бездействуют. Они отправляют запросы в иностранные структуры, контрагентам. Однако налоговики приостанавливают свою деятельность на территории проверяемой компании.

Стандартный срок выездной проверки – 2 месяца. Если принимается решение о приостановке, этот срок замораживается. То есть, по сути, приостановка является в каком-то смысле продлением проверки. Однако это не в полной мере продление, так как в процессе паузы компания проверяться не может. То есть налогоплательщик продолжит свою деятельность. Следовательно, приостановка для него более выгодна, нежели продление срока проверки.

Мораторий на проверки

Согласно Федеральному закону от 1 апреля 2021 года № 98-ФЗ, проверки, регулируемые Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2021 года.
Не проводятся они в только отношении юридических лиц, ИП, отнесенных к субъектам МСП, сведения о которых включены в Единый реестр.

В то же время, согласно Указу Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239, государственные органы продолжают функционировать.

Поэтому проверки фирм и ИП, на которые мораторий не распространяется, могут быть проведены в любое время. А проверки, назначенные до введения моратория, но незавершенные к 1 апреля 2020 года, проверяющие постараются завершить, исключая, правда, непосредственный контакт с проверяемым лицом и его работниками.

Налоговые проверки не относятся к проверкам, на которые распространяется «проверочный» мораторий.

Сроки осуществления выездных мероприятий

Срок проведения выездных мероприятий оговорен в пункте 6 статьи 89 НК РФ. В частности, он составляет 2 месяца. Однако сроки могут быть другими при следующих обстоятельствах:

  • Проверка филиалов и представительств. Срок уменьшается до одного месяца.
  • Есть соответствующее решение проверяющих. Лица, проводящие проверку, могут вынести решение о продлении мероприятия. Подобное решение можно принимать до двух раз. Максимальный срок продления – 2 месяца.

Самая большая длительность проверки составляет 6 месяцев (2 месяца – стандартный срок, 4 месяца – продление на основании двух решений проверяющих). Срок начинает отсчитываться с даты вынесения решения об инициации проверки на основании пункта 8 статьи 89 НК РФ. Завершается он в дату оформления заключительной справки о проверке.

Приостановление действия оспариваемого решения налогового органа

При этом, налоговый кодекс дает фискалам право фактически производить арест имущества и денежных средств налогоплательщика по решению, которое в силу не вступило. Такая норма закреплена в ч. 10 ст. 101 НК РФ, согласно которому, обеспечение принятого решения органа применяется в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что исполнение решения может быть затруднено или будет невозможным, в случае непринятия обеспечительных мер.

Если в случае с обеспечительными мерами арбитражного суда, заинтересованное лицо обязано доказывать необходимость принятия соответствующих мер, то налоговый орган, издавая такое решение и фактически парализуя деятельность предприятия, законодателем лишен необходимости подтверждать наличие необходимости и неизбежности обеспечения.

Основания приостановки

Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:

  • Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
  • Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
  • Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
  • Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.

То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.

ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя. Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.

Разъясняем порядок продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки

Дата публикации: 17.07.2013 14:47 (архив)

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регулируются ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Согласно п. 6 ст. 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п. 6 ст. 89 Кодекса), а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п. 9 ст. 89 Кодекса). Продление срока следует отличать от приостановления проведения выездной налоговой проверки. Когда срок проверки продлевается, то мероприятия, производимые должностными лицами налогового органа, не прерываются, течение срока проверки не приостанавливается, а удлиняется. Для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, заблаговременно (до истечения срока на проверку) в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос. Вышестоящим налоговым органом принимается решение о продлении срока. Налоговый орган, проводящий налоговую проверку, продолжает осуществлять все действия по проверке до четырех или до шести месяцев, в зависимости от того, на сколько срок проверки продлен. Перечень оснований и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] с учетом изменений, утвержденных Приказом ФНС России от 23.07.2012 №ММВ-7-2/[email protected] Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться: 1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших; 2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки; 3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка; 4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев; 5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки; 6) иные обстоятельства. Перечень оснований для принятия решения о продлении срока проведения выездной проверки не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств. Необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств. При приостановлении проведения выездной налоговой проверки приостанавливается течение срока проверки. Пунктом 9 ст. 89 Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления выездной налоговой проверки, а также порядок приостановления и возобновления проведения выездной налоговой проверки. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена в целях получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от указанных иностранных государственных органов, срок приостановления такой проверки может быть увеличен, но не более чем на три месяца. Налоговый орган, который проводит выездную проверку, может ее приостановить (п. 9 ст. 89 Кодекса). Это означает, что приостанавливается течение срока проверки. После возобновления проверки срок продолжает течь дальше. На период приостановления должностные лица, проводящие выездную налоговую проверку должны (абз.9 п.9 ст. 89 Кодекса): — покинуть территорию (помещения) проверяемого налогоплательщика; — приостановить действия по истребованию документов у проверяемого налогоплательщика. В период приостановления проверки налоговый орган может истребовать документы и информацию у третьих лиц в порядке, установленном ст. 93.1 Кодекса. Ведь такие действия проводятся вне территории (помещения) налогоплательщика и не запрещены Налоговым кодексом РФ. Выездная проверка может быть приостановлена только в строго определенных случаях, когда налоговикам необходимо (п. 9 ст. 89 Кодекса): 1) получить информацию от иностранных госорганов в рамках международных договоров РФ; 2) провести экспертизы (ст. 95 Кодекса); 3) перевести на русский язык документы, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке (ст. 97 Кодекса); 4) истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документы (информацию), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 Кодекса). Приостанавливать проверку налоговый орган может неоднократно. Однако есть два ограничения, которые должны при этом соблюдаться. Первое ограничение — это ограничение по общему сроку приостановления выездной проверки, который не может превышать шести месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 Кодекса). Второе ограничение связано с приостановлением проверки по пп. 1 п. 9 ст. 89 Кодекса для истребования документов (информации) у контрагента. Приостанавливать проверку по данному основанию налоговый орган может не более одного раза по каждому такому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 Кодекса). Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении. Возобновляется проверка с даты, указанной в решении о возобновлении проверки.

Продолжительность приостановки

Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.

Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.

Особенности приостановления мероприятия

Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/[email protected] от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.

В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:

  • Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
  • Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.

В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.

Формирование решения

В решении о приостановке указывается ФИО руководителя объекта проверки. Его требуется ознакомить с документом. Также в решении нужно указать дату начала остановки и дату возобновления работы. Сроки паузы требуется обязательно определить точно. Это требование нужно для защиты прав проверяемой фирмы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]