Бухгалтерское отражение штрафов в учете осуществляется в зависимости от вида:
- договорные неустойки учитываются как доход и расход на 91 счете;
- неустойки по договорам учитываются в составе базы по налогу на прибыль;
- налоговые санкции не учитываются в целях налогообложения.
В деятельности организаций практически всегда наступает момент, когда по вине исполнителя или в силу обстоятельств компания подвергается штрафным санкциям. Особенности бухгалтерского учета штрафов зависят от множества факторов.
Принято решение по итогам налоговой проверки
В резолютивной части решения, которое инспекторы принимают по итогам налоговой проверки, налогоплательщику, как правило, предлагается:
- уплатить выявленную недоимку по НДС, пени и штрафы. Напомним, штрафы начисляются только в решении о привлечении к ответственности;
- внести соответствующие исправления в бухгалтерские и налоговые документы (что, в свою очередь, может повлечь необходимость исправления отчетности).
При этом налогоплательщик не обязан исполнять решение по итогам налоговой проверки, которое еще не вступило в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ). В то же время он вправе добровольно исполнить решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).
Методы взыскания пеней и отрицательные последствия их несвоевременной уплаты
Если плательщик пренебрег возможностью добровольно исполнить требование об уплате пеней, их взыскивают, используя следующие методы:
- направление инкассового поручения в банк плательщика;
О том, с каких счетов могут быть взысканы пени, читайте в статье «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».
- взыскание за счет имущества.
К тому же при нарушении сроков и полноты уплаты страховых взносов, речь идет не только о санкциях, но и о нарушении пенсионных прав застрахованных лиц.
Отрицательными последствиями неуплаты взносов являются:
- снижение возможности получения инвестиционного дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений;
- уменьшение суммы пенсионных накоплений при их индексировании.
О последствиях неуплаты страховых взносов из-за их неотражения в расчете читайте в статье «Какова ответственность за неуплату страховых взносов?».
Когда решение по проверке вступает в силу?
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца. К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то оно вступит в силу 17 января 2021 года. Но это в общем случае.
Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.
Таким образом, при подаче апелляционной жалобы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке[1]). Поэтому налогоплательщик вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа (ст. 101.2 НК РФ). И такая отсрочка может продлиться до трех месяцев. Она складывается из (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ):
- месяца, отведенного для подачи апелляционной жалобы. Подать жалобу в силу п. 8 ст. 6.1 НК РФ можно до 24 часов последнего дня срока (например, по каналам ТКС). К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то жалоба может быть подана до 24 часов 16 января 2021 года;
- месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе;
- месяца, на который может быть продлен срок для принятия решения по жалобе.
Как видим, налогоплательщик на законном основании может отстрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. Но у этой выгоды есть обратная сторона.
Плюсы и минусы апелляционного обжалования
С одной стороны, подача апелляционной жалобы позволяет налогоплательщику отложить на несколько месяцев исполнение итогового решения по проверке. Ведь оно вступит в силу только со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы). Кроме того, вышестоящий налоговый орган может и вовсе отменить решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Поэтому в случае частичной или полной отмены решения по проверке либо принятия нового решения в пользу налогоплательщика ему не придется возвращать из бюджета излишне взысканные суммы НДС (а также пеней, штрафов).
С другой стороны, пени будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу (п. 3 ст. 75 НК РФ). Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями. Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придется уплатить в бюджет.
Изменения в выставлении неустойки ООО, произошедшие с 1 октября
С целью уменьшения срока невыплаты с 01.10.2017 года для Обществ с ограниченной ответственностью неустойка за длительную просрочку возросла. Если компания не выплачивает налог свыше 30 дней после окончательного дедлайна, то на 31-й день пени по налогу становятся в 2 раза больше. Т.е. новое правило расчета действует только на срок долга свыше 30 дней, возникший после 01.10.2017г. Для ИП требования остаются прежними.
Запишем формулу для расчета, начиная с 31 дня:
Сумма штрафа = 8,5%/150 х долг х количество дней просрочки свыше 30
Посмотрим на примере.
не уплатила налог по УСН за 9 месяцев в установленное время. На рассматриваемый период уже 47 дней за ней числится долг в 25 000 рублей. Рассчитаем пени.
За 30 дней = 8,5%/300 х 25 000 х 30 = 212,5 руб.
За 31 — 47 дни = 8,5%/150 х 25 000 х 17 = 240,83 руб.
Всего за 47 дней ООО «Веселый ботинок» выплатит 453,33 рубля.
Предварительные итоги
Исходя из сказанного выше, можно сделать такой вывод: у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. При этом ему нужно учитывать следующие факторы.
Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.
Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.
При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).
Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ.
Итак, сроки вступления в законную силу решения по проверке мы пояснили. Следующий вопрос: порядок отражения в бухгалтерском учете результатов проверки – доначисленных сумм НДС, пени и штрафов (вопросы, связанные с внесением изменений в налоговый учет и отчетность, в рамках данного материала не будут рассматриваться).
Если налогоплательщик согласен с решением по проверке
В ситуации, когда налогоплательщик не намерен оспаривать решение по проверке, ее результаты он может отразить в учете сразу после его получения. Данный документ и будет служить основанием для внесения исправлений в учет (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[2]).
Доначисление налогов по результатам налоговой проверки в бухгалтерском учете отражается как исправление ошибок в порядке, установленном ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете»[3].
Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения по проверке. От данной даты, а также от того, насколько существенна допущенная ошибка, зависит период исправления ошибки. Напомним, согласно п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот период. Уровень существенности организация определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике критерии, по которым будет устанавливаться такой уровень (данный вопрос выходит за рамки статьи, поэтому вникать в его нюансы мы не будем).
Итак, порядок отражения в бухучете доначисленных сумм НДС зависит от причины ошибок и периода, в котором они были допущены.
Если недоимка возникла в результате занижения налоговой базы или неправильного применения налоговой ставки (например, вместо ставки 18% применена ставка 10%), то доначисленная сумма НДС, начисленная с реализации:
- текущего года (года проведения проверки), включается в себестоимость реализованной продукции и отражается по дебету счета 90 «Продажи» (субсчет 90-3);
- прошлых лет, учитывается в составе прочих расходов по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»[4]).
В свою очередь, последний вариант записи применяется в двух случаях:
- если недоимка предыдущего года выявлена до утверждения годовой отчетности – запись в учете делается на 31 декабря предыдущего года;
- если недоимка прошлых лет выявлена после утверждения годовой отчетности и признана несущественной.
Если же сумма недоимки прошлых лет, выявленная после утверждения годовой отчетности, является существенной, в учете делается другая запись: Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 68‑НДС.
Пример 1
По результатам выездной налоговой проверки за период 2012 – 2014 годов ООО была доначислена сумма НДС за III квартал 2014 года в сумме 125 000 руб. Недоимка возникла в результате занижения облагаемой базы (не начислен НДС по облагаемой операции). Общество согласилось с суммой доначислений. Решение по результатам проверки вступило в законную силу 10 ноября 2015 года. Сумма недоимки НДС в соответствии с учетной политикой общества признается существенной.
Решение получено после утверждения годовой отчетности за 2014 год, поэтому все исправления, связанные с доначислением налога, будут отражены в бухгалтерской отчетности за 2015 год.
В учете сумму доначислений общество отразит следующей записью: Дебет 84 Кредит 68‑НДС – доначислен НДС в сумме 125 000 руб. за III квартал 2014 года.
Важно
Исправлять в учете нужно не только сумму налога, но и сумму неверно посчитанной ранее выручки. Как сказано в п. 4 ПБУ 22/2010, обязательному исправлению наравне с ошибками подлежат их последствия. Иными словами, в учете необходимо отразить не только сумму доначисленного налога, но и внести исправления в записи, формирующие финансовый результат (например, сделать исправительную запись – Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 84).
Если недоимка по НДС возникла в связи с неправомерным вычетом, то порядок отражения в учете доначисленного налога зависит от операции, к которой относятся начисленные суммы налога, и периода, за который выявлена эта недоимка. Здесь возможны такие ситуации.
«Входной» налог в силу п. 2 ст. 170 НК РФ подлежал включению в стоимость товаров (работ, услуг), но был заявлен налогоплательщиком к вычету.
Доначисленный НДС, относящийся к периоду, годовая отчетность за который еще не утверждена, включается в стоимость таких товаров (работ, услуг) или отражается в расходах на основании следующих записей:
Сторно Дебет 68‑НДС Кредит 19 – доначислен НДС по результатам проверки;
Дебет 01 (04, 10, 41) Кредит 19 – входной НДС включен в стоимость объекта (если его стоимость еще не списана в затраты)
или Дебет 20 (26, 44) Кредит 19 – входной НДС списан на затраты (в случае если стоимость объектов, по которым был заявлен вычет, уже списана в затраты).
Если доначисленный НДС относится к прошлым периодам (и сумма недоимки не является существенной), на дату вступления в силу решения по проверке в учете делаются такие записи:
Дебет 19 Кредит 68‑НДС – восстановлен «входной» НДС, ранее неправомерно принятый к вычету;
Дебет 91-2 Кредит 19 – входной налог включен в прочие расходы
или Дебет 01 (04, 10, 41) Кредит 19 – входной налог включен в стоимость объектов, которые еще не списаны в затраты.
В случае, когда сумма недоимки превышает порог существенности (закрепленный в «бухгалтерской» учетной политике), в учете сумма доначисления отражается записью – Дебет 84 Кредит68‑НДС.
Вычет заявлен по «дефектному» счету-фактуре.
Доначисленный налог, относящийся к периоду, годовая отчетность за который еще не утверждена, отражается Дебет 91-2 Кредит 68‑НДС. Такая же запись делается, если налог доначислен за прошлые периоды и сумма недоимки признана несущественной. Соответственно, если сумма доначисленного за прошлые периоды налога является существенной, в учете делается запись – Дебет 84 Кредит 68‑НДС.
Пример 2
В ходе налоговой проверки деятельности организации за 2014 и 2013 годы претензии налоговиков вызвали консультационные услуги стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Вследствие чего было произведено доначисление НДС, который, по мнению инспекторов, организация неправомерно заявила к вычету. Организация не стала оспаривать решение по проверке и исправила ошибку, относящую к прошлым периодам, на дату вступления его в силу – 24 октября 2015 года.
В соответствии с учетной политикой организации обозначенная ошибка признана несущественной, поэтому в учете были сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
На дату признания расходом стоимости консультационных услуг | |||
Учтена стоимость консультационных услуг | 26 | 60 | 200 000 |
Отражена сумма «входного» НДС | 19 | 68‑НДС | 36 000 |
Принят «входной» НДС к вычету | 68‑НДС | 19 | 36 000 |
На дату вступления в силу решения по проверке | |||
Исправлена ошибка в учете в связи с признанием налоговиками нереальности сделки | 60 | 84 | 236 000 |
Доначислен НДС в результате неправомерного вычета | 84 | 68‑НДС | 36 000 |
Если налогоплательщик не согласен с решением по проверке
Выше было отмечено, что даже в случае несогласия налогоплательщика с решением по проверке сумму доначисленного по результатам проверки НДС (вне зависимости от причин, приведших к этому) целесообразнее уплатить, а не дожидаться результатов обжалования решения налоговиков. Процессу обжалования (сначала апелляционному, а затем и судебному) уплата недоимки не помешает, зато позволит налогоплательщику сэкономить (зачастую значительную сумму) на пени.
Вместе с тем само по себе перечисление в бюджет суммы, отраженной в решении по проверке, не означает признания налогоплательщиком вменяемой ему задолженности по НДС перед бюджетом. Недоимка (в случае неблагоприятного исхода) признается только на дату вступления в силу соответствующего апелляционного или судебного решения. Так как именно на эту дату окончательно определены налоговые обязательства организации по данному налогу. До тех пор пока не закончится процедура апелляционного обжалования (занимает от двух до трех месяцев со дня вручения решения по проверке) или судебные разбирательства (по времени они могут занимать от нескольких месяцев до полутора – двух лет) доначисленный НДС по кредиту счета 68 отражать не следует. В противном случае сведения, отраженные в учете и отчетности, и фактические действия налогоплательщика будут противоречить друг другу. Иными словами, финансовая отчетность не будет отражать реальное положение экономического субъекта и результаты его деятельности, что по понятным причинам приведет к дезинформации ее пользователей.
В связи с тем, что неопределенность в расчетах с бюджетом может затянуться по времени (как отмечено ранее, от двух месяцев до полутора – двух лет), возникает закономерный вопрос: как это отразить в учете?
Полагаем, в данном случае организации нужно вспомнить о ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»[5] и отразить в учете оценочное обязательство на сумму доначисленного налога. Напомним, таковым в силу п. 4 данного стандарта признается обязательство с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. И возникнуть оно может в том числе из судебного решения (как раз наш случай).
Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий (п. 5):
- существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. Когда возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
- уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
- величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
Применительно к ситуации, когда организация оспаривает решение по проверке, все вышеперечисленные требования выполнены: вследствие прошлых событий хозяйственной жизни организации появилось обязательство по уплате недоимки, величина которой определена в решении, при этом отсутствует 100%-я уверенность в результате обжалования обозначенного решения.
Таким образом, в анализируемой ситуации организация имеет смыл отразить оценочное обязательство, равное величине доначисленного налога. В учете при этом будут сделана следующая запись: Дебет 91-2 Кредит 96«Резервы предстоящих расходов» – признано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС. Соответственно, перечисление в бюджет доначисленного налога не признается расходом организации и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».
Дальнейшая судьба данного оценочного обязательства напрямую зависит от результатов оспаривания решения по проверке.
В случае положительного исхода (когда организация доказала неправомерность доначисленного налога) на дату вступления в силу судебного решения оно списывается на основании следующей записи в учете: Дебет 96Кредит 91-1 – списано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС.
Если организация проиграла спор в арбитраже и судебным актом признано наличие у плательщика НДС недоимки по данному налогу, в учете (на дату вступления в силу решения суда) делается иная запись: Дебет 96Кредит 68‑НДС – доначислен НДС к уплате в бюджет.
Пример 3
Воспользуемся данными из примера 1.
Организация не согласилась с выводами, сделанными инспекцией в решении по проверке. Она намерена обжаловать данное решение в установленном порядке. Уплатив после получения решения указанную в нем недоимку по НДС, организация подала апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Однако вышестоящая инстанция согласилась с выводами инспекторов. Тогда налогоплательщик подал заявление в суд. Но и арбитры признали правоту инспекторов и наличие недоимки у организации.
В учете организации сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
На дату уплаты доначисленного налога | |||
Признано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС | 91-2 | 96 | 125 000 |
На дату вступления в силу решения по проверке | |||
Доначислен НДС к уплате в бюджет | 96 | 68‑НДС | 125 000 |
Если сумма признанного оценочного обязательства окажется больше, чем сумма доначисленного по решению суда НДС (например, 100 000 руб. вместо 125 000), то избыточная сумма оценочного обязательства (в размере 25 000 руб.) признается прочим доходом и относится в кредит счета 91-1 (п. 22 ПБУ 8/2010).
Каковы проводки по начислению пени по налогам
Для налогоплательщика пени представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога. То есть варианта начисления пеней в бухучете возможно два:
- через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68;
- через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.
По каким налогам пени Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.
А проводка по уплате пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.
О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».