Госпошлина — это налог или сбор: характеристика, сравнение, юридическое определение


Определение

Для начала определим ключевые признаки рассматриваемого платежа. Госпошлина – это денежная сумма, которая взимается специально уполномоченными организациями и учреждениями за совершение юридически значимых действий в пользу граждан или граждан. Речь, в частности, о выдаче документов, оказании государственных услуг, удостоверении договоров, доверенностей, завещаний , прочих волеизъявлений, госрегистрации сделок или предприятий и т. д. В качестве уполномоченных учреждений выступают: судебные, правоохранительные, финансовые органы, нотариальные конторы, органы ЗАГС и т. п.

В России порядок уплаты государственной пошлины регламентируется гл. 25.3 НК. В Кодексе приводится более развернутое определение интересующего нас платежа. Согласно НК, госпошлина – это денежный сбор, который взимается с организаций и физлиц при обращении их в госорганы, структуры местной власти или иные институты, а также к должностным лицам, уполномоченным федеральным, региональным и местным законодательством, за совершением юридических действий, закрепленных Налоговым кодексом, кроме тех, которые осуществляются консульскими учреждениями РФ. Выдача документов и дубликатов при этом признается юридически значимыми действиями, а вот предоставление копий уже ими считаться не будет.

Чем похожи

Налог или сбор – это сумма, взимаемая с частных лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей и направляемая в бюджет.

Если не вдаваться в подробности, то, несомненно, госпошлина относится к налогам и сборам, которые имеют общие черты:

  • закреплены в Налоговом кодексе РФ;
  • поддаются уточнению и изменению суммы на местном уровне;
  • оплаченные суммы поступают в казну.

Немного истории

Термин «пошлина» происходит от слова «пойти». Сначала понятие обозначало «то, что пошло с товаров».

История пошлины началась очень давно. К примеру, в Средневековье этот платеж использовался очень часто. Пошлиной тогда назывался сбор, взимаемый за пользование мостами и дорогами. Феодалам платили за исполнение судебных функций, охрану порядка и реализацию других важных управленческих задач. Однако наиболее популярными были пошлины за въезд и перемещение по государству, княжеству или отдельному городу. Иноземные купцы тоже платили за право продавать свои товары.

Как же получилось, что пошлина стала государственным сбором? К XVII в. четко обозначились границы государств. Для контроля перемещения людей из одной страны в другую были созданы таможни. Как раз с этого времени пошлины стали рассматриваться как один из инструментов экономического регулирования.

В Древней Руси собирали так называемый мыт – аналог таможенной пошлины. Сбор проходил в местах стоянок возов и лодок. Уже в XII в. мыт стал официальным государственным сбором. Но все это относится к таможенной сфере. А как обстояли дела в других областях общественной жизни?

В XII в. система государственной и местной власти была довольно разветвленной. Правителем Руси считался великий князь, родственники которого сидели в уделах, поэтому назывались удельными князьями. На местах, кроме того, были наместники (в городах) и волостели (в волостях). Они занимались решением вопросов территориального значения и получали за свою работу своего рода вознаграждение – корм. Он мог быть как в денежном выражении, так и в натуральном. При этом население платило практически за все: свадьбу, развод, суд. Наместники получали плату даже за прибытие в город. Жили они, конечно, очень даже хорошо.

Государственная пошлина – это сбор или налог?

Такой вопрос возникает у многих лиц. Он вполне обоснован. Дело в том, что госпошлина – это платеж, включенный законодательством в налоговую систему страны. Соответственно, ее можно рассматривать как особую разновидность налога. Сходство состоит в обязательности отчисления в бюджет и распространении на платеж все общих правил. Отличие заключается в целевом характере платежа и возмездности. Ведь взамен уплаты госпошлины заявитель получает встречное предоставление – требуемую услугу. В случае с налогами этого не происходит.

Из приведенной выше информации вытекает ответ еще на один злободневный вопрос – куда поступает госпошлина? Суммы перечисляются в федеральный, региональный или местный бюджет в зависимости от уровня, на котором находится орган, в который обращается плательщик. В каждой такой структуре выдается квитанция, где указываются реквизиты для уплаты госпошлины. Сегодня совершить отчисление можно самыми разными способами. В последнее время популярным вариантом стала оплата онлайн. Если по каким-то причинам заявителю квитанция выдана не была, получить реквизиты для уплаты госпошлины можно в канцелярии соответствующего органа власти. В таком случае заявителю придется вписывать их в бланк квитанции собственноручно.

Госпошлина – это платеж, установленный федеральным законодательством. Следовательно, он обязателен к отчислению на всей территории государства. Суммы, в соответствии со ст. 50, 56, 61, 611, 612 БК, зачисляются по нормативу в 100 % в бюджет соответствующего уровня.

Отличие госпошлины от налога

Главное же отличие пошлины государственного значения от налога заключается в её целевой направленности. Несмотря на это, следует отметить, что будучи федеральным сбором, государственная пошлина подлежит уплате на всей территории отдельно взятого государства. Денежные средства, поступившие от такой оплаты, используется с целью пополнения федерального бюджета, региональных бюджетов, а также бюджетов субъектов государственного значения.

При выполнении большинства действий, имеющих юридическую значимость, необходимо выполнить обязательную процедуру выплаты государственной пошлины. Список конкретных событий довольно широк и отмечен в законодательстве. Есть и закрытый перечень объектов взимания пошлин, который можно отыскать в Налоговом кодексе.

Касательно проведения операций с участием физических лиц, то названный список может быть несколько сокращён. Чаще всего оплату необходимо проводить при совершении нотариальных операций, обращении в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, выдаче водительских удостоверений и регистрации транспортных средств, а также при регистрации актов гражданского состояния. Этот список не является полным и приведён исключительно в качестве примера.

Функции платежа

Объект госпошлины – это юридические действия, услуги органов местной, региональной, государственной власти, других уполномоченных структур и должностных лиц. Перечень таких услуг закреплен НК и является закрытым. Всего в нем предусмотрено более 200 видов услуг. Их можно разделить на 4 группы и соотнести с функциями платежа:

  1. Нотариальная пошлина. Она устанавливается за все нотариальные действия, закрепленные законодательством.
  2. Судебная госпошлина — за исковые заявления, жалобы, ходатайства, прочие обращения, поданные в судебные инстанции.
  3. Регистрационный сбор – за госрегистрацию юрлиц, физлиц ИП, сделок, программ для ЭВМ, баз данных, актов гражданского состояния и пр.
  4. Административная госпошлина. Ее устанавливают за выдачу документов при приобретении/выходе из гражданства, въезде в РФ или выезде из страны.

С 29.12.2010 г. пошлину не взимают при внесении в документ исправлений ошибок, допущенных должностным лицом или органом, оформившим его при совершении юридического действия.

Нормы налогового права

Для расчета облагаемой базы учитывается или непосредственно стоимость услуги, предоставляемой заявителю, или цена иска. Налоговый период, как правило, отсутствует. Это связано с особенностями сроков отчисления платежа, предусмотренных НК.

Обычно госпошлина перечисляется перед совершением требуемого юридического действия. Однако из данного правила есть исключения. В этих случаях устанавливается налоговый период, а пошлина взимается после совершения действия:

  • В течение 10 дней после вступления решения суда в силу, если физлицо либо организация являются ответчиками, постановление вынесено не в их пользу, а истец от уплаты сбора освобожден.
  • До 31 марта года, идущего за годом регистрации судна в реестре РФ либо (при обращении за ежегодным подтверждением постановки на учет) за последним годом регистрации.

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Могут быть определённые расклады, при которых физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

  • К примеру, за выдачу свидетельства, подтверждающее право наследования при условии, если ко дню открытия наследства преемник является несовершеннолетним или же страдает психическими расстройствами.
  • Также исключением может быть в том случае, если наследство переходит от работника, который был застрахован на случай смерти за счёт предприятия и погиб в результате несчастного случая на производстве.

Ставки

В НК предусмотрены тарифы, используемые при расчете госпошлины в зависимости от органа, совершающего юридическое действие, характера оформляемого документа или специфики регистрируемой сделки.

Согласно Кодексу, ставка может быть выражена в твердой сумме, являться смешанной – пропорциональной либо прогрессивной.

Система расчета пропорциональной ставки по имущественным документам зависит от степени родства. Прогрессивная ставка предполагает увеличение суммы платежа по мере повышения облагаемой базы. Размеры этих тарифов дополнительно могут ограничиваться максимальными и минимальными пределами. В некоторых случаях в ставке учитывается единица объема документа (к примеру, при постраничном удостоверении).

Как оплатить госпошлину со скидкой?

В гл. 25.3 НК предусмотрено около 90 льгот, предоставляемых плательщикам сбора. Их виды устанавливаются в зависимости от совершаемых действий, категории субъектов и пр.

Льгота по уплате госпошлины может быть условной или безусловной. Для получения первой необходимо соблюсти определенное условие. К примеру, при оформлении документов о наследстве льгота по уплате госпошлины предусмотрена для лиц, проживавших с наследодателем до момента смерти. Безусловная льгота (например, скидка при уплате сбора в 50 %) устанавливается инвалидам 1, 2 гр.

Кроме этого, предусмотрено полное освобождение от перечисления платежа в бюджет. Такая льгота, в частности, предоставляется учреждениям культуры и другим организациям и органам, находящимся на бюджетном финансировании. Освобождены от обязанности уплачивать госпошлину также некоторые категории граждан: инвалиды и участники ВОВ, Герои СССР и РФ, полные кавалеры Ордена Славы.

Следует также сказать о льготах, предусмотренных в зависимости от конкретных юридических действий. Так, например, сбор могут не уплачивать истцы:

  • по заявлениям о взыскании зарплаты, пособий и прочим претензиям, вытекающим из норм трудового права;
  • общественные организации инвалидов, выступающие в качестве заявителей и ответчиков.

Сравнение

Чтобы понять, госпошлина — это налог или сбор, необходимо проанализировать эти два понятия по следующим признакам:

  1. Цель. Любой сбор предназначен для обеспечения деятельности тех органов, которые предоставляют услугу или регистрируют право на что-либо. Налог не направляют на что-то конкретное.
  2. Регулярность. Сбор оплачивают разово, а налог – с постоянной периодичностью.
  3. Законодательная поддержка. Необходимость сбора устанавливают индивидуально. Он зависит не от субъекта, а от характера оказываемой услуги. Плательщики налога определяются на законодательном уровне.
  4. Сумма. Для сбора размер платы зафиксирован, для налога – зависит от базы, ставки и возможной льготы.
  5. Дата. Сборы не привязаны ко времени, а обусловлены потребностью плательщика. Налоги оплачиваются по истечении отчетного периода в ограниченные сроки.
  6. Прекращение обязательств. Налоги с юридических лиц взимают до тех пор, пока фирма не прекратила свое существования. Физические лица оплачивают их пожизненно. Исключение составляют ряд налогов, которые не взимаются с отдельных категорий граждан, например налог на имущество с пенсионеров. Сборы – это разовые суммы за услуги.
  7. Индивидуальные особенности плательщика. Учитываются для налогов и не имеют значения для сборов.
  8. Результат. Оплата налога только избавляет от неприятных последствий, а сбора – дает право на что-либо.
  9. Неуплата: налога грозит принудительным взысканием вместе с пеней, сбора – приведет к неполучению услуги.

Возврат суммы

Основания для возврата либо зачета госпошлины закреплены в ст. 333.40 НК. Возврат сбора плательщику, в соответствии с нормой, осуществляется полностью или частично, если:

  1. Заявитель уплатил сумму, превышающую размер, предусмотренный в гл.25.3 НК.
  2. Были возвращены жалоба, заявление либо другое обращение, было отказано в их принятии или отказано в совершении запрашиваемых нотариальных действий.
  3. Прекращено производство по делу или заявление оставлено без рассмотрения в арбитражном суде или инстанции общей юрисдикции.

Если сумма пошлины плательщику возвращена не была, она засчитывается в счет уплаты сбора при повторном обращении, если трехгодичный период с даты принятия предыдущего решения не истек, а заявитель предъявил первоначальную квитанцию.

В случае заключения мирового соглашения до вынесения постановления арбитражным судом 50 % уплаченной госпошлины подлежит возврату истцу. Однако данное правило не распространяется на ситуации, когда указанное соглашение было оформлено на стадии исполнения решения.

Исключения

В НК закреплены случаи, когда госпошлина возврату не подлежит. Речь о следующих ситуациях:

  1. Ответчик добровольно удовлетворил требования истца после принятия его иска к производству в арбитражном суде.
  2. Утверждено мировое соглашение в суде общей юрисдикции.

Кроме того, сумму сбора не возвращают за заявления о регистрации/расторжении брака, смене имени или внесении иных исправлений в запись органа ЗАГС, если они удовлетворены не были, т. е. указанные действия уполномоченные органы не совершили.

Аналогичное правило действует и в случае отказа лица от госрегистрации права, обременения (ограничения) после обращения в соответствующие госструктуры. При этом если регистрация права, ограничения (обременения) на недвижимость была прекращена, на основании заявления сторон возвращается 50 % выплаченного сбора.

Различия

Чтобы определить, является госпошлина налогом или сбором, нужно рассмотреть их основные характеристики. Первое понятие более емкое, ведь налог – это обязанность всех плательщиков отчислять в казну часть доходов или прибыли. Сбор же не является обязательным. Такой взнос необходим для совершения в отношении плательщика каких-либо действий со стороны государства.

Основными характеристиками налога являются:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • принудительность;
  • необходимость расчета;
  • принадлежность бюджетам различных уровней.

Для правильного исчисления суммы платежа необходимо определиться с объектом, знать его базовую стоимость, налоговую ставку и период. Необходимо также понимать, каков порядок взимания налога, чтобы не пропустить установленные сроки.

В отношении сбора действуют иные правила. Его оплачивают разово и за определенную услугу со стороны уполномоченных органов. Это значит, что он необязателен и не может быть принудителен. Однако главным отличием сбора от налога является то, что после оплаты гарантировано выполнение действий юридического характера по получению определенных прав.

Когда появляется необходимость оплаты госпошлины, налог это или сбор, физическому лицу все равно. Имея на руках квитанцию, он вносит установленную законом сумму. Ему абсолютно не важно, как именуется такое действие.

Для юридического лица все сложнее. Форма платежного поручения, с помощью которого возможно перевести денежные средства, требует точного определения назначения взноса и внесения этой информации в соответствующее поле. Однако для банка достаточно информации, что уплачивается государственная пошлина. Сбор это или налог, в поле назначения платежа уточнять не нужно.

Организационные вопросы

Возврат излишне выплаченной/взысканной суммы пошлины осуществляется по заявлению плательщика. Оно подается в тот орган или тому должностному лицу, которые уполномочены совершать соответствующие юридические действия, за которые произведена оплата. Если возврат должен быть произведен в полном размере, к заявлению следует приложить подлинники платежных квитанций, а если частично – копии. Решение об удовлетворении просьбы принимается соответствующим органом или должностным лицом.

Непосредственный возврат суммы производится подразделением Федерального казначейства по месту уплаты.

Если субъект хочет вернуть госпошлину по делу, рассматриваемому в суде, мировом в том числе, свое заявление он подает в ИФНС по месту нахождения соответствующей судебной инстанции.

Направить обращение можно до истечения трех лет с даты уплаты. Возврат производится в течение месяца со дня направления заявления.

Можно ли вернуть государственную пошлину

Законодательством допускается возврат только излишне уплаченных сумм. Получение денежных средств обратно в полном объеме невозможно. Однако бывают случаи, когда государственную пошлину засчитывают за совершение аналогичных действий, если она не была использована по назначению. Для этого следует написать заявление в тот орган, где ожидалось получение оплаченной услуги. Срок подачи просьбы о зачете суммы ограничен тремя годами.

В результате кропотливого анализа понятий налога и сбора можно сделать однозначный вывод о принадлежности госпошлины к необязательным платежам. Из двух рассматриваемых категорий это условие выполнимо только для последнего.

Таким образом, государственная пошлина является сбором.

Зачет госпошлины

Возможность его осуществления также предусмотрена в НК. При зачете излишек ранее уплаченной суммы за определенное юридическое действие засчитывается в счет выплаты за аналогичную услугу.

Чтобы воспользоваться своим правом, плательщику необходимо подать заявление в орган или должностному лицу, к которым он обращался ранее. Направить обращение можно также в течение трех лет с даты вынесения решения о возврате излишней суммы или со дня перечисления ее в бюджет.

Зачет производится в порядке, закрепленном в гл. 12 НК.

Дополнительные гарантии

В соответствии с НК, лицам, обращающимся в уполномоченные органы, может быть предоставлена рассрочка или отсрочка уплаты госпошлины.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, заинтересованное лицо направляет ходатайство. Отсрочка/рассрочка может быть предоставлена в пределах периода, закрепленного п. 1 ст. 64 НК. При этом в Кодексе предусматривается еще одна важная гарантия. На сумму госпошлины, по которой предоставлена отсрочка/рассрочка, в течение всего ее срока проценты не начисляются.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]