Какова ответственность физических лиц, если расходы превысили доход

Добрый день, уважаемые подписчики!

Напоминаем Вам, что наш коллектив ведет помимо этой рассылки еще одну налоговую рассылку, ранее известную под названием «Как не платить лишние налоги и деньги?». Почему ранее? Потому что мы посчитали, что более точным названием для рассылки будет «Как не платить лишние налоги?» и переименовали ее.

В рассылке «Как не платить лишние налоги?» мы в ситуационной форме рассматриваем самые разнообразные налоговые споры, из которых налогоплательщики выходят победителями. Все выпуски основаны на судебно-арбитражной практике. Если кто-то из вас не подписался, то это можно сделать прямой сейчас (при условии, что вы в он-лайне). Домашняя страница рассылки находится здесь.

Практика налогового контроля за расходами физических лиц довольно часто расходится с действующим законодательством в результате неверного толкования его положений представителями налоговых органов.

Цель автора — посильная помощь налогоплательщикам в разъяснении правовой ситуации и защите их интересов при проведении налоговыми органами контрольных процедур.

Законодательная база

Правовое регулирование налогового контроля за соответствием расходов граждан их доходам осуществляется правовыми актами, исчерпывающий перечень которых представляют:

  1. подп. 10 п. 1 ст. 31, ст. 86.1–86.3, 129.1 части 1 НК РФ;
  2. Приказ МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 «Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица»;
  3. Приказ МНС РФ от 13.06.00 №БГ-3-08/225 «Об отмене Приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 22 декабря 1999 г. №АП-3-08/408»;
  4. Письмо МНС РФ от 28.09.01 №ШС-6-14/734 «Об ответственности за нарушения налогового законодательства».

Ст. 86.1-86.3 части 1 НК, устанавливающие необходимость налогового контроля над расходами физических лиц, вступили в силу с 01.01.00 и в неизменном виде действуют по настоящее время.

Вместе с тем, был принят и Федеральный закон от 20.07.98 №116-ФЗ, который значительно отличался от ныне действующих норм НК РФ. Он должен был вступить в силу через 1,5 года после своего официального опубликования, т. е. 25.01.00. Однако этого не случилось. Тем не менее, указанный Закон так широко освещался СМИ и так неожиданно и тихо был отменен, что среди налогоплательщиков, да и контролирующих служб, по сей день бытует неправильное представление о механизме контроля за соответствием расходов граждан их доходам, которое нуждается в коррективах.

Справка

От ныне действующих правил Федеральный закон от 20.07.98 №116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам» отличался:

  • более высоким размером штрафа за неподачу специальной декларации (при задержке до 90 календарных дней — до 100 МРОТ, свыше 90 календарных дней — до 1000 МРОТ), при этом штрафы подлежали взысканию исключительно в судебном порядке;
  • более широким перечнем видов имущества, контролируемого налоговыми органами;
  • введением минимальной планки стоимости контролируемого имущества: 1000 МРОТ — для стоимости 1 объекта и 3000 МРОТ — для суммарной стоимости нескольких объектов, приобретенных за год (таким образом, предусматривался контроль только для крупных расходов);
  • порядком декларирования имущества физического лица, которое могло быть источником затрат на приобретение контролируемых объектов (наличные денежные накопления не могли быть указаны в декларации об имуществе, подлежащей передаче нотариусу на хранение, в сумме, превышающей 1000 МРОТ.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И СИСТЕМА ЗАЩИТЫ КОМПАНИИ ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ БЮДЖЕТА

Система бюджетирования предполагает эффективное планирование, которое невозможно выполнить без должного контроля. Формировать бюджеты, которые не исполняются, не имеет смысла, а для контроля их исполнения на предмет отсутствия превышений нужно разрабатывать целую систему защиты.

Основные позиции системы защиты от превышения бюджета:

  • четкое планирование. Планирование является основным этапом всей системы, так как от качества прогноза всех поступлений и расходований денежных средств зависит конечный результат (будут превышения или нет);
  • контроль исполнения бюджета не по факту, а в процессе (например, формирование системы заявок на оплату, отслеживание допустимых остатков по каждой статье затрат и др.);
  • контроль исполнения договоров и обязательств компании, кредиторской и дебиторской задолженности.

Главное условие выполнения любого плана без перерасхода — его корректность. На первый взгляд, в этом нет ничего сложного. Однако практика показывает, что даже на основе достоверной информации составить максимально приближенный к реальности план не так просто.

Одним из бюджетов, который необходимо контролировать, является Бюджет движения денежных средств (БДДС). Если он не будет соблюден, то остальные бюджеты автоматически не будут исполнены. Учитывая это обстоятельство, БДДС уделяют особое внимание в системе бюджетирования.

Бюджет движения денежных средств представляет собой план поступлений и расходований денежных средств с выделением их остатков на начало и конец анализируемого периода.

Остаток денежных средств на начало периода определяют по фактическим данным бухгалтерского учета (счета 50, 51, 52 и др.). Чтобы определить остаток на конец периода, из поступлений денежных средств вычитают все суммы расходований и прибавляют остаток денег на начало периода.

Сложнее всего правильно спланировать поступления и расходования денежных средств. Процесс планирования поступлений денежных средств зависит от:

  • плана продаж;
  • заключенных или планируемых к заключению договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг).

Чтобы организовать максимальный контроль за состоянием денежных потоков компании, нужно формировать бюджеты отдельно для каждого структурного подразделения или центра финансовой ответственности (ЦФО).

Какие приобретения подлежат контролю

В соответствии с п. 2 ст. 86.1 части 1 НК к имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, в настоящее время относят:

  1. недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
  2. механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
  3. акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
  4. культурные ценности;
  5. золото в слитках.

Следует учесть, что минимальная планка стоимости имущества, расходы на которое подлежат контролю, не установлена. Поэтому налоговому контролю подлежат любые расходы, независимо от суммы, если приобретается имущество, указанное в перечне.

Это правило применяется, несмотря на то, что в подп.10 п. 1 ст. 31 НК указано, что налоговые органы вправе «контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам». П. 1 ст. 86.1 НК также устанавливает, что «целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам».

По мнению налоговых органов, если расходы направлены на приобретение имущества, перечисленного в п. 2 ст. 86.1. НК, то этого уже достаточно, чтобы рассматривать их как крупные. Но эта логика, хотя и нацелена на исправление очевидного недочета в законодательстве, является недостаточно обоснованной. Для устранения противоречий необходимо исключить из текста НК о расходах, подлежащих налоговому контролю термин «крупные». Это позволит ликвидировать ложное представление многих налогоплательщиков о том, что контролируются только крупные расходы — превышающие некую, экономически обоснованную, денежную сумму.

Приведу пример:

За год у индивидуального предпринимателя Крошкина М.И., работающего на УСН 15%, общий доход по итогам за год составил 2 650 000 руб., расходы составили 2 890 000 руб. Т. е. расходы превысили доходы. Логично было бы предположить, что по итогам года ИП Крошкин М.И. не должен платить налог УСН.

Однако в этой ситуации возникает необходимость применения минимального налога УСН, составляющего 1% от общего дохода. То есть Крошкин М.И. заплатит 26 500 рублей.

Может возникнуть ситуация, при которой по итогам квартала, полугодия, доход превышал расход, значит, предприниматель должен был оплачивать авансом по результатам квартала и полугодия. По итогам года эту оплаченную сумму надо будет вычесть из расчетов, полученных при пересчете всего годового дохода, умноженного на 1%. Т. е. платежи за год с учетом уплаченных авансовых платежей за квартал и полугодие составят 1% от доходов.

Действующий механизм контроля расходов

Ст.86.2 НК установлен перечень лиц, обязанных не позднее 15 дней после регистрации сделки направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированной сделке. В этот перечень входят:

  1. органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  2. органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств;
  3. лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами;
  4. нотариусы, удостоверяющие сделки купли-продажи культурных ценностей;
  5. уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках.

Форма извещения налогового органа уполномоченным лицом установлена Приложением 1 к Приказу МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 «Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица».

Вместе с извещением уполномоченное лицо обязано представить в налоговый орган:

  1. выписку из единого государственного реестра, договор купли-продажи — для сделок с недвижимым имуществом;
  2. копию справки-счета, договор купли-продажи (при наличии), выписку из реестра регистрации транспортных средств — для операций с механическим транспортным средством;
  3. договор купли-продажи — для сделок с ценными бумагами;
  4. договор купли-продажи, удостоверенный в установленном порядке — для сделок с культурными ценностями;
  5. договор купли-продажи — для сделок с золотом в слитках.

Игнорирование уполномоченным лицом данной обязанности влечет наложение на него штрафа по ст. 126 части 1 НК в размере:

  1. 5000 рублей — на организации,
  2. 500 рублей — на физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов.

Получив информацию о состоявшейся сделке, налоговый орган анализирует соответствие произведенных физическим лицом расходов доходам, заявленным им за предыдущий налоговый период т. е. за предыдущий календарный год (именно календарный год является по ст.216 части 2 НК по налогу на доходы физических лиц налоговым периодом). Если обнаружится превышение расходов над доходами, полученными за предыдущий календарный год, налоговые органы обязаны составить акт о несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Тоже может быть полезно:

  • Как работать на УСН доходы 6%
  • Плюсы и минусы УСН и ЕНВД в сравнении
  • Минимальный налог при УСН в 2021 году
  • Учет НДС ИП на УСН в 2021 году
  • Отчетность ИП на УСН без работников
  • УСН для ИП в 2021 году

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно!

Права и обязанности физического лица

Физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны в течение 60 календарных дней представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение указанного в требовании имущества. Форма специальной декларации дана в Приложении №3 к Приказу МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 «Об утверждении форм документов…».

Специальная декларация содержит 3 раздела:

  1. Сведения о декларанте — ФИО, ИНН, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства, контактный телефон.
  2. Сведения о приобретенном имуществе — наименование и местонахождение (для недвижимости), дата приобретения, стоимость.
  3. Сведения об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества — наименование и местонахождение источника, период получения средств, вид средств, сумма.

Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней заверенные копии документов, подтверждающие указанные в ней сведения.

По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления и подлинники документов, копии которых были приложены к декларации.

Подп. 1 п. 8 ст. 23 НК установлена обязанность налогоплательщика — физического лица сохранять документы, подтверждающие полученные доходы, только в течение 4 лет. Отсюда следует, что требование налоговой службы представить для подтверждения доходов более старые документы будет считаться неправомерным и налогоплательщик имеет полное право ответить на него отказом. В подп. 11 п. 1 ст. 21 НК указано, что налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные требования налоговых органов и их должностных лиц.

Следует подчеркнуть, что предоставление заверенных копий документов для подтверждения сведений, указанных в специальной декларации, является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Думается, что в ряде случаев в тексте специальной декларации в качестве источника средств, израсходованных на приобретение имущества, правомерно указывать и накопления за предыдущие периоды (от начала трудовой деятельности). Если трудовая биография налогоплательщика была продолжительной — у налоговых органов практически нет шансов доказать незаконность доходов, истраченных на приобретение имущества. Предоставления в налоговый орган каких-либо дополнительных документов при этом не требуется, так как там уже имеется вся информация о полученных и налогооблагаемых доходах налогоплательщика.

Как показывает практика, налоговые органы нередко требуют от налогоплательщика, чтобы сумме произведенного расхода соответствовали доходы за 3 предшествующих расходу года. Но данное требование является незаконным и не подлежит исполнению. Действующее законодательство не ограничивает «глубину» периода, в котором могут быть получены доходы как источники расходов на приобретение имущества, указанного в п.2 ст.86.1 НК.

Комментарии

сергей 13.04.2016 в 10:21 # Ответить
Как быть?

Зарегистрировал ИП 28.01.16., купил торговый автомат (снековый) 160тыс руб+ 10тыс доставка. Оплатил аренду 2,5тыс руб. Закупил продукты 30тыс. Установил его 04.03.16. Проработав месяц март, 31.03.16 получил прибыль 12тыс рублей. 202500руб расходы, 12тыс доход. Как заполнять декларацию??? или подавать «нулевую декларацию?»

Наталия 08.07.2016 в 08:41 # Ответить

Сергей, декларацию УСН сдают один раз в год, по итогам прошедшего года, до 30.04 следующего года. Т.е. Вы будете сдавать декларацию в 2021 году, за 2021 году. Если есть доход, то это уже не нулевая декларация, а обычная. Не забудьте уплатить взносы в ПФР и ФФОМС. Они уплачиваются независимо от того есть у Вас прибыль или нет.

Права налогового органа

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что права налогового органа по контролю за расходами крайне скудны. Полномочия, предоставленные ему законодательством, как правило, не дают возможности привлекать налогоплательщика к ответственности даже в случае существенного превышения расходов над документально подтвержденными налогооблагаемыми доходами.

Для привлечения к налоговой ответственности недостаточно установить только превышение расходов налогоплательщика над его доходом, необходимо еще доказать наличие в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного НК. При этом согласно п. 6 ст. 108 НК лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Причем, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Иногда налогоплательщики игнорируют требование налоговых органов о предоставлении специальной декларации. Ответственность за такое правонарушение разъясняется Письмом МНС РФ от 28.09.01 №ШС-6-14/734 «Об ответственности за нарушения налогового законодательства», где указано, что при представлении специальной декларации физическое лицо выступает не как налогоплательщик или налоговый агент, а как лицо, обязанное предоставить информацию. Поэтому при непредставлении в срок (ст. 86.3 НК) специальной декларации к лицу применяется ответственность по ст. 129.1 НК — за неправомерное несообщение сведений, которые это лицо должно сообщить в налоговый орган. За это правонарушение по ст. 129.1 НК взыскивается штраф — 1000 рублей, если же в течение календарного года оно совершается повторно — взыскивается 5000 рублей.

Ответ:

Алиса, если я вам назову какие-то проценты, к которым нужно стремиться – это не поможет, потому что ДО того, как нужно знать ЧТО делать, нужно узнать, почему у вас происходит так, что вы тратите больше. После того, как вы это четко определите, можно будет выработать стратегию, как бороться именно с вашими проблемами.

Давайте я разберу наиболее типичные причины, почему люди тратят больше денег, чем зарабатывают, уверен, вы узнаете в этих причинах свои.

  • итак 1-я причина перерасхода — У вас нет бюджета и деньги тратятся просто по мере возникновения желаний и потребностей. Захотели купить что-то или вдруг возникла необходимость заплатить за что-то — деньги вроде есть, давай куплю или давай заплачу, ведь они же есть !
  • Вторая причина перерасхода — Вы не контролируете свои расходы и не можете откладывать удовольствие на потом, соответственно, хотите все и сейчас — отсюда берется перерасход и, как следствие, часто — кредиты и полное отсутствие сбережений
  • 3-я причина — Постоянно возникают срочные траты — дни рождения и свадьбы друзей, поломки по автомобилю и дому, срочные и спонтанные и важные покупки, откладывать которые нельзя. В результате, вы тратите больше, чем планировали
  • 4-я причина — у вас уже есть Кредиты и большая или бОльшая часть ваших доходов уходит на их погашение.
  • у Вас низкие и / или непостоянные заработки, и вы ошибочно полагаете, что с такими заработками невозможно что-то планировать и откладывать деньги.

Как правило данные причины перерасхода денег происходят параллельно, одна вызывает другую и накладывается на третью. Например, Вы не ведете бюджет, в результате каждый срочный и важный расход подчищает ваши денюжки до копейки, в результате вы не можете откладывать или, чего хуже, влезаете в долги.

Поэтому Вам нужно определить свою главную проблему или свои главные проблемы и попробовать их исправить.

————

Тем не менее, вот упрощенная, немного примитивная схема, которую можно попробовать в вашем случае первое время. Можете использовать правило 20/30/50, где:

— 20% ваших доходов идут на сбережения (при этом сбережения делаются ДО всех расходов, а не по остаточному принципу);

— далее, 50% вы тратите на долги и базовые нужды. При этом идеально, чтобы платежи по вашим долгам никогда не превышали 25% вашего дохода. Если долгов больше – это ненормально, их нужно всеми силами уменьшать до величины платежей в 25%. Оставшиеся от 50%, после уплаты долгов, деньги вы тратите на базовые нужды — еда, жилье+коммуналка (включая ипотеку или аренду), базовая одежда (куда не входят 5-е туфли, конечно же), транспорт (куда не входят непомерно дорогой для вашего бюджета автомобиль, например), медицинские расходы и другие.

— и оставшиеся 30%, после сбережений, кредитов и базовых нужд — вы тратите на lifestyle или стиль жизни или такие расходы как: одежда (уже не базовая, а дополнительная), кафе, гаджеты, развлечения, спорт, хобби и прочее. В эту категорию входят все расходы, которые делают нас счастливыми.

На этом все. Алиса, еще раз спасибо за ваш вопрос.

======================

Незаконные приемы налоговых органов

Налогоплательщик имеет право (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК) получить от налогового органа бесплатную информацию об актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Налогоплательщик, расходы которого подлежат налоговому контролю, имеет право получить от налогового органа исчерпывающую правдивую информацию о содержании своих прав и обязанностей, а также о закрепляющих эти права нормативных актах.

К сожалению, нередко должностное лицо налогового органа сознательно или вследствие недостаточной квалификации вводит налогоплательщика в заблуждение в отношении его прав и обязанностей и содержания соответствующих нормативных актов, предоставляя искаженную информацию.

Наиболее распространенной уловкой является в обоснование позиции должностного лица ссылка на положения Приказа МНС РФ от 22.12.99 №АП-3-08/408 «Об утверждении положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица». Однако, как указано в Письме от 31.05.2000 4244-ЭР, данный Приказ, как не соответствующий требованиям законодательства РФ и не зарегистрированный Минюстом, был отменен Приказом МНС РФ от 13.06.00 №БГ-3-08/225 «Об отмене Приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 22 декабря 1999 г. №АП-3-08/408». И следует учесть, что никакой иной подзаконный акт, детально регулирующий порядок проведения налогового контроля за соответствием расходов физического лица его доходам, до сих пор не был принят.

Доход семьи, что это такое?

Доход семьи – это денежные средства, которые получает семья, причем все вместе взятые члены семьи.

Например, сейчас при пандемии государство выплачивает деньги (пособие) на детей 10 тысяч рублей. Это считается доходом семьи, а не конкретного ребенка.

Доходом семьи можно считать:

  1. Заработную плату / Премии
  2. Пособия / Дотации / Алименты
  3. Стипендии / Пенсии
  4. Дополнительные выплаты
  5. Призы и выигрыши
  6. Помощь от родителей и подарки от них
  7. Деньги от продажи совместно нажитого имущества
  8. Доход от бизнеса / Возврат налогов
  9. Проценты от депозита / Доход от инвестиций / Дивиденды
  10. Рента / Доход от сдачи в аренду
  11. Доходы от любого вида индивидуальной деятельности
  12. Доход от продажи личных вещей / продажи продукции с приусадебного хозяйства
  13. Пассивный доход
  14. Наследство
  15. Гранты
  16. Льготные поступления от экономии на коммунальных платежах, актуально для пенсионеров
  17. и прочие поступления

Можно считать, что это все деньги и материальные ценности, которые поступают в распоряжение семьи. Поэтому можно их еще назвать источником доходов, обычно говорят: «Откуда придут деньги?»

На основе этого дохода и составляется бюджет семьи. И расходы будут зависеть тоже от того какие доходы есть в семье.

семейный бюджет доходы и расходы
Как доход, так и расход семьи всегда являются предметом спора в семейных отношениях и разногласий по нему всегда много. Как говорят многие, что «хочется всего и сразу, но бюджет будет трещать по швам». Как правило так считают многие, кто не имеет хорошего пассивного дохода или наследства от родителей…

Когда не потребуют отчет

Согласно п. 2 ст. 86.1 НК налоговому контролю должны подлежать все расходы налогоплательщиков — физических лиц, которые связаны с приобретением недвижимого имущества. Однако в реальности налоговому контролю подлежат лишь расходы покупателя по сделкам купли-продажи недвижимости, поскольку согласно п. 1 ст. 86.2 налоговые органы получают извещения только о регистрации сделок купли-продажи. В результате расходы налогоплательщика — физического лица на приобретение недвижимого имущества по договорам, отличным от договора купли-продажи, в частности, по договорам долевого участия в строительстве — не подлежат налоговому контролю.

Не контролируется и получение в собственность ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках. Извещение о таком приобретении направляется уполномоченными лицами в налоговые органы только в том случае, если основанием для возникновения прав собственности явился договор купли-продажи. Сведений о приобретении прав собственности по договорам иного вида (мена, дарение и др.) налоговый орган не получает. У него нет оснований для предъявления физическому лицу извещения, которое является одним из обязательных оснований для возбуждения контрольного производства. Соответственно, и у физического лица не может возникнуть обязанности отчитаться об источниках.

В соответствии с п.1 ст.86.1 НК налоговому контролю подлежат расходы только физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. В соответствии с п.2 ст.11 НК налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Таким образом, если налогоплательщик в течение календарного года находился в РФ менее 183 дней — его расходы не могут быть подвергнуты налоговому контролю на предмет их соответствия доходам.

Правда, в настоящее время МНС РФ подготовлены поправки к статьям НК о контроле над расходами граждан. Согласно проекту при не подтверждении физическим лицом источника дохода налоговым органам будет предоставлено право самостоятельно определять сумму дохода расчетным путем и взимать доначисленный налог в судебном порядке. Объект контроля предполагается ограничить расходами, которые превышают 1 млн. рублей — при покупке недвижимости и 100 тыс. рублей — при приобретении автомобиля. Но вступят ли эти правила в силу — покажет будущее.

Причины возникновения профицита

Профицит госбюджета в России может возникает в результате:

  1. Повышения стоимости углеводородов. Особенность российской экономики – сильная зависимость от цены на нефть и газ. Экспорт этих энергоносителей составляет почти половину доходной части госбюджета. Когда формируется бюджет, за основу берётся текущая стоимость углеводородов. Если их стоимость резко возрастает, то растёт и доходная часть бюджета, а это резко увеличивает профицит.
  2. Искусственного сокращения финансирования государством социальных и других проектов.
  3. Увеличения налогообложения физических и юридических лиц.
  4. Роста таможенных пошлин.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: