Критерии отнесения предприятий к крупнейшим налогоплательщикам в 2021 году


Классификация плательщиков

В соответствии со ст. 19 НК, в качестве налогоплательщиков выступают физические и юрлица, на которых возлагается обязанность по отчислению обязательных платежей в бюджет. Юридические лица, в свою очередь, разделяются на иностранные и российские, а физлица – на обладающих статусом ИП и не имеющих его.

В относительно обособленную категорию субъектов выделяют предприятия, работающие в специфических сферах. К примеру, речь идет об игорном бизнесе, добыче полезных ископаемых и пр. В этих сферах установлены отдельные виды налогов: на игорный бизнес, НДПИ и т. д.

Некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию плательщиков лиц, имеющих право использовать налоговые льготы.

Есть еще одна категория субъектов. В нее входят крупнейшие налогоплательщики. Список этих лиц достаточно внушительный.

Далее в статье разберемся, по каким критериям налогоплательщиков относят к категории крупнейших, каковы особенности отчетности таких лиц.

Список самых крупных налогоплательщиков

Самым крупным налогоплательщиком является . За ней следуют «ГАЗПРОМ» и «ЛУКОЙЛ». Наряду с нефтяными производствами в этот список попала , «Сбербанк России».

Основная обязанность заключается в уведомлении об изменениях, происходящих в организационной структуре, в налоговые органы. Сделать это необходимо в течение одного месяца.

Аналогичный срок предоставляется и в ситуациях, когда юридическое лицо создает обособленные подразделения в пределах государства.

Выпуск новостей по реализации социальных проектов крупными налогоплательщиками представлен ниже.

Права субъектов

Они отражены в ст. 21 НК. Согласно норме, налогоплательщики вправе:

  1. Получать в ИФНС по месту своего учета сведения о действующих сборах и налогах, бланки отчетности, консультации по их оформлению. Данные услуги предоставляются субъектам бесплатно.
  2. Получать от Минфина РФ, налоговых структур муниципалитетов и субъектов РФ пояснения по вопросам применения налогового законодательства.
  3. Применять закрепленные в законодательстве налоговые льготы при наличии соответствующих оснований. Данное право реализуется в порядке, установленном НК и федеральными нормативными актами.
  4. Получать рассрочку, отсрочку, а также налоговый кредит.
  5. Участвовать в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя.
  6. Присутствовать при выполнении контролирующими органами выездной проверки.
  7. Предоставлять ИФНС пояснения и объяснения по фактам исчисления/уплаты налогов, актам проведенных инспекций.
  8. Требовать от сотрудников контролирующих структур соблюдения положений налогового законодательства.
  9. Получать копии актов проверки, решений налоговых органов, налоговые уведомления, требования об исчислении налогов.
  10. Не исполнять противоправные требования контролирующих структур.
  11. Оспорить акты налоговых органов, решения, действия/бездействие сотрудников ИФНС.
  12. Требовать компенсации потерь, возникших вследствие противоправных действий контролирующих структур.
  13. Участвовать в рассмотрении материалов проверки, а также других актов, изданных ИФНС.

Указанные права распространяются на всех налогоплательщиков, крупнейших в том числе. Вместе с тем деятельность последних находится под особо пристальным вниманием контролирующих структур.

Крупнейшие налогоплательщики: критерии определения

Признаки, по которым субъект относят к рассматриваемой категории, устанавливаются ФНС. Эти критерии периодически корректируются в зависимости от складывающейся экономической ситуации в стране. В действующем законодательстве закреплен перечень лиц, список крупнейших налогоплательщиков, предусматривающий разграничение их контролирования в соответствии с предметом налогообложения на соответствующих уровнях (региональном, федеральном).

Для отнесения плательщика к категории крупнейших во внимание принимаются:

  1. Показатели финансово-экономической деятельности (ФЭД). Значение определяется на основании сведений бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия.
  2. Признаки взаимозависимости с иными участниками налоговых правоотношений, показатели, свидетельствующие об уровне влияния компании на деятельность взаимозависимой структуры и результаты ее работы.
  3. Наличие у хозяйствующего субъекта специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.
  4. Результаты постоянного мониторинга работы анализируемого предприятия.

«Региональные» изменения

Приказом ФНС РФ уточнены финансово-экономические показатели и на региональном уровне:

Наименование показателя Региональный уровень
Было (в ред. Приказа ФНС РФ от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/[email protected]) Стало (в ред. Приказа ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483)
Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности. Свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей
Суммарный объем полученных доходов (форма «Отчет о прибылях и убытках», коды строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению»,2340 «Прочие доходы»). От 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей От 2 миллиарда рублей до 20 миллиарда рублей
Суммарная величина внеоборотных и оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»). Свыше 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей
Среднесписочная численность работников. Критерий отсутствовал Превышает 50 человек

Таким образом, для региональных крупнейших налогоплательщиков увеличен нижний порог суммарного объема полученных доходов и введен дополнительный критерий — среднесписочная численность работников.

Чтобы стать крупнейшим налогоплательщиком должны единовременно выполняться вышеприведенные условия. Внесенные Приказом ФНС РФ изменения приведут к уменьшению числа крупнейших налогоплательщиков на региональном уровне.

Так, при подведении итогов администрирования крупнейших налогоплательщиков в одном из регионов (Челябинская область) отмечено, что по состоянию на 1 июля 2014 года количество крупнейших налогоплательщиков составило 264 организации, что на 12 меньше, чем в 2013 году.

То есть уже сейчас в регионе сокращается количество крупнейших налогоплательщиков, а с учетом новых критериев при нестабильной экономической ситуации, их численность будет еще меньше. А учитывая, что платежи крупнейших налогоплательщиков составляют большой удельный вес в бюджете области (до 80-90%), «выпадение» доходной части бюджета скажется и на социальных программах региона.

Кроме того, п. 5 Приказа ФНС РФ прямо закреплено, что к крупнейшим региональным налогоплательщикам по показателям финансово-экономической деятельности не относятся организации, находящиеся на специальных режимах.

Но уже сейчас в соответствующих главах НК РФ, посвященных применению специальных налоговых режимов, установлены ограничительные барьеры. Так, например, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков не вправе применять ЕНВД (п.2.1 ст.346.26 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.08.2009 г. №03-11-06/3/204).

Организации, применяющие УСН, по финансово-экономическим показателям не подпадают под критерии, установленные для крупнейших налогоплательщиков. Введение специального налогового режима в виде УСН уже предполагает ограничения по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств (ст.346.12 НК РФ).

АУДИТ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

И только при установлении факта взаимозависимости и способности влиять на экономические результаты другой крупнейшей организации (раздел II Критериев, впервые введен Приказом ФНС РФ от 24.04.2012 г. №ММВ-7-2/[email protected]), такие налогоплательщики могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Взаимозависимость между организациями определяется в соответствии с правилами ст.105.1 НК РФ. Напомним, что с 01.01.2012 г. статьей 105.1 НК РФ установлено 11 оснований для признания организаций взаимозависимыми.

Наиболее сложным представляется расчет прямого и (или) косвенного участия организации в другой организации (пп.1, пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ). Проиллюстрируем расчет на конкретном примере.

Присвоение статуса

Предприятие может быть отнесено к крупнейшим налогоплательщикам (КН) по итогам его работы, рассматриваемые за любые 3 года до начала отчетного периода. Сведения за текущий год во внимание не принимаются.

Следует учесть, что статус крупнейшего налогоплательщика, присвоенный предприятию, сохраняется за ним в течение 2 лет после того, как его деятельность перестала соответствовать установленным критериям. Кроме того, статус может сохраняться и в течение 3 лет. Это возможно в случае реорганизации крупнейшего налогоплательщика. Соответствующий статус сохраняется за компаниями, образованными вследствие данной процедуры. В трехлетний срок включается год проведения реорганизации.

Виды организаций

Предприятия, являющиеся налогоплательщиками, могут иметь федеральное и региональное значение.

Федеральный уровень

Чтобы организация получила статус крупнейшего налогоплательщика, она должна соответствовать хотя бы одному из условий по ограничениям в суммарном объеме начисленных средств, полученных доходов, размере активов.

Отдельные категории налогоплательщиков руководствуются своими значениями. В частности, речь идет о фирмах, занятых в сфере оборонно-промышленного производства, а также о стратегических компаниях:

  • сумма по экспортным контрактам – 27 млн. рублей в год;
  • выручка – от 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работников – от 100 человек;
  • доля государственного участия – от 50%.

Иногда ФНС принимает решение о включение в этот перечень лиц, которые не отвечают набору критериев.

Региональный уровень

Для отнесения налогоплательщика к данной категории он должен отвечать всем условиям из таблицы, и они являются менее лояльными. За ФНС закрепляется право, как и в случае с предприятиями федерального уровня, отнести организацию регионального масштаба к этой категории, даже если она не соответствует всем критериям.

Утрата статуса

Предприятие перестает считаться крупнейшим налогоплательщиком, если в судебном порядке оно было признано банкротом и в отношении него начато конкурсное производство. Соответствующее положение закреплено в приказе ФНС от 27.06.2012 г. Это правило, однако, не действует в отношении кредитных организаций, администрирование которых осуществляется на уровне Федеральной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Они сохраняют свой статус до момента принудительной ликвидации.

Методология

Оценка опирается на данные крупнейших банков России. В частности, входящих в ТОП-100 по объему собственных активов на момент сбора данных и составления списка.

Данные получены с официальных сайтов кредитных организаций. Точнее – из промежуточной отчетности по РСБУ по итогу III кварталов 2020 года. Сами цифры взяты из ведомости движения средств. Раздел – расходы по налогам.

Источники:

  • Сайты банков;
  • ФНС — отчет по форме 1-НОМ на 1 октября 2021 года.

Об авторе

Дмитрий Сысоев — высшее экономическое образование Сумского НАУ по специальности «Менеджмент организации». Аналитик банковского сектора и микрофинансового рынка. Опыт работы в профильных коммерческих структурах – и банке, и МФО. Более 5 лет создает полезный контент для потребителей финансовых услуг и организаций — информационно-аналитические статьи по банковскому сектору и микрофинансовому рынку. [email protected]

Эта статья полезная? ДаНет

Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в комментариях или напишите нам на почту

Показатели финансово-экономической деятельности

Для компаний, контроль деятельности которых осуществляется на уровне Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, соответствующий статус присваивается при выполнении одного из следующих условий:

  1. Величина налогов превышает 1 млрд р., а для компаний, осуществляющих деятельность в сфере обслуживания, транспорта или связи – 300 млн р.
  2. Размер полученного дохода составляет не менее 20 млрд р.
  3. Общая величина активов не меньше 20 млрд р.

Для отдельных предприятий установлены дополнительные критерии. В частности, организации ВПК, находящихся под контролем МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, получают соответствующий статус, если:

  1. Вложения государственных средств составляют более 50 % всех активов.
  2. Среднесписочное количество работников больше 100 чел.
  3. Общая стоимость договоров об экспорте продукции стратегического назначения превышает 27 млн р.
  4. Общий размер поступлений от экспорта товаров составляет 20 % от всего объема выручки.

Предприятия, администрирование которых осуществляется на уровне межрайонной налоговой по крупнейшим налогоплательщикам, получают соответствующий статус, если:

  1. Величина дохода, отражаемая в ф. № 2, составляет от 2 до 20 млрд р.
  2. Общая сумма отчислений в бюджет 75 млн р. – 1 млрд р.
  3. Величина активов предприятия составляет 100 млн р. – 20 млрд р.
  4. Среднесписочное количество работников компании больше 50 чел.

Указанные налогоплательщики считаются крупнейшими вне зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нюансы

Показатели финансово-экономической деятельности для предприятий, контролируемых на региональном уровне, могут устанавливать Управления инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам субъектов РФ с согласованием их с ФНС РФ.

Необходимо также сказать, что организации, использующие специальные режимы обложения, не могут получить статус КН.

Наличие разрешения (лицензии)

Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).

Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:

  1. Банковское обслуживание.
  2. Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
  3. Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
  4. Услуги брокерских компаний.
  5. Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.

Взаимозависимость и лицензирование

В процессе определения взаимозависимости важную роль играют нормы ст. 105.1 Налогового кодекса РФ. Этот критерий допустимо применять в той ситуации, если отношения налогоплательщика влияют на условия или результаты ключевого направления деятельности.

В этой ситуации произойдет отнесение к крупнейшим не только самого налогоплательщика, но и организации, которая с ним взаимозависима.

Особого внимания заслуживают компании, которые относятся к федеральному уровню:

  • кредитные учреждения;
  • участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональном уровне;
  • предприятия, осуществляющие деятельность по пенсионному страхованию и обеспечению;
  • фирмы, занимающиеся страхованием, перестрахованием, посредническими сделками.

Особенности взаимоотношений с ФНС

В соответствии с предписаниями НК, при наличии обособленных подразделений у крупнейшего налогоплательщика постановка на учет осуществляется во всех ИФНС по месту их нахождения.

В случае изменения организационной структуры предприятие обязано уведомлять контролирующие органы. Соответствующее извещение следует направлять во все ИФНС, в которых осуществлялась постановка на учет. Крупнейший налогоплательщик, зарегистрированный на территории РФ, создающий обособленные подразделения не в виде представительств или филиалов или изменяющий сведения о сформированных ранее подразделениях, должен направить соответствующее уведомление в контролирующий орган в течение месяца.

В случае ликвидации организацией своих структур, работавших на территории РФ, информация об этом направляется в инспекцию в трехдневный срок. Данное правило распространяется на все типы подразделений, в т. ч. филиалы и представительства.

Сведения по крупнейшим налогоплательщикам в Московской области и других регионах поступают в единую базу ФНС РФ.

ПРИМЕР №1

Организация А заключила договор с организацией С. При этом организация А владеет 50% уставного капитала организации B, которой принадлежит 50% акций организации С. Организация А владеет 10% уставного капитала организации D, которой принадлежит 5% акций организации С.

Доля косвенного участия организации A в организации С через организацию D будет равна 0,5% (0,1 х 0,05 х 100%). Таким образом, суммарное произведение долей будет равно 25,5%, следовательно, организации А и С являются взаимозависимыми. Организация А является частью того же холдинга, что и организация С. При этом организация А оказывает влияние на финансовые результаты организации С (через ценовой механизм). Организация С является крупнейшим налогоплательщиком федерального уровня по финансово-экономическим показателям. Исходя из этого, организация А может быть отнесена к категории крупнейшего налогоплательщика по федеральному уровню и при этом не имеют значения ее финансово-экономические показатели.

РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРОВ

Таким образом, перечень федеральных крупнейших налогоплательщиков существенно расширится при сокращении числа крупнейших налогоплательщиков регионального уровня.

Кроме отрицательных моментов (повышенное внимание со стороны фискальных органов), наличие статуса крупнейшего налогоплательщика имеет ряд преимуществ в части использования региональных налоговых льгот. Например, Закон Челябинской области «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» (№154-ЗО от 23.06.2011 г.) устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций (но не ниже 13,5%) для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты с суммарным объемом инвестиций по проекту не менее 300 миллионов рублей. При этом пониженная ставка будет рассчитываться по формуле, и льгота по налогу будет распространяться только на ту часть прибыли, которая получена от реализации инвестиционного проекта, а не от деятельности всего предприятия.

Правительство г. Москвы внесло в Мосгордуму проект закона об установлении пониженной ставки налога на прибыль в размере 13,5% для нефтяных компаний, а также консолидированных групп налогоплательщиков. Принятие закона позволит закрепить присутствие и дополнительно привлечь в город крупнейших налогоплательщиков нефтяной отрасли. Согласно прогнозам столичных властей, начиная с 2015 года реализация законопроекта обеспечит прирост доходов бюджета г. Москва в размере не менее 2 миллиардов рублей в год (на сайте правительства Москвы — mos.ru). Также положительным моментом внесенных Приказом ФНС РФ изменений является сокращение срока сохранение статуса крупнейшего налогоплательщика. В том случае если налогоплательщик в отчетном году уже не удовлетворяет установленным критериям, то по новым правилам сохраняется статус крупнейшего налогоплательщика в течение двух лет, а не трех лет (как это было ранее).

Перечень крупнейших плательщиков налогов в России

Несмотря на значительные колебания цен на нефть, изменение объемов добычи сырья, основными налогоплательщиками в РФ остаются и «Газпром». Последняя по итогам 2021 г. направит в бюджет порядка 2 трлн руб. В эту сумму включены налоги со всех 56 дочерних составят примерно эту же сумму.

По данным Межрегиональной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в число основных «доноров» федерального бюджета входят такие , «Лукойл», «ТАИФ-НК», «Татнефть», «Сибур», «Новатэк».

Значительные средства в бюджет поступают не только от предприятий нефтегазового сектора. Крупнейшими налогоплательщиками считаются также сети розничной торговли «Магнит», «Мегаполис», X5 Retail Group. В двадцатку лидеров входят и металлургические предприятия «Норильский никель», «Северсталь», UC Rusal и др. Нельзя не сказать и о телекоммуникационных , «Вымпелком».

Общий размер активов каждого указанного предприятия превышает 500 млрд р. Такие данные приводит журнал Forbes за текущий 2021 г. Головные офисы половины этих компаний располагаются в Москве. Некоторые предприятия зарегистрированы за рубежом (например, «Вымпелком»).

Лидирующие позиции по среднесписочному количеству персонала занимают «Газпром» и «Роснефть». У первой компании в штате числится около полумиллиона человек, у второй – больше 250 тысяч человек. Среди торговых предприятий лидером является «Магнит». В его штате на 2021 г. числится более 300 тысяч человек.

Крупнейшие предприятия за рубежом

Как показывает сравнительный анализ компаний в США и России, в обеих странах лидирующие позиции в перечне крупных налогоплательщиков занимают сырьевые гиганты. В Америке в список входят ConocoPhillips, Chevron и ExxonMobil.

Далее в перечне выделяются предприятия, выпускающие интеллектуальные продукты. В их числе Intel, Apple, IBM, Microsoft. Большой объем средств поступает в бюджет США от банков, страховых компаний, производителей медикаментов, косметических товаров. Не обходится и без сети пунктов быстрого питания. Так, всемирно известная компания McDonald’s отчисляет в бюджет США около 2 млрд долл. ежегодно.

Специфика налоговой нагрузки

Для контролирующих органов величина налоговых отчислений является в большей степени статистическим инструментом, а не ориентиром в деятельности. Как отмечают аналитики, этот показатель так и не стал ключевым механизмом обеспечения эффективной реализации государственной фискальной политики. Между тем отдельные эксперты уверены, что власть не может не видеть существенно различающиеся величины налоговой нагрузки. Именно поэтому контролирующие органы используют показатели при планировании камеральных проверок.

Надо сказать, что сами предприятия очень чувствительно относятся к обнародованию размера их налоговой нагрузки. От официальных комментариев большинство из них отказывается. Неофициально представители некоторых экономических гигантов говорят о слишком высоком налоговом бремени, однако высказываться открыто об этом они не рискуют, т. к. этим могут существенно навредить отношениям с ФНС.

Если говорить о лидерах – предприятиях нефтегазового сектора, то общее мнение о нагрузке на предприятия выразил, пожалуй, Игорь Сечин, глава «Роснефти». В своем интервью в программе «Вести 24» он говорил о необходимости снижать налоги. Сечин указывал на то, что величину отчислений для нефтегазового сектора государство увеличило вдвое, однако цены на сырье при этом существенно снизились.

Однако заменить сегодня предприятия нефтегазового сектора некем: уже давно прошла «мода на предпринимательство», число субъектов среднего и малого бизнеса неуклонно уменьшается, налоговая база не увеличивается. При этом сокращать социальные расходы никак нельзя сегодня. Вот и возлагается налоговое бремя на крупнейших плательщиков, в первую очередь на компании нефтегазового сектора.

Между тем, по оценкам ряда экспертов, такое потребительское отношение государства к крупнейшим хозяйствующим субъектам приносит исключительно краткосрочную выгоду. Специалисты отмечают, что у власти всегда есть возможность получить больше налоговых сумм. Какими при этом будут последствия – отрицательными или положительными, — зависит от уровня экономического развития страны в целом и финансового состояния конкретного предприятия.

Проверка контрагента — 2021: что важно для налоговых органов сегодня

Впервые попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика при выборе контрагентов была предпринята в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

С тех пор прошло более 10 лет, но многие компании по-прежнему уверены, что сегодня для проверки делового партнера достаточно сбора базовой информации из открытых источников.

Конечно, такую информацию иметь нужно, но судебная практика показывает, что этот подход уже устарел.

Бизнес хочет понять, каких мер и в каком объеме ожидают от него налоговики, почему он должен «отвечать» за своих контрагентов и каких действий будет достаточно для того, чтобы предотвратить негативные последствия в работе с партнерами.

На эти вопросы в рамках конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020», организованной компанией СКБ Контур, ответила Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY.

Как развивалась система проверки контрагентов

Начиная с 2010 года в судах постепенно образовалось огромное количество дел, связанных с взаимодействием с контрагентами. В этих делах так или иначе рассматривался вопрос о том, могут ли компании принять к вычету входной НДС от поставщика и поставить к вычету расходы для целей налога на прибыль.

Вычеты по НДС и вычеты по налогу на прибыль представляли собой две разные темы. Но время от времени они пересекались, когда суды рассматривали споры о правомерности принятия расходов для целей налога на прибыль.

В этот же период набирала обороты тема борьбы с фирмами-однодневками и с незаконными вычетами по НДС и возмещениями по НДС. Накапливалась судебная практика. Проблема заключалась в одном: налогоплательщикам было неясно, какими действиями можно доказать свою добросовестность в выборе делового партнера. Ответ на этот вопрос впервые появился в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

В этом документе была предпринята попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика и налоговых органов. Именно тогда сформировалась концепция необоснованной налоговой выгоды и появилась другая терминология, которую суды используют по сей день, рассматривая спорные ситуации с заявленными вычетами.

Еще до 2010 года был изменен подход к выбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. ФНС и Минфин выпустили первые письма, в которых пытались ответить на вопрос, какие меры нужно предпринять налогоплательщику, чтобы убедить налоговые органы в проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента.

После 2010 года ситуация прояснилась еще больше. Помимо писем и разъяснений ведомств появилась автоматизированная система контроля за возмещением НДС — АСК НДС-2. К этому моменту уже стало понятно, что налоговые органы решили довольно системно подойти к решению вопроса, а значит и ответ бизнеса тоже должен быть системным.

В 2021 году появилась ст. 54.1 НК РФ, которая требует от налогоплательщика не злоупотреблять правом. То есть сделка должна быть реальной, она должна осуществляться тем контрагентом, который заявлен по документам, и у сторон не должно быть намерения не платить или недоплатить налоги.

Как менялся фокус налоговых проверок

Изначально фокус проверок был направлен на борьбу с фирмами-однодневками. Налоговики старались выявлять компании, которые создавались на короткий срок и не ставили цель осуществлять реальную экономическую деятельность. Именно на них налоговая отработала свой подход к проверке контрагента.

Разработка подходов налоговой службы к проверке контрагентов

Во многом налоговикам помог запуск системы АСК НДС-2. Она позволила в онлайн-режиме выявлять ситуации, когда в бюджете не создан источник для возмещения денежных средств, предъявляемых к вычету.

Стали появляться письма ведомства, которые раскрыли внутренние подходы налоговой службы к проверке контрагентов. В частности, был разработан так называемый риск-ориентированный подход, согласно которому все налогоплательщики распределяются по ряду групп и каждому из них присваивается риск-фактор. В зависимости от этого фактора определяется степень налогового контроля.

Требования к выбору поставщика не только первого уровня

С определенного момента и по сей день налоговые органы поднимают вопросы о должной осмотрительности в выборе поставщика не только первого, но и предыдущих уровней.

Как показала судебная практика, сейчас уже недостаточно просто продемонстрировать налоговым органам формальное соблюдение критериев проявления должной осмотрительности, например, собрав комплект базовых документов, свидетельствующих о том, что контрагент существует.

Налоговые органы начали разбираться в деталях. Им стало интересно, насколько вы, выбирая того или иного контрагента, ту или иную бизнес-модель или цепочку поставщиков, понимаете, что имеете дело с добросовестным партнером, который отвечает не только вашим коммерческим интересам, но и интересам государства.

Налоговики хотят, чтобы представители бизнеса знали своего контрагента довольно детально. Для них важно, чтобы сами налогоплательщики предприняли определенные усилия и поняли:

  • достаточно ли экспертизы у контрагента;
  • располагает ли он средствами или ресурсами для реализации бизнес-проекта;
  • как долго существует компания и способна ли она в принципе выполнить заказ.

По сути, налоговые органы хотят разделить бремя проведения процедур контроля с самими налогоплательщиками.

Каких изменений следует ожидать в будущем

Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY, считает, что нужно отталкиваться от результатов судебных разбирательств за последний год. А они свидетельствуют о том, что налоговые органы готовы перейти к функциональному анализу бизнес-цепочек. Это необходимо для того, чтобы понять роли каждого звена в этой цепочке.

Более того, налоговики ожидают, что каждый участник цепочки должен быть готов ответить на вопрос о том, какова конкретно его роль и роль каждого партнера в этой цепочке.

Налоговая стимулирует бизнес к тому, чтобы цепочка поставок была короче. А если это невозможно, то она должна быть максимально прозрачной.

Каким должен быть ответ бизнеса на требования налоговых органов

Сегодня многие налогоплательщики по-прежнему ограничивают процедуры проверки контрагентов сбором базовой информации, которая доступна в открытых источниках.

Например, есть целый набор бесплатных ресурсов ФНС для поиска контрагента по ИНН, проверки задолженности по уплате налогов, выявления адресов массовой регистрации, поиска людей в реестре дисквалифицированных лиц и др.

Также уже не первый год работает сервис «Прозрачный бизнес», с помощью которого можно получить комплексную информацию о налогоплательщике.

В рамках этого ресурса ФНС открывает всё больше полезных данных, которыми можно воспользоваться, чтобы минимизировать риски.

Но, к сожалению, использования только открытых источников для проверки контрагента сегодня недостаточно.

Все данные о контрагенте в один клик: поиск связанных организаций, участие в госконтрактах, финансовое состояние и многое другое

Отправить заявку на демоверсию

Важно, чтобы подход компаний к проверке своих деловых партнеров основывался:

  • на требованиях законодательства;
  • на судебной практике;
  • на разъяснениях регулятора.

Сегодня разумный подход заключается в выстраивании определенной системы мер, которая должна включать не только сбор и анализ общедоступной информации, но и доказательств того, что деловой партнер располагает достаточным количеством ресурсов, у него есть квалифицированные сотрудники и т.д.

В рамках анализа необходимо ответить на ряд вопросов. Привлекает ли ваш контрагент для выполнения своей задачи других контрагентов? Осведомлены ли вы о всей цепочке поставок? Уплачивает ли контрагент налоги и какими документами вы можете это подтвердить, не нарушая коммерческой тайны?

Этапы проверки контрагента в 2021 году

На конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ассоциированный партнер EY Ольга Одинцова описала 4 этапа, которым нужно следовать.

Этап 1. Соберите информацию о своем контрагенте

Этот блок самый простой. Он включает анализ данных из открытых источников, а также запрос необходимых документов: копии устава организации, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документов, удостоверяющих личность руководителя и др.

Также полезно провести сбор дополнительной информации на основе уже имеющегося опыта взаимодействия с контрагентом. Помните о том, что одного только наличия информации, «не пропущенной» через аналитику, не дает полного представления о рисках. Прежде всего важно собирать документы, которые подтверждают реальность совершения хозяйственных операций.

Этап 2. Анализируйте собранную информацию с учетом критериев

Нужно помнить о критериях добросовестности, на которые указывают в своих письмах Минфин, ФНС, а также судебная практика.

Нужно проверять, есть ли у контрагента необходимые ресурсы, насколько хороша его деловая репутация, обладают ли сотрудники необходимыми навыками и компетенциями.

Этап 3. Документируйте процесс

Собирайте документы, с помощью которых можно подтвердить выбор контрагента и критерии, на основе которых он был сделан. Полезна будет и деловая переписка.

У вас должен быть документ, регулирующий порядок отбора контрагента, а также документы, отражающие процесс принятия решения о сотрудничестве.

Этап 4. Следите за изменениями

Осуществляйте мониторинг изменений в статусе того контрагента, которого выбрали для сотрудничества. Не забывайте следить за выполнением транзакций, операций и фиксируйте те факты хозяйственной деятельности, которые имели место быть. Важно отсутствие факторов, которые могут негативно повлиять на репутацию контрагента.

Выбор делового партнера — задача не только бухгалтеров и финансовых специалистов. Неправильный выбор может привести к налоговым рискам, а значит к доначислениям. И это, помимо бухгалтеров, важно понимать руководителю компании, юристам, специалистам логистического отдела и другим ключевым сотрудникам компании.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]