Общий порядок выполнения работ по спецоценке регламентирован положениями. Однако на практике порядок ее реализации, последовательность этапов и другие особенности могут вызывать много вопросов у предприятий, которым необходимо провести СОУТ. Разобраться в этой проблеме поможет наша пошаговая инструкция по СОУТ.
- Этап 1: подготовка к проведению работ по пошаговой инструкции по СОУТ
- Этап 2: выбор исполнителя
Общий порядок выполнения работ по спецоценке регламентирован положениями 426-ФЗ. Однако на практике порядок ее реализации, последовательность этапов и другие особенности могут вызывать много вопросов у предприятий, которым необходимо провести СОУТ. Разобраться в этой проблеме поможет наша пошаговая инструкция по спецоценки
Методика СОУТ 33н с изменениями
Приказ 33н регламентирует процедуру СОУТ. К 2021 методика проведения специальной оценки условий труда претерпела некоторые изменения:
- Изменились принципы, на основе которых изучалось воздействие биофакторов на определение условий труда.
- Появились III и IV группа патогенов биологически опасных факторов.
- Выделены условно-патогенные организмы из общей группы патогенов.
- Для работников, которые заняты под землей, определены вредные факторы, связанные с искусственным освещением.
Периодичность проведения специальной оценки условий труда осталась без изменений и составляет пять лет.
Определение классов условий труда
Затем все рабочие места, на которых проводились испытания, должны быть отнесены к определенному классу (подклассу) условий труда.
Глава IV Методики определяет порядок расчетов для химических, биологических, факторов, при воздействии аэрозолей фиброгенного действия, виброакустических факторов, параметров микроклимата, негативном воздействии световой среды, ионизирующих и неионизирующих излучений и т.д.
В 2021 году пункт 29 Методики о воздействии биологических факторов был переработан: расширены критерии отнесения воздействий факторов биологического характера к вредным трудовым условиям, введены новые группы «три», «четыре» патогенов биологически вредных факторов, выделены в отдельную группу условно-патогенные микроорганизмы.
Оценивается при отнесении к классу условий труда тяжесть трудового процесса: учитываются динамическая, статическая нагрузки, тяжесть перемещаемых вручную грузов, наклоны корпуса и т.д. При оценке напряженности трудового процесса эксперт обращает внимание на плотность сигналов, сообщений, количество световых сигналов, нагрузку на речевой аппарат, монотонность нагрузки на сотрудника.
В случае, если происходит комплексное воздействие вредных факторов, то, согласно пунктам 92-93 Методики, оценивается, к какому классу относятся факторы, в итоге из них устанавливается самый высокий по вредности класс (подкласс).
Последовательность процедуры оценки
Методика проведения СОУТ предусматривает специальный регламент, содержащий определенные этапы аудита:
- Привлечение оценщика – аккредитованной организации, получившей соответствующую лицензию. Именно такой организацией и является «Экостар».
- Подготовка пакета документов, перечня рабочих мест для проведения СОУТ, которые будут подвергнуты оценке. Собирается информация по профессиональным заболеваниям и наличию внештатных ситуаций.
- Изучение и анализ негативных производственных факторов. Подготавливается перечень и меры по нейтрализации.
- Оформление отчета с результатами.
- Ознакомление с итогами ответственных лиц и сотрудников.
- Оформление декларации для контролирующих органов.
Проверку должен инициировать работодатель. Ответственность за отказ от процедуры ложится именно на него.
С экспертной организацией заключается специальный договор. На предприятии оформляется приказ о проведении аудита рабочих мест, в котором должны быть перечислены работники, вошедшие в состав оценочной комиссии. Кроме того, в данном положении перечисляются подвергаемые спецоценке рабочие места.
Исследования и измерения
Зачастую в состав организации, проводящей СОУТ, входит лаборатория, которая и осуществляет исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов. Методы исследований организации определяют сами, но они должны быть обязательно утверждены, аттестованы. Это необходимо для соблюдения единства измерений. Все исследования и измерения проводятся во время обычной деятельности работника с учетом использования им его оборудования. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Но если эти места полностью аналогичны, то проведения замеров нужны только для 20% таких рабочих мест (минимум 2 рабочих места), а результаты будут действительны для всей группы.
После проведения испытаний на каждый из определенных факторов оформляется протокол. Сведения, которые вносятся в протокол, указаны в пункте III. 16 Методики.
Периодичность проведения СОУТ
Методические рекомендации по специальной оценке условий труда говорят о том, что проверка может проводиться как периодически, так и внепланово.
Стандартный срок проведения аудита – каждые пять лет. В этом случае подвергаются оценке уже проверяемые прежде рабочие места. При этом если в течение указанного времени не наблюдалось случаев профзаболеваний или травмирования, то декларация может продлеваться автоматически на такой же срок, не требуя обязательного проведения всей процедуры.
Для внеплановой оценки должны быть определенные причины:
- формирование нового рабочего места;
- изменения в производственном процессе предприятия, из-за чего может измениться уровень воздействия негативных факторов;
- предписание от трудинспекции;
- смена СИЗ;
- травмы или ЧП, возникшие на рабочем месте и прочее.
Организация в такой ситуации обязана провести аудит в течение 6-12 месяцев. Обязательно оформляется приказ по спецоценке условий труда, и проводятся прочие необходимые мероприятия.
Результаты СОУТ
Результаты оформляются организацией, проводившей спецоценку, в виде отчета. Его должны подписать все члены комиссии, а утверждается он ее председателем. Любой из членов комиссии имеет право не согласиться с результатами СОУТ и может в письменной форме изложить свое мнение. Оно будет приложено к отчету. Форма отчета и инструкция определены Приказом 33н. Карта СОУТ оформляется на все рабочие места, на которых проходила оценка. Затем об утверждении или не утверждении отчета работодатель сообщает в организацию, проводившую оценку.
В отчет о проведении СОУТ эксперты организации включают рекомендации по улучшению условий труда на рабочем месте. Эти рекомендации обязательны к выполнению для работодателя. Если на рабочих местах не было обнаружено вредных и (или) опасных факторов, то по классам 1 и 2 (согласно изменениям, внесенным в 2021 году) работодатель подает декларацию соответствия условий труда государственным требованиям. Если рабочее место было задекларировано, и на нем произойдет несчастный случай или у работника будет диагностировано профессиональное заболевание, или будет зафиксировано нарушение норм охраны труда, действие декларации прекращается.
После окончания СОУТ работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами проведения оценки. Отчет действителен в течение 5 лет с даты его подписания, однако в некоторых случаях требуется внеплановое проведение спецоценки. Нарушение порядка проведения СОУТ влечет за собой административную ответственность.
Штраф за отсутствие СОУТ
Работодатель, который проигнорировал необходимость проведения аудита рабочих мест, столкнется со штрафными санкциями. Суммы для них существенные – от 60 до 80 тысяч рублей за каждое рабочее место, если речь идет о юридическом лице.
Повторное нарушение повлечет увеличение штрафа до 100-200 тысяч рублей. Также возможно приостановление хозяйственной деятельности на три месяца.
У вас появились вопросы? Чтобы получить подробную консультацию по СОУТ, оставьте онлайн-заявку или звоните!
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
13. Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 (ред. от 25.04.2015, 14.12.2016) «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей». Документ не зарегистрирован в Минюсте
14. Приказ Минтруда России от 14.11.2014 № 882н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252» (рабочие места творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений)
15. Приказ Минтруда России от 18.05.2015 № 301н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов»
16. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 996н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах»
17. Приказ Минтруда России от 27.01.2015 № 46н (ред. от 22.09.2016) «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений»
18. Приказ Минтруда России от 18.02.2015 № 96н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы»
19. Приказ Минтруда России от 19.02.2015 № 102н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды»
20. Приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников»
21. Приказ Минтруда России от 01.06.2015 № 335н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта»
Подготовка отчета
По результатам реализованных ранее процедур, организация проводящая спецоценку должна оформить отчет в соответствии со ст. 15 Закона №426-ФЗ.
Отчет включает в себя:
- Декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии)
- Представление эксперта о возможности использования результатов производственного контроля при проведении специальной оценки условий труда (при наличии)
- Титульный лист отчета
- Заключение эксперта по результатам идентификации
- Сведения об организации, проводящей СОУТ (Раздел 1)
- Перечень РМ, на которых проводилась спецоценка (Раздел 2)
- Протоколы исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
- Карты СОУТ (Раздел 3)
- Протоколы оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (при наличии)
- Сводная ведомость результатов СОУТ
- Перечень мероприятий по улучшению условий труда (Раздел 6)
- Протокол о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
- Заключение эксперта по идентификации
- Мотивированное особое мнение (при наличии)
- Замечания и возражения работников (при наличии)
Внесенные изменения в состав отчета связаны с «расширением» прав и обязанностей работников. А также, они учитывают возможность несогласия комиссии с результатами специальной оценки условий труда. Это усиливает роль работников и членов комиссии в проведении спецоценки, дает им право высказать свою позицию относительно результатов проведенной СОУТ.
Обратите внимание, что в отчете необходимо указать уникальный идентификационный номер, который был ранее получен экспертной организацией. Однако, на данный момент нет указания в какой конкретно части отчета следует это сделать. Скорее всего данный вопрос будет решен только после внесения изменений в Методику специальной оценки условий труда.
Самым «спорным» стало изменение, которое коснулось индивидуального номера рабочего места, который при внеплановой и/или повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным номером для данного места. Проблема в том, что отсутствует конкретика – кто ответственен за исполнение данного требования? Кроме того, существует риск дублирования нумерации рабочих мест при проведении СОУТ этапами или разными договорами (контрактами).
Напомню, что данное требование отражено в ст. 18 Закона №426-ФЗ, которая относится к передаче сведений во ФГИС экспертной организацией. Далеко не всегда экспертной организации предоставляют корректные данные о ранее проведенной СОУТ и тем более о нумерации рабочих мест. Поэтому для минимизации рисков (в части привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях) есть только один вариант — оставить прежнюю нумерацию рабочих мест даже если есть дубли по предприятию. Это допустимо ввиду отсутствия в Законе №426-ФЗ ограничений в части совпадения номеров различных рабочих мест предприятия.
Что касается привлечения экспертной организации к административной ответственности по ст. 14.54 Кодекса об административных правонарушениях – стоит внимательнее проанализировать предоставленные работодателем исходные данные и дать обратную связь в случае возникновения каких-либо вопросов, в том числе относительно нумерации рабочих мест.
Идентификация потенциально вредных и/или опасных факторов
Идентификация – это процесс сопоставления имеющихся на рабочих местах факторов с факторами, которые предусмотрены классификатором. Данная процедура проводится совместно с работодателем и экспертом по СОУТ.
В соответствии с частью 3 ст. 10 Закона №426-ФЗ при осуществлении идентификации должны учитываться:
- Оборудование, материалы и сырье, используемые работником и которые могут являться источника ВОПФ
- Результаты ранее проводившихся исследований
- Несчастные случаи, профзаболевания, связанные с воздействием на работника ВОПФ
- Предложения самих работников
Теперь же, в обязательном порядке должны быть дополнительно учтены результаты производственного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Это нововведение позволяет более грамотно оценить все воздействующие на работника факторы и ничего не упустить при осуществлении идентификации экспертом.
Организация, проводящая СОУТ
Не осталась без внимания и экспертная организация. Теперь, в соответствии с изменениями в ст. 19 Закона №426-ФЗ, она обязана в течение 10 рабочих дней передавать в федеральный орган исполнительной власти информацию в случаях:
- сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра) с указанием исключенных из области аккредитации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных ст. 13 Закона №426-ФЗ
- изменения состава экспертов организации
Данную информацию экспертная организация может передать двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.
Минтруд рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации и принимает решение. Ранее, мы уже описывали новые требования, предъявляемые к использованию методик (методов), а также средств измерений. Отметим, что в случае их несоблюдения деятельность организации, проводящей СОУТ, приостанавливается. И только после устранения несоответствий и представления в Минтруд копий документов, подтверждающих данный факт, деятельность экспертной организации может быть восстановлена.