Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду 2021

Внесены изменения в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата за НВОС), утверждена новая форма декларации и порядок ее представления. Разберемся, каким образом нововведения отразятся на организациях и ИП.

Законодатели приняли документы, которыми были утверждены новая форма декларации о Плате за НВОС (далее — Декларация) (приложение № 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 № 3 (далее — Приказ № 3)) и порядок ее представления (далее — Порядок) (приложение № 1 к Приказу № 3).

Кроме того, с 17 марта 2021 года вступили в силу новые правила исчисления и взимания Платы за НВОС (далее — Правила) (утв. пост. Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее — Постановление № 255)), применяемые к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года.

Также с 17 марта 2021 года утратили силу отдельные документы, регулировавшие расчет Платы за НВОС (полный перечень приведен в приложении к Постановлению № 255).

Кто обязан сдавать Декларацию и платить за НВОС?

Декларацию сдают плательщики платы за НВОС. Если Ваша организация в соответствии с ФЗ №7-ФЗ не обязана вносить плату за НВОС, то и Декларацию о плате за НВОС сдавать не нужно.

И все-таки кто обязан вносить плату за НВОС? На настоящий момент с уверенностью можно сказать, что плательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I – III категорий, и что объекты IV категории освобождаются от платы за НВОС. При этом хозяйствующие субъекты освобождаются от платы за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО), плату за которые вносят региональные операторы по обращению с ТКО. Кроме того имеется возможность для ряда объектов размещения отходов (ОРО) получить Решение территориального органа

Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду, позволяющего уменьшить сумму платы по организации в целом.

Казалось бы, прошли процедуру регистрации объектов НВОС, получили категорию и далее все, как в ФЗ №7-ФЗ, но не все так просто. Росприроднадзор неоднократно разъяснял, что исчисления платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС, т.е. с регистрацией объектов НВОС. Поэтому как поступать объектам, которым отказали в регистрации, как не оказывающим НВОС, пока не ясно. Ситуация усугубляется тем, что в 2016 году не было региональных операторов по обращению с ТКО. Федеральный закон от 28.12.2016 №486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установил переходный период до 01.01.2019 по введению коммунальных услуг по обращению с ТКО и установления единого тарифа на территории субъектов РФ. Таким образом, до дня утверждения единого тарифа и подписания соглашений субъектов РФ с региональными операторами ТКО, плата за размещения ТКО осуществляется хозяйствующими субъектами, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

Что же мы имеем в результате? С большой долей вероятности можно утверждать, что в 2021 году плату за НВОС за 2021 год должны вносить все хозяйствующие субъекты вне зависимости от регистрации объектов НВОС и присвоенным им категориям. Исключение могут составить небольшие офисы, у которых в договоре аренды явно прописано, что плату за вывоз мусора осуществляет арендодатель, который заключил договоры на вывоз мусора и является плательщиком платы за НВОС.

Кто должен вносить плату за НВОС?

Осуществлять экологические платежи требуется тем организациям, которые осуществляют свое функционирование в пределах территории РФ, при условии, что последствием их хозяйственной деятельности выступает нанесение вреда экологии.

Исключением в данном вопросе составляют только предприятия, отнесенные к 4 категории опасности и осуществляющие свою деятельность только в пределах установленной категории.

Также стоит учесть, что за твердые коммунальные отходы платежи осуществляют региональные операторы, осуществляющие обращение с ними, в том числе и их размещение.

Форма Декларации и сдача в электронном виде на портал Росприроднадзора?

22 февраля 2021 года Приказ МПР от 09.01.2017 г. №3 «Об утверждении Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» был зарегистрирован в министерстве юстиции и опубликован, т.е. вступил в законную силу.

Плата за НВОС должна быть внесена не позднее 1 марта. Начиная с 2021 года, за несвоевременное и неполное внесение платы за НВОС начисляется пеня в размере 1/300 ключевой ставки Банка России.

Плата вносится раздельно по четырем компонентам окружающей среды: плата за выбросы, плата за выбросы ПНГ, плата за сбросы и плата за размещение отходов. Каждая по своему КБК (коду бюджетной классификации). При этом нужно учитывать, что если вносились авансовые платежи и, например, за отходы образовалась переплата, то ее нельзя автоматически зачесть в плате за выбросы, т.к. эти компоненты оплачиваются по разным КБК. Оплате подлежат исчисленные итоговые суммы платы для внесения за отчетный период (строки 151 – 154 Декларации), суммы платы для возврата и/или зачета (строки 161 – 164) не должны влиять на размер текущего платежа.

Приказ МПР №3 определяет форму самой Декларации, которая должна быть сдана не позднее 10 марта.

Декларацию можно сдавать на бумажном носителе или в форме электронного документа. Начиная с 01.01.2017 портал Росприроднадзора pnv-rpn.ru прекратил прием отчетности, он будет доступен только для просмотра ранее сданных отчетов в срок до 30.06.2017. Теперь для приема отчетности используется портал Госуслуг, расположенный по адресу lk.fsrpn.ru. Для отправки отчетности нужно иметь учетную запись на портале Госуслуг.

Санкции за непредставление, неполное представление отчетности, его искажение

В заключение отметим, что нарушение требований по представлению отчетности влечет административную ответственность в отношении должностных или юридических лиц.

  • п. 6 ст. 8.2 КоАП РФ: несоблюдение обязанностей по предоставлению субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении таких отходов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. тыс. рублей; на предпринимателей от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; на юрлиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
  • ст. 19.7 КоАП РФ: непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.
  • ст. 13.19 КоАП РФ: непредставление первичных статистических данных в Росстат влечет наложение административного штрафа в сумме от 10 тыс. до 20 тыс. рублей для должностных лиц и от 20 тыс. до 70 тыс. рублей для организаций.
  • ст. 5.17 КОАП Нижегородской области: непредставление, представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления области, а равно нарушение сроков представления указанных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; на юрлиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Поэтому важно своевременно подавать экологические отчеты в 2017 году в соответствующие органы и при том грамотно заполнять все разделы. Это можно делать самостоятельно, но процедура потребует времени, изучения нюансов законодательства, которое меняется очень быстро. Есть вариант – заключить договор со специализированной организацией на сдачу отчета по экологии в 2017 году. Специалисты отслеживают все изменения в законодательстве, подготовят от лица вашей компании все необходимые отчеты и представят их по месту требования.

Есть отчет – нет санкций!

Не можем найти ставки платы по загрязняющим веществам

Новые ставки платы утверждены Постановлением №913, которое приводит ставки в соответствие с Распоряжением Правительства РФ от 08.06.2015 №1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области окружающей среды».

Имеющиеся в настоящее время разрешения на выбросы и сбросы выданы без учета Распоряжения №1316-р, которое значительно сокращает перечень загрязняющих веществ и, как следствие, ставки платы по ним. За выбросы и сбросы загрязняющих веществ, по которым нет ставок платы, начиная с 2021 года платить не нужно, даже если эти загрязняющие вещества указаны в разрешительных документах.

Сложившаяся практика использовать ставки платы для загрязняющих веществ, обладающих схожими характеристиками, является неправомерной. Так в Письме Росприроднадзора от 16 января 2017 г. N АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения» было сказано, что «…таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества». Это и ранее применяемые администраторами платы за НВОС требования об оплате за загрязняющие вещества, отсутствующие в Постановлении №344, признаются судами незаконными. В качестве примера можно привести, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 31.01.2014 по делу № А75-2131/2013.

Где брать ПДВ и НДС по источникам выбросов и сбросов?

Новая форма годовой Декларации предусматривает расчеты по загрязняющим веществам в разрезе источников выбросов и выпусков сточных вод. Это существенно увеличивает объем работы по расчету платы. Кроме того понадобились ПДВ, ВСВ и НДС, ВСС загрязняющих веществ по каждому источнику и выпуску в отдельности. В разрешительной документации утверждаются данные по объекту в целом. Чтобы получить данные в разрезе источников и выпусков, нужно поднимать проектную документацию, а именно раздел нормирования.

Заполнение декларации НВОС: образец заполнения (разделы декларации)

Переходим к непосредственному заполнению разделов декларации. Сперва предлагается внести данные в раздел «Расчет платы ОКТМО». Здесь нужно для каждого ОКТМО заполнить отдельный лист. Далее понадобится записать информацию о ранее уплаченных авансах по всем КБК (субъекты МСП проставляют «0»). Потом форма предлагает сообщить данные о платежах по каждому КБК, которые должны быть перечислены в бюджет.

Заполняя информацию о выбросах в воздух, необходимо помнить о том, что сведения предоставляются в отношении каждого источника выбросов (на отдельных листах). Справочник поможет разобраться в названии источника загрязнения (за основу подсказки берется информация из заполненных ранее карточек). ОКТМО и данные.о разрешениях заполнять не придется – они автоматом появятся в ячейках.

В «Доп. коэф. 2» нужно вписать:

  • 2 – для предприятий, находящихся на особо охраняемых природных территориях;
  • 1 – другое.

Наименования загрязняющих веществ, опять же, можно найти в справочнике. Теперь потребуется указать следующее:

СтолбецИнформация
3, 4 Установленные нормативы (ВСВ, ПДВ)
5Фактически выброс вещества (в тоннах) за отчетный период
6 Фактический выброс вещества в пределах ПДВ
7Фактический выброс вещества в пределах ВСВ
8 Фактический выброс – сверхлимит

Заполнение раздела “Сбросы и водные объекты”

Раздел «Сбросы в водные объекты» заполняется аналогично, только понадобится вписать показатели допустимого увеличения содержания взвешенных веществ:

Вид водного объектаПоказатель допустимого увеличения содержания взвешенных веществ
Рыбохозяйственного значения I категории, для хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения. 0,25
Рыбохозяйственного значения II категории, для объектов в черте населенных пунктов. 0,75

Заполнение разделов “Размещение отходов” и “Размещение твердых коммунальных отходов”

Раздел «Размещение отходов» заполняется также, как следующий за ним раздел «Размещение твердых коммунальных отходов», с той лишь разницей, что сведения о коммунальных отходах заполняются только региональны оператором по обращению с ТКО.

Сперва нужно выбрать «По производственной территории» из справочника, затем выбрать коэффициент места расположения отходов:

Место размещения отходовКоэффициент
В пределах лимита на собственных ОРО (все отвечает нормам) 0,3
Отходы передаются сторонним ОРО 1

Для каждого типа движения отходов (собственное ОРО или стороннее) заполнить отдельный лист. Объекты размещения и наименования отходов находятся в справочнике. Далее нужно написать про вид промышленности и ввести значения:

СтолбецДанные
4 Класс опасности
5 Лимит на размещение
6-14 Движение отходов в течение отчетного периода

Полная подробная инструкция по заполнению декларации и ее отправке, а также бесплатное программное обеспечение для внесения данных в электронную форму опубликованы на официальном сайте Росприроднадзора.

Посмотреть образец заполнения декларации НВОС вы можете, перейдя по ⇒ ссылке.

Как рассчитать сброс на рельеф?

До сих пор спрашивают, как рассчитывается сброс на рельеф. Плата за, так называемую, ливневку была отменена еще в 2014 году (вернее она так и не была утверждена и ее применение было неправомерно). Сброс сточных вод регулируется правовыми актами, определяющими взаимоотношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), водоканалами. Методические указания В.И.Данилов – Данильян по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты сейчас не применяются. Оплату нужно производить только за сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Заполнение декларации НВОС: образец заполнения (карточки объекта)

Далее необходимо заполнить карточки объекта негативного воздействия на окружающую среду (по каждому источнику загрязнения). В первую очередь следует выбрать тип объекта (это может быть производственная территория, участок / цех / источник выбросов, выпуск, объект размещения отходов). После того, как тип объекта будет выбран, отобразится форма карточки, на которой потребуется уточнить сведения о выбранном объекте НВОС. Чтобы добавить информацию о новом объекте, нажмите кнопку «Добавить карточку объекта» в самом низу страницы.

Вкладка «Разрешения и лимиты» должна заполняться, только если у предприятия имеются какие-либо из перечисленных ниже документов:

  • Лицензия на осуществление деятельности, связанной с отходами.
  • Лимиты на размещение отходов.
  • Разрешение на осуществление сбросов отходов в водный объект.
  • Разрешение на выбросы в воздух.

Если разрешений несколько, оформляется отдельный лист для каждого документа (кнопка «Добавить лимиты и разрешения»). Поля «Загрязняющее вещество» заполняется с использованием справочника.

Важно!

Если, имея разрешения или лимиты, организация не заполняет сведения о данных документах, декларация считается заполненной неверно. Более того, будут применены повышающие коэффициенты (5 – для размещения отходов, 25 – для сбросов в воду и выбросов в воздух).

Далее переходим к заполнению «Технического отчета». Сведения вносятся только теми предприятиями, которые обладают действующим лимитом на размещение отходов. Страницу надо заполнять на каждый год продления лимита.

Как заполнить форму, пример заполнения

Расчет суммы, подлежащей внесению в бюджет

Расчет суммы, подлежащей внесению в бюджет, включает в себя показатели сумм платежа, в том числе по его видам, по каждому объекту, оказывающему НВОС. Данный лист декларации заполняется по каждому муниципальному образованию отдельно. При заполнении необходимо указать порядковый номер страницы.

Строка 010 указывается код соответствующего муниципального образования – ОК.

Строка 020 – обобщающая. В ней указывается общая сумма платежей, без учета корректировки их размера. Показатель определяется как сумма платы по всем видам НВОС и включает в себя платежи, рассчитанные:

  • в пределах нормативов допустимых выбросов (НДВ),
  • нормативов допустимых сбросов (НДС),
  • лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, превышающий такие нормативы, лимиты, выбросы и сбросы (включая аварийные),
  • в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и сверх указанных лимитов.

Плата по каждому виду НВОС определяется как сумма платы по каждому загрязняющему веществу, по которому установлена ставка.

Сумма по строке 020 в таблице определяется в следующем порядке: стр. 020 = стр. 021 + стр. 022 + стр. 023 + стр. 024

По строкам 021, 022, 023 и 024 указываются составляющие суммы платы по видам НВОС, значения которых принимаются равными величине показателя соответствующей строки:

  • стр. 021 = стр. 040
  • стр. 022 = стр. 060
  • стр. 023 = стр. 080
  • стр. 024 = стр. 100

По строке 031 указываются ОКТМО стационарных источников, указанные в Разделе 1 «Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами».

В строке 040 отражается сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, рассчитанная по каждому стационарному источнику, без корректировки ее размера.

Сумма по строке 040 в таблице определяется в следующем порядке: стр. 040 = стр. 041 + стр. 042 + стр. 043.

Показатель строки 040 = итог по столбцу 17 Раздела 1, строка «Итого по стационарным источникам».

Показатели строк 041, 042 и 043 являются расшифровывающими к сумме, отражаемой по строке 040. Все данные для их заполнения содержатся в Разделе 1.

В строке 041 отражается сумма платы за выбросы в пределах ПДВ, сумма должна соответствовать итогу по столбцу 14 Раздела 1, строка «Итого по стационарным источникам».

В строке 042 отражается сумма платы за выбросы в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ (ВСВ), сумма должна соответствовать итогу по столбцу 15 Раздела 1 строка «Итого по стационарным источникам».

В строке 043 отражается сумма платы за выбросы сверх лимита на выбросы, сумма должна соответствовать итогу по столбцу 16 Раздела 1 строка «Итого по стационарным источникам».

Аналогично заполняются и другие строки Расчета. Каждый показатель должен соответствовать итоговым суммам расчетов по соответствующему Разделу.

В строках с 060 по 063 отражаются суммы платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и/или рассеивании попутного нефтяного газа, рассчитанные по всем стационарным источникам (факельным установкам, установкам рассеивания).

Данные для заполнения содержатся в Разделе 1.1 «Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих в веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при не превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания» и Разделе 1.2. «Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих в веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания».

стр. 060 = стр. 061 + стр. 062 + стр. 063.

Сумма по строке 060 = итог по столбцу №17 Раздела 1.1 + итог по столбцу №12 Раздела 1.2.

Сумма по строке 061 = итог по столбцу №14 Раздела 1.1.

Сумма по строке 062 = итог по столбцу №15 Раздела 1.1.

Сумма по строке 063 = итог по столбцу №16 Раздела 1.1 + итог по столбцу №8 Раздела 1.2.

В строках 080, 081, 082, 083 отражаются суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, рассчитанные для каждого выпуска. Данные для заполнения содержатся в Разделе 2 «Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты».

стр. 080 = стр. 081 + стр. 082 + стр. 083.

Сумма по строке 080 = итог по столбцу №18 Раздела 2 строка «Итого по всем выпускам».

Сумма по строке 081 = итог по столбцу №15 Раздела 2 строка «Итого по всем выпускам».

Сумма по строке 082 = итог по столбцу №16 Раздела 2 строка «Итого по всем выпускам».

Сумма по строке 083 = итог по столбцу №17 Раздела 2 строка «Итого по всем выпускам».

По строкам 100, 101, 102 указывается вся сумма платы за размещение отходов. Данные для заполнения содержатся в Разделе 3 «Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления» и Разделе 3.1 «Расчет суммы платы при размещении твердых коммунальных отходов».

стр. 100 = стр. 101 + стр. 102.

Сумма по строке 100 = итог по столбцу №25 Раздела 3 + итог по столбцу №8 Раздела 3.1.

Сумма по строке 101 = итог по столбцу №23 Раздела 3.

Сумма по строке 102 = итог по столбцу №24 Раздела 3.

В строках 110, 111, 112, 113, 114 указываются суммы средств на выполнение природоохранных мероприятий (величина корректировки размера платы, планируемая к зачету) в составе планов снижения выбросов, планов снижения сбросов и/или на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, которая принимается к зачету при корректировке размеров платы.

стр. 110 = стр. 111 + стр. 112 + стр. 113 + стр. 114.

По строке 111 указывается сумма средств на выполнение природоохранных мероприятий в составе планов снижения выбросов, которая принимается к зачету при корректировке платы за выбросы конкретных загрязняющих веществ стационарными объектами (исключая факельные установки сжигания и источники рассеивания попутного нефтяного газа).

Сумма определяется по данным документов и расчетов, подтверждающих фактическое освоение средств на выполнение природоохранных мероприятий, которые включены в планы снижения выбросов.

По строке 112 указывается сумма средств на реализацию проектов, обеспечивающих снижение сжигания на факельных установках и рассеивания попутного нефтяного газа, которая принимается к зачету при корректировке платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа.

Сумма определяется по данным документов/расчетов, подтверждающих фактическое освоение средств на выполнение мероприятий, которые включены в проект по полезному использованию попутного нефтяного газа.

По строке 113 указывается сумма средств на выполнение природоохранных мероприятий в составе планов снижения сбросов, которая принимается к зачету при корректировке платы за сбросы конкретных загрязняющих веществ.

Сумма определяется по данным документов/расчетов, подтверждающих фактическое освоение средств на выполнение природоохранных мероприятий, которые включены в планы снижения сбросов.

По строке 114 указывается сумма средств на выполнение природоохранных мероприятий в составе плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, которая принимается к зачету при корректировке платы за размещение отходов конкретного класса опасности.

Сумма определяется по данным документов/расчетов, подтверждающих фактическое освоение средств на выполнение природоохранных мероприятий, которые включены в планы снижения выбросов и сбросов.

По строкам 120, 121, 122, 123, 124 указываются сумма платы с учетом корректировки ее размера на величину фактических затрат на выполнение природоохранных мероприятий в составе планов снижения выбросов и сбросов и/или на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа.

стр. 120 = стр. 121 + стр. 122 + стр. 123 + стр. 124.

По строке 121 указывается сумма платы за выбросы конкретных загрязняющих веществ стационарными объектами (исключая факельные установки сжигания и источники рассеивания попутного нефтяного газа), снижение негативного воздействия которых на окружающую среду осуществляется за счет выполнения природоохранных мероприятий в составе планов снижения выбросов и сбросов.

Строка 121 = итог по столбцу 17 Раздела 1, строка «Всего по всем стационарным источникам по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы».

По строке 122 указывается сумма платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках (рассеивании) попутного нефтяного газа, снижение негативного воздействия которых на окружающую среду связано с уменьшением сжигания попутного нефтяного газа за счет реализации мероприятий соответствующих проектов.

Строка 122 = строка 022 — сумма платы за выбросы при отсутствии средств измерений*

*Соответствующих требованиям, устанавливаемым Министерством энергетики РФ, измеряющих объем фактически добытого и сожженного на факельных установках и/или рассеянного попутного нефтяного газа.

По строке 123 указывается сумма платы за сбросы конкретных загрязняющих веществ, снижение негативного воздействия которых на окружающую среду осуществляется за счет выполнения природоохранных мероприятий в составе планов снижения сбросов.

Строка 123 = итог по столбцу №18 Раздела 2 по строке «Всего по всем выпускам по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы».

По строке 124 указывается сумма платы за размещение конкретных видов (классов опасности) отходов, снижение негативного воздействия на окружающую среду которых осуществляется за счет выполнения природоохранных мероприятий в составе плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Строка 124 = сумме данных по соответствующим строкам для конкретных видов (классов опасности) отходов столбца 25 таблиц Раздела 3 или суммированием данных по соответствующим строкам для конкретных видов (классов опасности) отходов столбца 25 по строке «Всего, в том числе» для Раздела 3 в целом.

По строке 130 указывается сумма платы, подлежащей уплате в бюджетную систему, по всем видам негативного воздействия на окружающую среду.

стр. 130 = стр. 131 + стр. 132 + стр. 133 + стр. 134

стр. 130 = стр. 020 – стр. 110 при стр. 120≥ стр. 110

или

стр. 130 = стр. 020 – стр. 120 при стр. 120 ≤ стр. 110

По строке 131 указывается подлежащая внесению в бюджетную систему сумма платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами.

стр. 131 = стр. 040 – стр. 111 при стр. 121≥ стр. 111

или

стр. 131 = стр. 040 – стр. 121 при стр. 121 ≤ стр. 111

По строке 132 указывается подлежащая внесению в бюджетную систему сумма платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа.

стр. 132 = стр. 060 – стр. 112 при стр. 122 ≥ стр. 112

или

стр. 132 = стр. 060 – Раздел 1.2 (ИТОГО по столбцу 8 – ИТОГО по столбцу 12).

По строке 133 указывается подлежащая внесению в бюджетную систему сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

стр. 133 = стр. 080 – стр. 113 при стр. 123 ≥ при стр. 113

или

стр. 133 = стр. 080 – стр. 123 при стр. 123 ≤ стр. 113

По строке 134 указывается подлежащая внесению в бюджетную систему сумма платы за размещение отходов.

стр. 134 = стр. 100 – стр. 114 при стр. 124 ≥ стр. 114

или

стр. 134 = стр. 100 – стр. 124 при стр. 124 ≤ стр. 114

По строке 140 указывается сумма авансовых квартальных платежей, внесенных в отчетном периоде в бюджетную систему, по всем видам негативного воздействия на окружающую среду и по каждому кварталу в отдельности.

стр. 140 = стр. 141 + стр. 142 + стр. 143 + стр. 144

По строке 141 указывается сумма квартальных авансов за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами.

Строка 141 = сумма значений по строкам «1 квартал», «2 квартал», «3 квартал», которые принимаются в соответствии с суммами авансов, указанными в платежных поручениях об их перечислении.

По строке 142 указывается сумма квартальных авансов за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и/или рассеивании попутного нефтяного газа.

Строка 142 = сумма значений по строкам «1 квартал», «2 квартал», «3 квартал», которые принимаются в соответствии с суммами авансов, указанными в платежных поручениях.

По строке 143 указывается сумма квартальных авансов за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Строка 143 = сумма значений по строкам «1 квартал», «2 квартал», «3 квартал», которые принимаются в соответствии с суммами авансов, указанных в платежных поручениях.

По строке 144 указывается сумма квартальных авансов за размещение отходов.

Строка 144 = сумма значений по строкам «1 квартал», «2 квартал», «3 квартал», которые принимаются в соответствии с суммами авансов, указанных в платежных поручениях.

По строке 150 указывается сумма квартальных авансов по всем видам негативного воздействия на окружающую среду.

стр. 150 = стр. 151 + стр. 152 + стр. 153 + стр. 154

стр. 150 = стр. 130 – стр. 140 при стр. 130 ≥ стр. 140

По строке 151 указывается итоговая сумма платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами.

стр. 151 = стр. 131 стр. 141 при стр. 131 ≥ стр. 141

По строке 152 указывается итоговая сумма платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.

стр. 152 = стр. 132 стр. 142 при стр. 132 ≥ стр. 142

По строке 153 указывается итоговая сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

стр. 153 = стр. 133 стр.143 при стр. 133 ≥ стр. 143

По строке 154 указывается итоговая сумма платы за размещение отходов.

стр. 154 = стр. 134 стр.144 при стр. 134 ≥ стр. 144

По строке 160 указывается итоговая за отчетный период сумма платы для возврата из бюджета или зачета в счет последующего отчетного периода по всем видам негативного воздействия на окружающую среду.

стр. 160 = стр. 161 + стр. 162 + стр. 163 + стр. 164

Проверка значения показателя строки 160 проводится в следующем порядке:

стр. 160 = стр. 140 – стр. 130 при стр. 140 ≥ стр. 130

По строке 161 указывается итоговая за отчетный период для возврата из бюджета или зачета в счет последующего отчетного периода сумма платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами.

стр. 161 = стр. 141 стр.131 при стр. 141 ≥ стр. 131

По строке 162 указывается итоговая за отчетный период для возврата из бюджета или зачета в счет последующего отчетного периода сумма платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа.

стр. 162 = стр. 142 стр.132 при стр. 142 ≥ стр. 132

По строке 163 указывается итоговая за отчетный период для возврата из бюджета или зачета в счет последующего отчетного периода сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

стр. 163 = стр. 143 стр.133 при стр. 143 ≥ стр. 133

По строке 164 указывается итоговая за отчетный период для возврата из бюджета или зачета в счет последующего отчетного периода сумма платы за размещение отходов.

стр. 164 = стр. 144 стр.134 при стр. 144 ≥ стр. 134

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за НВОС) — это экологический сбор, который взимается государством с фирм или же предпринимателей, чья деятельность связана с вредными выбросами в воду, атмосферу и т. п.

Необходимость оплачивать этот сбор должна, по мысли законодателя, стимулировать налогоплательщиков задействовать все доступные инструменты для сокращения общего количества выбросов, а до того времени нести ответственность за все последствия их работы.

Плата за НВОС устанавливается в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — закон № 7-ФЗ).

Виды негативного воздействия

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся (ст. 16 закон № 7-ФЗ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Вносить плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо, если их источником являются стационарные объекты. Поэтому владельцы транспортных средств вносить плату в этой части не должны.

Плата за НВОС

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц (ИП), ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории (ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

Кроме того, согласно закону (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 закона 7-ФЗ):

  • плату за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, вносят юридические лица и ПБОЮЛы, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
  • плату за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Какие объекты относятся к IV категории?

Критерии, на основании которых объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, отнесены к объектам I, II, III и IV категорий, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

К IV категории относятся объекты при одновременном выполнении следующих условий:

  • наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории будет осуществлено при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (п. 4 ст. 4.2 закона № 7-ФЗ).

Порядок внесения платы за НВОС

Согласно разъяснениям (письмо Росприроднадзор от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155):

  • субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату единовременно до 1 марта, следующего за отчетным периодом (т. е. за 2021 год — в срок до 1 марта 2021 года);
  • остальные организации вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере ¼ от суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

При определении ¼ от части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду учитываются суммы платы фактически уплаченные (не начисленные) за I — IV кварталы 2021 года.

При определении 1/4 от суммы платы за НВОС, уплаченной за 2017 год, не учитываются суммы платежей, уплаченные в счет погашения задолженности предыдущих лет (2015, 2021 и т. д.), вне зависимости от того, осуществлялось ли погашение задолженности в добровольном порядке или по решению суда.

Расчет и сроки перечисления платы за НВОС

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (п. 2 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плату, исчисленную по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 закона № 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера экономическому субъекту надлежит перечислить не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с бюджетным законодательством РФ плата за НВОС:

  • за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ — вносится по месту нахождения стационарного источника;

— за размещение отходов производства и потребления — по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Плата за НВОС рассчитывается отдельно по каждому виду загрязнения — выбросам в воздух, сбросам в воду, размещению отходов.

Субъекты малого и среднего предпринимательства рассчитывают и перечисляют плату только по итогам года (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Если компания не относится к малым или средним, то ей в течение года надо платить авансовые платежи — за I, II и III кварталы.

Каждый авансовый платеж равен 1/4 от платы за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата, подлежащая уплате по итогам года, рассчитывается по следующей формуле:

Плата за НВОС по итогам года = Плата за НВОС за год – Авансовые платежи, уплаченные в течение года.

Если результат отрицательный, то разница — это сумма переплаты, которую организация сможет вернуть или зачесть в счет будущих платежей за НВОС (Письмо Росприроднадзора от 11.04.16 № АС-06-01-36/6155).

Ответственность за несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС экономическими субъектами влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней.

Максимальный размер процентов — не более 0,2% за каждый день просрочки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.

Расчет платы за год за выбросы в воздух или сбросы в воду

Плата рассчитывается по каждому объекту НВОС, на который получено разрешение Росприроднадзора на выбросы или сбросы.

Для расчета необходимы (п. 2 ст. 16.2, п. 4 ст. 23 закона № 7-ФЗ):

  • данные внутреннего учета фактических выбросов или сбросов (п. п. 2, 3 ст. 67 закона № 7-ФЗ);
  • нормативы и лимиты, установленные в разрешении;
  • ставки платы за выбросы в воздух или сбросы в воду. При расчете платы в отношении территорий и объектов, которые находятся под особой охраной, следует умножить ставку на 2 (п. 2 постановления Правительства от 13.09.16 № 913).

Плату необходимо рассчитать отдельно по каждому вредному веществу, а затем следует сложить полученные результаты.

Если фактические выбросы или сбросы не превышают норматив, то надо рассчитать плату по каждому веществу по формуле (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.15 № 404-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.14 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»):

Плата за НВОС = Фактическое количество вещества х Ставка.

Если фактические выбросы или сбросы превышают норматив, но не превышают лимит, то рассчитывается:

-плата в пределах норматива по формуле:

Плата за НВОС в пределах норматива = Норматив выброса или сброса Х Ставка;

-и плата за сверхнормативные выбросы или сбросы по формуле:

Плата за сверхнормативные выбросы или сбросы = (Фактическое количество вещества — Норматив выброса или сброса) Х Ставка Х 5;

Плата за сверхлимитные выбросы или сбросы рассчитывается в аналогичном порядке. Но при этом ставка увеличивается уже не в 5, а в 25 раз.

Рассчитаем размер платы за загрязнение воздуха. Данные о выбросах за 2021 год, нормативах и ставках приведены в таблице.

Вещество Фактический выброс, т Норматив, т Лимит, т Ставка, руб/т
Марганец 1 3 10 5 248
Оксид магния 11 6 15 43,5

Плата за выброс марганца — 5248 руб. (5248 руб. / т x 1 т).

Плата за выброс оксида магния — 1348,5 руб., в т. ч.:

— в пределах норматива — 261 руб. (43,5 руб. x 6 т);

— сверх норматива — 1087,5 руб. ((11 т — 6 т) x 43,5 руб. / т x 5).

Общая сумма платы — 6596,5 руб. (5248 руб. + 1 3 48,5 руб.).

Расчет платы за год при размещении отходов

Для расчета необходимы (п. 2 ст. 16.2, ст. 24 Закона № 7-ФЗ):

  • данные о фактическом количестве размещенных отходов;
  • лимиты на размещение отходов, утвержденные для организации Росприроднадзором (п. 5 Порядка утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.10 № 50);
  • ставки платы. При расчете платы в отношении территорий и объектов, которые находятся под особой охраной, надо умножить ставку на 2 (п. 2 постановления Правительства РФ от 13.09.16 № 913). В некоторых случаях ставки применяются с понижающим коэффициентом.

Плату надо рассчитывать отдельно по каждому виду отходов.

Если фактическое количество отходов не превышает лимит, то плата рассчитывается по следующей формуле (п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 11 закона № 219-ФЗ):

Плата за размещение отходов = Фактическое количество размещенных отходов х Ставка.

Если фактическое количество отходов превышает лимит, то плата за размещение отходов в пределах лимита по формуле:

Плата за размещение отходов в пределах лимита = Лимит х Ставка.

Плата за сверхлимитное размещение определяется по формуле:

Плата за размещение отходов сверх лимита = (Фактическое количество размещенных отходов – Лимит) х Ставка х 5.

Рассчитаем плату за размещение отходов. Данные о лимитах отходов и количестве размещенных отходов за 2021 год приведены в таблице.

Вид отходов Количество размещенных отходов, т Лимит, т Класс опасности Ставка, руб./т
Отходы грунта при проведении открытых земляных работ 5 6 IV 635,9
Лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий 5 2 IV 635,9

Плата за размещение отходов грунта – 3179,5 руб. (635,9 руб./т x 5 т).

Плата за размещение лома – 10 813,3 руб., в т. ч.:

— в пределах лимита — 1271,8 руб. (635,9 руб./т x 2 т);

— сверх лимита — 9538,5 руб. ((5 т — 2 т) x 635,9 руб./т x 5).

Общая сумма платы – 13 992,8 руб. (3179,5 руб. + 10 813,3 руб.).

Бухгалтерский учет

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).

Обременение в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшает экономические выгоды экономического субъекта и подпадает под определение расхода.

Конституционный Суд РФ указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором (определение от 10.12.02 № 284-О).

Поэтому при начислении платы используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», как предписывает Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ.

Если их соблюдение невозможно, то в целях поэтапного достижения предусмотренных нормативов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы.

Исходя из этого плата за негативное воздействие на окружающую среду может начисляться в пределах допустимых нормативов и сверх нормативов:

  • в пределах установленных лимитов или
  • за сверхлимитное загрязнение.

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632) (далее — порядок № 632) предлагалось (п. 7 указ. документа):

  • платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия относить на себестоимость продукции (работ, услуг),
  • платежи же за превышение их — на прибыль, остающуюся в распоряжении природопользователя.

Исходя из этого, начисление платы за НВОС и ее уплата в бухгалтерском учете сопровождаются следующими записями:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76

— начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах допустимых нормативов;

Дебет 91-2 Кредит 76

— начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду сверх нормативов;

Дебет 76 Кредит 51

— перечислены денежные средства в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Налог, уплачиваемый при применении УСН

Организации, применяющие УСН (объект «доходы минус расходы»), уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.

Сумма платы за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленных нормативов, включается в состав материальных расходов на дату перечисления денежных средств (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 7 п. 1 ст. 254, подп. 1 п. 2 ст. 346.17, подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Сумма платы за сверхнормативные сбросы расходом не признается (такой расход не поименован в п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Плата за НВОС в размерах, не превышающих предельно допустимые сбросы, включается в состав материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Датой признания расходов в виде обязательных платежей является дата их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Заметим, что, по мнению Минфина, материальные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся (письмо от 08.08.16 № 03-03-06/1/46432).

Сумма платы за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды в состав расходов не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете плата за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды включается в состав расходов, но не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В результате этого на даты признания этого расхода в бухгалтерском учете организации возникают постоянные разницы и соответствующие им постоянные налоговые обязательства (ПНО) (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н).

Пример В процессе производственной деятельности на объекте осуществляются сбросы загрязняющих веществ (включенных в соответствующий перечень) в водные объекты.

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам года (за вычетом ранее начисленных и уплаченных авансовых платежей) составил (условно) 150 000 руб., в т. ч. за сверхнормативные сбросы — 50 000 руб.

Организация применяет общую систему налогообложения с применением метода начисления.

В учете плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сверхнормативные сбросы, следует отразить следующими записями:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76 «Расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду»

— 100 000 руб. — начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах норматива (основание: бухгалтерская справка-расчет);

Дебет 91-2Кредит 76 «Расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду»

— 50 000 руб. — начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду сверх норматива (основание: бухгалтерская справка-расчет);

Дебет 99 Кредит 68/ПНО

10 000 руб. (50 000 x 20%) — отражено ПНО (основание: бухгалтерская справка-расчет);

Дебет 76 «Расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду» Кредит 51

— 150 000 руб. — перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду (выписка банка по расчетному счету).

Т. Бурсулая, ведущий аудитор ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]