Экологическая отчетность 2021: виды, сроки, особенности

Экология сейчас находится на этапе крупных перемен. Это касается всего – принцип надзора и контроля меняется на риск-ориентированный, надзорность теперь осуществляется не над предприятием в целом, а над объектами негативного воздействия, в прошлое уходят старые формы природоохранной документации. В результате этих новшеств преображается и рутинная часть экологической действительности. Привычная экологическая отчётность изменяется все сильнее, и в данной статье мы предлагаем рассмотреть эти изменения подробнее.

  1. Общая информация: экологическая отчетность 2019
  2. Срок действия старых разрешительных документов
  3. Что будет с 2-ТП воздух в 2021 году?
  4. Экологическая отчетность: 4-ОС
  5. ДВОС в 2021 году
  6. Плата за ТКО и обращение с отходами
  7. Новая отчетность по ПЭК в 2021 году

Общая информация: экологическая отчетность 2021

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2021 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2021 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2021 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами. Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

Порядок составления экологической отчётности

Правила произведения расчетов рассмотрены в Постановлении № 632.

Правила составления документа оговорены в Приказе № 17, № 319.

Форма составляется организациями и их подразделениями, имеющими стационарные источники выбросов.

Сводные кадастры отходов представляются организациями, в независимости от того, какая форма собственности и вид деятельности. Результат подачи и ввода данных в соответствующий раздел Кадастра – отметка о том, что природопользователь зарегистрирован в Кадастре отходов за конкретный период.

При подготовке формы МСП стоит руководствоваться ФЗ № 89, а также Приказом № 30.

Срок действия старых разрешительных документов

Но в федеральном законодательстве в конце 2021 года еще раз произошли изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ, согласно которым прояснился срок действия старых разрешительных документов:

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018) Статья 11 1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” к объектам I и II категорий, до 1 января 2021 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

1.1. С 1 января 2021 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

1.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 года или 2024 года получить разрешительные документы по старой схеме. Объекты же II категории, если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, должны подавать ДОВОС в срочном порядке, если у них заканчивается срок действия старых документов. Таким образом, пока объекты I и II категории будут пользоваться старыми проектами и документами либо получать новые документы по старой схеме нормирования, они будут обязаны продолжать подавать технические отчеты об обращении с отходами, чтобы подтверждать установленные нормативы и лимиты.

Что будет с 2-ТП воздух в 2021 году?

Следующим отчётом после отчета МСП в календаре эколога всегда была статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух), которая сдается до 22 января. В прошлом году вышел Приказ Росстата от 01.08.2018 N 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой», согласно которому Форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная приказом Росстата от 4 августа 2016 г. N 387, признана утратившей силу. Вскоре вышел приказ Росстата от 08.11.2018 N 661, согласно которому утверждена новая форма данной отчетности уже с отчёта за 2021 год. Срок подачи остался прежним – 22 января, изменился орган подачи отчета: теперь он сдается в территориальные органы Росприроднадзора, а не в Росстат, как раньше.

Экологическая отчетность: 4-ОС

Кроме того, изменения коснулись отчетности о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах – форма 4 – ОС(срок сдачи – 25 января). Приказ № 473 утвердил иной перечень лиц, обязанных подавать данный вид отчетности. Ранее ее должны были подавать лица, имеющие очистные сооружения и осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, теперь отчётность сдается лицами, имеющими основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия и имеющими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год. Отчетность по-прежнему подается в Росстат.

В каком виде отчитываться

Существует несколько способов подготовить и сдать отчетность по экосбору.

Способ сдачи отчетностиОсобенности
На бумагеСпособ разрешен только организациям, у которых нет технической возможности подключиться к интернету. Кроме отчета на бумаге, также нужно обязательно сдавать электронную версию отчета в формате xml, например, на флешке или другом носителе
С помощью сервиса от оператора электронного документооборотаСформировать и отправить отчет в контролирующий орган можно в одном месте. При подключении к сервису организация сразу же получает необходимый сертификат квалифицированной электронной подписи. Формы отчетности всегда актуальны. Отчеты автоматически проверяются на ошибки перед отправкой. Квитанции о приеме организация получает прямо в сервисе. Всегда можно проверить статуса отчета: доставлен, принят, отклонен

ДВОС в 2021 году

Следующий вид отчета – подача декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Срок подачи – 10 марта, но внести плату нужно до 1 марта. При этом в течение всего года всем природопользователям, не относящимся к субъектам МСП, необходимо было ежеквартально вносить авансовые платежи в размере 25% от суммы платежа за предыдущий год. Недавно появился проект изменений порядка расчета авансовых платежей. Можно будет вносить плату в размере части суммы, рассчитанной на основе данных производственного экологического контроля либо в размере четверти суммы, рассчитанной на основе утверждённых нормативов и лимитов.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится. Разработан проект изменений в критерии установления категории, которые приравнивают «бескатегорийные» объекты к IV категории, на данный момент он не утвержден.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) “Об охране окружающей среды”

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду 1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Те лица, которые имеют только объекты НВОС IV категории, от платы освобождены. Если учесть, что основная часть объектов получила категорию в течение 2021 года, значит, при расчете платы за 2021 год таким предприятиям уже можно было плату не вносить.

Правовое регулирование

Экологические платежи и представление отчета организации о производственном экологическом контроле регулируются нормативными актами Российской Федерации:

  • Постановление властей России № 632 от 28 августа 1992.
  • Приказ Ростехнадзора № 703 от 19 октября 2007.
  • Приказ МПР № 30 от 16 февраля 2010.
  • Закон, принятый 10 января 2002 № 7.
  • Федеральный закон от 24 июня 1998 № 89.
  • Приказ от 19.10.2009 № 230.
  • Приказ Росстата от 9 августа 2012 № 441.
  • Приказ, от 9 июля 2009 № 205.
  • Постановление властей России от 12 июня 2003 № 344.
  • Приказ, от 5 апреля 2007 № 204 (редакция от 27 марта 2008 № 182).
  • Приказ от 25 февраля 2010 № 50.

Плата за ТКО и обращение с отходами

Согласно статье 16.1, теперь за размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2021 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, до 1 мая 2021 года – заключить соглашения с региональными операторами и до 1 июля 2018 года направить предложения об установлении единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Но в конце декабря 2021 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО. Так, городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона. Остальным регионам позволили, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора, на год присвоить статус регионального оператора без проведения конкурса любому другому оператору, ГУП или МУП, которые имеют соответствующую лицензию. Отсрочка перехода на новую систему продлевается до 1 января 2021 года. Во многих субъектах реформа обращения с отходами провалена либо не уложилась в установленные сроки, в связи с чем данные переходные положения и вводятся.

Однако в других регионах успели выбрать региональных операторов. Многие из них начали свое действие в течение 2021 года. Следовательно, в этих регионах плата за НВОС за 2021 год уже должна рассчитываться по новым правилам. Так, если с начала 2021 года предприятие имело договор на вывоз отходов с одной из лицензированных организаций и размещало отходы на полигоне, и в какой-то момент в регионе был выбран региональный оператор, предприятие должно было заключить с ним контракт в обязательном порядке. В итоге образованные на объекте отходы, относящиеся к ТКО, в первой части года вывозились обычным транспортировщиком, соответственно, предприятие-собственник объекта ОНВ обязано за данные объемы ТКО внести плату за НВОС.

После заключения контракта с региональным оператором за образованные на объекте объемы ТКО платит уже региональный оператор. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все отходы, которые мы привыкли считать бытовыми, относятся к ТКО согласно каталогу ФККО, и каждый раз необходимо сверять их номенклатуру. Кроме того, согласно закону, при размещении отходов на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, плата за размещение отходов не взимается. Однако ни один из существующих полигонов ТКО пока не подтвердил отсутствие негативного воздействия.

Помимо этих новшеств, с 1 января 2021 года при расчёте платы вводятся дополнительные коэффициенты согласно статье 16.3:

То есть, для объектов I и II категории с 2021 года необходимо будет «умещаться» в установленные технологические нормативы, НДВ, НДС, ВСВ, ВСС, чтобы не платить за НВОС в 25-кратном и 100-кратном размере. Напомним, что объекты I категории должны внедрить НДТ и подать заявку на КЭР до конца 2022 года (для списка 300 объектов) или до начала 2025 года. Объекты II категории уже могут начинать составлять декларацию ОВОС, а чтобы не платить в 25-кратном и 100-кратном размере, нужно указывать в декларации реальные объемы и массы.

Формула расчёта

Чтобы рассчитать сумму экосбора к уплате по выпущенному (импортированному) товару или упаковке, которые подлежат утилизации, воспользуйтесь формулой:

Ставка экосбора × Масса выпущенного в обращение на территории РФ товара (упаковки), реализованного для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара) × Норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.

Пример расчета

Завод выпустил и реализовал на территории РФ за 2021 год 100 тонн холодильников. Норматив утилизации холодильников на 2021 год составляет 15 %. Утилизация холодильников в 2021 и 2021 годах не производилась.
Ставка экологического сбора за 2021 год в отношении холодильников равна 26 469 ₽ за тонну. Сумма экологического сбора за 2021 год составит:

100 тонн × 0,05 × 26 469 ₽ = 132 345 ₽.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: