Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году: расчет

Экологический сбор, согласно статье 24.5 закона № 89-ФЗ «Об отходах производства» от 24 июня 1998 года, является неналоговым доходом федерального бюджета. Его обязаны платить индивидуальные предприниматели и юридические лица, производящие и импортирующие товары, которые подлежат утилизации в силу утраты своих потребительских качеств, но не утилизирующие их самостоятельно. Упаковка этих изделий засчитывается при начислении такого сбора.

Если же изделия не готовы к употреблению или реализуется производителям шасси (колесных транспортных средств), и прицепов к ним, то сбор уплачивается только за упаковку. Это указано в законе № 89-ФЗ «Правила взимания экологического сбора» ст. 24.5, пп. 2, 2(1), утвержденном постановлением № 1073 Правительством РФ от 8 октября 2015 г.

Субъекты, утилизирующие изделия и упаковку согласно нормативам (распоряжение № 2971-р Правительства РФ от 28 декабря 2021 года), от сбора освобождаются. Но если эти нормативы не выполняются, тогда сбор все же взымается.

Администратором вносимых в федеральный бюджет в качестве экологического сбора денежных средств является Росприроднадзор. Он их получает и контролирует отчетность, а также направляет на финансирование госпрограмм, непосредственно связанных с защитой окружающей среды: строительство полигонов, где производится обеззараживание веществ разных типов опасности, мусороперерабатывающих заводов и т.п.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2021 году.

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ЕНВД, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

В налоговом учете

Налог на прибыль:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение прибыли.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Материальные расходы — это также платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в пределах допустимых нормативов;
  • размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров (с превышением установленных лимитов на их размещение) в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В свою очередь, в ст. 272 НК РФ отсутствуют специальные указания о моменте осуществления материальных расходов в виде платы за НВОС (Письмо Минфина РФ от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690).

У субъектов МСП обязательство уплаты НВОС возникает только в отношении годовой платы, поэтому признавать плату в расходах до окончания года (даже если организация составляет промежуточную финансовую отчетность и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете неправомерно.

Следовательно, дата учета платежей зависит от метода, который применяется:

  • при методе начисления платежи признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они уплачиваются (Письмо Минфина РФ от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690);
  • при кассовом методе плату учтите на дату перечисления в бюджет в размере уплаченных сумм (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Таким образом, субъекты МСП, применяющие метод начисления, плату за НВОС включают в материальные расходы на 31 декабря.

УСН

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы, уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному данной статьей. При этом перечень не включает такой показатель, как плата за НВОС.

Но! «Упрощенцы» вправе учесть при налогообложении материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые признаются в порядке, установленном ст. 254 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся плата за НВОС (об этом говорили ранее).

Таким образом, «упрощенцы» при определении объекта налогообложения вправе учесть в составе материальных расходов плату за НВОС в пределах нормативов.

Помимо платежей за НВОС, «упрощенцы» вправе учесть в расходах стоимость оказанных сторонним лицом услуг по расчету платы за НВОС, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для внесения обозначенных платежей. Основание — пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).

Материальные расходы на УСНО в силу пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Следовательно, расходы в виде платежа за НВОС «упрощенцы» должны учитывать на дату его внесения (Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-11-06/2/1319).

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды?

Естественно, что мусор, образуясь при всех видах деятельности и у организаций, и у ИП, загрязняет окружающую среду, и за это надо платить. В этом случае необходимо распределить ответственность за платежи, таким образом, чтобы избежать двойного обложения.

По общему правилу плата за мусор взимается при размещении отходов производства и потребления. И здесь важно понимать, что является размещением отходов, ведь в быту мы под размещением понимаем складирование отходов в обычные мусорные баки.

В конкретном случае под размещением отходов подразумевается не просто складирование отходов, а их содержание в специальных объектах для последующего захоронения, например, на специальных полигонах или свалках (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ, далее — Закон № 89-ФЗ).

Следовательно, если ИП или организация просто выбрасывает офисный или торговый мусор в контейнер, стоящий на улице, а вывозит его уже организация с которой, заключен договор на вывоз и размещение мусора, то вносить сбор за окружающую среду в этом случае не надо.

Согласно, Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 года № 344, плата производится только за размещение отходов производства и потребления. Т.е. обязанность по уплате сбора за загрязнение окружающей среды возлагается на организацию, занимающуюся вывозом и размещением мусора. Проследите, чтобы в договоре, заключенном с такой организацией было прописано, что право собственности на мусор переходит от вашей организации к ней.

Российское законодательство (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ) предусматривает и категории организаций и ИП, которые не платят за загрязнение окружающей среды. Под действие закона попадают индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут свою деятельность на объектах IV категории опасности, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду и в поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Понятие стационарного и нестационарного источника впервые было определено законодателем только в 2014 году (ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014). Данным Законом были внесены изменения в 94-ФЗ «Об охране окружающей среды», являющегося основным законом, регулирующим вопросы платы за загрязнение окружающей среды.

В п. 1 появилось определение:

  • стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Также Закон № 219 ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, в котором определено, что с 01.01.2016 г. плата за НВОС будет взиматься только за выбросы от стационарных источников.

Росприроднадзор присваивает определенные категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. То есть, если вам не известна категория опасности вашего объекта, то следует обратиться в Росприроднадзор с целью уточнения данных!

Ставки платы за НВОС при загрязнении воздуха

Перечень ставок приведен в постановлении Правительства РФ «О ставках…» от 13.09.2016 № 913 (далее — постановление № 913).

Обратите внимание! Ставки определены в рублях в расчете на 1 тонну загрязняющего вещества или отходов.

В постановлении № 913 показатели для расчета подразделяются на три блока:

  • за атмосферные выбросы стационарных источников (159 позиций);
  • сбросы в воду (159 позиций);
  • при размещении отходов (5 позиций).

Приведем примеры сумм, взимаемых за атмосферные выбросы (здесь и далее будут приводиться ставки согласно постановлению № 913 на 2018 год, которые аналогичны данным на 2021 год без учета коэффициента):

Номер в перечне Вещество Ставка
1 Диоксид азота (NO₂) 138,8
7 Бенз(а)пирен (С₂₀Н₁₂) 5 472 968,7
17 Гексафторид серы (SF₆) 0,3
57 Углеводороды предельные С6–С10 0,1
159 Уайт-спирит 6,7

Обратите внимание! Компании и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием стационарных источников, загрязняющих воздух, обязаны осуществлять инвентаризацию источников и выбросов (п. 1 ст. 22 закона «Об охране…» от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Применительно к отдельным видам загрязняющих веществ или процессов, в результате которых происходит снижение качества воздуха, особенности расчета взимаемых сумм установлены отдельными актами, например приказом Минприроды РФ «Об утверждении инструктивно-методических указаний…» от 05.08.2013 № 274.

О вредном воздействии на воздух на примере гаражей читайте в материале «Гаражи, загрязняющие окружающую среду, подлежат постановке на учет».

Сроки оплаты за загрязнение среды в 2020 году

Срок уплаты за загрязнение окружающей среды в 2021 году за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал 2021 года платеж не нужно перечислять.

Авансовый платеж за каждый квартал 2021 года = ¼ от суммы платы за предыдущий год.

Приведем пример. Сумма оплаты за 2021 год составила 170 000 рублей. На основании пункта 3 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ,нужно перечислить авансовые платежи в таком размере в следующие сроки:

  • за 1 квартал — не позже 20 апреля 2021 года — 42 500 рублей;
  • за полугодие — не позже 20 июля 2021 года — 42 500 рублей;
  • за 9 месяцев — не позже 20 октября 2021 года — 42 500 рублей.

На основании п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год должна быть перечислена в бюджет не позже 1 марта 2021 года.

Такой порядок оплаты приводил к переплатам налога.

Согласно поправкам в Закон № 7-ФЗ, который должен был вступить с 01.01.2018 года, ИП или организации, обязанные ежеквартально вносить плату за НВОС, вправе выбирать, каким из трех способов рассчитывать и оплачивать размер квартального авансового платежа:

  1. 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
  2. 1/4 части суммы платы за НВОС, исчисленной исходя из установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, временно согласованных выбросов, временно согласованных сбросов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.
  3. Равном сумме платы за НВОС, исчисленной за фактически оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных производственного экологического контроля.

В декларации о плате за НВОС нужно будет указать, какой из трех способов расчетов и оплаты выбран ИП или организацией.

И вот после двух лет ожидания этих столь нужных изменений, 27.12.2019 года был принят Федеральный закон № 450-ФЗ, которым в статью 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены изменения.

Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1. В размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 — 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год.

2. В размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

3. В размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.»

Следовательно, теперь есть возможность выбрать подходящий вариант и избежать переплаты денежных средств.

Субъекты малого и среднего предпринимательства не исчисляют и не вносят авансовые платежи за НВОС. Для этой категории предпринимательства определен единоразовый срок оплаты до 1 марта 2020 года за 2021 год.

Ставки платы за НВОС при размещении отходов (кроме малоопасных ТКО)

При размещении отходов применяются следующие показатели:

Виды отходов Ставка
Чрезвычайно опасные (1-й класс) 4643,7
Высокоопасные (2-й класс) 1990,2
Умеренно опасные (3-й класс) 1327
Малоопасные (4-й класс, кроме твердых коммунальных отходов, далее — ТКО) 663,2
Практически неопасные отходы (5-й класс) в добывающей промышленности 1,1
Практически неопасные отходы (5-й класс) в перерабатывающей промышленности 40,1
Прочие отходы 5-го класса 17,3

Обратите внимание! Выделение ТКО в отдельную группу отходов для целей исчисления платы за НВОС осуществлено в постановлении № 758.

Подробнее о ставках за размещение ТКО — в следующем разделе статьи. О государственном и общественном контроле и надзоре в сфере экологии см. в наших статьях «Государственный экологический надзор — понятие и виды», «Будет создана государственная информационная система общественного контроля в области охраны окружающей среды».

Кто должен платить экосбор и сдавать отчетность

Еще раз напомним, что существуют утвержденный Правительством РФ перечень товаров (и упаковки), которые необходимо утилизировать после того, как они утратили свои потребительские свойства и перешли в категорию отходы.
Обеспечить утилизацию отходов обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые производят и импортируют товары (и упаковку) из этого перечня.

Резюмируем: экологический сбор должны платить и сдавать отчеты:

  • производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации;
  • импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации.

Экосбор не нужно уплачивать в следующих случаях:

  • предприятие утилизирует отходы за пределами страны;
  • предприятие утилизирует товары в пределах принятых нормативов.

Если юр.лицо утилизирует часть отходов и не дотягивает до принятых нормативов, то платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

ВАЖНО! Не путайте расчет платы за НВОС (экологические платежи) с отчетностью по экологическому сбору!

Рассмотрим примеры:

  1. Деревообрабатывающий цех по производству столярной продукции, который выпускает изделия деревянные строительные и столярные. Данный объект использует деревянную тару, которая входит в перечень утилизации, за которую необходимо уплачивать экологический сбор.
  2. Хлебокомбинат для упаковки хлебопекарной продукции использует мешки, коробки, ящики пластмассовые, а также упаковку из бумаги и картона, которые также попадают под экосбор.
  3. Швейное предприятие упаковывает готовую продукцию в мешки, использует бумажную и картонную упаковку, а также деревянные поддоны для транспортировки больших партий. Данные виды упаковки также попадают под экосбор. Помимо упаковки в отчете необходимо отразить данные по производимому товару, например, одежде трикотажной.

ВАЖНО! За товары и упаковку, вывозимых за пределы России, экологический сбор не уплачивается.

Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Однако такие действия могут квалифицироваться как сокрытие экологической информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Ставки платы за НВОС при загрязнении воды

Приведем примеры расчета сумм за вредные сбросы в водоемы.

Номер в перечне Вещество Ставка
1 Акрилонитрил (С₃H₃N) 73 553,2
7 Анилин (С₆Н₅NH₂) 5 950 387,4
12 Барий (Ba) 850
86 Ртуть (Hg) 73 553 403
159 Сухой остаток 0,5

Принципиальным является то, что одно и то же вещество, в результате которого загрязняются вода и воздух, характеризуется разными ставками. Например:

Загрязнитель Ставка при вреде атмосфере Ставка при вреде водоемам
Аммиак (NH₃) 138,8 14 711,7
Барий (Ba) 1108,1 850
Борная кислота (H₃BO₃) 275 43 267,4
Кадмий (Cd) 14 759,3 147 106,3
Марганец (Mn) 5473,5 73 553,2

Обратите внимание! Для ряда регионов и особо охраняемых территорий установлены программы по сокращению вредных сбросов в воду, что предполагает перепрофилирование существующих компаний-загрязнителей, предотвращение появления новых источников и иные мероприятия (см., например, постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал…» от 21.08.2012 № 847).

Риски! Если вред водоемам причинен в результате нарушения водного законодательства, он подлежит возмещению в порядке ст. 69 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ. Виновные лица подлежат уголовной и административной ответственности.

О возмещении вреда экологии мы рассказали в статье «Пленум ВС РФ дал разъяснения в области возмещения вреда окружающей среде».

В бухгалтерском учете

В бухучете плата за НВОС на основании п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» включается в состав расходов по обычным видам деятельности (расходами организации согласно названному стандарту считается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)).

В связи с тем что платеж за НВОС в силу ст. 13 — 15 НК РФ не является налоговым, в бухгалтерском учете он отражается без использования счета 68 «Расчеты с бюджетом». Начисление данного платежа следует отражать записью по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26, 44) в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

При этом встречается и противоположная точка зрения. Согласно которой затраты организации, связанные с получением разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются записью по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 68 (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) с отражением в учете проводки Д 20 (25) К 68.10.

Пример. Учет платы за негативное воздействие на окружающую среду

По итогам 2021 года плата за негативное воздействие на окружающую среду составила 80 000 руб. Выбросы осуществлялись в пределах норм (в пределах лимитов).

31 декабря 2021 г. нужно отразить:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 (68), субсчет «Расчеты по плате за НВОС» — начислен платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 80 000 руб.

12 февраля 2021 г. перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Дебет 76 (68), субсчет «Расчеты по плате за НВОС» Кредит 51 — перечислена плата 80 000 руб.

Таким образом, организация может учесть затраты на уплату НВОС в пределах норм (лимитов) в расходах как по налогу на прибыль, так и при УСН. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки: Д 20 (25) К (76) 68 и Д 76 (68) К 51.

Декларация по экологии расчет

Расчет с уполномоченным органом Росприроднадзора предполагает не только перечисление соответствующего платежа, но и формировать отчетную форму по итогам каждого календарного года.

Форма отчета утверждена на законодательном уровне в Приказе Минприроды №3 от 09.01.17г.

Структуру расчета по экологии можно представить в виде следующих элементов: титульной страницы, страницы, используемой для дифференциации по видам оплат, а также трех разделов и подразделов, применяемых для фиксации информации о произведенном расчете, перечислении денежных средств в казну, потребности в возврате денег в случае излишней уплаты.

Отчет для Росприроднадзора может быть передана в уполномоченный орган как в бумажном, так и в электронном формате на усмотрение хозяйствующего субъекта. Декларация должна быть передана в территориальное управление не позднее 10 марта года, следующего за отчетным.

С какого времени необходимо платить экологические платежи

Экологические платежи необходимо платить со времени вступления в силу Постановления Правительства № 344, а именно с 30 июня 2003 года. Те предприятия, которые уже существовали в это время, но не вносили экологические платежи, должны внести плату за загрязнение окружающей среды именно с 30 июня 2003 г., а те предприятия, которые образовались позже, должны платить с момента начала своей деятельности. Однако в 2008 году в связи с истечением срока исковой давности — три года (согласно ст.196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ) плата с «должников» взимается с 1 января 2010 года.

Как рассчитать экологический сбор

Для того чтобы произвести расчет величины экологического сбора, подлежащей уплате в бюджет, необходимо воспользоваться специальной формулой для расчета, которая имеет следующий вид:

Сборэколог.= Ставка * Масса объекта утилизации * Норматив объекта утилизации.

Соответственно, единственным составляющим показателем при расчете сбора является определение фактической массы объекта утилизации. Все остальные значения плательщик может получить из нормативной документации, прописанной выше.

Рассмотрим методику исчисления сбора за загрязнение окружающей среды на конкретном примере.

Пример.

ООО «ВЕГАС» осуществляет производство покрышек. В течение 2017 года компания выпустила 45 т готовой продукции. В отношении данного вида товаров применяется ставка экологического сбора и платежа равная 7109. Тогда как норматив утилизации установлен в пределах 15%. Расчет будет выглядеть следующим образом:

Сборэколог.= 7109 * 45 * 15 = 47986 рублей.

Соответственно, по итогам 2021 года потребуется уплатить сбор в размере 47986 рублей.

Какие отчеты включает в себя экологический сбор

В понятие отчетности по экосбору за прошедший 2021 год включены 3 отчета:

1.Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации

Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации

2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

3. Форма расчета суммы экологического сбора

Кто должен отчитаться по экосбору

Для того чтобы определить, должен ли производитель или импортер товаров или упаковки отчитываться по экосбору, ему нужно ознакомиться с перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (в ред. от 16.06.2018; далее — Перечень). В декабре 2021 г. данный перечень расширился и теперь вместо 36 групп включает 54, из них 46 групп товаров и 8 групп упаковки.

Итак, если компания производит или импортирует товары или упаковку, которые попали в Перечень, она должна формировать отчетность, рассчитывать и вносить платеж.

Относительно платежа по экосбору есть несколько нюансов:

1. Сумму экосбора за товары нужно платить, когда предприятие не выполняет норматив утилизации или делает это не в полном объеме. Если норматив утилизации выполняется, то организация обязана только сдавать декларацию, отчетность по нормативам и документы, подтверждающие проведенную утилизацию. При этом сам платеж будет нулевым.

Обратите внимание: если производитель или импортер перевыполнил нормативы утилизации в предыдущем году, то в текущем календарном году они уменьшаются на разницу перевыполнения норматива.

2. Согласно Порядку взимания экологического сбора, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 (в ред. от 23.08.2018; далее — Порядок), производители упаковки должны вносить платеж только в случае ее реализации конечному потребителю.

Например, производитель бумажных мешков реализовал мешки для продажи в розничных магазинах. В этом случае уплатить экосбор за упаковку должен производитель мешков. Если же мешки были реализованы на кондитерскую фабрику для упаковки пирожных, то экосбор за упаковку должна уплатить фабрика, потому что она упаковывает в нее свой товар.

3. Если компания производит многооборотную упаковку, то она и уплачивает экосбор[1].

Например, велозавод упаковывает велосипеды в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экосбор за картонные коробки платит велозавод, а за поддоны — производитель поддонов.

Кто осуществляет платежи в бюджет по экологическому сбору за упаковку и утилизируемые товары

Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (действует с 01.01.2018 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Данные перечни корреспондируют с видами продукции, включенными в Общероссийский классификатор ОК-2014, а также списками товаров, для которых установлены ставки в таможенном тарифном классификаторе ЕТТ ЕАЭС.

В другом НПА, распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р (действует с 01.01.2018 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р), установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).

Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2021 году норматив по экологическому сбору равен 18% (на 2021 год — 20%). Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 18% (20%) от их общего объема.

Для 2019-2020 годов не предусмотрены нулевые нормативы по экологическому сбору. Но они действовали в 2021 году, в частности, в отношении текстильных изделий (код 13.00 по ОК 034-2014). Это значит, что платить за утилизацию соответствующего типа товаров и упаковки за них плательщики были не должны

Экологический сбор в 2021 году: отчетность и платежи

В отношении экологического сбора Росприроднадзор устанавливает следующие сроки проведения расчетов: не позднее 15 апреля года, следующего за окончанием отчетного периода.

Что касается требований о сроках предоставления отчетных форм, передать пакет документов в органы Росприроднадзора допускается не позднее 1 апреля года следующего за окончанием отчетного периода.

В состав требуемых к передаче отчетных документов входит:

  1. Отчет об исполнении нормативов переработки. Этот документ составляется в том случае, когда организация или предприниматель самостоятельно по своей инициативе произвели утилизацию части отходов.
  2. Декларация об объемах произведенной продукции. В этом документе должны быть отражены объемы произведенных либо импортируемых товаров и упаковки в течении предшествующего календарного года. Эти сведения потребуются работникам Росприроднадзора при определении корректности расчета и уплаты сбора в федеральный бюджет.

У плательщиков существует несколько доступных способов отправки, прописанных выше отчетных форм – бумажный или с использованием электронных каналов связи. В случае отправки отчетов на бумажных носителях потребуется в уполномоченные органы направить также копию документов в электронном варианте. В отношении отправки отчетности электронно аналогичных требований не предусмотрено. Органом, уполномоченных осуществлять прием форм отчетности, в отношении организаций, осуществляющих производство продукции, является Росприроднадзор по месту регистрации фирмы, тогда как для компании, занимающиеся импортом, передают документы в центральное управление Росприроднадзора.

Похожие статьи

  • Экологический налог для автомобилистов 2018
  • Коэффициент экологической значимости на 2021 год
  • Расчет по экологии в 2021 году
  • Реквизиты и сроки уплаты экологического сбора в 2021 году
  • Росприроднадзор расчет платы за негативное воздействие 2018

Заполнение экосбора: разбор примера на практике

Объект: небольшое швейное производство, выпускающее трикотажную одежду.

Заполняем Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов

В Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров заполняется 2 раздела. Отчетность представляется для готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

В таблицу включаются только те группы товаров и товары, в отношении которых у производителя товаров, импортера товаров возникает обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров. Код товара по классификатору продукции указан в Перечне.

Количество товаров, упаковки товаров, количество отходов от использования товаров указываются для каждого товара, упаковки товаров в килограммах, округленных до целого числа по математическим правилам округления

Заполняем расчет экосбора

Расчет экологического сбора осуществляется по формуле:

ЭС = Ставка * Масса утилизируемых товаров * Норматив утилизации

Расчет экологического сбора для производителей (импортеров), самостоятельно утилизирующих товар (упаковку): в случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Таким образом,

ЭС = СТЭС * (ОУСТ — ОФАКТ),

где ЭС — экологический сбор;

СТЭС — ставка экологического сбора;

ОУСТ — установленное значение количества утилизированных отходов от использования товаров;

ОФАКТ — фактически достигнутое значение количества утилизированных отходов от использования товаров.

Важно! Для некоторых товаров, подлежащих утилизации, ставка экосбора равна нулю, а значит, и экологический сбор будет равен 0. В данном случае предприятию ничего не нужно оплачивать в бюджет. НО! Сдать отчеты по экосбору нужно в срок!

Как рассчитать сумму платы за НВОС

Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).

Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2. При расчете платы за сбросы — коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду 2021

На сайте Правительства (https://government.ru/) размещен документ, в котором приведены проиндексированные ставки платы.

Так, этим документом устанавливается плата за НВОС в 2021 году. Какие изменения при этом последовали? Сохраняются прежние ставки (от 2021 года), но введен коэффициент 1,04.

По сути, это означает, что плата за НВОС будет проиндексирована на величину инфляции и при этом учтен коэффициент инфляции на 2019 год для расчета платы за НВОС. Простой расчет показывает, что оплата вырастет на 4%.

Ставки платы на 2021 год были утверждены Постановлением №913 от 13 сентября 2021 года. Представляем их ниже (кликайте на картинки мышкой, листать можно на клавиатуре):


Ставки платы за НВОС, стр. 1


Ставки платы за НВОС, стр. 2


Ставки платы за НВОС, стр. 3


Ставки платы за НВОС, стр. 4


Ставки платы за НВОС, стр. 5

К изменениям, отраженным в новом Постановлении, относят и ставки платы за НВОС при размещении твердых отходов, относящихся к IV классу опасности. Они утверждены до 2025 года.

Уже на 2021 год ставка рассчитана в 95 рублей за тонну. На 2019 год она будет уже 194,5 рублей, а к 2021 — 293,9 рублей.

До нынешнего года совсем не устанавливались ставки платы за НВОС при складировании и размещении твердых отходов.

Существовали лишь ставки для отходов потребления и производства 4 класса опасности. В 2021 году она установлена в 663,2 руб/т.

Авансовые платежи в 2021 году: сроки уплаты

Общую сумму платы за 2021 год за загрязнение окружающей среды за минусом авансовых платежей необходимо внести до 1 марта 2021 года. Авансовые платежи в 2021 году выплачиваются в следующие сроки:

  • за 1 квартал 2021 — до 20 апреля 2021 года;
  • за полугодие 2021 — до 20 июля 2021 года;
  • за 9 месяцев 2021 — до 20 октября 2021 год.

А общую сумму платы за 2021 года за загрязнение окружающей среды за минусом авансовых платежей необходимо внести до 1 марта 2021 года.

Порядок внесения платы за загрязнение окружающей среды и КБК в 2021 году

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды в 2021 году следует составлять так же, как и поручения на уплату налогов (страховых взносов) — то есть, по общим правилам. Учтите, что сумму оплаты необходимо перечислять в банк одним платежным поручением на счета территориальных управлений Федерального казначейства. Об этом говорится в письме Минфина России от 24.07.2008№ 03-06-06-04/1.

Заполняя платежные поручения, укажите КБК Росприроднадзора, который является администратором бюджетных доходов в виде платы за загрязнение окружающей среды (приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Таким образом, в 2021 году КБК для уплаты следующий: 048 1 12 010X0 01 6000 120, где X — вид загрязнения окружающей среды.

Куда платить экологический сбор

Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации:

  • плательщиками, являющимися производителями товаров, — на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;
  • плательщиками, являющимися импортерами товаров, — на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.

Коэффициенты инфляции

Коэффициенты, учитывающие инфляцию платы за НВОС по всем разделам расчета платы, устанавливаются каждый год

Федеральным законом «О федеральном бюджете». В 2010 году нормативы платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,79. Нормативы платы, изменённые Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г. №410, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,62.

  • Коэффициенты инфляции в 2011г.: 1,93 (вместо 1,79) и 1,58 (вместо 1,46)
  • Коэффициенты инфляции в 2012г.: 2,05 (вместо 1,93) и 1,67 (вместо 1,58)
  • Коэффициенты инфляции в 2013г.: 2,20 (вместо 2,05) и 1,79 (вместо 1,67)
  • Коэффициенты инфляции в 2014г.: 2,33 (вместо 2,20) и 1,89 (вместо 1,79)
  • Коэффициенты инфляции в 2015г.: 2,45 (вместо 2,33) и 1,98 (вместо 1,89)
  • Коэффициенты инфляции в 2021г.: 2,56 (вместо 2,45) и 2,07 (вместо 1,98)

Приводим КБК в виде таблицы:

Название платежа КБК 2021 года
За выбросы в водные объекты 048 1 1200 120
За размещение отходов производства и потребления 048 1 1200 120
За выбросы в атмосферу стационарными объектами 048 1 1200 120
За другие виды негативного воздействия на окружающую среду 048 1 1200 120

В завершении добавим, что если у организации (или ИП) нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, то им не нужно ни проходить регистрацию в Росприроднадзоре, ни платить за мусор.

Как отчитаться

Существует несколько способов подготовить и сдать отчетность по экосбору:

• на бумаге.

Разрешается отчитываться на бумаге, если у организации нет технической возможности подключиться к Интернету. Тем не менее в этом случае все равно необходимо сдать электронную версию отчета в формате xml (например, на диске или флешке);

• с использованием бесплатных сервисов Росприроднадзора.

Можно сформировать отчет в Модуле природопользователя или в Личном кабинете природопользователя (под учетной записью юридического лица) и отправить его из Личного кабинета природопользователя. Перед отправкой необходимо подписать отчет квалифицированной электронной подписью;

• через программные решения оператора электронного документооборота.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]