Определение класса профессионального риска страхового тарифа организации


Страховые взносы ФСС от несчастных случаев
Павел Андреев

Журналист, помощник редактора

Страховые взносы – обязательные платежи, которые предприятие перечисляет на специальный счет ежемесячно.

Это денежная компенсация в защиту интересов работника, травмировавшегося на производстве. Независимо от того, что платежи регулярные и вносятся на каждого работника индивидуально, денежные средства выплачиваются после наступления страхового случая.

Как устроена российская система обязательного пенсионного страхования

В ФСС тарифы в 2021 году от несчастных случаев остаются такие же, как и в предыдущем, но само администрирование претерпело некоторые изменения. Далее разберемся с особенностями начисления страховых взносов!

Кто выступает плательщиком

Плательщиками взносов на случай травматизма выступают юридические лица (предприятия всех форм собственности) и индивидуальные предприниматели за своих работников. Начисляется на сумму заработной платы.

За сотрудников, с которыми заключается договор ГПХ, где не прописаны условия страхования, работодатель вносить средства не обязан.

К перечню выплат не относится:

  • единовременная материальная помощь;
  • выплаты больничных листов;
  • выходные пособия;
  • суммы, которые выплачиваются при причиненном вреде на производстве;
  • некоторые другие выплаты определены законодательством.

Детально о суммах выплат, на которые не начисляются взносы по травматизму, можно узнать, прочитав ФЗ №125.

Отчисления на травматизм делают на такие виды поступлений:

  • зарплата;
  • премиальные;
  • компенсация за отпуск;
  • надбавки.

На целевые государственные выплаты, расходы на повышение квалификации персонала, выплаты при ликвидации предприятия отчисления не производятся.

Изменения 2021 года

Перераспределение функций по приему взносов привело к тому, что теперь их приходится отчислять в две инстанции:

  1. в ФСС части, касающиеся больничных и материнства;
  2. в ПФР и ФОМС по-прежнему переводятся деньги индивидуальными предпринимателями за себя.

Законодательно порядок расчетовзакреплен в особой главе Налогового кодекса. Это привело к тому, что данные взносы теперь приравнены к движению бюджетных средств, то есть подчиняются соответствующим требованиям:

  • в части правил оформления;
  • в том числе, использования специальных реквизитов.

Куда перечислять

Все взносы, описанные в НК, плательщики обязаны вносить на счета соответствующего отделения ФНС:

  • по месту регистрации;
  • по месту нахождения филиала, ведущего отдельную бухгалтерию;
  • ИП ориентируются на адрес прописки.

Платежки следует оформлять по каждому виду взноса отдельно (как ранее). Однако в 2021 году нужно использовать реквизиты, предусмотренные для бюджетных взносов. Сбор по травматизму перечисляется по старым правилам:

  • в отделение ФСС, в котором зарегистрирован плательщик;
  • по месту нахождения обособленного филиала;
  • по месту жительства ИП (только благотворительные).

Изменились ли сроки

Согласно нормативным требованиям «несчастный» сбор должен попасть на счет ФСС до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

ФСС тарифы 2021 от несчастных случаев

Чтобы предпринимателю узнать, какую ставку по травматизму ему необходимо вносить, нужно знать основной вид деятельности организации. Всего существует 32 класса, которые включают в себя перечень видов, сгруппированных согласно классам профессионального риска. Для каждого присвоен индивидуальный код ОКВЭД.

С 01.01.2017 действует приказ №851Н. Он определяет новые правила классификации. Вид деятельности подтверждается ежегодно. Для того чтобы органы ФСС назначили тариф, по которому будет рассчитана ставка травматизма, нужно до 15 апреля текущего года направить подтверждающие документы:

  • справку утвержденной формы;
  • подтверждающее заявление;
  • расшифровку баланса для предприятий за предыдущий период. ИП не обязаны предоставлять отчетность.

Формы заявления и справки можно посмотреть в приложениях к приказу №55 Минздравсоцразвития.

В ФСС тарифы 2021 года от несчастных случаев колеблются от 0,2 до 8,5.

Если налогоплательщик не предоставит документы, тогда ФСС самостоятельно присвоит класс профессионального риска, при этом выбирается наибольшая ставка – 8,5. Поэтому документы нужно подавать вовремя, ведь оспорить тариф, согласно новым правилам, действующим с этого года, будет невозможно.

Налоги для пенсионеров

Определение действительного размера обязательств по уплате страховых взносов «на травматизм»

ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИИ «НАЛОГОВОЕ ПРАВО В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Ольга Вячеславовна Анферова, заместитель генерального директора по юридическим проектам ГК «Налоги и финансовое право»
Ксения Сергеевна Ананьина, ведущий специалист по юридическим вопросам ГК «Налоги и финансовое право»

Практически в абсолютном большинстве случаев говорят об определении действительных налоговых обязательств, однако пример настоящего спора показывает, что вопрос «действительности» гораздо шире и глубже.

На самом деле он возникает везде, в том числе при определении контролирующими органами размера любых обязательных платежей, и налоговых, и нет.

В настоящем докладе мы хотели бы обсудить применение принципа «действительности обязательств» Фондом социального страхования при проверках правильности исчисления страховых взносов «на травматизм».

Обстоятельства спора.

Организация (страхователь) осуществляет два вида предпринимательской деятельности: производство мебели и розничную торговлю мебелью собственного производства и товарами для дома как собственного производства, так и приобретенными у других лиц.

Общество в период 2015 – 2021 гг. представляло в Фонд социального страхования (далее – Фонд, ФСС) документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, которым оно считало «Розничную торговлю мебелью и товарами для дома», поскольку именно от этого вида деятельности получало наибольшую долю выручки.

При этом соотношение работников производства и торговли было не таким, которое характерно для организаций, продающих произведенную ими продукцию двумя-тремя менеджерами. В составе Общества имеется развитая сеть магазинов розничных продаж (вошла в Общество под давлением налоговых органов во избежание обвинений в дроблении), в результате чего соотношение работников производства и розничной торговли составило:

Год Производство Торговля

(12 филиалов

с несколькими магазинами в каждом)

2015 1113 1278 (53,45 %)
2016 890 1157 (56,50 %)
2017 694 871 (55,65 %)

Позиция ФСС.

Основной вид деятельности определен неправильно.

Для Общества это «Производство мебели», а не «Розничная торговля». ФСС полагает, что выручка Общества от реализации продукции собственного производства подлежит учету как выручка исключительно от процесса производства продукции и не может быть выделена отдельно и отнесена к выручке от розничных продаж.

При этом Фонд установил, что структурные подразделения Общества осуществляют и продажу приобретенных товаров (около 5,66 % выручки).

Однако Фонд не учел наличие у Общества структурных подразделений. Начислил на фонд оплаты труда всех работников страховые взносы «на травматизм», соответствующие уровню профессиональных рисков работников производства – 0,9 % (вместо 0,2 % для торговли). Также основанием для этого стало отсутствие заявления страхователя о выделении подразделений в самостоятельные классификационные единицы.

Однако, учитывая наличие у Общества разных видов деятельности и отдельных доходов от них, Фонд должен был произвести выделение структурных подразделений, осуществляющих розничную торговлю мебелью и товарами для дома, в том числе приобретенными у других лиц, в самостоятельные классификационные единицы. Установить для них отдельные тарифы страховых взносов исходя из уровня профессиональных рисков их работников.

Обоснование.

Законодатель предусмотрел обязанность Фонда устанавливать действительный размер обязательств Общества по уплате страховых взносов, однако из-за недоработок механизмов их применения соответствующие нормы понимаются Фондами исключительно «пробюджетно».

Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) устанавливает, что одним из основополагающих принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

В этой связи страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 26.16 Закона № 125-ФЗ предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

Из анализа изложенных норм можно сделать вывод, что в ходе выездной документальной проверки Фондом должны быть установлены действительные обязательства плательщика страховых взносов, поскольку он должен уплачивать только законно установленные взносы (ст. 57 Конституции РФ).

Данная обязанность включает в себя не только выявление фактов неуплаты страховых взносов страхователем и взыскание этих взносов, но и установление всех фактических обстоятельств, связанных с правильностью исчисления и своевременностью уплаты взносов в периоде проверки, а также определение действительного размера обязательств страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Иное не отвечает принципу добросовестности фискального администрирования, не допускающему создание формальных условий для взимания налогов и сборов сверх того, что требуется по закону, и отказ в осуществлении прав плательщиков взносов только по формальным основаниям, не связанным с существом реализуемого права, по мотивам, обусловленным лишь удобством администрирования.

Важность соблюдения этого принципа особо подчеркнул Верховный суд в Определении от 19.02.2019 № 302-КГ18-9260 по делу № А69-945/2017:

«Одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам ЭД страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска».

Иными словами, дифференциация тарифов должна производиться исходя из фактически выполняемых работниками трудовых функций. Такая соразмерность обеспечивает экономическое обоснование сумм подлежащих уплате страховых взносов.

В этом плане установленный Законом № 125-ФЗ принцип дифференциации соответствует принципу экономической обоснованности налогов.

Установление повышенного тарифа, явно несоответствующего уровню травматизма работников в деятельности страхователя, нарушает принцип дифференциации и экономической обоснованности, приводя к тому, что размер подлежащих уплате страховых взносов не будет соотноситься ни с действительными обязательствами и рисками организации, ни с расходами Фонда по таким категориям работников.

О необходимости применения основных принципов налогового права и данного принципа в частности к страховым взносам неоднократно высказывались высшие судебные инстанции.

В Постановлении от 30.11.2016 № 27-П Конституционный Суд РФ прямо указал, что принципы экономической обоснованности и дифференциации должны применяться к страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию.

КС РФ подчеркнул, что данные страховые взносы выступают материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает реализацию в обязательном пенсионном страховании таких принципов социального страхования, как устойчивость и автономность финансовой системы, государственная гарантированность соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков и исполнения обязательств по данному виду обязательного социального страхования.

В противном случае, отметил КС РФ, не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов плательщика, повлечет их избыточное финансовое обременение, а следовательно, — нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).

В Постановлении от 02.10.2012 № 7828/12 Президиум ВАС РФ также указывал, что при толковании правовых норм не должны нарушаться вытекающие из Конституции РФ универсальные принципы справедливости обложения страхователей страховыми взносами, а также принцип экономического обоснования страховых взносов. В противном случае их исчисление приводит к возложению на предпринимателей бремени уплаты обязательных публичных платежей, несоразмерных результатам их экономической деятельности.

По своей сути различные виды страховых взносов являются тождественными. Все они являются обязательными для работодателей, обеспечивают социальную защиту застрахованных лиц и выплату страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Соответственно, выводы о базовых принципах взимания публичных обязательных платежей, применимых к страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию, должны применяться и к страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.11.2018 № 304-КГ18-9969 по делу № А45-16531/2017 отмечено, что положение п. 3 ст. 3 НК РФ подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Неприменение принципа дифференциации (как и принципов экономической обоснованности налогов) нарушает конституционный принцип равенства плательщиков страховых взносов (как и налогоплательщиков).

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от 13.03.2008 № 5-П, принцип равенства налогового бремени будет нарушен, если определенная категория налогоплательщиков попадает в иные, по сравнению с другими налогоплательщиками, условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.02.2019 № 10-П также сказано, что равенство — это равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Одинаковые экономические результаты деятельности должны влечь одинаковое налоговое бремя. Принцип равенства налогового бремени нарушается, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное регулирование.

Данные выводы справедливы и для уплаты страховых взносов, в том числе «на травматизм».

При этом различие или равенство должно устанавливаться исходя из содержания фактической трудовой функции работников страхователя. По уровню риска работник магазина розничной торговли, реализующий товары, изготовленные на производственном участке организации-работодателя (расположенного обособленно), подвергается риску несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ничуть не больше, чем работник магазина розничной торговли, реализующий покупные товары.

В условиях, когда работники сети розничной торговли производителя осуществляют свою деятельность отдельно от производства, применение к ним тарифов по классу профессионального риска для работников производства нарушает принципы равенства обложения страхователей страховыми взносами в отношении фонда оплаты труда работников, выполняющих одни и те же трудовые функции, но продающих товар из различных источников.

Отказ Фонда в выделении структурных подразделений Общества в самостоятельные классификационные единицы привел к созданию ситуации, когда установленный размер страхового тарифа не соответствует виду деятельности, реально осуществляемому работниками структурных подразделений.

Тем более, что реализация принципа дифференциации предусмотрена законодателем через возможность установления отдельных тарифов для обособленных подразделений и структурных подразделений страхователя.

О

В ходе проверки Фонду были представлены документы о наличии в составе Общества структурных подразделений и данные по ним.

Из этих данных было видно, что большая часть работников страхователя задействована в сфере торговли, которая, очевидно, по уровню своего травматизма не соответствует уровню травматизма, присущему производству мебели.

А значит, страховые взносы, исчисленные в отношении занятых в сфере розничной торговли работников, по тарифу, установленному для вида деятельности «производство», будут завышенными и явно несоразмерными действительным рискам и обязательствам Общества, что противоречит принципу дифференциации тарифов и экономической обоснованности взимаемых взносов.

Из анализа представленных документов Фонд в ходе проверки мог и должен был установить действительные обязательства Общества по уплате страховых взносов по структурным подразделениям, основным видом деятельности которых является розничная торговля.

Однако такое выделение Фонд не произвел, тем самым нарушив обязанность определения действительного размера обязательств Общества по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

При наличии у Фонда всех необходимых данных для расчета взносов по структурным подразделениям отсутствие заявления Общества не может быть оправданием для отказа в определении действительного размера обязательств.

Следует особо отметить, что невыделение структурных подразделений в самостоятельные единицы и установление для них тарифа страховых взносов, явно не соответствующего уровню риска их деятельности, влечет за собой невозможность конкуренции организаций реального сектора экономики страны, занимающихся производством товаров и их продажей, с торговыми организациями, продающими покупные (часто импортные) товары, с иностранными производителями.

Заставляет российских производителей сокращать издержки, минимизировать фонд оплаты труда, увольнять работников, уменьшать качество комплектующих, отказываться от модернизации производства в пользу уплаты страховых взносов, не учитывающих реальный размер рисков работников.

Между тем, суды трех инстанций при рассмотрении описанного спора не сочли, что такая обязанность для Фонда является установленной законодательством и он должен был ее выполнять.

По выражению судей, Обществу не нужно вести речь о справедливости взимания страховых взносов.

В рамках настоящего доклада мы не будем вдаваться в очевидность значения для права такой категории, как справедливость.

Полагаем, что она выражается и в закрепленных в Конституции положениях о всеобщем равенстве перед законом (ч. 1 ст. 7) и в положениях, которые гарантируют гражданам РФ создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

Выражением этого является требование к контролирующим органам устанавливать действительный размер публичных обязательств всех лиц, в том числе плательщиков налогов, страховых взносов и любых других обязательных платежей, независимо от их включения в НК РФ.

Его применение не должно зависеть от прямого упоминания о нем в положениях законов о конкретных платежах, таких, например, как ст. 54.1 НК РФ или ст. 1, 4 Закона № 125-ФЗ.

Методика расчета

Страховые взносы от несчастного случая в 2021 рассчитываются бухгалтером ежемесячно путем умножения базы по взносам на тарифную ставку.

База взноса – это количество денег, которое получил работник за отчетный месяц. Сюда может входить не только заработная плата, но и другие денежные вознаграждения, рассмотренные выше. Рассчитывается как разница между выплатами по трудовому договору и не облагаемыми взносами.

Пример. Предприятие «Красный луч» занимается добычей кобальтовой руды – 07.29.22. Это 32 класс риска. Для этой группы присвоен тариф 8,5, так как это опасный вид деятельности, травмы, полученные на работе, могут иметь серьезные последствии, тянущие за собой большие финансовые траты. Фонд зарплаты работников в марте 2021 года – 2,4 млн. руб. Отдельным работникам была выплачена материальная помощь в размере 17 тыс. рублей. Исходя из этого:

  • база взноса=2400000-17000=2383000 руб.;
  • сумма отчислений=2383000*8,5%=202555 руб.

Полученная сумма отчисляется компанией на специальный счет в ФСС.

Как уплачиваются взносы по НС и ПЗ

Перечислить суммы необходимо до 15-го числа каждого месяца. При совпадении срока с выходными или праздниками крайняя дата уплаты переносится на ближайший рабочий день (п. 4 стат. 22 Закона № 125-ФЗ). В 2021 году выпадает 4 переноса:

  • С 15-го апреля на 16-ое.
  • С 15-го июня на 16-ое.
  • С 15-го сентября на 17-ое.
  • С 15-го декабря на 17-ое.

В связи с тем, что такие взносы остались под контролем Соцстраха, уплачивать суммы также необходимо в ФСС по месту учета страхователя. Реквизиты для перечисления можно уточнить у инспектора своего подразделения Фонда. Отчетность по травматизму подается тоже в Соцстрах. Периодичность сдачи – ежеквартальная. Срок подачи утвержден как:

  • 20-ое число – для представления бумажных расчетов.
  • 25-ое число – для подачи отчета в электронном формате.

Помимо основных тарифов, глава 34 НК РФ устанавливает и дополнительные страховые взносы, которые применяются в отношении работников, занятых на вредном и опасном производстве, а именно:

  • подземных работах, в горячих цехах, на вредных производствах в соответствии со Списком 1 (пп. 1, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400);
  • работах с тяжелыми условиями труда, указанных в Списке 2 (пп. 2, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400);
  • работах, предусмотренных пп. 3–18 п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 (так называемые «малые списки»).

Что же касается величины дополнительных взносов, то их размер зависит от проведения специальной оценки условий труда. Если она не производитлась, то тариф устанавливается в размере 9% — для Списка № 1 и в размере 6% — для Списка № 2 и «малых списков».

Льготные ставки

В 2021 году продолжают действовать пониженные ставки для некоторых видов деятельности:

  • предприятия, которые относятся к категории льготных – благотворительность, строительство, сфера образования, здравоохранения и др., если они в год получают доход в размере не больше 79 млн. руб.;
  • фармперсонал аптек;
  • предприятие, которое ведет финансовую деятельность в определенных законом свободных экономических зонах;
  • IT-компании;

Таких категорий большое количество. Ставка колеблется от 0 до 2%. Полный перечень приведен в ст. 427 НК РФ.

Отчетность по «несчастному» сбору

В 2021 г. сохраняет актуальность Закон № 179-ФЗ от 22.12.05 г. Здесь приведены действующие тарифы в процентных ставках. Начисление травматизма выполняется по отношению ко всем доходам физлица в рамках трудовых договоров, а также гражданско-правовых. Класс профриска определяется по виду ОКВЭД. Минимальный размер тарифа составляет 0,2 %, а максимальный – 8,5 %.

Актуальные величины ставок по НС и ПЗ на 2021 г. по классам риска начинаются со значения 0,2 % для 1 класса. Увеличение по каждому классу выполняется на 0,1-0,4 %. К примеру, для 10 класса будет уже тариф в 1,1 %, для 15-го – в 1,7 %, а для 32-го – в 8,5 %.

Чтобы получить свой тариф на год, работодатель обязан подтвердить основной вид экономической деятельности. Для этого в Соцстрах подаются – справка, заявление и пояснительная записка. Последняя не обязательна для СМП. Срок представления сведений – 15-ое апреля. После рассмотрения документов ФСС присваивает по классу риска тариф. При этом не важно, какой основной ОКВЭД «на бумаге». Первостепенным значением обладает фактическое ведение деятельности.

Законодательством установлено, что ИП в ФСС выплачивает следующие суммы:

  • за себя в добровольном порядке на основании договора с Фондом;
  • за наемных тружеников обязательно по ставке:
КатегорияТариф (%)
Страхователи, не получившие льготных прав2,9
Те же после достижения предельной базы0
ИП, работающие в особых экономических зонах2
ИП, осуществляющие деятельность в таких экономических зонах:
  • Республики Крым;
  • города Севастополя;
  • свободного порта «Владивосток».
1,5

В 2021 году изменились формы отчетности по данным видам перечислений. Теперь они сдаются в две организации:

  • в ФСС до 20 числа на бумажных носителях и до 25-го в электронном виде;
  • в ФНС предоставляется сводный отчет, включающий травматический сбор: до 30-го числа, следующего за отчетным периодом.

Почему контроль передан в налоговый орган

Причиной перераспределения контрольных функций между госорганами стала плохая собираемость обязательных платежей.ФНС зарекомендовала себя самым лучшим организатором работы с плательщиками. Поэтому Президент РФ подписал 15 января 2021 года указ № 13. Документом контрольная функция передается в ФНС.

Что нового в 2021 году

Тарифы, категории плательщиков и льготников остались прежними, однако изменения коснулись следующего:

  • отчеты сдаются за первый квартал, полугодие и 9 месяцев и содержат только алгоритм расчета;
  • за расчетный период берется календарный год;
  • изменились сроки подачи отчетов в органы (расчетная ведомость 4-ФСС сдается ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  • перечислять страховые взносы (кроме взносов «на травматизм») с 2018 года необходимо в налоговую инспекцию, а не в фонды;
  • утверждена новая форма расчета (Приказ ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]