Трудно переоценить коммерческую роль рекламы, а значит, и экономическую эффективность затрачиваемых на нее средств.
Однако, эта статья расходов оказывается самой спорной с точки зрения налогообложения (базы налога на прибыль). Не каждое явление, считаемое обывателями рекламой, является таковой с юридической точки зрения. Кроме того, нужно принять во внимание важный критерий правомерности учета трат для налоговых целей – нормируемость расходов.
Рассмотрим, как отражается понятие нормы на рекламные расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
Вопрос: ООО планирует заключить с юридическим лицом — исполнителем договор о выполнении работ по изготовлению и нанесению рекламных баннеров на внешние стороны городского наземного транспорта (трамваев) для рекламы производимой продукции в целях увеличения ее продажи. На запрос в налоговый орган о существующем максимальном размере учета расходов на данный вид рекламных расходов ООО получило ответ, что максимальный размер составляет 1% выручки от реализации, поскольку трамваи не являются средствами стабильного территориального размещения. Однако ООО полагает, что данный вид рекламных расходов учитывается в фактически произведенном размере. Обоснованна ли позиция ООО? Посмотреть ответ
Чем отличаются рекламные расходы нормируемые и ненормируемые
Рекламные расходы, которые учитываются при налогообложении, делятся на две группы:
- ненормируемые расходы, то есть те, которые можно учитывать полностью;
- нормируемые расходы, то есть те, в отношении которых существует порядок признания.
Налоговый кодекс РФ в п. 4 ст. 264 содержит более подробную классификацию.
Мнение судей
В данном случае позиция судей представляет отдельный интерес: первые две судебные инстанции отказали налогоплательщику и приняли решения в пользу налогового органа, согласившись с его доводами, а именно с тем, что:
— организации, осуществляющие транслирование рекламных роликов в торговых залах магазинов, в качестве средств массовой информации не зарегистрированы; статусом медиасети не обладали;
— система Indoor TV, посредством которой оказаны услуги по распространению рекламы через сеть медиапроката в торговых залах розничных сетей магазинов, представляет собой систему вещания, которая функционирует с помощью программного обеспечения, установленного на компьютере. Сеть медиапроката не является информационно-телекоммуникационной системой, так как доступ к данной системе может быть осуществлен только лицом, в чьем управлении такая система находится, в то время как доступ к информационно-телекоммуникационной сети должен быть обеспечен неограниченному кругу лиц либо ограниченному собственником такой сети кругу лиц посредством применения технических средств.
И только кассационная инстанция изучила дело по существу и отменила решения своих коллег. Было указано, что в гл. 25 НК РФ отсутствуют положения, которые позволили бы сделать вывод о том, что воля законодателя направлена на ограничение возможности признания для целей налогообложения расходов на распространение рекламных материалов только в связи с тем, что местом их размещения выступают не стационарные объекты, а их внутренние помещения. Такое разграничение с точки зрения экономического обоснования не имеет смысла, что приводит к неравному налогообложению налогоплательщиков.
И в этом случае суд сослался на названное выше Определение ВС РФ №305-ЭС19-4394, отметив особенности учета норм Закона о рекламе для целей налогообложения.
Было также подчеркнуто, что спорные расходы предпринимателя представляют собой затраты на оплату изготовления и проката рекламных роликов в торговых залах определенной торговой сети. Экономическая оправданность затрат на рекламу продукции, понесенных предпринимателем, заинтересованным в увеличении объема продаж за счет роста потребительского спроса, налоговым органом не оспаривалась. Тот факт, что соответствующие мониторы были расположены непосредственно в торговых залах, а не снаружи магазинов, не может лишать налогоплательщика права на полное принятие соответствующих расходов для целей налогообложения.
Суд кассационной инстанции посчитал, что суды двух первых инстанций неправильно истолковали и применили п. 4 ст. 264 НК РФ, что привело к ошибочным выводам об отсутствии оснований для принятия предпринимателем спорных расходов в размере фактически понесенных затрат.
Ненормируемые рекламные расходы
Разрешено включать в состав расходов в полном объеме фактических затрат следующие виды рекламных расходов:
- реклама, которая размещается через средства массовой информации (телевидение, радио, печать, интернет);
- наружная реклама (световая, рекламные щиты стенды и т. п.);
Расходы на наружную рекламу учитываются по особым правилам. Каким? О них рассказали эксперты КонсультантПлюс:
Получите бесплатный доступ к К+ и узнаете все подробности по наружной рекламе.
- реклама, осуществляемая путем участия в выставках, ярмарках, а также путем оформления витрин, экспозиций, демонстрационных залов и комнат образцов;
- производство рекламных каталогов и брошюр, в которых содержатся сведения о продукции, товарах, услугах или работах, предлагаемых компанией, или о ней самой;
- сознательное снижение цены (уценка) товаров, потерявших свои качества при экспонировании.
Можно ли в целях налога на прибыль учесть в качестве рекламных расходы на клейкую ленту с логотипом организации, используемую для упаковки товара? Ответ на данный вопрос дал советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Разгулин С. В. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
В ненормируемой части есть некоторые уточнения. Минфин России, используя при аргументации положения абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, причислил к брошюрам и каталогам листовки, буклеты, лифлеты и флаеры. Свою позицию специалисты министерства отразили в письмах Минфина России от 12.08.2016 № 03-03-06/1/42279, от 12.10.2012 № 03-03-06/1/544, от 02.11.2011 № 03-03-06/3/11 и от 20.10.2011 № 03-03-06/2/157. То есть затраты по изготовлению таких материалов допускается учитывать в составе ненормируемых расходов.
Представительские расходы
Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль включить в состав представительских расходов затраты на приобретение цветов для представителей контрагентов, для украшения места переговоров?
Нет, нельзя.
Перечень представительских расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). В нем не предусмотрено затрат на приобретение цветов для представителей контрагентов, для украшения места переговоров. Поэтому эти расходы не учитывайте при расчете налога на прибыль. Аналогичный вывод сделан в письмах Минфина России от 25 марта 2010 г. № 03-03-06/1/176, УФНС России по г. Москве от 22 января 2004 г. № 26-08/4777.
Поддерживают эту точку зрения некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 марта 2006 г. № А29-1822/2005а). Свою позицию они аргументируют тем, что расходы на приобретение цветов не обусловлены обычаями делового оборота, которые нужно соблюдать при организации встреч деловых партнеров. А значит, не являются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Совет: есть аргументы, которые позволяют организациям признавать при расчете налога на прибыль расходы на приобретение цветов для представителей контрагентов. Они заключаются в следующем.
Организация вправе учесть при расчете налога на прибыль расходы, направленные на получение дохода. При этом расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы на приобретение цветов для деловых встреч направлены на установление контактов с потенциальными клиентами (партнерами) организации. Следовательно, такие расходы можно признать экономически обоснованными. Такой вывод содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. № Ф04-2610/2006(22165-А46-40), Северо-Западного округа от 3 ноября 2005 г. № А56-9369/2005, Поволжского округа от 1 февраля 2005 г. № А57-1209/04-16. А в постановлении от 3 сентября 2010 г. № КА-А40/10128-10 ФАС Московского округа указал, что перечень представительских расходов открыт. Поэтому в пределах норматива организация может включить в их состав затраты на приобретение цветов для проведения официальных приемов.
Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль включить в состав представительских расходов затраты на приобретение чайной и столовой посуды, предназначенной для использования во время официальных встреч с деловыми партнерами организации?
Да, можно.
К представительским расходам, в частности, относятся затраты на проведение официальных приемов представителей других организаций (деловых партнеров). Под официальным приемом подразумевается организация завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия. Место проведения приема значения не имеет, поэтому организация может устроить его как на своей территории, так и за ее пределами. Это следует из положений пункта 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Конкретный перечень затрат на проведение приема законодательно не установлен. Следовательно, это могут быть любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с организацией такого приема (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 264 НК РФ).
Очевидно, что при проведении приема (завтрака, обеда) на своей территории организации не обойтись без чайной и столовой посуды. Но чтобы включить затраты на приобретение посуды в состав представительских расходов, нужно доказать связь между этими затратами и проведением представительских мероприятий.
Подтвердить расходы на приобретение посуды можно кассовыми и товарными чеками. А представительский характер затрат можно обосновать приказом (распоряжением) руководителя организации, сметой, а также отчетом о представительских расходах. К отчету должны быть приложены первичные документы по каждой позиции, включенной в отчет (накладные, товарные чеки и т. п.). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 апреля 2014 г. № 03-03-РЗ/16288, от 22 марта 2010 г. № 03-03-06/4/26 и от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/807.
Если же посуда многоразовая, затраты на ее приобретение к представительским расходам не относятся. Стоимость такой посуды можно включить в состав материальных расходов на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Но для этого придется доказать, что она постоянно используется в хозяйственной деятельности организации.
В арбитражной практике есть решения, которые подтверждают правомерность включения затрат на приобретение многоразовой посуды в состав представительских расходов (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. № А05-12045/2007). Однако опираться на мнение отдельных судов при списании таких затрат рискованно.
Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль включить в состав представительских расходов затраты на проведение корпоративного вечера (юбилея организации)? Организация оплачивает аренду банкетного зала, услуги по организации праздника, продукты питания и т. п.
Нет, нельзя.
К представительским расходам организации можно отнести затраты:
- на официальный прием и (или) обслуживание (в т. ч. буфетное) представителей других организаций, а также официальных лиц самой организации;
- на транспортное обеспечение доставки к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
- на оплату услуг переводчиков (не состоящих в штате организации) во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Такие правила установлены пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, затраты на проведение корпоративной вечеринки (юбилея компании) не относятся к представительским расходам. Нельзя такие затраты рассматривать и как расходы на рекламу. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 11 сентября 2006 г. № 03-03-04/2/206.
Совет: если организация готова к спору с налоговой инспекцией, она может включить затраты на проведение корпоративного вечера в состав представительских расходов. Но для этого нужно выполнить несколько условий.
Во-первых, в организационных документах нужно четко обозначить цель проведения такого мероприятия. Например, в приказе о проведении мероприятия лучше указать, что корпоративный вечер проводится для подведения итогов работы организации, поддержания сотрудничества с деловыми партнерами, демонстрации им достижений компании и перспектив ее развития. При этом в регламенте вечера должно быть предусмотрено время для проведения переговоров (презентаций), ознакомления с новой продукцией, осмотра экспозиций и т. п.
Во-вторых, на праздник нужно пригласить представителей других организаций (хотя бы крупнейших партнеров по бизнесу) и зафиксировать факт их присутствия в отчете о представительских расходах.
В-третьих, затраты на проведение корпоративного вечера нужно подтвердить первичными документами. О том, какие документы следует оформить и как это сделать, см. Какие документы оформить, чтобы безопасно признать представительские расходы.
В-четвертых, сумма затрат на проведение праздника вместе с другими представительскими расходами должна укладываться в установленный норматив (4 процента от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период).
При соблюдении перечисленных требований организация имеет шансы отстоять свою позицию в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерным списание на представительские расходы затрат, связанных с организацией и проведением корпоративных мероприятий (см., например, определение ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. № ВАС-15476/09, постановления ФАС Уральского округа от 19 января 2012 г. № Ф09-9140/11, Северо-Западного округа от 30 июля 2009 г. № А56-17976/2008).
Нормируемые рекламные расходы
В объеме не более 1% суммы выручки от реализации (рассчитывается согласно ст. 249 НК РФ) следует включать в состав расходов следующие виды:
- расходы по изготовлению либо приобретению призов, которые вручаются при их розыгрышах во время массовых рекламных кампаний;
- другие рекламные расходы.
Приведенный список имеет одну интересную особенность. Дело в том, что перечень ненормируемых расходов носит закрытый характер и не допускает дополнений, а расходы на рекламу нормируемые не лимитируются, и этот список всегда открыт.
По этой причине в расходах можно учитывать любые затраты, носящие признаки рекламных расходов, даже если они не приведены в Налоговом кодексе. Просто они попадут в разряд «нормируемые расходы на рекламу». Подтверждения данному тезису можно найти в постановлениях ФАС Московского округа от 21.03.2012 № А40-54372/11-91-234 и от 14.03.2012 № А40-63461/11-99-280.
В качестве примера можно привести такой вид рекламы, как рекламно-информационные материалы, доставляемые в виде массовых и безадресных почтовых отправлений. Затраты по оплате услуг курьеров или почты можно вполне отнести к расходам на рекламу, и, согласно положениям абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ и письму Минфина России от 12.01.2007 № 03-03-04/1/1, это будут рекламные расходы нормируемые.
Проведение мероприятий
Некоторые компании проводят обучающие семинары, общеобразовательные лекции и консультации с целью передачи информации, определенных теорий и практик. Такие мероприятия, как правило, направлены на повышение квалификации сотрудников тех или иных областей. Какие-то компании организуют семинары с бесплатным посещением для всех желающих; как правило, такие семинары проводят в интересах продвижения новой продукции. В обоих случаях компании-организаторы тратят деньги.
Во-первых, на размещение информации о мероприятии на различных сетевых ресурсах, городских афишах, буклетах, флаерах, брошюрах и прочей продукции рекламного характера. Такие расходы компания вправе учесть в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Судебная практика подтверждает такой подход. ФАС Московского округа в постановлении от 10 января 2007 года, 17 января 2007 года № КА-А41/12981-06 указал, что расходы, связанные с изготовлением рекламной продукции и ее реализацией в полном размере, относятся к «прочим расходам».
Во-вторых, это затраты на оплату организации семинара. Оплата услуг лекторов, их проезда до места проведения, проживания в гостинице. Порядок учета расходов на оплату стоимости услуг лектора зависит от следующих факторов.
Обратите внимание
20–25% слушателей бесплатного семинара становятся потенциальными клиентами компании-организатора.
1. Является ли лектор сотрудником компании, организующей семинар, тематика которого носит рекламный характер. Так, если лектор состоит в штате компании, то его заработная плата при расчете налога на прибыль учитывается в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).
2. Если компания для проведения семинара приглашает лектора, не являющегося индивидуальным предпринимателем и, соответственно, не входящего в штат компании, то затраты на оплату стоимости его услуг учитываются в составе расходов на оплату труда специалистов, которые в штате компании не состоят (п. 21 ст. 255 НК РФ).
Это также расходы на обеспечение раздаточным материалом посетителей мероприятия, траты на сувенирную продукцию, аренду зала, аудио-, видео- и светового оборудования, фуршеты и обеды. Таким образом, компания вправе учесть спорные затраты при исчислении налога на прибыль. Причем в полном размере – в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Когда следует применять положения международных соглашений
В деловой практике встречаются обстоятельства, при которых международным соглашением об избежании двойного налогообложения определен учет рекламных расходов на других принципах, отличающихся от тех, которые предусмотрены НК РФ. В таких случаях, согласно ст. 7 НК РФ, следует придерживаться договорных положений.
В частности, соглашение между РФ и ФРГ предусматривает, что рекламные расходы, которые понесла российская организация с участием компании из Германии, разрешается учитывать при расчете налога на прибыль в полном объеме. Условие предусмотрено лишь одно: размер такого вычета не может превышать величины расходов независимых компаний при аналогичных условиях деятельности.
Подтверждение этому утверждению можно найти в письмах Минфина России от 05.03.2014 № 03-08-РЗ/9491, от 01.03.2013 № 03-08-05/6124 и от 11.01.2013 № 03-08-05. Авторы писем разъясняют, что при соблюдении вышеупомянутого условия даже нормируемые расходы на рекламу могут быть учтены в полном объеме. Данный принцип должен соблюдаться при любом размере доли немецкой компании.
Когда нет четких признаков рекламы
В 2012 году ВАС РФ указал, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама. Для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в т. ч. товарного знака) (п. 2 пост. Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 (далее — Постановление № 58)).
Между тем ассоциация, как правило, субъективна и может у одних потребителей возникать, а у других — нет. На это ВАС РФ ответил, что в каждом конкретном случае установление наличия или отсутствия «очевидной ассоциации» и, соответственно, признаков рекламы в размещенной информации производится судом по его усмотрению и внутреннему убеждению.
Суды предыдущих инстанций считают рекламой и относят к сведениям, очевидно вызывающим ассоциацию с объектом рекламирования, следующее:
- изображение товара на настенном панно, прикрепленном к фасаду здания, без упоминания названия компании и адреса ее расположения (пост. ФАС ПО от 17.01.2013 № Ф06-10288/12);
- изображение стеклянной тары в виде бутылки с двумя наполненными бокалами, без указания вида алкогольной продукции (ассоциируется именно с алкогольной продукцией, а не с иными напитками) (пост. ФАС СЗО от 20.08.2009 № А26-1568/2009);
- размещенные в вагонах метро плакаты с фразой «Нужные деньги «Полтора лимона» на личные цели» и с указанием наименования организации (выражение «Полтора лимона» вызывает у неопределенного круга лиц — потребителей рекламы ассоциацию с денежной суммой — размером кредита) (пост. Девятого ААС от 29.10.2012 № 09 АП-29613/2012, 09 АП-30597/2012).
Получается, что даже если на баннере нет прямого упоминания об объекте рекламирования, но размещенные сведения явно устанавливают связь с продукцией, фирмой или торговым знаком, судьи и ФАС России с большой долей вероятности признают этот баннер рекламой. Чтобы избежать ненужного спора с контролерами о том, вызывает размещенная информация очевидную ассоциацию с товаром (компанией, товарным знаком) или нет, укажите индивидуализирующие признаки своей фирмы (название, товарный знак, изображение продукции и прочее). В 2008 году в подобной ситуации компании удалось отстоять рекламные расходы на опубликование в газете поздравления с Новым годом жителей города. Инспекторы при проверке исключили эти затраты из базы по налогу на прибыль. По их мнению, поздравление не содержало рекламной информации. Однако судьи указали, что читатели газеты являются для организации «неопределенным кругом лиц», а публикация в СМИ способствует улучшению репутации компании (пост. ФАС ВВО от 26.02.2008 № А29-2355/2007).
Возможен вариант размещения на баннере поздравлений с фотографией директора или другого лица, ассоциирующегося с деятельностью конкретной компании. Инспекторы могут попытаться исключить такие расходы из базы по налогу на прибыль. В 2007 году суд рассматривал похожий спор. Фирма включила в расчет базы по налогу на прибыль в качестве рекламных расходы на услуги по размещению в историческом альманахе статьи о своем генеральном директоре. Инспекторы признали содержание публикации не относящимся к рекламе по смыслу норм Закона о рекламе. Однако компания своим доводом о том, что статья будет вызывать интерес у потребителей, доказала, что расходы на публикацию являются рекламными (пост. ФАС УО от 19.01.2007 № Ф09-4979/06-С3). При этом в статье упоминалось название компании. Исходя из судебной практики, рекомендую помимо размещения на баннере фото директора использовать в поздравлениях товарный знак, название компании или что-либо иное, позволяющее идентифицировать фирму. В противном случае в суде будет сложно доказать, что личность на фото прочно ассоциируется у окружающих с работой компании.
Затраты на рекламу учитываются в составе прочих расходов
В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ рекламные расходы следует относить в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализацией. При этом они, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ, являются косвенными. В зависимости от метода начисления момент признания таких расходов будет отличаться:
- Если юридическое лицо пользуется в бухучете методом начисления, то расходы на рекламу следует относить к прочим в том отчетном либо налоговом периоде, в котором они произведены. Момент фактической оплаты (в любой форме) здесь значения не имеет (п. 1 ст. 272 НК РФ).
- Если применяется кассовый метод, то расходы на рекламу следует признавать после того, как произведена фактическая оплата (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Отдельно стоит указать, что если рекламные расходы обусловлены оплатой услуг сторонних компаний, то их можно учесть 2 различными способами:
- на момент предъявления документов, на основании которых следует произвести расчеты (счет-фактура и акт выполненных работ);
- на последний день отчетного либо налогового периода.
Оба варианта правомерны в соответствии с п. 7.3 ст. 272 НК РФ, что подтверждено в письме Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/201.
Налоговые последствия
Споры с инспекторами по поводу рекламного характера расходов возникают при рассылке печатной продукции (листовок, буклетов, брошюр) по почте. Так, например, в письме УФНС по городу Москве от 16 марта 2005 года № 20 08/16391 «О расходах на рекламу» изложено мнение, что распространение каталогов с информацией о товарах путем адресной рассылки по базе данных потенциальных клиентов (физических лиц) не является рекламой. При этом расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов, не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ. Если распространение информации ограничено определенным кругом лиц, то данные траты к рекламным отнесены быть не могут. Данная позиция подтверждается Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2005 года № А05 16465/04 10. В соответствии с ним не признаны рекламными расходы на проведение церемонии открытия нового корпуса и затраты на приобретение инвентаря для хозяйственных нужд гостиницы с нанесенными логотипом отеля, телефоном и адресом.
Обратите внимание
В приказе директора может быть указано, что раздача товаров будет производиться для увеличения числа заключенных договоров, объема поставок и, соответственно, прибыли организации. Дополнительным преимуществом станут и внутренние документы компании, закрепляющие данные операции как составную часть маркетинговой политики, способствующей росту прибыли фирмы.
Налоговые последствия во многом зависят от того, как будет оформлена эта операция. Например, в приказе директора указано, что раздача товаров будет производиться для увеличения числа заключенных договоров, объема поставок и, соответственно, прибыли организации. Дополнительным преимуществом будут являться и внутренние документы компании, закрепляющие данные операции как составную часть маркетинговой политики, способствующей росту прибыли фирмы.
Нормируемые расходы на рекламу: расчет предельного размера
Как уже отмечено, признание в отчетном периоде расходов на рекламу нормируемых возможно лишь в той сумме, которая не превышает 1% выручки от реализации, определяемой, в свою очередь, согласно ст. 249 НК РФ.
В п. 1 данной статьи есть норма, которая требует причисления выручки от реализации к доходам. Однако в соответствии с абз. 2 п. 1.2 ст. 248 НК РФ при определении итоговой суммы дохода надо вычесть из поступившей выручки все суммы налогов, которые предъявлены покупателю. Имеются в виду НДС и акцизы.
То есть предельный размер нормируемых расходов на рекламу рассчитывается от суммы выручки от реализации за минусом суммы НДС и акцизов. Подтверждение этому тезису можно найти в письме Минфина России от 07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310.
Пример
Организация получила в отчетном периоде выручку от реализации услуг в сумме 530 000 руб. (НДС в том числе). Для начала определим сумму НДС, которая находится в составе выручки:
530 000 руб. × 20/120 = 88 333 руб.
Затем найдем разницу:
530 000 руб. – 88 333 руб. = 441 667 руб.
Теперь, наконец, определим сумму предельного размера рекламных расходов:
441 667 руб. × 1% = 4417 руб.
В пределах этой суммы и допустимо учитывать в расходах рекламные затраты.
Если у вас есть доступ к К+, проверьте правильно ли вы определили норматив. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
О том, как рассчитывается этот предел при УСН, читайте в материале «Как учесть расходы на рекламу при УСН».
Вычет НДС по рекламным материалам, не отвечающим признакам товара
Если передаваемый рекламный материал не является товаром (например, ваша организация раздает каталоги, рекламные брошюры), НДС начислять не нужно (независимо от стоимости). А можно ли в отношении таких материалов принимать НДС к вычету?
Минфин РФ в письме от 23.12.2015 № 03-07-11/75489 считает, что нельзя. Логика у ведомства проста: в данном случае не выполняется условие для вычета о том, что вычет возможен только в случае использования товаров в операциях, облагаемых НДС. По мнению чиновников, если передача брошюр и прочих рекламных материалов не создает объект налогообложения по НДС, значит вычет по ним не применим.
Странная логика, ведь брошюры и т.п. передаются с целью рекламы товаров или деятельности компании. А операции в рамках такой деятельности облагаются НДС.
К счастью, Верховный суд РФ в Определении от 13.12.2019 № 301-ЭС19-14748 подтвердил незаконность позиции налоговиков по данному вопросу. Поэтому вычет «входного» НДС по таким материалам правомерен. Однако учтите, что при проверке налоговики могут попытаться признать его незаконным. Соответственно, будьте готовы отстаивать свой вычет, возможно, в суде.
Как отражаются рекламные расходы в бухгалтерском учете и отчетности
В бухгалтерском учете рекламные расходы — это расходы по обычным видам деятельности, которые отражаются в составе коммерческих затрат. На такое отражение нацеливают подп. 5 и 7 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).
Что касается плана счетов, то такие расходы рекомендуется отражать по дебету счета 44 «Расходы на продажу» (инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Для целей бухучета они не имеют нормируемого характера.
Сумма рекламных расходов в налоговой декларации по налогу на прибыль отражается всегда в одном месте независимо от используемого метода определения доходов и расходов. Эта сумма формирует данные, указываемые в строке 040 приложения 2 к листу 02 декларации (утв. приказом ФНС России 19.10.2016 № ММВ-7-3/[email protected]).
Точку в споре поставил ВС РФ
Высшие арбитры указали: в гл. 25 НК РФ отсутствуют положения, которые позволили бы сделать вывод о том, что воля законодателя направлена на ограничение возможности признания для целей налогообложения расходов на распространение рекламных материалов только в связи с тем, что местом их размещения выступают не стационарные объекты (например, остановочные павильоны наземного общественного транспорта), а транспортные средства (трамваи, троллейбусы, автобусы и т.п.). Такого рода дифференциация возможности вычета затрат не имеет под собой разумного экономического основания и, соответственно, приводит к неравному налогообложению хозяйствующих субъектов.
Ссылаясь в обоснование противоположного вывода на положения Закона о рекламе, суды не приняли во внимание, что он не содержит определения понятия «наружная реклама», которое могло бы использоваться при налогообложении на основании п. 1 ст. 11 НК РФ.
В статьях 19 и 20 Закона о рекламе установлены лишь отдельные особенности распространения рекламы. При этом с учетом того, что данный закон не относится к актам законодательства о налогах и сборах и имеет иные цели правового регулирования, установленные в нем различия в составе ограничений, действующих при распространении рекламы с использованием стационарных рекламных конструкций и с использованием транспортных средств, не должны рассматриваться как имеющие значение для налогообложения прибыли, при отсутствии на то прямого волеизъявления законодателя.
При этом налоговым органом не оспаривалась экономическая оправданность затрат на рекламу кондитерской продукции, понесенных обществом как ее изготовителем, заинтересованным в увеличении объема продаж за счет роста потребительского спроса.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному по существу выводу об отсутствии у налогового органа законных оснований для направления обществу требования об уплате недоимки по налогу на прибыль.
Как правильно учесть рекламные расходы при нарастании прибыли в налоговом периоде
Налоговая база по прибыли в течение налогового периода определяется нарастающим итогом (п. 7 ст. 274 НК РФ). Естественно, в связи с постепенным увеличением суммы выручки будет расти и предельный размер нормируемых рекламных расходов, который можно учесть при расчете налога.
В письме Минфина России от 06.11.2009 № 03-07-11/285 говорится, что образовавшиеся сверхнормативные расходы на рекламу, которые нельзя было учесть в прошедшем отчетном периоде, можно учесть в течение календарного года в последующих отчетных периодах (п. 44 ст. 270 НК РФ).
В бухучете в таких обстоятельствах образуется вычитаемая временная разница, представляющая собой отложенный налоговый актив, равный сумме сверхнормативных рекламных расходов (пп. 8–11, 14, 17 положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Пример
Обстоятельства:
, занимающаяся торговлей, израсходовала на изготовление призов, которые затем были разыграны в ходе рекламной кампании, 21 000 руб. (в том числе НДС 3 500 руб.) Компания освобождена от необходимости платить НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Выручка «Сигмы» по кварталам составила:
- за 1 квартал — 1 590 000 руб.;
- за полугодие — 2 380 000 руб.
Отражение в учете:
Согласно п. 2 ст. 285 НК РФ по налогу на прибыль отчетными периодами считаются 1 квартал, 6 месяцев и 9 месяцев.
Если других рекламных расходов в указанных периодах не было, расчет предельной величины нормируемых расходов на рекламу будет выглядеть следующим образом.
- В 1 квартале, поскольку сумма выручки 1 590 000 руб.:
- предельный размер рекламных расходов: 1 590 000 руб. × 1% = 15 900 руб.;
- сумма рекламных расходов, которую можно признать в этом отчетном периоде, также равна 15 900 (поскольку она меньше всей суммы расходов 21 000 руб.).
- предельный размер рекламных расходов: 2 380 000 руб. × 1% = 23 800 руб.;
- признать еще удастся: 21 000 руб. – 15 900 руб. = 5 100 руб.
Но можно было бы списать в расходы и большую сумму затрат на рекламу, если бы их стоимость была больше. Для полугодия эта величина составила: 23 800 – 21 000 = 2 800 руб.
В бухучете приведенные операции найдут следующее отражение:
Дт 10/6 Кт 60 – оприходованы призы на сумму 21 000 руб. (НДС включается в их стоимость, поскольку компания работает без НДС);
Дт 44 Кт 10/6 – стоимость призов (21 000 руб.) списана на затраты.
Кроме того, на конец первого квартала 31.03 надо сделать проводку:
Дт 09 Кт 68 — отражается признанный и отложенный налоговый актив 1020 руб. ([21 000 – 15 900] × 20%).
А по итогам полугодия 30.06 текущего года составляется проводка:
Дт 68 Кт 09 — отложенный налоговый актив списывается в сумме 1020 руб.
- 7.1. Публичное обещание награды
- 7.2. Публичный конкурс
- 7.3. Лотерея стимулирующего характера
- 7.4. Налоговый учет раздачи призов в ходе рекламных акций
7. РАЗДАЧА ПРИЗОВ В ХОДЕ РЕКЛАМНЫХ АКЦИЙ
Среди огромного множества способов заинтересовать покупателя своими товарами или услугами наиболее популярным является раздача призов во время проведения специальных рекламных акций. Называется он чаще всего конкурсом, розыгрышем, игрой, викториной, и реже – лотереей.
Согласно действующему законодательству раздача призов может проводиться в следующих формах:
• публичное обещание награды (гл. 56 ГК РФ);
• публичный конкурс (гл. 57 ГК РФ);
• лотерея стимулирующего характера (Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях)).
Несмотря на то что такие акции непосредственно связаны с побуждением потенциальных покупателей приобрести соответствующие товары, сами правоотношения организации – продавца и получателей призов в виде товаров, сувениров или денежных купюр регулируются Законом о рекламе только с точки зрения распространения информации о проводимой акции и достоверности ее условий.
Например, в п. 15 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе указано, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 Закона о рекламе).
В ст. 21 Российского рекламного кодекса, разработанного на базе Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты (МТП) и принятого Рекламным советом Российской Федерации, также установлено, что в рекламе товаров и услуг с использованием игр с призами, стимулирующими продажи, необходимо указывать: основные сроки проведения мероприятия, включая указание даты окончания приема заявок на участие и/или сроки выдачи призов; название фирмы-организатора и/или рекламодателя; общедоступный источник, где участники акции могут получить информацию о фактическом адресе фирмы-организатора и/или рекламодателя, не ограничиваясь указанием абонентского ящика, о полных правилах игры и призах, в том числе, какая сторона (игрок или организатор) платит налоги с призов, а также о возможных дополнительных условиях, расходах, связанных с участием в игре, получением и эксплуатацией приза.
А в остальном правоотношения между компанией-организатором подобных рекламных акций и получателями призов (т. е. покупателями товаров) регулируются гражданским законодательством.
7.1. Публичное обещание награды
Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие, в частности отыскал утраченную вещь или сообщил лицу, объявившему о награде, необходимые сведения (ч. 1 ст. 1055 ГКРФ).
Пример
Сеть магазинов «Перекресток»
Примите участие в розыгрыше призов в рамках Акции «Ледниковый период-3».
– Бесплатно соберите полную коллекцию магнитов на магнитном диске «Ледниковый период-3». Стоимость доски для магнитов – 99 рублей.
– Сфотографируйтесь с доской, заполненной магнитами.
– Отправьте письмо с контактной информацией о себе (ФИО, контактный телефон) и фотографию в период с 20.07.2009 по 24.08.2009 на а/я: г. Москва, 11123, а/я «Ледниковый период-3».
Первые 600 участников Акции, отправившие письма, получат приз.
О месте и времени награждения мы сообщим Вам по телефону.
Спешите! Персонажи мультфильма «Ледниковый период-3» ждут Вас!
Подробности на сайте www.perekrestok.ru
Ледниковый период 3. Эра динозавров. ТМ&(С) 2009
Кинокорпорация Двадцатый век Фокс. Все права защищены.
Реализация норм ч. 1 ст. 1055 ГК РФ на практике нередко приводит к спорам, рассматриваемым в арбитражном суде, в связи с чем интерес представляет постановление ФАС
Московского округа от
16.02.2009 № КГ-А40/13416-08
по делу№
А40-45865/08-93-121.
Суть спора сводится к следующему:
13.07.2008 при внесении индивидуальным предпринимателем Васильевым В.В. платежа за услуги сотовой радиотелефонной связи на сумму 350 руб., ОАО «МТС» на абонентский номер ИП Васильева В.В. вместе с уведомлением о поступившем платеже было направлено SMS-сообщение следующего содержания: приз 170 000 руб. Отправь ДА на 1525.
После того, как индивидуальный предприниматель отправил SMS-сообщение с текстом ДА на указанный номер, ему от ответчика поступило сообщение следующего содержания: Выбери желаемый приз: 1) 170 000 руб.; 2) LCDtbLG; 3)DUOS.
По мнению индивидуального предпринимателя, со стороны ОАО «МТС», направившего на его абонентский номер SMS-сообщение, имело место публичное обещание награды в виде приза в сумме 170 000 руб., которая ему не была выплачена и на взыскании которой индивидуальный предприниматель настаивает.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований полагать, что со стороны ОАО «МТС» имело место публичное обещание выплаты награды, и в удовлетворении исковых требований отказали.
Судьи кассационной инстанции находят данные выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и соответствующими материалам дела.
Так, в соответствии со ст. 1055 ГК РФ лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие, в частности, отыскал утраченную вещь или сообщил лицу, объявившему о награде, необходимые сведения.
Такое обещание должно отвечать следующим условиям: оно должно быть публичным, т. е. адресовано неопределенному кругу лиц; награда устанавливается за выполнение правомерного действия; объявление должно давать возможность определить лицо, обещавшее награду.
Между тем, как видно из содержания SMS-сообщения, направленного ОАО «МТС» на абонентский номер индивидуального предпринимателя, в нем отсутствует обещание о выплате денежного вознаграждения за совершение каких-либо действий.
Ссылка индивидуального предпринимателя на то, что ОАО «МТС» обещал выплатить награду при отправлении SMS-сообщения с текстом ДА на номер 1525, судебной коллегией не принимается, поскольку из содержания указанного сообщения данное не следует.
Обратите внимание: в объявлении о публичном обещании награды указываются только необходимое действие, которое должно быть совершено, и установленный для этого срок (ч. 1 ст. 1055 ГК). И при этом отсутствует такой признак, как состязательность, обязательно присущий публичному конкурсу (ч. 1 ст. 1055, ч. 4 ст. 1057 ГКРФ).
7.2. Публичный конкурс
Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем (ч. 1 ст. 1057 ГК РФ).
Пример
Конкурс «Тайное оружие шеф-повара»
Интернет-магазин посуды и кухонных принадлежностей дарит всем участникам конкурса «Тайное оружие шеф-повара» 50 бонусов за участие! А 20 членов Клуба, ответивших верно на все вопросы, получат полезные призы от!
Сроки проведения конкурса: 6—31 августа 2009 года.
Итоги конкурса будут подведены до 7 сентября 2009 года.
Организатор конкурса: Интернет – магазин.
Конкурсные вопросы размещены на сайте www. 4cook. ru.
Согласно ч. 4 ст. 1057 ГК РФ следует относить к числу условий, которые должны содержаться в объявлении о публичном конкурсе, по крайней мере существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды и др. Это означает, что публичному конкурсу присущ такой обязательный признак, как состязательность.
7.3. Лотерея стимулирующего характера
Лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (ч. 1 ст. 2 Закона о лотереях).
Пример
Сеть универсамов «Авоська» проводит стимулирующую лотерею «Семечки Скорозуб – в Авоську!»
Чтобы стать участником стимулирующей лотереи необходимо проживать на территории Российской Федерации и совершить следующие действия:
приобрести в период с! июля по 3! июля 2009 года в сети универсамов «Авоська» как минимум 1 пачку семечек «Скорозуб» 80 грамм;
направить организатору заявку на участие в лотерее следующим образом: взять у кассира чек, подтверждающий покупку семечек «Скорозуб» 80 грамм, написать на его обратной стороне свои фамилию, имя, отчество и контактный телефон и опустить чек в специальный ящик, установленный в универсаме «Авоська».
Призовой фонд включает: 50 нашейных кошельков, 30 футболок, 20 коробок семечки «Скорозуб», 10 часов-будильников, 5 электрочайников, 3 кухонных комбайна, 1 телевизор.
В розыгрыше всех призов могут участвовать потребители, купившие как минимум одну пачку семечек «Скорозуб» и общая сумма чека у которых не менее 300 рублей.
Потребители, купившие как минимум 1 пачку семечек «Скорозуб» и общая сумма чека у которых меньше 300 рублей участвуют в розыгрыше всех призов кроме телевизора и кухонных комбайнов.
Подробности на сайте www.avoska.ru.
Из перечисленных рекламных акций наиболее сложной является лотерея – как с точки зрения правового оформления, так и с точки зрения техники проведения.
Отличительной особенностью лотереи от форм раздачи призов в виде публичного обещания награды и публичного конкурса является обязательное наличие розыгрыша призового фонда, т. е. процедуры, проводимой организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, основанной на принципе случайного определения выигрышей, с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши (ст. 2 Закона о лотереях).
Правоотношения организации и получателей призов Законом о рекламе не регулируются, так как не обусловлены распространением любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, информации об объекте рекламирования, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
С точки зрения гражданского законодательства проведение такой рекламной акции, когда существует случайность получения конкретных товаров или денежных банкнот в упаковке вместе с покупаемым товаром (предметом договора купли-продажи), подпадает под понятие проведения игр, а деятельность организации – под проведение лотерей и иных игр, основанных на риске (ст. 1063 ГК РФ).
Соответственно, отношения между организаторами лотерей и других основанных на риске игр и участниками игр (которые становятся покупателями товаров) основаны на самостоятельном виде договора. В случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом. Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок.
В соответствии со ст. 1062 ГК РФ права участников лотерей законом не защищаются, кроме случая неисполнения организатором обязанности выплатить выигрыш.
Деятельность по проведению лотерей регулируется Законом о лотереях, согласно ст. 20 которого выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется в соответствии с условиями лотереи, т. е. вложение в упаковки реализуемого в розницу товара заранее объявленных сувениров или денежных банкнот не противоречит требованиям закона при условии соблюдения иных требований закона.
Рассматриваемый вариант лотереи относится к стимулирующим лотереям
– лотереям, право на участие в которых не связано с внесением платы (например, покупкой лотерейного билета) и призовой фонд которых формируется за счет средств организатора лотереи (в данном случае – производителя или продавца соответствующего товара) (ч. 3 ст. 3 Закона о лотереях).
По нашему мнению, более широкое определение стимулирующей лотереи может звучать так: стимулирующая лотерея – это основанная на риске игра, которая проводится в соответствии с договором, заключаемом в порядке, определяемом организатором. В соответствии с договором одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями игры. Право на участие в игре не связано с внесением платы, и призовой фонд формируется за счет средств организатора. Если говорить проще, то это игра, в которой организатор устанавливает правила и предоставляет призы, а участник выполняет правила и без внесения платы получает негарантированную возможность получения приза, причем эта возможность зависит от воли случая.
Таким образом, обязательные признаки стимулирующей лотереи сводятся к следующему:
1) участник не вносит платы за участие (сопутствующее приобретение товара не является платой за участие, так как цель продажи товара – получение прибыли в рамках обычной деятельности);
2) призовой фонд формируется за счет средств организатора;
3) между организатором и участником в порядке, определяемом организатором, заключается договор, в соответствии с которым организатор производит розыгрыш призов, а участник приобретает право на приз, если он будет признан победителем в соответствии с условиями лотереи;
4) участник розыгрыша рискует, подвергается случайности, результат проведения розыгрыша невозможно предопределить (фактор риска).
Согласно ч. 8 ст. 6 Закона о лотереях разрешение на проведение такой лотереи получать не нужно. То есть право на проведение стимулирующей лотереи возникает, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи (ч. 1 ст. 7 Закона о лотереях).
На основании п. 2 постановления Правительства РФ от 05.07.2004 № 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях», а также постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по рассмотрению уведомлений о проведении стимулирующих лотерей, ведению государственного реестра лотерей, контролю за проведением лотерей.
В уведомлении на проведение стимулирующей лотереи следует указать срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связана акция.
Перечень документов, который необходимо приложить к уведомлению, предусмотрен в ч. 2 ст. 7 Закона о лотереях.
В постановлении Правительства Москвы от 14.06.2005 № 430-ПП «О регулировании лотерейной деятельности в городе Москве» установлены правила проведения городской стимулирующей лотереи. Они определяют порядок проведения стимулирующей лотереи на территории г. Москвы и включают в себя права или запрет на проведение стимулирующей лотереи, внесение в государственный реестр городских лотерей информации о проводимых на территории г. Москвы стимулирующих лотереях, проверку соответствия лотерей их условиям и законодательству РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 05.10.2005 № 18–11/1/71052).
Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать 12 месяцев. Территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями признается территория, на которой реализуются соответствующие товары.
В рассматриваемом случае договор на участие в лотерее заключается посредством приобретения товара в розничной торговле и является публичным договором присоединения.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о лотереях договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в ней должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть нанесено на упаковку конкретного товара или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара и проводимой стимулирующей лотереи.
При прекращении проведения стимулирующей лотереи ее организатор обязан опубликовать в средствах массовой информации сообщение о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иным способом публично уведомить о таком прекращении.
Нарушение требований Закона о лотереях, включая неуведомление уполномоченного органа о проведении стимулирующей лотереи, подпадает под действие административного законодательства, в частности, ст. 14.27 КоАП РФ, и может повлечь наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 до 500 000 руб.
7.4. Налоговый учет раздачи призов в ходе рекламных акций
Для целей налогообложения прибыли важно рассматривать выдачу призов при проведении рекламных акций (конкурсов, розыгрышей, игр, викторин, лотерей) в качестве рекламных расходов, т. е. необходимо определить, в каких случаях проведение акций с выдачей призов в любой из рассмотренных форм является акциями рекламного характера.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» понятие «информация» представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, а распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
К расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2–4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % от выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
В отношении проведения стимулирующей лотереи все просто. Расходы на ее проведение в любом случае относятся к рекламным, поскольку основная цель проведения такой лотереи – стимулирование потребителей какого-либо определенного товара или услуги путем распространения информации о них. В данном случае условие о рекламном характере информации соблюдается. Расходы на проведения стимулирующих лотерей являются нормируемыми рекламными расходами и не должны превышать 1 % от выручки от реализации (подп. 28 п. 1
ст. 264, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ) при соблюдении требований п.
1
ст. 252 НК РФ.
Расходы на проведение акций в форме публичного обещания награды или в форме публичного конкурса, носящих рекламный характер, также можно признать для целей исчисления налога на прибыль в составе нормируемых рекламных расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ) при соблюдении требований п. 1
ст. 252 НК РФ. Причем в отношении публичного конкурса есть особенность: согласно ч. 3 ст. 1057 ГК РФ публичный конкурс может быть открытым (когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации) либо закрытым (когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса). Т. е. если конкурс закрытый, он не может являться акцией рекламного характера, поскольку предназначен не для всех. А это прямо противоречит одному из условий, составляющих понятие рекламы – она должна быть адресована неопределенному кругу лиц (ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Оглавление
Итоги
Рекламные расходы при расчете прибыли могут быть учтены в полном объеме в случае, если они есть в перечне из п. 4 ст. 264 НК РФ. Если произведенных затрат на рекламу там нет, они принимаются к учету в сумме, равной 1% от объема выручки.
В бухгалтерском учете рекламные издержки списываются в полном объеме. Если сумма нормируемых затрат больше 1% от выручки, между налоговым и бухгалтерским учетом образуются временные разницы.
Источники: Налоговый кодекс РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Позиция налогоплательщика
Спорные затраты представляли собой затраты на услуги контрагентов по производству рекламных материалов, а именно баннеров — рекламной конструкции с изображением продукции налогоплательщика (общества), которые были позже размещены на троллейбусах в Новосибирске. Услуга размещения баннеров оплачивалась отдельно. Общество учитывало данные баннеры на забалансовом счете 013 «Малоценные предметы со сроком использования более 12 месяцев».
По мнению налогоплательщика, ст. 19 Закона о рекламе» устанавливает, что распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной продукции, являющимся рекламодателем. Эта норма не дает определения наружной рекламы. Исходя из чего общество может не нормировать затраты на изготовление рекламных материалов согласно п. 4 ст. 264 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие затраты на продвижение продукции.
Налогоплательщик считает, что он мог использовать данные баннеры для размещения на любых поверхностях оборудований, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Маркетинговая политика компании
Отдельно мы хотели бы отметить такой локальный нормативный акт .
Как следует из названия – это основной документ, которым компания руководствуется в своей деятельности при продвижении новых товаров (работ или услуг) на рынок, а также для поддержания интереса покупателей к уже существующим на рынке товаром (работам, услугам). В маркетинговой политике определяются конкретные программы и виды маркетинговых мероприятий, на которые будут выделяться финансирование, устанавливаются критерии, по которым будет определяться эффективность проведенных мероприятий.
Мы в своей практике сталкиваемся с тем, что контролеры, особо не вникая в характер проведенного мероприятия, зачастую считают, что компания вообще не нуждалась в проведении маркетинговых мероприятий.
Маркетинговая политика в этом случае поможет обосновать проверяющим, что понесенные расходы являются экономически целесообразными и необходимыми для развития компании и, соответственно, являются обоснованными и имеющими деловую цель.
Таким образом, если в вашей компании бюджет на маркетинговые мероприятия составляет существенную величину – мы настоятельно рекомендуем вам разработать и утвердить на уровне высшего руководства данный локальный нормативный акт.