Что следует учесть при составлении учетной политики на 2021 г.


Кто составляет, подписывает и утверждает учетную политику?

Обязанность по формированию учетной политики возлагается на того, кто осуществляет руководство бухучетом в организации:

  • главный бухгалтер
  • руководитель организации, если он осуществляет ведение бухгалтерского учета и составляет отчетность лично
  • организацию или ИП, оказывающих услуги по ведению бухучета и составлению отчетности

Кто подписывает положение по учетной политике?

  • главный бухгалтер;
  • руководитель организации (ИП), оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Кто утверждает положение об учетной политике?

  • руководитель организации.

Долгосрочные активы

Справочно:

Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 ( Инструкция № 26).

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 ( Инструкция № 133).

Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 ( Инструкция № 37/18/6)

Инструкция о порядке проведения переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 05.11.2010 № 162/131/37

Указ Президента от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке» (Указ № 622)

Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 ( Инструкция № 25)

Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10 ( Инструкция № 10).

Указ Президента от 15.08.2017 № 284 «О выбытии имущества» (Указ № 284).

Учет запасов

Справочно:

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (Инструкция № 133)

Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112 (Инструкция № 112)

Учет затрат на производство

Учет готовой продукции

Справочно:

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (Инструкция № 50)

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (Инструкция № 102)

Налоговый Кодекс – НК

Прочие вопросы бухгалтерского учета

Справочно:

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (Инструкция № 50)

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (Инструкция № 102)

Налоговый Кодекс – НК

Налоговые аспекты учетной политики П

Общие (организационные) аспекты

1. Каким образом организовано ведение бухгалтерского учета:

  • имеется бухгалтерия;
  • ведение бухгалтерского учета с привлечением другой организации или ИП.

2. Способы и методы бухгалтерского учета:

  • автоматизированный учет;
  • журнально-ордерная форма;
  • смешанная форма.

Перечень приложений к учетной политике

1. План счетов бухгалтерского учета организации

2. Формы ПУД и регистров, разработанных организацией

3. График документооборота организации

4. Порядок проведения инвентаризации

С уважением, консультационный

31.03.2020

Что следует учесть при составлении учетной политики на 2021 г.

Учетная политика применяется организациями последовательно от одного года к другому. В 2021 г. были приняты отдельные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, влияющие на формирование учетной политики организаций на 2021 г.

В данной статье расскажем об основных изменениях, которые следует учесть при составлении учетной политики на 2021 г., что позволит организациям при необходимости внести изменения и (или) дополнения в учетную политику.

При этом организациям следует учитывать, что в течение 2021 г. могут быть приняты нормативные правовые акты, со вступлением в силу которых необходимо будет внести иные изменения и (или) дополнения в учетную политику.

Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств

С 01.02.2020 ч. 1 и 2 п. 24 Инструкции N 37/18/6 изложены в следующей редакции: комиссия по проведению амортизационной политики (далее — комиссия) вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в положении об учетной политике (индивидуальные предприниматели — в книге учета основных средств) возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, перехода основных средств при реорганизации, в случаях, перечисленных в ч. 3 п. 25, ч. 1 п. 45 Инструкции N 37/18/6.

Изменение сроков службы производится в зависимости от общих признаков работ и критериев изменения характеристик объектов в результате их проведения согласно приложению 5 к Инструкции N 37/18/6.

В сравнении с ранее действовавшим порядком был добавлен новый случай, при котором комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств: переход основных средств при реорганизации. Также был исключен случай, перечисленный в п. 46 Инструкции N 37/18/6 (в ред., действующей до 31.01.2020), в связи с исключением п. 46 из Инструкции N 37/18/6 с 01.02.2020.

Справочно

Пунктом 46 Инструкции N 37/18/6 (в ред., действующей до 31.01.2020) было предусмотрено, что в случае непредвиденного изменения условий производства, реализации продукции (работ, услуг), приводящего к ухудшению финансового состояния и появлению убытков, организации и индивидуальные предприниматели, избравшие в текущем году для начисления амортизации по отдельным амортизируемым объектам линейный способ на основе срока полезного использования, установленного равным либо ниже нормативного, прямой метод суммы чисел лет либо метод уменьшаемого остатка, вправе осуществить по всем или отдельным амортизируемым объектам единовременный переход к линейному, производительному способам начисления амортизации и / или обратному методу суммы чисел лет.

В учетной политике могут иметь место варианты записей:

— комиссия по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, перехода основных средств при реорганизации, в случаях, перечисленных в ч. 3 п. 25, ч. 1 п. 45 Инструкции N 37/18/6;

— не производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, перехода основных средств при реорганизации, в случаях, перечисленных в ч. 3 п. 25, ч. 1 п. 45 Инструкции N 37/18/6.

Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов

С 01.02.2020 ч. 3 п. 24 Инструкции N 37/18/6 изложена в следующей редакции: пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов комиссия вправе производить с обязательным отражением в положении об учетной политике (индивидуальные предприниматели — в книге учета основных средств и начисления амортизации) с начала отчетного года, при возобновлении или продлении срока их функционирования, в том числе при осуществлении вложений, связанных с внесением изменений в нематериальный актив, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива, в порядке, установленном Инструкцией N 37/18/6.

До 01.02.2020 пересмотр нормативных сроков службы и/или сроков полезного использования нематериальных активов комиссия вправе была производить при условии возобновления или продления срока их функционирования в порядке, установленном Инструкцией N 37/18/6 <*>.

В учетной политике могут иметь место варианты записей:

— комиссия по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов с начала отчетного года, при возобновлении или продлении срока их функционирования, в том числе при осуществлении вложений, связанных с внесением изменений в нематериальный актив, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива, в порядке, установленном Инструкцией N 37/18/6;

— не производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов с начала отчетного года, при возобновлении или продлении срока их функционирования, в том числе при осуществлении вложений, связанных с внесением изменений в нематериальный актив, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива, в порядке, установленном Инструкцией N 37/18/6.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов

Согласно п. 37 Инструкции N 37/18/6 организация самостоятельно определяет способы и методы начисления амортизации в вышеназванных пределах. Способы и методы начисления амортизации по объектам одного наименования могут различаться. До окончания срока полезного использования амортизируемых объектов способы и методы начисления амортизации разрешается пересматривать:

— с начала отчетного года с обязательным отражением в учетной политике организации (книге учета основных средств у индивидуальных предпринимателей);

— в течение отчетного года в случаях завершения модернизации, реконструкции объектов основных средств, их дооборудования, достройки, технического диагностирования и освидетельствования с полной их остановкой, по объектам основных средств, перешедшим при реорганизации, в случае возобновления или продления срока функционирования нематериальных активов, в том числе при осуществлении вложений, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива.

Выделенные жирным случаи являются новыми с 01.02.2020. При этом исключена возможность пересмотра в случаях, предусмотренных в п. 46 Инструкции N 37/18/6 (в ред., действующей до 31.01.2020), в связи с исключением данного пункта из Инструкции N 37/18/6 с 01.02.2020.

Отметим, что в 2021 г. в соответствии с п. 1 постановления N 229 организации и индивидуальные предприниматели вправе были принять решение о неначислении амортизации с 1 января по 31 декабря 2021 г. по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности.

На 2021 г. на данный момент такой нормативный правовой акт отсутствует.

При этом продолжает действовать постановление N 802, которым предусмотрено, что организации вправе принять решение о неначислении амортизации с 1 января 2021 г. — по объектам основных средств и нематериальных активов, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств. Реализация названного права осуществляется до 31 декабря включительно года выхода этих производств на проектную мощность или достижения положительного финансового результата (наличие чистой прибыли), но не более трех лет с даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств и даты принятия к бухгалтерскому учету нематериальных активов.

При этом нормативные сроки службы и полезного использования таких объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации <*>.

СправочноПредпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления <*>.

Переоценка на 1 января основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке

Указом N 622 предусмотрено, что, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, переоценка (изменение стоимости) основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке (далее, если не указано иное, — имущество), числящихся в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь с учетом требований Указа N 622:

— в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств <*>:

в случае достижения показателя уровня инфляции в ноябре текущего календарного года за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства, рассчитываемого и публикуемого Национальным статистическим комитетом, 100 и более процентов — всеми организациями;

при ненаступлении случая, указанного в абз. 2 подп. 1.1.1 Указа N 622, — по решению организации или собственника ее имущества;

— в отношении имущества, не указанного в подп. 1.1.1 Указа N 622, — по решению организации или собственника ее имущества <*>.

Последняя обязательная переоценка (изменение стоимости) основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке проводилась на 1 января 2014 г.

Таким образом, для проведения переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств по состоянию на 1 января 2021 г. ориентиром является показатель уровня инфляции в ноябре 2021 г. к декабрю 2013 г.

На своем официальном сайте Белстат сообщает, что в соответствии с подп. 1.1.1 Указа N 622 уровень инфляции в ноябре 2021 г. по сравнению с декабрем 2013 г. составил 76,6%.

Таким образом, порог уровня инфляции, необходимый для проведения обязательной переоценки в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств на 01.01.2021, не превышен.

Данный момент следует учесть при определении условий для проведения переоценки имущества в 2021 г., поскольку ч. 2 п. 1 Инструкции N 162/131/37 предусмотрено, что организация проводит переоценку имущества в случаях, установленных законодательными актами. Если законодательными актами организациям предоставлено право проводить переоценку имущества, организации вправе своей учетной политикой предусмотреть условия для проведения переоценки имущества (критерии существенности изменения стоимости имущества), в том числе ее периодичность.

Отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций по выбытию основных средств и вложений в долгосрочные активы. Определение первоначальной стоимости безвозмездно полученного имущества

Подпунктом 1.1. Указа N 284 установлено, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь») при выбытии имущества, указанного в п. 2 Указа N 284, путем его безвозмездной передачи, списания или продажи вправе по 31 декабря 2021 г. списывать за счет добавочного капитала в пределах его остатка (исходя из назначения пассивного счета 83 «Добавочный капитал» в данном случае имеется ввиду кредитовый остаток) и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в оставшейся сумме:

— при безвозмездной передаче — сумму остаточной стоимости имущества и затрат, связанных с его передачей;

— при списании — сумму остаточной стоимости имущества и затрат, связанных с его списанием, за вычетом стоимости полученных при списании и принятых к бухгалтерскому учету материальных ценностей (при их наличии);

— при продаже — сумму остаточной стоимости имущества и затрат, связанных с его продажей, за вычетом средств от его продажи (без учета налога на добавленную стоимость), подлежащих поступлению (поступивших) в распоряжение организации.

Подпунктом 1.2 Указа N 284 установлено, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь») при выбытии имущества, указанного в п. 2 Указа N 284, путем его безвозмездной передачи вправе по 31 декабря 2020 г. определять первоначальную стоимость безвозмездно полученного имущества по остаточной стоимости, числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны на первое число месяца, в котором произошла его передача в установленном законодательством порядке.

Таким образом, вышеприведенные варианты бухгалтерского учета, предусмотренные Указом N 284, можно применять только по 31 декабря 2020 г. В 2021 г. следует руководствоваться общеустановленным порядком, предусмотренным Инструкцией N 26, постановлением N 112.

Учет в бухгалтерском учете курсовых разниц при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств

В связи с принятием Указа N 159 коммерческие организации (за исключением банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитнофинансовых организаций) суммы разниц, образующиеся с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь, вправе относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г. <*>.

Указ N 159 вступает в силу после его официального опубликования (с 15.05.2020) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г. <*>.

Указ N 159 не регулирует вопросы налогообложения курсовых разниц.

Вопросы налогообложения курсовых разниц регулируют НК и Указ N 504.

Порядок учета курсовых разниц в соответствии с Указом N 159 является правом организации. Применять его не обязательно, и организации по-прежнему все курсовые разницы могут отражать по кредиту (дебету) счета 91 «Прочие доходы и расходы» (кроме случаев, указанных в п. 5, 6 Национального стандарта N 69 и Национальном стандарте N 74).

Согласно формулировке, приведенной в п. 1 Указа N 159, Указ N 159 распространяется на пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств и не меняет порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов, обязательств.

Коммерческие организации, не применившие установленный Указом N 159 порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц к отношениям, возникшим с 1 января 2021 г., могут его применить с 1 января 2021 г. при внесении изменения в учетную политику в соответствии с абз. 3 ч. 1 и ч. 2 п. 7 ст. 9 Закона N 57-З.

Коммерческие организации, применившие установленный Указом N 159 порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц к отношениям, возникшим с 1 января 2021 г., могут перейти с 1 января 2021 г. на применение порядка отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, установленного п. 7 Национального стандарта N 69, при внесении изменения в учетную политику в соответствии с абз. 3 ч. 1 и ч. 2 п. 7 ст. 9 Закона N 57-З <*>).

В учетной политике могут иметь место варианты записей:

— учитывать курсовые разницы в бухгалтерском учете при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в порядке, установленном нормами Национального стандарта N 69;

— относить курсовые разницы в бухгалтерском учете при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г.

Определение сумм НДС, не подлежащих вычету при осуществлении отдельных видов деятельности

Не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, связанных с получением доходов (выручки) в части осуществления:

— лотерейной деятельности;

— деятельности по проведению электронных интерактивных игр;

— деятельности в сфере игорного бизнеса;

— деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

— деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);

— деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) <*>.

Для целей определения не подлежащих вычету сумм НДС по товарам, в том числе основным средствам и нематериальным активам (работам, услугам), имущественным правам, используемым:

— непосредственно для целей осуществления деятельности, указанной в ч. 1 подп. 24.11 ст. 133 НК, — принимаются суммы НДС прямым счетом;

— одновременно для целей осуществления деятельности, указанной в ч. 1 подп. 24.11 ст. 133 НК, и для целей производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, — суммы налога на добавленную стоимость распределяются нарастающим итогом между указанными видами деятельности пропорционально выручке (доходу), полученной по соответствующей деятельности, или иному критерию распределения, определяемому плательщиком согласно учетной политике организации (решению индивидуального предпринимателя) <*>.

Из указанной в ч. 1 подп. 24.11 ст. 133 НК (в ред. до 31.12.2020) деятельности исключена с 01.01.2021 деятельность по оказанию организациями, являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход, услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов, обороты по реализации которых не признаются объектом налогообложения НДС согласно ч. 1 п. 7 ст. 378 НК (в ред. до 31.12.2020).

Данное ограничение исключено в связи с отменой единого налога на вмененный доход.

Учет курсовых разниц при налогообложении прибыли

В целях обеспечения стабильной работы организаций был принят Указ N 504.

Для целей Указа N 504 к курсовым разницам относятся курсовые разницы, определяемые в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, и включаемые в соответствии с налоговым законодательством в состав внереализационных доходов и (или) расходов (подстрочное примечание <*> к п. 1 Указа N 504).

Курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, организации (за исключением банков) вправе включать в состав:

— внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК, в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года;

— внереализационных доходов при определении налоговой базы единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее — единый налог) на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 НК, в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.

Выбранный организацией порядок налогового учета курсовых разниц отражается в ее учетной политике и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит <*>.

При применении порядка налогового учета курсовых разниц, предусматривающего их отражение в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года, в случаях:

— указанных в п. 1, 3, 4 и 6 ст. 44, п. 4 — 6 ст. 45 НК (случаи ликвидации, реорганизации организации, филиала, исполняющего налоговые обязательства юридического лица, при прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, при прекращении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)), курсовые разницы включаются в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль (в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы единого налога) при представлении налоговой декларации (расчета) в соответствии с указанными пунктами;

— перехода (кроме перехода с начала календарного года):

с общего порядка налогообложения на единый налог курсовые разницы, образовавшиеся в календарном году в период применения общего порядка налогообложения, включаются в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль за отчетный период, предшествующий месяцу, с которого начинается применение единого налога;

с единого налога на общий порядок налогообложения курсовые разницы, образовавшиеся в календарном году в период применения единого налога, включаются в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы единого налога за отчетный период, предшествующий месяцу, с которого начинается применение общего порядка налогообложения <*>.

С 2021 г. подобные нормы закреплены п. 14 ст. 167 НК.

В учетной политике могут иметь место варианты записей:

— курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, включать в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК, в течение налогового периода;

— курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, включать в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК, в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.

План счетов бухгалтерского учета организации

В своей учетной политике организация должна оговорить план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета с учетом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности.

Отметим, что п. 3 постановления N 74 (вступило в силу с 25.01.2020) дополнил п. 3 Инструкции N 50 частью следующего содержания: организация может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные забалансовые счета, используя свободные номера забалансовых счетов.

Первичные учетные документы

Остановимся на первичных учетных документах, составляемых единолично, которые следует включить в учетную политику, поскольку имело место изменение законодательства по данному вопросу.

Первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) <*>.

В постановление N 13 были внесены изменения постановлением N 33 (вступило в силу 22.08.2020).

Постановление N 33 изменило п. 1 постановления N 13, в котором приведены случаи, при которых первичный учетный документ при совершении хозяйственных операций может быть составлен единолично.

Теперь первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен в случаях:

1) выполнения работ (оказания услуг) по договору, заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично, за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами;

2) временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично;

3) купли-продажи товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг через автозаправочные станции;

4) оказания услуги заказчиком, застройщиком по организации строительства, определенными в соответствии с п. 1 ст. 55 Закона N 300-З;

5) поступления товарно-материальных ценностей из-за пределов Республики Беларусь <*>.

Первичный учетный документ составляется участником хозяйственной операции единолично в случаях, указанных в п. 1 постановления N 13, на основании документов (сведений), содержащих информацию об этой хозяйственной операции, и (или) договора <*>.

В отношении поступления товарно-материальных ценностей из-за пределов Республики Беларусь необходимо отметить, что если поставщик представил организации документ, соответствующий требованиям законодательства Республики Беларусь для первичных учетных документов, то единоличное составление первичного учетного документа не обязательно.

Но если поставщик не представил организации документ, соответствующий требованиям законодательства Республики Беларусь для первичных учетных документов, то единоличное составление первичного учетного документа обязательно.

Для случаев 1 и 2 установлено, что в соответствующих договорах должно быть предусмотрено оформление первичных учетных документов единолично.

Добавим, что единоличное составление первичных документов предусмотрено Национальным стандартом N 16.

Первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции с использованием токенов, может быть составлен единолично участниками этой операции на основании соответствующих записей в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе и (или) данных о сделках (операциях), совершенных в системе операторов криптоплатформы или с этими операторами, а также иных источников информации <*>. К единолично составленному первичному учетному документу прилагаются подтверждающие документы, например распечатка транзакций из блокчейна или иной распределенной информационной системы.

Важно отметить, что составление первичного учетного документа единолично осуществляется по общеустановленным правилам. Такой документ должен содержать все реквизиты, предусмотренные Законом для первичного учетного документа.

Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:

— наименование документа, дату его составления;

— наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

— содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

— должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными, например необходимые расчеты сумм резерва <*>.

Также обратим внимание организаций на постановление N 74, которое установило форму акта о списании имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь. Если имущество не находится в собственности Республики Беларусь, то организация вправе самостоятельно разработать форму акта о списании имущества, содержащего реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона N 57-З <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Вход на сайт

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 22 января 2021 г.

Излагаются порядок и особенности формирования коммерческими организациями учетной политики на 2021 год.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

● Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З)

● Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80 (далее – НСБУ № 80)

● Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина от 12.12.2016 № 104 (далее – НСБУ № 104)

● Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина от 30.06.2014 № 46 (далее – НСБУ № 46)

● Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50)

● Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180)

● Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102)

Общие положения

Учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (абз. 22 ст. 1 Закона № 57-З).

Способы ведения бухгалтерского учета – применяемые при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности способы первичного наблюдения, виды учетной оценки, способы группировки и обобщения хозяйственных операций (п. 2 НСБУ № 80).

Организация самостоятельно разрабатывает свою учетную политику, основываясь на принципах бухгалтерского учета, указанных в ст. 3 Закона № 57-З.

Статьей 11 Закона № 57-З предусмотрено, что в обязанности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона № 57-З, организации или ИП, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, входят:

● формирование учетной политики организации;

● постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

● составление и своевременное представление отчетности организации;

● иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности.

Пунктом 2 ст. 7 Закона № 57-З предусмотрено, что руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п. 3 ст. 8 Закона № 57-З.

Руководитель организации обязан:

● организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия;

● обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или ИП, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции (п. 3 ст. 7 Закона № 57-З).

Согласно п. 10, 12 ст. 8 Закона № 57-З главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Требования главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

Требования организации или ИП, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в пределах их компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации, которой оказываются услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

В случаях возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером, организацией или ИП, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций, их оформления первичными учетными документами и отражения в бухгалтерском учете документы по этим хозяйственным операциям должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером, организацией или ИП, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по письменному распоряжению руководителя организации. В таких случаях руководитель организации единолично несет ответственность за совершение этих хозяйственных операций, их оформление первичными учетными документами и отражение в бухгалтерском учете.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 57-З организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или ИП, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.

Организация имеет право как сформировать новую редакцию своей учетной политики на 2021 год, так и пользоваться в течение своей деятельности ранее утвержденной, внося при необходимости в нее изменения и дополнения.

СПРАВОЧНО

При утверждении учетной политики следует учитывать требования Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4.

Обязательные составляющие учетной политики

Виды учетной оценки

Учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (абз. 21 ст. 1 Закона № 57-З).

Согласно ст. 12 Закона № 57-З учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь.

Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:

● первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;

● приведенная (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;

● переоцененная стоимость – стоимость актива или обязательства после их переоценки;

● другие виды учетной оценки, установленные законодательством (п. 2 ст. 12 Закона № 57-З).

Порядок применения видов учетной оценки устанавливается законодательством.

Правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов при изменениях учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) устанавливает НСБУ № 80.

План счетов бухгалтерского учета организации

План счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета (абз. 14 ст. 1 Закона № 57-З).

На основе типового плана счетов руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовыхсчетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Для бухгалтерского учета хозяйственных операций организация по согласованию с Минфином может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов.

Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.

Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (п. 3 Инструкции № 50).

Формы первичных учетных документов

Первичный учетный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (абз. 13 ст. 1 Закона № 57-З).

Оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляются организацией на белорусском или русском языке.

Согласно ст. 10 Закона № 57-З первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения.

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом, должны содержать следующие сведения:

● наименование документа, дату его составления;

● наименование организации, фамилию и инициалы ИП, являющегося участником хозяйственной операции;

● содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

● должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Формы первичных учетных документов, включенных в перечень первичных учетных документов, утв. постановлением Советом Министров от 24.03.2011 № 360 (далее – Перечень), утверждаются уполномоченными госорганами, указанными в Перечне. Иные формы первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами госуправления по согласованию с Минфином либо руководителем организации.

Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами госуправления.

Форма бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета – порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи (абз. 23 ст. 1 Закона № 57-З).

Форма бухгалтерского учета может быть автоматизированной, журнально-ордерной, с ручной обработкой данных и др.

Согласно ст. 11 Закона № 57-З учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных ст. 11 Закона № 57-З.

Регистры бухгалтерского учета должны содержать следующие сведения:

● наименование регистра;

● наименование организации;

● даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

● хронологическую и (или) систематическую группировку хозяйственных операций;

● оценку хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

● должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации

Статьей 13 Закона № 57-З предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

● при реорганизации или ликвидации организации;

● перед составлением годовой отчетности;

● при смене материально ответственных лиц;

● при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

● при возникновении ЧС;

● в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Минфином. В настоящее время этот порядок регулируется Инструкцией № 180.

В данном разделе учетной политики необходимо закрепить вопросы проведения инвентаризации, по которым в законодательстве отсутствует четкий порядок проведения и присутствует вариантность, а именно количество инвентаризаций в отчетном году, сроки проведения инвентаризации, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и др.

Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета

Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета устанавливаются законодательством.

При этом, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством (п. 5 ст. 9Закона № 57-З).

Согласно абз. 16 ст. 1 Закона № 57-З профессиональное суждение – точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона № 57-З, организации или ИП, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности.

Способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике, необходимо отразить в примечаниях к индивидуальной бухгалтерской отчетности за 2021 год (п. 51 НСБУ № 104).

В Законе № 57-З нет требования об обязательном наличии в учетной политике графика документооборота, в то же время график документооборота (регламентация движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета) целесообразно предусмотреть в иных способах организации и ведения бухгалтерского учета. Такой подход будет соответствовать определению учетной политики как совокупности способов организации и ведения бухгалтерского учета.

Учетной политикой могут быть утверждены применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности, если в формы бухгалтерской отчетности, установленные НСБУ № 104, введены дополнительные показатели по указанию пользователей этой отчетности. Возможность введения дополнительных строк и граф в формы бухгалтерской отчетности определена п. 4 НСБУ № 104.

Руководствуясь нормами Инструкции № 102 и иных НПА, организациям следует определиться с осуществляемыми видами деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой) и на основании учредительных документов в учетной политике определить, какие виды деятельности будут относиться к текущей дельности.

Включение в учетную политику иных составляющих

Закон № 57-З не содержит запрета на включение в учетную политику иных составляющих, не перечисленных в п. 4 ст. 9 Закона № 57-З.

Прописывать в учетной политике НПА, на основании которых организация будет вести бухгалтерский учет, можно, но необязательно. Целесообразность этого определяет сама организация.

Исходя их норм Закона № 57-З и НСБУ № 80, в учетной политике следует определять способы организации и ведения бухгалтерского учета, по которым законодательство содержит более одного возможного варианта, а также в случае, если такие способы законодательством не определены.

Прописывать в учетной политике способы ведения и организации бухгалтерского учета, однозначно определенные в НПА, необязательно, поскольку организации обязаны руководствоваться действующим законодательством при ведении бухгалтерского учета. Целесообразность этого определяет сама организация.

ВАЖНО!

Если в законодательстве прописаны единственно возможные действия в определенных ситуациях, то организация не вправе их изменять и прописывать иное в учетной политике.

Учетная политика при составлении консолидированной отчетности

Консолидированная отчетность составляется по группе организаций (хозяйственной группе, холдингу, хозобществу и его УП, дочерним и зависимым хозобществам, УП и его дочерним УП) как отчетность единой организации.

Организации, объединенные в группу организаций, должны применять одинаковые способы ведения бухгалтерского учета в тех отчетных периодах, за которые составляется консолидированная отчетность (п. 3 НСБУ № 46).

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 57-З общественно значимые организации (за исключением банков) обязаны составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО) в официальной денежной единице Республики Беларусь.

СПРАВОЧНО

Общественно значимые организации – ОАО, являющиеся учредителями УП и (или) основными хозобществами по отношению к дочерним хозобществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации (абз. 7 ст. 1 Закона № 57-З).

Для этих целей были приняты:

● постановление Совета Министров, Национального банка от 19.08.2016 № 657/20 (далее – Постановление № 657/20), которым введены в действие на территории Республики Беларусь в качестве ТНПА с 01.01.2017 42 Международных стандарта финансовой отчетности и 26 Разъяснений к ним;

● постановление Совета Министров, Национального банка от 30.12.2016 № 1119/35 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»;

● постановление Совета Министров, Национального банка от 04.11.2017 № 830/12 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности».

Таким образом, общественно значимым организациям необходимо учитывать данный аспект при выборе в учетной политике соответствующих способов ведения бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности.

Внесение изменений и дополнений в ученую политику

Пунктом 6 ст. 9 Закона № 57-З установлено, что учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 п. 7 ст. 9 Закона № 57-З.

Частью 1 п. 7 ст. 9 Закона № 57-З предусмотрено, что изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:

● изменения законодательства;

● изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;

● принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

Согласно п. 8 ст. 9 Закона № 57-З изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации или ИП, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждены руководителем организации.

Обоснование изменений в учетную политику необходимо включить в текст учетной политики организации.

Изменения в учетную политику организации вносятся в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.

Изменение учетной политики организации – замена одного способа ведения бухгалтерского учета на другой (п. 2 НСБУ № 80).

Таким образом, изменение способа организации бухгалтерского учета не считается изменением учетной политики.

Согласно п. 7 ст. 9 Закона № 57-З изменения в учетную политику организации в случае изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации, вносятся с начала отчетного года.

В силу п. 5 НСБУ № 80 изменения в учетную политику организации в случае принятия решения о реорганизации или ликвидации организации вносятся с даты принятия решения о ее реорганизации или ликвидации. При этом измененные способы ведения бухгалтерского учета применяются в отношении хозяйственных операций, совершаемых после принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

Информация о том, с какой даты вводить изменения в учетную политику в случае изменения законодательства, не предусмотрена ни в Законе № 57-З, ни в НСБУ № 80. В таком случае необходимо учитывать дату вступления в силу НПА и (или) наличие специальных указаний в них на этот счет.

Способы закрепления изменений и дополнений в учетную политику:

1) оформление приказа о внесении изменений и (или) дополнений в положение об учетной политике;

2) оформление приказа об утверждении положения об учетной политике в новой редакции. Данный способ применяется при значительном объеме корректировок.

Многие организации произвольно меняют способы бухгалтерского учета, не анализируя, приведет ли изменение способа ведения бухгалтерского учета к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации.

Пример 1.

На балансе организации числится в составе отдельных предметов в обороте инвентарь в значительной сумме. Согласно учетной политике организации до 2021 года было предусмотрено стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров равными частями за период предполагаемого срока эксплуатации предметов.

В связи с возникновением убытков с 2021 года организация планирует изменить учетную политику и стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в размере 100-процентной стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью.

Такой подход неправомерен.

В рассматриваемом случае изменение способа ведения бухгалтерского учета не приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации, поскольку согласно п. 34Инструкции № 102, если актив обеспечивает получение экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов, то расходы признаются в бухгалтерском учете путем распределения стоимости актива между соответствующими отчетными периодами.

То, что организация до 2021 года предусмотрела в учетной политике способ, согласно которому стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, следует переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров равными частями за период предполагаемого срока эксплуатации предметов, с точки зрения Закона № 57-З и Инструкции № 102 является наиболее достоверным способом списания стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров.

Изменение этого способа на способ, при котором стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, будет переноситься на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в размере 100 % (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью, не приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации.

Следовательно, организация не может изменить в учетной политике способ переноса стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров.

В случае необходимости организации могут вносить дополнения в учетную политику в случае возникновения хозяйственных операций, не имевших места ранее. Дополнения в учетную политику не считаются изменениями в учетную политику, если соответствующие способы и методы учета не были уже оговорены в учетной политике. Закон № 57-З и НСБУ № 80 не содержат запрета на внесение дополнений в учетную политику в течение отчетного года. Количество дополнений законодательством не ограничивается.

Обоснования изменений и дополнений в учетную политику указываются в примечаниях к бухгалтерской отчетности.

Так, в примечаниях к бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация в отношении изменения учетной политики:

● содержание и причины изменения учетной политики;

● суммы корректировок вступительного сальдо каждой связанной с этим изменением статьи активов, обязательств, собственного капитала на начало самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности периодов;

● суммы корректировок других связанных с этим изменением статей бухгалтерской отчетности за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период (подп. 52.1 п. 52 НСБУ № 104).

Согласно подп. 16.1 п. 16 НСБУ № 46 в примечаниях к консолидированной отчетности подлежит раскрытию следующая информация об изменении учетной политики:

● содержание и причины изменения учетной политики;

● суммы корректировок вступительного сальдо каждой связанной с этим изменением статьи активов, обязательств, собственного капитала на начало самого раннего из представленных в консолидированной отчетности периодов;

● суммы корректировок других связанных с этим изменением статей консолидированной отчетности за каждый представленный в консолидированной отчетности период.

Согласно п. 4 НСБУ № 80 результат изменения учетной политики организации в случае изменения способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в бухгалтерской отчетности организации информации, относящегося к периодам, предшествующим отчетному периоду (далее – предыдущие периоды), и оказавшего или способного оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты деятельности и изменение финансового положения организации, определяется в стоимостном выражении на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета, и отражается в:

● бухгалтерском учете по дебету (кредиту) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и других счетов учета собственного капитала и кредиту (дебету) соответствующих счетов в том отчетном периоде, с которого применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета;

● бухгалтерской отчетности посредством корректировки вступительного сальдо каждой связанной с этим изменением статьи активов, обязательств, собственного капитала на начало самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности периодов, а также других связанных с этим изменением статей бухгалтерской отчетности за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась организацией во всех предыдущих периодах.

При невозможности достоверно определить в стоимостном выражении результат относящегося ко всем предыдущим периодам изменения учетной политики организации в случае, указанном в ч. 1 п. 4 НСБУ № 80, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих хозяйственных операций, совершаемых после введения этого способа взамен ранее применявшегося.

Действующим законодательством не определено, что следует принимать в качестве уровня существенности при необходимости отражения результата изменения учетной политики организации в бухгалтерском учете и отчетности, если он оказал или способен оказать существенное влияние на финансовое положение и (или) финансовые результаты деятельности организации, в соответствии с п. 4 НСБУ № 80.

Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством (п. 5 ст. 9 Закона № 57-З).

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

В качестве ориентира определения уровня существенности можно воспользоваться нормами п. 12 Инструкции по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности, утв. постановлением Минфина от 07.03.2007 № 41, поскольку в более поздних инструкциях соответствующие нормы отсутствуют. Так, показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса о том, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.

Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного.

ВАЖНО!

Организациям следует различать изменения учетной политики от изменений в учетных оценках.

Пример 2.

На балансе организации в составе отдельных предметов в составе средств в обороте числится инвентарь. Согласно учетной политике организации, применявшейся до 2021 года, стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, было предусмотрено переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в размере 100 % (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью.

Указанные активы имеют значительную стоимость (суммарно), которая не переносилась на затраты ввиду учетной политики, что искажает бухгалтерскую отчетность организации, поскольку стоимость активов завышена в сравнении с актуальными рыночными ценами.

С 2021 года организация изменила свою учетную политику и оговорила в ней, что стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров равными частями за период предполагаемого срока эксплуатации предметов (как изменение способа ведения бухгалтерского учета, которое приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации).

В связи с этим организация с использованием счета 84 отразила изменение в учетной политике за прошлые годы, поскольку была превышена установленная учетной политикой организации величина для отражения таких изменений. Был доначислен износ инвентаря за прошлые годы.

Организация поступила неверно.

В рассматриваемом случае имеет место корректировка величины погашения стоимости активов, обусловленная изменением обстоятельств, на которых основывалась их учетная оценка, не являющаяся исправлением ошибки в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности. Следовательно, имеют место изменения в учетной оценке.

Сумма изменения в учетной оценке, за исключением изменения, указанного в ч. 2 п. 7 НСБУ № 80 (изменения в учетной оценке, непосредственно влияющего на величину собственного капитала), отражается в составе:

● доходов или расходов того отчетного периода, в котором произошло это изменение, если это изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период;

● доходов или расходов в будущих периодах, если это изменение повлияет на показатели бухгалтерской отчетности за будущие периоды (ч. 1 п. 7 НСБУ № 80).

Поскольку в данном случае имели место изменения в учетной оценке, организации не следовало при изменении в учетной политике способа погашения отдельных предметов в составе оборотных средств корректировать износ инвентаря за предыдущие периоды. Сумма изменения в учетной оценке отражается в составе доходов (расходов) того отчетного периода, в котором произошло это изменение, и (или) доходов (расходов) в будущих периодах.

Таким образом, поскольку принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов не должна быть завышена, в первый год остаточного срока использования инвентаря целесообразно предусмотреть более ускоренный способ перенесения их стоимости на затраты.

СПРАВОЧНО

Согласно п. 35 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (приложение 4 к Постановлению № 657/20), когда трудно отличить изменение в учетной политике от изменения в бухгалтерской оценке, данное изменение учитывается как изменение в бухгалтерской оценке.

Изменения величины собственного капитала организации в целом и по каждой статье в отдельности в связи с внесением изменений в учетную политику необходимо будет показывать в отчете об изменении капитала за соответствующий период 2021 года.

Учетная политика вновь созданной организации

Согласно п. 3 НСБУ № 80 положение об учетной политике вновь созданной организации утверждается руководителем организации не позднее 30-го календарного дня с даты госрегистрации этой организации. Положение об учетной политике вновь созданной организации применяется этой организацией с даты ее госрегистрации.

Учетная политика организации, которая в середине календарного года прекратила ведение учета в КУДиР и начала ведение бухгалтерского учета, утверждается ее руководителем до начала ведения бухгалтерского учета и применяется с даты начала ведения бухгалтерского учета.

Рассылка новостей журнала «Планово-экономический отдел»

Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации и утверждается ее руководителем[1].

Однако если бухгалтерский учет ведет специализированная организация или индивидуальный предприниматель, то положение об учетной политике подписывает руководитель этой организации или индивидуальный предприниматель.

Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 57-З учетная политика организации должна включать:

  • применяемые виды учетной оценки. Учетной является стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности;
  • план счетов бухгалтерского учета, который должен содержать полный перечень счетов, включая субсчета, аналитические и забалансовые счета, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Он разрабатывается на основе типового плана счетов путем уточнения содержания приведенных в нем отдельных субсчетов, их исключения или объединения, а также ввода дополнительных субсчетов[2];

Дополнять рабочий план счетов теми из них, которые предусмотрены в типовом плане счетов, можно в любое время, а вводить в него дополнительные счета (используя свободные номера) организация может только по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь (ч. 2 п. 3 Инструкции № 50).

  • разработанные организацией формы первичных учетных документов (далее — ПУД). В учетной политике не отражаются обязательные к применению формы ПУД, к которым, например, относятся товарная и товарно-транспортная накладные, приходный и расходный кассовый ордера и т. д.[3]. В нее включают только те формы, которые не предусмотрены законодательством, например актов выполненных работ, на списание материалов и т. п. Их приводят в качестве приложений к учетной политике.

В учетную политику целесообразно включить график документооборота организации (он регламентирует в т. ч. движение ПУД).

При добавлении дополнительных реквизитов в формы ПУД, утвержденные республиканскими органами государственного управления, необходимо закрепить это в учетной политике с приложением разработанных форм.

[1] Пункт 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. от 17.07.2017; далее — Закон № 57-З).

[2] Части 1, 3 п. 3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (в ред. от 30.06.2014; далее — Инструкция № 50).

[3] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (в ред. от 30.09.2011).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]