Прямые и косвенные расходы в декларации по налогу на прибыль


Уменьшают ли штрафные обязательства прибыль?

Положения п. 2 ст. 270 НК РФ не позволяют принимать пени и штрафы, взимаемые бюджетными организациями, как расходы, влияющие на итоговый результат по налогу на прибыль. Это касается всех государственных источников начисления штрафов — и бюджетных организаций, и внебюджетных.

Пример

ООО «Исток» нарушило порядок соблюдения лицензионных условий в соответствии с техническим проектом при пользовании недрами. На компанию был наложен административный штраф — 450 000 руб. (п. 2 ст. 7.3 КоАП РФ). Имеет ли право ООО «Исток» при помощи этой суммы уменьшить налог на прибыль?

Так как начисленный юрлицу штраф необходимо перечислить в бюджет РФ, то его сумма не рассматривается при расчете налога.

Изменения в части применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации

При начислении амортизации в отношении зданий, имеющим высокую энергетическую эффективность, повышающий коэффициент 2 не применяется (пп.4 п.1 ст.259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.09.2017 г. №286-ФЗ).
Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ (пп.4 п.2 ст.259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.09.2017 г. №286-ФЗ).

Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу на взносы по негосударственному пенсионному обеспечению?

Перечисляемые взносы в пользу работников в Пенсионный фонд и при заключении соответствующих договоров добровольного страхования по негосударственному обеспечению пенсиями уменьшают налогооблагаемую базу.

Однако размер этих средств не должен составлять больше 12% от оплаты труда. Суммы, уплаченные сверх этого установленного норматива (п. 16 ст. 255 НК РФ), не затрагивают налог на прибыль.

При перечислении взносов за своих работников на их именные корпоративные счета эти расходы прибыль также не уменьшают. Данное положение регулирует п. 7 ст. 270 НК РФ.

Пример

Организация «Восток» перечислила взносы на добровольное пенсионное страхование за своих работников по действующим договорным обязательствам в июне 2021 года на сумму 68 000 руб. Общие затраты на оплату труда составили 256 511 руб. Страхователь может учесть от этой суммы только 6% по затратам на перечисленные взносы по добровольному страхованию, т. е. 15 390,66 руб. Оставшийся объем взносов, равный 52 609,34 руб., не учитывается в составе уменьшающих базу по налогу расходов.

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили как правильно учитывать страховку в целях расчета налога на прибыль:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Порядок учета

Если организация применяет метод начисления, прочие расходы включайте в расчет налоговой базы в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Если организация применяет кассовый метод, списывайте прочие расходы в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см.:

  • Как по налогу на прибыль учитывать доходы и расходы методом начисления;
  • Как по налогу на прибыль учитывать доходы и расходы кассовым методом.

Учитываются ли затраты на проезд сотрудников к месту работы как расходы по налогу на прибыль?

При обычных условиях суммы, оплаченные работниками за проезд в общественном транспорте до места исполнения своих трудовых обязанностей, не считаются расходами для определения налогооблагаемой базы (п. 26 ст. 270 НК РФ). Исключение составляют случаи, при которых условия доставки сотрудников оговорены в трудовых или коллективных договорах (в этом случае оплата проезда учитывается как оплата труда), или при транспортной недоступности рабочих мест.

Подробнее см. здесь.

Если же работодатель организовывает с этой целью спецрейсы по доставке работников, то затраты на проезд на уменьшение налога на прибыль не влияют. Об этом свидетельствует письмо Минфина от 21.01.2013 № 03-03-06/1/18.

Изменен перечень необлагаемых доходов

До внесения поправок компании могли принимать от своих участников (независимо от доли в уставном капитале) имущество, деньги на пополнение чистых активов (пп.3.4 п.1 ст.251 НК РФ).
C 1 января 2021 г. взнос учредителей на пополнение чистых активов исключен из перечня необлагаемых операций. Такое изменение связано с приведением НК РФ с нормами гражданского законодательства (ст.66.1 ГК РФ). Теперь освободить от налога на прибыль можно имущество, денежные средства, внесенные участниками компании как вклад в имущество (без увеличения уставного капитала).

С 1 января 2021 г. налог на прибыль не уплачивается в отношении доходов в виде невостребованных дивидендов и имущества, имущественных и неимущественных прав, полученных в качестве вклада в имущество организации (пп.3.7 п.1 ст.251 НК РФ).

При этом в уставе компании должны быть утверждены правила, согласно которым участники будут вносить имущество и денежные средства (п.1 ст.27 Федерального закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ, п.1 ст.32.2 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ).

С 1 января 2021 г. не подлежат налогообложению излишки в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав (пп.3.6 п.1 ст.251 НК РФ).

Такие изменения внесены Федеральными законами от 30.09.2017 г. №286-ФЗ, от 18.07.2017 г. №166-ФЗ.

Как безвозмездно переданное имущество влияет на формирование налога на прибыль?

Для признания обоснованности некоторых расходов они должны отвечать критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Все понесенные траты должны иметь документальное подтверждение, а также быть экономически оправданными, т.е. их цель — получение определенных выгод.

Безвозмездная передача имущества, т. е. переход права собственности без последующего вознаграждения, исключает получение экономической выгоды. Поэтому п. 16 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также расходы, связанные с такой передачей.

Если передаваемое имущество является амортизируемым, то следует учитывать определенные нюансы. До начала 2021 года положения п. 3 ст. 256 НК РФ гласили, что на основные средства, которые переданы с заключением договора о безвозмездном пользовании, амортизация не начисляется. Возобновить ее начисление можно было после окончания срока действия договора и возврата объектов в организацию.

Но с 01.01.2020 пункт 16.7 ст. 270 НК РФ запрещает начислять амортизацию по объектам, возвращенным после окончания действия договора о безвозмездном пользовании. Связано это с тем, что упоминание об основных средствах, переданных по договорам в безвозмездное пользование, исключено и из п. 7 ст. 259.1 НК РФ, где устанавливался порядок возобновления амортизации при прекращении договора безвозмездного пользования и возврате объектов амортизируемого имущества налогоплательщику.

Подобные правила не распространяются на имущество, переданное в безвозмездное пользование органам госвласти и госструктур, если эта обязанность налогоплательщика подтверждена законодательно.

Инвестиционный вычет при приобретении и модернизации основных средств

С 1 января 2021 г. компания имеет право уменьшить суммы налога (авансового платежа) на инвестиционный налоговый вычет в порядке, предусмотренном ст.286.1 НК РФ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ).

Важно!
Инвестиционный налоговый вычет применяется к основным средствам, относящимся к 3 — 7 амортизационным группам (п.4 ст.286.1 НК РФ).

Суть вычета — это возможность в уменьшении доходов на расходы, связанные с покупкой или модернизацией основных средств 3 — 7 амортизационной группы.

Влияют ли добровольные страховые взносы на уменьшение прибыли?

На расходы, произведенные по договорам ДМС, можно уменьшить налогооблагаемую прибыль. Классификация этих расходов дана в ст. 255, 263 и 291 НК РФ. Прочие затраты по страхованию на добровольной основе не влияют на расчет. Об этом говорится в п. 6 ст. 270 НК РФ. К таким расходам относится добровольное страхование ответственности, не являющееся условием международных норм для осуществления деятельности субъектом. Так, страховые премии, которые вынуждена заплатить организация в связи с нарушением договора гражданской ответственности, прибыль не уменьшают. Подобные затраты также не входят в закрытый перечень расходов согласно ст. 255, 263, 291 НК РФ.

Учесть при уменьшении налогооблагаемой прибыли можно следующие расходы по добровольному страхованию:

  • взносы в Пенсионный фонд по договорам добровольного страхования за своих работников;
  • страхование транспорта, грузов, ТМЦ, и иного имущества, используемого в ходе хозяйственной деятельности;
  • страхование некоторых видов рисков и ответственности организаций;
  • страхование жизни и здоровья заемщиков банка.

Позволяет ли статья 270 НК РФ относить к расходам налоги, предъявленные покупателям?

П. 19 ст. 270 НК РФ не признает в качестве расходов предъявленные своим контрагентам налоги. Это касается в том числе торгового сбора и акцизов. На последнее указывает письмо Минфина РФ от 06.08.2012 № 03-07-06/209, в котором говорится, что предъявленные покупателям или владельцам давальческого сырья акцизные суммы не могут учитываться как расходы при налогообложении прибыли.

Если налоги были предъявлены плательщику на территории иных государств, то эти суммы также не рассматриваются как расходы при определении базы по налогу на прибыль. Эта норма подтверждается письмом УФНС России по городу Москве от 31.07.2012 № 16-15/[email protected]

Отсюда следует сделать вывод, что суммы тех налогов (НДС, акцизы, торговый сбор), которые были предъявлены субъекту хозяйственной деятельности как покупателю, не берутся в расходы для последующего расчета налогооблагаемой прибыли.

Иное дело с НДС в случае предоставления товара как подарка или бонуса покупателю в качестве поощрения. Налоговые службы считают, что суммы косвенных налогов в данном случае входят в стоимость безвозмездно переданного имущества, а потому к расходам не относятся (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Однако судебная практика не признает бонусы и прочие поощрения в качестве безвозмездно переданных ТМЦ, ведь для этого требуется приобрести некоторое количество товара.

Положения п. 19 ст. 270 НК РФ также не включают сумму НДС с бонусов в перечень расходов, не затрагивающих налогооблагаемую базу, так как реализация имущества в этом случае не происходит.

Продавец сам должен решить, учитывать ли суммы НДС с бонусов и подарков как расходы при подсчете налога на прибыль. Но при этом нужно быть готовым к вопросам со стороны налоговых органов.

См. также «Налог уплачен за третье лицо: можно ли учесть его в расходах?».

Нецелевые расходы: предписано возместить

О возмещении бюджетными учреждениями средств, по которым выявлено нецелевое использование, рассказали эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Левина и Мария Миллиард.

В бюджетном учреждении уполномоченным органом субъекта РФ осуществлялась внешняя проверка. Было выявлено нецелевое использование средств в рамках выполнения государственного задания, вынесено предписание, на основании которого необходимо возместить причиненный ущерб. Возмещается ли ущерб в полном объеме и за счет каких средств в случае, если учреждение внебюджетную деятельность не ведет, и в случае, если учреждение ведет внебюджетную деятельность?

В силу норм ст. 6 БК РФ бюджетные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств. При этом специалисты финансового ведомства указывают, что в отношении таких учреждений нецелевое использование средств возникает при использовании их на цели, не предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности (письмо Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694).

Порядок формирования и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (далее также — План ФХД) определяется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции учредителя учреждения (далее — учредитель), в соответствии с требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее — Требования).

Бюджетные учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с Планами ФХД. Иными словами, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии c теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (смотрите, в частности, п. 12 Требований, Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.

Кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД (смотрите, например, письма Минфина России от 31.12.2014 N 02-01-11/69294, от 30.12.2014 N 02-07-10/69030, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106).

Таким образом, расходы, не предусмотренные Планом ФХД, могут осуществляться бюджетным (автономным) учреждением за счет средств субсидии на выполнение задания при уточнении Плана ФХД — уменьшении объема каких-либо запланированных ранее, но не осуществленных расходов. При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии, не требуется.

Направление средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на осуществление расходов, не учитываемых в явном виде при определении ее размера, недопустимо, если такие действия приведут к существенному снижению качественных и (или) количественных показателей выполнения задания по итогам года.

Кроме того, из соответствующего бюджета бюджетному учреждению могут выделяться: — субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ); — субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).

Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о: — целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели; — порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм; — порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.

В случае образования остатка средств целевой субсидии указанный остаток подлежит перечислению в соответствующий бюджет, если согласно решению органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении конкретных учреждений, не принято в установленном порядке решение об использовании остатка в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели (п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (далее — Закон N 83-ФЗ), Раздел 7 Рекомендации Министерства финансов РФ от 22.10.2013).

Заключенные соглашения о предоставлении субсидии на иные цели или на осуществление капитальных вложений не лишает учреждение права на осуществление расходов за счет средств субсидии на выполнение государственного задания путем перераспределения плановых назначений, в том числе и на приобретение оборудования. При этом в План ФХД должны быть своевременно внесены изменения.

После завершения финансового года частью 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ предусмотрена возможность направлять остатки субсидии, не использованные в отчетном году, на государственное задание, на достижение целей, ради которых создано бюджетное учреждение.

Возможность принятия самостоятельного решения о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов в случае достижения экономии средств, образовавшихся в результате выполнения государственного задания, при условии, что данное перераспределение денежных средств не влияет на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, содержится в разъяснениях, приведенных в письмах Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 N 02-13-06/2703. Кроме того, подобная точка зрения учитывается в том числе судебными органами при рассмотрении споров с бюджетными учреждениями о целевом использовании бюджетных средств (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 N 13АП-306/15).

Бюджетным кодексом не предусмотрено возмещение бюджетными учреждениями средств, по которым выявлено нецелевое использование. Поэтому вопрос о том, за счет каких средств бюджетного учреждения может быть осуществлено подобное возмещение при наличии предписания уполномоченного органа субъекта РФ, не регламентируется.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 252-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5% до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ).

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система
ГАРАНТ.
На правах рекламы

Возможно ли уменьшение прибыли на расходы по материальному поощрению работников?

К расходам на оплату труда наемных работников относят все выплаты, которые оговорены в трудовом или коллективном договоре. Прочие премиальные и компенсационные выплаты, возможность начисления которых не предусмотрена трудовым или коллективным договором, не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 21, п. 23 ст. 270 НК РФ). Подобной позиции придерживаются Минфин РФ в письме от 26.02.2010 № 03-03-06/1/92 и УФНС РФ по городу Москве в письме от 13.08.2012 № 16-15/074028/@.

Те же суммы, которые выплачиваются работникам организациями помимо их трудовой деятельности, учитываются как расходы, если их начисление предусмотрено трудовым договором (письмо ФНС от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165).

Суммы, выплаченные работникам как матпомощь, в расходы, формирующие прибыль, не берутся (п. 23 ст. 270 НК РФ). Это правило не затрагивает суммы выплат, не признанные материальной помощью, что подтверждается положениями трудовых договоров. Эту позицию поддерживает Минфин РФ в письме от 03.06.2014 № 03-03-06/4/26582.

В некоторых фирмах принято выплачивать подъемные суммы своим работникам. Можно ли в таких случаях рассчитывать на определенные льготы при налогообложении?

Организации вправе компенсировать некоторые затраты своих сотрудников при их переезде в связи с новым местом работы. В отношении государственных служащих (работников госорганов, внебюджетных фондов и прочих федеральных учреждений) нормативы подобных выплат определяются законодательно.

В частных организациях бухгалтеры нередко задаются вопросом, как огородить себя в этом случае от внимания со стороны проверяющих органов? Для сотрудников коммерческих организаций общий размер возможных компенсационных выплат должен быть прописан в локальных нормативных актах. Это договоры — трудовые и коллективные, а также положения об оплате труда. Суммы, затраченные на выплаты сверх установленных норм подъемных, не включаются в состав уменьшающих налог на прибыль расходов (п. 37 ст. 270 НК РФ).

Нередко возникает и следующий вопрос: как расходы организации для нужд работников определяют прибыль предприятия?

Расходы юрлиц, направленные на организацию досуга своих сотрудников, не уменьшают налогооблагаемую базу (п. 29 ст. 270 НК РФ). Сюда относят оплату путевок сотрудников для отдыха или лечения, мероприятия по организации культурного досуга (экскурсии, спортсекции, проведение соревнований), затраты на подписку по литературе непроизводственного назначения и на товары личного потребления для нужд работников. Все эти расходы организация осуществляет по своему усмотрению.

Внимание! С 01.01.2019 при определенных условиях можно относить на расходы оплату путевок работникам.

А если был факт безвозмездной передачи имущества работникам, можно ли учесть эти операции при расчете налога на прибыль?

Пример

Организация оказала безвозмездную денежную помощь своему сотруднику, пострадавшему при пожаре собственного дома. Возможно ли уменьшение налогооблагаемой базы на эту сумму?

Под безвозмездно переданным имуществом понимаются материальные ценности, передача которых в пользу получателей не входит в обязанности организации. Это же касается и сопутствующих расходов.

Положение п. 16 ст. 270 НК РФ исключает стоимость подобного имущества из состава нужных расходов. То есть, если работодатель добровольно оказывает помощь как своим сотрудникам, так и прочим лицам, пострадавшим в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий), стоимость бесплатно предоставленных активов и понесенные в связи с этим расходы не влияют на уменьшение прибыли.

Таким образом, желание улучшить материальное положение работников, не связанное со служебными отношениями, не всегда будет являться поводом для уменьшения итоговой суммы прибыли.

Учитываются ли при определении налога на прибыль суммы, выплаченные нотариусу?

Государством установлены твердые тарифы по пошлинам, которые взимаются за совершение определенных нотариальных действий. В расходы принимаются затраты, понесенные при пользовании услугами государственных и частных нотариусов.

П. 39 ст. 270 НК РФ в список затрат, не участвующих в формировании налогооблагаемой прибыли, включает и сверхнормативные расходы по нотариальным услугам. Обычно это касается действий, для совершения которых не требуется установленной нотариальной формы. Расчет тарифов в этом случае опирается на требования ст. 22 Основ законодательства РФ «О нотариате».

Скорректирован порядок расчета расходов на НИОКР

С 1 января 2021 г. компании в большем размере смогут включать расходы на НИОКР.
В фактические расходы на научные разработки, помимо расходов, потраченных на разработку, включаются и страховые взносы (пп.2 п.2 ст.262 НК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2017 г. №166-ФЗ). При этом компании по-прежнему будут использовать коэффициент 1,5 к фактическим расходам на научные разработки.

В фактических затратах можно учесть покупку исключительных прав на изобретения, полезные модели, образцы (пп.3.1 п.2 ст.262 НК РФ).

Компании, осуществляющие расходы на НИОКР в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, представляет в налоговую инспекцию отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ).

Отчет представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ). Отчет представляется в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать установленным национальным стандартом общим требованиям к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов (п.8 ст.262 НК РФ).

Можно ли включать платежи за загрязнение окружающей среды в расходы по формированию налоговой базы?

Суммы налогов и сборов входят в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сюда же можно отнести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Однако при совершении сверхнормативных выбросов платежи по суммам, превышающим установленный лимит, как уменьшающие налогооблагаемую базу расходы не квалифицируются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Пример

Производственная организация ООО «Сатурн» осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду. За прошедший год она перечислила для этих целей 108 930 руб., в том числе 90 775 руб. за выбросы сверх установленных норм. При определении налогооблагаемой базы ООО «Сатурн» учитывает лишь размер платы, равный 108 930 – 90 775 = 18 155 руб. за выбросы в окружающую среду в пределах установленных лимитов.

О процедуре расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду читайте в этой статье.

Новые льготы для туристического бизнеса на Дальнем Востоке

Компании, осуществляющие туристический бизнес на Дальнем Востоке, могут применять 0 ставку за налоговые периоды с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. (п.1.11, введена ст.284.6 НК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2017 г. №168-ФЗ).
При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • местом нахождения компании является территория Дальневосточного федерального округа;
  • компания осуществляет деятельность, включенную в утвержденный Правительством РФ перечень видов туристско-рекреационной деятельности;
  • в течение всего налогового периода компании на праве собственности принадлежат гостиница и (или) иное средство размещения, которые поставлены на государственный кадастровый учет в Дальневосточном федеральном округе;
  • компания в течение всего налогового периода не применяет пониженных ставок по налогу на прибыль (п.1 — 1.10 ст.284 НК РФ);
  • компания не совершает в налоговом периоде операций с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами;
  • компания не имеет обособленных подразделений, не входящих в Дальневосточный федеральный округ;
  • за налоговый период доходы компании от осуществления туристско-рекреационной деятельности, включенной в перечень, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы (без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных п.11 ст.250 НК РФ).

Важно!
Если компания нарушит хотя бы одно из условий либо не представит в установленные сроки сведения (п.4 ст.284.6 НК РФ), то применяется общеустановленная налоговая ставка. При этом сумма налога на прибыль подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой пеней (п.5 ст.284.6 НК РФ).

Влияет ли предварительная оплата на увеличение расходов в части расчета налога на прибыль?

Если субъекты хоздеятельности используют метод начисления, то их затраты в качестве предварительной оплаты за работы или услуги на общую сумму расходов при определении налогооблагаемой базы не влияют (п. 14 ст. 270 НК РФ).

Письмо Минфина от 30.06.2011 № 07-02-06/115 определяет право налогоплательщика в части создания резервов по сомнительным долгам. Перечисленные авансовые платежи при создании резервов не признаются расходами даже при отсутствии поставки оплаченного товара.

Можно ли отнести к затратам расходы на приобретение оборудования?

Приобретаемое организацией оборудование должно классифицироваться как поступление основных средств, если это имущество отвечает следующим требованиям:

  • предназначается для использования на длительный срок (более 12 месяцев);
  • эксплуатация оборудования направлена на получение прибыли предприятия;
  • последующей перепродажи объекта не предполагается;
  • стоимость приобретенного имущества не ниже 100 000 руб.

Основные средства относятся к амортизируемому имуществу. Затраты на приобретение списываются в течение всего периода использования, уменьшая постепенно налогооблагаемую базу по прибыли.

Первоначальные затраты на покупку (создание, модернизацию, реконструкцию) оборудования, которое классифицируется в учете как основное средство, налогооблагаемую базу не уменьшают (п. 5 ст. 270 НК РФ). Это же положение затрагивает и лизингополучателей. Их расходы в виде выкупа предмета лизингового договора рассматриваются как затраты по приобретению амортизируемого имущества.

Полученное оборудование стоимостью ниже 100 000 руб. можно учесть в затратах при определении налогооблагаемой базы единовременно.

С 01.01.2018 по 31.12.2027 п. 5.1 ст. 270 НК РФ также запрещает учитывать для прибыли расходы на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета.

Можно ли учесть в расходах суммы, выплаченные кредитору по договору займа?

Получение заемных средств не классифицируется как налогооблагаемый доход организации. Соответственно, и суммы по возврату займов и кредитов нельзя учитывать в расходах при определении суммы прибыли (п. 12 ст. 270 НК РФ). Т. е. ни полученные заемные средства, ни суммы, возвращаемые в их погашение, не рассматриваются как влияющие на результат хозяйственной деятельности. Расходами будут лишь проценты за пользование заемными средствами.

Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 270 НК РФ, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Возможно ли включение начисленных дивидендов в состав расходов для конечного определения прибыли?

В качестве расходов не могут признаваться начисленные после налогообложения дивиденды, о чём свидетельствует п. 1 статьи 270 НК и письмо Минфина РФ от 24.07.2015 № 03-03-06/1/42780. Дивиденды — это часть чистой прибыли, оставшейся после налогообложения и подлежащей дальнейшему распределению между участниками. В связи с этим как расходы эти начисленные суммы квалифицироваться не могут.

О ставках, применяемых к доходам юрлиц в виде дивидендов, читайте в этом материале.

Источники: Налоговый кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Правило зачета дебиторской и кредиторской задолженностей с разными сроками

До 1 января 2021 г. при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом (абз.1 п.1 ст.266 НК РФ). При этом правила такого зачета установлены не были. По мнению финансистов в первую очередь кредиторская задолженность перекрывает (уменьшает) дебиторскую задолженность с наибольшим сроком возникновения (Письмо Минфина РФ от 20.04.2017 г. №03-03-06/1/23835).
Начиная с 1 января 2021 г. при наличии встречных задолженностей перед компанией с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей производится, начиная с первой по времени возникновения дебиторской задолженности.

Например, если у компании имеется дебиторская задолженность контрагента со сроком возникновения 245 дней и 70 дней, то зачитывать кредиторскую задолженность того же контрагента для расчета резерва нужно начиная с более поздней задолженности, т.е. сначала засчитывается долг со сроком в 245 дней (абз.1 п.1 ст.266 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 г. №335-ФЗ).

Таким образом, если в 2021 г. вопрос оставался спорным, то в 2018 г. компаниям придется учитывать «возраст» дебиторской задолженности.

Важно!
Внесенная поправка невыгодна налогоплательщикам, ведь, учитывая «возраст» дебиторской задолженности, меньше расходов можно отнести в резерв по сомнительным долгам.

Благоприятное изменение касается возможности учета в налоговых расходах долгов физического лица-банкрота по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п.2 ст.266 НК РФ).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: