Мы отстояли вычет НДС по товарам, которые использовались в рекламных дегустациях

То, что реклама является во многом двигателем торговли, является аксиомой. Эта деятельность может приносить значительную прибыль, часть которой в виде налога не должна проходить мимо государственного бюджета.

Однако налога под этим названием нет в Налоговом кодексе РФ с начала 2005 года. Несмотря на это, он по-прежнему актуален, но не как налогообложение продвижения результатов предпринимательской деятельности (товаров, работ, услуг), а под другими наименованиями, в случае подпадания рекламной активности под другие налоговые сборы или законы других стран.

Рассмотрим, кто в 2021 году в РФ должен платить налог на рекламу, в каких формах это происходит, как правильно вычислить сумму и сопроводить платеж нужной документацией. Все о налоге на рекламу в современном отечественном бизнесе читайте в этой статье.

Реклама и законы

Главные законодательные акты, которым не должно противоречить местное самоуправление в части принятия норм относительно налога на рекламу:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (в рамках, устанавливающих для каждого налога основные существенные признаки: базу, ставку, плательщиков, льготников, учетный период и др. – для налога на рекламу все они в наличии);
  • Закон Российской Федерации № 108-Ф3 «О рекламе», утвержденный в 1995 году, в который много раз вносились изменения, в частности, самое свежее датируется 2021 годом.

СПРАВКА! На территории г. Москвы уплата налога на рекламу регламентируется Законом № 59 от 21.11.2001 года.

Данный вид налога также кратко упоминается в Федеральном законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где утверждается его ставка.

Примерные рекомендации по вычислению суммы этого налога приводятся в Положении о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, утвержденного Письмом Минфина РФ от 02 июня 1992 года № 04-05-20, ФНС России от 02 июня 1992 года № ИЛ-6-04/176 и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, налогам и ценам от 04 июня 1992 года № 5.1/693.

Все остальные законодательные тонкости прописываются в региональных нормативных актах, поскольку данный налог является местным.

Итак, можно дать следующее определение налогу о рекламе – это местный сбор, берущийся с предпринимателей, в чьи расходные статьи входят траты на продвижение собственной продукции.

Вычет НДС по рекламным материалам, считающимся товарами

Если компания передает рекламный материал, который не считается товаром, НДС не начисляется вне зависимости от его стоимости. Можно ли к таким материалам применить НДС к вычету?

Минфин высказал позицию, что этого делать нельзя (Письмо от 23.12.2015 г. № 03-07-11/75489). В такой ситуации не исполняется условие по вычету о том, что он возможен только при использовании товаров в операциях, которые облагаются НДС. Ведомство считает, что если при передаче таких материалов не появляется объект обложения НДС, то и вычет по ним применять нельзя.

Но Верховный суд придерживается противоположной точки зрения (Определение от 13.12.2019 г. № 301-ЭС19-14789). А потому применение вычета входного НДС по этим рекламным материалам правомерно. Но нужно учесть, что налоговые инспекторы при проверке могут попытаться признать такое действие незаконным. И вполне возможно, что свою позицию придется отстаивать в судебном порядке.

Основные категории рекламной деятельности

Осуществление рекламной деятельности – это любая форма донесения информации о своих товарах, услугах, работах и др. продукции до общественности через средства массовой информации (печать, телевидение, радио) или иллюстративные средства (табло, «бегущая строка», вывеска, плакат, афиша и т.п.).

Рекламодатель – это юридическое или физическое лицо, несущее расходы на рекламную деятельность, от чьего имени она осуществляется.

Рекламоизготовитель (распространитель) – лицо или организация, изготовившая (и/или разместившая) рекламную информацию по заказу или поручению рекламодателя.

Рекламный носитель – место и способ размещения рекламы.

Не относятся к рекламе следующие сведения, переведенные в публичную форму:

  • вывески, информирующие о часах работы заведения;
  • любое оформление данных о правилах обслуживания клиентов;
  • оповещения и перемене места, режима работы, контактов или реквизитов организации;
  • государственные уведомления;
  • предупреждающие или запрещающие надписи;
  • другие информационные сообщения.

Признаки товара в целях НДС

В каких случаях рекламный материал отвечает признакам товара, передача которого образует объект налогообложения по НДС? Все просто – если он обладает собственными потребительскими качествами, т.е. обладает потребительской ценностью для получателя.

Соответственно, если передаваемое имущество, содержащее рекламную информацию, не имеет собственных потребительских качеств, то товаром оно являться не может, а значит, его безвозмездная передача не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения. И здесь уже не имеет значения величина покупной стоимости такого имущества.

Данный вывод подтверждают как чиновники (письма Минфина России от 23.12.2015 № 03-07-11/75489, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626, от 19.09.2014 № 03-07-11/46938), так и суды. Так, в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 о.

Приведем примеры. Рекламными материалами, не отвечающими признакам товара, являются буклеты, листовки, каталоги, открытки, блокноты, календари, в которых размещена рекламная информация (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2017 № Ф05-3154/2017 по делу № А40-94917/2016).

Примерами же рекламных материалов, отвечающих признакам товара, являются, в частности:

  • электробритвы, электрочайники, пепельницы, ножи, DVD-проигрыватели (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.06.2018 № Ф05-8543/2018 по делу № А40-117346/2017, которое Определением Верховного Суда РФ от 15.10.2018 № 305-КГ18-15882 было отказано в передаче для пересмотра);
  • рекламные сувениры (в том числе ежедневники, календари, подарочные наборы, бейсболки, футболки, мячики, фонари, наборы для чаепития, зонты-трости, книги подарочные, кейсы металлические, жесткие диски 3Q и т.д. со своим логотипом) (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.09.2017 № Ф04-3736/2017 по делу № А46-838/2017, которое Определением Верховного Суда РФ от 22.12.2017 № 304-КГ17-19340 было отказано в передаче для пересмотра).

Кстати, «входной» НДС, уплаченный в составе стоимости рекламных подарков, вы можете спокойно принимать к вычету (письмо Минфина России от 04.06.2013 № 03-03-06/2/20320). Поэтому если товары приобретались у плательщиков НДС, то при раздаче в рекламных целях и начислении НДС налоговая нагрузка по НДС по итогу от этой операции будет нулевая (НДС исчисленный = НДС вычету).

Кому предстоит платить налог на рекламу, а кому – нет

Плательщиками данного вида налогового платежа являются физические и/или юридические лица любой формы собственности или ведомства, которые осуществляют рекламные действия касательно своей продукции. Деятельность должна отвечать таким критериям:

  • рекламируемая продукция должна находиться в собственности рекламодателя;
  • рекламодатель как предприниматель должен быть зарегистрирован на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если иностранный гражданин зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность на территории под юрисдикцией РФ, налог на рекламу относится к нему в той же степени, что и к гражданам России.

Не платят налог на рекламу:

  • организации, проводящие политические кампании (агитацию формально не относят к рекламной деятельности);
  • лица, чья рекламируемая продукция или услуги продвигаются без цели получения прибыли;
  • центры по реабилитации и адаптации;
  • социальные и благотворительные организации.

К СВЕДЕНИЮ! Плательщиком налога может быть не только сам рекламодатель, но и его комитент – организация, осуществляющая для него рекламную деятельность. В таком случае к сумме оплаты этих услуг по договору добавляются средства в размере налогового платежа. Ответственность же за неуплату или ошибки остается на рекламодателе.

1) Налоги автора-разработчика приложения

Как и в прошлый раз, начнем с самого интересного – автора-одиночки, получающего доход от результатов своей творческой деятельности.

Действующее законодательство не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в случае получения гражданином доходов от использования собственных произведений. Программы для ЭВМ защищаются авторским правом в качестве литературных произведений. Отсюда вывод

: любые способы использования программного обеспечения, приносящие автору доход, не подпадают под определение предпринимательской деятельности.

Но при этом есть существенный нюанс: под «использованием» ПО мы понимаем распоряжение правами на него с точки зрения авторского права

. Другими словами получение автором дохода по лицензионному договору на программное обеспечение не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

В результате по завершении финансового года автору достаточно подать декларацию о доходах, где указать поступления от продажи своих приложений в Google Play и заплатить с них 13% НДФЛ. При этом автору не важно где и как Гугл платит налоги с таких доходов и какие комиссионные при этом удерживает.

Следует помнить, что рассмотренный вариант действует только при продаже собственного программного обеспечения

. Иными словами автор, при необходимости, должен подтвердить исключительные права на такое ПО.

Самым простым способом подтверждения является государственная регистрация программ для ЭВМ в Роспатенте. По результатам регистрации выдается Свидетельство, в котором четко указан правообладатель и автор. В рассматриваемом случае они должны совпадать на 100%. Пока не доказано иное лицо, указанное в Свидетельстве, будет считаться автором и правообладателем программы.

Другие варианты систематического извлечения дохода на базе применения ПО могут быть отнесены к предпринимательской деятельности. Что сюда относится? Например, показ объявлений Google AdSense в приложении может рассматриваться как оказание рекламных услуг

. При таком способе монетизации приложений мы рекомендуем автору зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и выводить доход от Google AdSense на банковский счет ИП со всеми вытекающими налоговыми обязанностями.

С каких сумм исчисляется данный налог

Налоговой базой этого вида муниципальных платежей является конкретная цифра, обозначающая расходы фирмы (или ИП), отнесенные на рекламную деятельность, обозначенную таковой в законодательстве. Траты, считающиеся рекламными:

  • активы, затраченные на разработку, производство и размещение рекламной продукции, заказанной у рекламоизготовителя и разместителя;
  • финансы, в которые вылилось приобретение материалов и самостоятельное изготовление рекламы или участие в ней;
  • вложение средств в продвижение от другого предпринимателя (организации), то есть помощь спонсоров.

К этим видам трат относятся не только материальные расходы, но и отчисления на амортизацию и оплату наемного труда.

Не входят в налоговую базу по рекламе следующие расходы:

  • внесение платы за разрешение на рекламную кампанию;
  • средства, затраченные на информирование о будущей рекламной акции.

Работа через посредников

Если вы не хотите отслеживать изменения в законодательстве и заниматься рекламой самостоятельно, можно обратиться в рекламное агентство. Как правило, они работают по договору поручения или комиссии. В работе с агентствами есть плюсы:

  • Возможность полного обеспечения ПУДами
  • Возможность отразить расходы на рекламу в бухгалтерском и налоговом учете и включить их в состав затрат, учитываемых при налогообложении, и, как следствие, — оптимизация налогов
  • Оперативное зачисление денежных средств на рекламные аккаунты
  • Налоговые обязательства по НДС и НДИ агентство исполнит самостоятельно
  • Более высокий уровень доверия к рекламодателю, что напрямую влияет на эффективность рекламной кампании.

Минус работы с агентствами — дополнительная комиссия, которую они возьмут за свои услуги.

Как вычислить сумму налога на рекламу

Порядок исчисления не отличается от других налоговых сборов: численный показатель налоговой базы нужно умножить на ставку, которая по данному налогу неизменна и составляет 5%. Данные о расходах берутся из бухгалтерского учета. Они списываются как траты, уменьшающие базу по налогу на прибыль, причем некоторые в полной сумме, а отдельные – только в размере 1% от выручки. Из потраченных на рекламу средств исключается НДС.

ВАЖНО! Если оплата за рекламную деятельность производилась не в рублях, а в иностранной валюте, то для исчисления налога нужно произвести переоценку валютных остатков, то есть перевести показатели в рубли по текущему курсу Центробанка РФ.

Сроки уплаты

Тонкости, касающиеся сроков, устанавливаются муниципальным (региональным) законодательством. Обычно период расчета, уплаты и предоставления декларации составляет:

  • для юридических лиц – квартал;
  • для физических лиц – год.

Уплата НДИ

Что это? Доходы, которые иностранная организация получила за оказание услуг по рекламе, облагаются налогом на доходы иностранных организаций (ст. 189 НК).

Как считать?

  • Налоговая база НДИ = общая сумма доходов в пользу иностранной организации
  • Ставка налога на доходы — 15%
  • Формула расчета НДИ: сумма доходов * 15%
  • Например, вы оплатили 100 BYN, в таком случае НДИ = 100 * 15% = 15 BYN

Как платить? НДИ следует удержать из средств, причитающихся иностранной организации, и перечислить в бюджет. На практике же зачастую удержать налог не представляется возможным. Допустимо перечисление налога в бюджет за счет собственных средств.

Когда подавать? Налоговую декларацию по НДИ плательщики представляют не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом возникновения обязательств по уплате НДИ, и оплачивают не позднее 22-го числа этого же месяца.

При налогообложении доходов иностранной компании также следует руководствоваться положениями международных соглашений, заключенных с Беларусью: если иное не предусмотрено международными соглашениями, то применяются нормы этих соглашений.

Ответственность за налоговые нарушения

Юридически значимыми нарушениями уплаты налога на рекламу, влекущими за собой ощутимые последствия, могут быть следующие:

  1. Неправильное вычисление суммы налога, в результате чего образуется недоимка.
  2. Ошибка, повлекшая за собой переплату.
  3. Несвоевременное внесение данного платежа.
  4. Непредоставление налоговой декларации или предоставление ее с нарушениями сроков.

В первом и втором случае у предпринимателя есть декада на исправление допущенной неточности, далее насчитываются пени (при недоимке) или излишнюю сумму уже нельзя будет вернуть или перезачесть (при переплате).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]