Правила хорошего учета в общепите: от поставки продуктов до приготовления и продажи блюда

Когда компания предлагает клиентам еду, ей всегда стоит автоматизировать свой бизнес, при любом формате работы. И мы хотим познакомить вас с теми решениями, которые помогут это сделать. Рассмотрим, какие программы для общепита сегодня актуальны, со всеми их основными плюсами и минусами, и разберемся, что за возможности они предоставляют своим владельцам. Из обзора вы получите максимум полезной информации, на основании которой не составит труда определиться и выбрать ПО, лучше всего подходящее для ваших целей.

Обратите внимание, специализированный софт удобен буквально на всех стадиях обслуживания. С его помощью можно упростить прием и передачу заказа, контроль расхода еды и напитков, процесс оплаты, отслеживание выполненных операций в базе данных. Его внедрение и грамотное использование – залог отсутствия ошибок «человеческого фактора», шаг к оптимизации взаимодействия персонала, а значит мощная предпосылка для увеличения количества постоянных клиентов.

Как учитывать приход в Контур.Маркете

Основу учета составляют приходные накладные: на продукты, напитки, расходные материалы. Документы могут приходить в бумажном и электронном виде. В Контур.Маркете есть решение для обоих вариантов.

Коротко об отличиях. Данные с бумажных накладных нужно самостоятельно переносить в Маркет. А данные с электронных накладных переносить не нужно, они поступают в оцифрованном виде.

Бумажные накладные можно оприходовать двумя способами.

Первый способ: создать черновик накладной и вручную перенести в нее наименования продуктов, количество, закупочную цену и другие данные. В кофейне со скромным ассортиментом на это может уйти пара часов, в ресторане — все четыре.
Второй способ в три раза быстрее: отсканировать накладную и загрузить скан в Маркет. Сервис распознаёт товары на снимке и сопоставляет с каталогом ингредиентов. Остается проверить сопоставление и сохранить документ. Чем чаще пользователь загружает накладные, тем выше процент распознавания, потому что система запоминает результаты и постоянно обучается.

Электронные накладные требуют разного подхода. Зависит от вида товара и источника накладной.

Из ЕГАИС автоматически приходят накладные на алкоголь. Их можно принять, отклонить или принять с расхождением — это ответ в ЕГАИС, а не оприходование. Баланс в ЕГАИС и товароучет в сервисе — два разных процесса. На основе ЕГАИС-накладной Маркет создает товароучетную накладную, ее то и нужно оприходовать, чтобы сервис пересчитал остатки.
Из ФГИС «Меркурий» приходят ветеринарные сопроводительные документы (ВСД). Если подтверждаете поставку, нужно погасить ВСД. На его основе Маркет создает товароучетную накладную, оприходуйте ее, и сервис обновит текущие остатки продуктов.

От оператора электронного документооборота (ЭДО) приходят универсальные передаточные документы (УПД). Они могут быть на любые товары от поставщика, который подключен к ЭДО, например, к Диадоку. Если заведение работает в Маркете с маркированными товарами, получится приходовать накладные, созданные автоматически на основе УПД. Скоро такая возможность появится и у тех заведений, которым с маркировкой работать не нужно.

Что произойдет, как только оприходуете накладную в Маркете.

  • Сервис пересчитает количество продуктов и расходников с учетом нового поступления: остатки отобразятся в списке накладных, списке продуктов, в карточке каждого ингредиента и много где еще.
  • Автоматически пересчитается себестоимость блюд, в которых есть ингредиенты из проведенной накладной.
  • Обновятся отчеты о движении товаров, об остатках и товарный отчет.
  • Маркет автоматически отправит накладные в 1С и сервис Контур.Бухгалтерия, чтобы ваш специалист мог использовать готовую первичку для бухгалтерской и налоговой отчетности.

Заведение общепита всегда будет иметь свежие данные об остатках, если учетная система правильно считает не только приход, но и расход.

Особенности бухучета в общепите

Согласно законодательству все операции, происходящие в хозяйственной жизни организации, должны оформляться первичными документами. Предприятия общепита не являются исключением в этом вопросе. Большинство форм первичных документов унифицированы. Но если специфика организации требует использования каких-либо особых форм, то это не запрещено.

Предприятие общественного питания может разработать необходимые формы и утвердить их в своей учетной политике.

Отражение расходов организации общепита на счетах бухгалтерского учета зависит от того, с какой целью она была создана. В случае, когда целью создания предприятия является обеспечение нужд его работников, то такое кафе или столовая являются структурным подразделением, и его расходы следует аккумулировать на счете 29.

Готовые блюда, привезенные от поставщика

Закусочная продает разогретые пирожки, пиццу, бутерброды и напитки в бутылках. Все это закупает в готовом виде раз в два дня. Когда бутерброд продают на кассе, Маркет получает эти данные и вычитает с бутербродных остатков 1 штуку. Актуальное количество отражает карточка товара, общий список товаров и отчет об остатках.

Если бутерброд испортился, потерял товарный вид или есть другая причина его не продавать, надо его снять с баланса. Для этого в Маркете оформляют акт списания. Отметим, что Контур.Маркет помогает списывать и на цеховое питание.

Документальное оформление

Что касается обоснования произведенных расходов, затраты на оборудование помещений для принятия пищи имели должное документальное подтверждение. В первую очередь стоит данное правило закрепить в трудовых или коллективных договорах с работниками. Следует сделать ссылку на требования Правил и прописать, что работодатель обязан создать нормальные условия для труда, а также обеспечить сотрудников комнатой для принятия пищи, создать условия для хранения продуктов, приготовления и подогрева пищи. Такую же формулировку можно использовать для учета салфеток, полотенец, мыла и др.

Еще одним не менее важным документом является приказ руководителя о том, что оборудуется комната для приема пищи, а также о приобретении необходимой для нее бытовой техники. Разумеется, должны быть в наличии авансовые отчеты, товарные накладные, чеки и прочие документы, которые подтвердят покупку этого имущества.

Блюда, приготовленные в заведении

Кафе продает фирменные кексы, которые пекут на собственной кухне. Хозяин следит, сколько выпечки продается, а сколько осталось. Так он сможет вовремя заказать пекарю новую партию кексов.

Кафе нужно учитывать не только расход каждого ингредиента (об этом в следующем разделе), но и расход готовых кексов.

Для этого в технологической карте «Кекс фирменный» включаем настройку «Вести учет остатков готового блюда».

Теперь Маркет будет списывать ингредиенты по факту приготовления блюда, а не его продажи. Факт приготовления оформляется Актом производства. Вот как он будет выглядеть для кекса:

Когда кекс продадут на кассе, Маркет спишет с остатков готовое блюдо «Кекс фирменный». Ингредиенты при продаже не спишутся, потому что сервис их уже вычел, когда вы провели Акт производства.

Кафе может включить учет остатков блюд только для тех блюд, для которых это нужно. В общем списке блюд такие блюда будут указаны с остатком и без наценки. У остальных блюд отображается наценка, остаток не указан.

Почему не указана себестоимость и наценка при включенном учете остатков блюд

Одно и то же блюдо готовят в разное время из ингредиентов с разной закупочной ценой, поэтому себестоимость все время меняется, а значит, и наценка. Если нужно следить за рентабельностью таких блюд, пользуйтесь отчетом о продажах и прибыли за период.

Преимущества программ для предприятий общественного питания

При правильном использовании они:

  • упрощают взаимодействие персонала;
  • помогают отслеживать действия сотрудников в режиме онлайн;
  • позволяют автоматизировать передачу данных в Меркурий и ЕГАИС;
  • предотвращают ошибки «человеческого фактора»;
  • дают возможность привлекать и удерживать ЦА, совершенствуя политику лояльности.

Каждая из них в целом координирует коллектив и оптимизирует ведение бизнеса. Причем ее внедрение идет на пользу не только руководителю, но и его подчиненным, ведь те же официанты или повара улучшают качество обслуживания, а значит и свой профессиональный уровень.

Ингредиенты для собственных блюд или коктейлей

Ресторан в меню указывает калорийность, содержание белков, жиров и углеводов (КБЖУ). Гостям предлагают около 30 блюд: пиццу, салаты, шашлык, гарниры… Есть ингредиенты, которые идут сразу в несколько блюд, их нужно заказывать у поставщика чаще и больше. А есть васаби и другие продукты с низким расходом, которые ресторан заказывает раз в месяц или реже.

Помимо учета готовых блюд (об этом в предыдущем разделе) ресторану нужно учитывать расход каждого ингредиента.

Что влияет на данные об остатках ингредиентов в Маркете:

  • напрямую — использование продуктов для готовки блюд,
  • косвенно — потери при ужарке, уварке и других способах обработки продуктов.

Использование продуктов для приготовления. Эти данные сервис считает на основе технологической карты и данных о продаже с кассы.

В техкарте достаточно указать количество ингредиентов, и сервис автоматически рассчитает себестоимость. Если для ингредиентов выбраны способы обработки, сервис рассчитает массу брутто или нетто (в зависимости от того, что было указано ранее). Как указать способы обработки в техкарте.

Еще в техкарте указан выходной вес целого блюда, себестоимость и розничная цена, которая рассчитана на основе указанной вами наценки.

Когда блюдо продадут на кассе, Маркет автоматически спишет каждый ингредиент с остатков и внесет все изменения в отчеты: об остатках, о продажах за день, о прибыли и других.

Потери продуктов при готовке и указание КБЖУ. Эти данные хранятся в сервисе в виде виртуального справочника. Сопоставьте с этим справочником ингредиенты, чтобы техкарта отражала пищевую ценность блюда и потери при выбранном способе обработки. Узнать подробности.

Вот как выглядит в техкарте вкладка с вариантами обработки. Выбираете нужный, и сервис покажет, как сильно блюдо прибавит или убавит в весе.

Вот как в техкарте выглядит вкладка с КБЖУ. Пищевая ценность указана для каждого продукта и для блюда в целом. Эту информацию не придется считать на калькуляторе, чтобы указать на ценниках или в меню.

Данные о КБЖУ нужны, чтобы соблюдать закон

Заведение обязано информировать гостей о пищевой ценности блюд, в том числе о калорийности, содержании белков, жиров и углеводов (Постановление Правительства РФ № 1515 от 21.09.2020).

Расходы кафе

Бухгалтерский учет в кафе предполагает расчет розничной стоимости блюд, иными словами калькуляцию. Для начала необходимо составить технологические карты на каждый пункт из меню вашего кафе. Это документы общепита, содержащие в себе информацию о рецептуре, технологии приготовления, потерях при обработке и калорийности. Можно использовать готовые сборники технологических карт. По ним бухгалтер-калькулятор рассчитывает себестоимость продукции. Цена продажи блюда будет равна себестоимости умноженной на наценку.

Когда кафе закупает продукты у поставщиков, сначала они попадают на склад, а не прямиком под нож повара. Поэтому бухгалтерский учет в кафе должен включать в себя и складской учет. В отличие от торгового или производственного предприятия тут все намного сложнее. Во-первых, из-за частого перемещения сырья. Во-вторых, существует постоянная необходимость проведения инвентаризаций и выявление излишков и недостач. В-третьих, необходимо очень много списывать скоропортящихся продуктов. Что влечет за собой огромный документооборот. Кроме этого, само по себе складское помещение должно соответствовать нормам САНПИНа. Во многом бухгалтерский учет в кафе по материалам соответствует учету в других отраслях.

Отдельная история – это кассовые операции. Бухгалтерский учет в кафе предполагает ведение кассы в соответствии с нормами законодательства, и, разумеется, куда мы денемся от онлайн-касс. Должен быть определен лимит остатка денежных средств на конец рабочего дня, быть оформлена кассовая книга, журналы кассиров-операционистов. Применение ККМ в кафе обязательно. Единственно, на что стоит обратить пристальное внимание в этом вопросе, так это сервис Робочеки, это практически единственная, но при этом очень-очень важная возможность сэкономить на онлайн-кассах, в Робочеки не нужно вкладываться, у вас ноль рублей вложения, и вы не берете в аренду онлайн-кассу как предлагают банки (за космические деньги…). Ваши затраты – это комиссия с оборота. Не больше, не меньше. Есть оборот – есть комиссия, нет оборота – пандемия, там, коронавирус, сезон, переезд, не важно – нет комиссии! Для написания статьи проверяли один лайфхак, как можно ещё сэкономить, оказалось, Робочеки да и сама Робокасса (да, да, именно этот агрегатор создал такой мощный сервис) используют промокод. Мы взяли промокод PVK01 и получили сниженную комиссию до 2,7% на несколько месяцев. При хороших оборотах это дало не менее хорошую экономию (в тысячах рублей), пользуйтесь

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]