Статья 75 НК РФ. Пеня (действующая редакция)


Чем пеня отличается от штрафа

Это два разных вида неустойки. Они оба предполагают плату за невыполнение обязательств, но механизм начисления разный. Так, штраф предполагает собой твердую денежную сумму. Например, за просрочку по кредитной карте банк накладывает разовый штраф в 590 рублей.

Пеня — это некоторый процент, который начисляется на сумму задолженности. Допустим, неустойка за поставку какого-то товара — 0,1% в день от его стоимости. Чаще всего применяется какой-то один вид неустойки, реже оба сразу, когда по договору и штраф нужно заплатить, и пеня каждый день капает.

Что касается договоров потребительского кредитования, по ним банки могут назначать только пени, причем в ограниченном законом размере 20% годовых. Но к кредитным картам штрафы применяться могут.

Что нужно учитывать при расчете пени?

Статья 330 ГК РФ содержит исчерпывающие данные о том, каким именно образом производится расчет пени за просрочку платежа. В соответствии с этим, следует ориентироваться на следующие моменты:

  1. Нужно определить сумму, от которой и будет производиться начисление пени за просрочку платежа. Речь может идти обо всей сумме по договору или же о неуплаченной заказчиком части. Пункт договора об ответственности сторон непременно должен содержать информацию, позволяющую решить этот вопрос.
  2. Размер используемой процентной ставки. Именно этот показатель и будет являться мерой ответственности за нарушение договора. Процент указывается в договоре.
  3. Время, прошедшее с того момента, как условия договора стали считаться нарушенными.

Пени по налоговым сборам

ФНС — тот орган, который весьма активно начисляет пени. Многие россияне не особо следят за сроками уплаты налогов, часто о них вообще не знают. А есть транспортный, земельный налог, на недвижимость, на доходы, и пр. И каждый должен быть уплачен в положенный срок.

Хорошо, если приходит квитанция из ФНС, которую можно оплатить. Но часто ее нет, а о просрочке и пенях гражданин узнает только из соответствующих писем или на портале Госуслуг.

Размер пеней по налоговым сборам указан в статье 75 НК РФ, которая как раз и посвящена этому моменту. Вот что говорит закон:

  • для физических лиц применяется пеня в виде 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной на данный момент;
  • для организаций в первые 30 дней просрочки предусматривается неустойка в 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Начиная с 31-го дня, к ней добавляется еще 1/150-я.

При этом закон определяет моменты, при которых налогоплательщик может отменить пени. Они не начисляются, если в рамках судебного производства на имущество человека или компании был наложен арест, если принято решение о приостановке операций по его счетам. В этом случае нужно обращаться в ФНС и писать соответствующее заявление.

Статья 75 НК РФ. Пеня

Комментируемая статья регулирует начисление пеней.

Пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.

В пункте 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

В пункте 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 отмечено, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части).

Как разъяснено в пункте 61 указанного Постановления, в тех случаях, когда в состав требований налогового органа включено требование о взыскании пеней и к моменту обращения налогового органа в суд недоимка не погашена налогоплательщиком, названный орган в ходе судебного разбирательства вправе на основании статьи 49 АПК РФ увеличить размер требований в части взыскания пеней.

При погашении налогоплательщиком недоимки до принятия судом решения по заявлению налогового органа размер подлежащих взысканию пеней указывается в решении суда в твердой сумме.

Если на момент принятия решения сумма недоимки не уплачена налогоплательщиком, в решении суда о взыскании с налогоплательщика пеней должны содержаться следующие сведения: размер недоимки, на которую начислены пени; дата, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней с учетом положений статьи 75 НК РФ; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки.

При этом следует учитывать, что за неуплату авансовых платежей также начисляются пени. Порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода (пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Положениями пункта 6 статьи 48 НК РФ, регулирующей порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, правила, установленные абзацем вторым пункта 3 статьи 75 НК РФ, конкретизируются применительно к взысканию налога за счет имущества (не относящегося к денежным средствам), осуществляемому на основании вступившего в законную силу судебного акта. В соответствии с данным законоположением начисление пени налогоплательщику — физическому лицу, не имеющему статуса индивидуального предпринимателя, не производится со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, данная норма НК РФ с учетом ее содержания направлена на установление дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в случае взыскания с них налога за счет имущества, а следовательно, как действующая в системной взаимосвязи с абзацем вторым пункта 3 статьи 75 данного Кодекса, не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 152-О.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2013 по делу N А26-7579/2012, в частности, отражено, что, поскольку на принадлежащее предпринимателю имущество был наложен арест и предприниматель не мог погасить путем реализации принадлежащего ему имущества задолженность по налогу, на которую начислены пени, это в силу статьи 75 НК РФ исключает возможность начисления пеней.

В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N А35-6391/08-С15 приведено следующее толкование.

На основании статей 72 и 75 НК РФ пеня не является мерой налоговой ответственности.

Пени — это правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет.

Понятие налоговой санкции предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 114 НК РФ, согласно которым налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

Следовательно, налоговые санкции и пени имеют различную правовую природу.

Пунктом 18 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 41/9 от 11.06.99 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу статей 106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, в связи с чем необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности.

Учитывая, что пени, начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ, являются мерой компенсационного характера потерь бюджета, а не мерой налоговой ответственности, и исходя из смысла статьи 114 Налогового кодекса и пункта 18 указанного Постановления, освобождение налогоплательщика от ответственности ввиду отсутствия вины в совершение налогового правонарушения возможно только в отношении взыскания штрафов, но не пени.

В Постановлении Президиума Томского областного суда от 21.03.2012 N 44г-8/2012 разъяснено, что основная цель налоговой пени — обеспечить надлежащее исполнение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами публично — правовой обязанности по своевременной уплате налоговых платежей.

Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 17.12.96 N 20-П, пеня является разновидностью правовосстановительных мер государственно-правового принуждения, имеющих целью восполнить недоимку и компенсировать имущественные потери казне, причиненные несвоевременной уплатой налога.

В Решении Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2012 N А60-26469/2012 отмечено, что пени являются платежом, производным от суммы основного долга, и не могут быть взысканы при отсутствии оснований для взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.01.2013 N А53-8011/2012 отметил, что пени — правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет НДФЛ налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. При таких обстоятельствах инспекция правомерно начислила организации.

Как отмечено в Постановлении ФАС Московского округа от 28.03.2012 N А40-60722/10-107-327, основанием для освобождения от уплаты пеней могут быть именно разъяснения по вопросам уплаты налогов. Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения разъяснением по применению законодательства не является. Следовательно, оснований для освобождения налогоплательщика от уплаты пеней по налогам со ссылкой на уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения не имеется.

КС РФ в Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Вместе с тем неуплата налога в срок при наличии переплаты в сумме, перекрывающей недоимку, при соблюдении установленных государством в НК РФ правил проведения их зачетов предотвращает причинение ущерба казне (казне Российской Федерации, казне субъекта Российской Федерации или казне муниципального образования) и, соответственно, необходимость его компенсации путем начисления пеней.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N А56-48850/2011.

В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 N А48-2528/2012 указан вывод о том, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а значит, изменение обязанности по уплате налога влечет изменение последствий неуплаты налога, в том числе пени.

ФАС Московского округа в Постановлении от 05.12.2012 N А40-136136/11-91-559 обращает внимание, что поскольку пеня не входит в состав налога, отсутствуют основания распространять на нее положения о недопустимости взыскания налога за счет собственных средств налогового агента.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5317/11, налоговый орган в случае неудержания и неперечисления в бюджет причитающейся с налогового агента суммы налога вправе привлечь его к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, а также вправе начислить пени, поскольку пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

Исходя из положений, содержащихся в статьях 46, 72, 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Вывод об этом приведен в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 N 07АП-2709/12.

В Апелляционном определении Волгоградского областного суда от 29.03.2012 N 33-3177/2012 отмечено, что пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

В случае если налог зачисляется в бюджеты разных субъектов и решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу принято налоговым органом в установленные статьей 78 НК РФ сроки, но после установленного срока уплаты налога, со дня, следующего за установленным днем уплаты налога, до дня принятия такого решения налоговым органом будут начислены пени на сумму образовавшейся недоимки.

НК РФ не предусмотрен пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога.

Аналогичный вывод изложен в Письме Минфина России от 02.08.2011 N 03-02-07/1-273.

В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить НК РФ.

Кроме того, учет в базе расчетов с бюджетом, ведущийся налоговым органом, просроченных или необоснованно числимых за налогоплательщиком сумм недоимок и пени, а также начисление на эти суммы пени не только влечет за собой повторное направление налоговым органом требований об уплате налогов, принятие решений о принудительном их взыскании, но и лишает налогоплательщика права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм в бюджет, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ, в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням (которые устанавливаются по базе РСБ), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

С учетом изложенного, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом, в справке должны содержаться не только сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.

Данный вывод поддерживается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.09.2012 N А41-5671/12).

Пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку в определенных НК РФ случаях обязанность по перечислению в бюджет суммы налога, удержанного с доходов налогоплательщика, возложена на налоговых агентов, при неуплате в бюджет подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налога налоговому агенту начисляются пени.

Правомерность начисления налоговым органом пеней на неуплаченную налоговым агентом сумму налога подтверждена Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 20.09.2011 N 5317/11.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2012 N А44-219/2010.

В Кассационном определении Верховного суда Республики Бурятия от 16.11.2011 N 33-3420 закреплен подход, согласно которому пеня (обязанность по ее уплате) установлена нормами законодательства о налогах и сборах, регулирующими отношения, основанные на административном подчинении, и не имеет гражданско-правового характера, придаваемого ей в смысле статьи 333 ГК РФ, в частности на указанную пеню не распространяются требования статьи 331 ГК РФ об обязательности письменной формы неустойки.

Данная позиция развита в Постановлении Президиума Томского областного суда от 21.03.2012 N 44г-8/2012.

Суд отметил, что по гражданскому законодательству неустойка является способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств (статья 329 ГК РФ) и мерой имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (статья 330 ГК РФ). Право снижения неустойки предоставлено суду статьей 333 ГК РФ в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. Однако указанная норма материального закона применяется в отношениях частноправового характера, субъекты которых являются равными, имущественно самостоятельными, а также обладающих иными признаками, указанным в статьях 1, 2 ГК РФ. Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой, следовательно, споры по поводу невыполнения налогового обязательства носят публичный, а не гражданско-правовой характер, а потому к указанным правоотношениям не могут применяться нормы ГК РФ, в том числе статья 333 ГК РФ.

В силу прямого указания в пункте 3 статьи 3 ГК РФ, отсутствия в НК РФ нормы, допускающей применение к налоговым правоотношениям норм гражданского законодательства, снижение размера пени на основании статьи 333 ГК РФ недопустимо, противоречит нормам налогового и гражданского законодательства.

Как узнать, сколько пеней начислено

Если вы получили письмо, вся информация будет отражаться в нем. Также посмотреть сумму положенных к уплате налоговых сборов и все начисленные пени можно в личном кабинете ФНС. При наличии аккаунта на Госуслугах вся актуальная информация будет отражена там.

При просрочке налогов сумма к оплате делится на две части. Положенный налоговый сбор формируется одной квитанцией, а начисленные пени другой. Вот как это выглядит на портале Гоусуслуг:

Причем, если вы планируете погасить весь долг, изначально нужно закрыть именно сам налог, только потом набежавшие пени. После оплаты в течение 10 дней ФНС обработает платеж и обновит информацию по сумме пеней:

Дело в том, что пени начисляются за каждый день просрочки платежа. То есть, пока обрабатывается платеж, за эти дни снова набежит неустойка, и сумма будет несколько другой.

Пени за неуплату кредитов

Штрафные санкции — постоянный спутник тех, кто не исполняет обязательства по кредитным договорам. Но если раньше банки сами регулировали размер штрафных санкций, то теперь на законодательном уровне все неустойки ограничены.

Это было сделано специально, так как некоторые кредиторы устанавливали необоснованно высокие пени, плюс к ним назначали и штрафы. В итоге заемщики, совершившие даже разовую просрочку, падали в настоящую долговую яму, из которой не могли выбраться.

Вот и возникали ситуации, когда при начальной сумме кредита в 100 000 рублей человек оказывался должен 1 000 000 рублей и даже больше. Чтобы пресечь это, Центральный Банк принял решение ограничить банкиров в части назначения пеней, что отражено в ФЗ-353 О потребительском кредите.

Финансовым организациям предлагают на выбор два варианта начисления пеней:

  1. Если проценты, положенные по договору, продолжают начисляться. В этом случае пени составят 20% годовых.
  2. Если банк прекращает начисление процентов, тогда размер неустойки — 0,1% в день.

В подавляющем числе случае банки придерживаются схемы начисления пеней в размере 20% годовых и при этом продолжают назначать проценты по договору. Штрафы при этом закон брать им запрещает.

Если сделать расчет, то 20% годовых — это не так много, всего 0,055% в день. Например, если сумма просрочки — 10 000 рублей, то на следующий день на нее набегут 5,5 рублей. Но эти 5,5 причисляются к невыплаченной сумме, на следующий день пеня будет высчитываться с 10 005,5 рублей.

При возникновении просрочки по кредиту лучше не затягивать, а обратиться за помощью в банк, например, за реструктуризацией. Иначе в следующем месяце после невнесения очередного платежа сумма просрочки вырастет, пени будут больше. И чем дальше, чем серьезнее окажется рост долга.

Исполнение решения по взысканию пеней

Решение суда о взыскании пеней может быть исполнено добровольно должником или же суммы по решению могут быть взысканы в принудительном порядке.

Принудительный порядок заключается в подаче в банк, в котором открыт счет должника, исполнительного документа. Банк обязан будет взыскивать средства или наложить арест на счет с учетом заявления взыскателя.

Исполнительный документ можно предъявить судебным приставам, которые вправе проводить определенный комплекс мероприятий, направленных на взыскание задолженности с должника, в том числе, накладывать аресты на счета, запрашивать информацию об имуществе должника, вызывать должника для дачи объяснений и т.п.

Однако, с приставами необходимо постоянно взаимодействовать взыскателю, иначе, исполнительное производство после выполнения на начальном этапе определенных мероприятий, дальше может просто лежать на полке и про него вспомнят ближе к концу года, чтобы прекратить.

Пени по займам от МФО

Несколько другая ситуация касается тех, кто должен микрофинансовым организациям. Пеня на сумму долга начисляется точно такая же, как и в случае с банковским кредитом. То есть согласно ФЗ-353 это 20% годовых, плюс положенная по договору ставка.

Но именно сфера микрокредитования загоняла заемщиков в настоящую кабалу. Дело в том, что на сегодня предельная ставка по займам — 1% в день, ее чаще всего и назначают кредиторы, а это 365% годовых. То есть к 20% годовых добавляются 365%. В итоге долг увеличивается кардинально быстро.

Чтобы уберечь заемщиков от неоправданно высоких неустоек, законодательно ограничена сумма, которую могут требовать микрокредиторы в виде неустоек. В виде пеней и процентов МФО не правомочна требовать с заемщика более 1,5-кратной величины займа.

Проще говоря, если сумма микрозаймам на момент выдачи составляла 10 000 рублей, то в виде процентов и пеней при просрочке МФО может начислить максимум 15 000. То есть общая требуемая к возврату сумма не может быть больше 25 000 рублей.

Все легальные МФО соблюдают эту установленную законом норму. Все компании подконтрольны ЦБ РФ, поэтому превышать свои полномочия — не в их интересах.

Отличие компенсации от неустойки в договоре займа

Под компенсацией в гражданском праве понимается возмещение убытков, понесенных лицом в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств партнером по договору.

Определение понятию «убытки» дается в п. 2 ст. 15 ГК РФ. Это:

  • фактические расходы и те, которые понесет (понесло) лицо для восстановления нарушенного права или имущества, — реальный ущерб;
  • неполученные доходы — упущенная выгода.

Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ, пострадавшее лицо имеет право на полное возмещение понесенных им убытков.

Если соотносить неустойку и возмещение убытков, то по общему правилу уплаченная сумма неустойки направляется на покрытие убытков. При недостаточности взысканной суммы сверх неустойки взыскиваются еще средства, и в совокупности они полностью покроют все расходы кредитора.

Иной вид неустойки (штрафную или альтернативную) можно предусмотреть договором. Для некоторых видов правоотношений особая неустойка устанавливается законом.

Отличия возмещения убытков от неустойки заключаются:

  1. В доказательственной базе. Для взыскания компенсации, т. е. возмещения убытков, нужно доказать, что таковые имели место, их размер, противоправность деяния должника, а также причинно-следственную связь между действиями должника и убытками (определение ВС РФ от 20.09.2016 № 305-ЭС16-11215 по делу № А40-253401/2015).
    При удержании неустойки достаточно одного факта — ненадлежащего исполнения обязательства,
  1. Порядке расчетов. Порядок расчета неустойки определяется договором, ее размер вычисляется в расчете, который прикладывается к иску/претензии или включается в их текст.
    Каждый элемент убытков рассчитывается самостоятельно и подтверждается отдельным документом. Фактический ущерб нанесенному имуществу доказывается актом/протоколом, договором купли-продажи, по которому это имущество было приобретено и где указана цена вещи.

Понесенные расходы на восстановление вещи/права доказываются чеками.Упущенная выгода доказывается совокупностью фактов и обстоятельств, при этом учитываются меры и приготовления, совершенные кредитором для получения прибыли (п. 4 ст. 393 ГК РФ). Например, заключение предварительного договора с третьим лицом, с которым планировалось заключение основного договора, но в результате действий должника этого не случилось.

В отношении договора займа под компенсацией понимаются проценты, которые начисляются в порядке, определенном в ст. 809 ГК РФ (либо ст. 317.1 ГК РФ, если размер процентов в договоре не указан). То есть компенсация является платой за пользование чужими денежными средствами.

Она (компенсация) может быть определена в виде процентов, начисляемых только на основной долг (п. 2 ст. 317.1 ГК РФ).

Предлагаем ознакомиться: Отличие апартаментов от квартиры

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору займа начисляются проценты в порядке, установленном ст. 395, 811 ГК РФ. В этом случае речь идет о гражданско-правовой ответственности.

Неустойка как мера ответственности за неисполнение условий договора займа для основной суммы долга и для процентов устанавливается отдельно (постановление президиума ВАС РФ от 19.03.2013 № 9423/12 по делу № А40-49847/11-58-241).

Согласно п. 53 постановления № 7 начисление процентов в качестве ответственности не влияет на размер компенсации.

Таким образом, законная компенсация в отличие от неустойки в договоре займарассчитывается только в процентах. Неустойка же может быть установлена в виде пени или штрафа.

Штраф, пеня и неустойка — в чем разница между ними, вы узнали из этой статьи. Законодатель поставил эти термины в один ряд как синонимы. Но фактически неустойка является общим понятием для штрафа и пени, которые определяют способ ее расчета.

Пени за неоплату коммунальных услуг

Тип оказываемой коммунальной услуги не имеет значения. Если человек не платит коммунальщикам, те по закону правомочны начислять пени. Этот вопрос регулирует статья 14 ФЗ-155, которая как раз и разъясняет моменты оплаты за коммунальные услуги.

Что в итоге получается:

  • первые 30 дней после просрочки пени не накладываются;
  • начиная с 31-го дня, назначаются пени размером в 1/300 ставки рефинансирования;
  • начиная с 91-го дня, размер неустойки повышается до 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Так что, чем длительнее просрочка, тем выше штрафные санкции. Но в случае с коммунальными услугами часто применяется механизм прощения неустойки. Например, часто поставщик услуги в преддверии Нового года объявляет акцию, согласно которой все пени списываются, если должник закроет основной долг. И это отличный повод воспользоваться ситуацией и избавить себя от долгов.

В связи с пандемией коронавируса правительство вынесло постановление, согласно которому до 1 января 2021 года начисление пеней и неустоек приостановлено.

Мы рассмотрели, что такое пени, как они работают, размеры неустоек по самым популярным обязательствам. Но по каждой форме договорных отношений действуют свои нормы и законы. Но схема начисления и принцип действия пеней везде одинаковые.

Источники информации:

  1. КонсультантПлюс: НК РФ Статья 75. Пеня.
  2. КонсультантПлюс: ФЗ-353 О потребительском кредите (займе) .
  3. Сайт Банка России: Микрофинансирование: новые ограничения предельной задолженности и ежедневной процентной ставки.
  4. Консультант Плюс: Постановление Правительств РФ о приостановлении пеней за коммунальные услуги.

Об авторе

Ирина Русанова — высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. [email protected]

Эта статья полезная? ДаНет

Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в комментариях или напишите нам на почту

Порядок взыскания пени по договору в суде

Для взыскания пеней по договору в суде является обязательным соблюдение досудебного порядка. Итак, для того, чтобы взыскать пени в суде выполните следующие действия:

  • Подготовьте письменную претензию в адрес контрагента с расчетом размера пени и предложением произвести оплату пеней в добровольном порядке
  • Направьте или вручите под подпись претензию контрагенту
  • Выждите срок для ответа на претензию, установленный договором или 30 дней после направления претензии
  • При отсутствии добровольной оплаты подготовьте иск в суд о взыскании пени по договору

ВНИМАНИЕ: с учетом суммы требований, может понадобиться подготовка не иска, а заявления о выдаче судебного приказа

  • Направьте один экземпляр иска ответчику по делу, другой экземпляр иска с приложением копий подтверждающих документов и документов о том, что соблюден претензионный порядок, подайте или направьте в суд
  • Если судом дело будут назначено в упрощенном порядке, тогда отслеживайте поступление отзывов от ответчика и при необходимости предоставляйте возражения. В случае назначения дела к судебному разбирательству, примите участие в процессе и обоснуйте свои требования
  • Дождитесь решения суда. При положительном для Вас решении, выждите срок на вступление его в силу
  • После вступления решения суда в силу, получите исполнительный лист и подайте его приставам для возбуждения исполнительного производства или в банк

Комментарии: 4

Ваш комментарий (вопрос) Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Автор статьи Ирина Русанова

Консультант, автор Попович Анна

Финансовый автор Пихоцкая Ольга

  1. Sergey
    19.04.2021 в 21:12 А в какой срок необходимо оплачивать пени по налогам? Установлены ли такие сроки юридически?
    Ответить ↓ Анна Попович
    20.04.2021 в 02:29

    Уважаемый Сергей. по общему правилу, пени по требованию нужно заплатить за восемь рабочих дней после его получения, если налоговая не установила другой срок. Юридически это регулируется НК РФ.

    Ответить ↓

  • Владимир
    10.03.2021 в 14:54

    «начиная с 31-го дня, назначаются пени размером в 1/300 ставки рефинансирования; начиная с 91-го дня, размер неустойки повышается до 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.» — так в чём же отличие?

    Ответить ↓

      Анна Попович
      10.03.2021 в 15:56

      Уважаемый Владимир, расчет пени производится в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, действующей на день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки платежа, начиная с 31-го дня от дня просрочки платежа, установленного договором срока оплаты, и до фактической оплаты в течение 90-дней с даты оплаты, установленной договором. При не оплате в указанный выше срок с 91-го дня расчет производится в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ.

      Ответить ↓

  • Когда пени не начисляются

    Предлагаем ознакомиться: С какого возраста разрешена беременность в украине

    ДЕБЕТ 99 — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — начислена сумма авансового платежа по УСН за отчетный период.

    Если такой проводки в нужный момент вы не сделали, то ваши действия будут зависеть от того, когда и какую именно вы обнаружили недоимку. Если это долг по авансу за текущий год и нашли вы его в текущем году, то просто текущей датой сделайте указанную выше проводку по начислению.

    ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — доначислена сумма авансового платежа за прошлый год.

    Основанием для доначисления налога будет бухгалтерская справка-расчет. В этом документе желательно указать причину образования недоимки.

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — КРЕДИТ 51 — перечислен авансовый платеж по упрощенной системе в бюджет.

    ДЕБЕТ 99 — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по пеням» — начислены пени;

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по пеням» — КРЕДИТ 51 — уплачены пени.

    Обратите внимание: счет 99 при начислении пеней нужно использовать всегда независимо от того, за какой период вы уплачиваете пени — за текущий или за прошлый. Начисление пеней делается на основании бухгалтерской справки, а уплату отразите на основании платежного поручения.

    Как было сказано выше, в налоговом учете при «упрощенке», сумма самого «упрощенного» налога и авансы по нему расходом не признаются (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). То же самое относится и к пеням по данному налогу — они не перечислены в закрытом перечне расходов «упрощенца». Поэтому ни уплату «упрощенного» налога, ни уплату пеней в Книге учета доходов и расходов фиксировать не нужно.

    Ст. 64 НК РФ предоставляет плательщикам возможность получить отсрочку (или рассрочку) по уплате налога в определенных обстоятельствах. По федеральным налогам срок уплаты может увеличиваться на 1-3 года. Закономерно, что в таком случае пени не начисляются.

    Период исполнения обязательств перед бюджетом увеличивается решением ИФНС по заявлению плательщика, финансовое положение которого не позволяет в данный момент перечислить обязательную сумму по причине:

    • причинения ущерба стихийным бедствием или катастрофой;
    • несвоевременного получения бюджетных ассигнований;
    • угрозы банкротства (при единовременной уплате налога);
    • ведения деятельности сезонного характера и др.

    Власти регионального и местного уровней вправе расширить список оснований предоставления отсрочки (или рассрочки) по региональным/местным налогам соответственно.

    Отсрочка может предоставляться и в отношении самих пеней. Например, в конце 2021 года Мосгордума приостановила начисление пеней по налогу на имущество физлиц за 2015 год — до 01.05.2017, за 2021 – до 01.07.2018, а за 2021 – до 01.07.2019 (закон Москвы от 14.12.2016 № 45 с изм. на 29.11.2017). Мера была применена в связи с переходом на уплату налога с кадастровой стоимости, поскольку гражданам требовалось больше времени, чтобы разобраться с новыми правилами расчета.

    В случае опоздания с перечислением налоговых платежей расчет пени по налогам производится за каждый календарный день просрочки платежа. Начинается начисление неустойки со дня, следующего за установленным сроком уплаты фискального платежа. Последним днем начисления является день, в который недоимка перед бюджетом погашена.

    Например, организация обязана уплатить первый платеж НДС за 3 квартал 25 октября. Фактически НДС уплачен 31 октября. За несвоевременную уплату НДС компании начисляется неустойка за 6 календарных дней: с 26 по 31 октября включительно.

    Освобождение от уплаты неустойки, в соответствии со статьей 75 НК РФ, применяется очень редко. К таким случаям относятся:

    • невозможность погашения недоимки в связи с наложением ареста на имущество налогоплательщика по решению налогового органа;
    • невозможность погашения недоимки в связи с приостановлением операций по счетам налогоплательщика по решению суда;
    • недоимка образовалась в результате выполнения письменных разъяснений о порядке исчисления налогов и сборов, данных налоговым или иным уполномоченным госорганом. Этот вид освобождения не применяется, если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком.

    В бухгалтерском учете для отражения начисления пеней используются счета 68 и 69 Плана счетов бухучета (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Чтобы было проще контролировать расчеты по штрафным санкциям, открывают отдельные субсчета для их учета либо обеспечивают аналитический учет в разрезе фискальных платежей, по которым начисляются неустойка и иные санкции.

    Начисление неустойки отражается по кредиту счетов 68 и 69, а их уплата — по дебету. Начисленные к уплате суммы отражаются:

    • на дату расчета, если начисляются налогоплательщиком самостоятельно;
    • на дату вступления в силу решения по проверке, если начисление производится в рамках выездной или камеральной проверки.
    ОперацияДебетКредит
    Начислены пени:
    по налогам9968
    по страховым взносам9969
    Начисленные суммы перечислены в бюджет68, 6951

    В налоговом учете при расчете налога на прибыль никакие налоговые санкции в расходах не признаются (п. 2 ст. 270 НК РФ).

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]