Статья 403 НК РФ. Налоговая база (действующая редакция)

Автор: Алена Донмезова — Специалист по РКО

Дата публикации: 22.04.2021

Актуально на Май 2021 года

Имущественный налог обязателен для компаний, применяющих общую систему налогообложения и имеющих на балансе основные средства. Также его платят организации на УСН, имущество которых входит в перечень ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации и облагается налогом по кадастровой стоимости.

Налог на имущество — региональный налог, поэтому его основу составляют правила НК, а детали утверждаются властями в субъектах Российской Федерации. Они вправе самостоятельно устанавливать порядок перечисления налога, крайние сроки по нему и налоговую ставку.

Что облагается налогом на имущество?

Для российских и иностранных организаций объектом обложения налогом на имущество является (п. 1 ст. 374 НК РФ):

  • недвижимое имущество, в том числе переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность и полученное по концессионному соглашению, которое они учитывают на балансе в качестве основных средств, если налоговая база определяется как среднегодовая стоимость;
  • недвижимое имущество, которое находится на территории РФ и принадлежит организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.

Статья 403 НК РФ. Налоговая база (действующая редакция)

В пункте 1 комментируемой статьи законодатель установил общее правило определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, согласно которому налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Официальная позиция.

Минфин России высказал позицию по вопросу об исчислении налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе при ее изменении, и об оспаривании ее результатов.

В письме Минфина России от 22.01.2019 N 03-05-06-01/2805 указывается, что налоги исчисляются налоговыми органами на основании сведений об объектах недвижимости, в том числе сведений об их кадастровой стоимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и представленных в налоговые органы уполномоченными органами в порядке, установленном статьей 85 НК РФ.

Таким образом, исчисление налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости исходя из кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, является правомерным. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (в том числе земельных участков), а также пересмотр результатов государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены физическими лицами в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде, если такие результаты затрагивают права и обязанности указанных физических лиц.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Внимание!

Налог на имущество физических лиц исчисляется на основании кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, вне зависимости от сроков проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

На данный аспект также особое внимание обращают и официальные органы. См., например, письмо Минфина России от 16.11.2018 N 03-05-06-01/82751.

Новое в законодательстве!

Обращаем внимание, что пункт 2 комментируемой статьи действует в обновленной редакции, которая вступила в силу с 1 января 2019 года.

При этом необходимо учитывать, что пункт 2 статьи 403 НК РФ в части установления порядка применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2021 года.

Новое в официальной позиции.

В письме Минфина России от 22.01.2019 N 03-05-06-01/2805 в связи с указанными нововведениями также разъяснено, что положения пункта 2 статьи 403 НК РФ вступили в силу с 1 января 2021 года и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2021 года.

Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости суммы земельного налога и налога на имущество физических лиц могут быть пересчитаны с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой (оспариваемой) кадастровой стоимости, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом (пункт 2.1 статьи 52 НК РФ).

Между тем, как дополнительно разъяснено в письме Минфина России от 29.12.2018 N 03-05-04-01/96285, на основании статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2021 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть подано до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки.

Учитывая положения статьи 403 НК РФ и статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ, перерасчет налога на имущество физических лиц за прошедшие налоговые периоды в связи с изменением в 2021 году кадастровой стоимости объектов недвижимости возможен в том случае, если в Единый государственный реестр недвижимости не были внесены результаты новой государственной кадастровой оценки указанных объектов недвижимости.

Одним из таких оснований является решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

(По материалам письма Минфина России от 20.12.2018 N 03-05-06-02/93171).

Новое в законодательстве.

Пункт 3 комментируемой статьи также действует в обновленной редакции с 1 января 2021 года и необходимо учитывать, что его положения распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 года.

Более того также надо иметь в виду, что предусмотренные главой 32 НК РФ налоговые вычеты применяются также к объектам налогообложения (т.е. квартире) независимо от количества участников общей долевой собственности.

Итак, в пункте 3 статьи 403 НК РФ законодатель установил, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

При этом согласно Приказу Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий — 0,5, для балконов и террас — 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0. Общая площадь квартир по жилому зданию определяется как сумма общих площадей квартир.

Важно!

Пункт 4 статьи 403 НК РФ аналогично распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2021 года.

Что касается жилого дома, то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома, что следует из пункта 5 комментируемой статьи.

Таким образом, в отношении жилых домов, общая площадь которых менее 50 кв. метров, налогообложение не производится, что также следует и из письма Минфина России от 27.08.2018 N 03-05-06-01/60821.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 09.04.2018 N 03-05-06-01/23192 сообщается, что на основании пункта 7 статьи 403 НК РФ представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры налоговых вычетов. Кроме того, представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ и основания для их использования налогоплательщиками.

Учитывая изложенное, по вопросам, касающимся увеличения размеров налоговых вычетов, а также предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, следует обращаться в органы местного самоуправления.

Источник комментария:

«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 32 НК РФ «НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Ю.М. Лермонтов, 2019

Среднегодовая стоимость

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Остаточная стоимость ОС на отчетную дату формируется исходя из первоначальной стоимости и начисленной в период его эксплуатации амортизации. Сумма амортизации устанавливается исходя из срока полезного использования ОС.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (ст. 374 НК РФ).
Напомним, с 2021 года движимое имущество больше не облагается налогом на имущество. Соответствующие поправки в пункт 1 статьи 374 и другие нормы НК РФ внес Закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Налог на имущество организаций (авансовые платежи по нему) рассчитываются исходя из установленной в отношении того или иного объекта налоговой базы.

В качестве базы для расчета налога на имущество организаций может быть среднегодовая стоимость основного средства или кадастровая стоимость объекта.

Налог на имущество по кадастровой стоимости

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества при расчете налога применяется их кадастровая стоимость (п.1 ст. 378.2 НК РФ).

К таким объектам относятся:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Для налоговых целей важна кадастровая стоимость, утвержденная в законе субъекта РФ, установившего результат кадастровой цены. Применять ее нужно, ориентируясь на дату вступления в силу этого закона.

Так, условием применения кадастровой стоимости является включение их в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый субъектом РФ (далее — Перечень).

Данный перечень должны ежегодно обновлять.

Чиновники в комментируемом письме отмечают, что объекты недвижимого имущества, кадастровые номера которых включены в Перечень, принадлежащие организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученные по концессионному соглашению, облагаются по кадастровой стоимости в налоговом периоде, на который определен Перечень.

Где узнать кадастровую стоимость конкретного помещения внутри торгового или бизнес-центра?

Стоимость любого объекта недвижимости указывается в его кадастровом паспорте. Также узнать кадастровую стоимость можно из справки о кадастровой стоимости, выдаваемой органами Роскадастра. Мы рекомендуем обращаться за такой справкой ежегодно, так как кадастровая стоимость может меняться. Если у конкретного помещения нет кадастрового номера и, следовательно, кадастровой стоимости, налог рассчитывается исходя из доли кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующей доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ). Проще говоря, если вы являетесь собственником 100 квадратных метров в бизнес-центре общей площадью 5 000 квадратных метров, а кадастровая стоимость вашего помещения не установлена, то налог вы будете платить исходя из 2 % кадастровой стоимости всего бизнес-центра.

Отсрочка по налогу на имущество для арендодателей в 2020 году

Инспекторы также напомнили о мерах поддержки, касающихся уплаты налога арендодателями, предоставившими отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества.

Для получения данной меры каждый субъект РФ должен вести перечень таких налогоплательщиков.

Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2021 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.

Можно ли оспорить включение объекта в перечень, утвержденный субъектом РФ?

Налоговый кодекс подобной возможности не предусматривает. Поэтому налоговые органы претензии плательщиков по вопросу обоснованности включения объектов в соответствующий перечень не рассматривают. В то же время власти субъекта РФ могут установить такой порядок. Например, в Москве, в случае несогласия с включением объекта недвижимого имущества в перечень, налогоплательщик вправе обратиться в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с соответствующим заявлением, по результатам которого объект может быть исключен из перечня.

Объект разделен – как платить налог?

Если в течение года недвижимость, включенная в перечень, была разделена на два (или несколько) отдельных объекта, вновь образованные объектов также подлежат налогообложению по кадастровой стоимости до включения в перечень, формируемый Росреестром.

Это значит, хотя образованных в результате раздела объекта в перечне нет, налог на имущество по ним все равно нужно исчислять исходя из их новой кадастровой стоимости.

Она определяется на дату постановки объектов на государственный кадастровый учет. В перечень новые объекты будут включены в установленном порядке. А до того записи о них вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и сделок с недвижимым имуществом, по ним открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.

Таким образом, вновь образованный объект недвижимого имущества облагается по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет. Начислять налог по таким объектам нужно начинать до включения в перечень, утверждаемый субъектом РФ.

Эксперт “НА” Е.В. Натырова

Перечень объектов

Так, налогом на имущество по кадастровой стоимости облагаются только те объекты, которые включены в специальный перечень. Этот перечень формируется на 1 января очередного налогового периода и утверждается региональными властями (подп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Определить перечень объектов, по которым налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, направить его в налоговые органы по месту их нахождения и разместить информацию на официальном сайте субъекта РФ власти субъекта должны не позднее 1-го числа очередного налогового периода.

Перечень объектов недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций зависит от кадастровой стоимости, составляется единоразово не позднее 1-го числа очередного налогового периода. Добавлять в него новые здания после начала налогового периода нельзя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]