Статья 143 НК РФ. Налогоплательщики (действующая редакция)


Объект налогообложения

Объект обложения налогом на добавленную стоимость в России — это весь оборот по продаже товаров (работ и услуг), производимый предприятием.

С целью выделения НДС и во избежание двойного налогообложения, в бюджет перечисляется разница между суммой налога, уплаченной поставщику и полученной от потребителя. В результате эта сумма взимается с конечного потребителя продукции и не затрагивает интересов производителей и торговых посредников.

Ст. 146 Налогового Кодекса (НК) РФ определяет следующие объекты обложения НДС:

  1. Реализация товаров (работ, услуг), в том числе и передача прав собственности и продажа предметов залога. Исключением является: предоставление в аренду помещений иностранным организациям, что аккредитируются в России или иностранным гражданам, реализация товаров медицинского предназначения по утвержденному Правительством РФ перечню, ритуальных товаров и услуг, входящих в перечень, утвержденный Правительством РФ, товаров народных промыслов, кроме подакцизных товаров.
  2. Передача товаров для собственных потребностей, расходы на которые, в процессе исчисления дохода на прибыль, не принимаются к вычету;
  3. Строительно-монтажные работы, которые были выполненные для собственных нужд;
  4. Ввоз продукции на таможенную территорию России.

Плательщики налога на добавленную стоимость

Согласно п.1 ст. 143 НК РФ, плательщиком НДС является:

  • абсолютно все предприятия и организации, вне зависимости от их организационно-правовых форм, видов деятельности, формы собственности и пр., осуществляющие какую-либо коммерческую деятельность;
  • индивидуальные предприниматели;
  • международные объединения;
  • учреждения с иностранными инвестициями;
  • лица, перемещающие товар через таможенную границу РФ;
  • налоговые агенты не относятся к числу плательщиков НДС, однако, согласно ст. 161 НК РФ, в определенных законом случаях они обязаны удерживать НДС со своих поставщиков и выплачивать его в бюджет, при этом в налоговые органы они должны представлять отчетность по данным операциям.

Не являются плательщиками НДС налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и сельскохозяйственные предприятия, использующие единый сельскохозяйственный налог. Не являются плательщиком НДС организации и индивидуальные предприятия, которые уплачивают единый налог. Причем, в случае если организация ведет несколько видов деятельности, то она платит НДС по тем видам, которые не облагаются единым налогом.

Неплательщики НДС не сдают отчетность и не ведут бухгалтерский учет по данному налогу, не выделяют суммы НДС в расчетной документации, не выписывают счетов-фактур своим клиентам.

В 2014 году введены новые льготы по НДС. Так, с 01.01.2014 года освобождается от обложения налогом:

  • реализация услуг по управлению средствами пенсионных накоплений;
  • операции, которые осуществляются в рамках клиринговой деятельности;
  • операции по уступке прав по обязательствам, что возникли на основании финансовых инструментов срочных сделок, что освобождаются от налогообложения.

Пункт 2 ст. 143 НК устанавливает организации, которые не признаются плательщиком НДС:

  • организации-международные организаторы ХХІІ Олимпийских зимних игр и ХІ Паралимпийских зимних игр в 2014 году в городе Сочи или иностранные партнеры Международного олимпийского комитета, касаемо операций, что совершаются на период и в рамках проведения ХХІІ Олимпийских игр и ХІ Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи;
  • официальные вещательные компании, осуществляющие теле- и радиовещание на период проведения ХХІІ Олимпийских игр и ХІ Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи.

Следует отметить, что данные положения п. 2 ст. 143 НК РФ будут действительны до 01.01.2017 г. (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ).

Статья 143 НК РФ. Налогоплательщики (действующая редакция)

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 11 НК РФ для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статьей 2 ГК РФ предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пункту 4 статьи 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 статьи 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила НК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, при отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не вправе ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем.

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 29.12.2014 N 03-11-11/68030 разъясняется, что реализация нежилого помещения индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, подлежит налогообложению данным налогом в общеустановленном порядке.

В случае если нежилое помещение не использовалось для предпринимательской деятельности, осуществляемой физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя, то при его реализации налог на добавленную стоимость не исчисляется, поскольку на основании статьи 143 НК РФ физические лица при реализации товаров (работ, услуг) в рамках непредпринимательской деятельности налогоплательщиками данного налога не признаются.

Пример из судебной практики.

При осуществлении деятельности вне рамок предпринимательской деятельности физическим лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, такая реализация не подпадает под объект обложения НДС. Так, в Постановлении от 12.01.2010 N Ф09-5369/09-С2 ФАС Уральского округа поддержал вывод суда апелляционной инстанции о том, что наличие статуса индивидуального предпринимателя не может изменить определенный гражданским законодательством статус принадлежащего ему как физическому лицу недвижимого имущества, даже если такое имущество сдается собственником в аренду в качестве индивидуального предпринимателя.

По обстоятельствам дела индивидуальный предприниматель использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве личного имущества, необходимого для личных нужд, поэтому его имущество не может быть разграничено.

Следовательно, при реализации физическим лицом, хотя и имеющим статус индивидуального предпринимателя, товаров (работ, услуг), но вне рамок осуществления предпринимательской деятельности, такая реализация не может быть признана подпадающей под объект налогообложения НДС, что соответствует позиции финансового ведомства, согласно которой реализуемое предпринимателем нежилое (жилое) помещение не может быть отнесено к основным средствам индивидуального предпринимателя, поскольку не используется им непосредственно в качестве средств труда в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Рассмотрим пример из судебной практики, где суд пришел к противоположной позиции, исходя из материалов дела, признав предпринимателя налогоплательщиком НДС.

Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 N А67-5694/2013 указывается, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, являются налогоплательщиками в соответствии с нормами налогового законодательства. В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается в том числе деятельность, имеющая признаки, указанные в статье 2 ГК РФ, и осуществляемая лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя.

Сдаваемые предпринимателем в аренду помещения не предназначены для использования в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Целью сдачи помещений в аренду было получение прибыли.

Исходя из положений вышеизложенных норм организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям статьи 11 НК РФ, являются налогоплательщиками НДС. Однако следует помнить, что не все.

Внимание!

Здесь необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 12 НК РФ определено, что НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Перечень специальных налоговых режимов закреплен в статье 18 НК РФ. К специальным налоговым режимам на основании статьи 18 НК РФ относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а также патентная система налогообложения (глава 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ, в свою очередь, новый специальный налоговый режим применяется индивидуальными предпринимателями с 1 января 2013 г.).

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 12 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 НК РФ.

Данное положение касается и обязанности налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, уплачивать НДС, например:

1) пунктом 3 статьи 346.1 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ);

2) пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Положения пункта 3 статьи 346.11 НК РФ содержат аналогичные вышеизложенным положения в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

3) пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

4) пунктом 11 статьи 346.43 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения; при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Исходя из письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-07-11/126 счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени.

В иных случаях налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.

Данное правило можно автоматически распространить на остальные специальные налоговые режимы.

В ситуации, когда «спецрежимники» реализуют товары (работы, услуги) через посредника, то он налог на добавленную стоимость не исчисляет и счета-фактуры не выставляет. Данный вывод следует из письма Минфина России от 31.05.2011 N 03-07-11/152, в котором отмечается, что агент, осуществляющий от своего имени реализацию услуг принципала, применяющего единый сельскохозяйственный налог, налог на добавленную стоимость по таким услугам не исчисляет и соответствующие счета-фактуры не выставляет.

Обращаем внимание, что подход официальных органов к данному вопросу на сегодняшний день не изменился, они придерживаются этой же позиции.

Внимание!

Следует отметить, что не только лица, применяющие специальные налоговые режимы, не являются плательщиками НДС. НДС не платят также лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ.

Актуальная проблема.

Пунктом 5 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Финансовое ведомство неоднократно подчеркивало, что пункт 5 статьи 173 НК РФ — единственный случай, когда организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выставляют счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость и уплачивают его в бюджет (см. письма Минфина России от 18.07.2013 N 03-07-11/28306, от 05.04.2013 N 03-07-11/11247). Аналогичные разъяснения сформированы в отношении остальных «спецрежимников» (см., например, письмо ФНС России от 17.01.2013 N ЕД-2-3/[email protected]).

В письмах от 07.08.2013 N 03-11-11/31784, от 05.07.2013 N 03-07-14/26067 Минфин России обращает внимание, что при применении указанной нормы применительно к плательщикам ЕНВД следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога на вмененный доход добровольно.

Снятие с учета налогоплательщика данного налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, переходе на иной режим налогообложения, в том числе по основаниям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ, осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ (пункт 3 статьи 346.28 НК РФ).

Таким образом, НК РФ не содержит таких оснований для утраты права на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, как выставление плательщиком единого налога на вмененный доход счета-фактуры.

Внимание!

Еще одной категорией налогоплательщиков налога на добавленную стоимость являются лица, которые перемещают товары через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно статье 114 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон N 311-ФЗ) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств — членов Таможенного союза и Законом N 311-ФЗ.

На основании статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантами могут быть:

1) лицо государства — члена Таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства — члена Таможенного союза в установленном порядке, — при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена Таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита — лица, указанные в подпунктах 1 и 2 данной статьи, а также:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства — члена Таможенного союза.

Актуальная проблема.

Из буквального толкования пункта 1 статьи 143 НК РФ следует, что публично-правовые образования не являются налогоплательщиками НДС, так как в качестве таковых не поименованы.

Однако в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указывается, что статья 143 НК РФ не называет публично-правовые образования в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу пункта 1 статьи 143 НК РФ могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 ГК РФ.

Таким образом, мы видим, что публично-правовые образования при определенных условиях также выступают в качестве налогоплательщиков НДС.

Внимание!

Положения пункта 2 статьи 143 НК РФ в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ применяются до 1 января 2021 года.

Пункт 3 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2021 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Необходимость введения данной нормы обусловлена проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2021 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 22.01.2015 N 03-07-07/1643 разъясняется, что пункт 3 статьи 143 НК РФ устанавливает льготный режим налогообложения организаций, деятельность которых связана с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2021 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года.

Льготный порядок налогообложения указанных организаций установлен нормами пункта 3 статьи 143, подпункта 13 пункта 2 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость», пункта 4 статьи 246, подпункта 45 пункта 1 статьи 251, пункта 48.16 статьи 270 главы 25 «Налог на прибыль организаций», а также пункта 1.2 статьи 373 главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. При этом данными нормами перечни документов, подтверждающих правомерность применения льготного порядка налогообложения, не установлены.

Таким образом, основанием для применения льготного порядка налогообложения могут являться документы, подтверждающие статус указанных организаций, соглашения и договоры, заключенные с FIFA или уполномоченными ею лицами, на осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2021 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», документы, подтверждающие факт оплаты FIFA или иными уполномоченными ею лицами приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), и т.п.

Аналогичная позиция также получила выражение в письме Минфина России от 15.01.2015 N 03-02-07/1/421.

Освобождение от уплаты налога

Налоговый Кодекс России предусмотрел возможность освобождения от исчисления налога на добавленную стоимость. Это требует выполнения некоторых условий.

Во-первых, размер выручки за определенный период не должен превышать установленный лимит.

Сумма выручки включает в себя доход и облагаемых (в т.ч. при налоговой ставке 0 процентов) и необлагаемых товаров.

При расчете суммы выручки не учитываются:

  • доход от продаж, если осуществляемая при этом деятельность облагается единым налогом;
  • суммы денежных средств, перечень которых представлен в статье 162 НК РФ;
  • выручка от продаж на безвозмездной основе;
  • операции, которые осуществляет налоговый агент, руководствуясь ст. 161 НК РФ.

Во-вторых, для получения освобождения от уплаты НДС, плательщик на протяжении трех последовательных, предшествующих началу использования освобождения, месяцев не должен заниматься реализацией подакцизной продукции.

Несмотря на всю свою привлекательность, освобождение от уплаты НДС имеет и отрицательные стороны — например, жесткие ограничения объемов выручки. То есть, использовать данную привилегию выгодно только тем предприятиям, размер оборотов у которых является стабильно малым.

Кто не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость

Законодательством РФ устанавливаются особый порядок и условия, при существовании которых отдельные лица не могут быть признаны налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Это значит, что налоговый орган не вправе требовать от данных лиц исполнения вышеуказанных налоговых обязательств, так как это будет являться прямым нарушением действующего налогового законодательства, даже если объект налогообложения будет присутствовать.

Во-первых, правомерными налогоплательщиками предусмотренного государством налога не могут быть признаны организации, либо индивидуальные предприниматели, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с сельскохозяйственным производством, и данные лица являются правомерными налогоплательщиками сельскохозяйственного налога.

Исключение здесь будет составлять случай, когда налог на добавленную стоимость связан с ввозом определенных товаров на территорию РФ, либо не иные территории, находящиеся в ее непосредственной юрисдикции. При этом объект налогообложения будет выражен в данных товарах, с которых будет взиматься налог на добавленную стоимость.

Во-вторых, от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость освобождаются налогоплательщики, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

При этом исключение также будут составлять случае, когда налог на добавленную стоимость насчитывается в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, либо на территории, находящиеся в ее непосредственной юрисдикции.

Не будут уплачивать налог на добавленную стоимость также организации и индивидуальные предприниматели, в обязанности которых уже входит уплата налога на вмененный доход за тот или иной объект налогообложения.

Заключительной категорией организаций и индивидуальных предпринимателей, которые освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, будут являться лица, которые применяют патентную систему налогообложения за тот или иной объект.

Автор статьи

Налоговая ставка НДС в 2014 году

На сегодняшний день в России используются три налоговые ставки, начавшие действовать еще в 2009 году: 0%, 10% и 18%.

Налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации и экспорте товаров, по международным перевозкам товаров, в области нефте- и газопромышленности, электроэнергетики, драгоценных металлов, судостроительства, космической деятельности и ряда транспортных услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ). Однако природный газ и нефть, которые перевозятся в страны СНГ, облагаются налогом со ставкой 18 процентов. По сути, применение ставки 0 процентов является освобождением от уплаты НДС.

Согласно п. 2 ст. 164 НК РФ, ставка 10 процентов определяется при:

  • реализации продовольственной продукции (по специальному перечню);
  • реализации детских товаров (по специальному перечню);
  • реализации периодики и книжной продукции, помимо рекламной и эротической;
  • при реализации продукции медицинского предназначения отечественного или импортного производства (по определенному перечню).

Исчисления по налоговой ставке 18 процентов применяются в случае, если производимая операция не относится к перечням, облагаемых по ставке 0 процентов или 10 процентов.

Порядок расчета и исчисления налоговой базы

Налоговой базой по НДС считается сумма всей полученной прибыли от реализации товаров. Также в налоговую базу могут быть включены следующие суммы:

  • полученные авансы. Исключение составляют полученные за товары (работы, услуги) авансы, облагаемые по ставке 0 процентов;
  • деньги за товары, полученные, как финансовая помощь;
  • выплаты по страховке риска невыполненных обязательств;
  • проценты по товарному кредиту, облигациям, векселям (налог берется только с части суммы процентов, что превышает ставку рефинансирования Банка России);

Сумма, которую налогоплательщик платит в бюджет, является разницей между налогом, полученным при продаже материальных ценностей и налогом, что уплачен при покупке товаров. В процессе исчисления налоговой базы следует помнить, что она зависима от того, сколько составляет налоговая ставка. Если при продаже товаров применяются разные ставки НДС, то и налоговая база будет определена отдельно по видам деятельности.

Посчитать сумму НДС очень просто. Для этого введем условные обозначения: Х — цена товара; А — цена с НДС; В — цена без НДС; С — размер НДС; налоговая ставка условно составляет 18 процентов.

Если необходимо узнать, сколько будет стоить товар, включающий в себя НДС, то воспользуемся формулой А = Х + (Х * 0,18) Чтобы посчитать, сколько будет стоить товар без НДС нужно С = А * 18/118 В = А — С Как видно, посчитать НДС можно даже при помощи калькулятора. В последнее время появились специальные НДС-калькуляторы, которые автоматически ведут расчеты, все что нужно пользователю — ввести исходные данные.

Налоговый Кодекс предусматривает наличие у плательщика права на уменьшения общей суммы налога на установленные вычеты. Порядок таков, что вычету подлежат те суммы, которые налогоплательщик платит за товары (работы, услуги), приобретенные им на территории России, или за уплаченные им товары при ввозе на таможенную территорию российского государства. Для предприятия, которое является плательщиком НДС к вычету можно добавить также сумму налога, перечисленную поставщикам.

Для выполнения данного условия важно, чтобы данный товар был приобретен для облагаемых НДС операций, был оплачен, а в наличии имелся счет-фактура. НДС, начисленный при продаже, который платит продавец, подлежит вычету в случае возврата данного товара.

Порядок и сроки уплаты

Исходя из фактической реализации за прошедший период, плательщик НДС платит налог в бюджет, а в налоговый орган подает налоговую декларацию. Срок уплаты — 20-е число каждого месяца. Когда эта дата совпадает с выходным (праздничным) днем, последним сроком будет первый после него рабочий день (то есть налоговый период составляет календарный месяц). Налог на добавленную стоимость уплачивается налогоплательщиком по месту фактической регистрации.Данный порядок определяет ст.163 и п.1 ст.174 НК РФ.

С момента подачи в банк плательщиком платежного поручения на оплату НДС, налог считается оплаченным, а при оплате наличными — с момента сдачи денег в банковскую кассу. При несвоевременной уплате налоговый орган может начислить организации пеню.

Для исчисления суммы, которую предприятие платит в бюджет используется следующий расчет: Sупл = Sобщ + Sвосст — Sвыч Sупл — сумма к оплате; Sобщ — сумма налога; Sвыч — сумма налогового вычета; Sвосст — восстановленная сумма налога; Следует отметить, что если реализация товара была произведена в иностранной валюте на территории российского государства, то налогоплательщик платит НДС в той же валюте.

Этот порядок уплаты не распространяется на предприятия, размер суммы выручки от продаж у которых не превышает в течении квартала одного миллиона рублей. Налоговый период для таких организаций — один квартал.

Что касается налоговой декларации, то правила её сдачи в 2014 году несколько изменились. Так, Федеральным Законом от 28.06.13 № 134-ФЗ, были внесены изменения в ст. 80 НК и в п.5 ст. 174 НК РФ «Порядок и сроки уплаты налога в бюджет», согласно которым сдача налоговой отчетности в 2014 году будет осуществляться через электронную почту.

3. Налогоплательщики. Исполнение обязанностей плательщика НДС лицами, освобожденными от его уплаты

В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ).

Из этого следует, что организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям ст. 11 НК РФ, устанавливающей определение таких лиц, являются плательщиками НДС. Однако это не все.

Во-первых, п. 1 ст. 145 НК РФ закреплено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (если иное не предусмотрено другими положениями данной статьи Кодекса), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Во-вторых, согласно абзацу второму п. 7 ст. 12 НК РФ установленные Кодексом специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13—15 НК РФ.

Данное положение касается и обязанности налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, уплачивать НДС.

Обратите внимание

: п. 8, 13 ст. 1 Закона № 85-ФЗ в ст. 346.1 и 346.11 НК РФ внесены изменения, касающиеся налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения и являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Данными изменениями установлено, что вышеуказанные налогоплательщики должны исполнять обязанности по уплате НДС по операциям, осуществляемым в рамках вышеуказанных договоров в случаях, если на них согласно ст. 174.1 НК РФ возложено ведение общего учета операций, подлежащих обложению НДС в соответствии со ст. 146 настоящего Кодекса.

Как указывается в ст. 174.1 НК РФ, в целях главы 21 Кодекса ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 146 НК РФ, возлагается на участника товарищества, которым является российская организация либо индивидуальный предприниматель.

При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) на вышеуказанного участника товарищества возлагаются обязанности плательщика НДС.

Вышеуказанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года.

Обратите внимание

: по общему правилу, лица, применяющие специальные налоговые режимы, а также лица, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, не являются плательщиками данного налога. Однако, как свидетельствует правоприменительная практика, не все так просто.

Актуальная проблема

. Пунктом 5 ст. 173 НК РФ установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС:

– лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;

– налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

На практике может случиться так, что освобожденный от уплаты НДС налогоплательщик (например, применяющий упрощенную систему налогообложения) выставляет при реализации товаров (услуг, работ) покупателям счет-фактуру. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ, если лица, освобожденные от уплаты НДС, выставляют счета-фактуры с выделенной в них суммой этого налога, они обязаны уплатить налог.

Но между налогоплательщиками и налоговыми органами часто возникают споры по вопросу применения положений п. 5 ст. 173 НК РФ. Рассмотрим эту ситуацию более подробно в отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При этих и последующих ссылках в данном издании на официальную позицию обращаем внимание читателей на следующее.

Согласно Разъяснениям о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88, нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Данные определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащиеся в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», Минюстом России рекомендовано использовать при подготовке нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Письмо не является нормативным правовым актом, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, в связи с чем понятие «действующего» письма весьма условно.

Другое дело, что суды в некоторых случаях признают письма равными нормативно-правовым актам, а также признают некоторые из них недействующими. С этой точки зрения все нижеприведенные письма проверены и являются «действующими».

Официальная позиция

. По мнению Минфина России, выраженному в письме от 10.02.2006 № 03-11-04/2/33, у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность, предусмотренная ст. 169 НК РФ, предъявлять покупателям счета-фактуры. Следовательно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму НДС не выделяют и счета-фактуры не выставляют.

В письме Минфина России от 13.05.2005 № 03-06-05-04/124 указано на то, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, счета-фактуры при осуществлении ими предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, не выставляют.

Согласно письму Минфина России от 10.02.2006 № 03-11-04/2/33 в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю товара счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Такие выводы закреплены Минфином России и в письме от 23.03.2007 № 03-07-11/68.

Налоговые органы занимают по данному вопросу аналогичную позицию: в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС, покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога указанная в счете-фактуре сумма НДС подлежит уплате в бюджет в соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 № 19-11/48885).

Следовательно, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры с выделенной суммой НДС без последующей уплаты данного налога в бюджет подлежат привлечению к ответственности согласно ст. 122 НК РФ.

Однако в судебной практике отсутствует единая позиция по данному вопросу.

Судебная практика

. По мнению некоторых судов, при применении ст. 122 НК РФ судам следует исходить из наличия у привлекаемого лица статуса налогоплательщика.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 № А17-1793/5-2006 суд пришел к выводу, что налогоплательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, не являлся плательщиком НДС, то есть вышеуказанная сумма налога не была его задолженностью в значении, придаваемом ст. 11, 44 и 45 НК РФ.

Учитывая, что на основании ст. 122 НК РФ к налоговой ответственности могут быть привлечены только налогоплательщики, а Кодексом ответственность за неуплату незаконно полученного и не перечисленного в бюджет налога не установлена, суд отказал налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании штрафа в подобной ситуации.

В постановлении от 17.11.2006 № А29-13970/2005А ФАС Волго-Вятского округа также указал, что налогоплательщик, не являвшийся плательщиком НДС, был неправомерно привлечен к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ. Кроме того, суд отметил, что налогоплательщику были неправомерно начислены пени.

Аналогичные выводы также сделаны в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2006 № Ф04-7765/2006 (28634-А46-34), от 12.12.2006 № Ф04-8300/2006(29053-А27-27), от 20.11.2006 № Ф04-7742/2006(28606-А27-6), от 16.10.2006 № Ф04-6585/2006(27194-А45-6), № Ф04-4198/2006(27208-А27-31), от 29.08.2006 № Ф04-5400/2006(26554-А75-27), ФАС Уральского округа от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2, от 19.09.2006 № Ф09-8329/06-С2, от 16.08.2006 № Ф09-7010/06-С2.

Кроме того, суды отмечают, что на налогоплательщиках, применяющих упрощенную систему налогообложения, лежит только обязанность по перечислению неправомерно выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, что предусмотрено подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ [1].

Однако по вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, к ответственности согласно ст. 122 НК РФ за неуплату в бюджет сумм НДС, полученных от покупателей товаров (работ, услуг) в случае выставления таким налогоплательщиком счета-фактуры, в судебной практике существует и противоположная позиция.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в соответствии с п. 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения деяний (действий или бездействия).

Руководствуясь данной позицией Пленума ВАС РФ и учитывая, что на основании выставленных налогоплательщиком счетов-фактур покупатель вправе предъявить уплаченные ему суммы НДС к вычету из бюджета и при этом предполагается, что поставщик перечислил в бюджет полученный налог, суды приходят к выводу о наличии у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры обязанности по перечислению НДС в бюджет. Следовательно, по мнению судов, привлечение такого налогоплательщика к ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ при наличии вины обоснованно.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2006 № А33-11936/06-Ф02-5948/06-С1 отмечено, что у налогоплательщика возникла обязанность по уплате НДС, неисполнение которой влекло ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ. По мнению суда, неправомерное бездействие, выразившееся в неисчислении и неуплате суммы НДС при наличии соответствующей обязанности, повлекло занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС. Таким образом, суд признал правомерным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика в вышеуказанной ситуации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.

Такие выводы были также сделаны и в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2005 № Ф08-3678/ 2005-1486А.

Очевидно, что все вышеприведенное можно применить и к ситуации, при которой налогоплательщик, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, выставляет счет-фактуру.

Актуальная проблема

. Если налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, выставляет счет-фактуру, однако при этом не уплачивает соответствующие суммы НДС в бюджет, велика вероятность того, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговые органы начислят налогоплательщику пени за несвоевременную уплату НДС. В данном случае судебная практика, как правило, на стороне налогоплательщика.

Судебная практика

. По мнению судов, на лице, не являющемся плательщиком НДС, лежит обязанность по перечислению в бюджет выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, однако пени за его несвоевременную уплату начислению не подлежат.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.08.2006 № А17-6893/5-2005 указано, что нормы главы 21 НК РФ не содержат положений, согласно которым лицо, не являющееся налогоплательщиком, но получившее сумму НДС от покупателей собственной продукции, приобретает статус налогоплательщика. У него только возникает обязанность по перечислению в бюджет полученной суммы налога.

На основании анализа положений ст. 75 НК РФ суд пришел к выводу о том, что обязанность по уплате пеней также возникает только у лиц, которые являются налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

Суд установил, что в проверяемый налоговым органом период налогоплательщик по деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг, уплачивал единый налог на вмененный доход; следовательно, он не был плательщиком НДС. Однако обязанность по уплате НДС возникла у налогоплательщика в связи с выставлением счетов-фактур, в которых этот налог был неправомерно выделен.

С учетом вышеизложенного суд сделал вывод о том, что налогоплательщик не должен был уплачивать пени, и отказал в удовлетворении этой части требований налогового органа.

Аналогичные выводы приведены также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2007 № А17-5398/5-3-2005, 2052/5-2006.

Актуальная проблема

. Возникновением риска привлечения к налоговой ответственности согласно ст. 122 НК РФ и доначисления пеней налогоплательщику, освобожденному от уплаты НДС, но выставившему счет-фактуру с выделенной суммой налога, проблемы такого налогоплательщика не заканчиваются.

В арбитражной практике возникают налоговые споры по вопросу о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности согласно ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по НДС в подобной ситуации.

Например, по мнению налоговых органов, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, на основании п. 5 ст. 173 и 174 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в случае выставления покупателям счета-фактуры с выделением сумм НДС (см. письмо УМНС России по г. Москве от 14.11.2003 № 21-09/64172).

В случае неисполнения вышеуказанной обязанности налогоплательщик может быть привлечен, по мнению налоговых органов, к налоговой ответственности согласно ст. 119 НК РФ. Однако суды, как правило, отклоняют такие доводы налоговых органов как противоречащие положениям ст. 119 НК РФ и указывают, что применяющий упрощенную систему налогообложения налогоплательщик не подпадает под понятие налогоплательщиков (налоговых агентов), приведенных в п. 5 ст. 173 Кодекса, поэтому у него нет обязанности представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС, как это предусмотрено п. 5 ст. 174 НК РФ. Такие выводы выражены ФАС Дальневосточного округа в постановлениях от 29.11.2006, 22.11.2006 № Ф03-А80/06-2/4257, от 22.11.2006, 15.11.2006 № Ф03-А80/06-2/4265.

Аналогичной позиции придерживаются суды в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2006 № А26-2012/2006-211, ФАС Поволжского округа от 07.09.2006 № А12-4687/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.06.2006 № А74-28/06-Ф02-2554/06-С1 и ФАС Уральского округа от 02.10.2006 № Ф09-8654/06-С1, от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2, от 16.08.2006 № Ф09-7010/06-С2.

Актуальная проблема

. На практике между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают налоговые споры по вопросу о том, подлежит ли налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, ответственности согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, если при проведении мероприятий налогового контроля он не исполнил требование налогового органа о представлении документов по НДС в случае выставления в проверяемый налоговым органом период покупателям счета-фактуры.

Позиция судов по данному вопросу такова, что если налогоплательщик не является плательщиком НДС (или налоговым агентом), то обязанности по представлению соответствующих документов налоговому органу у него не возникает. Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2006 № А19-12626/06-24-Ф02-5663/06-С1 и ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2006 № А17-6892/5-2005.

Оглавление

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]