Негосударственное целевое финансирование
К негосударственному целевому финансированию относятся, например:
- гранты (на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды и т. д.);
- инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов;
- инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
- средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
- средства, полученные от учредителей на финансирование определенных мероприятий и оплаты отдельных нужд (например, выплату премий, финансирование участия в выставке и т. д.).
1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования. Например, для получения гранта организация должна представить проект исследований.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф04-7853/2005(16557-А46-3)).
Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если организация получает целевые средства от учредителя, возможно заключение договора о целевом финансировании (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2005 г. № 20-12/75307).
Общие правила по проводкам
Средства целевого назначения, поступившие для реализации тех или иных программ, показываются по кредиту указанной выше статьи. Она корреспондирует со сч. 76, обобщающим данные по расчетам с различными кредиторами и дебиторами. Использование целевого финансирования показывают по дебету. При этом рассматриваемая статья корреспондирует со сч. 20 и 26. На них отражаются основное производство и общехозяйственные расходы.
Такая проводка делается в случае, если поступления расходуются коммерческой организацией. В записи счет 86 корреспондирует со сч. 83, если суммы получены в качестве инвестиций. Если коммерческой организации направлены деньги из бюджета, то в проводке участвует сч. 98. Аналитический учет целевого финансирования осуществляется в зависимости от направленности расходования сумм в разрезе источников их поступления.
Проводки для отражения целевого финансирования по счёту 86
В общем виде бухгалтерские проводки по счёту 86 в коммерческих организациях выглядит следующим образом:
- Дт76 – Кт86 – отражено поступление целевых средств;
- Дт86 – Кт98 – целевые деньги отражены как перспективные доходы;
- Дт60 – Кт51 – поставщику произведена оплата за материалы или товары;
- Дт10 – Кт60 – материалы или товары поставлены на приход;
- Дт20 – Кт10 – материалы списаны в расход;
- Дт91 – Кт20 – закрыт затратный счёт;
- Дт98 – Кт91 – целевые средства отражены в строке прочих доходов.
Записи по движению поступивших сумм зависят от характера деятельности экономического субъекта. Так, некоммерческие организации могут напрямую отражать поступление материалов проводкой Дт86 – Кт20.
Бухучет
В бухучете средства целевого финансирования отражайте на счете 86 «Целевое финансирование». Какое именно имущество предоставляет инвестор, определяется договором (ст. 421 ГК РФ). Это могут быть как деньги, так и материальные ценности (например, основные средства, МПЗ).
Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств), полученного организацией в собственность в рамках негосударственного целевого финансирования?
Счет 86 — проводки по целевому финансированию
С учетом средств целевого финансирования сталкиваются многие современные коммерческие компании, производственные предприятия и некоммерческие организации. Источником получение целевых средств могут выступать как государственные органы, так и специализированные фонды и даже физические лица.
Для отражения таких операций используется 86 счет бухгалтерского учета. В статье мы подробно поговорим о том, что такое целевое финансирования и каким образом отражать целевые средства в проводках.
Получение средств
Дебет 76 Кредит 86– отражена задолженность источника финансирования (инвестора) по предоставлению средств в рамках целевого финансирования (на основании договора);
Дебет 51 (50, 08, 10…) Кредит 76– отражено поступление имущества в рамках целевого финансирования от источника финансирования (инвестора) (на основании документов, связанных с передачей средств, например, при перечислении средств на счет организации – банковская выписка).
Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов.
Примеры применения счета 86 в организации
В реальности проводки по счету 86 будут зависеть от вида деятельности организации — коммерческая (с извлечением прибыли) или некоммерческая. Рассмотрим учет целевого финансирования на конкретных примерах.
Пример:
АО «Мир» получило от ООО «Заря» денежные средства для закупки строительной техники на сумму 250 000 руб. Также в рамках договора компании передаются строительные материалы на сумму 45 000 руб.
- Дт 76 Кт 86 — 295 000 руб. — начислены денежные средства в рамках ЦФ.
- Дт 51 Кт 76 — 250 000 руб. — оприходованы денежные средства на расчетный счет.
- Дт 10 Кт 76 — 45 000 руб. — получены строительные материалы по договору ЦФ.
Порядок списания с баланса средств ЦФ будет зависеть от конечной цели их выделения. Если это коммерческая компания, то дальнейшие проводки (после оприходования техники и ввода ее в эксплуатацию) будут такими:
- Дт 86 Кт 98 — 250 000 руб. — средства ЦФ учтены в качестве будущих доходов.
При начислении ежемесячной амортизации будут формироваться такие проводки:
- Дт 20 Кт 02 — 1 000 руб. — начислена амортизация на строительную технику.
Подробнее о начислении амортизации в бухгалтерском учете прочитайте в статье «Проводки Дт 02 и Кт 02,01 (нюансы)».
- Дт 98 Кт 91-1 — 1 000 руб. — средства ЦФ отражены в прочих доходах и расходах организации.
В некоммерческой организации проводки будут отличаться. При переводе купленной техники на счет 01 «Основные средства» в учете появится запись:
- Дт 86 Кт 83 — средства ЦФ, потраченные на покупку основного средства, учтены на балансе в составе добавочного капитала.
ВАЖНО! Согласно п. 17 ПБУ 6/01 некоммерческие организации НЕ начисляют амортизацию. В бухгалтерском учете на забалансовом счете накапливается износ, рассчитанный линейным методом.
Теперь правильно спишем полученные строительные материалы.
В коммерческой организации это будут такие проводки:
- Дт 20 Кт 10 — 45 000 руб. — полученные стройматериалы списаны на расходы.
Подробнее про учет материалов смотрите в статье «Проводки дебет 10 и кредит 10, 60, 91 (нюансы)»
- Дт 86 Кт 98 — 45 000 руб. — средства ЦФ учтены на балансе в составе будущих доходов.
- Дт 98 Кт 91-1 — 45 000 руб. — средства ЦФ отражены в составе прочих доходов и расходов компании.
В некоммерческой организации материалы будут списаны сразу со счета 86:
- Дт 86 Кт 20 — списаны средства ЦФ, потраченные на закупку материалов.
Категории
Счет 86 отражает информацию о поступлении и расходовании:
- Государственной помощи и сумм, предоставляемых в аналогичном порядке другими лицами в форме субсидий и субвенций.
- Безвозвратных займов.
- Сумм на проведение мероприятий.
- Различных ресурсов.
Субвенциями называют денежные поступления, предназначенные для строго определенных целей. Если они не реализованы, то суммы должны быть возвращены. Субсидии могут быть как натуральными, так и денежными выплатами. Если они использованы не на предусмотренные цели, то они обычно не возвращаются.
Под государственной помощью следует понимать прямые действия экономического характера, ориентированные на увеличение выгод для предприятия. Они предполагают выдачу компании субсидий, субвенций, непосредственное финансирование тех или иных мероприятий, а также предоставление безвозвратных займов. Последние представляют собой кредитные суммы, от возврата которых фирма освобождается, если расходует их на реализацию программ, для которых, собственно, они были выделены.
Что показывает остаток и как закрывается счёт 86
Кредитная часть счёта 86 отображает сумму направленных компании на условиях целевого финансирования денежных средств. Его же дебетовая часть отражает неиспользованный остаток, который будет потрачен в дальнейшем или возвращён инвестору.
В стандартной ситуации, когда полученные по контракту денежные средства были потрачены на реализацию договорных целей в полном объёме, дополнительных проводок для закрытия счёта не требуется. Если же средства остались, то бухгалтеру предстоит отразить их дальнейшее движение:
- если остаток может быть использован фирмой по своему усмотрению, то понадобится проводка Дт86 – Кт90 (продажи) или Дт86 – Кт91 (прочие доходы);
- если остаток должен быть возвращён «спонсору», то проводка выглядит иначе – Дт86 – Кт51 (безналичный расчёт), Дт86 – Кт50 (наличный расчёт), Дт86 – Кт52 (расчёты в валюте).
Экономия средств
Дебет 86 Кредит 90-1 (91-1)– отражена экономия получателя средств целевого финансирования.
Дебет 76 субсчет «Расчеты с дольщиками» Кредит 90-1– отражена в составе доходов сумма экономии, признанная вознаграждением застройщика.
Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов, пунктом 7 ПБУ 9/99, пунктом 3.1.1 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, и рекомендован Минфином России в письме от 9 октября 2006 г. № 07-05-06/245.
Дебет 86 (76) Кредит 51 (50, 52)– перечислена инвестору сумма экономии средств целевого финансирования.
В ряде случаев в рамках получения и расходования средств целевого финансирования возможна ситуация, когда получатель тратит на предусмотренные программы меньшую сумму, чем это предусмотрено в договоре. В этом случае возможны два варианта:
- сумма экономии остается у получателя средств целевого финансирования;
- получатель средств целевого финансирования возвращает инвесторам образовавшуюся сумму экономии.
Ситуация: нужно ли отразить в доходах при расчете налога на прибыль сумму экономии средств негосударственного целевого финансирования, которая остается у получателя средств?
Да, нужно.
Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются при расчете налога на прибыль при соблюдении двух условий:
- организация – получатель средств должна организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
- полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.
Предлагаем ознакомиться: Прочие расчеты с кредиторами проводки уменьшение
Это правило следует из абзаца 1 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Если в результате проведения целевых мероприятий организация получает экономию целевых средств, которая остается в ее распоряжении, то такие средства признаются использованными не по целевому назначению. А значит, их нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).
Такой позиции придерживается и Минфин России в письмах от 28 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/71, от 10 октября 2006 г. № 03-11-04/2/201. Хотя указанные письма действуют в отношении организаций на упрощенке, их можно применять и организациям на общей системе налогообложения (ст. 346.15, 251, 250 НК РФ).
Проводки по 86 счету на примере
Допустим, ООО «Стромэкс» в марте 2021 года получила субвенции в размере:
- 1 200 000руб. — на покупку производственного оборудования;
- 2 000 000руб. — на текущие расходы (целевые работы согласно утверждённой смете).
До конца 2021 года денежные средства из государственного бюджета пошли на:
- оборудование, 1 500 000руб., срок полезного использования 10 лет;
- приобретение материалов, 250 000руб.;
- оплату труда сотрудникам, задействованным в проводимых целевых мероприятиях, 150 000руб.;
- социальное страхование, 39 000руб.;
- материалы отпущены в производство (по факту), 170 000руб.
Таблица проводок по учету субвенции по 86 счету:
Счёт Дт | Счёт Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
76 | 86 | 3 200 000 | Субвенции признаны в учёте (по утверждению в расходах бюджета) | Договор целевого финансирования |
51 | 76 | 3 200 000 | Полученные субвенции признаны в учёте | Банковская выписка |
08.04 | 60 | 1 500 000 | Оборудование (стоимость) учтено | Товарная накладная |
01 | 08.04 | 1 500 000 | Оборудование введено в эксплуатацию | Акт ввода в эксплуатацию ОС |
86 | 98 | 1 000 000 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов (при вводе в эксплуатацию оборудования) | Договор целевого финансирования, Товарная накладная, Акт ввода в эксплуатацию ОС |
20,23,25,26,44 | 02 | 12 500 | Отражена амортизация (ежемесячное отчисление) | Амортизационная ведомость |
98 | 91.01 | 12 500 | Признание прочих доходов по полученной субвенции | |
10 | 60 | 250 000 | Материалы (стоимость) учтены | Приходный ордер (форма № М-4)/Акт о приёмке материалов (форма № М-7) |
86 | 98 | 250 000 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов | Договор целевого финансирования, Товарная накладная, М-4/М-7 |
20,23,25,26,44 | 70 | 150 000 | Начислена оплата труда сотрудникам ООО «Стромэкс» | Справка-расчёт/ Зарплатная ведомость (форма № Т-53) |
20,23,25,26,44 | 69 | 39 000 | Отчисления по социальному страхованию (включая несчастные случаи и профессиональные заболевания) | Расчётная ведомость (форма Т-51) |
86 | 98 | 189 000,00 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов | Договор целевого финансирования, справка-расчёт, Т-53 и Т-51 |
98 | 91.01 | 189 000 | Признание субвенции в составе доходов отчётного периода ООО «Стромэкс» | Договор целевого финансирования, справка-расчёт |
20,23,25,26 | 10 | 170 000 | Материалы, отпущенные в производство (стоимость), учтены | Товарная накладная |
98 | 91.01 | 170 000 | Признание субвенции в составе доходов отчётного периода ООО «Стромэкс» | Договор целевого финансирования, Товарная накладная |
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Ключевые направления расходования
Целевое финансирование используется для:
- Погашения затрат или покрытия убытков.
- Поддержания материального положения компании, пополнения его капитала.
- Приобретения активов.
К рассматриваемой категории поступлений не относятся:
- Помощь, полученная в форме льгот, налоговых кредитов, освобождений и каникул.
- Принятие кредитов и прочих возвратных займов.
- Расходование на операции, связанные с управлением госсобственностью, участием государства в активах компании.
Указанные суммы не включаются в счет 86.
Страховые взносы
Ситуация: нужно ли начислить страховые взносы на зарплату сотрудников, источником финансирования которой являются средства негосударственного целевого финансирования?
Да, нужно.
Законодательство не связывает обязанность по начислению страховых взносов с источниками финансирования выплат в пользу сотрудников.
Страховые взносы начисляются на выплаты, которые сотрудники получают в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).
Выплаты, которые финансируются за счет средств негосударственного целевого финансирования, не являются исключением, облагаются страховыми взносами в общем порядке (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).
Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с выплат сотрудникам по трудовым договорам (зарплаты), источником финансирования которых являются полученные организацией гранты?
Да, нужно.
Суммы, получаемые гражданами в виде грантов, исключаются из налоговой базы по НДФЛ, если они предоставлены:
- для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России;
- международными, иностранными и (или) российскими организациями, включенными в особые перечни, утверждаемые Правительством РФ (в частности, перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485).
Об этом сказано в пункте 6 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
Однако данная льгота распространяется только на случаи, когда получателем гранта является сам гражданин (плательщик НДФЛ) (п. 6 ст. 217, п. 1 ст. 207 НК РФ).
Поэтому, если получателем гранта является организация, то воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 6 статьи 217 Налогового кодекса РФ, нельзя. А значит, организация должна удержать НДФЛ с выплат сотрудникам, источником финансирования которых являются полученные организацией гранты.
Аналогичной позиции придерживается и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 30 июля 2007 г. № 28-11/072801).
Частичное финансирование за счет целевых средств
Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.
Но все же есть особенности, которые следует учитывать при отражении операций в бухучете. Они касаются не формирования и учета стоимости объекта и его амортизации, а формирования дохода. В бухгалтерском учете вся «целевая» сумма, как и в стандартной ситуации, будет относиться на кредит счета 98 в момент принятия основного средства или НМА к учету. Списываться на счет 91 эта сумма также будет постепенно – по мере начисления амортизации. Однако списываемая сумма не будет соответствовать сумме начисленной амортизации. Она будет меньше, и ее необходимо рассчитывать отдельно – пропорционально, т. е. исходя из доли «целевого участия».
При этом пропорцию нужно считать и в том случае, когда к моменту получения средств объект уже начал амортизироваться, и бухгалтер делит «целевую сумму» на две составляющие (одна часть идет на счет 91, другая – на счет 98).
Что касается налогового учета, то порядок отражения зависит от того, за счет каких именно целевых средств был частично приобретен объект. Если за счет «облагаемых» целевых средств, т. е. не подпадающих под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то здесь все достаточно просто: объект подлежит амортизации в налоговом учете. Иными словами, есть доход, значит есть и расход (в виде амортизационных отчислений). При этом амортизации подлежит вся стоимость ОС или НМА, то есть вне зависимости от того, что часть объекта оплачена за счет «облагаемых» целевых сумм. Данный вывод подтвержден ведомствами (письма Минфина РФ от 02.04.2010 № 03-03-06/1/222, УФНС России по г. Москве от 29.12.2011 № 16-15/[email protected]).
А вот если целевые средства, за счет которых частично оплачивается объект, являются «необлагаемыми», т. е. подпадают под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то ситуация неоднозначна. В этом случае не понятно, применяются ли положения подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ, согласно которому имущество, приобретенное за счет «необлагаемых» целевых сумм, не подлежит амортизации.
В нашем случае имущество приобретается не только за счет «необлагаемых» целевых сумм, но и за счет собственных средств. А на этот счет установленного порядка в НК РФ нет.
Есть только порядок, установленный для другой ситуации – когда имущество приобретается частично за счет бюджетных средств целевого финансирования. Он прописан в абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ и выглядит следующим образом: первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования. Фактически это значит, что амортизироваться будет только та часть стоимости имущества, которая оплачена за счет собственных средств.
Считаем, что такой подход можно применять и в том случае, когда часть имущества приобретается за счет «необлагаемых» целевых сумм, указанных в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Ведь в определенной части компания все же несет расходы (свои собственные) при приобретении ОС или НМА.
Однако тот факт, что абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ рассматривает ситуацию исключительно с «бюджетными средствами целевого финансирования», может привести к риску, что налоговики не согласятся с применением данного подхода в других случаях (например, когда объект приобретается частично на средства гранта, а частично за счет собственных средств). Поэтому компаниям, решившимся амортизировать объект в подобных ситуациях, следует быть готовыми к отстаиванию своей позиции в суде. В судебной практике подобных споров крайне мало. Но те решения, которые были нами обнаружены по ситуациям, похожим на рассматриваемую, были вынесены в пользу налогоплательщика.
Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 № 09АП-8600/2007-АК по делу № А40-22339/06-143-165 суд отметил следующее: «Отсутствие признака безвозмездности сделки исключает возможность применения положений п. п. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ, п.п. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении порядка начисления амортизации при эксплуатации приобретенного оборудования. Указанными нормами закона установлен запрет на начисление амортизационных отчислений по оборудованию, полученному безвозмездно. Установление факта оплаты (пусть даже частичной) является основанием для вывода о наличии у налогоплательщика права на начисление амортизации в общеустановленном порядке».
Таким образом, в случае судебного разбирательства у компании есть шансы на выигрыш.
Условия
Учет целевого финансирования осуществляется в таких случаях:
- Имеется достаточная уверенность в том, что порядок предоставления помощи будет соблюден предприятием.
- У компании есть все основания полагать, что суммы будут получены.
Выполнение первого условия будет зависеть от возможностей и намерений руководства фирмы использовать помощь. Уверенность в соблюдении порядка ее предоставления определяется в процессе анализа соответствующих публичных решений, договоров, проектно-сметных и технико-экономических документов. Основания полагать, что суммы действительно поступят, обуславливаются получением достоверных сведений о передаче активов, погашении задолженности, уведомлений об ассигнованиях и так далее.
Типовые проводки по учету средств целевого назначения
Для обобщения информации о средствах и операциях целевого назначения используют счет 86. Основные операции по учету целевого финансирования рассмотрим на примерах.
Целевое финансирование некоммерческой организации
НКО «Благодать» была получена оргтехника с целью автоматизации работы и упрощения документооборота. Согласно отчета об оценке, рыночная стоимость полученной оргтехники составила 174 500 руб.
В учете НКО «Благодать» были сделаны такие проводки по 86 счету:
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
10 | 83 | НКО «Благодать» безвозмездно получены строительные материалы | 294 800 руб. | Акт приема-передачи |
Налог на прибыль
Средства целевого финансирования, полученные по основаниям, предусмотренным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, при расчете налога на прибыль в состав доходов не включайте. Это правило, в частности, относится к:
- выделенным в пользу организации грантам;
- инвестициям, полученным при проведении инвестиционных конкурсов;
- инвестициям, поступившим от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
- средствам дольщиков и инвесторов, аккумулированным на счетах организации-застройщика.
Курсовые разницы по средствам целевого финансирования в иностранной валюте относятся к доходам (расходам) в рамках целевого финансирования и не учитываются при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 21 мая 2013 г. № 03-03-06/1/17924).
При этом для того, чтобы полученные средства в целях расчета налога на прибыль признавались целевым финансированием, необходимо выполнение ряда условий. В частности, средства от иностранных инвесторов, поступившие на финансирование капитальных вложений, признаются целевым финансированием, только если организация использовала их в течение одного календарного года с момента получения (абз. 9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Полный перечень средств и условий их признания целевым финансированием при расчете налога на прибыль приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Для того чтобы не учитывать полученные суммы целевого финансирования при расчете налога на прибыль, необходимо выполнить два обязательных условия:
- организация – получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Об этом говорится в абзаце 1 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования?
Ведите раздельный учет в самостоятельно разработанных регистрах, формы и применение которых закрепите в учетной политике для целей налогообложения.
Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (абз. 1 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Однако каким образом необходимо организовать такой учет, в законодательстве не сказано. Поэтому разработать регистры для ведения раздельного учета доходов (расходов) организация вправе самостоятельно. Закрепить применение разработанных форм необходимо в учетной политике для целей налогообложения. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 13 марта 2006 г.
Совет: при составлении регистров для ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования, можно взять за основу готовые формы, рекомендованные налоговой службой для некоммерческих организаций.
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Предлагаем ознакомиться: Апелляционная жалоба по задолженности по кредитному договору
Приведем некоторые из них:
- бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
- гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
- инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
- средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
- финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
- на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
- как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
- на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.
Основные бухгалтерские проводки
По завершении каждого отчетного периода в бухгалтерии предприятия должны быть составлены проводки. Это упрощает процесс понимания многочисленных операций и способствует упрощению ведения коммерческой деятельности. Типовые записи по счету 86 выглядят следующим образом:
- Дт 51 Кт 86. Таким образом происходит отражение денежного поступления. Чтобы упростить данный процесс, можно пропустить промежуточную ст. 76 и начать с этого момента.
- Дт 08 (4) Кт 51. Данная запись свидетельствует об оплате купленных основных средств – одного из наиболее частых направлений финансирования.
- Дт 01 Кт 08 (4). Посредством этой записи отражается оприходование этого ресурса.
- Дт 26 Кт 02. Это говорит о факте начисления амортизации в процессе эксплуатации тех или иных объектов. Только после всех этих записей можно приступать к отражению финансовых поступлений целевого использования.
- Дт 86 Кт 91 (1). В рамках подобной операции происходит отражение поступившей помощи.
- Дт 10 Кт 86. Поскольку финансовая помощь может быть оказана не только в форме денег, но и в виде натуральных элементов, можно записать и такую проводку.
- Дт 20 Кт 10. В этой записи рассматриваемая строка плана счетов не используется. Она гласит о том, что материалы были списаны.
- Дт 86 Кт 91 (1). В этом случае бухгалтером должны быть составлены основные направления освоения продукции, которая была получена.
Как можно заметить, что средства отражаются по кредиту статьи, которая указаны выше. Наблюдается корреспонденция с большим количеством других обобщающих счетов.
Величины, которые способствуют обобщению данного счета, в случае нарушения условий растрачивания помощи, могут быть отозваны, и инвестор больше не захочет оказывать никакой поддержки. Поэтому любые отклонения и все остальные операции необходимо строго отражать в рамках отчетного документа.
Таким образом, строка 86 играет особую роль в бухгалтерской деятельности любого предприятия. По ней происходит отражение поступления финансовой помощи и направлений ее расходования. Поскольку она является целевой, компания должна следить за затратами строго по целям.
Дополнительная информация по счету 86 представлена ниже.
Отчетность об использовании целевого финансирования
По окончании года, в котором были получены средства целевого финансирования, организация должна представить в налоговую инспекцию Отчет о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600). То есть указанный отчет нужно сдать в составе годовой декларации по налогу на прибыль в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим (п. 4 ст. 289 НК РФ). Сдавать лист 07 в составе декларации, подаваемой по итогам отчетных периодов, не нужно.
УСН
Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в состав доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.
При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:
- вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
- использовать полученные средства строго по целевому назначению.
При отсутствии раздельного учета поступившие средства целевого финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1, 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Ситуация: как организации, применяющей упрощенку, организовать раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования?
Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в составе доходов при расчете единого налога не учитываются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.
Предлагаем ознакомиться: Банк возрождение закрытие счета
При этом организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования. В противном случае поступившие средства нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1, 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Для ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования организация может самостоятельно разработать необходимые регистры и утвердить их формы в учетной политике для целей налогообложения.
Такие рекомендации даны в письме Минфина России от 13 марта 2006 г. № 03-11-04/2/59.
Совет: при составлении регистров для ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования, можно взять за основу готовые формы, которые налоговая служба рекомендует для некоммерческих организаций (рекомендации МНС России).
Полученные средства целевого финансирования организация обязана использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению (нарушила условия предоставления средств) (п. 1 ст. 346.15, п. 14 ст. 250 НК РФ).
На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите в составе доходов при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ).
Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений.
Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.
Ситуация: нужно ли управляющей организации включить в доходы при расчете единого налога средства, полученные от собственников жилых помещений на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома? Организация применяет упрощенку.
Нет, не нужно.
Средства, полученные управляющей компанией от собственников помещений с целью проведения ремонта (в т. ч. и капитального) общего имущества многоквартирного дома, не учитываются при расчете налога на прибыль (абз. 21 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ и подтверждено письмом Минфина России от 20 февраля 2012 г. № 03-11-06/2/28.
Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть в расходах затраты, оплаченные за счет средств негосударственного целевого финансирования (например, зарплату персонала)?
Если полученные целевые средства входят в перечень, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, то учесть при расчете единого налога расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя.
Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует.
Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы в рамках средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19. Несмотря на то что данные разъяснения касаются определения налоговой базы при расчете налога на прибыль, данная позиция применима и при расчете единого налога при упрощенке.
Кроме того, точку зрения о невозможности учета расходов, оплаченных за счет средств целевого финансирования, подтверждает и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 23 июня 2008 г. № 18-11/3/059130).
Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях расчета единого налога. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ).
- получатель средств целевого финансирования возвращает инвесторам образовавшуюся сумму экономии целевых средств.
Ситуация: нужно ли отразить в доходах при расчете единого налога сумму экономии средств негосударственного целевого финансирования, которая остается у получателя средств? Организация – получатель средств применяет упрощенку.
Да, нужно.
Это правило содержится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.
Если в результате проведения целевых мероприятий организация получает экономию целевых средств, которая остается в ее распоряжении, то такие средства признаются использованными не по целевому назначению. А значит, их нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Такой позиции придерживается и Минфин России в письмах от 28 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/71, от 10 октября 2006 г. № 03-11-04/2/201.
Как в тсж закрывается 86 счет
Перерасход по 86 счету в течение года.
Здравствуйте а как это возможно ? На счете 86 «Целевое финансирование» отражаются средства целевого финансирования ( Инструкция к плану счетов)
Д 76 К 86 получены средства
Д 86 К 98.2 использованы средства.
Как можно использовать больше чем получено?
У НКО не может быть прибыли в принципе, на то она и НКО. Ей разрешено вести предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых она была создана. Таким образом прибыли, т.е. 84 счета в конце года быть не может, все средства должны учитываться на 86 (на соответствующем субсчете, т.к. целевые средства ведутся раздельно и для них отдельный субсчет). Вот как-то так, подправьте, если я не права )
Некоммерческая организация не вправе уменьшать доходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы на величину расходов, связанных с уставной некоммерческой деятельностью организации.
Указанные расходы должны покрываться за счет целевых поступлений, а при их недостаточности или отсутствии – за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций.
Для некоммерческих организаций, получающих средства целевого финансирования и целевые поступления, в соответствии с подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ установлена обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.
Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение. Эльвира Митюкова
Следовательно счет 86 у вас должен иметь субсчета.
Вот как поясняет эксперт Гарант:
По условиям учетной политики некоммерческой организации доходы (финансовая помощь, пожертвования) учитываются по КТ сч.86. Расходы (кассовый метод) по уставной деятельности списываются в ДТ счету 86. В результате деятельности некоммерческой организации за счет привлеченных средств (займов) образовалась дебиторская задолженность по счету 86, расходы по уставной деятельности превысили поступления на уставную деятельность.
Как отразить превышение расходов (ДТ сч.86) в бухгалтерском балансе?
Существует два мнения специалистов по вопросу отражения «перерасхода» по счету 86 «Целевое финансирование». Считаем, что организация может применять любой из выбранных способов, утвердив его в учетной политике.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2 000 N 94н (далее — Инструкция) средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование целевого финансирования отражается при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы».
По вопросу возможности дебетового сальдо по счету 86 существует две позиции специалистов.
Одни из них считают, что некоммерческая организация не должна отражать в форме N 6 расходы, произведенные сверх полученных (подлежащих к получению) средств целевого финансирования.
При этом затраты, отраженные на счетах 20, 26, списываются в дебет счета 86 только в пределах имеющихся целевых поступлений.
В таком случае счет 86 закрывается без остатка, а затратный счет (счет 20) имеет сальдо на отчетную дату, которое будет отражено в активе бухгалтерского баланса по строке «Запасы». Полагаем, что при отсутствии предпринимательской деятельности в этом случае в смете следующего отчетного периода должны быть предусмотрены средства на покрытие остатка на счете 20.
Другие специалисты считают, что такой вариант учета не дает возможности пользователям бухгалтерской отчетности наглядной информации о перерасходе по смете.
При этом ни Инструкция, ни иные нормативные акты по бухгалтерскому учету не указывают на невозможность наличия на счете 86 дебетового сальдо.
В соответствии с п. 34 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности НКО (Информация Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 24.12.2007 ) остатки средств по статьям на начало и конец отчетного года Отчета о целевом использовании полученных средств (форма N 6) должны равняться статье «Целевые средства» соответствующих граф раздела III «Целевое финансирование» бухгалтерского баланса.
Отметим, что согласно п. 6 Примечания к форме бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н некоммерческая организация именует раздел III «Целевое финансирование». Вместо показателей «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)», «Собственные акции, выкупленные у акционеров», «Добавочный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» некоммерческая организация включает показатели «Паевой фонд», «Целевой капитал», «Целевые средства», «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», «Резервный и иные целевые фонды» (в зависимости от формы некоммерческой организации и источников формирования имущества).
Таким образом, некоммерческая организация в бухгалтерском балансе по статье «Целевое финансирование» указывает остаток на конец отчетного периода по счету 86.
Согласно п. 7 Примечания к форме бухгалтерского баланса в форме бухгалтерского баланса и в других формах отчетов вычитаемый или отрицательный показатель показывается в круглых скобках.
Поэтому, учитывая, что в рассматриваемом случае остаток дебетовый, то его следует отражать статье «Целевое финансирование» в круглых скобках. В активе баланса «перерасход» по счету 86 не отражается.
Кроме того, данная сумма также должна быть приведена в круглых скобках и по строке «Остаток средств на конец отчетного года» формы N 6.
В пояснительной записке к годовой отчетности должны быть разъяснены причины такого результата.
Отрицательный остаток средств на конец отчетного периода переносится в строку «Остаток средств на начало отчетного периода» формы N 6 следующего года и будет покрыт целевыми поступлениями.
Значит сальдо по дебету счета 86 в некоммерческой организации имеет место быть
Как закрывать 86 счет.
одной проводкой вряд ли что получится. здесь зависит от того, какая аналитика в сч 20. наверняка там есть з/плата, амортизация, материалы. ну и т.д. а то получится краснота и что то не закроется. ну и 86 счете мне кажется вам нужно разделять гранты, что бы отслеживать все ли правильно закрыто. кстати, ОС закрывается через амортизацию .
Если я правильно поняла вопрос, то 20 счет закрываются ежемесячно на 86 счет, 86 счет закрывается в конце года.
Счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.
Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.
Вот типовые проводки для вас:
Дт 76 Кт 86 Сумма средств целевого финансирования, подлежащих получению Дт 08 Кт 76 Сумма стоимости объектов основных средств и нематериальных активов, полученных в счёт целевого финансирования Дт 10 Кт 76 Сумма фактической себестоимости материалов, полученных в счет целевого финансирования Дт 51 (50) Кт 76 Сумма денежных средств, поступивших в счет целевого финансирования Дт 26 Кт 70 Сумма начисленной заработной платы (включая надбавки, доплаты и дополнительные выплаты) работникам некоммерческой организации, занятым в управленческой или хозяйственной деятельности Дт 26 Кт 69 Сумма страховых взносов, начисленных на суммы оплаты труда работников, занятых в управленческой или хозяйственной деятельности Дт 26 Кт 10 Сумма стоимости материалов, использованных в управленческой или хозяйственной деятельности Дт 26 Кт 60 Сумма стоимости работ и услуг оплаченных и использованных при осуществлении управленческой или хозяйственной деятельности и выполненных или оказанных сторонними организациями Дт 20 Кт 70 Сумма заработной платы работников, непосредственно занятых на работах по реализации конкретных программ Дт 20 Кт 69 Сумма начислений на заработную плату работников Дт 20 Кт 10 Сумма стоимости материалов, использованных при выполнении работ по конкретным программам Дт 20 Кт 60 Сумма стоимости работ и услуг сторонних организаций
Выбор схемы списания должен быть определен заранее и закреплен в учетной политике некоммерческой организации Дт 86 Кт 26 На сумму ежемесячного списания сумм общехозяйственных расходов, произведенных в отчетном месяце. Дт 20 Кт 26 Дт 86 Кт 20 На сумму затрат, осуществленных при выполнении профинансированных программ или мероприятий
У меня тоже некорческкая организация — профсоюз. Я все затраты отношу на 29 сч. и потом по статьям закрываю 86 сч., только не раз в год, а сразу, в момент проведения операции. тогда можно оперативно видеть как меняется 86 сч., сколько денег еще осталось и на какой статье. Для удобства я ввела на 86 сч. статьи расходов, на которые получаю целевые средства. Зарплаты у меня нет, только спортивно-массовые мероприятия.
Как закрыть 86 счет.