Социальная сфера: нужно ли уплачивать налог на прибыль

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 284 НК РФ, ставка по налогу на прибыль равна 20 %, если иное не установлено данной статьей. Например, в силу п. 1.1 к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.

Отметим, что названные выше нормы действуют с 01.01.2011 по 01.01.2020. То есть указанным организациям осталось чуть больше года, чтобы воспользоваться обозначенной льготой (если законодатели не внесут соответствующие изменения и не продлят установленный срок).

На основании разъяснений, которые давались в письмах контролирующих органов, рассмотрим порядок применения ст. 284.1 НК РФ.

Кто имеет право на применение налоговой ставки 0 %?

На основании положений п. 1, 2 ст. 284.1 НК РФ организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять налоговую ставку 0 % при соблюдении ряда условий, установленных этой статьей.
Нулевая ставка применяется ко всей налоговой базе, определяемой такими налогоплательщиками, в течение всего налогового периода.

Для целей применения указанной статьи образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности (далее – Перечень).

Деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.

К санаторно-курортным организациям, осуществляющим лечебный процесс, относятся организации, имеющие статус лечебно-профилактических организаций и функционирующие на основании предоставленной в соответствии с законодательством РФ лицензии на ведение медицинской деятельности.

С учетом того, что для целей применения положений ст. 284.1 НК РФ деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, к медицинской деятельности не относится, применение ставки 0 % организациями, осуществляющими санаторно-курортную деятельность, не предусмотрено (Письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03‑03‑06/1/252).

Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 %, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется эта ставка, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

Обратите внимание
Налоговым кодексом не установлена обязанность образовательных или медицинских организаций, перешедших на применение налоговой ставки 0 % с начала налогового периода и продолжающих ее применение в последующих налоговых периодах в случае соответствия условиям, предусмотренным ст. 284.1 НК РФ, ежегодно представлять в налоговые органы соответствующие заявления. Таким образом, заявление о переходе на применение налоговой ставки 0 % представляется организацией однократно на весь период применения этой ставки (см. Письмо Минфина России от 27.12.2011 № 03‑03‑06/4/151).

Важный нюанс

Льготный режим налогообложения не распространяется на деятельность, связанную с санаторно-курортным лечением, поскольку она не относится к медицинской, на что прямо указано в п. 1 ст. 284.1 НК РФ.

Примечание. На применение ставки 0% не могут претендовать организации, деятельность которых связана с санаторно-курортным лечением.

Поскольку речь идет о виде деятельности, налоговики при проверке правомерности применения налогоплательщиками льготной ставки, очевидно, обращают внимание на коды видов их экономической деятельности, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Напомним, что сведения об экономической деятельности юридического лица отражаются в его учредительных документах и подлежат обязательному указанию в заявлении о государственной регистрации при создании. Согласно пп. «п» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ (Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») в ЕГРЮЛ в числе сведений об организации должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) (Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст). Причем определение кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется им самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции Классификатора (за исключением случаев, установленных законодательством РФ).

Примечание. На это указано в п. 9 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/[email protected]

Лечебные учреждения (код ОКВЭД 85.11) могут иметь один из двух кодов:

  • 85.11.1 — деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных;
  • 85.11.2 — деятельность санаторно-курортных учреждений.

Вероятно, если в ЕГРЮЛ содержатся сведения об осуществлении юридическим лицом экономической деятельности с кодом по ОКВЭД 85.11.2, контролирующие органы будут против применения им льготного режима налогообложения. Причем неважно, что санаторно-курортное учреждение имеет одну или даже несколько лицензий на осуществление медицинской деятельности, включенной в Перечень.

Такова позиция финансового ведомства, изложенная в Письме от 18.05.2012 N 03-03-06/1/252. В нем чиновники рассмотрели вопрос применения нулевой ставки организацией, осуществляющей на основании соответствующих лицензий более трех десятков видов медицинской деятельности, входящих в установленный ст. 284.1 НК РФ Перечень. Однако все медицинские услуги организации связаны с санаторно-курортным лечением. По мнению Минфина, в такой ситуации право на применение ставки 0% по налогу на прибыль у налогоплательщика отсутствует в силу положений ст. 284.1 НК РФ. Ведь данной правовой нормой четко установлено, что деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, к медицинской не относится, в связи с чем использование организациями, осуществляющими этот вид деятельности, льготного режима налогообложения не предусмотрено. При этом Минфин по всем вопросам определения деятельности, связанной с санаторно-курортным лечением, посоветовал обращаться в Минздравсоцразвития (см. также Письмо Минфина России от 24.06.2011 N 03-03-06/1/379).

Следует отметить, что ст. 284.1 НК РФ установлено еще одно ограничение, касающееся видов деятельности образовательных и (или) медицинских организаций. В силу пп. 5 п. 3 указанной статьи для использования льготного режима налогообложения они не должны в течение налогового периода совершать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Условия для применения нулевой ставки по налогу на прибыль

Согласно п. 3 ст. 284.1 НК РФ организации вправе применять налоговую ставку 0 %, если выполняются следующие условия:

  • организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством РФ (пп. 1);
  • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 % ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ (пп. 2);
  • в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 % (пп. 3);
  • в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников (пп. 4);
  • организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами (пп. 5).

Остановимся на этих условиях подробнее.

Условия применения льготного налогообложения

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 284 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль равна 20%, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1.1 — 5.1 данной статьи. В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены п. п. 3 и 4 этой статьи), применяется ставка 0% с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ. Согласно п. 1 названной статьи организации при ведении указанных видов деятельности вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль, то есть фактически не уплачивать этот налог. Данное обстоятельство, по мнению автора, позволяет считать такой порядок налогообложения льготным, который в силу ч. 6 ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ действует с 1 января 2011 г. до 1 января 2021 г. Однако для освобождения от уплаты налога на прибыль хозяйствующим субъектам необходимо соблюсти несколько условий.

Примечание. Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять ставку 0% по налогу на прибыль в период с 01.01.2011 до 01.01.2020.

О наличии лицензии

Отношения, возникающие между органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами в связи с лицензированием отдельных видов деятельности, регулируются Законом о лицензировании. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установлен в ч. 1 ст. 12 данного закона, где среди прочих названы образовательная (п. 40) и медицинская деятельность (п. 46) (за исключением деятельности, осуществляемой организациями, находящимися на территории инновационного ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о лицензировании Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности и принимает нормативные правовые акты по вопросам лицензирования.

Так, положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, о лицензировании образовательной деятельности – Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.

Порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован также п. 91 Закона об образовании.

Правомерно ли применение образовательной (медицинской) организацией в текущем налоговом периоде (2018 год) нулевой ставки, если срок действия лицензии заканчивается в декабре этого периода?

Разъяснения по данному вопросу приведены в Письме УФНС по г. Москве от 30.01.2012 № 16‑12/[email protected]. Применительно к текущему периоду их следует применить следующим образом.

Организация должна иметь действующую лицензию на право осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности на конец налогового периода (на 31.12.2018). В противном случае она не может применить в декларации по налогу на прибыль за этот период нулевую ставку. Соответственно, если аналогичное условие не будет выполнено и в следующем, 2021 году, то и в декларациях за отчетные периоды 2021 года до даты оформления новой лицензии налоговая ставка 0 % заявляться не должна.

О структуре доходов

Одним из условий применения налоговой ставки 0 % является критерий, в соответствии с которым доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 % ее доходов (пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ).
При этом положения данной нормы не устанавливают требований по округлению указанного критерия до целых единиц. Таким образом, если процентное соотношение составило менее 90 % доходов, например, 89,8 %, то у организации отсутствует право на применение нулевой налоговой ставки. Такое мнение высказано Минфином в Письме от 23.05.2012 № 03‑03‑06/4/46.

Отметим, из буквального прочтения приведенной выше нормы Налогового кодекса следует, что для применения нулевой ставки необходимо соблюсти процентное соотношение доходов только по итогам налогового периода, о чем организация на основании п. 6 ст. 284.1 НК РФ по окончании налогового периода, в течение которого она применяла налоговую ставку 0 %, в сроки, установленные гл. 25 НК РФ для представления налоговой декларации, сообщает в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, содержащейся в приложении к Приказу ФНС России от 21.11.2011 №ММВ-7-3/[email protected]. Такие разъяснения даны, в частности, в Письме УФНС по г. Москве от 20.06.2012 № 16‑15/[email protected].

При определении структуры доходов необходимо учитывать, что доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, не учитываются для целей налогообложения. Например, для медицинских и образовательных организаций к таковым относятся доходы в виде:

– имущества, безвозмездно полученного от учредителя организации, доля участия которого в уставном капитале составляет более 50 %, при условии, что это имущество в течение одного года со дня его получения (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (пп. 11 п. 1);

– имущества, полученного в виде целевого финансирования, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого финансирования (пп. 14 п. 1);

– имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности, а также имущества, безвозмездно полученного организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, на ведение образовательной деятельности (пп. 22 п. 1).

В силу п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Кроме того, следует помнить, что при определении 90 %-го соотношения в числителе должны учитываться доходы, полученные от деятельности, включенной в Перечень.

Например, доходы в виде положительных курсовых разниц, образовавшихся в связи с переоценкой валютных займов, привлеченных для реконструкции здания, не относятся к доходам, полученным от осуществления медицинской деятельности, включенной в Перечень. Следовательно, такие курсовые разницы не участвуют в определении доли дохода, полученного от медицинской деятельности, в общей сумме доходов за налоговый период.

Не относятся к доходам, полученным от медицинской (образовательной) деятельности, и доходы в виде штрафных санкций и возмещения судебных расходов за просрочку исполнения обязательств по контракту (Письмо Минфина России от 25.04.2018 № 03‑03‑06/1/27941).

Отметим, что если при осуществлении платной медицинской деятельности по видам медицинской деятельности, установленным Перечнем, составляющей медицинской услуги является использование специальных медицинских изделий, то, по мнению Минфина, стоимость данных изделий должна формировать стоимость такой медицинской услуги (Письмо от 07.02.2018 № 03‑03‑06/1/7248).

Об определении численности медперсонала

Положениями пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ установлено, что нулевая ставка по налогу на прибыль для медицинских организаций применяется, в частности, если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %.
Так как порядок определения численности работников организаций НК РФ не регламентирует, с учетом положений п. 1 ст. 11 НК РФ для расчета указанной численности может быть использован порядок определения списочной численности работников, установленный Приказом Росстата от 22.11.2017 № 772, которым утверждены Указания по заполнению ряда форм федерального статистического наблюдения (далее – Указания), в том числе № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников».

Такие рекомендации даны, в частности, в Письме Минфина России от 05.06.2018 № 03‑03‑10/38599. В нем также отмечено следующее.

В соответствии с п. 80Указаний работник, оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

Если основная деятельность штатного сотрудника учреждения – это научная деятельность, а работа по внутреннему совместительству – это медицинская деятельность с сертификатом специалиста, то указанный сотрудник учитывается в общей численности работников как одна штатная единица.

Принимая во внимание, что при расчете медицинского персонала его численность берется из общей численности работников организации, неправомерно одного и того же работника (как штатную единицу) рассматривать сначала в качестве научного сотрудника, а потом в качестве штатной единицы медицинского персонала.

Какие льготы предусмотрены для организаций?

Какие льготы предусмотрены?

Местные и федеральные бюджеты заинтересованы в поступлении сборов от предприятий в виде налога на прибыль, но, чтобы как-то облегчить бремя налогообложения применяют разнообразные послабления, призванные улучшить «жизнь» юридическим лицам.

Предоставление льгот осуществляется различными путями:

  • Для предприятий, занимающихся деятельностью достаточно выгодной для государства, применяется нулевая ставка налогообложения. То есть такие юридические лица не платят в бюджет сбора с прибыли вообще. Это относится к предприятиям, занимающимся сельским хозяйством, медицинским и образовательным учреждениям. Простейшим примером налоговых послаблений можно назвать применение нулевой налоговой ставки к предприятиям, изготавливающим детское питание.
  • Применение пониженной ставки. В некоторых случаях такая ставка может быть уменьшена на полный размер. Чтобы попасть под такое послабление, необходимо соблюдать ряд обязательных условий, включающих численность работающих сотрудников, суммируемые площади занимаемых помещений и прочие особые факторы. К таким особым случаям относится работа организаций, сотрудниками которой являются люди с ограниченными возможностями.
  • Снижение налогового обременения осуществляется за счет уменьшения базовой ставки, с которой исчисляется окончательно налог на прибыль организации. Уменьшение происходит за счет затрат по определенным направлениям. Например, прибыль организации уменьшается ровно на размер капиталовложений в другую организацию.

Не стоит забывать о существовании особых экономических зон, где предприятия получают отдельный юридический статус, следовательно – особые налоговые льготы, в том числе по налогу на прибыль. Примером применения нулевой ставки может служить следующее:

  • применяется к зонам, относящимся к технико-внедренческому виду (примером может служить ) и туристическо-рекреационному (объекты, созданные человеком, либо природные, годные для туристической деятельности), но лишь на прибыль, уплачиваемую в федеральный бюджет;
  • на протяжении одного десятка налоговых периодов с момента первой отчетности действует особая ставка для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в свободной экономической зоне;
  • не облагается налогом доход организаций, которые участвуют в инвестиционных проектах в рамках регионального спонсирования, но касается это только той части, что уплачивается в федеральный бюджет, местные сборы ограничиваются ставкой в десять процентов на протяжении первых пяти лет.

Вот несколько примеров применения налоговых послаблений. Далее рассмотрим, как именно организация должна действовать, чтобы получить льготы по налогу на доход.

О проведении операций, при наличии которых невозможно применение ставки 0 %

Подпунктом 5 п. 3 ст. 284.1 НК РФ определено, что организации, осуществляющие медицинскую деятельность, могут применять налоговую ставку 0 %, если они не совершают в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Возникает вопрос: относится ли начисление процентов по договорам банковского вклада (депозита) к операциям, с ведением которых указанная статья связывает невозможность применения нулевой ставки?

Минфин считает, что не относится и в случае размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банке медицинская организация вправе применять ставку 0 % при выполнении иных условий, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ. При этом доход, полученный от размещения денежных средств, подлежит включению в состав внереализационных доходов и не учитывается при определении доли дохода от осуществления медицинской деятельности.

Представление в установленные сроки сведений

Согласно п. 6 ст. 284.1 НК РФ организации, применяющие налоговую ставку 0 % в соответствии с указанной статьей, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют нулевую ставку, в сроки, установленные для представления декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта), подают в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:
– о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации;

– о доле доходов организации от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы;

– о численности работников в штате организации;

– о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации (для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность).

К сведению
Представить данную информацию организации должны по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.11.2011 №ММВ-7-3/[email protected]. Указанная отчетность может быть направлена в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с форматом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.12.2011 №ЯК-7-6/[email protected].

Численность медицинского персонала

Следующее условие, выполнение которого необходимо для получения права на применение льготного режима налогообложения, касается только организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. В силу пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ в таких организациях медперсонал, имеющий сертификат специалиста, должен составлять не менее половины всех работников. При этом указанное соотношение должно выдерживаться непрерывно в течение всего налогового периода по состоянию на любую его дату (Письмо Минфина России от 23.03.2012 N 03-03-06/1/154).

В пп. 1 п. 1 ст. 100 Федерального закона N 323-ФЗ (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») (вступила в силу 01.01.2012) установлено, что до 1 января 2021 г. право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. В случае если дипломированный медик не работал по своей специальности более пяти лет, он может быть допущен к медицинской деятельности после дополнительного обучения и только при наличии сертификата специалиста (пп. 3 п. 1 ст. 100). Причем п. 2 указанной статьи определено, что названные сертификаты, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока.

С учетом изложенного, а также прямого указания в пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ на наличие в штате медучреждения, претендующего на применение льготного режима налогообложения, не менее половины сертифицированного персонала приравнивание к сертификату специалиста других документов, полученных работниками по окончании медицинских учебных заведений, в целях применения нулевой ставки не допускается. Такое мнение столичные налоговики высказали в Письме от 02.07.2012 N 16-15/[email protected]

Если условия не выполнены (сведения не представлены)

Выполнение условия о доле доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР в общей сумме доходов определяется в целом за налоговый период (то есть календарный год).
Другие условия применения налоговой ставки в размере 0 % (наличие соответствующих лицензий, численность работников организаций, квалификационные требования к ним, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок) должны выполняться непрерывно в течение налогового периода.

По окончании каждого налогового периода, в течение которого организации применяли налоговую ставку в размере 0 %, в налоговый орган ими представляются сведения, содержащие информацию о выполнении установленных НК РФ условий.

Согласно п. 4 и 6 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организацией хотя бы одного из условий, установленных п. 3 данной статьи, или непредставлении указанных выше сведений с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение условий (или за который не представлены сведения), применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 284 НК РФ (20 %). При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу). Кроме того, организация должна представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за отчетные периоды и декларацию в целом за налоговый период, исчислив авансовые платежи и сумму налога по общеустановленным ставкам.

Разъяснения по этому вопросу даны в письмах Минфина России от 30.08.2017 № 03‑03‑06/1/55615, от 28.12.2012 № 01‑02‑03/03‑482.

Организации должны тщательно следить за соблюдением срока представления сведений. В противном случае даже недельная задержка может привести к тому, что сумма налога на прибыль будет пересчитана по общей ставке за весь предшествующий налоговый период, как это произошло в ситуации, которую рассматривал АС ЗСО в Постановлении от 30.01.2018 №Ф04-6027/2017 по делу №А81-813/2017.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик необоснованно применил ставку 0 % при исчислении налога на прибыль за 2015 год, поскольку в нарушение п. 6 ст. 284.1 НК РФ документы и сведения для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 % представлены им только 07.04.2016, то есть с нарушением установленного срока – не позднее 28.03.2016.

Арбитры налоговиков подержали, поскольку сведения и документы, предусмотренные п. 6 ст. 284.1 НК РФ, в установленный законом срок в налоговый орган не представлены.

Обратите внимание
Возможность применения налогоплательщиком ставки 0 % по налогу на прибыль обусловлена не только соблюдением организацией общих условий, предусмотренных п. 3 ст. 284.1 НК РФ, но и своевременным представлением в налоговый орган по месту учета сведений и документов, подтверждающих соблюдение этих условий, за истекший налоговый период.

Предельный минимум работников

На применение льготного налогообложения в силу пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ могут рассчитывать только те образовательные и (или) медицинские организации, в штате которых в течение налогового периода непрерывно числятся не менее 15 работников. К сожалению, НК РФ не содержит положений о том, каким образом следует определять этот показатель, поэтому обратимся к разъяснениям контролирующих органов.

Финансовое ведомство в уже упоминавшемся Письме от 23.03.2012 N 03-03-06/1/154 для расчета критериев, установленных пп. 3 и 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, рекомендовало использовать методику, применяемую для определения среднесписочной численности работников. С 01.01.2012 данный показатель рассчитывается на основании Приказа Росстата от 24.10.2011 N 435, которым, в частности, утверждены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (далее — Указания). Налоговики, развивая эту тему, разъяснили, какие конкретно положения Указаний следует использовать. Так, в Письме от 28.08.2012 N 16-15/[email protected] столичное УФНС отметило, что п. 77 Указаний предусмотрено, что средняя численность работников организации включает в себя среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В соответствии с п. 79 Указаний в списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В п. 80 Указаний приведен перечень категорий работников, которые не включаются в списочную численность. Это прежде всего принятые на работу совместители из других организаций (пп. «а») и лица, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера (пп. «б»). Данные работники не участвуют в формировании среднесписочной численности, следовательно, не учитываются при определении критериев, предусмотренных пп. 3 и 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ.

Как видим, установленный п. 3 ст. 284.1 НК РФ перечень условий, предоставляющий медицинским и образовательным организациям право на льготный режим налогообложения прибыли, является исчерпывающим. Причем для реализации такого права необходимо, чтобы все установленные критерии выполнялись непрерывно в течение всего периода использования нулевой ставки. В противном случае организация утрачивает возможность ее применения. Причем в силу п. 4 ст. 284.1 НК РФ она обязана пересчитать и уплатить налог на прибыль по ставке 20% с начала налогового периода, в котором лишилась права на применение ставки 0%, а также начислить и уплатить соответствующие пени. Вновь получить освобождение от уплаты налога на прибыль такая организация сможет только по истечении пяти лет, что закреплено в п. 8 ст. 284.1 НК РФ. Отметим, что в соответствии с п. 7 указанной статьи образовательные или медицинские организации могут в добровольном порядке возвратиться на общий режим обложения налогом на прибыль.

О переходе с нулевой ставки налога на прибыль на общую

Согласно п. 7 ст. 284.1 НК РФ организации, применяющие налоговую ставку 0 % в соответствии с данной статьей, вправе перейти на использование общей налоговой ставки в размере 20 %, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, направив в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление. При этом, если указанный переход начинается не с начала нового налогового периода, сумма налога за соответствующий налоговый период подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за преду- смотренным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
В пункте 8 ст. 284.1 НК РФ закреплено, что организации, перешедшие с нулевой на общую ставку (в том числе в связи с несоблюдением условий, прописанных в п. 3 указанной статьи), не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0 % в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение общей налоговой ставки.

Так, организация, применявшая в 2014 году налоговую ставку 0 % и по итогам года перешедшая на применение ставки 20 %, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с налогового периода 2014 года (см. Письмо Минфина России от 14.01.2016 № 03‑03‑06/1/615). Такая организация может снова начать применять ставку 0 % только с 2019 года.

* * *

Статья 281.1 НК РФ действует до 01.01.2020. В отношении предложения о распространении действия этой нормы, например, до 01.01.2030 или установлении ее бессрочной Минфин отмечает, что решение о продлении данной нормы будет рассматриваться по итогам окончания срока ее действия (см. Письмо от 27.04.2016 № 03‑03‑07/24381).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: