Порядок передачи документов на хранение в архивные учреждения при ликвидации организации
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 13.05.2008) при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив. При ликвидации негосударственных организаций, в т.ч. в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в т.ч. организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Функции ликвидационной комиссии
После принятия в установленном порядке решения о ликвидации юридического лица создается ликвидационная комиссия или назначается конкурсный управляющий, которые принимают меры по обеспечению сохранности архивных документов постоянного хранения и по личному составу. В состав ликвидационной комиссии рекомендуется включать сотрудника соответствующего государственного или муниципального архива, который будет контролировать проведение работ по подготовке и передаче документов на государственное или муниципальное хранение.
Ликвидационная комиссия или конкурсный управляющий отвечают за подготовку и передачу на дальнейшее хранение архивных документов ликвидируемой организации.
В целях проведения работ по упорядочению документов и передачи их на хранение в архивные учреждения в смету расходов на ликвидацию организации включается статья, предусматривающая расходы на проведение экспертизы ценности и обработки документов. Подготовка архивных документов к передаче в архивные учреждения и их транспортировка осуществляются за счет средств организации.
Упорядочение документов, передаваемых на государственное или муниципальное хранение, проводится собственными силами или с помощью привлечения организаций, имеющих лицензию на проведение данного вида работ, согласно Основным Правилам работы архивов организаций, одобренным решением Коллегии Росархива от 06.02.2002. Председатель ликвидационной комиссии или конкурсный управляющий может заключить договор с соответствующим государственным или муниципальным архивом на оказание услуг по экспертизе ценности и упорядочению документов.
Обратите внимание. При ликвидации организации, являющейся источником комплектования государственного (муниципального) архива, описи дел постоянного хранения, описи дел по личному составу временного хранения (75 лет), описи дел временного хранения (до 10 лет включительно), сроки хранения которых не истекли, и акт о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, представляются на утверждение и согласование экспертно-проверочной комиссии соответствующего архивного органа, а затем утверждаются председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.
При ликвидации организации, не являющейся источником комплектования государственного (муниципального) архива, на согласование соответствующего архивного органа представляются описи дел по личному составу временного хранения (75 лет), описи дел временного хранения (до 10 лет включительно), сроки хранения которых не истекли, и акт о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.
Кто должен хранить документы ликвидируемой организации?
Документы ликвидируемой организации, имеющей правопреемника или вышестоящую организацию, передаются на хранение правопреемнику, а при его отсутствии – вышестоящей организации в упорядоченном состоянии.
В случае отсутствия правопреемника и вышестоящей организации документы постоянного хранения, документы по личному составу временного хранения (75 лет) и документы временного хранения (до 10 лет включительно), сроки хранения которых не истекли, передаются в соответствующий государственный (муниципальный) архив в упорядоченном состоянии. При этом негосударственные организации передают свои документы по договору.
Документы с неистекшими сроками временного хранения могут быть переданы в соответствующий государственный (муниципальный) архив при наличии в архиве свободных площадей и по согласованию с ним на платной основе.
Подготовка документов к передаче на государственное или муниципальное хранение включает в себя:
- проведение экспертизы ценности документов;
- оформление дел;
- составление описей и научно-справочного аппарата к нему.
Экспертиза ценности документов
При проведении экспертизы ценности документов сроки хранения документов определяются в соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом 06.10.2000 (в ред. от 27.10.2003; далее – Типовой перечень).
К документам по личному составу, имеющим долговременный срок хранения, относятся:
- распорядительные документы (приказы; распоряжения; записки, заменяющие приказы по личному составу; постановления и др.);
- списки личного состава, в т.ч. списки работающих на производстве с вредными условиями труда;
- карточки по учету личного состава, в т.ч. временных работников (форма Т-2);
- личные дела;
- лицевые счета работников по заработной плате (расчетные ведомости по зарплате);
- акты о несчастных случаях, связанных с производством;
- тарификационные ведомости;
- табели и наряды работников вредных профессий;
- трудовые договоры (контракты), трудовые соглашения, не вошедшие в состав личных дел;
- протоколы заседаний комиссий по установлению трудового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет;
- протоколы заседаний, постановления аттестационных, квалификационных комиссий;
- документы (представления, ходатайства, характеристики, автобиографии, выписки из решений, постановлений и др.) о представлении работников организации к награждению государственными и ведомственными наградами, присвоению званий, присуждению премий;
- списки работников, уходящих на льготную пенсию;
- штатные расстановки;
- книги (карточки) учета приема, перемещения (перевода), увольнения работников.
Срок хранения указанных документов в соответствии с Типовым перечнем – в основном, 75 лет. Исключения составляют:
- акты о несчастных случаях, связанных с производством – хранятся 45 лет;
- тарификационные ведомости – 25 лет;
- протоколы заседаний комиссий по установлению трудового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет – 15 лет;
- протоколы заседаний, постановления аттестационных, квалификационных комиссий – 15 лет;
- списки работников, уходящих на льготную пенсию, – 50 лет.
Отбор документов для дальнейшего хранения проводится путем проведения полистного просмотра дел. Не допускается проведение экспертизы ценности документов только по заголовкам на обложках дел. При этом из дел изымаются лишние, копийные экземпляры документов или документы, не относящиеся к вопросам, по которым было сформировано дело; проверяется правильность оформления документов.
Обратите внимание. В соответствии со ст. 6б Типового перечня приказы, распоряжения по личному составу имеют два срока хранения: 75 лет и 5 лет.
К приказам, распоряжениям по личному составу, имеющим 75-летний срок хранения, относятся приказы, распоряжения о приеме, увольнении, перемещении, премировании, поощрении, длительных отпусках по уходу, длительных командировках.
К приказам, распоряжениям, имеющим 5-летний срок хранения, относятся приказы, распоряжения о предоставлении очередных и учебных отпусков, дежурствах, взыскания, краткосрочных командировках.
На государственное (муниципальное) хранение отбираются приказы, распоряжения, имеющие 75-летний срок хранения. Приказы, распоряжения с 5-летним сроком хранения включаются в акт на уничтожение при условии истечения сроков их хранения по перечню.
Оформление дел
Оформление дел предусматривает систематизацию документов в деле, подшивку или переплет дела, нумерацию листов дела, составление листа-заверителя дела, составление (в необходимых случаях) внутренней описи документов.
Приказы, распоряжения и другие распорядительные документы формируются в дела в пределах одного календарного года в хронологическом порядке и с относящимися к ним приложениями.
По хронологическому принципу проводится также систематизация документов в делах, содержащих акты несчастных случаев, протоколы заседаний комиссий, документы о представлении к награждению, трудовые договоры (соглашения), тарификационные ведомости, табели и наряды работников вредных профессий.
Лицевые счета по заработной плате сотрудников формируются в самостоятельные дела и располагаются в них по алфавиту фамилий.
Документы в личных делах располагаются по мере их поступления.
Личные карточки работников также формируются в дела по алфавиту фамилий.
Дела временного (до 10 лет включительно) хранения подлежат частичному оформлению: допускается не проводить систематизацию документов в деле, листы дела не нумеровать, листы-заверители в делах не оставлять.
Переплет, подшивка сформированных дел постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хранения проводится только после завершения экспертизы ценности документов. Документы, имеющие временный (до 10 лет включительно) срок хранения, допускается не переплетать, не подшивать, а хранить в скоросшивателе до истечения срока их хранения по перечню.
Документы дела подшиваются, переплетаются в четыре прокола суровыми нитками. Учитывая интенсивность использования документов по личному составу по исполнению запросов социально-правого характера, при выполнении переплетных работ, подшивке дел следует использовать картон высокого качества, имеющий повышенную плотность. Документы подшиваются, переплетаются так, чтобы было обеспечено свободное чтение текста.
При наличии в личном деле невостребованных личных документов (удостоверений, свидетельств, трудовых книжек, военных билетов и т.п.) они вкладываются в конверт, который вместе с другими документами подшивается в дело.
Составление описей дел
Внутренняя опись к документам дела составляется в исключительных случаях, как правило, к личным делам.
В начале каждого дела подкладывается чистый лист бумаги, в конце – лист-заверитель по установленной форме. В листе-заверителе цифрами и прописью указывается количество пронумерованных листов в деле, наличие пропущенных и литерных номеров, в необходимых случаях проставляется количество листов внутренней описи дела. Не допускается вынесение заверительной надписи на оборотную сторону последнего документа дела или на обложку дела.
По результатам экспертизы ценности и упорядочения документов составляются описи дел постоянного хранения, описи дел по личному составу временного (75 лет) хранения, описи дел временного (до 10 лет) хранения и акт о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.
В зависимости от объема, состава документов, сроков их хранения, формата дел по личному составу, а также в целях оперативного поиска необходимых сведений для подтверждения трудового стажа и размера заработной платы могут составляться отдельно описи дел по личному составу:
- приказы;
- личные дела уволенных;
- личные карточки уволенных;
- лицевые счета по заработной плате;
- расчетно-платежные ведомости по начислению заработной платы;
- невостребованные личные документы (трудовые книжки, удостоверения и др.);
- акты несчастных случаев, связанных с производством, и др.
Управленческие документы организаций, не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, используемые для исполнения запросов социально-правового характера, включаются либо в отдельную опись, либо (при незначительных объемах передаваемых документов) в опись дел по личному составу временного (75 лет) срока хранения.
Описи дел и акт о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, представляются на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии соответствующего архивного органа для утверждения и согласования.
Дела, подлежащие уничтожению, после утверждения и согласования описей дел с архивным органом передаются на переработку (утилизацию) с соответствующим оформлением приемо-сдаточной накладной, в которой указываются дата, вес бумажной макулатуры.
Сколько стоит хранение? Государственные органы и организации, в т.ч. унитарные, передают свои документы в государственные архивы без оплаты услуг за хранение. То же касается органов местного самоуправления и муниципальных организаций.
Ликвидированные негосударственные организации, как являющиеся, так и не являющиеся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, передают свои документы на государственное (муниципальное) хранение по договору.
Если в ликвидируемой негосударственной организации имеются документы, образованные в делопроизводстве организации-предшественника с государственной формой собственности, плата за хранение этих документов не взимается.
Документы передаются в государственные (муниципальные) архивы в упорядоченном состоянии по описям, утвержденным или согласованным экспертно-проверочной комиссией соответствующего архивного органа.
Прием-передача документов на хранение проводится сотрудниками государственного (муниципального) архива и представителем ликвидируемой организации. В процессе приема-передачи проверяется наличие дел, указанных в описях. Физическое состояние дел определяется путем их визуального просмотра. Прием документов оформляется актом приема-передачи документов на хранение в двух экземплярах, который утверждается конкурсным управляющим (председателем ликвидационной комиссии) и руководителем архивного учреждения. Вместе с документами на хранение в государственный (муниципальный) архив передаются три экземпляра каждой описи и научно-справочный аппарат к ним (историческая справка к архивному фонду, предисловие к описи, указатели, список сокращенных слов и др.). Четвертый экземпляр описей и один экземпляр акта приема-передачи документов на хранение в государственный (муниципальный) архив передается конкурсному управляющему (председателю ликвидационной комиссии).
Е.А. Кошелева, зам. директора государственного учреждения Московской области «Центральный государственный архив Московской области»
Источник: https://www.profiz.ru/sr/9_2010/poradok_peredaci_dok/
Организация текущего хранения
Документы организации по окончании работы с ними подлежат текущему (оперативному, временному) хранению.
В зависимости от объемов переписки документы или их определенная часть могут храниться непосредственно в офисе руководителя в предназначенных для этой цели шкафах (сейфах).
Перевод документов на режим хранения означает, что, с одной стороны, работа с ними проведена в полном соответствии с резолюциями руководителя и требованиями руководящих документов. А с другой, что потребность организации в этих документах временно сохраняется, и в определенных обстоятельствах они могут быть вновь представлены для изучения, уточнения или повторного рассмотрения.
Оптимальным вариантом текущего хранения документов является следующий.
Документы размещаются в специально оборудованных помещениях, где постоянно поддерживается необходимый температур-но-влажностный режим и имеется достаточное количество мест хранения (шкафов, сейфов, стеллажей и т. п.).
Доступ в указанные помещения имеют лишь должностные лица, ответственные за хранение, а также их непосредственные начальники и сотрудники подразделения по обеспечению сохранности документов (службы обеспечения информационной безопасности).
В помещениях должны обеспечиваться нормальные условия для работы персонала. Доступк местам хранения документов не должен быть загроможден мебелью, оборудованием и т. п.
Шкафы и сейфы должны иметь на дверцах сведения об ответственном за хранение документов, а также замки и приспособления для опечатывания.
Ключи от шкафов должны храниться у ответственного лица, а по окончании рабочего времени сдаваться дежурному сотруднику охраны под роспись.
Внутри шкафов должны иметься регулярно обновляемые описи хранящихся дел.
Правила оформления документов при помещении на текущее хранение:
1. В дело подшиваются только полностью исполненные (отработанные) документы. Запрещается подшивать в дела несколько экземпляров одного документа, а также его черновые варианты.
2. В дело подшиваются только подлинники документов (для исходящих документов — их вторые экземпляры, заверенные под писью уполномоченного лица). Не подшиваются в дела документы, подлежащие возврату (в этом случае, как исключение, в дело помещается только заверенная копия документа).
3. Помещение документов в дела производится в строгом соответствии с утвержденной номенклатурой дел предприятия. Приложения к документам помещаются в дела вместе с самими документами.
4. Документы, помещаемые в дела, должны иметь регистрационные номера, внутреннюю нумерацию страниц, сведения об исполнителях, их подписи.
5. В один и тот же том дела подшиваются, как правило, документы, исполненные в течение одного и того же года (за исключением переходящих дел, например, личных дел сотрудников организации). Документы с различными сроками хранения целесообразно подшивать в разные дела (в разные тома одного дела).
6. Расположение документов в деле осуществляется в прямом хронологическом порядке, а имеющих строгую порядковую нумерацию (например, приказов) — в возрастающем нумерационном.
Для оформления дел используются скоросшиватели (папки-файлы), представляющие собой обложки из твердого материала (с полиэтиленовыми вкладками для документов).
Размеры одной стороны обложки должны на 0,3—0,5 см превышать размеры листа формата A4, с тем чтобы предохранить подшитые документы от механических повреждений (обычно 215 X 300 мм). В один скоросшиватель (том), как правило, не подшивается более 250 листов, при этом толщина тома не должна превышать 4 см.
Ведение дел предполагает, помимо регулярной подшивки документов, и составление (заполнение) описи на них. Такая опись ведется в каждом томе каждого дела.
Запись о вновь подшитом в дело документе делается после того, как пронумерованы в соответствии с внутренней порядковой нумерацией тома его страницы.
Как правило, документы предприятия состоят на текущем хранении в течение двух лет.
По документам, для которых указанный срок истек, специально уполномоченной экспертной комиссией организации принимается решение о порядке их последующего хранения на период до 10 лет или направления (в случае, если надобность в текущем хранении их отпала) в учреждение Росархива или на уничтожение (в соответствии с требованиями руководящих документов на этот счет).
Предельный срок хранения документов — 75 лет.
Применение Перечня 2019 года со сроками хранения в вопросах и ответах
Службе делопроизводства гораздо более удобно ежегодно регламентировать, планировать и координировать работу ответственных за делопроизводство по подготовке описей дел и проектов актов в структурных подразделениях, в таком же плановом порядке оформлять годовые разделы описей и сводные акты (если это установлено в положении о службе делопроизводства). Архиву организации в таком же ежегодном цикле будет гораздо проще и технологичнее составлять годовые разделы описей и сводный акт (если в положении о нем это установлено), разрабатывать график приема-передачи документов в архив и ежегодно готовить его к утверждению приказом первого руководителя. Учтите, что если есть плановые мероприятия, то появляется возможность по итогам их выполнения совершенно объективно формулировать показатели оценки деятельности подразделений и эту оценку проводить также ежегодно.
Теперь обратимся к законодательству. Согласно ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»7 любые организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также перечнями документов со сроками хранения. Причем эта обязательность хранения архивных документов не предусматривает обязательного создания архива как структурного подразделения (ст. 13 Закона об архивном деле). А вот создание экспертной комиссии (ЭК) как совещательного органа при первом руководителе любой организации является обязательным на основании приказа Росархива от 11.04.2018 № 43 «Об утверждении Примерного положения об экспертной комиссии организации». В организациях, имеющих сложную структуру и/или подведомственные организации, создаются центральные экспертные комиссии (ЦЭК)8.
Если ваша организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, то с его экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) согласовывать свои описи и акты вам не потребуется.
Итак, экспертная комиссия организации «организует ежегодный отбор дел, образовавшихся в деятельности организации, для хранения и уничтожения»9. В каждом календарном году ЭК организации обычно проводит минимум 2 заседания с фиксацией в протоколах фактов согласования проекта номенклатуры дел на следующий календарный год (в конце года) и годовых разделов описей дел и сводного акта (обычно в начале нового календарного года). Гриф согласования ЭК обязателен до утверждения годовых разделов описей и сводного акта первым руководителем организации. В случае проверок соблюдения требований Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», которые активно проводят в субъектах Российской Федерации уполномоченные органы в сфере архивного дела, государственные и муниципальные архивы, протоколы заседаний ЭК предъявляются в обязательном порядке.
В ситуации, описанной в вопросе, важно, чтобы описи и акты о выделении к уничтожению были согласованы как минимум ЭК вашей организации до 18.02.2020 (т.е. 17.02.2020 или ранее) и сроки хранения в них были бы определены по старому Перечню. Если для вашей ЭК это реально, то переделывать в документах сроки в соответствии с новым Перечнем, действительно, не потребуется. Это прямой ответ на ваш конкретный вопрос.
Однако советовать вам поступить именно так мы не можем. Ибо должны предупредить, что подписание или утверждение документов «задним» числом (back-dating) и в нашей, и в международной практике в стандартах ИСО рассматривается как недопустимое действие.
Связанный материал
Если разные нормативные акты устанавливают разный срок хранения одному документу, то сколько его хра…
01 апреля 2020
См. новость «Если разные нормативные акты устанавливают разный срок хранения одному документу, то сколько его хранить: мнение Роскомнадзора о сведениях о соискателях, не принятых на работу» в № 4′ 2020
Связанный материал
Как определить срок хранения журнала регистрации, которого нет в Перечне?
№ 04 / 2020
Как определить срок хранения журнала регистрации документов по Перечню 2021 г., см. в № 4′ 2020
Связанный материал
Как применять Перечень 2021 г. со сроками хранения документов в работе с обращениями граждан
№ 06 / 2020
См. статью «Как применять Перечень 2021 г. со сроками хранения документов в работе с обращениями граждан» в № 6′ 2020
Связанный материал
Если номенклатура дел и описи не велись
№ 04 / 2020
Об уничтожении документов при отсутствии номенклатуры дел и описей читайте в № 4′ 2020