Классификация НДС-льгот
Освобождение от НДС предусматривает статья 149 НК РФ. Все знают, что по этой статье льготы предоставляются:
- ри реализации определенных видов товаров (работ, услуг);
- определенным категориям фирм и предпринимателей;
- при осуществлении определенных операций.
К первой группе льготируемых товаров относятся медицинские товары. И многие ошибаются, считая, что единственным требованием для их освобождения от НДС является соответствие правительственному перечню.
Методы расчета цены на различные медицинские изделия
1 | 2 | 3 | 4 |
При закупках МИ и (или) расходного материала и (или) услуги по ТО на период гарантийного срока, которые относятся к медицинским изделиям, предусмотренным специальным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р | При закупках МИ, для которого установлено государственное регулирование цен и которое включено в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_prices | При закупках МИ по п.3, 6, 9, 11, 12, 35, 40, 41, 46 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ | При закупках иных МИ конкурентным способом |
Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) Обязанность заказчика | Тарифный метод ИЛИ Анализ рынка Цена не может превышать цены, определенной тарифным методом. По факту – придется считать двумя методами | Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) Право заказчика | |
источники ценовой информации – в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18.09.2017 N 1995-р | по данным государственного реестра предельных отпускных цен производителей на МИ | как средневзвешенное значение (либо не более средневзвешенной цены) |
4.1. Порядок расчета цены на МИ, которые относятся к медицинским изделиям, предусмотренным специальным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.
Указанным распоряжением установлен Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. К ним относятся:
- Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
- Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные.
- Протезы и ортезы.
- Ортопедическая обувь.
- Противопролежневые матрацы и подушки.
- Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
- Специальная одежда.
- Специальные устройства для чтения “говорящих книг”, для оптической коррекции слабовидения.
- Собаки-проводники с комплектом снаряжения (не МИ)
- Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
- Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
- Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
- Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами (не МИ)
- Телефонные устройства с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом (не МИ)
- Голосообразующие аппараты.
- Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) (Приказ 450н не применяем, МИ попадает под исключения)
- Абсорбирующее белье, подгузники.
- Кресла-стулья с санитарным оснащением.
- Брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа.
При закупках указанных товаров применяем обычный порядок обоснования цены методом сопоставимых рыночных цен в соответствии со ст.22 Закона 44-ФЗ, но для расчета используем исключительно цены, полученные из источников информации, перечисленных в распоряжении Правительства РФ от 18.09.2017 N 1995-р:
№ | Источник информации | Важно учесть |
1 | Реестр контрактов, заключенных заказчиками, в части информации о ценах на технические средства реабилитации, предоставляемые инвалидам, по исполненным в течение последних 3 лет контрактам на территории субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов РФ | – контракты – только исполненные, – период – в течение последних 3 лет (дату смотрим по дате последнего документа о приемке), – территория – субъект РФ, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов РФ (например, для Пермского края – Республика Башкортостан, Удмуртская республика, Кировская область, Республика Коми, Свердловская область), – нет ограничений на использование контрактов с неустойкой |
2 | Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд из ЕИС | Только при наличии информации о ценах на технические средства реабилитации, предоставляемые инвалидам. Если цен в ЕИС нет, то данный источник не используем |
3 | Предложения поставщиков, содержащие информацию о ценах на технические средства реабилитации, предоставляемые инвалидам, полученные по результатам размещения заказчиком запросов цен посредством использования ЕИС | Раздел ЕИС «Планирование», подраздел «Запросы цен товаров, работ, услуг». Нельзя использовать «адресные» коммерческие предложения, полученные по письменным запросам, а также данные с сайтов в сети Интернет |
4.2. При закупках МИ, для которого установлено государственное регулирование цен
К таким медицинским изделиям относятся МИ, включенные в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_prices. Например, стенты или протезы, имплантируемые в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В таких закупках заказчик должен использовать тарифный метод или анализ рынка в соответствии со ст. 22 Закона 44-ФЗ. Но при этом, рассчитанная цена не может превышать цены, определенной тарифным методом. Таким образом, заказчику все равно придется считать цену двумя методами и выбирать из них минимальную цену. Используя анализ рынка, заказчик уже может применять цены, полученные из любых источников информации, предусмотренных ч.5 и ч.18 ст.22 Закона 44-ФЗ.
4.3. При закупках иных МИ
Приказом 450н установлена возможность в таких закупках применять по выбору заказчика следующие 2 метода (один или оба одновременно):
Анализ рынка по ст.22 Закона 44-ФЗ | На основе информации, содержащейся в реестре контрактов |
– Используем любые источники информации по ст.22 Закона 44-ФЗ. – Цены берем без учета НДС. – Требования к расчету обычные (используем правила ст.22 Закона 44-ФЗ и рекомендации, установленные в приказе Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) | – Используем контракты из Реестра контрактов в ЕИС без учета правопреемства. – Период исполнения контракта – в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке (дату смотрим по дате последнего документа о приемке) – Учитываем контракты только исполненные, в т.ч. расторгнутые по соглашению сторон (в статусе «Исполнение прекращено») (см. письмо Минфина России от 24.09.2020 N 24-01-08/83790). – Контракты – по всем способам (и конкурентные, и ЕП по ст.93 Закона 44-ФЗ (но по п.4 ч.1 ст.93 не используем). – Количество контрактов для расчета – не менее 3-х. – Цены берем без учета НДС. – Характеристики МИ из используемых контрактов должно соответствовать описанию заказчика и иметь сопоставимые условия. – Заключение и исполнение контрактов должны быть осуществлены на территории субъекта РФ, где расположен заказчик, и (или) на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов РФ (в пределах одного федерального округа). – Если нет идентичных товаров или нет контрактов на сопредельных территориях – не учитываем место исполнения контрактов |
В целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчетах в соответствии с Приказом 450н, заказчиком определяется коэффициент вариации по стандартной формуле, установленной приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567 (совокупность значений, используемых в расчете, считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. В этом случае целесообразно провести дополнительные исследования для увеличения количества ценовой информации, используемой в расчете).
Указанная цена рассчитывается как средневзвешенное значение. Формула Приказом 450н не установлена, но полагаем возможным использовать стандартную математическую формулу:
где Ц – цена единицы МИ без учета НДС, k – количество закупленных идентичных МИ.
НДС-льгота по медицинским товарам
Медицинские товары относятся к группе социально-значимых товаров.
Освобождается от налогообложения НДС реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 30 сентября 2015 г. № 1042 (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ):
- медицинских изделий при предоставлении регистрационного удостоверения в инспекцию;
- протезно-ортопедических изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов для их изготовления;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в их числе специально оборудованные средства транспорта, предназначенные исключительно для перевозки инвалидов);
- очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков для коррекции зрения.
Это, как вы знаете, общий список льготируемых товаров, без конкретики. Их конкретные виды с кодами по ОКВЭД2 и ТН ЭД ЕАЭС можно найти в упомянутом правительственном перечне.
При проведении каких способов определения поставщика используется порядок
Действует общее правило – применяем Приказ 450н только в тех закупках, при проведении которых необходимо делать обоснование цены в соответствии со ст.22 Закона 44-ФЗ:
- все конкурентные способы,
- закупки медицинских изделий у единственного поставщика в случаях, установленных в ч.4 ст.93 Закона 44-ФЗ. Например:
- при закупках по п. 4 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ («мелкие закупки») – не надо применять Приказ 450н,
- при закупках по п. 3, 6, 9 («срочные закупки»), 11, 12, 35, 40, 41, 46 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ – надо применять Приказ 450н.
Как применять НДС-льготы по медицинским товарам
Итак, общее требование для освобождения от НДС для всех медицинских товаров – это включение в перечень, утвержденный Постановлением № 1042.
Но есть и дополнительные условия.
Для освобождения от НДС медицинских изделий требуется регистрационное удостоверение, выданное Минздравом. Правила государственной регистрации медицинских изделий утверждены Постановлением Правительства от 27 декабря 2012 г. № 1416. Регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим регистрацию. Его и предъявляют в инспекцию для подтверждения права на льготу.
Для льготной реализации остальных товаров предоставлять в налоговую инспекцию регистрационное удостоверение не требуется. Такое разъяснение было в письме Минфина от 9 августа 2021 г. № 03-07-07/56276.
Однако со следующего года появится новое условие для подтверждения права на льготу для отдельных видов автомототранспорта.
Важная особенность Приказа 450н
Важной особенностью Приказа 450н является необходимость расчет цены МИ с учетом стоимости всех расходных материалов и проведение технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации.
Фактически заказчик осуществляет закупку «три в одном» – само изделие, расходные материалы на период гарантии и услуги по техническому обслуживанию в период гарантии.
Исключение составляет случаи, когда в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) не предусмотрено использование расходных материалов и (или) проведение технического обслуживания в период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия.
Приказом предлагается использовать следующие формулы для расчета:
Пункт Приказа 450н | Вид закупки | Формула цены | Расшифровка значений | Примечание |
П.12 | Закупка МИ, для которого в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) не предусмотрено использование расходных материалов и проведение технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации | НЦЕ – начальная цена единицы медицинского изделия, без учета НДС; ЦЕМ – цена единицы медицинского изделия, без учета НДС; n – количество значений информации о цене единицы i-го медицинского изделия; i – номер информации о цене; Цi – цена единицы i-го медицинского изделия, без учета НДС | Для конкурентных закупок и закупок у единственного поставщика | |
П.12 | Закупка МИ «под ключ» в случае, предусмотренном ч.57 ст.112 Закона 44-ФЗ (проектирование + строительство/реконструкция/капремонт + оснащение оборудованием) | |||
П.14 | Закупка МИ, для которого не требуется проведение технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации в соответствии с данными, указанными в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) | i – позиция закупаемого медицинского изделия; НЦЕi – начальная цена единицы медицинского изделия i-й позиции с учетом стоимости всех расходных материалов на период гарантийного срока эксплуатации данного медицинского изделия, без учета НДС; ЦЕМi – цена единицы медицинского изделия i-й позиции, без учета НДС; СРМi – стоимость всех расходных материалов, необходимых для эксплуатации медицинского изделия i-й позиции в период гарантийного срока, без учета НДС | Только для конкурентных закупок | |
П.15 | Закупка МИ, для которого требуется проведение технического обслуживания, но не требуется применение расходных материалов в соответствии с данными, указанными в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) | i – позиция закупаемого медицинского изделия; НЦЕi – начальная цена единицы медицинского изделия i-й позиции с учетом стоимости всех услуг по техническому обслуживанию в период гарантийного срока эксплуатации данного медицинского изделия, без учета НДС; ЦЕМi- цена единицы медицинского изделия i-й позиции, без учета НДС; СТОi – стоимость всех услуг по техническому обслуживанию, необходимых для эксплуатации медицинского изделия i-й позиции в период гарантийного срока, без учета НДС | Только для конкурентных закупок | |
g – позиция услуги по техническому обслуживанию, необходимой для эксплуатации медицинского изделия i-й позиции в период гарантийного срока; СТОg – стоимость g-й услуги по техническому обслуживанию, необходимой для эксплуатации медицинского изделия i-й позиции в период гарантийного срока, без учета НДС | ||||
П.16 | Закупка МИ, для эксплуатации которого в период гарантийного срока в соответствии с данными, указанными в эксплуатационной документации производителя (изготовителя), требуются расходные материалы и проведение технического обслуживания | i – позиция закупаемого медицинского изделия; НЦЕi – начальная цена единицы медицинского изделия i-й позиции с учетом стоимости всех расходных материалов и всех услуг по техническому обслуживанию, необходимых для эксплуатации данного медицинского изделия в период гарантийного срока, без учета НДС; ЦЕМi – цена единицы медицинского изделия i-й позиции, без учета НДС; СРМi – стоимость всех расходных материалов, необходимых для эксплуатации медицинского изделия i-й позиции в период гарантийного срока, без учета НДС; СТОi – стоимость всех услуг по техническому обслуживанию, необходимых для эксплуатации медицинского изделия i-й позиции в период гарантийного срока, без учета НДС. | Только для конкурентных закупок |
Важно для расчета!
- Что считать расходными материалами?
Изделия и (или) комплектующие, потребляемые при эксплуатации МИ и обеспечивающие применение МИ в медицинских целях в соответствии с его функциональным назначением, сведения о которых содержатся в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на МИ (п.6 Приказа 450н).
- Какой гарантийный срок эксплуатации МИ брать для расчета?
- Основа – эксплуатационная документация для МИ (п.7 Приказа 450н).
- Срок должен составлять не менее 12 месяцев.
- При отсутствии информации о сроке гарантии – 24 мес. со дня передачи МИ заказчику.
- Используется для расчета стоимости расходных материалов (СРМ) и стоимости услуг по техническому обслуживанию (СТО) на период гарантии.
- Как рассчитать потребность в расходных материалах и (или) услугах по техническому обслуживанию на период гарантийного срока?
С учетом планируемой интенсивности эксплуатации планируемого к закупке МИ на основе оказываемого (планируемого к оказанию) медицинской организацией объема медицинской помощи с применением (планируемом применении) МИ в соответствии с клиническими рекомендациями, порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (п.8 Приказа 450н).
- При расчете расходов на техническое обслуживание необходимо руководствоваться видами технического обслуживания и требованиям к нему, установленными национальным стандартом ГОСТ Р 58451-2019 «Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения», а также ГОСТ Р 56606-2015 «Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения». В частности, к видам технического обслуживания относятся: периодическое ТО, внеплановое ТО, техническое диагностирование, ремонт, контроль технического состояния, монтаж/демонтаж/наладка.
- Заказчик должен составить список всех расходных материалов, необходимых для эксплуатации каждой позиции медицинского изделия в период гарантийного срока его эксплуатации. Расчет стоимости осуществляется по формуле (п.13 Приказа 450н):
где:
СРМi – стоимость всех расходных материалов, необходимых для эксплуатации медицинского изделия i-й позиции в период гарантийного срока, без учета НДС;
СРМy – стоимость расходных материалов у-й позиции для медицинского изделия i-й позиции, используемых в течение гарантийного срока эксплуатации данного медицинского изделия, без учета НДС;
у – позиция закупаемого расходного материала;
k – количество позиций расходных материалов, закупаемых для медицинского изделия i-й позиции.
Сертификация медицинского оборудования
Медицинское оборудование должно соответствовать отечественным требованиям ГОСТ. Сертификация большей части медицинского оборудования выполняется в аккредитованном сертификационном центре в форме выдачи декларации соответствия, за исключением защитных очков, на которые выдается сертификат соответствия.
Кроме обязательной сертификации, медицинское оборудование может пройти добровольной сертификации. Добровольный сертификат вызывает большее доверие потребителей и расширяет возможности по поиску рынков сбыта и партнерских связей.
Подать заявку на оформление декларации соответствия может только отечественная компания, поэтому зарубежные производители должны действовать через представителя. Помимо заявки, в сертификационный центр продаются:
- ОГРН, ИНН, устав предприятия;
- реквизиты компании;
- описание оборудования;
- контракт ВЭД.
Кроме этого, нужно получить свидетельство о государственной регистрации Роспотребнадзора. Без этого документа не оформляются декларации и сертификаты соответствия. Сертификация проводится в форме лабораторных испытаний образцов продукции, в результате составляется протокол испытаний, а на его основе выдается основной документ.