Федеральный закон от 02.03.2016 № 43 ФЗ: новые сроки хранения документов по личному составу

В ГОСТе ИСО 15489-1-2007 понятие документа определено, как информация с реквизитами, зафиксированная на материальном носителе. Наличие реквизитов дает возможность идентифицировать информацию, которая была создана и сохранена юридическим или физическим лицом на носителе с целью подтверждения деловой деятельности либо правовых обязательств. В свою очередь, носитель информации представляет собой некий материальный объект, использующийся для сохранения языковой, изобразительной или звуковой информации. В качестве носителя может использоваться бумага, флэш-накопители, диски и другие современные технические средства. Документ является обязательным элементом во внутренней организации работы любого предприятия, независимо от его правовой формы и вида деятельности. Как носитель информации, документ может служить основанием для принятия управленческих решений, материалом для проведения справочных работ, доказательством исполнения решений и другое.

Отметим, что в управленческой деятельности документ является одновременно предметом и результатом труда, поскольку принятое решение записывается и закрепляется одним документом.

Автором документа может являться как физическое, так и юридическое лицо, создавшее информацию. Каждый документ может иметь юридическую силу, то есть способность, предоставленную действующим законодательством, порядком оформления и компетенцией органа, его выдавшего. Юридическая сила документа обеспечивается определенными реквизитами, перечень которых установлен для каждого отдельного вида документов, и заключением. Состав реквизитов, а также, последовательность, зоны и схемы их размещения на документе установлены государственным стандартом.

Основные функции документов

Все официальные документы могут исполнять сразу несколько функций, удовлетворяя определенные потребности граждан. Вместе с тем, функции документов подразделяются на:

  1. Общие – информационная (создаются с целью сохранить информацию), социальные (создаются с целью удовлетворения социальных потребностей), коммуникативная (используются как средства связи между отдельными структурами, относящимися к одному объекту, в т.ч. фирме, предприятию, общественному учреждению и т.д. ) и культурная (создается в целях сохранения и передачи культурных традиций общества).
  2. Специфические – управленческая (документ создается как инструмент управления и включает в себя плановые, отчетные, организационные и другие виды документов), правовая (когда документ является средством изменения и закрепления правоотношений внутри общества, и, кроме того, выступает в качестве доказательной базы в судах), историческая (создается с целью сохранения в архиве исторических сведений, касающихся развития общества).

О сроках временного хранения документов по личному составу

Сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение установлены в ст. 22 Федерального закона № 125‑ФЗ. До внесения изменений в пп. «б» п. 4 данной статьи для документов по личному составу был предусмотрен срок временного хранения до их поступления в государственные и муниципальные архивы – 75 лет. Однако согласно поправкам, внесенным Федеральным законом № 43‑ФЗ, данная норма из текста пп. «б» п. 4 ст. 22 Федерального закона № 125‑ФЗ была исключена. Теперь срокам временного хранения документов по личному составу посвящена отдельная статья – ст. 22.1.
Отметим, что Федеральным законом № 43‑ФЗ предусмотрено снижение срока хранения документов по личному составу с 75 до 50 лет.

Правда, такое новшество не распространяется на документы по личному составу:

  • созданные до 2003 года;
  • образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой.

Итак, в зависимости от даты создания документы хранятся:

Документы по личному составу, созданныеДо 2003 года (п. 1 – 3 ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона № 125‑ФЗ)Начиная с 2003 года (п. 1 – 3 ч. 2 ст. 22.1 Федерального закона № 125‑ФЗ)
В государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документамиВ течение 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока храненияВ течение 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения
В государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов,С даты поступления и до истечения 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документовС даты поступления и до истечения 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после
органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организацийпосле истечения указанного срока храненияистечения указанного срока хранения
В иных организацияхНе менее 75 лет со дня созданияНе менее 50 лет со дня создания

На основании ч. 3 ст. 22.1 Федерального закона № 125‑ФЗ документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, хранятся:

  • в государственных органах, в которых граждане проходили государственную службу, не являющуюся государственной гражданской службой, – в течение 75 лет после прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
  • в государственных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, названных в п. 1 ч. 3, – с даты поступления и до истечения 75 лет с даты прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения обозначенного срока хранения.

Виды и классификация документов

Вся документация классифицируется по определенным функциям, назначению и содержанию, а также степени доступности информации. Институтом документооборота определен ряд факторов, разделяющий документы на отдельные типы и виды. Документы, создающиеся в целях обслуживания сферы управления, классифицируются по следующим видам оснований:

  • По-происхождению: личного происхождения – документ, не относящийся к служебной деятельности (личная переписка, личные воспоминания и т.д.); создается в частной жизни человека;
  • официальные – документы, которые создаются физическим или юридическим лицом, с соблюдением установленного порядка к оформлению и удостоверению; к официальным документам относятся документы, удостоверяющие личность, подтверждающие образование, специальность, трудовой стаж и другое;
  • служебные – официальные управленческие документы, которые являются непосредственной составляющей частью текущей деятельности предприятия.
  • По способу документирования:
      письменные документы, несущие информацию, зафиксированные любым видом письма;
  • текстовые документы, несущие в себе речевую информацию;
  • рукописные документы, содержащие информацию, написанную от руки;
  • машинописные документы, содержащие информацию, нанесенную с применением технических средств;
  • электронные документы, которые создаются и читаются посредством компьютера;
  • фотодокументы, созданные методом фотографирования;
  • документальная видеограмма представляет собой воспроизведение документа на экране электронно-лучевой трубки.
  • По отношению к аппарату управления:
      внутренние руководящие документы, создаваемые и используемые для организации внутреннего документооборота организации;
  • входящая документация – документы, поступившие в организацию;
  • исходящая документация – документы, отправленные из организации.
  • По количеству затронутых вопросов:
      простые документы, в содержании которых рассматривается один вопрос (письмо, заявление и т.д.);
  • сложные документы, в которых рассматривается одновременно несколько вопросов с привлечением нескольких должностных лиц и структурных подразделений (приказы, решения, протоколы собраний, инструкции и другое).
  • По ограничению доступа:
      секретные документы, работа с которыми предполагает наличие специального разрешения; данный вид документов снабжается грифом секретности с особой пометкой;
  • для служебного пользования – документы, предназначенные для использования сотрудниками определенной организации; документы имеют пометку и гриф «для служебного пользования».
  • По способу изложения текста:
      индивидуальные документы, содержащие информацию в виде связанного литературного текста; такой вид документов может быть посвящен одному или нескольким вопросам, касающимся определенной задачи управления;
  • трафаретные документы, в содержании которых используются стандартные фразы и пропуски для заполнения меняющейся информацией (анкеты, справки); как правило, такой вид документов печатается на бланках, в которых содержится постоянная информация и переменная, которая вписывается от руки;
  • типовые документы, содержащие информацию для документирования однотипных ситуаций (инструкции, договоры, письма); типовой текст, содержащийся в данном виде документа, является основой для создания в последующем аналогичных текстов.
  • По степени подлинности:
      подлинник (оригинал) официального документа – первый экземпляр, обладающий юридической силой; подлинный экземпляр имеет собственноручную подпись должностного лица, оттиск печати, гриф утверждения, и кроме того, данный документ должен содержать сведения, которые подтверждают его достоверность (дата и место создания, данные автора);
  • копия документа – экземпляр, содержащий информацию подлинника, но не имеющий юридической силы; для придания копии документа юр.силы необходимо проставление необходимых реквизитов и нотариального удостоверения;
  • дубликаты – повторный экземпляр оригинального экземпляра документа (подлинника), обладающий юридической силой; сопровождается о.
  • По срокам хранения:
      документы долговременного хранения (хранятся свыше 10 лет);
  • документы временного хранения (хранятся менее 10 лет);
  • документы постоянного хранения.
  • Сроки хранения каждого отдельного вида документов определены требованиями Федеральной архивной службы и закреплены в перечнях документов, содержащих информацию по срокам их хранения.

    • По способу передачи документы делятся на: письма; телеграммы и телефонограммы; электронные сообщения; факсограммы.
    • По срокам исполнения документы делятся на: срочные, второстепенные, итоговые и периодичные.
    • По функциональному признаку документы подразделяются на: требующие ответа (запросы, предложения, рекламация) и не требующие ответа (сопроводительные письма, подтверждения, напоминания, предупреждения).
    • По фактору доступности документы бывают: открытого пользования, ограниченного доступа и носящие конфиденциальный характер.

    Нужно ли каждый месяц издавать приказы о выплате ежемесячной премии?

    автор ответа,

    Вопрос

    Вводим ежемесячные премии, это будет прописано в Положении о премировании. Нужно ли ежемесячно издавать приказ на выплату премии?

    Ответ

    Порядок выплаты, оформление премий и условия их начисления устанавливаются в коммерческих организациях локальным нормативным актом — в обязательном порядке издавать приказ о данной выплате законодательство не требует Т.е. локальным актом вашей организации определяется, нужно ли издавать приказ.

    Обоснование

    Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. В частности, путем выплаты премий. Он имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст. 135 ТК РФ

    ). Согласно данной нормы, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования,
    устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
    Таким образом, порядок выплаты, размеры, оформление премий и условия их начисления должны быть установлены локальным нормативным актом вашей организации. В обязательном порядке издавать приказ о данной выплате законодательство не требует Т.е. локальным актом вашей организации определяется, нужно ли издавать приказ.

    При выплате премии и разработке документов для премирования работников необходимо учитывать следующее.

    1) Локальные нормативные акты, в том числе о премировании, не должны ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством (ст. 8 ТК РФ

    ).

    2) Обязательным для включения в любой трудовой договор условием является условие об оплате труда (ст. 57 ТК РФ

    ),
    поэтому работодатель должен обозначить возможность осуществления поощрительных выплат в тексте трудового договора.Кроме того, работодатель не может в одностороннем порядке отменить премии, если они предусмотрены трудовым договором.
    3) К расходам на оплату труда относятся премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (ст. 255 НК РФ

    ).
    То есть работодатель должен установить производственные показатели, за которые предусматривается премирование. Такие показатели можно устанавливать в планах и подтверждать отчетами о выполненной работе.
    4) Расходы должны быть экономически оправданы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ

    ). Поэтому если компания получает убытки, то выплаты больших премий за производственные показатели налоговым органом могут быть признаны неправомерными.

    На вопрос отвечала:

    И.В. Тарасова,

    ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

    Что входит в перечень технической документации электрохозяйства?

    Основные виды техдокументов в сфере электрохозяйства:

    • Распоряжение о назначении сотрудника, ответственного за электрохозяйство.
    • Распоряжение о создании комиссии по проверке знаний по электробезопасности.
    • Программа обучения электротехнических специалистов.
    • Распоряжение о порядке предоставления доступа к электроустановке.
    • Журнал учета деятельности по нарядам.
    • Генплан с электрическими коммуникациями.
    • Техпаспорт на оборудование.
    • Эксплуатационные и должностные инструкции.
    • План реконструкций и обслуживания электроустановок.
    • Перечень сотрудников, которые могут выдавать снаряд.
    • Перечень сотрудников, которые могут осматривать электроустановки.
    • Журнал проверки изделий для защиты.

    Часть этих документов непосредственно связана с обеспечением безопасности. Поэтому к хранению особо ценных бумаг предъявляются специальные требования.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]