Все про новые трудовые проверки в 2021 году: инструкция для бухгалтера по зарплате и кадровика

На днях стало известно, что Роструд окончательно утвердил 107 проверочных листов.

С 1 января 2021 года при проведении плановых проверок отдельных категорий работодателей контролеры начнут применять чек-листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2021 года такие листы будут применяться относительно всех работодателей. Напомним, что с недавнего времени при плановых проверках работодателей применяется риск-ориентированный подход, при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий определяются категорией риска, к которой отнесен работодатель.

Каким образом устанавливаются категории риска и классы опасности в отношении организаций и ИП? Какие требования предъявляются к содержанию проверочных листов? Какие сервисы рекомендованы работодателям Рострудом для самоконтроля? Ответы на эти и другие вопросы – в представленной статье.

Нормативная база формирования плана проверок ГИТ

При подготовке планов контрольных мероприятий территориальные органы Роструда обязаны руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. Законом «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ).
  2. Правилами подготовки надзорными органами ежегодных планов проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (далее — Правила подготовки планов).
  3. Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875) (далее — Положение о ФГН по труду).
  4. Административным регламентом исполнения Рострудом функции по надзору за соблюдением трудового законодательства (утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н) (далее — Административный регламент).
  5. Методическими рекомендациями по планированию ГИТ в субъектах РФ контрольных мероприятий (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455) (далее — Методические рекомендации).

КАК ПРОВЕРЯЮТ

Как будут проверять работодателя в 2021 г.?

При проведении плановых проверок всех работодателей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов) с 1 июля 2021 г., а при проведении плановых проверок работодателей, относящихся к категории умеренного риска, — с 1 января 2021 г. (фактически с 4 февраля 2021 г.). Предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Среди всех надзорных органов у Роструда наибольшее количество чек-листов — 107 (для сравнения: у Росприроднадзора их 7, у Роспотребнадзора и МЧС — по 3, у Росреестра — 1). В ближайшее время их станет еще больше — Роструд подготовил проект приказа[6], утверждающего еще 28 проверочных листов. Среди них — вопросы, касающиеся материальной ответственности работника, организации профессионального образования и повышения квалификации, а также соблюдения требований по охране труда в угольной промышленности.

Как подготовиться к проверке?

На основании п. 7 общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177, вопросы из чек-листов можно использовать для самопроверки. А письмом от 07.03.2018 № 837-ТЗ Роструд направил Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Не все так просто и в отношении однозначности ответов на вопросы, поставленные в проверочных листах. Приведем несколько примеров:

По каким конкретно проверочным листам будут проверять? Сколько будет проверяющих? Что должно быть в распоряжение о проверке?

На практике при проведении плановых проверок ГИТ в отношении большей части проверяемых организаций в среднем используются 36–37 первых по списку проверочных листов плюс чек-лист № 100.

Проверочные листы по охране труда будут использоваться в зависимости от специфики деятельности организации. Часть вопросов, указанных в чек-листах, используются при наличии у работодателя соответствующего вида экономической деятельности по данным ФНС, объектов недвижимости и оборудования, на которых осуществляются данный вид работ, профессий и должностей в штатном расписании, выполняющих данный вид работ. В некоторых регионах уже наметилась тенденция, когда работодатели массово обращаются в ФНС с заявлением об исключении дополнительных ОКВЭД.

В распоряжении на проведение проверки должны быть указаны конкретные номера проверочных листов, которые будут использованы при проведении плановой проверки в отношении конкретного работодателя.

Обратите внимание!

Указание всех проверочных листов в распоряжении на проведение проверки недопустимо и может негативно сказаться на прозрачности надзорных мероприятий.

Кроме того, в распоряжении может быть указано несколько должностных лиц. Как правило, это инспектор по охране труда и инспектор по правовым вопросам. Количество проверяющих фактически ограничено лишь численным составом соответствующего территориального органа Роструда. А если проверяющий по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировки, увольнения и иным уважительным причинам не смог выйти на проверку, то в распоряжение о проверке вносятся соответствующие изменения, оформляемые приказом.

С недавнего времени на распоряжениях также указывается QR-код, в котором зашифрована ссылка на сайт Единого реестра проверок. Набрав учетный номер проверки, указанный в чек-листе либо просканировав QR-код, можно впоследствии ознакомиться с результатами проведения проверки, посмотреть сведения об исполнении предписания и узнать, привлечены ли к административной ответственности виновные лица.

Какие документы организация должна получить после проверки?

По завершении проверки работодатель получит акт проверки с приложенными к нему копиями заполненных проверочных листов.

Если будут обнаружены правонарушения — также предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а в случае выявления нарушений в части обучения по охране труда — предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Как будет заполняться при проверке чек-лист и акт о проверке?

По закону в проверочные листы включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателям.

Обязательно должны быть заполнены графы «Учетный номер проверки» и «Дата внесения в единый реестр проверок» проверочного листа, например: № 0018000xxxxxx от 08.02.2018.

Согласно ч. 11.5 ст. 9 Федерального закона № 294 проверочный лист заполняется по результатам проведения проверки и прикладывается к акту проверки. Однако в статье не конкретизируется, к какому именно.

Согласно п. 61 Административного регламента акт проверки оформляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку об ознакомлении.

Оригинал проверочного листа прикладывается к акту проверки, находящемуся у инспектора труда, а копии проверочных листов прилагаются к акту проверки, вручаемому работодателю (его представителю)[7].

Можно ли получить акт о проверки и проверочный лист в электронной форме?

Положением о виде федерального государственного контроля (надзора) предусмотрена возможность оформления проверочных листов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» (п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

Однако Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права[8], возможность оформления проверочного листа в форме электронного документа на данный момент не предусмотрена. Работодатель даже при желании не сможет получить акт проверки в форме электронного документа[9], так как невозможно приложить проверочный лист на бумажном носителе к акту в виде электронного документа.

Конкретизируется ли в акте о проверке число работников, по отношению к которым выявлены нарушения?

Вопросы, сформулированные в проверочных листах, различаются по количеству субъектов. Например, в проверочном листе № 2 вопросы задаются в отношении работника, а в проверочном листе № 22 — в отношении работников. Аналогичная ситуация и в отношении трудового договора.

Однако в акте (в случае выявления нарушения) будет указано, что аналогичное нарушение требований нормативно-правового акта допущено, например, в отношении 5 работников с указанием их фамилий, так что никаких сложностей в этом нет.

Используются ли проверочные листы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении?

Да, используются. В качестве примера можно привести постановление по делу об административном правонарушении от 28.03.2018 № 80/5-186/2018, вынесенное мировым судьей судебного участка № 80 Октябрьского района г. Кирова., в котором в качестве доказательств нарушений требований охраны труда приведены проверочные листы. Поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не оспаривало суть вменяемых нарушений по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, суд применил административное наказание в виде предупреждения.

Можно ли обжаловать предписание?

Обжаловать предписания, выданные по результатам плановой проверки, проведенной с использованием проверочных листов, станет сложнее, так как выдаются они при очевидном нарушении трудового законодательства, а ответы на вопросы, поставленные в чек-листах однозначно (а значит — очевидно), должны свидетельствовать о наличии либо отсутствии нарушения.

Отдельный пласт судебных решений сформируется по обжалованию результатов проверок с использованием проверочных листов, касающихся соблюдения требований по охране труда, так как часть из проверочных листов содержат ссылки на документы, носящих рекомендательный, а не обязательный характер, например Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

Будут ли применяться сводные чек-листы при проведении совместных проверок Роструда и Роспотребнадзора?

При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы (списки контрольных вопросов), разрабатываемые и утверждаемые несколькими органами государственного контроля (надзора).

Например, при проведении совместной плановой проверки Роструда и Роспотребнадзора может быть утвержден сводный проверочный лист, касающийся проверки обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, деятельность которых связана с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями. Напоминаем, что работодатель обязан обеспечивать работников, входящих в профессиональные группы риска, специальной одеждой и репеллентами[10].

В настоящее время утвержденных сводных проверочных листов нет.

Как работодателю узнать, включен ли он в план проверок Роструда на 2021 год?

По закону информация о плановых контрольных мероприятиях должна находиться в открытом доступе. Узнать о предстоящем контроле со стороны ГИТ работодатели могут 2 способами.

Во-первых, график проверок трудовой инспекции на 2021 год должен быть опубликован на ее региональных интернет-порталах в срок до 01.12.2017. Это требование ч. 5 ст. 9 Закона 294-ФЗ и п. 40 Административного регламента. Как правило, план размещен в виде файла в формате Еxcel.

Во-вторых, сведения о плановых проверках со стороны всех надзорных органов включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Он готовится Генеральной прокуратурой РФ. Узнать, запланированы ли в отношении конкретного работодателя проверки трудовой инспекции на 2018 год (а также проверки других органов), можно с помощью специального сервиса на сайте ведомства. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести хотя бы ИНН или ОГРН/ОГРНИП предприятия.

Отметим, что заранее узнать можно лишь календарный месяц проведения проверки и ее срок, а не конкретную дату начала. О датах начала и окончания контроля работодатель узнает при получении копии приказа ГИТ о проведении проверки, которая должна быть ему вручена не менее чем за 3 рабочих дня до контрольных мероприятий (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).

Что делать, если к вам пришли

Основанием для проведения любой инспекции является приказ руководителя инспекции. Проверка ГИТ в 2021 году — не исключение.

Поэтому при посещении вашего офиса инспекторы должны предъявить служебные удостоверения и нормативный документ, в котором указано основание для проведения инспекции.

Кроме того, плановый аудит ГИТ в обязательном порядке согласовывается с органами прокуратуры.

Перечень всех возможных оснований указан в статье 360 ТК РФ, в том числе:

  • жалобы бывших и действующих сотрудников;
  • требования прокурора и ряд других.

Далее ревизоры запросят необходимые документы и сведения.

Обращаем ваше внимание, что инспекторы вправе потребовать сведения, которые относятся исключительно к предмету их проверки. Требовать что-либо свыше они не имеют права — прямой запрет прописан в статье 15 указанного Федерального закона.

Новые принципы подготовки плана проверок ГИТ в 2018 году

При формировании плановых проверок на 2021 год трудовые инспекции руководствовались так называемым риск-ориентированным подходом (ст. 8.1 Закона 294-ФЗ). Он означает, что всем хозяйствующим субъектам присваивается:

  • класс опасности (зависит от тяжести возможных негативных последствий от несоблюдения обязательных требований закона);
  • категория риска (зависит как от тяжести последствий несоблюдения вышеуказанных требований, так и от вероятности их несоблюдения предприятием).

Отнесение предприятия к категории риска или классу опасности в общем виде регулируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Но применительно к каждому направлению государственного надзора имеются свои критерии присвоения того или иного класса/категории. В сфере надзора за соблюдением трудового законодательства работодателям присваиваются категории риска (п. 17 Положения о ФГН по труду).

Формула определения категории риска работодателя установлена в приложении № 1 к Положению о ФГН по труду. Она напрямую зависит от показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (к таковым относятся жизнь и здоровье работников, своевременная выплата зарплаты и т. д.).

Этот показатель фиксированный и определен в зависимости от сферы деятельности предприятия в приложении № 2 к Положению о ФГН по труду. Так, наиболее высокая категория риска будет у предприятий сферы добычи полезных ископаемых.

Категория риска влияет на частоту проведения плановых проверок ГИТ.

Какие документы изучает трудинспекция

В приказе Роструда №160 от 13.06.2019 указан список документов, которые могут запросить ГИТ у работодателей. Среди них:

  • локальные нормативные акты, регламентированные нормами трудового права в установлении трудовых отношений;
  • документы, устанавливающие организационно-правовую форму работодателя;
  • штатное расписание;
  • учет рекомендаций профсоюзного органа;
  • заявления сотрудников компании;
  • приказы и фиксация факта ознакомления их сотрудниками организации;
  • документы, описывающие права и обязанности сторон трудовых отношений;
  • документы о заключении, изменении, прекращении трудового договора;
  • приходно-расходная книга учета трудовых книжек;
  • договоры о полной материальной ответственности, приказы по личному составу, о прекращении трудовых договоров, об увольнении работников;
  • документы, подтверждающие защиту персональных данных сотрудников;
  • документы, подтверждающие соблюдение требований рабочего времени и отдыха;
  • приказы о предоставлении отпусков, письменные согласия работников на осуществление профессиональной деятельности в выходные дни и праздники;
  • соглашения о разделении отпуска на части, расчет в случае прекращения трудового договора, документы о выплате компенсации за отпуск, который не был использован работником;
  • документы, подтверждающие соблюдение требований оплаты труда, в частности о выплате зарплат;
  • документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части организации охраны труда,: обеспечение СИЗ, медицинское обеспечение, и гарантиями ОТ ряда категорий сотрудников, обучения по ОТ и т. д.
  • документы, которые удостоверяют наличие у сотрудника инвалидности, а также срок действия подтверждающих документов.

От государственных органов ГИТ помимо этого может запросить:

  • сведения об отсутствии задолженности по страховым взносам и штрафам;
  • выписку из ЕГРН о правах на недвижимость;
  • сведения из бухгалтерской отчетности;
  • среднесписочную численность работников за предшествующий год;
  • сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • сумму уплаченных налогов за текущий год;
  • сведения о судимости и фактах уголовного преследования.

Частота проведения проверок Роструда в 2018 году

Ранее периодичность планового контроля ГИТ определялась по общей норме ч. 2 ст. 9 Закона 294-ФЗ — не более 1 раза в 3 года. Теперь она зависит от категории риска работодателя (п. 20 Положения о ФГН по труду):

  • высокий — раз в 2 года;
  • значительный — раз в 3 года;
  • средний — раз в 5 лет;
  • умеренный — раз в 6 лет;
  • низкий — проверки не проводятся.

Основанием для включения предприятия в план проверок является истечение указанного срока со дня (ч. 8 ст. 9 Закона 294-ФЗ, п. 35 Административного регламента):

  • регистрации предприятия;
  • проведения последней плановой проверки;
  • начала деятельности, о которой обязательно должен уведомляться Роструд (в соответствии с п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584, к такой деятельности относится уход с обеспечением проживания и социальные услуги без обеспечения проживания).

Указанный перечень оснований является исчерпывающим. Проведение проверки без основания влечет недействительность ее результатов (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ).

Внимание: мошенники!

Государственная инспекция труда в Калужской области и коллеги из других регионов официально предупреждают о том, что от имени сотрудников Роструда к работодателям приходят мошенники. Люди, которые представляются сотрудниками ГИТ, предлагают различного рода платные услуги по подготовке к якобы готовящимся внеплановым проверкам. Насколько хороши специалисты, предлагающие такую помощь, сказать сложно.

В Роструде напоминают, что список предприятий, в отношении которых запланированы проверки, находится в свободном доступе. При посещении компании инспекторы обязаны предъявить служебное удостоверение и распоряжение на проверку, которое обязательно подписывает руководитель территориального органа и заверяет его печатью. Никакие платные услуги инспекторы не оказывают, подчеркивают в ведомстве. Если вы заметите, что нарушаются правила контроля (например, о внеплановом визите не было никаких сообщений), будьте бдительны, не исключено, что в организацию пришли мошенники. В подобных случаях смело обращайтесь в правоохранительные органы.

Сроки проведения плановых проверок трудовой инспекции

Согласно ст. 13 Закона 294-ФЗ максимальный срок как выездных, так и документарных плановых проверок — 20 рабочих дней. В отношении выездного контроля следующих субъектов установлены ограничения:

  • малое предприятие — не более 50 часов в год;
  • микропредприятие — не более 15 часов в год.

Документарные проверки этих субъектов проводятся без указанных ограничений.

Выездную проверку могут продлить еще на 20 рабочих дней (или 50 и 15 часов соответственно) в исключительных случаях. Речь идет о необходимости проведения длительных экспертиз, расследований и т. д. Документарные проверки не продлеваются.

В отношении обозначенных выше субъектов малого бизнеса проверки могут быть приостановлены на срок не более 10 рабочих дней и лишь при необходимости получения документов в порядке межведомственного взаимодействия.

Если проверяется предприятие, имеющее обособленные подразделения в нескольких регионах, сроки проверки устанавливаются индивидуально для каждого из таковых. Но совокупная продолжительность проверок не может быть более 60 рабочих дней.

Напомним, что до конца 2021 года субъекты малого бизнеса освобождены от проверок Роструда (ст. 26.1 Закона 294-ФЗ). Исключение составляют предприятия:

  • для которых законом предусмотрены специальные сроки контроля (в сфере теплоснабжения, здравоохранения, энергетики и т. д. — ч. 9 ст. 9 Закона 294-ФЗ);
  • которые по результатам проверок, проведенных за предыдущие 3 года, были привлечены к ответственности за грубое нарушение закона либо понесли такие виды наказания, как дисквалификация, приостановление деятельности, отзыв или приостановление лицензии.

Штрафы за невыполнение законодательства

Выявляемые нарушения носят разнородный характер. Нужно понимать, что за несоблюдение трудового законодательства работодателю придется нести ответственность согласно КоАП РФ. Уклонение от заключения трудового договора с сотрудником влечет наложение штрафа (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — до 20 000 руб.;
  • на юрлиц — до 100 000 руб.

Задержка заработной платы либо установление работнику зарплаты в размере менее МРОТ влечет предупреждение или наложение штрафа (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — до 20 000 руб.;
  • на предприятие — до 50 000 руб.

Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем Вам соблюдать трудовое законодательство и не допускать нарушений в сфере трудовых отношений, а также обратиться за помощью к специалистам SRG-ECO.

Может ли быть изменен график проверок ГИТ на 2018 год?

Далеко не все предприятия, срок очередного контроля которых подошел, попадают в план проверок. Но если проверку так и не запланировали, включить предприятие в течение года в него не могут.

Перечень случаев, в которых план подвергается корректировке, исчерпывающий и установлен в п. 7 Правил подготовки планов и п. 41 Административного регламента. Проверку могут исключить из плана, если невозможно ее провести ввиду:

  • ликвидации организации, прекращения деятельности ИП;
  • обстоятельств непреодолимой силы.

Прочие изменения могут вноситься по таким причинам, как:

  • изменения места нахождения или адреса организации/предпринимателя;
  • смена наименования организации, Ф.И.О. предпринимателя;
  • реорганизация юридического лица.

Эти изменения не влекут исключение проверки из плана или сдвиг сроков.

Субъекты малого бизнеса, считающие, что их включили в план проверок необоснованно (в нарушение ст. 26.1 Закона 294-ФЗ), вправе подать заявление об исключении себя из плана проверок. Положительный результат рассмотрения заявления — основание для исключения соответствующей проверки из плана.

Оформление результатов

По окончании инспекционных мероприятий проверяющими составляется акт. Он оформляется в двух экземплярах и составляется непосредственно после окончания инспектирования. Что законодательство вложило в термин «непосредственно», никто не знает, но требуйте этот документ от проверяющих сразу после окончания всех мероприятий и, если он предоставлен не будет, обращайтесь с жалобой в саму ГИТ и прокуратуру.

Подробнее: Спорить ли с трудовой инспекцией

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]