Отчетность в Минюст для некоммерческих организаций в 2021 (сроки сдачи)

Абсолютно все коммерческие предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, должны отчитываться перед государственными органами. Данная процедура дает возможность контролировать работу каждой организации, а также составлять реальную статистику, которая служит основанием для формирования законодательной политики государства в целом. Однако, при этом необходимо определить каким образом должна производиться деятельность некоммерческих организаций и каким образом они должны отчитываться о своей деятельности.

Начнем с того, что дадим определение понятия некоммерческая организация. Некоммерческая организация – это субъект, деятельность которого не направлена на получение прибыли. Основным отличием от коммерческих предприятий является то, что доходы в данном субъекте не подлежат справедливому распределению. Деятельность таких организаций также регламентируется основным документом – Уставом. Как и коммерческие предприятия, НКО должны иметь расчетный счет в банке, печать, срок их функционирования не ограничен. При этом в обязанности НКО также входит сдача отчетности в установленные законодательством сроки.

Отчеты, предоставляемые НКО в Минюст

Одним из государственных органов, перед которыми обязаны отчитываться НКО о проделанной работе, является Минюст России. Составление таких отчетов преследует две основные цели:

  1. Информирование о деятельности НКО в целом за прошлый календарный год.
  2. Информирование о конкретных ситуациях, на которые были потрачены полученные инвестированные средства.

В целом существует три формы отчетов, предоставляемых в Минюст:

– №ОН0001,

– №ОН0002,

– №ОН0003.

Причем стоит отметить, что первая и вторая формы являются обязательными для всех НКО. В отношении последней формы необходимо уточнить, что она является упрощенной и подлежит предоставлению теми НКО, которые соблюдают следующие условия:

– в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;

– в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;

– общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 000 000 рублей по итогам прошедшего года.

Данная форма подается совместно с уведомлением о продолжении деятельности и является приемлемой для всех видов некоммерческих организаций.

Бланки всех форм отчетности можно скачать с официального сайта Министерства Юстиции Российской Федерации.

Законодательная база Российской Федерации

не действует Редакция от 15.04.2006

Подробная информация

Наименование документПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (вместе с «ПРАВИЛАМИ ПЕРЕДАЧИ СВЕДЕНИЙ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 10 ЯНВАРЯ 2006 Г. N 18-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)
Вид документапостановление, правила
Принявший органправительство рф
Номер документа212
Дата принятия18.04.2006
Дата редакции15.04.2006
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусне действует
Публикация
  • «Собрание законодательства РФ», 24.04.2006, N 17 (2 ч.), ст. 1869
  • «Российская газета», N 86, 25.04.2006
НавигаторПримечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (вместе с «ПРАВИЛАМИ ПЕРЕДАЧИ СВЕДЕНИЙ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 10 ЯНВАРЯ 2006 Г. N 18-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)

Форма N ОН 0001 ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СВЕДЕНИЯ О ПЕРСОНАЛЬНОМ СОСТАВЕ ЕЕ РУКОВОДЯЩИХ ОРГАНОВ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

(полное наименование некоммерческой организации)
(адрес (место нахождения) органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией)
(наименование регистрирующего органа)
ОГРНдата регистрации..г.
ИНН/КПП/
1.Основная деятельность в отчетном периоде (согласно цели и предмету деятельности, определенным учредительными документами):
1.1.Решавшиеся
задачи
1.2.Виды
регулярной
деятельности <1>
1.3.Осуществленные программы (проекты), в том числе не завершенные на конец отчетного периода (при наличии утвержденных руководящим органом программ (проектов):
1.3.1. Количество
1.3.2. Наименование <2>
1.3.3. Цель <2>
1.3.4. Основные мероприятия, сроки начала и окончания <3> (для каждого мероприятия)
1.3.5. Количество и состав участников <4>
Страница02
Форма NОН0001
1.4.Мероприятия, направленные на достижение уставных целей и задач <5>:
1.4.1. Наименование
1.4.2. Время (дата) проведения (для каждого мероприятия)
1.4.3. Количество и состав участников <4> (для каждого мероприятия)
2.Предпринимательская деятельность:
2.1.Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг (указать виды товара, работы, услуги)
2.2.Иная деятельность (при наличии о):
2.2.1. Участие в хозяйственных обществах
2.2.2. Операции с ценными бумагами
2.2.3. Иная (указать какая)
3.Источники формирования имущества (имеющиеся о):
3.1.Членские взносы
3.2.Целевые поступления от российских физических лиц
3.3.Целевые поступления от иностранных физических лиц и лиц без гражданства
3.4.Целевые поступления от российских коммерческих организаций
3.5.Целевые поступления от российских некоммерческих организаций
3.6.Целевые поступления от иностранных некоммерческих неправительственных организаций
3.7.Целевые поступления от иных иностранных организаций
3.8.Гранты, техническая или гуманитарная помощь от иностранных государств
3.9.Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований
3.10.Доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг
3.11.Иные средства (доходы)
(указать какие)
4.Управление деятельностью:
4.1.Проведение общих собраний (съездов, конференций):
4.1.1. Количество участников (членов) на конец отчетного периода
4.1.2. Количество проведенных общих собраний (съездов, конференций)
4.1.3. Дата проведения последнего общего собрания (съезда, конференции)
4.2.Иной высший орган управленияколичественный состав _______
(наименование)
4.2.1. Количество проведенных заседаний
4.2.2. Дата проведения последнего заседания
Страница03
Форма NОН0001
4.3.Постоянно действующий коллегиальный органколичественный состав ______
(наименование)
4.3.1. Количество проведенных заседаний
4.3.2. Дата проведения последнего заседания
4.4.Коллегиальный исполнительный органколичественный состав ______
(наименование)
4.4.1. Количество проведенных заседаний
4.4.2. Дата проведения последнего заседания
4.5.Орган надзора (попечительский совет и т.п.)количественный состав ______
(наименование)
4.5.1. Количество проведенных заседаний
4.5.2. Дата проведения последнего заседания
4.6.Орган контроля (ревизионная комиссия и т.п.)количественный состав ______
(наименование)
4.6.1. Количество проведенных заседаний
4.6.2. Дата проведения последнего заседания
5.Освещение деятельности (при наличии о):
5.1.Радио или телевидение
5.2.Публикации в периодических печатных изданиях (газетах, журналах и т.п.)
5.3.Лекции
5.4.Интернет
5.5.Иное (указать способ (вид) распространения _______________ информации)
5.6.Деятельность не освещалась

Приложение: сведения о персональном составе руководящих органов некоммерческой организации (лист А). Достоверность и полноту сведений подтверждаю.

Уполномоченное лицо некоммерческой организации, назначенное (избранное) в установленном порядке:
(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность)М.П.(подпись)(дата)

<1> Указываются виды деятельности, имеющие непрерывный характер.

<2> Указывается для каждой программы.

<3> Указываются мероприятия, в целях проведения которых требуется получение разрешения либо уведомление соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления и (или) выделение денежных средств, в том числе третьими лицами.

<4> Указывается (для каждого мероприятия) общее количество участников и их состав (например, студенты, субъекты малого бизнеса). При невозможности указания точного количества участников указывается примерное количество.

<5> Указываются мероприятия, не являвшиеся составной частью регулярной деятельности, а также не осуществлявшиеся в рамках реализации программы (проекта), в целях проведения которых требуется получение разрешения либо уведомление соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления и (или) выделение денежных средств, в том числе третьими лицами.

Примечание. Если сведения, включаемые в отчет, не умещаются на страницах, предусмотренных настоящей формой, заполняется необходимое количество страниц (с нумерацией каждой из них). Отчет и приложение к нему заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным способом в одном экземпляре. При отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных настоящей формой, в соответствующих графах проставляется прочерк. Листы отчета и приложения к нему прошиваются, количество листов (отчета и приложения к нему) подтверждается подписью уполномоченного лица некоммерческой организации, назначенного (избранного) в установленном порядке, на обороте последнего листа на месте прошивки.

ЛИСТ А. СВЕДЕНИЯ О ПЕРСОНАЛЬНОМ СОСТАВЕ РУКОВОДЯЩИХ ОРГАНОВ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(полное наименование руководящего органа)
Фамилия, имя, отчество <1>Дата рождения <2>Гражданство <3>Данные документа, удостоверяющего личность <4>Адрес (место жительства) <5>Должность в некоммерческой организации, наименование и реквизиты решения о назначении (избрании) <6>
123456
Уполномоченное лицо некоммерческой организации, назначенное (избранное) в установленном порядке:
(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность)М.П.(подпись)(дата)

<1> Для иностранного гражданина и лица без гражданства дополнительно указываются латинскими буквами на основании сведений, содержащихся в документе, установленном федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

<2> Для лиц, не достигших 18 лет, также указывается основание (вид документа), подтверждающее приобретение полной дееспособности.

<3> При отсутствии гражданства указывается «лицо без гражданства».

<4> Для иностранного гражданина или лица без гражданства указываются вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

<5> Указывается адрес постоянного или преимущественного пребывания физического лица: для российских граждан — наименование субъекта Российской Федерации, района, города (иного населенного пункта), улицы, номера дома и квартиры, для иностранных граждан и лиц без гражданства (учредителей, участников (членов) некоммерческой организации — адрес постоянного проживания, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право законно находиться на территории Российской Федерации.

<6> Если член руководящего органа не является работником некоммерческой организации, указывается его отношение к этой организации (например, учредитель, представитель учредителя); если член руководящего органа не является учредителем, участником (членом), работником организации, указываются только реквизиты решения о его назначении (избрании) в состав руководящего органа.

Примечание. Лист А заполняется отдельно для каждого руководящего органа, назначаемого (избираемого) в установленном порядке. Если сведения, включаемые в лист А, не умещаются на одной странице, заполняется необходимое количество страниц (с нумерацией каждой из них).

ЛИСТ Б. РАСПИСКА УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА

Настоящим удостоверяется, что
(фамилия, имя, отчество)
представил, а
(наименование уполномоченного органа)
получил » ___» __________ ____ г. вх. N _________
отчет о деятельности некоммерческой организации
(полное наименование некоммерческой организации)
и сведения о персональном составе ее руководящих органов за _____________ г. на _______ л.
Должность работника уполномоченного органа
Фамилия
Имя
Отчество
М.П.(подпись)

Примечание. Лист Б заполняется уполномоченным органом в 2 экземплярах, один из которых выдается некоммерческой организации, а второй остается в уполномоченном органе.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/пНаименование принципа.Суть принципа.
1.Достоверность.Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2.Краткость.Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3.Точность.Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4.Соответствие форм.Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

При этом часто руководство НКО допускает ошибки, самыми распространенными из которых являются:

– предоставление не полного пакета документов;

– противоречивые данные, указанные в формах ОН0001 и ОН0002 в сравнении с информацией ведомственного реестра;

– не заполнена форма ОН0002, несмотря на то, что деятельность фактически велась (проводились мероприятия, указания на которые есть в первой форме либо ведомственном реестре);

– в пунктах 1, 2 формы ОН0002 вместо расходов НКО указаны инвестиции (поступившие средства);

– технические ошибки: незаверенные, несшитые, непронумерованные страницы;

– наличие указаний о расходовании нецелевых средств без указания на их источники (в форме ОН0001 указаны только целевые поступления).

Зачастую указанные неточности являются результатом поспешного заполнения бланков и невнимательности заполняющего.

Порядок и сроки сдачи отчетности

В соответствие с действующим законодательством все НКО обязаны ежегодно предоставлять отчеты в Министерство Юстиций одним из предложенных способов:

  1. размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
  2. личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
  3. публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного государственного органа – Министерства Юстиции.

Все вышеперечисленные способы предоставления отчетности имеет одинаковую юридическую силу и абсолютно равнозначно могут быть использованы организацией.

Важно! Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.

При этом отдельно стоит отметить положение некоммерческих агентов иностранных компаний. В своей деятельности они руководствуются теми же требованиями, однако дополнительно должны предоставлять:

  1. раз в пол года – сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена,
  2. раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.
  3. один раз в год – аудиторская проверка.

В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.

Официальный сайт Общественная палата Ульяновской области

Чем отличаются отчеты разных видов некоммерческих организаций и как правильно их подготовить.

Все НКО, на которые распространяется ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно предоставлять специальную отчетность в Министерство юстиции России не позднее 15 апреля. Закон не касается только потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Какие отчеты нужно сдать в Минюст и что в них обязательно должно быть, рассказал АСИ Павел Гамольский

, президент ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций».

Отчеты небольших НКО и религиозных организаций

Первый, самый простой, вариант отчета предусмотрен для небольших некоммерческих организаций, которым за год из любых источников поступило не более 3 млн рублей. Эти НКО не должны быть общественными и религиозными организациями, иметь иностранных учредителей и иностранного финансирования. Они предоставляют в Минюст в произвольной форме уведомления о продолжении своей деятельности и отсутствии иностранных учредителей и иностранного финансирования.

Второй вариант отчета установлен только для религиозных организаций. Они отчитываются по форме ОР0001 вне зависимости от каких-либо других условий.

Отчеты общественных объединений

Третий вариант сдают общественные объединения. У них два отчета. Первый – уведомление о продолжении деятельности (образец). В уведомлении нужно:

  • проинформировать о продолжении своей деятельности;
  • указать наименование постоянно действующего руководящего органа и действительное место его нахождения;
  • привести данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, все общественные объединения (вне зависимости от состава учредителей, участников и наличия или отсутствия иностранного финансирования) должны сдать отчет по форме ОН0003 об объеме денежных средств и другого имущества. Этот отчет заполняется только по иностранным поступлениям в денежной и натуральной форме.

У общественных объединений часто возникает вопрос, как заполнять форму ОН0003: по данным бухгалтерского учета (методом начислений) или по мере поступления и расходования именно денежных средств (кассовым методом). Оба варианта правильные. Но нужно иметь в виду, что Минюст в автоматическом режиме получает информацию из Росфинмониторинга о всех поступлениях из иностранных источников. Эта информация формируется по кассовому методу. Поэтому форму ОН0003 проще заполнять по поступлению и расходу зарубежных денег.


Фото: ron dyar / Unsplash

Остальные НКО

Четвертый вариант отчета предусмотрен для остальных НКО — не общественных или религиозных организаций, тех, у кого есть иностранные учредители и (или) иностранное финансирование, и чей объем поступлений за год превысил 3 млн рублей. Они должны представить две формы отчетов: ОН0001 и ОН0002.

Форма ОН0001 называется «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов». В первом разделе этой формы нужно перечислить виды деятельности, которыми занималась организация в отчетном году в соответствии с учредительными документами. Сюда можно переписать виды деятельности из устава, а можно изложить простым, понятным языком содержание деятельности НКО в течение года. Некоторые приводят здесь названия собственных программ и проектов, это тоже не ошибка.

Второй раздел формы ОН0001 предназначен для декларирования наличия или отсутствия приносящей доход деятельности, в том числе продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, участия в хозяйственных обществах, операций с ценными бумагами и другой деятельности. В третьем разделе нужно выбрать из списка источники формирования имущества. В четвертом — перечислить органы управления НКО, их наименование, периодичность заседаний в соответствии с учредительными документами и фактическое соблюдение этих внутренних правил некоммерческой организации.

Приложение к форме ОН0001 (лист А) нужно заполнить на каждый руководящий орган НКО. Персональные данные членов руководящих органов при загрузке отчета на сайт Минюста обезличиваются: пользователям сайта видны только фамилии, имена, отчества членов соответствующего руководящего органа НКО.


Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Отчет о целях расходования денег

Самая сложная и противоречивая форма отчетности в органы Минюста – это форма ОН0002. Она называется «Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства». Эта форма предназначена для отражения расходов, понесенных за счет любых источников.

В форме — три раздела. Сложнее всего заполнить первый. Он состоит из четырех пунктов. В соответствии с приказами Минюста за 2019 год в отчетах за 2021 и 2021 годы не нужно заполнять пункты 1.2 и 3.3 и аналогичные им по содержанию пункты 1-4 формы ОН0003. Здесь упоминаются средства, переданные российскими юридическими лицами, которые получают деньги от иностранных источников.

Нигде не разъясняется, как заполнять форму ОН0002 — по данным бухгалтерского учета и отчетности или по данным движения средств по счетам в банках. Поэтому насколько подробно раскрыть сведения, каждая НКО решает для себя сама. Ни с какими формами бухгалтерской и налоговой отчетности форма ОН0002 не сопоставляется и не сличается.

Заполнять этот отчет можно несколькими способами:

  1. Расходы детализируются по программам (проектам) и отдельно показываются административные расходы.
  2. Расходы детализируются по статьям финансового плана некоммерческой организации (заработная плата, налоги, командировки, банковские услуги) вне зависимости от того, программные это расходы или административные.
  3. Расходы детализируются по отдельным жертвователям.

Клубу бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций встречался вариант заполнения отчета, которым пользоваться нельзя. Организация, которая, по-видимому, хотела полностью скрыть от общества, чем именно она занимается и на что расходует средства, включила в отчет одну единственную строку «Расходы на уставную деятельность» с указанием общей суммы расходов за год. Так делать не следует. Хотя сказать, что НКО что-то нарушила в этом случае, нельзя.


Фото: pixabay.com

Отчет благотворительных организаций

Отдельный отчет сдают в Минюст благотворительные организации. То есть не организации, фактически осуществляющие благотворительную деятельность, а именно благотворительные организации в узком смысле этого термина. К ним относятся неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для реализации целей, предусмотренных ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Они могут создаваться в одной из трех организационно-правовых форм: общественная организация, фонд или учреждение, если его учредила другая благотворительная организация.

Законодательные и нормативные акты не устанавливают форму отчета о деятельности благотворительной организации. Нужно раскрыть информацию, перечисленную в п. 2 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Образец составления отчета представлен здесь.

В Минюст благотворительные организации должны сдать отчет о своей деятельности одновременно с отчетом о финансово-хозяйственной деятельности, представляемым в налоговые органы, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.

Ответственность за непредоставление отчета либо грубые ошибки в нем установлена в ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая применяется к любым отчетам, направляемым в государственные органы. Нарушителю могут вынести предупреждение либо наложить на него административный штраф: на должностных лиц организации – от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей.

Практика показывает, что региональные управления Минюста России в последние годы проявляют повышенный интерес к наличию отчетов благотворительных организаций, впрочем, не вникая в содержание поданных сведений.

Где получить консультацию по заполнению отчета в Минюст

Если у НКО есть трудности с заполнением отчета, получить консультацию можно у юристов ассоциации «Юристы за гражданское общество«. Кроме того, ассоциация «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» ежемесячно проводит вебинары, на которых можно найти ответы на конкретные вопросы. Информация о времени вебинаров размещается на сайте ассоциации и в социальных сетях.

Источник: АСИ

Способы предоставления электронной отчётности

Как указывалось выше, некоммерческие организации имеют право на сдачу отчетности как в печатной, так и в электронной формах. Причем если опираться на существующие прогнозы, в ближайшее время все НКО будут переведены на единый способ сдачи отчетности – электронный документооборот с государственными органами. Рассмотрим подробно каким образом это происходит. Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:

  1. Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
  2. Заполнить вручную онлайн-форму отчета.

Все необходимые бланки и формы для заполнения на компьютере также есть в личном кабинете. Впервые данный сервис был запущен в 2010 году. Так что, на данный момент, он полностью проработан и работает стабильно, экономя время и силы многих бухгалтеров.

Распространенные ошибки по заданной теме.

Ошибка №1. Отчет по форме ОН0003 является самостоятельным документом и обязателен для предоставления для всех некоммерческих организаций. Данный отчет сдается совместно с уведомлением о продолжении деятельности и обязателен к сдаче при соблюдении следующих условий:

– в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;

– в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;

– общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 000 000 рублей по итогам прошедшего года.

Ошибка №2. Ответственность за несвоевременное предоставление отчетности некоммерческими организациями отсутствует. В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.

Правительство Курганской области

Анна Маленко·НКО-сектор·12.03.2020

Все НКО, на которые распространяется ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно предоставлять специальную отчетность в Министерство юстиции России не позднее 15 апреля. Закон не касается только потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Какие отчеты нужно сдать в Минюст и что в них обязательно должно быть, рассказал АСИ Павел Гамольский, президент ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций».

Отчеты небольших НКО и религиозных организаций

Первый, самый простой, вариант отчета предусмотрен для небольших некоммерческих организаций, которым за год из любых источников поступило не более 3 млн рублей. Эти НКО не должны быть общественными и религиозными организациями, иметь иностранных учредителей и иностранного финансирования. Они предоставляют в Минюст в произвольной форме уведомления о продолжении своей деятельности и отсутствии иностранных учредителей и иностранного финансирования.

Второй вариант отчета установлен только для религиозных организаций. Они отчитываются по форме ОР0001 вне зависимости от каких-либо других условий.

Отчеты общественных объединений

Третий вариант сдают общественные объединения. У них два отчета. Первый – уведомление о продолжении деятельности (образец). В уведомлении нужно:

проинформировать о продолжении своей деятельности;

указать наименование постоянно действующего руководящего органа и действительное место его нахождения;

привести данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, все общественные объединения (вне зависимости от состава учредителей, участников и наличия или отсутствия иностранного финансирования) должны сдать отчет по форме ОН0003 об объеме денежных средств и другого имущества. Этот отчет заполняется только по иностранным поступлениям в денежной и натуральной форме.

У общественных объединений часто возникает вопрос, как заполнять форму ОН0003: по данным бухгалтерского учета (методом начислений) или по мере поступления и расходования именно денежных средств (кассовым методом). Оба варианта правильные. Но нужно иметь в виду, что Минюст в автоматическом режиме получает информацию из Росфинмониторинга о всех поступлениях из иностранных источников. Эта информация формируется по кассовому методу. Поэтому форму ОН0003 проще заполнять по поступлению и расходу зарубежных денег.

Остальные НКО

Четвертый вариант отчета предусмотрен для остальных НКО — не общественных или религиозных организаций, тех, у кого есть иностранные учредители и (или) иностранное финансирование, и чей объем поступлений за год превысил 3 млн рублей. Они должны представить две формы отчетов: ОН0001 и ОН0002.

Форма ОН0001 называется «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов».

В первом разделе этой формы нужно перечислить виды деятельности, которыми занималась организация в отчетном году в соответствии с учредительными документами. Сюда можно переписать виды деятельности из устава, а можно изложить простым, понятным языком содержание деятельности НКО в течение года. Некоторые приводят здесь названия собственных программ и проектов, это тоже не ошибка.

Второй раздел формы ОН0001 предназначен для декларирования наличия или отсутствия приносящей доход деятельности, в том числе продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, участия в хозяйственных обществах, операций с ценными бумагами и другой деятельности. В третьем разделе нужно выбрать из списка источники формирования имущества. В четвертом — перечислить органы управления НКО, их наименование, периодичность заседаний в соответствии с учредительными документами и фактическое соблюдение этих внутренних правил некоммерческой организации.

Приложение к форме ОН0001 (лист А) нужно заполнить на каждый руководящий орган НКО. Персональные данные членов руководящих органов при загрузке отчета на сайт Минюста обезличиваются: пользователям сайта видны только фамилии, имена, отчества членов соответствующего руководящего органа НКО.

Отчет о целях расходования денег

Самая сложная и противоречивая форма отчетности в органы Минюста – это форма ОН0002. Она называется «Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства». Эта форма предназначена для отражения расходов, понесенных за счет любых источников.

В форме — три раздела. Сложнее всего заполнить первый. Он состоит из четырех пунктов. В соответствии с приказами Минюста за 2019 год в отчетах за 2021 и 2021 годы не нужно заполнять пункты 1.2 и 3.3 и аналогичные им по содержанию пункты 1-4 формы ОН0003. Здесь упоминаются средства, переданные российскими юридическими лицами, которые получают деньги от иностранных источников.

Нигде не разъясняется, как заполнять форму ОН0002 — по данным бухгалтерского учета и отчетности или по данным движения средств по счетам в банках. Поэтому насколько подробно раскрыть сведения, каждая НКО решает для себя сама. Ни с какими формами бухгалтерской и налоговой отчетности форма ОН0002 не сопоставляется и не сличается.

Заполнять этот отчет можно несколькими способами:

Расходы детализируются по программам (проектам) и отдельно показываются административные расходы.

Расходы детализируются по статьям финансового плана некоммерческой организации (заработная плата, налоги, командировки, банковские услуги) вне зависимости от того, программные это расходы или административные.

Расходы детализируются по отдельным жертвователям.

Клубу бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций встречался вариант заполнения отчета, которым пользоваться нельзя. Организация, которая, по-видимому, хотела полностью скрыть от общества, чем именно она занимается и на что расходует средства, включила в отчет одну единственную строку «Расходы на уставную деятельность» с указанием общей суммы расходов за год. Так делать не следует. Хотя сказать, что НКО что-то нарушила в этом случае, нельзя.

Отчет благотворительных организаций

Отдельный отчет сдают в Минюст благотворительные организации. То есть не организации, фактически осуществляющие благотворительную деятельность, а именно благотворительные организации в узком смысле этого термина. К ним относятся неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для реализации целей, предусмотренных ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Они могут создаваться в одной из трех организационно-правовых форм: общественная организация, фонд или учреждение, если его учредила другая благотворительная организация.

Законодательные и нормативные акты не устанавливают форму отчета о деятельности благотворительной организации. Нужно раскрыть информацию, перечисленную в п. 2 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Образец составления отчета представлен здесь.

В Минюст благотворительные организации должны сдать отчет о своей деятельности одновременно с отчетом о финансово-хозяйственной деятельности, представляемым в налоговые органы, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.

Ответственность за непредоставление отчета либо грубые ошибки в нем установлена в ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая применяется к любым отчетам, направляемым в государственные органы. Нарушителю могут вынести предупреждение либо наложить на него административный штраф: на должностных лиц организации – от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей.

Практика показывает, что региональные управления Минюста России в последние годы проявляют повышенный интерес к наличию отчетов благотворительных организаций, впрочем, не вникая в содержание поданных сведений.

Где получить консультацию по заполнению отчета в Минюст

Если у НКО есть трудности с заполнением отчета, получить консультацию можно у юристов ассоциации «Юристы за гражданское общество«. Кроме того, ассоциация «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» ежемесячно проводит вебинары, на которых можно найти ответы на конкретные вопросы. Информация о времени вебинаров размещается на сайте ассоциации и в социальных сетях.

Источник: АСИ

Актуальные вопросы по заданной теме.

Вопрос №1. В какой срок некоммерческая организация должна предоставить отчет в Министерство Юстиции Российской Федерации?

Ответ: Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.

Вопрос №2. Каким образом можно сдать отсеет в Минюст в электронной форме?

Ответ: Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:

  1. Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
  2. Заполнить вручную онлайн-форму отчета.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: