Статья 173 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (действующая редакция)


Налоговая база

Налоговую базу определяйте в соответствии со статьями 154–159, 161–162 Налогового кодекса РФ. Подробнее об определении налоговой базы по конкретным операциям см.:

  • Как рассчитать НДС при реализации товаров (работ, услуг);
  • Как рассчитать НДС при реализации имущественных прав;
  • Как рассчитать НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг);
  • Как рассчитать НДС при передаче товаров для собственных нужд;
  • Как рассчитать НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления.

НДС к уплате

Общую сумму начисленного НДС определяйте по итогам налогового периода – квартала (ст. 163 НК РФ).

Общую сумму налога можно уменьшить на сумму входного НДС за минусом восстановленных сумм. В итоге сумму НДС к уплате в бюджет рассчитайте по формуле:

НДС к уплате = НДС к начислению Входной НДС, принятый к вычету + НДС, восстановленный в налоговом периоде

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

Расчеты в валюте

Ситуация: как рассчитать НДС при реализации на территории России товаров, стоимость которых выражена в иностранной валюте? Оплата за товары производится в иностранной валюте в два этапа: частично – авансом, частично – после отгрузки

Рассчитывайте НДС в рублях по курсу Банка России на дату отгрузки товаров.

В бухгалтерском и налоговом учете выручка от реализации по договорам, выраженным в иностранной валюте, определяется как сумма двух величин: поступившего аванса и дебиторской задолженности, не погашенной на дату отгрузки. Это объясняется тем, что авансы, полученные по договорам, стоимость которых выражена в иностранной валюте, не пересчитываются ни на отчетную дату, ни на дату отгрузки, ни на дату окончательных расчетов с покупателем (п. 9, 10 ПБУ 3/2006, абз. 3 ст. 316 НК РФ).

Однако для целей начисления НДС эти правила не применяются. При авансовой форме расчетов налоговая база по НДС определяется дважды:

  • сначала продавец начисляет НДС по курсу Банка России на дату поступления аванса (по расчетной ставке);
  • затем продавец начисляет НДС на стоимость отгруженных товаров по курсу Банка России на дату отгрузки (по прямой ставке), а сумму НДС, начисленную с аванса (по курсу, действовавшему на дату поступления аванса), принимает к вычету.

Такой порядок следует из положений пункта 3 статьи 153, пунктов 1 и 14 статьи 167, пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 4 октября 2012 г. № 03-07-15/130 и ФНС России от 24 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15921.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выручки от реализации товаров, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Товар реализуется представительству иностранной организации, находящемуся на территории России (оплата товара производится в иностранной валюте). Договором предусмотрена частичная предоплата, окончательная оплата производится после отгрузки

ООО «Торговая » заключило договор поставки товаров с представительством иностранной организации, находящимся в России, на сумму 11 800 долл. США (в т. ч. НДС – 1800 долл. США). Себестоимость реализованных товаров – 200 000 руб.

14 октября 2015 года представительство перечислило «Гермесу» предоплату в сумме 5000 долл. США. 26 октября 2015 года «Гермес» отгрузил покупателю всю партию товаров. Окончательный расчет производится 25 ноября 2015 года. Право собственности на товары переходит к покупателю на дату отгрузки (26 октября). «Гермес» применяет общую систему налогообложения и платит налог на прибыль поквартально.

Условный курс доллара США составляет:

  • на 14 октября 29,40 руб./USD;
  • на 26 октября 29,70 руб./USD;
  • на 25 ноября 30,00 руб./USD.

В бухучете полученный аванс и последующую отгрузку товаров бухгалтер «Гермеса» отразил следующими проводками.

14 октября:

Дебет 52 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» – 147 000 руб. (5000 USD × 29,40 руб./USD) – получен аванс в счет оплаты товаров;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 22 424 руб. (147 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с полученного аванса.

26 октября:

Дебет 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам» Кредит 90-1 – 348 960 руб. (147 000 руб. + 6800 USD × 29,70 руб./USD) – отражена выручка от реализации товаров;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам» – 147 000 руб. – зачтен полученный аванс в счет оплаты;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 53 460 руб. ((10 000 USD × 29,70 руб./USD) × 18%) – начислен НДС с выручки от реализации товаров;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных» – 22 424 руб. – принят к вычету НДС с аванса;

Дебет 90-2 Кредит 41 – 200 000 руб. – списана себестоимость реализованных товаров.

Эта же сумма (200 000 руб.) включена в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Из-за того, что договором предусмотрена частичная предоплата, а окончательный расчет организации производят после отгрузки, в бухучете возникает курсовая разница. Она появляется только в отношении последующей (второй) части оплаты – 6800 долл. США (в т. ч. НДС – 1037 долл. США). Аванс не пересчитывается.

Курсовая разница отражается в бухучете на дату поступления окончательной оплаты.

25 ноября:

Дебет 52 Кредит 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам» – 204 000 руб. (6800 USD × 30,00 руб./USD) – поступила окончательная оплата за товар;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам» Кредит 91-1 – 2040 руб. (6800 USD × (30,00 руб./USD – 29,70 руб./USD)) – отражена положительная курсовая разница на дату окончательного расчета.

При расчете НДС возникшая курсовая разница не учитывается.

В декларации по НДС за IV квартал 2015 года в строке 010 (раздел 3) бухгалтер «Гермеса» указал (в составе общих показателей) выручку в размере 297 000 руб. (10 000 USD × 29,70 руб./USD) и сумму НДС к начислению в размере 53 460 руб. (297 000 руб. × 18%).

Для расчета налога на прибыль выручку бухгалтер рассчитал следующим образом: – в части аванса: (5000 USD – 5000 USD × 18/118) × 29,40 = 124 568 руб.; – в части последующей оплаты: (6800 USD – 6800 USD × 18/118) × 29,70 = 171 161 руб.

Общая сумма выручки составила: 124 568 руб. + 171 161 руб. = 295 729 руб.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль бухгалтер включил:

  • в состав доходов от реализации выручку в сумме 295 729 руб.;
  • в состав внереализационных доходов положительную курсовую разницу в сумме 2040 руб.

Таким образом, при авансовой форме расчетов по сделкам, выраженным в иностранной валюте, показатели выручки от реализации (без НДС) в бухучете (295 500 руб.), выручки от реализации в налоговом учете (295 729 руб.) и налоговой базы по НДС (297 000 руб.) различаются.

Ситуация: как определить сумму вычета по НДС со стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных за иностранную валюту?

Сумму вычета определяйте в рублях по курсу Банка России на дату оприходования имущества.

Как правило, за приобретенное в России имущество (работы, услуги, имущественные права) организация расплачивается рублями. Связано это с тем, что использовать в расчетах иностранную валюту запрещено, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 3 ст. 317 ГК РФ). К таким случаям, в частности, относится приобретение имущества (работ, услуг, имущественных прав) у представительства иностранной организации, находящегося в России (подп. 7 п. 1 ст. 1, ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Если имущество (товары, работы, услуги) было приобретено за иностранную валюту, то входной НДС по нему принимайте к вычету в сумме рублевого эквивалента. Сумму вычета рассчитайте по курсу Банка России, действовавшему на дату принятия к учету имущества (работ, услуг, имущественных прав), по формуле:

Сумма налога, принимаемая к вычету = Сумма налога, предъявленная в счете-фактуре (в иностранной валюте) × Курс Банка России, действовавший на дату принятия к учету приобретенного имущества (работ, услуг, имущественных прав)

Такой порядок следует из абзаца 4 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Тема 2.1. Налог на добавленную стоимость

Практическая работа 5. Решение задач по расчету НДС.

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию:

1. Операции, освобожденные от налогообложения.

2. Порядок определения налоговой базы для исчисления НДС по реализованной продукции.

3. Порядок исчисления НДС.

4. Порядок предъявления сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

5.. Порядок расчетов с бюджетом по НДС.

6. Налоговый период по налогу на добавленную стоимость.

7. Сроки уплаты налога в бюджет.

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ и в рабочих тетрадях.

Задание для практического занятия и инструктаж по его выполнению

Задача 1.

Условие задачи. Организация в 1 квартале текущего года отгрузила продукцию на 500 000 руб. без НДС. В этом же квартале получены и оприходованы материалы на сумму 236 000 руб., в том числе НДС. Определить НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Решение:

1 шаг- определение налоговой базы. В соответствии со статьей 153 НК РФ налоговой базой признается выручка от реализации товаров ( работ, услуг), т.е. 500 000 руб.

2 шаг- определение налоговой ставки. В соответствии со статьей 164 НК РФ ставка налога 18%.

3 шаг – определение суммы исчисленного налога. Н= 500 000 * 0,18 = 90 000 руб.

4 шаг- определение налоговых льгот( вычетов). В соответствии со статьей 171,172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику на приобретение товаров(работ, услуг). Налоговые вычеты производятся на основание счетов-фактур по ставке 18/118 :

2360 00 * 18/118 = 36 000руб.

5 шаг – определение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

90 000 – 36 000=54 000руб.

Ответ: сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет 54 000руб.

Задача 2.

ОАО «Квант» занимается производством бытовой техники и розничной торговлей комплектующих.

Определите сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период, если:

– организация реализовала продукцию собственного производства на сумму 2 570 тыс. руб. (без НДС);

– выручка от реализации покупных товаров – 950 000 руб. (в том числе НДС);

– расходы на приобретение покупных товаров – 880 000 руб. (в том числе НДС);

– приобретены и отпущены в производство ТМЦ для производства продукции на сумму 1 510 000 руб. (в том числе НДС 18 %);

– реализован объект основных средств: первоначальная стоимость – 150 000 руб., амортизация – 40 000 руб., дополнительные расходы, связанные с реализацией, – 15 000 руб., договорная цена реализации – 145 000 руб.;

– доходы от долевого участия в других организациях –130 000 руб.;

– положительная курсовая разница – 35 000 руб.;

– реализовано право требования третьему лицу за 190 000 руб. при стоимости 180 000 руб. до наступления срока платежа, предусмотренного договором;

– получена сумма штрафа от поставщиков сырья за нарушение договорных обязательств по налогооблагаемой операции в размере 25 000 руб.;

– получены авансовые платежи в счет предстоящих поставок товаров – 280 000 руб.;

– списана просроченная дебиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности – 120 000 руб.;

– от сдачи помещений в аренду получена арендная плата в сумме 40 000 руб.;

– расходы, связанные со сдачей помещения в аренду, – 25 000 руб.;

– списана просроченная кредиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности – 80 000 руб.;

– получено имущество в форме залога – 100 000 руб.;

– расходы на проезд, связанные со служебной командировкой, – 32 000 руб.

Решение:

1. Рассчитаем налоговую базу по объектам налогообложения:

– реализация продукции собственного производства – 2 570 000 руб.;

– реализация покупных товаров – 950 000 руб.;

– реализация объекта основных средств – 145 000 руб. (ст. 154 НК РФ; объект подлежал учету по стоимости без НДС, поэтому налоговой базой является цена реализации – 145 000 руб.);

– реализация права требования – 10 000 руб. (в соответствии с п. 2 ст. 155 НК РФ налоговая база определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования, над суммой расходов на приобретение этого требования: 190 000 руб. – 180 000 руб. = 10 000 руб.);

– полученная сумма штрафа от поставщиков – 25 000 руб.;

– доходы от сдачи имущества в аренду – 40 000 руб.;

– сумма кредиторской задолженности – 80 000 руб.

В связи с тем, что сумма реализации продукции собственного производства дана без НДС, а налоговая база по остальным операциям включает в себя НДС, определим две базы:

– по реализации продукции собственного производства – 2 570 000 руб.;

– по иным операциям – 1 250 000 руб.:

950 000 руб. + 145 000 руб. + 10 000 руб. + 25 000 руб. + 40 000 руб. + + 80 000 руб. = 1 250 000 руб.

Согласно ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, – 280 000 руб.

Сумма налога, предъявленная покупателю, составит 695 990 руб.:

2570 000 х 18 % : 100 % = 462 600 руб.;

1250 000 х 18 % : 118 % = 190 678 руб.;

280 000 х 18 % : 118 % = 42 712 руб.

2. Рассчитаем сумму налоговых вычетов (ст. 171 НК РФ). Сумма налоговых вычетов рассчитывается по операциям:

– расходы на приобретение покупных товаров – 880 тыс. руб. (в том числе НДС);

– приобретены и отпущены в производство ТМЦ для производства продукции на сумму 1510 тыс. руб. (в том числе НДС 18 %);

– расходы, связанные со сдачей помещения в аренду, – 25 тыс. руб.;

– расходы на проезд, связанные с командировкой, – 32 тыс. руб. (при наличии подтверждающих документов).

Таким образом, сумма налоговых вычетов равна:

(880 000 + 1510 000 + 25 000 + 32 000) х 18%/118% = 373 271 руб.

3. Исчислим сумму налога, подлежащую уплате в бюджет:

695 990 руб. – 373 271 руб. = 322 719 руб.

Ответ: 322 719 руб.

Задача 3.

ООО «Веста» изготовляет мебель и является плательщиком НДС. В отчетном периоде было реализовано 700 столов по цене 3500 руб. (цена без НДС) стоимость материалов для производства одного изделия – 2200 руб. (в том числе НДС 18 %), Кроме реализации продукции оптовому покупателю, 15 шкафов переданы безвозмездно другой организации, 30 шкафов были переданы по себестоимости в качестве натуральной оплаты труда сотрудникам.

Определите сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

Решение:

1. Сумма НДС, начисленная по реализованной мебели:

3500 руб. х 700 шт. х 18% = 441 000 руб.

2. Сумма НДС, которую можно принять к вычету:

2200 руб. х 700 шт. х 18/118 = 234 915 руб.

3. Определим сумму НДС, которую организация должна заплатить при безвозмездной передаче продукции, так как безвозмездная передача товаров признается реализацией (ст. 146 НК РФ):

3 500 руб. х 15 шт. х 18 % = 9 450 руб.

4. Определим сумму НДС, которую организация должна заплатить при реализации товаров работникам по себестоимости. Налоговая база в этом случае рассчитывается исходя из рыночной стоимости изделия (ст. 154 НК РФ):

3 500 руб. х 30 шт. х 18 % = 18 900 руб.

5. Определим сумму НДС, подлежащую уплате по итогам отчетного периода с учетом всех операций:

Договоры в условных единицах

Ситуация: как определить сумму вычета по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) по договорам, заключенным в условных единицах, курс которых привязан к курсу иностранной валюты? Расчеты по договору ведутся в рублях

При приобретении товаров (работ, услуг) по договорам, заключенным в у. е., сумму входного НДС нужно принимать к вычету на основании полученных счетов-фактур в размере сумм, указанных в этих счетах-фактурах (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Счета-фактуры при поставках по договорам, заключенным в у. е., выставляются в рублях (подп. «м» п. 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Сумму налога рассчитывает продавец и указывает ее в счете-фактуре.

Пересчитывать НДС после окончательного расчета с продавцом (исполнителем) не нужно, поскольку право на вычет возникает в момент оприходования товаров (работ, услуг). Курсовые разницы, которые образуются при окончательном расчете, включите в состав внереализационных доходов или расходов (п. 11.1 ст. 250, подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Такой порядок следует из положений абзаца 5 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 17 января 2012 г. № 03-07-11/13.

Пример определения суммы вычета по НДС при оприходовании товаров по договору, заключенному в у. е. По условиям договора товар оплачивается после поставки

ООО «Торговая » покупает товары по ценам, выраженным в у. е. По условиям договора поставки 1 у. е. равна 1 долл. США по официальному курсу Банка России на дату оплаты.

Отчетный период по налогу на прибыль – месяц.

12 октября 2015 года «Гермес» оприходовал товар стоимостью 11 800 у. е. (в т. ч. НДС – 1800 у. е.). В счете-фактуре поставщика указаны:

  • стоимость товаров – 315 000 руб.;
  • сумма НДС – 56 700 руб.

«Гермес» оплатил товар 19 октября 2015 года.

Условный курс доллара США:

  • на дату оприходования (12 октября 2015 года) 31,50 руб./USD;
  • на дату оплаты (19 октября 2015 года) 31 руб./USD.

В бухучете «Гермеса» сделаны следующие записи.

12 октября 2015 года (дата оприходования):

Дебет 41 Кредит 60 – 315 000 руб. – оприходованы приобретенные товары;

Дебет 19 Кредит 60 – 56 700 руб. – отражен входной НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 56 700 руб. – принят к вычету входной НДС.

19 октября 2015 года (дата оплаты):

Дебет 60 Кредит 51 – 365 800 руб. (11 800 USD × 31 руб./USD) – оплачены товары поставщику;

Дебет 60 Кредит 91-1 – 5900 руб. ((315 000 руб. + 56 700 руб.) – 365 800 руб.) – отражена положительная разница по расчетам с поставщиком.

На день оплаты «Гермес» не корректирует сумму НДС, ранее принятую к вычету.

При расчете налога на прибыль за октябрь бухгалтер «Гермеса» включил образовавшуюся положительную разницу (5900 руб.) в состав внереализационных доходов.

Пример определения суммы вычетов по НДС при оприходовании товаров по договору, заключенному в у. е. По условиям договора предусмотрена предоплата

ООО «Торговая » покупает товары по ценам, выраженным в у. е. По условиям договора поставки 1 у. е. равна 1 евро по официальному курсу Банка России на дату оплаты. Стоимость приобретаемых товаров составляет 11 800 у. е. (в т. ч. НДС – 1800 у. е.).

Отчетный период по налогу на прибыль – месяц.

2 ноября 2015 года в счет предстоящей поставки «Гермес» перечислил продавцу 30-процентный аванс в размере 134 520 руб. (11 800 EUR × 30% по курсу на дату оплаты). 4 ноября 2015 года бухгалтер оприходовал поставленные товары. Окончательный расчет с продавцом произведен 16 ноября 2015 года. Условный курс евро составил:

  • на дату перечисления аванса – 38 руб./EUR;
  • на дату оприходования товаров – 40 руб./EUR;
  • на дату окончательного расчета – 41 руб./EUR.

В бухучете «Гермеса» сделаны следующие записи.

2 ноября 2015 года:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51 – 134 520 руб. (3540 EUR × 38 руб./EUR) – перечислен аванс в счет предстоящей поставки товаров.

После получения от поставщика счета-фактуры на сумму аванса:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных» – 20 520 руб. (134 520 руб. × 18/118) – принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса.

Общая сумма задолженности по оприходованным товарам составит: 134 520 руб. + (11 800 EUR – 3540 EUR) × 40 руб./EUR = 464 920 руб.

Эта сумма указана в счете-фактуре, который поставщик составил при реализации товаров.

Сумма предъявленного НДС равна: 464 920 руб. × 18/118 = 70 920 руб.

Стоимость оприходованного товара без НДС составляет: 464 920 руб. – 70 920 руб. = 394 000 руб.

4 ноября 2015 года:

Дебет 41 Кредит 60 субсчет «Расчеты за товары» – 394 000 руб. – оприходованы приобретенные товары;

Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты за товары» – 70 920 руб. – учтен НДС по оприходованным товарам;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 20 520 руб. – восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с аванса;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 70 920 руб. – принят к вычету НДС по оприходованным товарам;

Дебет 60 субсчет «Расчеты за товары» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» – 134 520 руб. – зачтен аванс, перечисленный поставщику.

16 ноября 2015 года:

Дебет 60 субсчет «Расчеты за товары» Кредит 51 – 338 660 руб. (8260 EUR × 41 руб./EUR) – погашена задолженность перед поставщиком.

На день оплаты «Гермес» не корректирует сумму НДС, ранее принятую к вычету.

После окончательной оплаты в учете образовалась отрицательная разница 8260 руб. (464 920 руб. (стоимость оприходованных товаров) – 134 520 руб. (аванс) – 338 660 руб. (окончательная оплата)).

Дебет 91-2 Кредит 60 субсчет «Расчеты за товары» – 8260 руб. – отражена отрицательная разница по расчетам с поставщиком.

При расчете налога на прибыль за ноябрь 2015 года бухгалтер «Гермеса» включил отрицательную суммовую разницу (8260 руб.) в состав внереализационных расходов.

Пример решения задачи по налогу на добавленную стоимость.

В налоговом периоде организация реализовала продукции на 31450 тыс. руб. (без учета НДС), построила хозяйственным способом для собственных нужд складское помещение – стоимость строительно-монтажных работ составила 1346 тыс. руб. (без НДС).

Оприходовано и отпущено в производство товарно-материальных ценностей на сумму 18482 тыс. руб. (с учетом НДС).

Совершена бартерная сделка: реализовано 180 изделий по цене 22300 руб. (без НДС) за штуку.

Определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период. Сделать вывод имеет ли право налоговый орган проверить правильность применения цен по бартерной операции, если рыночная цена по данным изделиям составляет 28000 рублей.

Решение:

1) Сумма налога, предъявленная покупателям за налоговый период

(31450 + 1346 + 180 * 22,3) * 18% / 100% = 6625,8 тыс. руб.

2) Сумма налоговых вычетов

18482 * 18% / 118% = 2819,288 тыс. руб.

3) Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период

6625,8 — 2819,288 = 3806,512 тыс. руб.

Вывод: Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога и перечисляет в бюджет 3806512 руб.

Налоговые органы, руководствуясь положениями ст. 40 НК РФ, имеют право проверить правильность применения цен по бартерной операции. В целях налогообложения цена реализации товаров по бартерной сделке не может отклоняться в сторону повышения (понижения) более чем на 20% от рыночной цены идентичных товаров. В ином случае при выездной налоговой проверке налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении НДС и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен. Следователь, сумма доначисленного НДС тогда бы составила:

((28000 – 22300) * 180 изделий) * 18% / 100% = 184680 руб.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и его экономическое значение

Одной из приоритетных задач развития национальной экономики РФ в современных условиях является повышение ее устойчивости на основе совершенствования структуры экономики, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической, финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

Немаловажную роль в стимулировании данных про­цессов государством играет целенаправленное использо­вание механизмов налогообложения прибыли.

Налог на прибыль организаций занимает особое место в национальной бюджетно-налоговой системе. Данный налог обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов. Следовательно, от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на экономическую активность в стране.

В Российской Федерации налог на прибыль организаций был включен в налоговую систему с первых дней ее формирования. Данный налог с момента его принятия в течении всего хода экономических реформ претерпел серьезные принципиальные изменения.

Налог на прибыль играет существенную роль в экономике и финансах любого государства. Налог на прибыль является именно тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты налога в первые годы создания и функционирования малых предприятий. Отдельные государства устанавливают пониженные ставки по налогу на прибыль для малых предприятий.

Регулирующее воздействие налога на прибыль проявляется также через механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли.

Значительную роль в регулировании экономики играет амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.

Налоговое стимулирование инвес­тиционной активности осуществляется путем использования такого важного механизма, как инвестиционные налоговые льготы.

В настоящее время ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 18 до 13,5 процентов. Как показывает анализ налогового законодательства некоторых регионов предоставление инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль в большинстве случаев связана с заключением инвестиционного соглашения с администрацией региона, как, например, в Оренбургской области.

Главной целью предоставления льгот по налогу на прибыль является увеличение налогоплательщиками, которые применяют льготу, капитальных вложений, внедрение новых технологий, выпуск конкурентоспособной продукции и техническое перевооружение. При этом сумма соответствующих инвестиций многократно превышает сумму средств, высвободившихся в результате применения пониженной ставки по налогу.

В связи с созданием технопарка «Сколково» приня­ты специальные меры, связанные с налогообложением прибыли инновационных компаний, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соот­ветствии с Федеральным законом «Об инновационном .

В частности, помимо уже существующих и плани­руемых налоговых льгот, участники проекта получили возможность использования освобождения от уплаты налога на прибыль организаций в течение 10 лет с момента регистрации в качестве участника проекта при условии, что размер выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также внереализационных доходов такого участника не превышает 1 млрд. руб. в год.

При превышении этого предельного размера выручки в размере 1 млрд. руб. в год и до истечения 10-летнего срока с момента регистрации участник получает право на освобождение от налогообложения налогом на при­быль организаций прибыли в размере, не превышающем 300 млн. руб. нарастающим итогом с момента применения указанного освобождения.

Говоря о налоговых механизмах стимулирования инновационных процессов, нельзя не сказать о налогообложении организаций, осуществляющих деятельность всоциально значимых областях.

По мере создания институциональной среды внесены изменения в Налоговый кодекс, направленные на установление особого порядка налогообложения некоммерческих организаций, в том числе бюджетных учреждений, налогом на прибыль организаций.

Этот порядок предполагает освобождение доходов ука­занных организаций (путем применения нулевой ставки налога), получаемых в связи с осуществлением предприни­мательской деятельности, от налогообложения налогом на прибыль при соблюдении ограничений и условий, касаю­щихся связи осуществляемой ими предпринимательской деятельности с основной деятельностью.

В настоящее время (с 1 января 2002 года) порядок исчисления и уплаты налога на прибыль установлен главой 25 НК РФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль в соответствии со статьей 246 являются: российские организации и иностранные организации.

Объектом налогообложения является прибыль. Для российских организаций прибыль определяется как сумма доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.

Все доходы организации условно делятся на следующие категории: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации; внереализационные доходы и доходы, не учитываемые при определении прибыли.

Предусмотрено два метода признания доходов (расходов) – метод начислений, кассовый метод.

Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Все остальные организации должны применять метод начисления (метод по отгрузке).

При исчислении прибыли доход, полученный организацией, уменьшается на величину произведенных расходов. Порядок определения расходов изложен в статьях 252 – 273 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией, группируются по статьям и элементам затрат (статья 253).

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя следующие статьи:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются по элементам затрат на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Определенные виды расходов (расходы на рекламу, представительские расходы, страхование жизни и негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное медицинское страхование и некоторые другие) для целей налогообложения учитываются в пределах лимитов и нормативов.

Порядок отнесения имущества к амортизируемому и методы начисления амортизации установлены статьями 256-259 НК РФ. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Для целей налогообложения налогоплательщики могут применять два метода начисления амортизации: линейный метод; нелинейный метод. Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов.

Определению налоговой базы посвящены статьи 274 – 282, 290 – 296, 298 – 299, 301 – 305. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Статьей 284 НК РФ установлена ставка налога на прибыль (кроме отдельных видов доходов) в размере 20 процентов. Для отдельных видов доходов установлены налоговые ставки, отличные от основной.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и устанавливается статьей 286. В таблице 1 представлены сроки уплаты налога в зависимости от отчетного или налогового периода и вида деятельности.

Таблица 1 – Сроки и порядок уплаты налога на прибыль организаций

Основание платежаСрок уплаты налога
Налог по истечении налогового периода (года)Не позднее срока подачи деклараций за соответствующий налоговый период, а именно не позднее 28 марта года, следующего за отчетным
Ежеквартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев)Не позднее срока подачи деклараций за соответствующий отчетный период, а именно – не позднее 28 дней после окончания отчетного периода
Ежемесячные авансовые платежи при исчислении по системе их уплаты исходя: — из ежемесячных сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в предыдущем отчетном периоде; — из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом— Не позднее 28 числа текущего месяца; — Не позднее срока подачи декларации за соответствующий месяц (за исключением декабря), а именно – не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным

Организация выступает налоговым агентом

При определении общей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, учитывать суммы НДС, начисленные организацией при исполнении обязанностей налогового агента, не нужно. Отчитываться по этим суммам и перечислять их в бюджет организация должна отдельно. Это следует из пункта 3 статьи 166 и пункта 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ. В некоторых ситуациях суммы НДС, уплаченные при исполнении обязанностей налогового агента, организация может поставить к вычету. Например, при приобретении у иностранных организаций работ (услуг), предназначенных для использования в деятельности, облагаемой НДС.

Статья 173 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (действующая редакция)

Например, исходя из Постановления ФАС Московского округа от 25.09.2012 N А40-79771/11-90-347 у продавца, хотя и применяющего упрощенную систему налогообложения, но выставившего покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, возникает обязанность по уплате налога в бюджет, а у покупателя возникает право на применение налогового вычета.

Согласно Постановлению ФАС Поволжского округа от 05.10.2012 N А65-27098/2011 приобретение товара у контрагента, применяющего УСН, не является основанием для отказа организации в применении налоговых вычетов при условии добросовестности ее действий и наличии оснований для применения налогового вычета.

Однако и до принятия Постановления N 14315/10 суды приходили к аналогичным выводам.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 28.08.2009 N КА-А40/8482-09, принимая решение в пользу налогоплательщика, руководствовался положениями пункта 5 статьи 173, статьями 169, 171, 172, 210, 54, 227, 218 НК РФ и исходил из того, что предприниматель правомерно приняла к вычету суммы НДС, предъявленные ей поставщиком и имела право на получение стандартного налогового вычета в соответствии с заявлением. Сторону налогоплательщика также принял ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 30.12.2008 N А79-1993/2007.

В Постановлении от 02.12.2008 N А19-4782/08-57-Ф02-5536/08, А19-4782/08-57-Ф02-6112/08 (Определением ВАС РФ от 08.04.2009 N ВАС-3855/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) ФАС Восточно-Сибирского округа признал правомерным довод налогоплательщика о том, что обстоятельства, на которые ссылается налоговый орган, не могут служить причиной для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку налогоплательщиком соблюдены все условия, установленные налоговым законодательством для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Суд указал, что обязанность по доказыванию правомерности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость законодателем возложена на налогоплательщика. При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов.

Между тем налоговые органы не освобождаются от обязанности по доказыванию как факта наличия недостоверных сведений в представленных налогоплательщиком первичных документах, так и недобросовестности налогоплательщика при осуществлении соответствующих хозяйственных операций.

Суд установил, что основанием отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному поставщиком, налоговый орган указал применение данным поставщиком УСН и отсутствие у него обязанности по уплате налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров налогоплательщику. В связи с этим налоговый орган считает, что отсутствует реальный источник для возмещения из бюджета налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных данным поставщиком.

При рассмотрении дела суд также установил, что указанным поставщиком в адрес налогоплательщика был выставлен счет-фактура, стоимость приобретенного товара (фанерное сырье, пиловочник, балансы хвойные) оплачена налогоплательщиком с учетом налога на добавленную стоимость.

Таким образом, суд пришел к выводу, что поставщик, выставив счет-фактуру с выделением в нем отдельной строкой налога на добавленную стоимость, на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ, должен уплатить предъявленную в счете-фактуре сумму налога, а налогоплательщик, оплатив стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, вправе заявить сумму налога к вычету и возмещению, в связи с чем суд признал необоснованным отказ в возмещении налога на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному данным поставщиком.

К подобным выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30.07.2008 N А33-16437/07-Ф02-3580/08, а также ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.04.2009 N Ф04-2122/2009(4284-А27-25).

В Постановлении от 24.07.2009 N КА-А41/6731-09 ФАС Московского округа проверил жалобу налогового органа, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с тем, что налогоплательщиком в нарушение пунктов 2, 5 статьи 169 НК РФ предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному поставщиком неправомерно, поскольку контрагент находится на УСН.

Суд не принял довод налогового органа о неправомерности предъявления налогоплательщиком налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по спорному счету-фактуре, полученному налогоплательщиком от поставщика, находящегося на УСН.

Как указывал налоговый орган, поставщик налогоплательщика применял УСН и в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ и пункта 3 статьи 169 НК РФ выставил налогоплательщику счет-фактуру, в котором указана сумма налога на добавленную стоимость, поэтому в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ должен уплатить полученные суммы налога в бюджет.

Суд указал, что ненадлежащее исполнение или неисполнение контрагентом обязанностей по уплате налогов не влияет на право покупателя на налоговые вычеты, если представленные в инспекцию документы для применения указанного вычета соответствуют требованиям НК РФ. Законодательство о налогах и сборах не возлагает на налогоплательщика осуществление контрольных функций по уплате налога на добавленную стоимость его контрагентом, поскольку эти действия относятся к деятельности налогового органа.

При этом суд отметил, что указанные обстоятельства не могут являться правовыми основаниями для отказа в вычете налогоплательщику, которым соблюдены порядок и условия его применения.

В Постановлении от 02.09.2009 N А14-11246/2008360/28 ФАС Центрального округа отклонил довод налогового органа о том, что поскольку поставщик применял УСН и не являлся плательщиком НДС, то налогоплательщик не вправе производить налоговые вычеты по расчетам с данным поставщиком. В счете-фактуре и акте выполненных работ (капитальный ремонт кровли цехов) подписи от имени руководителя общества выполнены не самим руководителем, а другим лицом, что подтверждается проведенной почерковедческой экспертизой.

При этом суд указал, что выставление контрагентом налогоплательщика, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с применением УСН, счета-фактуры с выделением суммы налога не влияет на право такого налогоплательщика на налоговый вычет данной суммы налога, поскольку в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ в данном случае обязанность по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость возложена на лицо, применяющее УСН.

В Постановлении от 28.09.2009 N А53-24180/2008-С5-23 ФАС Северо-Кавказского округа также отклонил довод налогового органа о том, что применение УСН контрагентом предпринимателя, выставившим обществу счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость, является основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.

В Постановлении от 26.05.2009 N КА-А41/4585-09 ФАС Московского округа признал необоснованной жалобу налогового органа о том, что, поскольку продавец выставил в адрес налогоплательщика счета-фактуры с включением в них сумм налога на добавленную стоимость, при этом контрагент применяет УСН и согласно статье 346.11 НК РФ не признается плательщиком налога на добавленную стоимость, инспекцией сделан вывод о неправомерности включения сумм налога на добавленную стоимость в выставленных счетах-фактурах.

Суд установил, что товар (дизельное топливо) был получен налогоплательщиком, принят на учет на основании товарных накладных, которые были представлены в налоговый орган для проверки и в материалы дела. Претензий к форме и содержанию данных документов налоговый орган не имеет, следовательно, налогоплательщик правомерно принял к вычету НДС по спорному счету-фактуре.

Следует также отметить, что подобную позицию суды принимают и в отношении принятия к вычету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным плательщиками ЕНВД и ЕСХН.

Важно!

Пункт 5 комментируемой статьи стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации на его соответствие Конституции РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Камснаб» указывается: положения пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ в их взаимосвязи не должны пониматься в правоприменительной практике как допускающие признание лица, которое не является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу абзаца третьего пункта 4 статьи 346.26 НК РФ и не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой налога на добавленную стоимость, обязанным уплатить этот налог в бюджет только на том основании, что такое лицо, полагая необходимым использование общей системы налогообложения, указывало его в своей налоговой декларации, исчисляя при розничной реализации товаров (работ, услуг) сумму налога расчетным путем. Неправильное (в частности, ошибочное) декларирование сумм налога на добавленную стоимость не должно приводить к его взиманию, поскольку обязанность исчислить и уплатить налог возникает из закона (при наличии предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации оснований).

Таким образом, пункты 6 и 7 статьи 168 и пункт 5 статьи 173 НК РФ не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возложения на лицо, занимающееся розничной реализацией товаров без выставления покупателям счетов-фактур, обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, если такое лицо по виду осуществляемой им предпринимательской деятельности относится к плательщикам единого налога на вмененный доход.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6 и 47.1, частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать пункты 6 и 7 статьи 168 и пункт 5 статьи 173 НК РФ не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность возложения на лицо, занимающееся розничной реализацией товаров без выставления покупателям счетов-фактур, обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, если такое лицо по виду осуществляемой им предпринимательской деятельности относится к плательщикам единого налога на вмененный доход.

Внимание!

С 1 января 2014 год вступает в силу дополнение статьи 52 НК РФ пунктом 6, в соответствии с которым сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).

Таким образом, с указанного времени соответствующее положение будет закреплено в НК РФ для всех налогов. При этом в отношении НДС в настоящее время аналогичное правило закреплено в пункте 17 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.

Важно!

В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъясняется, что в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Кодекса не предусмотрена.

Также в пункте 6 названного Постановления указывается, что в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ налог также подлежит уплате в бюджет в случае, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.

При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 НК РФ необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» дополнительно сообщается, что при применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.

В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 03.12.2014 N 03-07-08/61765 рассмотрен вопрос об уплате НДС при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, если налогоплательщик выставил счет-фактуру с выделением суммы НДС. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

В случае выставления налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в том числе в связи с тем, что местом их реализации не признается территория Российской Федерации, счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 27.01.2014 N ГД-4-3/[email protected] «О порядке исчисления НДС» сообщается нижеследующее.

Что касается услуг, оказываемых на основании ранее заключенных договоров и не завершенных по состоянию на 13 сентября 2013 года, то в случаях, если в договора будут внесены изменения, согласно которым стоимость услуг будет уменьшаться на сумму налога на добавленную стоимость, сумма налога, исчисленная и уплаченная продавцами услуг при получении оплаты (частичной оплаты) и возвращенная покупателям на основании изменений к договорам, может приниматься продавцами к вычету.

В случаях, если покупатели услуг согласятся внести в договоры изменения, согласно которым стоимость услуг без учета налога на добавленную стоимость будет соответствовать ранее установленной стоимости услуг с учетом налога, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная и уплаченная продавцами при получении оплаты (частичной оплаты), к вычету у продавца приниматься не должна.

В случаях, если изменения в договоры вноситься не будут и услуги по-прежнему будут оказываться с учетом налога на добавленную стоимость, сумма налога, предъявленная продавцами покупателям при их оказании, на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующих счетах-фактурах, переданных продавцами покупателям услуг.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: