Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации? Мы нашли выход! |
Консультация предоставлена 26.08.2015 г.
При представлении оправдательных документов по командировке подотчетным лицом был представлен в числе документов железнодорожный билет, не использованный по причине опоздания на поезд. Автомобиль (такси), на котором командированный работник добирался до железнодорожного вокзала, вышел из строя в пути следования, что стало причиной опоздания работника на поезд. Далее возникла необходимость приобрести новый проездной документ, при этом неиспользованный проездной документ сдать не удалось. Руководством принято решение о возмещении данных расходов подотчетному лицу.
Каким образом отразить сумму по неиспользованному билету, в том числе сумму НДС, в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли удержать НДФЛ с подотчетного лица?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация в рассматриваемой ситуации:
1) не вправе принять к вычету, равно как и отразить в составе расходов в налоговом учете, сумму НДС, выделенную в приобретенном и не использованном работником железнодорожном билете;
2) на дату утверждения авансового отчета сможет отразить в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности компенсируемую работнику стоимость приобретенного и не использованного им билета, включая НДС;
3) на дату утверждения авансового отчета при выполнении требований п. 1 ст. 252 НК РФ сможет отразить в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, компенсируемую работнику стоимость приобретенного и не использованного им билета, без учета НДС;
4) не должна удерживать НДФЛ при выплате работнику компенсации за не использованный им билет.
Обоснование позиции:
Правовые аспекты
На основании ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение связанных с ней расходов. В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации-работодателя (ст. 168 ТК РФ).
НДС
В силу п.п. 1, 7 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС на суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. При этом из письма ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/[email protected] следует, что требование об учете произведенных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль актуально и в отношении расходов на командировки.
Одним из обязательных условий для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, является принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав (абзац второй п. 1 ст. 172 НК РФ). Данное положение распространяется и на суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки.
Таким образом, вычеты сумм НДС, выделенных в железнодорожном билете, приобретенном командированным работником, возможны только тогда, когда услуги по перевозке будут оказаны, а соответствующие расходы приняты на учет.
Железнодорожный билет сам по себе удостоверяет лишь заключение договора перевозки пассажира (п. 2 ст. 786 ГК РФ), но не факт оказания услуги по перевозке. В связи с этим считаем, что организация в рассматриваемой ситуации не сможет принять к вычету выделенную в не использованном работником железнодорожном билете сумму НДС.
Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено. Иную позицию организация должна быть готова отстаивать в суде. При этом из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 N 09АП-17459/2008 следует, что наличие у налогоплательщика использованных проездных билетов не является обязательным условием для вычета НДС в отношении фактически оплаченных услуг по перевозке, но при наличии счета-фактуры.
Сумму уплаченного при приобретении проездного билета НДС, не подлежащую вычету, организация, по нашему мнению, не сможет учесть и в налоговом учете. Поясним.
Согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, если иное не установлено положениями главы 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом нормы п. 2 ст. 170 НК РФ в данном случае не подлежат применению, а иные нормы главы 21 НК РФ не устанавливают для организации исключений из правила, установленного п. 1 ст. 170 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 19.03.2012 N 03-03-06/4/20).
Электронные билеты
Электронные билеты имеют особую структуру и форму, которые утверждены ведомственными нормативными актами. Так, форма электронных проездных железнодорожных документов утверждена Приказом Минтранса России от 21.08.2012 № 322(далее – Приказ № 322), а электронного авиабилета – Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134 (далее – Приказ № 134).
При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.
При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).
В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.
«Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте». «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.
Налог на прибыль организаций
Объектом налогообложения по налогу на прибыль (далее — Налог) для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ). Соответственно, налоговой базой по Налогу для указанной категории налогоплательщиков признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными ими доходами и произведенными расходами (п. 1 ст. 274 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, могут быть учтены налогоплательщиками в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Как отмечается в письме Минфина России от 21.12.2007 N 03-03-06/1/884, перечень командировочных расходов, предусмотренный указанной нормой, является закрытым.
Нормы НК РФ не уточняют, могут ли на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываться расходы, связанные с приобретением не использованного и не возвращенного командированным работником проездного билета.
Из письма Минфина России от 14.04.2006 N 03-03-04/1/338 следует, что организация вправе учесть при определении налоговой базы по Налогу расходы на приобретение не использованного в связи с изменением срока возвращения из командировки и не подлежащего возврату командированным работником авиабилета (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-03-06/1/252).
Из постановлений ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2009 по делу N А21-6746/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 N А28-10790/2005-233/15, на наш взгляд, также прослеживается возможность квалификации расходов на возмещение командированному работника затрат на неиспользованный проездной билет в качестве расходов на командировку и их учет при формировании налогооблагаемой прибыли на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Наряду с этим следует учитывать, что перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (смотрите, например, пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ.
Нормы ст. 270 НК РФ не содержат прямого запрета на включение в расчет налоговой базы по Налогу расходов на компенсацию приобретенных командированным работником и впоследствии не использованных и не возвращенных им проездных билетов. В связи с этим, учитывая, что командировка фактически имела место, а также принимая во внимание п. 7 ст. 3, п. 4 ст. 252 НК РФ, считаем, что указанные расходы могут быть признаны в налоговом учете на основании либо пп. 12, либо пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ на дату утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ) при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Для оценки выполнения предусмотренных п. 1 ст. 252 НК РФ критериев целесообразно учитывать позиции, выраженные судьями в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, о чем свидетельствуют, например, письма Минфина России от 26.05.2015 N 03-03-06/1/30165, от 06.02.2015 N 03-03-06/1/4993, от 10.02.2010 N 03-03-05/23, от 02.02.2010 N 03-03-05/14. В частности, из них следует, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Поскольку приобретение билетов в рассматриваемой ситуации осуществлялось с целью проезда работника в командировку, считаем, что понесенные организацией расходы следует рассматривать в качестве связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
Как мы поняли из текста вопроса, факт приобретения работником билета имеет документальное подтверждение (к авансовому отчету приложен неиспользованный билет), поэтому, на наш взгляд, при наличии утвержденных авансовых отчетов и документов, подтверждающих компенсацию произведенных работником расходов, требование о документальной подтвержденности затрат организации также следует считать выполненным.
Считаем, что в данном случае организации целесообразно документально подтвердить не только сам факт осуществления расходов, но и их обоснованность (экономическую оправданность). Перечень таких документов является открытым. В частности, полагаем, что организации целесообразно обосновать нецелесообразность (невозможность) возврата неиспользованного билета.
Электронный билет при авиаперевозке
Согласно п. п. 1, 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ билет относится к перевозочным документам, используемым при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, который может быть оформлен в электронном виде.
Формы билета, а также выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта (п. 4 ст. 105 ВК РФ).
При авиаперевозках электронный пассажирский билет и багажная квитанция — это документы, используемые для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в которых информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме (п. 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134).
Электронный билет авиаперевозок имеет определенную структуру, включающую полетный, контрольный, агентский купон и маршрут/квитанцию (выписку из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок). Обязательными из перечисленных являются полетный купон и маршрут/квитанция. Маршрут/квитанция включает различные сведения, но стоимостную характеристику имеют только тариф и итоговая стоимость перевозки.
Согласно п. 2 Приказа Минтранса России N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, маршрут/квитанция наиболее важная часть электронного билета. Она оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру.
Сам же электронный билет формируется с использованием автоматизированной системы, поэтому необходимым в нем является еще один реквизит — уникальный номер электронного билета.
Налог на доходы физических лиц
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с возмещением произведенных налогоплательщиком расходов и исполнением им трудовых обязанностей. При этом уточняется, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются в том числе фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
По нашему мнению, в силу п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ и суммы полученной работником компенсации фактически произведенных им целевых расходов на приобретение впоследствии не использованного и невозвращенного билета на проезд к месту командировки, выплачиваемой на основании требований ТК РФ.
Следовательно, организация не должна удерживать НДФЛ при выплате данной компенсации.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
Покупка электронного билета работником за наличный расчет на пассажирском транспорте
Формы электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте утверждены Приказом Минтранса России от 21.08.2012 N 322 (далее — Приказ N 322).
Согласно п. 2 Приказа контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Поэтому обоснование применения вычета по электронному билету на пассажирском транспорте аналогично ситуации, связанной с покупкой электронного авиабилета.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что если в электронном пассажирском билете, распечатанном на бумажном носителе, сумма НДС выделена отдельной строкой, то вычет налога правомерен.
При этом контрольный купон (выписка из автоматизированной системы) с выделенной отдельной строкой суммой НДС регистрируются в книге покупок и являются основанием для принятия этой суммы НДС к вычету.