Прежде всего отметим, что получать электронное требование об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов смогут только те налогоплательщики, которые уже наладили «канал двухсторонней связи». В первую очередь это крупнейшие налогоплательщики, они должны отчитываться с декларациями и расчетами строго в электронном виде. Затем в эту категорию попадают организации (не исключено, что и предприниматели), у которых средняя численность работающих сотрудников за предыдущий год превышает 100 человек, в связи с чем у них возникает обязанность представлять налоговую отчетность только по телекоммуникационным каналам связи.
Требование перестало быть только бумажным…
До 2011 года требование представляло собой бумажный документ. Поэтому волноваться приходилось, только если появлялась такая бумажка. Теперь в определении требования об уплате налога выражение «письменное извещение» исправлено, и требование стало просто извещением без указания его формы. Однако об устном извещении речь не идет. Требование должно подтверждаться каким-либо документом о факте его получения. Иначе у налоговиков нет оснований для проведения дальнейших процедур.
Бумажный документ вручается лично под расписку или высылается по почте заказным письмом. В случае направления требования по почте оно считается полученным по истечении шести (рабочих) дней с даты направления заказного письма. И в этом случае закон не устанавливает обязанность иметь подписи налогоплательщиков, доказывающие факт получения требования.
При электронном варианте требование передается в виде файла по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в определенном формате. Естественно, в зашифрованном виде и с применением средств защиты, включая электронно-цифровую подпись (ЭЦП). Форма электронного требования не отличается от бумажного документа.Она введена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/[email protected]
Для электронного обмена разработан специальный порядок. Он утвержден приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/[email protected]
Проанализируем указанный порядок и расскажем, чем же отличается электронное требование.
Требование об уплате взносов и сборов
Региональные взносы
Образец документа
Местные сборы
Оплата на сайте ФНС
К существенным недостаткам оформления и направления требования об уплате налога, пени и штрафа можно отнести:
- отсутствие сведений, информирующих налогоплательщика о факте наличия задолженности; о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;
- непредоставление налогоплательщику минимально установленного срока для добровольного исполнения требования;
- нарушение порядка вручения требования.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
Вышеуказанные нарушения правил оформления и направления требования об уплате налога, пени и штрафа являются основаниями для обжалования этого документа, а существенность этих недостатков гарантирует налогоплательщику, что его жалоба будет удовлетворена.
Общая схема электронного документооборота
Участников электронного документооборота, как всегда, три: налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), налоговая инспекция и спецоператор связи. Но может быть и больше, если передача файла от отправителя к конечному получателю осуществляется в несколько этапов через другие (промежуточные) налоговые органы.
Напомним, какие технологические электронные документы формируются при работе в этом режиме:
1) подтверждение даты отправки;
2) квитанция о приеме;
3) уведомление об отказе в приеме;
4) извещение о получении электронного документа.
При этом извещение о получении электронного документа по телекоммуникационным каналам связи формируется на каждое требование и каждый технологический электронный документ из указанных выше.
Первоначально требование формируется на бумажном носителе. Не позднее следующего рабочего дня оно дублируется в электронном виде, подписывается электронно-цифровой подписью (ЭЦП) должностного лица налогового органа и направляется по каналам ТКС в адрес налогоплательщика. В налоговом органе фиксируется дата его отправки.
В течение следующего (третьего) рабочего дня налоговики должны получить подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика.
Получив уведомление об отказе, в инспекции устраняют указанные в этом уведомлении ошибки и повторяют процедуру направления требования.
Важно:
организация (предприниматель, физическое лицо) в свою очередь при получении от налогового органа требования в электронном виде и отсутствии оснований для отказа в приеме в течение одного рабочего дня с момента его получения должна сформировать квитанцию о приеме и направить ее в налоговый орган.
Особые правила
Неисполнение требования фактически не ведет к каким-либо штрафам, но налогоплательщик сам заинтересован как можно скорее отписаться в налоговую инспекцию. Если налоговики не получат от организации квитанцию о приеме требования, они направят ей требование повторно, теперь уже на бумажном носителе.
Неисполнение этого требования фактически не ведет к каким-либо штрафам, но налогоплательщик сам заинтересован как можно скорее отписаться в налоговую инспекцию. Если налоговики не получат от организации квитанцию о приеме требования, они направят ей требование повторно, теперь уже на бумажном носителе. Игнорирование такого документа как требование об уплате налога может привести к таким последствиям, как взыскании налоговиками недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, наложение ареста на имущество и пр.
Принять нельзя…
В журнале «Практическая бухгалтерия» № 8 за 2009 мы публиковали статью эксперта «Требование об уплате вне закона». В ней изложены ситуации, когда требование об уплате налогов и сборов теряет свою юридическую силу.
Это произойдет, если:
1. Налоговый орган пропустил установленный срок для направления требования об уплате налогов. Напомним, что статьей 70 Налогового кодекса закреплены такие сроки: не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки или в течение 10 дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки.
2. В представленном требовании не указан период недоимки, нельзя понять, в отношении какой недоимки начислена сумма пеней, дата начала начисления пеней. Требования к оформлению документа изложены в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса и предусматривают обязательное указание сведений о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, о сроке уплаты налога, о сроке исполнения требования, о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также должны приводиться подробные данные об основаниях взимания налога и ссылках на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
3. Требование направлено не по той форме. К примеру, физическому лицо направлено требование по форме, предназначенной для юридических лиц. Как подчеркнуто в статье, если налоговая направила налогоплательщику несоответствующую форму требования, получается, что она не разъяснила правовые последствия его неисполнения.
4. Требование содержит общие ссылки на сроки уплаты налогов. В обязательном порядке должен быть указан определенный срок уплаты заявленной недомки по конкретному налогу.
Все перечисленное выше относится к тем обстоятельствам, когда требование об уплате налога становится юридически недействительным.
Электронный документооборот дополнил этот перечень. Специальный порядок направления требования в электронном виде предполагает, что у налогоплательщика могут быть основания для отказа в приеме требования. В этом случае организации надо сформировать и отправить в налоговый орган уведомление об отказе. Этим порядком предусмотрено всего три случая, когда требование не считается принятым налогоплательщиком:
1. Требование направлено налогоплательщику ошибочно. То есть поступило одному налогоплательщику вместо другого, действительно имеющего указанную недоимку.
2. Документ не соответствует утвержденному формату. Как видно, помимо формы требования имеет значение и его формат. Номер версии настоящего формата 5.01.
3. В электронном требовании отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа. Как известно, вся корреспонденция направляется через спецоператора с использованием электронно-цифровой подписи. Одним из вариантов ее защиты является проверка соответствия ЭЦП.
А как же быть, если до направления налоговиками данного требования организация заплатила указанную в нем задолженность самостоятельно? Оснований признать требование недействительным нет. Но и фактически фирма не должна исполнять требование об уплате недоимки, перечисляя деньги повторно.
Мы уже писали, что, если налоговый орган не получит от налогоплательщика квитанцию о приеме требования, он направит это же требование на бумажном носителе. Вероятно, эта норма основана на том, что требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика. Однако такое положение можно смело распространить не только на квитанцию в приеме, но и на уведомление об отказе в приеме требования. Так как подтверждением ответного действия налогоплательщика на электронное требование равноправно может служить любой из этих двух документов.
Поэтому, получив требование об уплате суммы налога, которую налогоплательщик уже заплатил до момента направления, можно попытаться отправить налоговикам уведомление об отказе в приеме требования, при этом сообщив в причинах отказа о факте уплаты.
Пример
Код по КНД 1167003
Уведомление об отказе в приеме
Получатель документа:
Общество с ограниченной ответственностью «Проект», ИНН/КПП 7606012000/760601001
(наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя
(физического лица), ИНН (при наличии), наименование и код
налогового органа)
Уведомляет, что отправитель документа:
ИФНС по Ленинскому району г.Ярославля, 7606___ ______________________________,
(наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя
(физического лица), ИНН (при наличии), наименование и код
налогового органа)
04.04.2011 в 11.25.56 направил документ (документы)
наименование файла (файлов) _T R 7606012000/760601001_7606015992_20110404_1,
через ____________________________________________________________________,
(наименование и код налогового органа)
для
Общество с ограниченной ответственностью «Проект», ИНН/КПП 7606012000/760601001,
(наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя
(физического лица), ИНН (при наличии))
который поступил 04.04.2011
Данный документ не принят.
Причины отказа: Полная уплата задолженности. П.п. № 145 от 30.03.2011 на сумму 10 242,00 рублей, п.п. № 146 от 30.03.2011 на сумму 153,46 рублей.
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель, физическое лицо, уполномоченный представитель, должностное лицо налогового органа) ______Петров
____/___Петров И.А.___/
Подпись Ф.И.О.
Разумеется, если такая возможность действительно представится. Так как электронный документооборот прежде всего предполагает применение справочников, и вероятность внесения текстового сообщения может быть исключена. К тому же, как указано выше, порядок содержит всего три причины отказа, и факт отсутствия задолженности в этот перечень не входит. Тогда налогоплательщику придется сформировать квитанцию о приеме требования, а разногласия направить дополнительным письмом.
Структура и работа налоговой системы в России
Система налогообложения РФ представлена тремя основными уровнями: федеральный, региональный и муниципальный (местный). Федеральный закон является высшим уровнем законодательной власти, и нормативно-правовые акты, принятые на региональном и местном уровне, должны ему соответствовать.
Ответственность налогоплательщика может быть административной и даже уголовной
Федеральные сборы
Налоги и сборы, которые относятся к федеральному уровню, обязательны к уплате на всей территории РФ, размер и сроки внесения не зависят от местонахождения и регистрации гражданина. Правовой базой в этом случае служит Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ), Конституция РФ, указы президента и постановления правительства РФ.
К федеральным сборам относят:
- НДФЛ (налог на доходы физических лиц);
- НДС (налог на добавленную стоимость);
- единый социальный налог;
- акцизы;
- государственную пошлину;
- налог на прибыль (для предприятий);
- водный налог;
- налог на пользование природными ресурсами;
- налог на добычу полезных ископаемых.
Сумма этих взносов фиксирована и сроки выплат едины по всей территории РФ.
Региональные взносы
Сборы и пошлины, установленные на территории отдельных регионов РФ, регламентируются законами субъектов, но не противоречат нормативно-правовым актам Федерального закона. Суммы региональных взносов и условия оплаты зависят от регионального или краевого законодательства.
Образец документа
К таким сборам относят:
- имущественный налог на собственность предприятий и организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный сбор.
На заметку!Размеры пошлин и условия погашения актуальны на территории определенного региона или субъекта РФ.
Местные сборы
К муниципальному налоговому законодательству относятся нормативно-правовые акты, действующие на территории определенной области, города, поселка, муниципалитета и не противоречащие Федеральному закону.
Муниципальные сборы:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Местные пошлины действуют на территории муниципалитета, их размер и сроки оплаты регулируются муниципальной правовой базой.
Оплата на сайте ФНС
Российская система налогообложения предоставляет налогоплательщикам выбор специального налогового режима:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД — размер выплат зависит от рода деятельности);
- патентная система налогообложения (ПСН).
Структура налоговой системы РФ