Отчет о движении денежных средств — форма 4 за 2021 год


Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Попробовать

Этот вид отчета входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. Он отражает, из каких источников поступают денежные средства и как они используются. Отчет нужен, чтобы понять, имеет ли организация достаточно денег, к примеру, для оплаты зарплаты сотрудникам, социальных и налоговых сборов, расчета с поставщиками и т.д. Такой отчет необходим как внутренним (к примеру менеджерам), так и внешним (инвесторам, кредиторам и т.п.) пользователям, ведь с его помощью можно заключить, способно ли предприятие выполнить свои финансовые обязательства и нет ли у него кассовых разрывов (дефицита средств, вызванного большой разницей во времени между реализацией и оплатой товара).

Кто должен предоставлять ОДДС

ОДДС в 2021 году предоставляют все лица, которые ведут бухгалтерский учет в своей организации. Однако, из этого правила существует исключение, отчет не требуется для:

  • малого предпринимательства (т.е. небольших фирм, которые соответствуют критериям ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) и работают по упрощенной системе налогообложения);
  • резидентов «Сколково».

Перечисленные выше лица могут предоставить отчет по желанию, если уверены, что он может дать наиболее полную характеристику состояния организации. Если организация решает, что составление такого отчета не требуется и никакой важной информации он не даст, это отражается в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. К примеру, в пояснительной записке можно указать, что все поступления компании связаны исключительно с реализацией товаров, а в расходы включаются только расчеты по заработной плате, налоги и оплата поставщикам.

Главное в статье: методика формирования и объем показателей формы 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации».

Заголовочная часть формы 4

Форма 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации» приведена в приложении 6 к Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минфина от 10.03.2010 № 22 (далее – форма 4, Инструкция № 22).

В заголовочной части формы 4 указываются следующие данные:

  • дата, на которую она составлена;
  • полное наименование организации (получателя (распорядителя) бюджетных средств);
  • полный адрес, телефон;
  • бюджет (республиканский, местный);
  • наименование источника доходов (внебюджетные средства в соответствии с классификацией доходов);
  • раздел и подраздел доходов;
  • код главы по соответствующей ведомственной классификации;
  • коды расходов в разрезе функциональной и программной классификаций (раздел, подраздел, программа, подпрограмма);
  • периодичность представления (годовая, квартальная);
  • единица измерения.

Напомним, что с 1 февраля 2021 г. коды программы, подпрограммы предусмотрены в заголовочной части формы 4 и заполняются при использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе в соответствии с нормами постановления Минфина от 26.12.2016 № 112 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций» (далее – постановление № 112).

Пунктом 5.5 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом от 15.12.2016 № 466, в целях повышения эффективности планирования и исполнения бюджета предусматриваются использование в бюджетном процессе программно-целевого метода и поэтапный переход к среднесрочному (трехлетнему) бюджетному планированию (с ежегодным смещением на один прогнозируемый год).

К 2021 г. охват расходов бюджета государственными программами планируется повысить до не менее 90 %.

Периодичность, порядок и сроки представления

Форма 4 составляется бюджетными организациями, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право осуществлять приносящую доходы (предпринимательскую) деятельность (п. 48 Инструкции № 22).

Периодичность представления формы 4 – годовая и квартальная.

В соответствии с пп. 3–5, 7 Инструкции № 22 бухгалтерская отчетность (включая форму 4) годовая составляется на 1 января года, следующего за отчетным, а квартальная – по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года.

Как и другие формы бухгалтерской отчетности, форма 4 составляется нарастающим итогом с начала отчетного года в белорусских рублях с двумя знаками после запятой, представляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде в форме электронного документа.

Сроки представления бухгалтерской отчетности (включая форму 4) устанавливаются в соответствии с п. 93 Инструкции № 22. Для распорядителей средств республиканского бюджета они устанавливаются Минфином ежегодно, а для распорядителей средств местных бюджетов – соответствующими местными финансовыми органами.

Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее фактической передачи по принадлежности. Если срок представления бухгалтерской отчетности приходится на выходной или праздничный день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день (п. 94 Инструкции № 22).

Получатель бюджетных средств – бюджетная организация представляет бухгалтерскую отчетность (включая форму 4) распорядителю бюджетных средств (вышестоящей организации) (п. 87 Инструкции № 22).

Согласно п. 91 Инструкции № 22 распорядители бюджетных средств на основании показателей форм бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств составляют сводную бухгалтерскую отчетность (включая свод по форме 4) путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям.

Следуя нормам п. 90 Инструкции № 22 сводную бухгалтерскую отчетность составляют:

  • распорядители бюджетных средств, имеющие обособленные структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс;
  • распорядители бюджетных средств, имеющие подведомственные бюджетные организации, и др.

Распорядители средств республиканского бюджета представляют бухгалтерскую отчетность в Минфин, а распорядители средств местных бюджетов – в местный финансовый орган.

Распорядители бюджетных средств сводную бухгалтерскую отчетность представляют с сопроводительным письмом в отдельной папке в сброшюрованном виде (п. 92 Инструкции № 22).

Формирование показателей формы 4

Общие положения

Методика формирования показателей формы 4 определена в главе 7 Инструкции № 22.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с постановлением № 112 форма 4 изложена в новой редакции.

Постановление № 112 вступило в силу с 1 февраля 2021 г., поэтому форма 4 в новой редакции применена впервые при составлении бухгалтерской отчетности за I квартал 2021 г.

Согласно п. 49 Инструкции № 22 форма 4 составляется по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов) в соответствии с функциональной, программной (при использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе), экономической классификациями и соответствующей ведомственной классификацией, а также свод по форме 4 в целом по бюджетной организации.

Распорядители бюджетных средств на основании данных бухгалтерской отчетности бюджетных организаций составляют форму 4 в составе сводной бухгалтерской отчетности по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов) в соответствии с функциональной, экономической классификациями и главам соответствующей ведомственной классификации, а также свод по форме 4 в целом по распорядителю бюджетных средств (п. 50 Инструкции № 22).

Классификация доходов бюджета установлена согласно приложению 1 к постановлению Минфина от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее – постановление № 208). Функциональная классификация расходов бюджета по видам (с указанием кодов и наименований разделов, подразделов и видов функциональной классификации расходов бюджета), программная классификация расходов бюджета, ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, экономическая классификация расходов бюджета установлены постановлением № 208 и приведены соответственно в приложениях 2, 4, 5, 6. Ведомственные классификации расходов соответствующих местных бюджетов установлены местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (п. 8 Инструкции № 22).

Изменения в бухгалтерской отчетности (включая форму 4), относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам, производятся в бухгалтерской отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных (п. 16 Инструкции № 22).

Расходы в форме 4 и в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций (далее – смета) отражаются по следующим направлениям:

1) текущие расходы (затраты), необходимые для осуществления приносящей доходы деятельности;

2) расходы на уплату налогов, сборов (пошлин) и других платежей, подлежащих уплате в республиканский и местные бюджеты в соответствии с законодательством;

3) использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации.

Смета составляется по форме согласно приложению 3 к Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Минфина от 30.01.2009 № 8.

Согласно п. 24 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совмина от 19.07.2013 № 641 (далее – Положение № 641), сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении бюджетной организации, определяется ежемесячно по каждому источнику доходов.

Расчет производится следующим образом: из суммы доходов от предпринимательской деятельности (от иной приносящей доходы деятельности) вычитаются суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, уплаченных в соответствующий бюджет, государственные внебюджетные фонды, и фактические расходы в пределах сметы.

Сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении организации, используется на цели в соответствии с п. 25 Положения № 641.

Порядок отражения в бухгалтерском учете использования внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций, на цели, предусмотренные п. 25 Положения № 641, определен письмом Минфина от 28.01.2014 № 15-1-19/75 (см. таблицу ниже).

Учет использования сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция субсчетов
дебет кредит
1 Использование суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации 411 178, 180, 250, 260 и др.
2 Ежемесячное списание использованной суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации, отраженной по дебету субсчета 411 «Использование прибыли» 410 411

Методика формирования отдельных показателей

В графе 4 «Утверждено по смете на год» формы 4 отражаются показатели утвержденной сметы на год.

Плановые показатели в форме 4 должны соответствовать утвержденным сметам с учетом внесенных в отчетном периоде в установленном порядке изменений (пп. 15, 51 Инструкции № 22).

В графе 5 «Исполнено по банковскому счету» формы 4 согласно п. 52 Инструкции № 22 отражаются:

1) суммы остатков внебюджетных средств на начало года и конец отчетного периода (строки 001 «Остаток средств на начало года» и 066 «Остаток средств на конец отчетного периода»). Сводные данные этих строк должны соответствовать выписке банка, остаткам в кассе, а также данным бухгалтерского баланса по банковским счетам по внебюджетным средствам;

2) суммы поступлений за отчетный период, в т.ч. суммы полученных авансов, за вычетом возвращенных сумм (строка 002 «Доходы»);

3) суммы разниц, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, денежных средств по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (строка 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь)»). Строка 003 в форму 4 введена постановлением № 112 с 1 февраля 2017 г.;

4) суммы произведенных в отчетном периоде кассовых расходов по соответствующим статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджета (строки 004–047, 051–065).

Из п. 52 Инструкции № 22 следует, что показатель по строке 002 «Доходы» графы 5 «Исполнено по банковскому счету» должен соответствовать сумме разницы между дебетовым и кредитовым оборотом субсчетов 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам» и 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам».

Содержание показателя, отражаемого по строке 002 графы 5, существенно отличается от понятия доход (выручка) от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, отражаемой на субсчете 237 «Прочие источники» и субсчетах счета 28 «Реализация».

В настоящее время бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы должны признавать в бухгалтерском учете по методу начисления. Под методом начисления понимается отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним. Сказанное определено п. 1 постановления Минфина от 08.02.2013 № 11 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета доходов в бюджетных организациях и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь».

Принцип начисления является одним из принципов бухгалтерского учета и отчетности, установленных п. 1 ст. 3 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).

В связи с введением в форму 4 строки 003 (см. выше) напомним нормы законодательства, связанные с пересчетом выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь.

Разницы, возникающие при пересчете выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли, относятся бюджетными организациями на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством (п. 3 ст. 12 Закона № 57-З).

Порядок пересчета выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц определен Методическими указаниями о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденными приказом Минфина от 17.12.1999 № 364 (далее – Методические указания № 364).

В бухгалтерском учете и отчетности иностранная валюта и средства, приобретенные за счет иностранной валюты, дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности. Разница, возникающая при изменении Нацбанком курсов иностранных валют, зачисляется бюджетными организациями на увеличение или уменьшение бюджетного или внебюджетного источника финансирования (п. 8 Методических указаний № 364).

Методические указания № 364 следует применять с учетом нормы п. 3 ст. 12 Закона № 57-З, согласно которой не производится пересчет выраженных в иностранной валюте полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков.

Обязательства и имущество в иностранной валюте на отчетную дату пересчитываются по курсу последнего календарного дня отчетного периода (п. 2 ст. 101 БдК).

Из вышеизложенного следует, что по операциям, осуществляемым за счет приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, курсовые разницы следует относить в дебет (кредит) субсчета 410 «Прибыли и убытки» или субсчета 237 «Прочие источники».

В графе 6 «Фактически исполнено» формы 4 отражаются остатки по субсчетам 237 «Прочие источники», 238 «Заемные средства», 280 «Реализация продукции (работ, Прибыли и убытки» пассива бухгалтерского баланса с учетом несписанных расходов и убытков по субсчетам 080 «Затраты на производство», 082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам», 211 «Расходы по внебюджетным средствам», 212 «Расходы по внебюджетным средствам на капитальные вложения», 410 «Прибыли и убытки» актива бухгалтерского баланса (п. 53 Инструкции № 22).

Согласно п. 21 Инструкции № 22 бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов. Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов как за счет бюджетного источника финансирования, так и за счет внебюджетных источников.

Норма п. 21 Инструкции № 22 о том, что списание расходов при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности производится в конце года, противоречит положениям Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.12.2009 № 157 (далее – Инструкция № 157).

Согласно п. 11 Инструкции № 157 расходы по внебюджетным средствам (в сумме, равной фактической себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) списываются без всяких оговорок ежемесячно (в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах – в конце года).

В связи с сезонным характером производства в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах все расчеты, связанные с исчислением фактической себестоимости сельскохозяйственной продукции, делаются лишь в конце года, поэтому и списание расходов производится в конце года.

Однако несмотря на то, что в подсобных сельских хозяйствах фактическая себестоимость сельскохозяйственной продукции определяется в конце года, учет этой продукции (выпуск из производства, отгрузка покупателям, использование для собственных нужд организации) ведется в течение года (по мере осуществления названных операций). Названные операции в течение года отражаются в бухгалтерском учете по плановой себестоимости и корректируются до фактической себестоимости лишь в конце года после составления отчетных калькуляций.

Из вышеизложенного следует, что в конце года списанию подлежит лишь разница между фактической себестоимостью выпущенной сельскохозяйственной продукции и ее плановой себестоимостью.

Следует также отметить, что Инструкция № 22 не включает в понятие годового заключения счетов списание финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей.

Поэтому бюджетные организации вправе производить списание финансового результата (прибыли или убытка) ежемесячно или в конце года (в соответствии с учетной политикой).

Сумма прибыли отражается бухгалтерской записью:

Д-т субсч. 237 «Прочие источники», 280 «Реализация продукции (работ, Прибыли и убытки».

Сумма убытка отражается обратной бухгалтерской записью:

Д-т субсч. 410 «Прибыли и убытки»

К-т субсч. 237 «Прочие источники», 280 «Реализация продукции (работ, Прибыли и убытки». Такую методику учета можно предусмотреть в учетной политике организации. При ее использовании субсчета по учету реализованной продукции (работ, и 280 «Реализация продукции (работ, услуг)») должны закрываться ежемесячно и остатков по этим субсчетам в бухгалтерском балансе не должно быть.

Анна Чернюк, доцент

Операционная деятельность (текущие операции)

Движение денежных средств по текущим операциям — это результат основной деятельности компании, которая формирует выручку организации, т.е. влияет на образование чистой прибыли (либо убытка). Примеры движения денежных потоков по операционной деятельности:

  • расчет с поставщиками товаров и услуг;
  • расчет с работниками по заработной плате;
  • уплата страховых взносов;
  • поступления средств от продажи товаров/оказания услуг и т.п.

Предоставление денежных средств и авансирование финансовых институтов также относятся к текущим операциям, т.к. это деятельность компании, которая формирует выручку.

Также выделяют два метода предоставления отчета по операционной деятельности:

  • прямой метод (применяется в российских организациях, основан на выручке от продажи продукции и включает приток и отток денежных средств);
  • косвенный метод (практикуется зарубежными компаниями, предполагает анализ изменения статей бухгалтерского баланса).

Каждый метод имеет свои сильные и слабые стороны. Прямой метод очень просто, логично и доступно отражает приток и отток денежных средств, показывает возможность организации покрывать текущие расходы. Но данный метод, в отличие от косвенного, не позволяет сопоставить денежный поток от операционной деятельности и чистую прибыль, а ведь это может исказить результаты деятельности фирмы. При косвенном методе используются все статьи активов и пассивов, что позволяет отследить еще и источники финансирования, а также состояние собственных оборотных средств.

Форма 4 бухгалтерской отчетности: структура и содержание

ОДДС состоит из 3-х разделов, отражающих денежные операции по основным направлениям деятельности фирмы — текущей, финансовой, инвестиционной.

Во избежание задвоения данных и недостоверного увеличения оборотов, происходящие внутри предприятия финансовые перемещения (например, операции по обмену валюты, переводы между счетами), в отчет не вносят.

В ОДДС фиксируют все суммы независимо от валюты платежа или поступления – их переводят в российские рубли по действующему курсу.

Показатели отчетного года указывают в сравнении с данными года предшествующего, что наглядно отражает движение потоков в абсолютных величинах по той или иной статье. В круглые скобки заключают суммы, уменьшающие поступления, затраты.

Структура всех трех разделов отчета идентична – первые строки отводятся под данные поступлений от соответствующих направлений деятельности, далее вносят величины понесенных расходов и, в заключении выводят остаток средств по разделу.

Инвестиционная деятельность

Отчет по этому виду деятельности позволяет оценить объем расходов на ресурсы, которые будут создавать доходы и формировать денежные потоки в будущем. К инвестиционной деятельности относятся операции с внеоборотными активами и инвестициями, которые не являются денежными средствами. Вот некоторые примеры потоков по инвестиционной деятельности:

  • покупка внеоборотных активов;
  • поступление средств от продажи внеоборотных активов;
  • выплаты на приобретение акций, долей в других компаниях;
  • поступление средств от продажи акций других компаний;
  • кредитование других организаций и т.п.

Формирование отчета о движении денежных средств

Форма заполняется по правилам, установленным ПБУ 23/2011. Вот некоторые из них:

  • выручка и оплата поставщикам и подрядчикам включаются в соответствующие строки без косвенных налогов (НДС, акцизов);
  • косвенные налоги, отражаются свернуто (письмо Минфина от 27.01.2012 № 07-02-18/01). Например, из исходящего НДС вычитается входящий: положительная разница отражается по строке 4119 «Прочие поступления», отрицательная – по строке 4129 «Прочие платежи»;
  • сумма оплаты труда работников включает НДФЛ и страховые взносы (строка 4122);
  • для налога на прибыль выделены отдельные строки;
  • для других налогов и сборов субъект вправе добавить строку, например, с кодом 4125 и наименованием «Иные налоги и сборы». Сюда войдут все обязательные платежи, кроме косвенных налогов, НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль.

Финансовая деятельность

Осуществление финансовой деятельности влияет на структуру капитала, а также заемных средств компании. Это происходит за счет привлечения финансирования (к примеру на долевой или долговой основе). Полный перечень операций, которые относятся к финансовой деятельности, можно найти в пункте 11 ПБУ 23/2011. Приведем некоторые из них:

  • выплаты дивидендов собственникам акций компании;
  • доходы от эмиссии акций (а также векселей, закладных и проч.);
  • поступление средств по финансовой аренде;
  • погашение займов компании и т.п.

Если денежный поток не относится ни к одному из перечисленных выше направлений (текущая, инвестиционная или финансовая деятельность), то его классифицируют как операционную (текущую) деятельность.

Форма 4 бухотчетности: обновлена редакция документа

Отчетная форма № 4 утверждена приказом Минфина № 66н от 02.07.2010 и периодически трансформируется законодателями. Так, приказом Минфина РФ № 61н от 19.04.2019 ОДДС вновь подвергся изменениям. Все они касаются заголовочной части документа:

  • Слово «по ОКВЭД» заменяется на «по ОКВЭД2»;
  • Исключены единицы в «млн. руб.» и, соответственно код 385, заполнять ОДДС предстоит только в тыс. руб.;
  • Код документа по ОКУД 0710004 изменен на 0710005.

Табличная часть формы 4 бухгалтерской отчетности в 2021 г. осталась неизменной. Применять обновленную редакцию законодатель обязывает с отчетности за 2021 год, но не возбраняется формировать ОДДС по вновь утвержденному варианту и за 2021 год. Баланс, отчет о финрезультатах и другие формы (3, 4, 6) бухгалтерской отчетности должны быть представлены в ИФНС не позднее 31.03.2020. Напомним, что подавать бухотчетность в Росстат больше не нужно – с 01.01.2020 г. ведение государственного информационного ресурса бухотчетности возложено на налоговиков.

При заполнении ОДДС следует учитывать положения ПБУ 23/2011.

Отчет о движении денежных средств: пример

В качестве примера рассмотрим ООО «Финист», которое занимается оптовой торговлей автомобилями.

Приведем основные показатели, послужившие источниками данных для заполнения строк отчета о ДДС за 2021 год:

Показатель Сумма, тыс. руб. Строка, сумма тыс. руб. Отражаемая сумма, тыс. руб.
Текущие операции
Выручка от продажи автомобилей, в т.ч. НДС 20% 150 000 4111 125 000
Получение средств от сдачи имущества в аренду, в т.ч. НДС 20% 600 4112 500
Оплата поставщикам, в т.ч. НДС 20% 90 000 4121 75 000
НДС (отражается свернуто) Исходящий: (150 000 + 600) х 20 / 120 = 25 100;

Входящий: 90 000 х 20 / 120 = 15 000

4119 10 100, т.к. исходящий НДС больше входящего: 25 100 – 15 000 = 10 100
Оплата труда 18 200 4122 18 200
Налог на прибыль 6 800 4124 6 800
Иные налоги (налог на имущество) 250 4125 (добавлена ООО «Финист» самостоятельно) 250
Итог поступлений Х 4110 135 600 (125 000 + 500 + 10 100)
Итог платежей Х 4120 100 250 (75 000 + 18 200 + 6 800 + 250)
Сальдо по блоку операций Х 4100 35 350 (135 600 – 100 250)
Инвестиционные операции
Фирме возвращен займ, выданный в 2021 году 5 000 4213 5 000
Получены дивиденды от участия в иных организациях 1 200 4214 1 200
Приобретено новое здание, оплата с НДС 20% 12 000 4221 10 000
Приобретены акции сторонней организации 2 000 4222 2 000
Отражен НДС по приобретенному зданию 2 000 4229 2 000
Итог поступлений Х 4210 6 200 (5 000 + 1 200)
Итог платежей Х 4220 14 000 (12 000 + 2 000)
Сальдо по блоку операций Х 4200 (7 800) (6 200 – 14 000)
Финансовые операции
Получен взнос в уставный капитал нового участника 200 4312 200
Выплачены дивиденды учредителям 13 000 4322 13 000
Итог поступлений Х 4310 200
Итог платежей Х 4320 13 000
Сальдо по блоку операций Х 4300 (12 800) (200 – 13 000)

В рассматриваемом примере заполнения отчета о движении денежных средств за 2021 год ООО «Финист» выглядит вполне успешным предприятием: положительный результат от текущей деятельности позволяет фирме приобрести новое здание и рассчитаться с собственниками, т.е. покрыть отрицательное сальдо по инвестиционным и финансовым операциям.

Отчет о ДДС завершается строками:

  • 4400 – общее сальдо за год: 35 350 – 7 800 – 12 800 = 14 750;
  • 4450 – остаток денег и их эквивалентов на начало года: 9 870;
  • 4500 – остаток денег и их эквивалентов на конец года: 9 870 + 14 750 = 24 620.

На 31.12.2020 в кассе и на счетах ООО «Финист» – 24 620 тыс. руб.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: