Основные характеристики платежей за пользование недрами
В рамках российского законодательства выделяется две основные системы платежей, предусматривающих пополнение государственной казны за счёт средств, поступающих от частных лиц и организаций:
- первая из них представлена налогами и сборами, порядок уплаты которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ;
- другая включает совокупность «условно неналоговых», требования к перечислению которых предусмотрены правовыми документами, разными по содержанию и юридической силе.
Платежи за недра относятся ко второй группе. Юридическая природа этих неналоговых платежей постоянно пересматривается с учётом нормативного регулирования на разных уровнях. Вырабатываются принципы и подходы к установлению единых правил взимания средств за пользование природными источниками в рамках сборов, не вошедших в систему НК РФ. Тем более, что их взыскание осуществляется как на регулярной, так и разовой основе.
Признак публичности платы за недра выражается в следующих характеристиках:
- требование по внесению содержится в законе;
- субъектами, обязательно вносящими средства, являются физические и юридические лица, которым земельные наделы предоставляются с правом распоряжения как собственникам или на праве иного владения;
- цель – пополнения бюджетов разных уровней Российской Федерации за счет неналоговых платежей.
Уплата регулярных и разовых платежей за пользование недрами
Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах». Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.
Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.
К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.
Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.
Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.
Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.
Регулярные платежи делятся на две подкатегории:
- Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
- Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.
Природные ресурсы: не налоговые платежи
Минфин России пояснил об уплате налогов и неналоговых платежей при пользовании природными ресурсами.
Государство, как собственник природных ресурсов, с целью получения определенной продукции и доходов предоставляет их в пользование юридическим и физическим лицам за плату, взимаемую в виде налогов и неналоговых платежей.
В соответствии с Налоговым кодексом в России взимаются налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду, сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биоресурсов. Федеральным законом от 19.07.2018 года № 199-ФЗ введен новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Кроме того, компании, использующие природные ресурсы, уплачивают неналоговые платежи. Рассмотрим их.
Неналоговые платежи
Платежи неналогового характера за пользование природными ресурсами включают в себя:
- платежи за пользование недрами;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- арендная плата за землю;
- плата за пользование водным объектом;
- экологический сбор.
Платежи при пользовании недрами – это совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами.
К платежам за пользование недрами относятся:
- разовые платежи. Они уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе), который уплачивается при регистрации заявки;
- регулярные платежи за пользование недрами. Они уплачиваются пользователями недр в течение периода действия лицензии, независимо от фактического проведения работ.
О регулярных платежах
Регулярные платежи за пользование недрами входят в систему обязательных неналоговых платежей, уплачиваемых пользователями недр за предоставление исключительных прав (п. 1 ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
Регулярные платежи взимаются за:
- на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
- за разведку полезных ископаемых;
- за геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- за строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
При этом регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Регулярные платежи не взимаются за:
- пользование недрами для регионального геологического изучения;
- пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение;
- разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
- разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.
Таким образом, все указанные платежи носят целевой характер, т. е. целью их введения является стимулирование экономного использования ресурсов, а также стимулирование охраны данных ресурсов.
Чиновники поясняют, что за счет бюджетных средств и, в том числе, за счет платежей за пользование природными ресурсами осуществляется финансовое обеспечение выполнения задач и функций государства, в том числе, имеющих социальный характер — финансирование социально-значимых программ образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, установления рационального режима природопользования и обеспечения здоровой среды обитания.
Контроль платежей по недрам
Регулярность и правильность внесения средств администрируется с помощью мер государственного принуждения. В качестве таковых используется прекращение права и отзыв лицензии на использование недр, а также в виде наложения штрафа. Таким образом проявляется регулирующая функция, характерная для выплат, посредством которых участники хозяйственных отношений стремятся к неукоснительному выполнению требований закона и условий взимания сборов за осуществление определенной деятельности на земельных участках.
За нарушением таких требований следует санкция. Это связано с защитой полезных ископаемых, являющихся собственностью государства, которое предоставляет право на эксплуатацию земли с целью получения прибыли. Меры негативного воздействия направлены на изъятие участков, незаконно переданным предпринимателям, с целью защиты публичных интересов при передачи объектов в частное пользование.
Платежи за использование земли не относятся ни к категории налогов, ни акциз. Их правовая природа близка к арендным платежам, предусмотренным за использование природных ресурсов при соблюдении правил о недопущении ущерба окружающей среде. У сбора за использование недр отсутствует компенсационная функция, поскольку таковая предусмотрена платой за негативное воздействие на окружающую среду.
По сути такие платежи предусматривают компенсацию государству за использование природных источников, как собственнику недр.
В заключение можно сказать о специфике подобных выплат. Среди недостатков правового регулирования можно выделить отсутствие чёткого регламента процедуры установления платежей, отсутствие определений и её содержания. Также присутствие огромного количества норм на уровне Правительства РФ и подзаконного порядка – от Минприроды РФ. Из-за этого на практике возникают проблемы с расчетом платежей при отсутствии экономически-подтвержденных обоснований, разнятся установленные на разных уровнях коэффициенты и показатели для определения базы. В противоречие вступают акты разной юридической силы. Вследствие этого требуется упорядочение, систематизация нормативных актов, приведение в соответствие положений о налогах в связи с разной правовой природой этих понятий.
Автор статьи
платежи, поступающие в форме сборов, за право пользования лесами, лесными и нелесными землями, лесными ресурсами, а также доходы от них. Взимаются в виде лесных податей и арендной платы. Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд (ст. 7 Лесного кодекса РФ). Практика оценки древесины на корню и др. лесных ресурсов имеет довольно длит. историю. В результате роста потребления древесины создавались условия для получения доходов от лесов. Бесплатное пользование лесами не отвечало интересам гос-ва, испытывавшего потребность в ден. средствах. Оно не могло оставаться в стороне от распределения прибыли от ремесел, использовавших древесину. Необходимость получения ден. средств от лесов вызывалось также увеличением расходов на их охрану и описание (лесоустройство). Финанс. затруднения, связанные с проведением генерального межевания, ускорили постановку вопроса о введении платного отпуска древесины на корню. В утвержденных в 1766 Правилах генерального межевания предусматривалось оставлять заводам и фабрикам необходимое кол-во лесных земель за установленную плату, одинаковую для всех. До этого времени лесные угодья заводам и фабрикам выделялись бесплатно. Руководствуясь экономич. соображениями (генеральное межевание развертывалось медленно), Императрица Екатерина II издала в 1769 постановление о продаже в казенных дачах древесины на делянках, оставшейся после удовлетворения потребности казны и гос. крестьян. Этим постановлением положено начало платному отпуску древесины на корню из гос. лесов. В 1782 Екатерина II отменяет указ Петра I от 1703 о выделении заповедных лесов из частного пользования. С этого времени гос-во могло брать леса из частных дач за плату по добровольному соглашению. Несмотря на принятые меры, плата за лес на корню в тот период носила случайный характер. В 1798 все «ничейные» леса объявляются государственными, учреждается Лесной департамент, в ведение к-рого передаются все леса, кроме частных. В 1799 при Императоре Павле I появляются первые лесные таксы, к-рые были одинаковыми для всех губерний, кроме Курляндской. В последующие годы таксы изменялись и уточнялись. С 1874 на страницах «Лесного журнала» стали рассматриваться теоретич. вопросы составления лесных такс. Размер лесной таксы выводился из рыночной цены лесоматериалов за вычетом издержек по заготовке и вывозке леса и процента на вложенный капитал. Стоимость лесоматериалов на рынке зависела от их качества и размера, места и времени продажи. Сложность составления лесных такс вызывалась трудностью подбора рынка с наименьшим колебанием спроса и предложения, а также подбором сортиментов, рыночная стоимость к-рых могла бы лечь в основу расчета величины такс. Лес на корню чаще всего продавался на торгах. Общая таксовая оценка определялась с учетом рыночной стоимости сортиментов. Но предварит. оценка леса по таксам изменялась на торгах. Кроме продажи леса на сруб на торгах действовали и такие формы оплаты за древесину на корню, как пошлина с изделий, акцизная система, плата за число пней от срубленных деревьев, за кол-во заготовленных материалов, за арендное содержание участков леса и т.д. Государство извлекало значит. доходы и от побочных пользований лесом. Лесная площадь сдавалась в арендное содержание для сенокошения, посева сельскохоз. культур и др. видов пользования. Лесное хозво было рентабельной отраслью. В годы советской власти лесные таксы составлялись централизованно. Первоначально устанавливалась средняя лесная такса по стране. Умножением на объем предполагаемого отпуска древесины на корню получали размер попенной платы. За все годы советской власти попенная плата не возмещала расходов на ведение лесного хоз-ва. Попенная плата и др. поступления в лесное хоз-во поступали в бюджет. Лесное хоз-во финансировалось за счет средств бюджета независимо от размера попенной платы. Средняя лесная такса с помощью коэффициентов дифференцировалась по поясам, древесным породам, категориям крупной деловой древесины, дровам и лесотаксовым разрядам (расстоянию вывозки древесины). С переходом к рынку подход к извлечению дохода от использования лесного фонда существенно изменился. В Основах лесного законодательства РФ (1993) все П. за п.л.ф., в т.ч. и за древесину, отпускаемую на корню, названы лесными податями. Лесные ресурсы стали передаваться в аренду сроком до 50 лет и продаваться на торгах. Согласно ст. 3 Лесного кодекса РФ (1997) Правительство РФ устанавливает минимальные ставки платы за древесину на корню. Органы власти субъектов РФ могут увеличивать средние минимальные ставки лесных податей по согласованию с территориальными органами управления лесным хозяйством. Ставки лесных податей устанавливаются органами гос. власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами управления лесным хоз-вом в соотв. субъектах РФ или определяются по результатам лесных аукционов (ст. 104 Кодекса). Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. Арендная плата состоит из лесной подати, к-рая может увеличиться по договоренности сторон. Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых арендатором, осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке за свой счет; за такую же древесину, заготавливаемую лесхозами за счет бюджетных ассигнований. Миним. ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 февр. 2001 № 127. Они применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и пр. рубок в лесах РФ. При заготовке древесины по рубкам промежуточного пользования ставки прейскуранта уменьшаются в 2 раза. Миним. ставки построены с учетом возмещения затрат на ведение лесного хозяйства, включают в себя налог на землю и состоят из минимальных ставок для осн. лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым районам, и минимальных ставок для неосновных лесных пород. Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине с делением деловой древесины по размерам (категориям крупности древесины), а также расстояния вывозки (лесотаксовым разрядам). Распределение лесов по лесотаксовым разрядам устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов управления лесным хоз-вом. Леса РФ распределены на 49 лесотаксовых районов. В каждом лесотаксовом р-не выделяются адм. р-ны, к к-рым приписывают соотв. лесхозы. Cумма лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%). Часть средств, поступающих в бюджеты субъектов РФ, направляется соотв. территориальному органу управления лесным хоз-вом на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми региональным органом управления лесным хоз-вом. Для обеспечения финансирования расходов на воспроизводство лесов за счет бюджетов субъектов РФ органы гос. власти субъектов РФ могут устанавливать дополнит. ставки лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню. Значительная часть расходов на ведение лесного хоз-ва финансируется за счет федерального бюджета (расходы на содержание территориальных органов управления лесным хоз-вом, национальных парков, на осуществление мероприятий по охране лесов и борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, лесоустройство и др. мероприятия). Древесина, отпускаемая на корню, может продаваться на торгах (70% дополнительных поступлений лесных податей, полученных на торгах, направляется на финансирование лесного хоз-ва). Ставки за пользование лесным фондом (кроме древесины) устанавливаются органами гос. власти субъектов РФ и местными органами власти. Вся выручка за использование этих видов лесного фонда поступает в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты или непосредственно лесхозам. Участки лесного фонда могут предоставляться Правительством РФ в концессию иностранным юридическим лицам для ведения лесозаготовок.