Учреждению передан земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Как учитывать этот участок: за балансом или на балансе? Как оформить принятие к учету земли в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Ответы на эти вопросы вы найдете в статье экспертов 1С.
Пунктом 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в редакции от 12.10.2012, установлено, что земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе, расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации).
Статьей 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования его деятельности;
- доходы;
- расходы;
- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Если за учреждением закреплено право пользования земельным участком, то земельный участок является активом и должен учитываться на балансе учреждения.
Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н внесены соответствующие изменения в пункт 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н, теперь земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), должны учитываться на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации).
Пунктом 2 приказа Минфина России от 29.08.2014 № 89н установлено, что изменения, утвержденные данным приказом, применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета.
Таким образом, до 31 декабря 2014 года учреждениям следует списать с забалансового учета земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), и поставить их на баланс – на счет 103 11 «Земля — недвижимое имущество учреждения». По разъяснениям методологов Минфина России данные операции следует оформить бухгалтерской справкой ф.0504833.
Статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Таким образом, для выявления фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверки полноты отражения в учете в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» необходимо провести инвентаризацию земельных участков, в том числе расположенных под объектами недвижимости. Если у учреждения есть в наличии документы (свидетельства), подтверждающие право пользования земельным участком, на основании результатов инвентаризации следует списать объект с забалансового учета и поставить на баланс по кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 20 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н) принятие к учету согласно Акту о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов, выявленных при инвентаризации, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010311330, 010312330, 010313330) и кредиту счета 040110180 «Прочие доходы».
Следует отметить, что если у учреждения земельный участок учитывается за балансом, возможно, он учитывается как имущество казны на балансе у соответствующего органа по управлению имуществом. Один и тот же объект не должен одновременно учитываться на балансах учреждения и казны. Списание с баланса казны и принятие на баланс учреждения должно производиться согласованно.
Счета в 2021 г в казенном учреждении
В новой редакции Приказ № 209н нужно применять, в основном, при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, а также составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2021 год
Однако есть ряд исключений, которые применяют при ведении учета уже в 2021 году и составлении указанной отчетности за 2021 год.
В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.
Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2021 г. № 63-ФЗ.
Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.
Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.
А вот уточненные декларации за периоды до 2021 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.
После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).
Начиная с уплаты налога за 2021 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):
- не позднее 1 марта — годовой платеж;
- до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.
Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2021 г. № 325-ФЗ.
С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:
- в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
- действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
- внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.
Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
- Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
- Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н
В 2021 году ряд отчетов в ФНС и ПФР необходимо сдавать по обновленным формам:
- 6-НДФЛ за I квартал — не позднее 30 апреля;
- РСВ за 2021 год не позже 1 февраля;
- декларацию по НДС за IV квартал 2021 года – не позже 25 января;
- декларацию по налогу на прибыль за 2021 год – до 29 марта включительно.
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2021-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2021 № 174н или от 23.12.2021 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Новый ОКОФ применяется только для зданий, сооружений и помещений, которые введены в эксплуатацию и поставлены на учет после 1 января 2021 года. Пересматривать группы ранее полученного имущества не надо, для них сохраняется прежняя классификация.
При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».
Документальным подтверждением проведения государственной регистрации возникновения и перехода права служит свидетельство о государственной регистрации прав. Его форма приведена в приложении 14 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в Единый госреестр прав.
Принятие к учету земельных участков на счет 103.11 по результатам инвентаризации оформляется документом «Безвозмездное поступление НПА» (меню «ОС, НМА, НПА – Учет непроизведенных активов» главного меню программы, интерфейс «Полный») с хозяйственной операцией «Оприходование излишков НПА по результатам инвентаризации».
Статьей 11 Федерального закона от 06.12.2021 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Согласно пункту 334 Инструкции № 157н «аналитический учет по счету 01 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) имущества по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), указанным в акте приема-передачи (ином документе)».
Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2021 и в 2021 году
Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что зарегистрированное право государственного (муниципального) учреждения на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав.
Понятие «земля» включает в себя объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т. п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов (п. 79 Инструкции № 157н).
Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.
- одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
- имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
- если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
- обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
- если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.
Например, если организация в феврале 2021 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2021 года.
Эти изменения не касаются обязательств учреждений перед ФНС. Как и ранее, годовые бухгалтерские отчеты сдают на бумажных носителях либо в электронном формате. Срок остался прежним — не позднее 3 месяцев с окончания отчетного периода, то есть до 31 марта. Но 31.03.2021 — воскресенье, следовательно, отчитываемся перед ФНС до 01.04.2021.
Обновления бухгалтерской отчетности учреждений бюджетной сферы скорректировали не только бланки, но и формат предоставления информации. Абсолютно новое в бюджетном учете в 2021 году для бюджетных учреждений — правило электронных отчетов. Теперь бюджетники формируют отчетность только в электронном виде. Эти коррективы были подписаны Президентом РФ и опубликованы 28.11.2021 (изменения в закон № 402-ФЗ).
- Отчет о движении денежных средств — Приказ № 278н. Нормативы этого ПБУ следует применять к отчетности за 2021 год, но имеется исключение. Отчетную информацию о производных финансовых инструментах следует отражать в отчетности только за 2021 год.
- Учетная политика, оценочные значения и ошибки — Приказ № 274н. Положения этого НПА следует применять с начала нового года. Учетную политику учреждения на 2021 г. придется составлять уже по новым правилам.
- Доходы — Приказ № 32н. Устанавливает общие положения и требования к оценке и признанию такого объекта бухгалтерского учета, как доходы.
- События после отчетной даты — Приказ № 275н. Норматив определил ключевые инструкции об отражении событий, возникших после отчетной даты. Повторимся, что инструкции следует применять при составлении отчетности за 2021 г.
- Влияние изменений курсов иностранных валют — Приказ № 122н. Нововведения регламентируют порядок определения стоимости валютных объектов бухгалтерского учета.
Каким будет новый федеральный бюджет на три года
Принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года
Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2021 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 115 533 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18 765 101 678,2 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 21 520 068 140,5 тыс. рублей;
3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 18 315 272 293,1 тыс. рублей;
4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 72,0 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро;
5) дефицит федерального бюджета в сумме 2 754 966 462,3 тыс. рублей.
2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 124 223 млрд рублей и 132 822 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года) и 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 20 637 497 128,9 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 702 650 667,8 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 22 262 676 600,8 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 787 335 156,2 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 21 884 992 095,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 547 124 802,4 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 23 671 297 852,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 183 564 892,6 тыс. рублей;
3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 20 519 245 962,7 тыс. рублей и на 1 января 2024 года в сумме 22 946 941 124,0 тыс. рублей;
4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 73,2 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро, и на 1 января 2024 года в сумме 73,6 млрд долларов США, или 60,9 млрд евро;
5) дефицит федерального бюджета на 2022 год в сумме 1 247 494 967,0 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 1 408 621 251,8 тыс. рублей.
Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Изменения 2021 по земельному налогу
Обоснование вывода: При подготовке ответа мы не даем. 26 июля 2021 По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: В зависимости от условий договора недвижимое (часть инвентарного объекта) и движимое имущество, переданное в аренду, учитывается на забалансовом счете 25
«Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»
.
Счет 0 111 40 000 «Право пользования.
25 июля 2021 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Факт причинения ущерба имуществу, полученному учреждению в безвозмездное пользование, подлежит отражению
В этом случае учреждение не вправе использовать его для административной работы.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества ( ст. 582 ГК РФ).
лица могут учитываться основные средства, которые переданы ему в управление оперативного или в хозяйственного ведения.
Его платит балансодержатель. Уточним, за какое имущество категории плательщиков обязаны платить налог:
- в части тех основных средств, которые учтены в балансе, юридические лица, как российские, так и иностранные, ведущие свою финансово-хозяйственную деятельность в пределах России с участием представительства; в части расположенного в России и находящейся в их собственности недвижимости и иные иностранные юр. лица без постоянного представительства в РФ.
С начало налогового периода в 2021 году, движимое имущество организаций не признается налогообложению. В список необлагаемого имущества входят объекты (п.
Согласно пункту 4 Стандарта «Доходы»: «Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.
» В соответствии со Стандартом «Доходы»: «Доходы от межбюджетных трансфертов — доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемых с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете по факту возникновения права на их получение доходами будущих периодов.
4, ст. 374 НК РФ): Имеющие официальный статус и отнесенные к культурному наследию народов России (произведения живописи, скульптуры, памятники культуры и истории, и иные, перечисленные в Федеральном законе от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).
25 Стандарта «Доходы»)
В прежней редакции инструкции были приведены счета аналитического учета для отражения операций с основными средствами. Теперь такой перечень убрали, представив его в приложении 1 к Инструкции № 162н и оставив без изменения.
Важно помнить общее правило: отчитываться по итогам годауч необходимо не позже, чем за 15 дней до срока отчетности учредителя. Обратите внимание, что в составе годовой отчетности есть и квартальная, и месячная.
Их сдают обычно раньше. Направлять учредителю необходимо все формы, даже если показатели отсутствуют. При составлении и сдаче годовой отчетности за 2021 год следует учесть поправки, внесенные:
Также помните, что главный бухгалтер обязан подписать формы только в той части, финансовые показатели в которой основаны на сведениях бухучета. Бухгалтерам госучреждений (в том числе казенных) при составлении отчетности необходимо соблюдать две основополагающие инструкции:
- о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную и поправками
Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.
Напомним, в силу п. 11.
1 Порядка № 209н расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
В прежней редакции инструкции были приведены счета аналитического учета для отражения операций с основными средствами. Кроме того, скорректированы следующие проводки: операции Дебет Кредит Изменения Принятие к учету объектов основных средств
Общие положения по переходу
В первых абзацах Методических рекомендаций [3] чиновники обратили внимание на то, что положения Приказа Минфина РФ № 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014. Между тем они не исключали, что в 2014 году возможно применение изменений Инструкции № 157н в более ранние сроки, если это было предусмотрено актами субъекта учета, устанавливающими организацию ведения бухгалтерского учета в учреждении, то есть учетной политикой организации. Учреждение вправе было принять решение о переходе на применение как всех новых положений Инструкции № 157н, так и только отдельных:
- по организации в учреждении ведения бухгалтерского учета и осуществления внутреннего контроля над совершаемыми фактами хозяйственной жизни;
- по порядку проведения инвентаризации имущества;
- по ведению учета отдельных объектов активов, обязательств, иных объектов учета;
- по применению рабочего плана счетов учреждения и иных положений методологии.
При этом следовало исходить из:
- условий проведения инвентаризаций имущества по активам и обязательствам;
- организационно-технической готовности учреждений (не позднее 31.12.2014).
Как отмечается в п. 1 Методических рекомендаций, независимо от даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н учреждениям необходимо учитывать, что при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами субъектами учета, изменяется учетная политика. Поэтому, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказа Минфина РФ № 89н, необходимо внести соответствующие изменения в свою учетную политику 2014 года. В частности, в:
- рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- аналитический учет, в том числе в виде дополнительной детализации видов поступлений, выбытий (по КОСГУ) [4] ;
- порядок взаимодействия бухгалтерии (структурного подразделения,
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд регламентируются главой VII.1 Земельного кодекса РФ, а также статьями 279–281 Гражданского кодекса РФ.
Земельные участки изымаются в исключительных случаях, перечисленных в статье 49 Земельного кодекса РФ. Государственные (местные) власти обязаны уведомить об этом собственника земельного участка.
За земельные участки, которые изымают для государственных нужд, положено возмещение. Получить его может не только собственник, но и правообладатель (пользователь).
Размер возмещения, сроки передачи земельного участка и другие условия изъятия оговариваются в соглашении с собственником земли. Размер возмещения включает:
- рыночную стоимость земельного участка;
- рыночную стоимость недвижимости на этом земельном участке;
- сумму убытков, причиненных изъятием (в т. ч. упущенную выгоду).
Такой порядок установлен статьями 279 и 281 Гражданского кодекса РФ, 56.8 и 56.9 Земельного кодекса РФ.
Списывайте земельный участок с учета на дату прекращения права собственности на него. Балансовую стоимость земельного участка при его списании отразите в составе прочих расходов, а полученное за него возмещение – в составе прочих доходов.
Такой вывод следует из пункта 12 ПБУ 9/99, пункта 16 ПБУ 10/99, пункта 31 ПБУ 6/01.
По общему правилу выбывающий объект основных средств списывается с учета по остаточной стоимости. Поскольку земельные участки не подлежат амортизации (абз. 5 п. 17 ПБУ 6/01), их остаточная стоимость на момент изъятия равна первоначальной. В связи с этим нет необходимости при выбытии земельного участка открывать к счету 01 отдельный субсчет «Выбытие основных средств».
Операции, связанные с выбытием земельного участка в результате изъятия, отразите следующими проводками:
Дебет 91-2 Кредит 01 – отражено выбытие земельного участка;
Дебет 76 Кредит 91-1 – отражена в составе прочих доходов сумма возмещения (выкупной цены) за изъятие.
Непроизведенные активы все так же остаются скорее экзотикой, чем обычным явлением в бюджетном учете. Тем не менее бухгалтерам приходится соприкасаться с этой темой. Письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 02-14-10a/1406 порадовало многих бухгалтеров, ломавших голову над учетом земельных участков.
Н.И. ЛЕЙМАН, О.В. ГОРШЕНИНА Юридический аспект При решении вопроса об отражении в учете стоимости земельного участка необходимо руководствоваться не только Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, но и нормативно-правовыми актами по разграничению, пользованию и владению собственностью на землю, а также по операциям, связанным с ее продажей, приобретением. Это в частности:
– Земельный кодекс; – Гражданский кодекс; – Закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ).
Отражение переноса остатков по счетам.
С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н, рабочий план счетов автономного учреждения дополнен новыми балансовыми счетами:
Проводки в бюджете. Таблица 4
Номер счета | Наименование |
205 82 | «Расчеты по невыясненным поступлениям» |
209 30 | «Расчеты по компенсации затрат» |
209 40 | «Расчеты по суммам принудительного изъятия» |
209 83 | «Расчеты по иным доходам» |
210 11 | «Расчеты по НДС по авансам полученным» |
210 12 | «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» |
401 60 | «Резервы предстоящих расходов (по видам расходов)» |
500 90 | «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» |
502 07 | «Принимаемые обязательства» |
502 09 | «Отложенные обязательства» |
Таким образом, поскольку вводятся новые счета, необходимо отразить перенос остатков по данным счетам.
В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по доходам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:
Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 5
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по ущербу, подлежащему возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)* | 0 209 30 000 | 0 205 30 000 |
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев* | 0 209 40 000 | 0 205 40 000 |
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг* | 0 209 40 000 | 0 205 40 000 |
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по реализации имущества ввиду принятия решения о списании объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)* | 0 209 74 000 | 0 205 74 000 |
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по иным доходам, не связанным с выполнением договоров, соглашений, в том числе по предоставлению субсидий, а также с выполнением учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций* | 0 209 83 000 | 0 205 80 000 |
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по начисленным процентам за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате или неосновательного получения или сбережения, а также начислениям по возмещению упущенных выгод* | 0 209 83 000 | 0 205 80 000 |
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по невыясненным поступлениям* | 0 205 81 000 | 0 205 82 000 |
Отражен перенос остатков в сумме расчетов по налоговым вычетам по НДС в части налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)* | 0 210 11 000 | 0 210 01 000 |
Отражен перенос остатков в части сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащих вычету* | 0 210 12 000 | 0 210 01 000 |
* В случае наличия на дату перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н кредитовых остатков по расчетам в части указанных доходов перенос показателей расчетов осуществляется обратными корреспонденциями по аналогии с приведенными выше.
После проведения инвентаризации в АУ на счете 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» числилась общая сумма входного НДС – 25 678 руб., которая по данным налогового учета складывалась из двух сумм:
- суммы налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, – 5 325 руб.;
- суммы налога, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащей вычету, – 20 353 руб.Перенос остатков был оформлен справкой (ф. 0504833).
В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:
Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 6
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражен перенос остатков в части НДС по предварительной оплате | 2 210 11 000 | 2 210 01 000 | 5 325 |
Отражен перенос остатков в части входного НДС при приобретении товаров от поставщиков | 2 210 12 000 | 2 210 01 000 | 20 353 |
В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по обязательствам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:
Таблица 7
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В части расчетов по обязательствам | ||
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по предварительным оплатам в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенным контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы | 0 209 30 000 | 0 206 00 000 |
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по перечисленным обеспечениям заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечениям исполнения договоров, государственных (муниципальных) контрактов, иных залоговых платежей, задатков | 0 210 05 000 | 0 206 00 000 |
Отражен перенос остатков в сумме своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц, по которой на дату перехода осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания физическим лицом – должником удержаний, а также по работникам, с которыми прекращены трудовые отношения | 0 209 30 000 | 0 208 00 000 |
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по выплатам пособий, пенсий, компенсаций, своевременно не полученной получателями указанных выплат | 0 302 00 000 | 0 304 02 000 |
Отражен перенос остатков в сумме ущерба в объеме задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск, выявленной при инвентаризации* | 0 209 30 000 | 0 401 10 130 |
* C одновременным отражением исправительных бухгалтерских записей по соответствующим счетам расчетов 0 302 00 000 «Расчеты по обязательствам», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях
- Вы можете задать вопросы эксперту и получить исчерпывающие ответы
- Обсудить с коллегами последние изменения и их практику
- Вы можете получить 10 часов повышения квалификации ИПБ
- Можно пройти обучение в онлайн режиме, мы организуем трансляцию и возможность задать вопрос
- Харизматичный преподаватель с беспрецедентным опытом
- Уютная атмосфера для комфортного получения знаний, кофе и вкусные кофе-брейки
Бухгалтер-практик, аттестованный профессиональный бухгалтер, аттестованный преподаватель Института Профессиональных Бухгалтеров России по бухгалтерскому учёту государственных (муниципальных) учреждений, преподаватель СИУ РАНХиГС, известный лектор в СФО по вопросам организационно-правовых особенностей деятельности государственных и муниципальных учреждений (казенных, бюджетных, автономных), бухгалтерского и налогового учета, оплаты труда (г. Новосибирск)
I. Обширные изменения с 2021 года для государственных муниципальных учреждений по единому плану счетов № 157н и по инструкциям по бухгалтерскому учету № 174н, № 183н, № 162н, № 52н
1. Новые требования по аналитическому учету на счетах дебиторской, кредиторской задолженности, на дополнительных забалансовых счетах.
2. Новые требования по порядку и отражению в бухгалтерском учете переоценки до справедливой стоимости нефинансовых активов, межбюджетные передачи.
3. Новые требования по отражению на забалансовом учете нефинансовых активов при признании не активами и восстановлении на балансовом учете на основании решения собственника об их дальнейшем использовании.
4. Применение новых счетов с 2021 года по исправлению ошибок прошлых лет. Практические примеры применения по различным хозяйственным операциям.
5. Новое в принятии к бухгалтерскому учету расчетов по недостачам, компенсации затрат и иным доходам.
6. Изменение в учете по забалансовым счетам: материальные ценности на хранении, полученные в пользование, бланки строгой отчетности, призы, кубки, награды и т.д.
7. Изменения по порядку ведения кассовых операций, денежных документов.
II. Разъяснения МФ РФ по практике применения принятых федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций бюджетной сферы
1. Разъяснения МФ РФ по отражению в бухгалтерском учете возмещения затрат по концессионному соглашению.
2. Ситуации безвозмездного пользования имуществом по которым не применяется СГС от 31.12.16 № 258н «Аренда».
3. Обязано ли учреждение всегда применять счет 10634 при оприходовании запасов.
4. Принятие к бухгалтерскому учету металлолома оставшегося после ремонта.
5. Документальное оформление отпуска материалов.
6. Учет медицинских перчаток, масок, медицинских изделий.
7. По какой стоимости учитывать актив, если к поставщику применены штрафные санкции.
8. Отражение в бухгалтерском учете расходов на судебную экспертизу.
III. Необходимые мероприятия для перехода к новым стандартам бюджетной сферы в 2021 году
1. Готовимся к новому отражению нематериальных активов с 2021 года в соответствии с федеральным стандартом утвержденным приказом МФ РФ от 15.11.2019г № 181н, методическими рекомендациями и изменениями в инструкции по бухгалтерскому учету:
— инвентаризация объектов нематериальных активов, прав пользования у субъектов бухгалтерского учета на программное обеспечение и базы данных;
— признание на разных балансовых счетах в зависимости от условий пользования по договору;
— прекращение признания на забалансовых счетах, в расходах будущих периодов;
— новая аналитика отражения в бухгалтерском учете исключительных и неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности;
— создание нематериальных активов собственными силами;
— новый порядок начисления амортизации на нематериальные активы.
2. Определение состава связанных сторон и их отражение в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с методическим рекомендациям к СГС «Информация о связанных сторонах» от 30.12.2017г № 277н.
3. Непроизведенные активы: новая аналитика, оценка при первоначальном признании, субъекты отражения в бухгалтерском учете непроизведенных активов, переоценка. Учет земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Минфин с 2021 года ввёл новую подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По ней надо отражать доходы от возмещения ФСС затрат на:
- мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сотрудников;
- санаторно-курортное лечение тех из них, кто работает во вредных или опасных условиях.
Отметим, что в 2021 году эти поступления относили на подстатью 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат».
А вот из состава затрат по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда» убрали пособия, которые работодатели оплачивают за счет ФСС. Это связано с переходом с 2021 года всех регионов России на принцип прямых выплат от ФСС (без зачёта).
По какой стоимости учитывать земельные участки, собственность на которые не разграничена?
В соответствии с п. 71 Инструкции № 157н земельные участки, по которым собственность не разграничена, учитываются по: их кадастровой стоимости, при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка — по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, при невозможности определения такой стоимости, — в условной оценке, один квадратный метр -1 рубль.
В соответствии с п. 80 Инструкции № 157н единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является инвентарный объект. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции № 157н).