Расчеты по имущественным налогам: учет в учреждении


Расчеты по налогу на имущество.

Для учета расчетов по налогу на имущество организаций применяется счет 0 303 12 000.

Порядок исчисления, удержания и уплаты данного налога установлен гл. 30 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Критерии отнесения имущества государственных (муниципальных) учреждений к основным средствам определены п. 7, 8 ФСБУ «Основные средства»[3].

При отнесении основных средств к движимому или недвижимому имуществу в целях налогообложения следует учитывать рекомендации из писем ФНС РФ от 28.08.2019 № БС-4-21/[email protected], от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/[email protected], Минфина РФ от 09.07.2019 № 03-05-05-01/50498, от 03.07.2019 № 03-05-05-01/48946.

Расчет суммы налога по имуществу, находящемуся у учреждений на праве оперативного управления, осуществляется по общим правилам – исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1, 3 ст. 375 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.04.2019 № 03-05-05-01/22907, от 25.02.2019 № 03-05-04-01/11984, от 13.12.2017 № 03-05-05-01/83122).

Налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому организациями бюджетной сферы в качестве объектов основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС РФ от 30.04.2019 № БС-4-21/[email protected]).

Для отдельных организаций ст. 381 НК РФ установлены льготы по налогу на имущество. Они могут предусматриваться и законами субъектов РФ.

Ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций утверждаются законами субъектов РФ. При этом ставка налога не может превышать 2,2 % (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам календарного года. При этом по итогам каждого квартала организации исчисляют авансовые платежи по налогу (в случае если такие платежи предусмотрены законами субъектов РФ). Сроки и порядок уплаты налога (авансовых платежей) также устанавливаются на региональном уровне (п. 1, 2, 4 ст. 382, п. 1 ст. 383 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет исчисленных сумм налога на имущество (авансовых платежей) отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции Казенные учреждения Бюджетные (автономные) учреждения
Дебет Кредит Дебет Кредит
Начислен налог на имущество 1 401 20 291

1 109 xx* 291

1 303 12 731 0 401 20 291

0 109 xx 291

0 303 12 731
Уплачен налог в бюджет 1 303 12 831 1 304 05 291 0 303 12 831 0 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 / подстатья 291 КОСГУ)

* Здесь и далее: в таблице вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код.

В бюджетном учреждении культуры по итогам 2021 года начислен налог на имущество в сумме 13 000 руб. Налог выплачен за счет субсидии на выполнение государственного задания. При расчете объема субсидии эти затраты отнесены в состав расходов на содержание недвижимого имущества.

В соответствии с Инструкцией № 174н[4] в учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислен налог на имущество (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации) 4 401 20 291 4 303 12 731 13 000
Перечислен налог в бюджет 4 303 12 831 4 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 / подстатья 291 КОСГУ)

13 000

Как отражается имущество организации в бухгалтерском учете

Если коротко ответить на вопрос, в чем состоит учет имущества организации, то можно назвать три основные позиции, которые относят к этой категории:

  • денежные средства (наличные и безналичные, на счетах и в кассе);
  • материальные активы (основные средства и малоценные активы);
  • нематериальные активы.

Каждый объект имущества имеет свою локализацию на определенном счете баланса. Эта локализация зависит от многих факторов. В частности, от стоимости. То имущество, стоимость которого составляет менее 40 000 рублей, но срок его использования превышает календарный год, называется малоценным. Его учитывают на счетах 10, 11 и 15. Оприходование выражается стандартной бухгалтерской проводкой Д10-К60.

Те же активы, которые нельзя отнести к малоценным и которые организация считает своими основными средствами, имеют ряд отличительных характеристик:

  • это имущество используется для создания товара, который будет в дальнейшем продан, а также для оказания услуг (выполнения работ);
  • эксплуатация такого имущества возможна в течение длительного (более года) срока;
  • балансовая стоимость имущества составляет более 40 000 рублей.

Основные средства оприходуются проводкой:

Дебет 08 – Кредит 60 (Покупка у поставщика и отнесение к основным средствам).

Далее стоимость основных средств списывается в дебет счета 01.

И основные средства, и малоценные активы относятся к активам материальным. То есть предметы, которые имеют свое материальное выражение и локализуются в пространстве. Их можно потрогать, увидеть, использовать. Но есть и те активы, которые также имеют ценность и способны принести доход своему владельцу, а зачастую – немалый доход, однако вещественной физической формы они не имеют. Эти активы принято считать нематериальными. И к ним относят:

  • интеллектуальные права;
  • права на использование природных ресурсов;
  • деловую репутацию организации;
  • организационные расходы.

Нематериальные активы не имеют физической формы, но способны приносить предприятию экономические выгоды.

Как изменится налог на имущество в 2021 году

В 2021 году приняли несколько законов, которые повлияли на порядок налогообложения имущественным налогом. Среди изменений можно выделить следующие:

  • Обновили форму декларации по налогу на имущество — новый бланк нужно использовать уже для отчетности за 2021 год (Приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/). В новой форме учтены коронавирусные льготы, а также добавлены особые строи для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
  • Появились новые коды федеральных и региональных льгот, связанные с коронавирусом.
  • Больше неважно, учтена ли недвижимость как основное средство, налог платить все равно придется, если регион не решит иначе.
  • Увеличен список недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Теперь это все объекты, которые облагаются налогом на имущество физлиц. К старым объектам добавились жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения на участках для личного хозяйства или ИЖС.
  • Бухгалтерам больше не нужно сдавать авансовые расчеты по налогу, их отменили с 1 января 2021 года.
  • Декларацию по налогу можно сдавать централизованно. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору.

Как вести учет источников имущества организации

Учет имущества организации подразумевает выделение источников формирования такой собственности. Все источники можно подразделить на две основные группы – собственные средства и привлеченные ресурсы. Часто имущество у предприятия появляется благодаря использованию собственного капитала. Организация создает оборудование и на средства от его продажи обновляет станочный парк: пополняет перечень основных средств, с помощью которых извлекает прибыль в дальнейшем. Но не всегда собственного капитала хватает на масштабную деятельность. Особенно трудно осуществить разработанный бизнес-план на начальном этапе, когда таких средств очень мало. Нередко компания привлекает ресурсы с помощью заключения договоров займа с кредитными организациями, а также с партнерами по бизнесу. С точки зрения бухгалтерского учета имуществом, сформированным за счет заемных средств, считается также та собственность, которая приобретена предприятием на условиях отсрочки или рассрочки платежа. Иными словами, контрагент кредитовал организацию на сумму стоимости поставленных материальных ценностей, оказанных услуг.

Крайне сложно осуществлять предпринимательскую деятельность, не используя привлеченное финансирование. По правде говоря, не бывает таких организаций, которые работали бы без привлечения заемных средств.

Читайте материал по теме: Бухгалтерское обслуживание компаний

Далее рассмотрим, каким бывает собственный и заемный капитал и из чего он состоит.

Каждое предприятие имеет на балансе определенное имущество. Но не всегда оно полностью оплачено компанией. То есть часть собственности, как мы уже говорили, может формироваться за счет заемных средств. Поэтому из стоимости имущества организации следует вычесть величину ее обязательств, и тогда вы получите чистую стоимость имущества – то есть собственный капитал предприятия. Он состоит из нескольких частей:

  • Уставный капитал формируется на стадии образования предприятия из вкладов учредителей. Процентное соотношение этих вкладов и их величина не оговорены законом, существует только минимальная граница уставного капитала – 10 000 рублей. Если собственники компании не наберут эту сумму изначально, то зарегистрировать организацию у них не получится.
  • Добавочный капитал – это величина, образовавшаяся в результате дооценки внеоборотных активов, которая периодически производится в рамках учета имущества организации. В целом способами возникновения дополнительного капитала могут стать: переоценка основных средств по итогам инфляционных процессов, которая привела к увеличению их стоимости;
  • результат конвертаций в отечественную валюту взносов заграничных собственников в уставный капитал компании, итог влияния курсовых разниц на оценку стоимости имущества общества. День регистрации предприятия и день фактической оплаты уставного капитала не всегда совпадают. Именно поэтому на день регистрации вклад учредителя был оценен одной суммой, а на момент оплаты эта сумма могла существенно возрасти из-за изменения курса валюты;
  • появление эмиссионного дохода у акционерного общества в тех случаях, когда реальная стоимость проданных акций превышает их номинальную стоимость. Обратная ситуация при первичном выпуске акций просто недопустима. А продажа по цене выше номинальной – распространенная вещь.
  • Резервный капитал – капитал, сформированный резервными фондами, которые создаются специально для покрытия убытков и выкупа собственных акций либо погашения облигаций. Предприятие может организовать такой фонд, если это предусмотрено его учредительными документами. Осуществляется это за счет чистой прибыли. Нередко компании намеренно создают резервы (резервируют свои финансы) на случай оплаты годовых премий, отпускных отчислений, необходимости проведения ремонта и так далее.
  • Прибыль – остаточные средства после уменьшения полученных доходов на сумму понесенных расходов. Прибыль имеет свойство накапливаться в процессе функционирования предприятия. Поэтому в бухгалтерском учете различается прибыль текущего отчетного года (рассчитываемая с 1 января текущего года по момент произведения расчета), а также прибыль прошлых лет (накопившаяся с момента создания предприятия по 31 декабря прошедшего финансового года).
  • Целевое финансирование – это те деньги, которые перечисляют различные специализированные фонды, организации, органы власти на совершение конкретных мероприятий. Могут быть выделены бюджетные средства, к примеру на проведение научных исследований или на строительство социально значимого объекта, организацию международной конференции и прочие нужды. Целевое финансирование может осуществляться в виде грантов, субсидий и других вливаний со стороны государства и третьих лиц.
  • Заемный капитал используется при недостатке собственных средств. Ничего зазорного и предосудительного нет в том, чтобы использовать их. Обязательства организации тоже считаются заемными средствами. Эти обязательства включают в себя следующие группы привлеченных ресурсов:
      Кредитная задолженность– обязательства организации перед контрагентами. Это может быть задолженность по расчетам с партнерами, а может быть – обязанность распределения ВВП.
  • Кредиты банков – обязательства в рамках договоров с кредитными организациями.
  • Займы – финансовые обязательства, полученные в результате заключения с небанковскими организациями договоров займа. Сюда же относят средства, полученные в результате выпуска и продажи облигаций предприятия. Займы могут быть процентными и беспроцентными. Это существенно отличает их от кредитов.
  • Законодательные основы

    Плательщиками налога на имущество признаются все юридические лица, в собственности которых находятся налогооблагаемые объекты. Чиновники предусмотрели послабления. Так, к примеру, компании, перешедшие на специальные режимы налогообложения, освобождены от уплаты имущественного сбора (ИС).

    Однако и в данном правиле есть исключения. Предприятия и организации, применяющие специальные режимы, обязаны уплачивать ИС, если в их собственности есть особые виды имущества. Перечень данных категорий объектов основных средств утверждается органами законодательной власти субъектов РФ.

    Так как ИС — это региональный налог, то власти субъекта вправе утвердить и отчетные периоды по фискальному платежу. Это значит, что налогоплательщики, помимо обязательного итогового платежа (уплачивается один раз в год по итогам налогового периода — года), могут перечислять авансовые расчеты в бюджет.

    Узнать, какая периодичность платежей установлена в вашем регионе в 2021 году, можно на официальном сайте ФНС.

    При начислении налога на имущество проводки должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учетах. Причем составление бухгалтерских записей имеет свои особенности. О них расскажем далее.

    Плательщики

    • Юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории РК;
    • Индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК;
    • Концессионер;
    • Физические лица, имеющие объект налогообложения.

    Плательщиком налога на имущество может быть признано структурное подразделение по тем объектам, которые соответствуют месту нахождения структурного подразделения.
    Не являются плательщиками:

    • Крестьянские или фермерские хозяйства, юридические лица-производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), налогооблагаемый доход которых облагается по ставке 10%, применяющие общеустановленный порядок налогообложения – по объектам обложения, используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной с/х продукции;
    • Государственные учреждения;
    • Государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного государственного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;
    • Религиозные объединения;
    • Физические лица:
    • Военнослужащие срочной службы на период прохождения срочной службы (учебы);
    • Герои Советского Союза, многодетные матери, отдельно проживающие пенсионеры и другие категории, указанные в пп. 1) п. 2 ст. НК РК – в пределах 1 000 кратного МРП от общей стоимости объектов;
    • Участники ВОВ и приравненные к ним лица, инвалиды I и II групп – в пределах 1 500 кратного МРП от общей стоимости объектов;
    • Лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны и другие категории, указанные в пп. 2) п. 2 ст. НК РК – в пределах 1 500 кратного МРП от общей стоимости объектов;
    • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей — на период до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

    Особенности расчета при кадастровой оценке

    В 2013 году принят закон, согласно которому, в будущем недвижимое имущество будет оцениваться по кадастровой стоимости. Процесс этот постепенный, но уже начался с 2014 года в отдельных регионах и по отдельным видам недвижимости (офисная, торговая и проч.). Но уже в скором времени такой порядок будет внедрен на всей территории РФ.

    Такой налог на имущество порядок расчета имеет прежний. Однако есть особенности переходного периода. Например, если кадастровая оценка произведена на все здание, а у организации во владении только его часть. Для расчета налоговой базы бухгалтеру надо будет сначала определить долю владения в общей площади здания (в процентах или дробях – не важно), а затем умножить полученный результат на сумму общей кадастровой стоимости.

    Льготы при уплате налога на имущество в 2021 году

    Для некоторых видов организаций применяются льготы, освобождающие от уплаты налога на имущество (см. статью 381 НК РФ):

    • организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
    • «сколковцы», протезно-ортопедические предприятия, адвокатские и юридические консультации, государственных научные центры, управляющие компании инновационных НТЦ;
    • управляющие компании, участники, резиденты различных экономических зон;
    • производители фармацевтической продукции, общественные организации инвалидов.

    Также от налога освобождены некоторые виды недвижимости: федеральные автодороги общего пользования, Б/у энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов.

    Регионы могут устанавливать собственные льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ). В 2021 году дополнительные льготы могли получить арендодатели, которые дали отсрочку по арендным платежам своим арендаторам. Льгота заключается в уменьшении суммы налога. Уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.

    В связи с распространением COVID-19 ряд организаций освободили от уплаты налога и авансовых платежей за период владения недвижимостью с 1 апреля по 30 июня 2021 года.

    Система рассчитает налог, подготовит платежку

    «Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы. Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем. Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам».

    Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл.

    Как рассчитать налог на имущество в 2021 году

    За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно. В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете сделать это автоматически.

    • Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
    • Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
    • Выяснить базу для исчисления налога.
    • Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
    • Исчислить налог к уплате в бюджет.

    Базой для исчисления налога на имущество может быть среднегодовая стоимость недвижимости или кадастровая стоимость. Отчего это зависит, разберем далее.

    Налоговая база

    Базой для данного вида бюджетного платежа следует считать стоимость имущества, рассчитанную в среднем за год, и которое имеет все признаки объекта налогообложения. Такое имущество при этом учитывается по остаточной стоимости, отраженной соответствующим образом в бухгалтерском учете. Данный порядок определения базы и принцип, по которому производится расчет налога на имущество, должны быть закреплены в учетной политике.

    Может случиться так, что для некоторых видов основных средств амортизационные начисления не производятся. В таких обстоятельствах стоимость объектов надо будет рассчитывать путем вычитания из первоначальной стоимости суммы износа, определяемой по нормам амортизационных отчислений.

    Налоговые ставки

    Категория налогоплательщикаНалоговая ставка
    1. Юридические лица 1,5% к налоговой базе
    2.Юридические лица, применяющие СНР на основе упрощенной декларации
    3. Индивидуальные предприниматели
    0,5% к налоговой базе
    4. Юридические лица:
    • Некоммерческие организации;
    • Осуществляющие деятельность в социальной сфере;
    • Осуществляющие библиотечное обслуживание;
    • Осуществляющие деятельность по объектам. питьевого водоснабжения и т.д.
    0,1% к налоговой базе
    5. Юридические лица, являющиеся автономной организацией образования 0 %

    Для физических лиц налог на имущество исчисляется в зависимости от стоимости объекта по следующим ставкам:

    НомерСтоимость объектов налогообложенияСтавка налога
    1.до 2 000 000 тенге включительно0,05 процента от стоимости объектов налогообложения
    2.свыше 2 000 000 тенге до 4 000 000 тенге включительно1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 000 000 тенге
    3.свыше 4 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 000 000 тенге
    4.свыше 6 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 000 000 тенге
    5. <«text-align: center;»> свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 000 000 тенге
    6.свыше 10 000 000 тенге до 12 000 000 тенге включительно11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 000 000 тенге
    7.свыше 12 000 000 тенге до 14 000 000 тенге включительно16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 000 000 тенге
    8.свыше 14 000 000 тенге до 16 000 000 тенге включительно22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 000 000 тенге
    9.свыше 16 000 000 тенге до 18 000 000 тенге включительно29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 000 000 тенге
    10.свыше 18 000 000 тенге до 20 000 000 тенге включительно37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 000 000 тенге
    11.свыше 20 000 000 тенге до 75 000 000 тенге включительно46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 000 000 тенге
    12.свыше 75 000 000 тенге до 100 000 000 тенге включительно321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 000 тенге
    13.свыше 100 000 000 тенге до 150 000 000 тенге включительно471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 000 000 тенге
    14.свыше 150 000 000 тенге до 350 000 000 тенге включительно796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 000 000 тенге
    15.свыше 350 000 000 тенге до 450 000 000 тенге включительно2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 000 000 тенге
    16.свыше 450 000 000 тенге2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 000 000 тенге

    Недоимки, пени и штрафы по налогам.

    При нарушении сроков уплаты имущественных налогов помимо неуплаченной суммы налога (недоимки) с налогоплательщика могут быть взысканы пени.

    Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

    Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ст. 75 НК РФ).

    Кроме того, за неуплату или неполную уплату налога налогоплательщику может грозить штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

    Недоимка по имущественным налогам уплачивается по тем же КБК, что и сами налоги: по кодам видов расходов 851 (в части недоимки по налогу на имущество и земельному налогу), 852 (в части недоимки по транспортному налогу), применяемым в увязке с подстатьей 291 КОСГУ (п. 49.8 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

    Уплату пеней и штрафов по налогам следует относить на код вида расходов 853 «Уплата иных платежей» и подстатью 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ (п. 51.8.5.3 Порядка № 132н, п. 10.9.2 Порядка № 209н).

    Поскольку недоимка представляет собой непосредственно сумму налога, который не был уплачен вовремя, следовательно, расчеты по ее уплате отражаются на тех же счетах, что и расчеты по уплате налогов, по которым она выявлена.

    Суммы пеней и штрафов по своей сути являются экономическими санкциями, наложенными в нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, за просрочку уплаты налогов). При этом отдельных счетов для отражения данных сумм Инструкцией № 157н не предусмотрено. По нашему мнению, учет таких сумм может быть организован одним из следующих способов:

    1) на счетах, предназначенных для отражения сумм налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы. К примеру, для отражения пеней по налогу на имущество применяется счет 0 303 12 000. Таким образом, аналитический учет по данному счету следует вести в разрезе начисленных сумм налога, пеней и штрафов;

    2) на счете 0 303 05 000 в составе прочих обязательных платежей в бюджет.

    Учреждения решают самостоятельно, на каких счетах им отражать суммы пеней и штрафов по налогам. Эти счета нужно закрепить в учетной политике.

    По результатам налоговой проверки бюджетному учреждению культуры предъявлено требование об уплате недоимки в размере 10 000 руб. и пеней в размере 500 руб. (цифры условные) за неполное и несвоевременное перечисление земельного налога в бюджет. Недоимка была уплачена за счет субсидии на выполнение госзадания, пени – за счет собственных доходов. Согласно учетной политике пени и штрафы по налогам отражаются на тех же счетах, что и сами налоги.

    В бухгалтерском учете учреждения будут составлены следующие записи:

    Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
    Начислена недоимка по земельному налогу 4 401 20 291 4 303 13 731 10 000
    Начислены пени по земельному налогу 2 401 20 292 2 303 13 731 500
    Перечислены в бюджет:
    – недоимка 4 303 13 831 4 201 11 610

    забалансовый счет 18 (КВР 851 / подстатья 291 КОСГУ)

    10 000
    – пени по налогу 2 303 13 831 2 201 11 610

    забалансовый счет 18 (КВР 853 / подстатья 292 КОСГУ)

    500

    * * *

    Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете расчетов с бюджетом по имущественным налогам применяются следующие счета:

    • 0 303 05 000 – по транспортному налогу;
    • 0 303 12 000 – по налогу на имущество организаций;
    • 0 303 13 000 – по земельному налогу.

    В настоящее время учреждения исчисляют и уплачивают имущественные налоги самостоятельно в соответствии с положениями НК РФ, а также законов субъектов РФ (нормативных актов муниципальных образований).

    С 2021 года учреждениям не придется исчислять самим транспортный и земельный налоги. Они будут уплачиваться на основании сообщений, сформированных налоговыми органами, в которых уже будет проставлена исчисленная сумма (Приказ ФНС РФ от 05.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected][8]).

    Порядок применения счетов для отражения пеней и штрафов по налогам учреждения устанавливают в рамках учетной политики. Учет таких сумм может быть организован на счете 0 303 05 000 как учет прочих платежей в бюджет либо на счетах, предназначенных для отражения налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы.

    [1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.

    [2] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

    [3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

    [4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

    [5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

    [6] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само- управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

    [7] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

    [8] «Об утверждении форм сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, а также о внесении изменений в Приказ ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected]».

    Как производится учет инвентаризации имущества организации

    Учет имущества организации невозможен без проведения инвентаризационных мероприятий, в процессе которых проверяется стоящая на балансе предприятия собственность.

    Материальные активы подлежат инвентаризации, будь то малоценные или основные средства. Для этого обязательно создается комиссия, в которую входят материально ответственные лица. Перед началом подготовки годовой отчетности раз в три года нужно проводить инвентаризацию. Разумеется, это делать целесообразно лишь в случае нахождения на балансе предприятия каких-либо основных средств.

    Закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ декларирует обязанность каждой организации обеспечивать достоверность бухгалтерских сведений по учету имущества компании и ее отчетности. Делать это нужно путем сверки имеющихся данных бухгалтерского учета в предприятии с данными, полученными в результате инвентаризации.

    По итогам проведенной инвентаризации в целях наиболее эффективного учета имущества составляется инвентаризационная ведомость, которая содержит все результаты по проверке основных средств. Бухгалтерские данные сверяются с фактическим состоянием и местом нахождения этих ресурсов. Результаты сверки фиксируются в ведомости.

    Инвентаризация имеет огромное значение для контроля текущей хозяйственной деятельности предприятия. С ее помощью можно проверять отчетность и отчисления в налоговые органы. По результатам инвентаризационной процедуры можно выявить некоторые излишки, которые следует использовать рационально до конца текущего квартала, оптимизируя расчет с бюджетными фондами.

    Читайте материал по теме: Какую налоговую отчетность сдают ИП

    Инвентаризация необходима для учета имущества организации, которое включает в себя не только основные средства, принятые на баланс, но и производственные запасы, нематериальные активы, финансовые инвестиции, готовые товары, сырье.

    Комиссия по проведению инвентаризации выявляет излишки либо недостатки, определяет виновных лиц, подписывает план сверки. Виновных впоследствии ожидает административное наказание.

    Всю сверку условно можно подразделить на три основных этапа. Первый из них, подготовительный, состоит из следующих действий:

    1. Руководитель организации издает приказ о предстоящей проверке по форме ИНВ-22. Целесообразно обозначить в этом документе сроки проведения этого мероприятия, а также состав комиссии, создаваемой для его организации.
    2. Список членов комиссии также утверждается руководителем.
    3. Необходимо определить рамки этой процедуры: что именно проверяется и в какой срок.
    4. Материально ответственных должностных лиц необходимо ознакомить с изданными подготовительными приказами под роспись.

    На втором этапе начинается собственно инвентаризация, которая представляет собой учет имущества предприятия (все ценности, активы, обязательства подсчитываются и заносятся в сверочные описи, для которых разработаны унифицированные формы):

    • учет ОС (ИНВ-1);
    • опись нематериальных активов (ИНВ-1a);
    • опись ТМЦ (ИНВ-3);
    • акт инвентаризации отгруженных ТМЦ (ИНВ-4);
    • инвентаризация имущества, принятого на ответственное хранение (ИНВ-5);
    • опись товара в пути: отправлены, но еще не поступили адресату(ИНВ-6).
    • акт учета драгоценных металлов и изделий из них (ИНВ-8);
    • опись драгоценных металлов, имеющихся в полуфабрикатах, готовом оборудовании, отдельных деталях, приборах и изделиях (ИНВ-8a);
    • акт инвентаризации изделий из драгоценного камня и самих драгоценных камней (ИНВ-9);
    • опись неоконченных ремонтных мероприятий (ИНВ-10);
    • акт о будущих расходах (ИНВ-11);
    • опись наличных денег (ИНВ-15);
    • инвентаризация ценных бумаг и бланков строгой отчетности (ИНВ-16);
    • акт сверки расчетов с дебиторами и кредиторами (ИНВ-17).

    Третий заключительный этап предназначен для составления баланса организации. Когда все имущество описано по факту, можно произвести сверку с номинальными позициями в учетных документах и внести коррективы. Проверить основные средства можно по форме ИНВ-18, а запротоколировать разницу в учете товарно-материальных ценностей – в ведомости по форме ИНВ-19.

    Не всегда в недостачах и излишках виноваты конкретные лица. Нередко различия между теоретическим количеством имущества и реально существующим списывают на траты компании.

    Если в результате инвентаризации удается найти неучтенные объекты основных средств, их оформляют следующими проводками:

    Дебет 01 счета – Кредит счета 91/1 (по первоначальной стоимости).

    Дебет 91/2 – Кредит 02 счета (на сумму износа).

    Если при проверке выявляется недостача, что тоже бывает нередко, ее отражают следующими проводками:

    Дебет 01/2 счета – кредит 01 (по первоначальной стоимости).

    Дебет 02 счета – Кредит 01/2 счета (на сумму износа).

    Дебет 94 счета – кредит 01/2 (по остаточной стоимости).

    Для того чтобы недостачу оформить на конкретное виновное лицо, необходимо основание в виде судебного решения. Оформляется это проводкой Д 73/2-К 94.

    Если же просто списать недостаток на убытки предприятия, применяется проводка Д 91/2-К 94

    Учет недвижимого имущества

    Недвижимое имущество входит в состав ОС. Это:

    • здания, сооружения;
    • многолетние насаждения (кустарники и деревья);
    • участки;
    • объекты природопользования;
    • прочие объекты, согласно ГК РФ (ст. 130), являющиеся недвижимостью и требующие госрегистрации.

    Проводки синтетического учета аналогичны уже приведенным для ОС. Аналитический учет организовывают таким способом, чтобы различать движимые и недвижимые ОС. Некоторые категории недвижимого имущества не амортизируются: земля, объекты природопользования. Недвижимое имущество обязательно должно быть поставлено на государственный учет (ст. 131 ГК РФ, ФЗ №218 от 13/07/15 г.).

    Процедура госрегистрации и постановка на бухгалтерский учет объектов недвижимости не связаны между собой. До завершения регистрации можно отразить недвижимое имущество проводкой Дт 01 Кт 08, открыв по счету 01 отдельный субсчет, например, «ОС с незарегистрированным правом собственности», а затем перевести его на другой субсчет внутренней проводкой по 01.

    Тезисно

    1. Движимое и недвижимое имущество, поименованное согласно ГК РФ, в бухгалтерском учете отражается на различных счетах.
    2. Оба вида имущества могут фиксироваться на сч. 01 БУ, в аналитическом учете их нужно разделять. Земля и объекты природопользования, относящиеся к недвижимости, не амортизируются.
    3. Иное движимое имущество (ТМЦ, акции, деньги, НМА) учитывается в бухучете в соответствии с Планом счетов. Применяются счета БУ по видам ценностей.
    4. Момент отражения в бухгалтерском учете недвижимости не зависит от даты ее госрегистрации.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]