Инструкция по обоснованию НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен предполагает установление стоимости на основании цен на объекты с аналогичными характеристиками.

Вопрос: Планируется закупка услуг по разработке проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Какой метод обоснования НМЦК следует использовать? Метод, предусмотренный Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, или метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)? Посмотреть ответ

Определение НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен

Определение НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен — это анализ ценовых предложений на аналогичные товары, работы или услуги с учетом коммерческих и финансовых условий планируемого заказа. На основании такого анализа и полученных данных и устанавливается максимальная стоимость. Разберем подробнее, как происходит обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример такого расчета вы найдете ниже. По сути, метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка заключается в прогнозировании стоимости закупки на основании расценок на идентичные товары, а при их отсутствии — на однородные товары.

Установлен лимит

Для того чтобы сделку отнести к разряду контролируемых, нужно не только чтобы она была совершена между взаимозависимыми лицами или с участием офшорной фирмы.
Нужно достичь по ней определенной суммы полученного дохода или доходов по совокупности сделок.

Лимит доходов, который должен быть превышен для признания сделок контролируемыми, составляет:

  • 60 млн руб., если стороны взаимозависимы и одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и исчисляет его по ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое или хотя бы одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль;
  • 60 млн руб. независимо от аффилированности, если это сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли или контрагент по сделке расположен в офшоре;
  • 100 млн руб., если среди участников сделок или их совокупности есть как плательщики ЕНВД или ЕСХН, так и лица, не уплачивающие эти налоги.
  • 2 млрд руб. по остальным сделкам с взаимозависимыми лицами в 2013 году и 1 млрд в 2014 году;
  • 0 руб. по совокупности сделок по реализации продукции, товаров, работ и услуг, совершаемых при посредничестве фирм, формально не являющихся взаимозависимыми. Но при этом эти фирмы не выполняют никаких дополнительных функций, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов (письмо Минфина России от 9 апреля 2012 г. № 03-01-18/3-46).

При этом сумма доходов за календарный год определяется путем сложения сумм доходов по сделкам со всеми взаимозависимыми лицами. Факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом (письмо Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-01-18/6-122).
Если лимит по сделкам не превышен, то они не будут признаваться контролируемыми и подлежать контролю со стороны налоговиков.

Разберем отличия данных групп

Идентичные товары имеют одинаковые функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, страну происхождения и производителя. При этом незначительные различия во внешнем виде не имеют значения. Например, два автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т. д.), но отличающиеся по цвету. Последнее считается расхождением в отношении внешнего вида.

Однородные товары имеют сопоставимые характеристики и состоят из аналогичных компонентов, с одинаковым качеством, страной происхождения и репутацией на рынке. Выполняют одни и те же функции и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми. Например, две резиновые покрышки зимнего типа, шипованные, одинаковые по размеру, индексу скорости и нагрузки, изготовленные в одной стране, но двумя разными производителями с различными торговыми знаками. Обе покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке, следовательно, являются однородными.

Следует учитывать, что коммерческие предложения поставщиков должны содержать в себе указание на конкретные товары, имеющее товарный знак, модель и другие параметры. Заказчик, изучив их, сможет понять: идентичные или однородные товары ему предлагают.

Это важно!

При анализе экономисты уделяют внимание той информации, которая поступила от потенциального поставщика в форме коммерческого предложения, подтверждённого в установленном порядке. Такое предложение должно содержать описание конкретной товарной позиции, для которой характерны товарный знак, характеристики, иные особенности, позволяющие идентифицировать изделие. Только при тщательном анализе поступивших официальных запросов потенциальный партнер может сформулировать вывод о том, предложенные позиции принадлежит к группе однородных товаров или идентичных. Корректность этого заключения влияет на точность дальнейших расчетов и правильность определения НМЦК.

Направление запросов поставщикам

П. 3.7.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 указывает на необходимость направить пять запросов. Однако Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014 оспаривает этот факт и указывает, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, которые необходимы для определения НМЦК. Алгоритм получения коммерческого предложения и необходимые образцы мы подробно рассматривали в статье «Составляем запрос на коммерческие предложения».

Калькуляторы НМЦ по 44 ФЗ

Для облегчения расчета НМЦК можно воспользоваться калькулятором нмцк по 44 ФЗ. Расчёт основывается, как правило, на трех ценовых предложениях, выбранным приоритетным методом определение начальной максимальной цены контракта, который определяется анализом рынка… В некоторые калькуляторы НМЦ уже встроены коэффициенты вариаций, в некоторых расчетах НМЦ калькуляторы имеют окно для ввода этого коэффициента вручную. Существуют подписки на информационные ресурсы уже включающие в себя калькуляторы. Они конечно не бесплатные, так же как и платные программные средства как у «Эконом эксперт». Можно использовать наиболее распространённые калькуляторы НМЦ 44-ФЗ, на сайте НАИЗ https://naiz.org/fz44/tools/ Также, рассчитать НМЦК без калькулятора можно и самостоятельно, в соответствии с примерами методических рекомендаций по следующей формуле:

Публикация запросов в Единой информационной системе (далее — ЕИС)

Образец такого запроса для публикации в ЕИС

Запрос цен № (ред. №01)

Общая информация запроса цен:

Номер запроса

Статус

Наименование организации, осуществляющей размещение запроса цен

Наименование объекта закупки

Проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств заказчика.

Из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг

Место предоставления ценовой информации

Ответственное должностное лицо, осуществляющее сбор ценовой информации

Адрес электронной почты, Номер контактного телефона, Факс

Сроки предоставления ценовой информации:

Дата и время начала предоставления ценовой информации (по местному времени)

Дата и время окончания предоставления ценовой информации (по местному времени)

Предполагаемые сроки проведения закупки

Сведения об объекте закупки / сведения о товарах, работах услугах:

Описание объекта закупки

Сведения, определяющие идентичность или однородность товара, работы, услуги

Требования к условиям исполнения контракта:

Основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки

Порядок оплаты, Размер обеспечения исполнения контракта

Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества

Требования к порядку поставки товаров, выполнению работ, оказанию услуг

Приложения:

1 Техническое задание

2 Форма ответа на запрос

Некорректное определение НМЦК по 44-ФЗ

Принятая заказчиком НМЦ помогает ему более эффективно тратить свои (или выделенные бюджетом) средства на приобретение товара или услуги по необходимому предмету закупки, правильность расчета также влияет на сам процесс проведения закупки и напрямую зависит на наличие или отсутствие предложений от участников.

Если заказчик собирал ценовые предложения по проводимой закупке в начале года, а оформление процедуры будет в конце года, и при этом не учел поправочные коэффициенты, либо неверно оценил и занизил НМЦ, то процедура может вообще не состояться. Все дело в том, что поставщики не будут подавать ценовые предложения ниже себестоимости и себе в убыток. Инфляцию цен обязательно необходимо учитывать и не забывать, что некоторые цены на товары привязаны к курсу иностранных валют. Если заявки при этом будут поданы, в надежде на дополнительное соглашение к заключенному контракту, как бывает, делают некоторые поставщики (см. ст. 95 федерального закона о гос. закупках), а данное соглашение заказчик оформлять откажется, то поставщик может сработать в убыток или попасть в список недобросовестных поставщиков (в случае отказа от заключения контракта) или поставщик контракт исполнит, но поставка будет не самого лучшего качества. Поэтому, при заниженной начальной максимальной цене следует понимать, что в первую очередь несет риски заказчик.

Если начальная цена определена правильно и учтены все погрешности, которые могут повлиять на реализацию закупки, то это позволяет более результативно расходовать денежные средства заказчика. Участники закупки будут предпочтительнее выбирать, те закупки, в которых цена близка к реальным рыночным ценам, а для того чтобы качество поставки соответствовало ожиданиям, необходимо более внимательно отнестись к описанию предмета закупки.

В случае завышения НМЦК кажется, что проблем нет никаких, участники закупки подадут свои ценовые предложения, закупка будет проведена, ведь участники захотят получить прибыль больше чем могли бы в случае правильного расчета или выбора метода определения начальной максимальной цены контракта. Но тут сразу возникнет вопрос о личной заинтересованности представителей заказчика между ними и поставщиком в разделе этой прибыли, завышенная НМЦК это один из признаков коррупционной закупки. Вероятнее всего, в данной закупке будет допущена всего лишь одна заявка «своего» поставщика, с которым в последствии заказчик и подпишет контракт по НМЦ.

В случае проведения аукциона при завышенной цене, такой закупкой может заинтересоваться слишком много участников, у которых ажиотаж в процессе его проведения может доходить до того, что снижение по ценовому предложению может дойти и до 90% от НМЦК. В будущем такие данные по заключенному контракту могут пойти для расчета последующих закупок, что в свою очередь снова приведет к занижению НМЦ.

Анализ реестра контрактов ЕИС

Минэконом рекомендует заказчикам использовать информацию только по контрактам, которые исполнены без взыскивания неустойки в течение последних трех лет (п. 3.7.3, а также приложение № 2 Приказа № 567). Цена анализируемых контрактов может быть увеличена в зависимости от способа проведенного заказа: конкурс — стоимость может быть увеличена не более чем на 10 %; аукцион — 13 %; запрос котировок — 17 %; запрос предложений — 17 %; у единственного поставщика — не подлежит корректировке.

Использование данных, которые содержатся в общедоступных источниках информации

К такой информации относится реклама, каталоги, публичные оферты, котировки на биржах и площадках, государственные статистические отчеты и данные иных гос. и муниципальных органов, сведения информационно-ценовых агентств.

Заказчику не следует использовать для определения НМЦК информацию:

  • от лиц, состоящих в реестре недобросовестных поставщиков;
  • от анонимных источников;
  • не соответствующую описанию заказа;
  • не содержащую детальный расчет.

Расчет НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (Пример)

//44fzrf.ru/pismo-fas-699/

Вам будет интересно:

  1. ОБОСНОВАНИЕ НМЦК И НАЧАЛЬНОЙ ЦЕНЫ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ
  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НМЦК. ПРОЕКТНО-СМЕТНЫЙ МЕТОД
  3. Ошибки в обосновании НМЦК и НМЦЕ
  4. ПОРЯДОК РАСЧЁТА НМЦК ПРИ ЗАКУПКАХ ТОПЛИВА В РАМКАХ ЗАКОНА № 44-ФЗ
  5. ОДНОРОДНЫЕ И ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ
  6. ЗАПРОС О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЦЕНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  7. КАК РАССЧИТАТЬ ЦЕНУ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ, подрядчиком, исполнителем
  8. ПРАВИЛА ЗАКУПКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  9. Ошибки в размещении документации в ЕИС
  10. КАК ЗАКУПИТЬ КАНЦТОВАРЫ

Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК в некоторых сферах закупок

  • Особенности определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
  • До установления условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса (№ 506-ФЗ от 31.12.2017 г.).
  • Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при приобретении жилых помещений, относящихся к стандартному жилью, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
  • Особенности определения НМЦК при выполнении работ, связанных с перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ.
  • Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ описывает право Правительства РФ определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения НМЦК. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» могут устанавливать порядок определения НМЦК согласно данному закону.

Подводя итоги

Для корректного вычисления значения НМЦК необходимо обеспечить аналитикам доступ к актуальной, точной, достоверной информации, в том числе к различным данным, опубликованным для широких масс. Это обязывает анализировать отчетность, статистику, страницы, посвящённые государственным закупкам, и другие сходные ресурсы. Необходимо помнить, что правильный выбор информационных источников и обеспечение достаточной базы для аналитики необходим для корректного результата сравнительной работы, что позволит заключить выгодный контракт и не нарушить требования, установленные действующим законодательством.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]