Статья 264.1. Расходы на приобретение права на земельные участки

В конце прошлого года были внесены очередные поправки в НК РФ. Одной из новаций Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ (далее — Закон N 268-ФЗ) является закрепление права налогоплательщика включать в налоговую базу по налогу на прибыль организаций расходы на приобретение права на земельные участки. С 1 января 2007 г. вопросы отнесения в состав расходов затрат на приобретение государственных и муниципальных земель и формирования финансового результата при последующей их реализации, а также налогового учета расходов на приобретение прав на заключение договора аренды земельных участков регулируются ст. 264.1 НК РФ.

Приобретение земельных участков

В соответствии со ст. 264.1 НК РФ расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств, теперь могут быть приняты в состав расходов по налогу на прибыль организаций при условии, что налогоплательщик заключил договор на приобретение таких участков в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. Нововведение во многом связано с переоформлением прав на землю. Так, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплена обязанность юридических лиц, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2008 г. Воспользоваться положениями ст. 264.1 НК РФ смогут также налогоплательщики, приобретающие земельные участки для строительства в соответствии со ст. ст. 30 — 32 ЗК РФ.

Законодатель предоставил налогоплательщику возможность выбора варианта списания таких расходов, который подлежит закреплению в учетной политике для целей налогового учета.

Первый вариант. Расходы признаются равномерно в течение срока, определяемого налогоплательщиком самостоятельно, но не менее 5 лет.

Второй вариант. Расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 30% исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода до полного признания всей суммы указанных расходов. Для расчета налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов указанного налогового периода на приобретение права на земельные участки.

Вне зависимости от применяемых вариантов списания при приобретении земельных участков на условиях рассрочки, срок которой превышает определенный налогоплательщиком (фактический) период списания, такие расходы признаются расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, установленного договором (пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ). Расходы на приобретение земли включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и(или) реализацией, с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права. Таким документом служит расписка в получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав (пп. 2 п. 3 ст. 264.1 НК РФ).

Списание в налоговом учете расходов на приобретение земли приведет к возникновению постоянных разниц в бухгалтерском учете, поскольку согласно п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» земельные участки не подлежат амортизации.

Пример 1. ООО «Краскор» приобрело у города земельный участок стоимостью 500 000 руб. В феврале 2007 г. документы были переданы на государственную регистрацию. В учетной политике для целей налогового учета ООО «Краскор» закреплено, что «расходы, на приобретение земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 30% исчисленной налоговой базы предыдущего налогового периода до полного признания всей суммы указанных расходов».

Для отражения операций в бухгалтерском учете производится следующий расчет (табл. 1).

Таблица 1

Год Налоговая база предыдущего налогового периода, руб. Признанные расходы по земле, руб. Налоговая база текущего налогового периода, руб. Сумма ПНА, руб.
2006 800 000
2007 800 000 240 000 (800 000 х 30%) 500 000 57 600 (240 000 х 24%)
2008 740 000 (500 000 + 240 000) 222 000 (740 000 х 30%) -300 000 53 280 (222 000 х 24%)
2009 0 0 > (240 000 — 300 000) 0 200 000 0
2010 200 000 38 000 200 000 х 30% > (500 000 — 240 000 — 222 000) 9 120 (38 000 х 24%)
Итого Х 500 000 Х 120 000

Запрет в отношении отнесения расходов на приобретение земельных участков, находящихся в частной собственности, так и не был снят. Как и раньше, земля и иные объекты природопользования не подлежат амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ). В то же время согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты налогоплательщика на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

По вопросу включения расходов по приобретению земли в налоговую базу сложилась противоречивая судебная практика. Например, в пользу налогоплательщиков на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ вынесены решения ФАС ЦО в Постановлении от 17.08.2004 N А08-2355/04-21-16, ФАС ЗСО в Постановлении от 13.07.2005 N Ф04-4368/2005(12952-А75-33); в пользу налогового органа — ФАС УО в Постановлениях от 15.03.2005 N Ф09-756/05-АК, от 10.11.2005 N Ф09-756/05-С7; ФАС ПО от 10.08.2006 N А65-11934/2005-СА2-11 (основание: п. 2 ст. 256 НК РФ).

Для оценки налоговых рисков при судебном разрешении спора бесспорный интерес представляет Постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 14231/05, согласно которому расходы на приобретение земельных участков не формируют налоговую базу, так как на основании п. 2 ст. 256 НК РФ земля относится к объектам, не подлежащим амортизации. Отсутствие в гл. 25 НК РФ норм об учете в составе расходов затрат на приобретение земельных участков путем начисления сумм амортизации лишает налогоплательщика возможности уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на соответствующие суммы.

За исключением случаев, указанных в ст. 264.1 НК РФ, действующее законодательство предоставляет возможность налогоплательщику списать стоимость приобретенной земли только в момент ее реализации на основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ.

Приобретение в собственность

Получить земельный участок в собственность застройщик может путем его приобретения по договору купли-продажи, договору мены (бартера), получения в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, безвозмездного получения.

При этом объектом сделки могут быть только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет (п. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ).

Собственник земельного участка имеет право его использовать в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, указанным в Государственном кадастре недвижимости (п. 1 ст. 263 ГК РФ, ст. 37 Градостроительного кодекса РФ). Виды разрешенного использования земельных участков для капитального строительства устанавливаются применительно к территориальной зоне.

Собственникам следует учитывать, что вид разрешенного использования земельного участка определяет возможность осуществления реконструкции уже существующих зданий, а также нового строительства на земельном участке. Он влияет на то, какие именно здания (здания какого функционального назначения) могут создаваться на данном земельном участке. Так, например, производственный цех, находящийся на земельном участке с видом разрешенного использования «для промышленного производства», нельзя реконструировать в торговый центр, не изменив вид разрешенного использования этого земельного участка.

Для обобщения информации о затратах на возмездное приобретение земельного участка используйте счет 08 (субсчет 08-1 «Приобретение земельных участков») (п. 27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

В остальном порядок отражения в бухучете приобретения земельного участка зависит от того, кто финансирует строительство:

  • привлеченный инвестор;
  • застройщик, который выступает инвестором.

Если стоимость земельного участка, приобретенного для строительства объекта, возмещается за счет средств привлеченных инвесторов (дольщиков), застройщик не вправе признать его объектом основных средств, поскольку в этом случае он не соответствует условиям пункта 4 ПБУ 6/01. Приобретение земельного участка отразите проводкой:

Дебет 08-1 Кредит 60 – приобретен земельный участок для строительства за счет инвесторов (дольщиков).

Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов.

После завершения строительства застройщик передает этот участок инвесторам или дольщикам в соответствии с договором и его стоимость списывает в счет расчетов с ними. Подробнее об этом см. Как оформить и отразить в учете выбытие земель под строительство.

Если стройку финансирует застройщик и он возводит объект на продажу, то признать земельный участок в составе основных средств он также не вправе. В этом случае участок не соответствует условиям, предусмотренным в пункте 4 ПБУ 6/01. Приобретение земельного участка отразите проводкой:

Дебет 08-1 Кредит 60 – приобретен земельный участок для строительства на продажу.

Если стройку финансирует застройщик, который строит объект для себя, то земельные участки, полученные в собственность (кроме земель, приобретенных для перепродажи), он включает в бухучете в состав основных средств, если соблюдены все необходимые условия (п. 4, 5 ПБУ 6/01). Эту операцию отражают проводками:

Дебет 08-1 Кредит 60 – приобретен земельный участок для строительства;

Дебет 01 Кредит 08-1 – отражен приобретенный земельный участок в составе основных средств.

Порядок определения первоначальной стоимости, документальное оформление и отражение в бухучете зависят от способа получения земельных участков в собственность:

  • за плату;
  • по договору мены;
  • в качестве вклада в уставный капитал;
  • безвозмездно.

При этом учитывайте особенности учета основных средств, требующих госрегистрации.

Специальных унифицированных форм для постановки земельных участков на учет в законодательстве нет. Поэтому используйте для этого форму № ОС-1, утвержденную постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Особенность учета земельных участков состоит в том, что они не подлежат амортизации, их первоначальная стоимость не погашается (абз. 5 п. 17 ПБУ 6/01).

Реализация земельных участков

Прибыль (убыток) от реализации ранее приобретенной муниципальной или государственной земли определяется как разница между ценой реализации и не возмещенными налогоплательщику затратами, связанными с приобретением права на этот участок. Под невозмещенными затратами понимается разница между затратами налогоплательщика на приобретение права на земельный участок и суммой расходов, учтенных для целей налогообложения до момента реализации указанного права.

Согласно пп. 3 п. 5 ст. 264.1 НК РФ полученный налогоплательщиком убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, установленного налогоплательщиком, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ (напомним, что данной нормой определены варианты налогового учета земельных расходов), и фактического срока владения этим участком. При внимательном прочтении данной нормы возникает ряд вопросов.

Во-первых, как могут определить срок списания налогоплательщики, принявшие в учетной политике вариант списания расходов в размере, не превышающем 30% от налоговой базы предыдущего периода. В таком случае налогоплательщик не сможет соблюсти требование равномерности включения убытка в состав расходов.

Во-вторых, как исчислять срок списания убытка для налогоплательщиков, закрепивших в учетной политике равномерный способ признания затрат по приобретению земли: за минусом или с учетом фактического срока владения земельным участком.

Можно предположить, что в первом случае налогоплательщики смогут без налоговых рисков списывать убыток от реализации в размере 30% налоговой базы в таком же порядке, как расходы на его приобретение до реализации. В свою очередь налогоплательщики, применяющие первый вариант учета, смогут «безопасно» определить срок списания убытка как разницу, а не сумму сроков.

Если реализация земельного участка происходит вместе с реализацией зданий (строений, сооружений), находящихся на нем, то прибыль (убыток) от реализации такого имущества принимается для целей налогообложения в общем порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Напомним, что операции по реализации земельных участков (долей в них) не признаются объектом обложения НДС (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Пример 2. За основу принимаем данные примера 1. Предположим, что в конце 2007 г. ООО «Краскор» приняло решение реализовать земельный участок по цене 600 000 руб. Финансовый результат от реализации земельного участка для целей налогообложения будет определен по формуле:

Цена реализации — (Затраты на приобретение — Учтенные расходы в налоговом учете до реализации). Его сумма составит 340 000 руб. [600 000 — (500 000 — 240 000)].

Аренда

Порядок передачи земельных участков в аренду регулируется статьей 22 Земельного кодекса РФ.

Получить в аренду землю под строительство застройщик может:

  • по договору аренды с собственником земельного участка (в т. ч. земель из государственной и муниципальной собственности);
  • через уступку арендных прав первичным арендатором (в т. ч. земель из государственной и муниципальной собственности).

Договор аренды земельного участка, заключенный сроком на один год и более, подлежит обязательной госрегистрации (п. 1 ст. 164 и п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 2 ст. 25 и п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ). За регистрацию таких сделок с организаций взимается госпошлина в размере 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Ситуация: нужно ли регистрировать соглашение об уступке прав арендатора земельного участка третьему лицу? Договор аренды, по которому переданы права, прошел обязательную госрегистрацию.

Да, нужно.

Переход прав арендатора к третьему лицу не требует заключения нового договора аренды. Такую уступку можно оформить, например, договором перенайма. Такой вывод следует из пункта 5 статьи 22 Земельного кодекса РФ и пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса РФ, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат госрегистрации в случаях и порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса РФ и Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ.

Гражданским кодексом предусмотрено, что уступка требования и перевод долга, которые основаны на сделках, подлежащих госрегистрации, также подлежат госрегистрации (п. 2 ст. 389 и п. 2 ст. 391 ГК РФ).

Таким образом, если договор аренды подлежал обязательной госрегистрации, то соглашение об уступке прав арендатора земельного участка по такому договору третьему лицу также необходимо зарегистрировать. При этом за регистрацию перехода арендных прав организация должна уплатить госпошлину в размере 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-03/12.

Документальное оформление и отражение в бухучете получения земельных участков по договору аренды происходят точно так же, как по любому другому имуществу. Подробнее об этом см. Как арендатору отразить в бухучете получение имущества по договору аренды.

Застройщик может заключить договор аренды земель, находящихся в муниципальной (государственной) собственности. Это право он получает на аукционе. В этом случае он несет расходы на приобретение права на заключение такого договора (ст. 30.1 Земельного кодекса РФ).

Расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, включают в стоимость строительства по дебету счета 08 (п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, п. 8 ПБУ 6/01).

Безвозмездное срочное пользование

Передача земель в безвозмездное срочное пользование регулируется статьей 24 Земельного кодекса РФ.

Как правило, по такому основанию земельные участки передаются для следующих целей:

  • под строительство объектов инфраструктуры;
  • под жилищное строительство;
  • для строительства объектов недвижимости за счет бюджетных средств по государственному (муниципальному) контракту.

Если договор безвозмездного срочного пользования земельным участком заключен на срок один год и более, то такая сделка подлежит обязательной госрегистрации (п. 1 ст. 164 и п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 2 ст. 25 и п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ). За регистрацию таких сделок с организаций взимается госпошлина в размере 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Операцию по получению земельных участков в безвозмездное пользование в бухучете отражайте и оформляйте точно так же, как по любому другому имуществу. Подробнее об этом см. Как отразить в учете получение имущества в безвозмездное пользование.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]