Бухгалтерский и налоговый учет выбытия нематериальных активов – проводки, документы по НМА

Когда у нематериальных активов завершается регламентированный срок полезного использования, данный актив подлежит списанию. Общие принципы такой процедуры предусматриваются ПБУ14/2007, а именно – главой V этого нормативного акта.
Снятие объекта НМА с баланса оформляется документально и сопровождается фиксацией необходимых корреспонденций в бухучете.

Почему выбывают НМА из организации?

Если у объекта нематериальных активов завершился регламентированный период эксплуатации, а он не выбывает и по-прежнему приносит фактическую пользу (экономическую выгоду) организации-правообладателю, необходимость в его списании отсутствует.

Иными словами, наличие на хозяйственном балансе предприятия НМА с остаточной стоимостью, равной нулю, считается нормальной ситуацией.

Аналогичный принцип, как известно, действует и для основных средств, также относящихся к внеоборотным активам компании.

Таким образом, нулевая остаточная стоимость у нематериальных активов не является обязательным основанием для безусловного списания таких активов в бухучете.

Стандартом ПБУ-14/2007, однако, предусматриваются типичные обстоятельства, обуславливающие выбытие НМА, их надлежащее списание.

Способы

Надо отметить, что перечень возможных способов выбытия нематериальных активов с хозяйственного учета является открытым.

Стандарт ПБУ-14/2007 предполагает следующие допустимые варианты:

  • Инвентаризация (проверка, ревизия) обнаружила недостачу НМА, что обуславливает необходимость надлежащего списания недостающих объектов.
  • Соответствующий актив вносится в качестве вклада по соглашению о совместной деятельности.
  • Актив передается сторонним субъектам по соглашению о дарении (дарственной).
  • Актив передается сторонним субъектам по договору обмена (соглашение о мене).
  • Актив передается как вклад в уставный капитал иной компании.
  • Объект перестал эксплуатироваться по причине морального износа.
  • Исключительное право переходит к иным субъектам без оформления какого-либо соглашения (к примеру, наложение взыскания на нематериальный имущественный объект, стандартное правопреемство собственности).
  • В отношении средства индивидуализации или продукта интеллектуальной деятельности производится отчуждение исключительного права по соответствующему соглашению, что обуславливает передачу такого права стороннему субъекту.
  • Для средства индивидуализации или иного продукта интеллектуальной деятельности завершился период действия соответствующего права, законно предоставленного предприятию.
  • Иные легальные основания.

Документальное оформление

Если нематериальный актив списывается, данный факт не просто отражается в бухучете предприятия.
Он обязательно оформляется соответствующими документами.

Прежде всего, издается распорядительный акт руководства организации – приказ.

Помимо этого, составляется специальная бумага, официально удостоверяющая факт списания данного актива.

Речь идет о так называемом акте на списание, в котором четко указывается, почему НМА выбывает с предприятия.

Акт на списание является документальным основанием для последующего внесения в карточку НМА-1 соответствующих записей, свидетельствующих о выбытии конкретного объекта.

Отметка списания вносится специалистами бухгалтерского подразделения.

Продажа нематериальных активов оформляется на предприятии следующими документами:

  • карточка учета для конкретного объекта НМА, в которой обозначается причина его выбытия;
  • акт, документирующий факт выбытия нематериального актива;
  • счет-фактура реализованного актива;
  • соглашение об отчуждении актива.

Если НМА передается предприятием-правообладателем в уставный фонд иной организации, данная процедура документируется следующими бумагами:

  • карточка учета;
  • акт выбытия;
  • решение сообщества учредителей;
  • соглашение со стоимостной оценкой нематериального актива.

Если НМА передается стороннему субъекту безвозмездно, предприятием составляются и заполняются следующие бумаги:

  • вносится соответствующая отметка в учетную карточку;
  • счет-фактура бесплатного актива;
  • акт выбытия;
  • соглашение о дарении;
  • документальное подтверждение принятия.

Как оформляется акт приема-передачи?

Если нематериальный актив реализуется (продается), составляется соглашение купли-продажи. Если НМА безвозмездно передается стороннему субъекту, оформляется соглашение дарения.

В обоих случаях происходит выбытие актива.

Данный факт зачастую подтверждается заполнением акта приема-передачи, в котором должны присутствовать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование организации;
  • дата составления;
  • кто передал (предприятие, подразделение);
  • кто получил (предприятие, подразделение);
  • проводка бухучета (дебет/кредит);
  • первичная стоимость объекта;
  • регламентированный период эксплуатации НМА;
  • амортизационная норма для нематериального актива;
  • наименование и краткое описание НМА;
  • ссылка на правоустанавливающую бумагу;
  • подписи, согласования.

Нематериальные активы: что это и как их учитывать?

Сущность понятия «нематериальные активы» и порядок их учета регламентируется Положением по бухгалтерскому учету №14. Именно здесь разъяснено, что можно отнести к нематериальным объектам. Таким образом, к НМА можно отнести:

состав нематериальных активов

Для учета нематериальных активов используется активный счет 04, на котором объекты отражаются по первоначальной стоимости.

Что касается первоначальной стоимости нематериальных активов, то она состоит из суммы затрат связанных с их покупкой, установкой и настройкой (оплата пошлин, информационных и консультационных услуг). Первоначальная стоимость устанавливается в момент принятия НМА к учету и остается неизменной в течение всего срока службы объекта, за исключением случаев переоценки или обесценения актива. Заметьте, в учет берутся только суммы за вычетом НДС.

Интересный факт, что начиная с 2008 года операции с нематериальными активами освобождены от налогообложения по НДС.

При постановке на учет нематериального актива составляется акт-приема передачи, который является основанием для открытия карточки учета НМА-1. Выбытие НМА может оформляться актом о списании по форме ОС-4 или актом о приеме-передаче по форме ОС-1.

Бухгалтерский учет и проводки

Как уже говорилось ранее, выбытие нематериального актива с предприятия обуславливается разными причинами.

Следовательно, основание для выбытия НМА предопределяет специфику учета соответствующей процедуры. Учет выбытия осуществляется по 91-счету, а точнее – по субсчету 91/4.

На дебете 91/4 фиксируются остаточная стоимость выбывающего объекта, затраты выбытия, а также НДС-суммы. По кредиту 91/4 отражаются реализационная выручка, а также иные доходы, обусловленные выбытием объекта.

Сальдо 91/4 может быть кредитовое (полученный доход, заработанная прибыль) или дебетовое (понесенные затраты, зафиксированный убыток).

Сальдо 91/4 переносится на 91/9 («Сальдо иных доходов и затрат»), а затем переносится на 99 (иначе говоря, на счет прибылей и убытков).

Непригодность

Если НМА списываются (выбывают) с предприятия по причине дальнейшей непригодности, составляются следующие корреспонденции:

Операция Дебет Кредит
Амортизация накопленная выводится 05 04
Стоимость остаточная выявляется 91/4 04
Фиксация убытка 91/9 91/4
99 91/9

Реализация

Списание НМА при его реализации (продаже) сопровождается оформлением следующих проводок:

Операция Дебет Кредит
Амортизация накопленная устанавливается 05-счет 04-счет
Стоимость остаточная выявляется 91/4-счет 04-счет
Сбытовые затраты учитываются 91/4-счет 44,70
НДС-сумма по реализации отражается 91/4 68
Реализационная выручка (начисленная/поступившая) отражается 62,76,51 91/4-счет
Фиксация прибыли (если есть) 91/4-счет 91/9-счет
91/9-счет 99-счет
Фиксация убытка (если есть) 91/9-счет 91/4-счет
99-счет 91/9-счет

Передача вкладом или долей

Если НМА передается вкладом (частью) в уставный фонд или долей по соглашению совместной деятельности, составляются такие корреспонденции:

Операция Дебет Кредит
Амортизация накопленная устанавливается 05 04
Стоимость остаточная устанавливается 91/4 04
Затраты на передаточные процедуры учитываются 91/4 76,23,прочие
Договорная стоимость вклада отражается 58 91/4
Доходы списываются 91/4 91/9
Прибыль фиксируется 91/9 99
Затраты переносятся 91/9 91/4
Убыток фиксируется 99 91/9

О бухгалтерском учете при движении нематериальных активов читайте здесь.

Вход HMA в состав другой компании

Когда НМА передаётся в состав другого предприятия, для предприятия такая процедура считается финансовым вложением и в последствии она будет получать дивиденды. Передача объекта может быть осуществлена только по остаточной стоимости, сначала списывается амортизация, а потом определяется стоимость и фиксируется в счёте 04. Также в проводке Д58 К76 должна быть отражена задолженность по вкладу, а в Д76 К04 – передача объекта.

ДебетКредитСуммаОперацияДокумент
58.01.176.05Без НДСЗадолженность по вкладуАкт
04.01Без НДССписание амортизацииАкт списания
76.0504.01Без НДСПередача объектаАкт

Налоговый учет

Специфика налогового учета зависит от того, какой именно объект выбывает – амортизируемый актив или, как вариант, неамортизируемый.
Для целей налогообложения амортизируемость НМА предопределяется его первичной стоимостью.

Этим обстоятельством налоговый учет данного аспекта существенно отличается от бухучета.

Если первичная стоимость НМА составляет меньше ста тысяч рублей, такой объект не считается амортизируемым для налогового учета.

Затраты на покупку данного актива изначально учитываются в иных расходах организации, обусловленных производством и сбытом.

Если НМА – объект амортизируемый, ситуация с налоговым учетом несколько усложняется.

Когда списывается нематериальный актив из-за прекращения его эксплуатации по причине морального износа, затраты списания и амортизация, еще подлежащая начислению, фиксируются как внереализационные издержки.

Реализация/обмен амортизируемого НМА обуславливает уменьшение реализационного дохода (продажной выручки) на остаточную стоимость выбывающих объектов и реализационные издержки.

Налогообложение прибыли в этом случае осуществляется по типичной схеме. Убыток подлежит равномерному включению в иные затраты изготовления/сбыта на протяжении оставшегося периода эксплуатации объекта.

Как списать при закрытии организации?

Денежные средства и прочие активы закрывающейся (ликвидируемой) организации, оставшиеся после погашения всех кредиторских обязательств, передаются на законном основании её учредителям (участникам).

Данная норма предусматривается Гражданским кодексом РФ.

Поскольку объекты НМА, правообладателем которых является ликвидируемая организация, не могут применяться в её хозяйственных процессах дольше срока деятельности самой организации, такие активы списываются с баланса при закрытии предприятия.

Составляются такие корреспонденции:

  • Первичная стоимость списывается.
  • Накопленный износ списывается.
  • Финансовый итог от списания отражается.

Амортизация

Определение, отражение амортизации НМА регламентируется действующими стандартами ПБУ-14/2007. Что касается процедур выбытия, они отражаются по 04-счету.

Если для выбывающих активов амортизация фиксировалась в бухучете посредством накопления начисляемых величин по 05-счету, то перенесение (списание) стоимости данных объектов должно сопровождаться списанием накопленной амортизации.

Для выбывающего (списываемого) объекта списание аккумулированной амортизации выполняется на 04-счет.

Таким образом, когда НМА списывается, его стоимостная оценка, отражаемая по 04-счету, сокращается на величину начисленной амортизации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: