Фиксированный платеж по НДФЛ за работника-иностранца


Иностранцы из ЕАЭС

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Так, Минфин в письме № 03-04-05/40970 от 15.06.2018 сообщает, что положение Договора о применении к доходам граждан государств — членов ЕАЭС от трудовой деятельности ставки НДФЛ 13 % не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

По мнению ФНС, не имеет значения, приобрел иностранец статус резидента РФ или нет. Ставка в любом случае составляет 13 %. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № БС-4-11/[email protected] от 28.11.2016.

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Между тем Минфин имеет другое мнение на этот счет. В письмах № 03-04-06/34256 от 10.06.2016, № 03-04-05/34859 от 23.05.2018, № 03-04-07/11392 от 18.02.2020 сообщается, что по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации — граждане государств — членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

Например, на сайте столичного УФНС сообщается, что если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13 %, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30 %.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.
Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

  • постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
  • временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  • временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.

Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

  • по трудовому или ГПХ договору;
  • как ИП.

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2020–2021 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

Иностранцы с патентом

В отношении доходов, получаемых иностранными работниками от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента, применяется ставка НДФЛ 13 % независимо от наличия у них статуса налогового резидента.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Даже если иностранцы с патентом не являются налоговыми резидентами РФ, все равно применяется ставка 13 %. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина № 03-04-05/36673 от 13.06.2017.

Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.

Нерезидентам не положены налоговые вычеты. Поэтому если иностранный сотрудник претендует на вычеты, бухгалтеру нужно знать его налоговый статус.

Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.

При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.

Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.

Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.

Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.

То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.

Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме № БС-4-11/[email protected] от 26.09.2016.

Лица, получившие временное убежище. Страховые взносы в ФФОМС

В нашей организации работает гражданин Украины, получивший свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ сроком на 1 год (с августа 2014 г. по июль 2015 г.). В 2014 г. мы начисляли страховые взносы с его зарплаты, руководствуясь письмом Минтруда от 08.09.2014 г. № 17-3/10/В-5684, а также комментариями специалистов ПФР, которые они давали на всех семинарах, то есть начисляли взносы в ПФР и ФСС от несчастных случаев, не начисляли в ФОМС и ФСС. В письме Минтруда в № 6 «А-Э» за 2015 г. говорится, что с их зарплаты должны начисляться взносы в ФОМС.

Это касается только периода начиная с 2015 г. или необходимо доначислить взносы в ФОМС и за 2014 г.? Если за 2014 г. тоже, тогда ПФР при проверке будет исчислять пени за позднюю уплату? А еще нужно будет сдать в ПФР отчет по форме РСВ-1 за 2014 г. с корректировкой?

Вопрос

о начислении страховых взносов в ФФОМС долгое время вызывал
много споров и не имел ответов
.

В частных консультациях в различных изданиях сотрудники Минтруда РФ и ПФР сообщали, что на выплаты лицам, получившим временное убежище, страховые взносы в ФФОМС не начисляются

.

Минтруд РФ

, имеющий право разъяснять положения Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ,
впервые
выразил свою позицию в письме от 08.09.2014 г. № 17-3/10/В-5684 (опубликовано в
№ 42 «А-Э» за 2014 г.
).

Чиновники официально сообщили, что выплаты в пользу лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем или свидетельство о предоставлении временного убежища, облагаются страховыми взносами только в ПФР

при условии заключения с ним трудового договора на неопределенный срок либо срочного трудового договора (срочных трудовых договоров) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Из чего следует, что взносы в ФФОМС не начисляются

.

Однако в 2015 году

в интернет-источниках появилось новое письмо Минтруда РФ от 19.12.2014 г. № 17-3/В-620, в котором изложена прямо противоположная позиция: «
Лица, которым предоставлено временное убежище, являются застрахованными лицами
в системе обязательного медицинского страхования в РФ и, соответственно,
с выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу вышеуказанных лиц, подлежат обложению страховыми взносами в ФФОМС
»
(конец цитаты)
.

Редакция обратилась с официальным запросом

в государственное учреждение –
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области
с просьбой разъяснить вопрос: какой из двух противоположных позиций Минтруда РФ руководствоваться страхователям.
Приводим ответ полностью
.

«На Ваш запрос о начислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование с выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу физических лиц, получивших свидетельство о предоставлении временного убежища, сообщаем следующее.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)

правом давать разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах было наделено Минздравсоцразвития РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.07.2012 г. № 610 «Об утверждении положения о Министерстве труда и социальной защиты» Минтруд РФ

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования и
имеет право давать разъяснения по вопросам, отнесенным к своей компетенции
.

В письме Минтруда РФ от 08.09.2014 г.

№ 17-3/10/В-5684 «Об обложении страховыми взносами выплат лицам, признанным беженцами, ходатайствующим о признании их беженцами, и лицам, которым предоставлено временное убежище на территории РФ» разъяснено, что лицо, получившее свидетельство о предоставлении временного убежища, получает статус иностранного гражданина или лица без гражданства, временно пребывающего на территории РФ.

Выплаты в пользу лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем или свидетельство о предоставлении временного убежища, облагаются страховыми взносами только в ПФР

при условии заключения с ним трудового договора на неопределенный срок либо срочного трудового договора (срочных трудовых договоров) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

В письме от 19.12.2014 г.

№ 17-3/В-620
Минтруд РФ уточнил свою позицию
по вопросу начисления страховых взносов на выплаты указанной категории иностранных граждан.

Уточнено, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года

Федерального закона от 28.06.2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»
с 1 января 2015 года
иностранные граждане, которым предоставлено временное убежище (то есть имеющие статус временно пребывающих), являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования независимо от срока действия трудового договора согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Также уточнено, что лица, которым предоставлено временное убежище, являются застрахованными

лицами как в системе обязательного пенсионного страхования, так и
в системе обязательного медицинского страхования
.

Аналогичная позиция по начислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование изложена в письме Минтруда РФ от 15.12.2014 г. № 17-3/10/В-8595

.

В случае неначисления

страховых взносов в пользу указанной категории застрахованных лиц, плательщик страховых взносов обязан
внести необходимые изменения в расчет РСВ-1
и представить в орган ПФР в соответствии со ст. 17 Закона № 212-ФЗ.

Доначисленные суммы страховых взносов указываются в разделе 1 в строке 120

«Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода, всего» и
в разделе 4
«Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода».

До представления уточненного расчета РСВ-1 рекомендуем плательщику уплатить недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени

.

Заместитель управляющего Отделением С.Ш. Бахтикиреева». (конец цитаты)

Считаем необходимым добавить следующее.

Согласно п. 9 ст. 25 Закона № 212-ФЗ не начисляются пени
на сумму недоимки, которая образовалась
у плательщика страховых взносов
в результате выполнения им письменных разъяснений
о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства РФ об обязательном социальном страховании,
данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов
или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа,
по смыслу и содержанию относящегося к расчетным
(
отчетным
)
периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа
).

Кроме того, выполнение

плательщиком страховых взносов письменных
разъяснений
о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах и об обязательном социальном страховании,
данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля
за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение,
независимо от даты издания такого документа
),
признается обстоятельством, исключающим вину лица
в совершении правонарушения (п. 3 ст. 43 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, страховые взносы в ФФОМС

с выплат гражданину, получившему временное убежище, нужно
доначислить с момента заключения с ним трудового договора
.

На недоимку

, возникшую с момента заключения трудового договора и
до 15 декабря 2014 года
(дата издания письма Минтруда с другой позицией),
пени не начисляются
(п. 9 ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

С 15 декабря 2014 года

на недоимку, возникшую с данной даты,
пени начисляются
.

Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам

Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:

  • ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
  • ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
  • ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.

То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС.

О правилах уплаты взносов с выплат высококвалифицированных иностранных специалистов читайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.

ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.

Общеустановленные тарифы для взносов в 2020–2021 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев из ЕАЭС составят (ст. 426 НК РФ):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 465 000 руб. (в 2021 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 966 000 руб. (в 2021 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
  • ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.

ВНИМАНИЕ! Временно пребывающим иностранным работникам взносы на ВНиМ рассчитывайте по ставке 1,8%, а ОМС не начисляйте. Беженцам все взносы начисляйте, как и россиянам (Письмо Минтруда от 19.12.2014 N 17-3/В-620). Но убедитесь, что у них действительно статус беженца.

Кроме того у плательщика взносов также может возникнуть:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Если работодатель включен в перечень МСП, то с дохода иностранного работника, превышающего МРОТ, он вправе уплачивать взносы по пониженным ставкам.

Подробнее о пониженных взносах читайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2020–2021 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):

1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 32 448 руб. в 2021 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 32 448 × 8 = 259 584 руб. в 2021 году.

2. Годовой платеж на ОМС определится как конкретная сумма — 8 426 руб. в 2021 году.

О том, какой может быть величина взносов на травматизм, читайте в статье «Тарифы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от вида экономической деятельности».

Временно проживающие

Статус временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина означает, что лицо получило разрешение на временное проживание здесь.

В отношении постоянно и временно проживающего иностранца страховые взносы в 2021 году начисляют как россиянам (письмо Минтруда от 09.02.2016 № 17-3/В-48). Причём это касается всех видов взносов.

Также см. «Коды категорий застрахованного лица на 2021 год: таблица с расшифровкой».

Итоги

Иностранцы могут находиться в РФ в статусе проживающих (временно или постоянно) или временно пребывающих. Для первой группы начисление страховых взносов будет производиться в таком же порядке, как и для граждан РФ. То есть по общеустановленным, дополнительным или пониженным тарифам, если иностранец оформлен по договору (трудовому или ГПХ). Исключение составят специалисты высокой квалификации, с дохода которых не придется делать отчисления на ОМС.

На доходы специалистов высокой квалификации, временно находящихся в РФ и работающих по договору (трудовому или ГПХ), никакие начисления, кроме взносов на травматизм, производиться не будут. А доходы прочих иностранных работников, временно находящихся в РФ и трудящихся по договору, нужно обложить взносами на ОПС и ОСС, применив в части ОСС по нетрудоспособности и материнству особую ставку.

Взносы с доходов иностранцев-ИП будут вне зависимости от их статуса начисляться по действующему в РФ алгоритму расчета платежей для ИП.

Источники:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  • Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Налоговый кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев

Ст. 420 НК РФ, определяя объект обложения страховыми взносами, в части выплат иностранцам делает и исключение, при котором такие взносы не будут начисляться:

  • когда иностранец по трудовому или ГПХ договору трудится в структурном подразделении обособленного характера, расположенном вне территории РФ (п. 5).

Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/ [email protected]).

Однако если доход от иностранной компании получает работник-иностранец, временно находящийся в России, трудящийся в представительстве этого работодателя на территории РФ и не являющийся специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны платиться взносы на ОПС и ОСС по нетрудоспособности и материнству (письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-05/6079).

С доходов временно пребывающего в РФ иностранца, получившего статус беженца, в отличие от иных иностранцев временного пребывания будут дополнительно делаться отчисления на ОМС с применением обычного для РФ тарифа 5,1% (письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229).

О том, начислять ли взносы, если за границей РФ трудится гражданин РФ, читайте в материале «Дистанционщик за рубежом: взносы платим, НДФЛ — нет».

Все подробности начисления и уплаты страховых взносов, в том числе от несчастных случаев, на выплаты иностранным работникам рассмотрены подробно в Готовом решении от КонсультантаПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]